Махабхарата. Сериал

Тема в разделе 'Эриль', создана пользователем Эриль, 23 июл 2024.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    9d676567db1a8230875d63d0847d6610.png


    Шакуни — один из самых сложных и символически насыщенных персонажей эпоса "Махабхарата". Его роль выходит за рамки простого "злодея", раскрывая темы рока, мести и искажённой дхармы.

    Вот ключевые аспекты его образа:

    Происхождение и мотивация мести

    Шакуни — сын царя Субалы и брат царицы Гандхари. Когда Гандхари насильно выдали за слепого Дхритараштру, а её первый ритуальный брак с козлом (чтобы обойти предсказание о вдовстве) был раскрыт, Дхритараштра заключил всю семью Гандхари в тюрьму. Пленников морили голодом, выдавая лишь горсть риса в день на всех .

    Чтобы выжил хотя бы один мститель, Субала придумал испытание: продеть нитку через кость. Шакуни решил задачу, привязав нить к муравью, который прополз через кость за рисинкой.

    Братья и отец отдавали ему свой рис, умирая от голода на его глазах. Их последней волей стало требование отомстить роду Куру.

    Кости для игры Шакуни изготовил из бедренных костей отца — они всегда подчинялись его воле, символизируя связь с погибшими и одержимость местью .


    Цель жизни — уничтожение Кауравов

    Шакуни понимал, что прямое насилие бессильно против могущественного Хастинапура. Его план заключался в разрушении изнутри: он использовал зависть Дурьодханы к Пандавам, его амбиции и слабости Кауравов, чтобы спровоцировать войну, которая уничтожит весь род .


    Ключевая роль в сюжете Махабхараты

    Зная о страсти Юдхиштхиры к азартным играм, Шакуни предложил Дурьодхане обыграть Пандавов. С помощью магических костей он выиграл у Юдхиштхиры всё: царство, братьев, их общую жену Драупади, что привело к её унижению при дворе.

    Даже после возвращения царства Пандавам Дхритараштрой Шакуни убедил сыграть повторно. Второй проигрыш обрёк Пандавов на 13 лет изгнания, что стало прямой причиной будущей войны .


    Манипуляция Дурьодханой

    Шакуни с детства воспитывал в племяннике ненависть к Пандавам. Именно он организовал покушение на Бхиму (отравление и сброс в реку), поджог дворца из лака (Лакшаграха) и другие козни .

    Его стратегия строилась на провокациях в отсутствие Кришны — единственного, кто мог разгадать его планы .


    Финал: гибель на Курукшетре

    Шакуни сражался на стороне Кауравов. В битве его убил Сахадева — младший из Пандавов, исполнив данную им клятву. Перед смертью Шакуни признал, что достиг цели: род Куру был истреблён .


    Символизм образа

    1. Внешность как отражение порока

    - Гнилые зубы — знак сквернословия и лживости.
    - Прищуренный левый глаз — символ лжи (в индийской традиции закрытый глаз означает неискренность).

    - Хромота — следствие аскезы во имя мести; физическое уродство как метафора искажённой дхармы.

    - Жест двумя пальцами в разговоре — пожелание зла собеседнику (используется в классическом индийском танце).


    2. Кости — символ рока и кармы

    Кости, сделанные из костей отца, воплощали неотвратимость возмездия (кости всегда "подчинялись" воле Шакуни).

    Шакуни считается аватарой этой эпохи упадка нравственности, где хитрость торжествует над честью .


    3. Имя "Шакуни" ("сокол")

    В адаптациях (например, в сериале) у него есть ручной сокол Шукра — посредник в коварных планах. Сокол символизирует выслеживание добычи и безжалостность .



    Философская интерпретация и наследие

    - Месть как искажённая дхармы.
    Шакуни — воплощение идеи "цель оправдывает средства". Его месть была "законной" с точки зрения долга перед семьёй, но методы (обман, разжигание вражды) вели к адхарме — нарушению мировой гармонии .


    - Провокатор войны как божественное орудие.

    В эпосе Кауравы — воплощения демонов (данавов). Шакуни, созданный Шивой, стал инструментом их уничтожения, хотя сам действовал из личных мотивов .


    В культуре

    В Индии имя "Шакуни" стало синонимом коварства. Его цитируют в контексте манипуляций, а в театре и кино акцентируют физические уродства как маркеры морального падения .



    Шакуни — трагический антигерой, чья месть, основанная на личной трагедии, привела к гибели тысяч.

    Его символизм многогранен: от олицетворения эпохи упадка (Двапара-юга) до воплощения идеи о том, что слепая месть разрушает и мстителя.

    Его кости — не просто игровой инструмент, а метафора необратимости кармы: даже после победы на костях, война поглотила всё, что он пытался отвоевать .
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ZQ72UStvhVw.jpg


    Бхима (Бхимасена)

    Бхима — второй из пяти Пандавов, сын царицы Кунти и бога ветра Ваю. Его рождение сопровождалось чудесами: упав с колен матери, младенец разбил скалу, продемонстрировав нечеловеческую силу.

    В некоторых интерпретациях Бхима связан с Марутами — божественными ветрами, что объясняет его ярость и мощь. Эта связь подчеркивает его роль как воплощения природной стихии.


    Имена:

    Бхимасена ("Ужасный воин") — отражает его доблесть в битвах.

    Врикодара ("Волчебрюхий") — символизирует неутолимый аппетит и физическую мощь.

    Прожорливость Бхимы — не комический недостаток, а символ жизненной силы и связи с земным миром.


    Кауравы неоднократно пытались убить Бхиму: топили в реке, подсылали ядовитых змей. Однако он выжил, задушив змей и слуг.


    Браки и потомство:

    - Хидимби (ракшаси) — родила сына Гхатоткачу, который позже погиб на Курукшетре.

    - Драупади — общая жена Пандавов, родила Бхиме сына Сутасому.



    Ключевые подвиги:

    - Убийство ракшаса Баки: Спас город Экачакра, сокрушив демона-людоеда.

    - Победа над Джарасандхой: В поединке на разрыв тела — аллегория преодоления расколотости мира.

    - Месть за Драупади: После ее унижения Кауравами поклялся убить Духшасану и выпить его кровь, что исполнил в битве на Курукшетре.

    - Убийство Кичаки: Защитил Драупади от домогательств во дворце Вираты.



    Роль в битве на Курукшетре

    Уничтожение армий: Бхима ликвидировал 8 акшаухини (около 1.2 млн воинов), включая 100 Кауравов.

    Особо значимы его победы над Духшасаной (выпил кровь) и Дурьодханой (сломал бедро запрещенным ударом).

    Карна, сводный брат Пандавов, пощадил Бхиму в бою, но унизил его. Бхима так и не простил ему предательства.



    Союз с Кришной

    Действовал по его советам, например, использовал Шикхандина как "щит" против Бхишмы, который отказался сражаться с бывшей женщиной.



    Смерть

    Уход в Гималаи: После победы Пандавов Бхима отправился с братьями в последний поход. Умер от слабости в горах — ирония для сильнейшего воина.

    Его смерть отражает идею кармического исчерпания: выполнив долг воина (дхарму), он освободился от мирных уз.



    Символизм и архетипы

    Олицетворение стихии ветра: Его ярость в бою, неукротимость и физическая мощь — прямые отсылки к Ваю.

    Архаический герой: Сравним с Гераклом (душил змей в младенчестве) и Роландом (безрассудная доблесть).

    Черты архаики: борьба с чудовищами (ракшасами), использование деревьев как оружия.


    Контраст с братьями:

    Герой/ Качество/Контраст с Бхимой

    1. Юдхиштхира/ Мудрость/Бхима — действие, а не размышление

    2. Арджуна/Идеализм/Бхима — прагматизм и месть

    3. Накула/Сахадева/ Скромность/Бхима — гипертрофированная сила



    Философские аспекты

    Дхарма воина: Бхима воплощает кшатрийский долг — защита слабых и отмщение за несправедливость. Его жестокость к Кауравам (например, расправа над Духшасаной) трактуется как исполнение высшей справедливости.

    Отношения с Кришной: Безоговорочное следование его советам символизирует преданность (бхакти) высшему закону.

    В "Бхагавадгите" (4.7) подчеркивается: божественная сила проявляется через избранных воинов.


    Экзистенциальный конфликт: Перед битвой Бхима не хотел воевать, зная о гибели миллионов. Это показывает трагедию героя, вынужденного убивать ради долга.



    Бхима — сложный архетип: разрушитель и защитник, яростный воин и преданный семьянин.

    Его сила — не только физическая, но и символическая: ветер перемен, сметающий устаревшие нормы (например, убийство Дурьодханы запрещенным ударом стало концом эпохи "чистой" войны).

    В индийской культуре он остается воплощением неукротимой жизненной энергии, балансирующей на грани божественного и человеческого.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    dd18996a32529629ca7f96b49bb02432.jpg

    Духшасана

    Духшасана — второй сын слепого царя Дхритараштры и царицы Гандхари, младший брат Дурьодханы. Его образ воплощает слепую преданность, жестокость и трагическую роль "инструмента зла" в эпосе.


    Духшасана, как и все 100 Кауравов, родился неестественным путём. После выкидыша Гандхари извлекла кусок серой плоти, который мудрец Вьяса разделил на 100 частей и поместил в горшки с маслом. Из второго горшка появился Духшасана.


    Его рождение сопровождалось шакальим воем, появлением диких зверей днём и прочими предзнаменованиями гибели рода Куру. Мудрец Видура советовал убить первенца Дурьодхану (и, по логике, всех сыновей), но Дхритараштра отказался .


    Был фанатично предан старшему брату Дурьодхане, став его "правой рукой" в интригах против Пандавов .

    Участвовал в попытках убийства Пандавов, включая поджог смоляного дома в Варанавате и организацию отравления Бхимы.

    Главное преступление Духшасаны — публичное унижение Драупади после проигрыша Пандавов в кости:
    - Притащил её за волосы в собрание, назвав "рабыней" .
    - Пытался раздеть её, но по молитве к Кришне её сари стало бесконечным.

    Это привело к клятве Драупади:
    "Не заплету волос, пока не омою их кровью Духшасаны!" и обету Бхимы: "Разорву твою грудь и выпью кровь!" .


    Его действия стали точкой невозврата. Даже Карна признавал, что оскорбление Драупади сделало войну неизбежной .

    В войне командовал частью войска Кауравов. На 16-й день битвы Бхима выполнил клятву:
    - Отрубил Духшасане руку, которой тот таскал Драупади за волосы.
    - Выпил его кровь со словами: "Сладка твоя кровь, о враг!" .
    - Разорвал ему грудь (по некоторым версиям, вырвал сердце).


    screenshot_316.jpg


    Питьё крови Бхимой — не просто жестокость, а:

    - Искупительный ритуал: Очищение осквернённой чести Драупади через "возвращение" позора агрессору.

    - Разрыв кармической петли: Смерть Духшасаны символизировала конец эпохи, где унижение женщин оставалось безнаказанным .


    Гибель деморализовала армию Кауравов. Дурьодхана, увидев тело брата, впал в отчаяние: "Теперь я потерял всё!" .


    Духшасана — воплощение слепой ненависти и исполнительной силы зла. Если Дурьодхана — стратег распри, то Духшасана — её тактик, не рефлексирующий о последствиях .


    В индийской традиции Духшасана — пример того, как второстепенные персонажи, слепо следующие за тиранами, умножают страдания.


    Духшасана — архетип "тени" в юнгианском анализе: подавленная жестокость, которая при отсутствии рефлексии ведёт к саморазрушению .


    "Духшасана — не самостоятельное зло, а эхо чужой ненависти. Его смерть напоминает: слепая верность злу губит прежде всего самого слугу".


    Духшасана остаётся одним из самых трагичных антигероев "Махабхараты". Не будучи инициатором зла, как Дурьодхана или Шакуни, он стал его катализатором, заплатив жизнью за отсутствие нравственного выбора.

    Его судьба подчёркивает ключевую мысль эпоса: соучастие в преступлении не менее преступно, чем его замысел.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    5w0I4_kJkDQ.jpg

    Бог на вашей стороне – мир в ваших руках

    Вы можете накопить богатство, приобрести глубокие научные знания, обладать здоровьем и силой. Но если вы в дополнение к этому не достигните в и дения Всевышнего Господа, и радости экстаза при этом в и дении, всё приобретённое вами – не более, чем ненужный хлам.

    В великом эпосе Индии “Махабхарата” описывается битва между Кауравами и Пандавами. По военной мощи и богатству Кауравы намного превосходили Пандавов.

    Обе стороны обратились за помощью к Кришне, воплощению Бога; Кауравы охотно приняли от Него большое войско и огромное количество оружия.

    Но Пандавы ждали от Него лишь милости! Господь согласился; Он встал на сторону Пандавов – один и безоружный! Он держал в руке только кнут и управлял колесницей Арджуны. И это всё. Кауравы потерпели полное поражение, Пандавы выиграли царство и обрели вечную славу.

    Если Бог на вашей стороне, весь мир принадлежит вам – это истина, которую можно извлечь из индийских священных писаний.

    “Отбросьте все условности прав и обязанностей. Предайтесь Мне безраздельно. Я оберегу вас от греха и освобожу от жестокой череды выходов на сцену жизни. Вы всегда сможете оставаться в вашей собственной реальности вечного покоя”, – утверждает Господь.

    Саи Баба
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    iYgTbL0hnsq_1J7Qs1_GZxXtlXNK17AYOwzfU6OvNd2HmPP7s5sRZRv8Tw-5cq0wU9PAEds2RflUCrNCsN6znHTn_1.jpg

    ТРИ БРАТА

    Панду, Дхритараштра и Видура.


    Они родились от сына царицы Сатьявати, великого святого мудреца Веда-Вьясы, написавшего эпос "Махабхарата".

    По просьбе Сатьявати по обычаю нийога от мудреца Вьясы вдова Амбика родила Дхритараштру, а вдова Амбалика — Панду.

    Когда Веда-Вьяса пришёл к Амбике, та ужаснулась при виде отшельника и закрыла глаза. По этой причине её сын Дхритараштра родился слепым.

    Амбалика сильно побледнела, когда Веда-Вьяса пришёл к ней, и её сын родился с кожей белого цвета. Его назвали Панду, что означает "бледный".

    Затем Сатьявати попросила сына Веда-Вьясу помочь Амбике зачать ещё одного сына, но Амбика вместо себя подослала мудрецу свою служанку, которая от Веда-Вьясы родила Видуру, воплощение Ямараджа, бога смерти.


    PS. Веда-Вьяса считается одним из воплощений Кришны
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    i.jpeg

    ЦАРИЦА САТЬЯВАТИ

    Перед приходом Кришны на Землю силы зла, демоны, со всей нашей вселенной воплотились на Земле; среди них были и братья Кауравы, возглавившие на поле Курукштера армию демонов. Все силы зла были собраны на Земле, чтобы Кришна разом покончил с ними, а не тратил время на их поиски на разных планетах.

    Ведал ли Вьяса, что он творил? - Да. Вьяса был не просто учёный, и не просто святой мудрец, Он был аватарой Бога, о чём свидетельствует стих 1.3.21 Бхагавата пураны: "Шри Вьясадева — семнадцатое воплощение Бога. Он появился из чрева Сатьявати от святого мудреца Парашары".

    Имя Вьяса является его прозвищем, а настоящее его имя - Кришна Двайпаяна. Имя Двайпаяна означает "рождённый на острове".




    ...Однажды царь Упаричара бродил по лесу, думая о своей молодой жене. Внезапно, под влиянием этих мыслей, у него истекло семя. Царь подобрал его баньяновым листом и попросил пролетающего мимо коршуна отнести это семя его супруге. Коршун, пролетая над рекой, нечаянно выронил лист, и бесценное семя упало в воду.

    В то время в водах священной реки Ямуны плавала огромная рыба — заколдованная апсара. Адрика, так звали небесную деву в теле рыбы, проглотила упавшее в воду царское семя и зачала дитя. Через девять месяцев рыбак, закинувший сети в Ямуну, поймал рыбу-апсару. Он вспорол ножом рыбе живот и увидел в брюхе двух прекрасных младенцев — мальчика и девочку. Мальчика рыбак отнёс царю Упаричаре, и его назвали Матсьяраджа — «рыба-принц». А девочку рыбак оставил себе, назвал Матсьягандха — «пахнущая рыбой», и вырастил её как свою дочь.

    Прошли годы. Девочка превратилась в красивую и трудолюбивую девушку. Целыми днями она помогала отцу, перевозя людей в лодке через Ямуну. О её необычном рождении напоминал только сильный запах рыбы, исходивший от тела.

    Однажды в её лодку сел святой мудрец Парашара. Парашара был известен своим суровым и гневливым характером, поэтому окружающие боялись ему противоречить, дабы не стать жертвой его проклятий. Мудрец возжелал её, но девушка, воспитанная в целомудрии и богобоязненности, устыдилась и попыталась возразить ему:

    «О всемогущий риши, Вы заставляете меня краснеть. Как могу я соединиться с Вами на глазах людей и отца? .. Как могу я согласиться на такой поступок — ведь я лишусь девственности. Как потом я смогу жить в доме отца моего?.. И разве Вы не чувствуете ужасный запах, который идёт от моего тела? Из-за него меня назвали Матсьягандха…»

    Мудрец только рассмеялся. Он заверил девушку, что та останется девственна, рыбий запах сменится цветочным благоуханием, а от посторонних глаз их скроет туман. Кроме того, мудрец пообещал, что у неё родится великий сын, который прославит её в веках. Выслушав эти слова, девушка согласилась.

    Мудрец предложил вывести лодку на остров посередине реки. Могущественный Парашара создал над рекой завесу из тумана и затем на острове сблизился с дочерью рыбака, она тут же зачала и родила сына, оставшись девственницей. Мистическим образом новорождённый сын прямо на глазах родителей начал расти и за несколько минут стал взрослым.

    Мудрец Парашара не был обычным человеком. Он был правнуком Брахмы, творца вселенной. Желая обрести в сыновья самого Всевышнего, Парашара совершал суровые аскезы. Довольный им, Господь пообещал, что станет его сыном. В качестве земной матери Бог выбрал Матсьягандху, приёмную дочь рыбака. Парашара дал сыну имя Кришна Двайпаяна, что означает "Кришна, родившийся на острове".

    Парашара дал сыну посвящение в брахманы, а сын пообещал, что будет являться перед родителями всякий раз, когда бы они ни воззвали к Нему в своих мыслях. Как известно, в дальнейшем Сатьявати обратилась к сыну, попросив его зачать наследников рода Куру.

    Таким образом, Парашара стал прадедом как Пандавов, так и Кауравов.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    i (1).jpeg


    Учитель Дрона (Дроначарья)

    Дрона родился необычным образом. Мудрец Бхарадваджа, увидев купающуюся апсару (небесную нимфу) Гхритачи, испустил семя, которое собрал в глиняный сосуд (дрона). Из этого сосуда появился Дрона, чьё имя буквально означает "рождённый в сосуде".


    Сын брахмана, он унаследовал знания Вед и воинские искусства. Изучал Дханурведу (науку о луке) под руководством отца и мудреца Агнивешьи, а позже получил божественное оружие от Парашурамы.


    Ключевые события жизни

    1. Дружба и предательство с Друпадой:

    В юности Дрона дружил с царевичем Друпадой, который пообещал разделить с ним царство. Когда Друпада стал царём Панчалы, он отверг Дрону, заявив, что дружба возможна только между равными. Это унижение стало движущей силой мести Дроны.


    2. Становление учителем Кауравов и Пандавов:

    Прибыв в Хастинапур, Дрона поразил царевичей, мастерски достав мяч из колодца с помощью травинок, превращённых в "стрелы" (символ его связи с божественными силами).

    Бхишма назначил его гуру царевичей. Среди учеников выделялся Арджуна, ставший его фаворитом. Дрона передал ему секретное оружие Брахмы (Брахмастру), запретив использовать против людей.


    3. Жертва Экалавьи:

    Племенной князь Экалавья, не принятый Дроной в ученики из-за низкого происхождения, вылепил его статую и самообучился. Дрона потребовал в качестве "платы за обучение" его правый большой палец, лишив Экалавью возможности превзойти Арджуну. Этот поступок символизирует конфликт между кастовой дхармой и моралью.


    4. Месть Друпаде:

    В качестве платы за обучение Дрона потребовал от учеников захватить Друпаду в плен. Пандавы выполнили приказ, но Друпада, униженный, совершил жертвоприношение для рождения мстителя — своего сына Дхриштадьюмны.



    5. Роль в битве на Курукшетре

    Когда битва между Пандавами и Кауравами была неизбежна, Дрона осудил царевича Дурьодхану и его братьев за узурпирование власти в царстве и за изгнание Пандавов. Но так, как Дрона находился на службе в Хастинапуре, долг обязывал его сражаться на стороне Кауравов, против дорогих его сердцу Пандавов.

    Дроначарья был одним из самых могучих воинов на Курукшетре, нанёсшим наибольший урон армии Пандавов. С помощью своего непревзойдённого мастерства и различных видов оружия, этот непобедимый «воюющий брахман» собственноручно убил несколько сот тысяч воинов из армии противника.

    После гибели Бхишмы, Дрона занял пост главнокомандующего и возглавлял армию Кауравов с 11-го по 15-й день битвы.



    Хитрость и смерть:

    Чтобы победить Дрону, Кришна придумал хитрость: Бхима убил слона по имени Ашваттхама (тёзка сына Дроны) и объявил о его смерти. Юдхиштхира, известный правдивостью, подтвердил: "Ашваттхама мёртв", добавив шёпотом "...слон", но слова потонули в звуках раковин.

    Дрона, поверив в смерть сына, сложил оружие. В этот момент Дхриштадьюмна обезглавил его. Дух Дроны к моменту смерти уже покинул тело через медитацию — символ его отречения.



    Семья и личность

    Семья: Жена — Крипи, сестра наставника Крипы. Сын — Ашваттхама, унаследовавший ярость отца и ставший "карателем" после войны.


    Противоречивость натуры:

    Сочетал духовную мудрость с воинской яростью. Его знания Вед контрастировали с мстительностью.


    Символизм и философские аспекты

    1. Конфликт долга и страсти:

    Дрона олицетворяет борьбу между брахманским идеалом бесстрастия и человеческими слабостями — обидой, гордыней, привязанностью к сыну.

    Его месть Друпаде нарушила принцип непричинения вреда (ахимсы), что привело к кармической расплате.


    2. Трагедия неверного выбора:

    Как наставник, он обязан был хранить нейтралитет, но встал на сторону Кауравов из личной ненависти. Его смерть от руки Дхриштадьюмны (специально рождённого для мести) — воплощение закона кармы.


    3. Символ "искажённой дхармы":

    В "Бхагавад-Гите" Кришна учит, что дхарма должна следоваться без привязанности к плодам. Дрона же использовал знания для личных целей, превратив дхарму в адхарму (беззаконие).



    Заключение:

    Дрона — один из самых трагичных героев "Махабхараты". Его жизнь иллюстрирует, как обида и привязанность разрушают даже возвышенную душу.

    Смерть воина-брахмана, преданного учениками, стала поворотным моментом войны, напоминая о хрупкости человеческой этики перед лицом власти и мести.

    Как сказано в тексте: "В Махабхарате есть всё" — и Дрона олицетворяет эту всеобъемлющую мудрость через свои противоречия.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ac9f3303ee7f448bd0361d3a9b8eb6ed.jpg


    Накула и Сахадева: Близнецы-Пандавы из "Махабхараты"


    Накула и Сахадева — младшие из пяти братьев-Пандавов, рождённые царицей Мадри от богов-близнецов Ашвинов.

    Их появление связано с трагедией:
    После смерти Панду (отца Пандавов) его вторая жена Мадри совершила сати (ритуальное самосожжение), оставив близнецов на попечение старшей царицы Кунти.


    Ашвины, божественные целители, даровали своим сыновьям необычайную красоту (Накула), мудрость (Сахадева) и мастерство в искусстве врачевания.


    Накула считался самым красивым мужчиной своего времени, сравнимым с Камой, богом любви. Виртуозный мечник и знаток лошадей (ашва-ведья). Легенды говорят, что он понимал язык животных. Олицетворяет гармонию тела и духа, связь с природой.


    Сахадева.
    Сахадева являлся самым младшим из пяти Пандавов, но одним из мудрейших, среди них. Ещё в детстве он выучил все Веды за неделю. Знал будущее, но был проклят молчать (иначе события Махабхараты не свершились бы).

    Мастер владения мечом и стратег. Его пророческие способности остались нераскрытыми из-за клятвы.

    Представляет жертву ради дхармы — даже обладая знанием, он подчинился судьбе.


    В период изгнания близнецы сопровождали Юдхиштхиру, помогая выживать в лесу. Накула исцелял братьев, а Сахадева предсказывал опасности.



    Битва на Курукшетре:

    Накула сражался с Шакуни, но не смог его убить (проклятие Гандхари).

    Сахадева победил своего дядю Шалью, царя Мадры, выполнив пророчество.


    Философский смысл

    1. Единство противоположностей:
    Накула (красота, физическая сила) и Сахадева (мудрость, молчание) дополняют друг друга, как два крыла птицы.


    2. Дхарма служения:
    В отличие от старших Пандавов, близнецы не стремились к власти, оставаясь верными помощниками — пример идеальных младших братьев в ведической традиции.


    3. Трагедия нереализованного потенциала:
    Сахадева, знавший исход войны, но связанный обетом, символизирует ограниченность человеческой свободы перед лицом судьбы.


    Близнецы Пандавы — тени великих героев, но именно их смирение и преданность делают "Махабхарату" глубокой. Накула напоминает, что сила — не только в битвах, но и в гармонии, а Сахадева показывает: иногда величайшая мудрость — это умение хранить тайну ради высшего блага.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    54c989adce21f3ab11b5f2a3596f43e8.jpg

    Арджуна

    Радуясь рождению двух прекрасных сыновей, Панду продолжал желать еще одного наследника. Индра, царь богов, поверив в преданность Панду, посулил ему сына — величайшего кшатрия в трёх мирах. В положенный срок Кунти родила мальчика, которого назвали Арджуна — «Белый».

    Шло время, многочисленные сыновья Дхритараштры и пять сыновей Панду, росли вместе под одной крышей. Их учитель Дрона был строг, требователен и уверенно вел юношей к намеченной цели — искусному владению оружием и знанию дхармы. Арджуну ачарья выделял как лучшего лучника и ставил его в пример другим ученикам.

    Похвалы в адрес Арджуны, сильно задевали его двоюродного брата Дурьодхану, и в его сердце зародилась зависть. Постепенно Арджуна, который опережал всех в воинском искусстве, стал для него настоящим врагом.

    Пандавы, злою волею Дурьодханы, оказались в изгнаниях, бежав от гибели в горящем доме. В своих долгих странствиях они, однажды, достигли страны Панчалов, которая находилась у подножия Гималаев. Влекомые любопытством, братья приехали на сваямвару Драупади, принцессы Панчалов. Арджуна стал единственным, кто справился с заданием и счастливая Панчали, давно заприметившая стройного мужчину, подошла к герою и надела ему на шею гирлянду из цветов в знак своего согласия.

    Вернувшись в Хастинапур, Пандавы получили от Дхритараштры во владение большую территорию, на которой располагались леса. Небесный зодчий Майя вызвался помочь братьям и, силой своего неземного таланта и мощью подвижнического пыла, сотворил для них город подобный царству Индры, названный Индрапрастхой. Туда в гости к благородным Пандавам стекались все, кто отмечен благоприятными знаками. Частенько приезжал и двоюродный брат Пандавов, Кришна, находящий усладу в общении со своим любимцем — восприимчивым к познанию Арджуной. Темнокожий Кришна и белолицый Арджуна были близкими друзьями. Позже сестра Кришны, лотосоглазая Субхадра, стала второй женой Арджуны, еще прочнее соединив узы между родом Пандавов и Ядавов.

    С течением времени смуглолицая царица Панчали обрела от пятерых супругов пятерых прекрасных сыновей. Они, как и когда-то их отцы, освоили Веды, узнали правила хорошего поведения и были обучены Арджуной военной науке — как божественной, так и человеческой.

    Дурьодхана, люто ненавидивший братьев, решил избавиться от них. Пригласив Юдхиштхиру на игру в кости он, при помощи своего дяди Шакуни, изгнал Пандавов из царства на 13 лет. Пандавы удалились в лес, где переносили тяготы и лишения.

    Однажды Арджуна, нарушив договорённость и войдя в комнату Юдхиштхиры, когда тот был с Драупади, предался аскезе. Он покинул семью и ушел далеко в лес, чтобы очиститься и вернуться назад к родным — достойным и просветленным. После многих месяцев суровой тапасьи , к Арджуне явился Шива а затем и Индра — царь богов, Яма — бог смерти, Кубера — божественный казначей, и Варуна — бог рек и океанов. Все четверо передали Арджуне волшебное оружие и раскрыли священные мантры. После, в сопровождении богов, Пандав вознёсся на небо и отправился в Девалоку, где пробыл много дней, занимаясь изучением музыки и танцев. Отказав в близости апсаре Урвачи, Арджуна вызвал её проклятие быть евнухом. Индра смягчил слова апсары, ограничив их одним годом. Это неприятное событие стало благословением Арджуны, когда, отбывая в изгнании последний год, он был вынужден скрываться в гареме, среди евнухов и женщин.

    Когда долги были оплачены, Пандавы захотели вернуть себе Индрапрастх, но не нашли отклика от Дурьодханы, братоубийственная война оказалась неизбежной и обе стороны стали готовиться к битве.

    Арджуна и Дурьйодхана собирали войско в соседних царствах. Арджуна, понимая, что главный и незаменимый его союзник и друг — Кришна, ранним утром поспешил к нему но, когда вошел в покои Кришны, то застал там Дурьйодхану. Кришна отказал обоим братьям в помощи, но предложил выбрать себя или своё войско. Арджуна с восторгом и ликованием принял оставшегося, после выбора брата, Кришну.

    Перед самым началом битвы Арджуна посетовал Кришне, что не хочет воевать против родственников. В ответ Кришна дал Арджуне наставления о ступенях йоги и раскрыл себя как творца Вселенной, Аватара: «Душа человека — поле Курукшетра, где кипят его страсти и страхи. Ты, Арджуна, должен преодолеть сон невежества, победить сомнения и действовать. Армия, стоящая перед тобой, — это люди, которых я приговорил к смерти задолго до сегодняшнего сражения. Уничтожь тех, кто уже уничтожен мною. Ты — всего лишь орудие для исполнения моего замысла. Ты не можешь причинить им вреда, их души жили раньше и будут продолжать жить. Душу невозможно пронзить оружием, сжечь огнем, утопить в воде или иссушить ветром. Так иди же, сражайся и сверши свой долг кшатрия!»

    Это были страшные 18 дней. Воины дрались друг с другом: колесничий с колесничим, пехотинец с пехотинцем, конник с конником, правящий слоном с правящим слоном. Брат шёл на брата, дядя на племянника, дед на внука. Бхишма сам дал совет любимым ученикам о том, как победить его, Дрону победили хитростью, многие пали от божественного оружия и собственной доблести бойцов обеих армий.

    Тем временем приблизилась решающая схватка между Арджуной и Карной.

    i (7).jpeg

    Два героя — два брата, двинулись друг на друга под оглушительные звуки раковин и барабанов и через несколько минут затмили своими стрелами все стороны света. Поддавшись проклятию брахмана, Карна в ответственный момент забыл священную мантру оружия и колесо его повозки увязло в земле. Карна стал просить Арджуну о справедливости но тот, опьянённый обидами за изгнания и унижения поразил Карну.

    Позже, завершив все свои земные дела, совершив необходимые обряды, Пандавы и их супруга Драупади сняли с себя украшения, обратили свои лица к югу и начали восхождение на гору Меру, которая своей вершиной уходит в небеса....
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    xcro05lZ3Xm69P1a8GQwYTYqgwd_xSUJSgp_gD00AdMOcf7x50cdI2mZZrkS3f2D6Q5IUP_q-obXkaSonfcEHV1U_1.jpg

    Арджуна


    Арджуна появился на свет в месяце Пхалгуна (февраль-март), под созвездием Пхальгуни, что отразилось в одном из его имён — Пхальгуна .


    При рождении небесные знамения предрекли его будущее величие. На церемонии присутствовали боги, гандхарвы, апсары и мудрецы, а апсары исполняли ритуальные танцы.

    Его имя Арджуна ("серебристый", "белый") символизировало чистоту и яркость, данные Индрой .



    Жизнь и ключевые события

    1. Обучение у Дроны:


    Y59xZQddmHfkt4rpP8BKKr2OnHVwGjmyrvccQ_IADUsfZRiS7QmTsrvYr8eAL91FvVNLag-1_1.jpg


    - Стал любимым учеником наставника Дроны благодаря дисциплине и таланту. Дрона научил его стрельбе вслепую, в темноте и управлению божественным оружием, включая Брахмастру.


    - Проявил исключительную сосредоточенность в испытании "глаз птицы", где видел только цель, игнорируя окружение. Это сделало его величайшим лучником мира .



    Однажды гуру Дрона купался в реке и один крокодил, побуждаемый своей злой судьбою, схватил гуру за ногу.

    Дрона воззвал о помощи к своим ученикам, оставшимся на берегу. В одно мгновение Арджуна пятью острыми стрелами рассёк крокодила в воде на части, прежде чем кто-либо из остальных успел пошелохнуться.

    Дрона похвалил Арджуну и подарил ему чудесный дротик, который после метания сам возвращался к владельцу.

    Дрона ставил Арджуну в пример остальным ученикам, говоря: "Ни один человек в мире не может сравниться с Арджуной в стрельбе из лука!"




    2. Браки и потомство:

    - Женился на Драупади после победы в сваямваре (соревновании женихов), натянув богатырский лук.

    Позже взял в жёны Субхадру (сестру Кришны), Читрангаду (царевну Манипура) и Улупи (царевну нагов).



    3. Изгнание и божественные дары:

    - Во время 13-летнего изгнания получил от Шивы лук Гандиву и неиссякаемые колчаны со стрелами. Провёл пять лет на небесах у Индры, где освоил управление небесным оружием .

    c692f02d88a29212f378f1b401c7e4b8.jpg




    4. Роль в битве на Курукшетре:

    - Стал военным лидером Пандавов. Его возничим был Кришна, который открыл ему учение Бхагавад-гиты, разрешив сомнения о дхарме воина .


    - Главный противник — сводный брат Карна, сын Кунти от бога Сурьи. Чтобы победить его, Арджуна по совету Кришны нарушил кодекс чести: убил Карну, когда тот беспомощно пытался вытащить колесницу из грязи .


    - Потерял сына Абхиманью, павшего в битве из-за предательства Кауравов .



    После смерти Кришны Арджуна потерял божественную защиту. При нападении разбойников на Хастинапур не смог натянуть лук Гандиву, а его колчаны опустели.

    Мудрец Вьяса объяснил: время героев закончилось .


    - Последний путь: Вместе с братьями и Драупади отправился в паломничество к Гималаям. Умер по дороге, достигнув небес Индры. Его внук Парикшит унаследовал трон Хастинапура .



    Символизм и философский анализ

    1. Архетип воина-философа:

    - Арджуна олицетворяет конфликт между долгом (дхармой) и этикой. В "Бхагавад-гите" его сомнения перед битвой становятся поводом для раскрытия учения о бескорыстном действии: "Исполняй долг, но не привязывайся к плодам труда" .


    2. Тень героя:

    - Его величие уравновешено травмами и падениями: ревность к Экалавье (спровоцировавшая отсечение пальца ученика), жестокость в битве (убийство Бхишмы и Карны с нарушением правил), зависимость от воли Кришны .


    - Год в облике евнуха: После проклятия апсары Урваши жил как Бриханнала, танцовщица при дворе царя Вираты. Этот эпизод символизирует утрату идентичности и искупление гордыни .

    EoLr-dsifowUMd9Z6X2i0_JuUJWTIQ1jbBN3s0oPLsPDGWKXYWFjA6ZelLRr7FhD062KI8KIvMFtx87JY9LXAUo0_1.jpg

    Существует ошибочное представление о том, что принц и великий воин Арджуна во время изгнания, когда Пандавы скрывались, принял облик женщины.

    В тексте "Махабхараты" сказано, что он стал евнухом по имени Бриханнала. Как же это произошло?

    Во время изгнания Арджуна прилетел на райские планеты, чтобы встретиться там с царём рая Индрой. Апсара по имени Урваши, случайно увидев Арджуну, воспылала к нему страстью и предложила ему стать его любовницей.

    Но Арджуна отказался, учтиво пояснив, что раньше она была женой Пуруравы, его предка, и поэтому он может относиться к ней только как к матери.

    Урваши заявила, что в раю не действуют земные обычаи и что она выше человеческих законов и морали. Но Арджуна опять отказался, и тогда Урваши прокляла его, чтобы он стал евнухом.

    В тот момент вмешался сам Индра и сократил срок действия проклятия до одного года, напомнив Арджуне, что ему предстоит прожить на Земле целый год так, чтобы его никто не узнал. Так Арджуна стал евнухом и служил учителем танцев.



    3. Двойственность с Кришной:

    - Их союз — воплощение божественных мудрецов Нара-Нараяны. Кришна называл Арджуну "дороже жён и детей", подчёркивая мистическую связь между человеческим и божественным .



    4. Символы атрибутов:

    - Лук Гандива — знак божественного предназначения и разрушительной силы.

    - Колесница с Кришной — аллегория тела (Арджуна) и души (Кришна), движущихся через битву жизни .



    - Культурное влияние:

    - В Индии имя "Арджуна" носит государственная спортивная награда за выдающиеся достижения .

    - Образ стал символом преодоления сомнений в психологии и мотивационных практиках.


    - Философский парадокс: Арджуна — воплощение человечности в божественном герое. Его слабости (тревога, ревность, моральные компромиссы) делают эпос вневременным уроком о сложности выбора .



    Арджуна — "серебристый лучник", чья жизнь отражает путь от сомнений к просветлению через трагедию войны.

    Его история, как сказано в "Махабхарате", вмещает "всё на свете": божественное и человеческое, героизм и падение, дхарму и адхарму.

    Смерть Арджуны символизирует конец эпохи героев, но его диалог с Кришной остаётся вечным руководством для тех, кто ищет смысл в битве жизни .
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    Джампаоло Томассетти



    18 марта 2016 года была издана книга "Махабхарата" в пересказе Кришна Дхарма даса с иллюстрациями итальянского художника Джампаоло Томассетти (Giampaolo Tomassetti).

    IMG_20250614_144937_752.jpg

    Раскрыть Спойлер


    Джампаоло Томассетти - известный художник, портретист, иллюстратор и реставратор. Он начал свою художественную карьеру с восстановления старых зданий, фресок и изготовления копий и репродукций известных картин в европейских музеях.

    В начале 1980-х годов Джампаоло Томассетти стал соучредителем и членом Международной академии ведического искусства. В 2003 году, после тщательного изучения "Махабхараты", Джампаоло Томассетти начал работу над крупномасштабным проектом, посвященным великому духовному эпосу. Через 12 лет он завершил свою коллекцию из 25 величественных картин, изображающих основные моменты "Махабхараты".

    Картины Джампаоло Томассетти хранятся в Музее духовного искусства (MOSA) на Вилле Вриндавана, Флоренция, Италия.

    IMG_20250614_145017_918.jpg
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250614_144946_656.jpg

    Д.Томассетти - Махабхарата
    "Кришна в Хастинапуре"
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250614_144944_907.jpg

    Д.Томассетти - Махабхарата
    "Пандавы входят в Хастинапур"
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250614_144940_079.jpg

    Д.Томассетти - Махабхарата
    "Кришна в Двараке"
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250614_144941_244.jpg

    Д.Томассетти - Махабхарата
    "Кришна в Индрапрастхе"
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250614_144943_708.jpg

    Д.Томассетти - Махабхарата
    "Пандавы, Драупади и Кунти"
  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250614_144948_302.jpg

    Д.Томассетти - Махабхарата
    "Кришна убивает Шишупалу"
  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250614_144950_529.jpg

    Д.Томассетти - Махабхарата
    "Бхима и Хануман"
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250614_144952_139.jpg

    Д.Томассетти - Махабхарата
    "Кришна, Драупади и Пандавы"
  20. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250614_144953_739.jpg

    Д.Томассетти - Махабхарата
    "Кунти и Карна"
Статус темы:
Закрыта.