О ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ Однажды мастер Слонопотамба рассказал историю: "Жил один человек, который очень переживал за свою посмертную судьбу и потому всю жизнь старался жить правильно. Он отказывался от всего, что могло вызвать хоть малейшее порицание, следил за малейшими своими проявлениями и во всем себя ограничивал. Этот человек за всю жизнь не совершил ни одного недостойного поступка, и хоть очень страдал от взятых на себя долженствований и ограничений, мужественно терпел, находя отраду в посмертном вознаграждении. Когда этот человек умер, Бог сказал ему: - Ты был послушным сыном и честно заслужил свою награду. В благодарность твоей праведной жизни я дарю тебе свое высшее благословение - ещё одну возможность прожить жизнь человека".
ОБ УСЛОВИЯХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ Свами Слонопотамбу спросили: - Чем нужно обладать, чтобы достичь самореализации? Мастер ответил: - Ничем. От природы у вас есть все, что для этого необходимо. В любой момент времени. В любом месте. В любых условиях. У любого из вас. Вы можете быть недостаточно умны, недостаточно сильны, недостаточно храбры или недостаточно здоровы. Вы можете не иметь самого необходимого. У вас может не быть возможности думать, читать, молиться или заниматься медитацией. Вы можете не уметь говорить или видеть, слышать или ходить. Вы можете даже умирать. Это не имеет значения. Всегда и везде вы имеете возможность вернуться Домой.
Свами Слонопотамбу спросили: - Как обрести свою подлинную индивидуальность? Мастер ответил: - Нужно искренне ответить на три вопроса: в чем ваша вера, в чем ваша радость и в чем ваша любовь. Познав это - вы познаете свое сердце.
О СВОБОДЕ УМА Свами Слонопотамбу спросили: - Что поможет избавиться от ненужных мыслей? - Нужные мысли, - ответил Мастер. - Но разве мы не должны освободиться от своего ума? - вновь спросили его. - Пусть лучше ваш ум освободится от вас, - усмехнувшись, ответил Слонопотамба.
О СМИРЕНИИ Свами Слонопотамбу просили: - Расскажи нам о смирении! Мастер сказал: - Бойтесь ложного смирения, где самость играет в игры добродетели, одергивая свое естество. Этот путь дает миру особенных гордецов. Не пытайтесь беспричинно умалять себя, но старайтесь видеть величие Бога в каждом мгновении, в каждом человеке, и сами собой умалитесь. Ибо подлинное смирение возникает лишь тогда, когда малое лицезрит великое.
Свами Слонопотамбу спросили: - Что мешает нам быть счастливыми здесь и сейчас? - Два разбойника: Ожидание и Сожаление, - ответил Мастер.
О САМОЙ СУТИ Однажды во время личных бесед к Свами Слонопотамбе ворвался посетитель и сказал: - Я проделал огромный путь, чтобы встретится с тобой. У меня нет времени стоять в очереди. У меня нет времени на пустые разговоры. Я жажду просветления! Пожалуйста, передай мне самую суть учения. Слонопотамба внимательно посмотрел на него и сказал: - На пути к спасению, позаботься о том, чтобы позади тебя никого не осталось.
О ДОБРЕ И ЗЛЕ Свами Слонопотамбу спросили: - Что находится по ту сторону добра и зла? - Добро, - ответил мастер. - Но разве разделение на добро и зло не есть двойственность мышления? - Совершенно верно, - согласился мастер. - Но как же тогда Вы говорите о добре? - В недвойственности существует лишь Одно. О чём же мне еще говорить? - удивлённо спросил мастер. - Может быть оно - не зло и не добро... - Тогда почему вы так стремитесь к нему!? - крикнул Слонопотамба и оглушающе затрубил.
О ПРИВЯЗАННОСТЯХ Свами Слонопотамбу спросили: - Вот уже много лет день за днём мы пытаемся избавиться от привязанностей к различным вещам, но им по прежнему не видно конца. Как же нам обрести свободу? - Оставьте вещи в покое... Найдите верёвку, которая вас с ними связывает, - ответил Мастер.
О БОГЕ И СЕБЕ Свами Слонопотамбу спросили: - Вы говорите, что нужно поручить себя Богу, но как это сделать? - Прежде всего вы должны вернуть себя, - ответил Мастер. - Но как? - Заберите себя у своих близких и дальних, родных и чужих, и самое главное - заберите себя у себя самого. - И тогда Бог сможет принять нас? - И тогда вы сможете принять Бога, - сказал Слонопотамба и улыбнулся.
О НАЧАЛЕ МУДРОСТИ Однажды Свами Слонопотамбу спросили: - Где начало мудрости? В ответ Мастер рассказал старинную легенду: - Давным-давно одну прибрежную деревню накрыла страшная волна. Часть жителей погибла сразу, часть выжила благодаря деревьям, доскам, мебели и прочему множеству вещей, способных держаться на воде. А один человек схватился за соломинку, чем вызвал недоумение и насмешки остальных. Уж они его и увещевали, и уговаривали, ухватится за что-нибудь понадежнее, благо добра этого в избытке, а он знай твердил своё: "Пусть соломинка и мала, зато моя, у вас же всё одолжено". И вот пришла вторая волна, ещё страшнее первой, и погубила оставшихся. Лишь человек, державшийся за соломинку не погиб и стал позднее знаменитым мудрецом, что одним словом пробуждал души и исцелял сердца.
О РАЗУМЕ И ЧУВСТВАХ Однажды к Свами Слонопотамбе пришли двое и заспорили. - Жизнь надо переживать! Разум лишь уводит от истинных переживаний, - утверждал один. - Жизнь надо познавать! Это переживания тормозят разумное познание, - настаивал другой. Мастер Слонопотамба рассмеялся и сказал: - Счастливые - переживают, мудрые - познают, и лишь идущие по дорогое Вечности - переживают то, что познают, и познают то, что переживают.
О ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМ ОТРИЦАНИИ Свами Слонопотамбу спросили: - Справедливо ли некоторые утверждают, что любые авторитеты помеха на Пути, и «встретишь Будду – убей Будду». - Не пытайтесь убить того, с кем Вы еще не встретились, - улыбнувшись, ответил Мастер.
О ПУСТОТЕ И НИКЧЕМНОСТИ Свами Слонопотамбу спросили: - Как нужно жить, чтобы жизнь не была пустой и никчемной? - Была для кого? - уточнил Мастер. - Для себя самого, - ответили ему после раздумий. - Всё просто, - сказал Мастер. - Чтобы жизнь обладала для вас ценностью - нужно чтобы вы жили в соответствии со своими ценностями. - Но что если у меня нет своих ценностей? - Тогда откуда взялся этот вопрос! - крикнул Слонопотамба и топнул ногой.
СКАЗКИ ДИКОГО ЛЕСА НАСЛЕДСТВО БЕЗЗУБОГО ЯЩЕРА Однажды Беззубого Ящера, старейшего жителя Дикого Леса, спросили, как ему удалось так долго прожить, сохранив трезвость мышления, теплоту сердца и ребяческий блеск в глазах. - Я обогнал время, - усмехаясь ответил Беззубый ящер. - Как же Вам это удалось? - Здесь нет моей заслуги – это всё наследство, предсмертный подарок моего отца. - И что же он Вам подарил? - Знание, которое обрел в результате своей долгой жизни, и которое стало отправной точкой для моего. - О, почтеннейший Ящер, поведайте нам, что же это за знание?! – взмолились вопрошающие. - Это была лишь одна фраза. - ответил Ящер. – Но она стала девизом всей моей жизни. - Что? Что же он сказал?! - Куда бы ты не спешил – ты не успеешь! - сказал Беззубый Ящер и улыбнулся.
МЕЖДУ ПРАВДОЙ И ИСТИНОЙ Вот уже три года продолжалась война между кланами Черных и Красных муравьев. Причиной раздора стал большой муравейник возле старой яблони, на который и те, и другие утверждали свои права. «Этот муравейник построили наши предки!», - кричали Красные муравьи. «Наши семьи живут здесь уже множество поколений!», - возражали Черные. «При нас этот муравейник достигнет процветания!» - не уступали Красные. «Вы превратите этот муравейник в трущобы!» - зло отвечали Черные. «Вы украли его у нас!» - возмущались одни. «Вы отобрали его у нас!» - зверели другие. А когда слова заканчивались, муравьи убивали друг друга. Жители Дикого Леса устали от жестокой войны и многочисленных жертв, но не могли ничего изменить. Каждый клан был абсолютно уверен в своей правоте и не допускал никаких компромиссов, кроме капитуляции врага. Дело осложнялось тем, что затянувшийся конфликт унес множество жизней с обеих сторон, а потому вскоре и речи не могло идти о замирении – муравьи жаждали мести. Эта война неизбежно закончилась бы общим истреблением, если бы не счастливая случайность. Ко времени, когда с каждой стороны в живых осталось не больше двух дюжин, в Диком Лесу объявился Муравьиный Лев, знаменитый всему миру пророк и учитель истины, безоговорочно чтимый всем муравьиным видом. Муравьи не смели продолжать войну в его присутствии и в Диком Лесе на время воцарился мир. Жители Дикого Леса обратились к прибывшему пророку с просьбой об окончательном усмирении враждующих. Муравьиный Лев хоть и не имел власти остановить войну простым волеизъявлением, согласился помочь, и пригласил оставшихся в живых муравьев на общую проповедь. Проповедь Муравьиного Льва была подобна грому и молнии, живительной росе и целительному дождю. В ней говорилось о братской любви, о единстве всего сущего и опасности иллюзий, сеющих вражду и кровопролитие. Никто из присутствующих не остался равнодушным. Некоторые плакали, другие потупили взор, на морде третьих отображалась вся боль и ярость бушевавших внутри чувств. Казалось вот-вот, и муравьи примирятся в братских объятьях... но этого не случилось. Кто-то спросил о судьбе муравейника. Слово за слово, укор за укором - спор разгорелся с прежней силой. Муравьи приготовились к схватке. Драку остановил внезапный рык Муравьиного Льва, который обвел всех взглядом и сказал: - Вы спорите о том, кто из вас прав. Вы готовы убивать за свою правду. Но знайте! Ваша правда, какой бы правдивой она вам не казалась, ложь и вздор перед лицом Истины! Среди вас нет правых, даже если, «белому» вы говорите – «белое», и «черное» называете «черным». Нарушив высшую истину Любви и Жизни, вы лишены права на какую-либо меньшую правду. Все вы преступники перед вечностью, проклинающие и убивающие тех, кого считаете врагами, не замечая, что самый главный ваш враг и преступник – вы сами. Какая теперь разница кому принадлежит муравейник? Прошли те времена, когда вы могли задаваться этим вопросом. Сейчас, лишь один вопрос должен волновать ваши головы и терзать ваши сердца – «Что я творю и как это остановить?». Не за дешевую правду, не за мнимую справедливость и не за кровавую победу, должны вы теперь сражаться меж собой, но за право искупить вину друг перед другом и Истиной. Не копья и крики должны быть вашим оружием, но слезы и объятья, дела и клятвы в вечной дружбе и вечной любви. Сказав так, пророк пошёл прочь. Что в этой истории правда и чем все кончилось, подлинно неизвестно, так давно это было. Но вот, что точно известно, что муравейник тот, стоит по сей день. Что живут в нем и Красные муравьи, и Черные, и даже Белые. И что в самом центре его стоит памятник Муравьиному Льву, а на постаменте надпись: «Отстаивая правду, помни про Истину!». И что у этого памятника всегда возлежат цветы.
ВЕЛИКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Когда Выхухоль был маленьким, он любил пускать самодельные кораблики по весенним ручьям. Давая корабликам имена он следил за их стремительным плаванием. Те из корабликов, что проплывали весь путь, он относил к Реке и спускал на большую воду - они были готовы к Великому Путешествию. А те, что застревали, или ломались по пути, он вытаскивал из воды, сушил и, давая новые имена, запускал вновь, до тех пор, пока и они не добирались до конца. Выхухоль верил, что все корабли мира, какие бы они ни были, пусть даже бумажные, рано или поздно совершают свое Великое Путешествие.
ПРИТЧА О ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОМ СУСЛИКЕ Однажды, когда Суслик услышал ежегодную проповедь Свами Слонопотамбы, он так сильно проникся идеей недвойственности, и так глубоко прочувствовал иллюзорность бытия, что перестал верить вообще во что-либо существующее. Тут и там он доказывал жителям Дикого Леса, что ровным счетом ничего на свете не имеет значения, что никого из них на самом деле нет, что страдания лишь выдумка ума, и что, если они «зададут себе главный вопрос», то станут просветленными существами, коими всегда и являлись. Тут и там он вмешивался в чужие разговоры, любое высказанное мнение сводя к «концепциям ума», и, если, кто-нибудь раздражался и выказывал недвусмысленные намерения, он убегал, выкрикивая обвинения в невежестве и эгоизме. Особенно Суслику нравилось многозначительно поднимать лапу и говорить, что он есть «то», после чего непременно смеяться до тех пор, пока рядом никого не останется. И чем больше он убеждал других в том, что его нет, тем больше, животные замечали его надоедливое присутствие. Поэтому, когда Суслика съела Залётная Сова, жители не сильно грустили, а вскоре и вовсе забыли о его существовании. Будто его и впрямь, никогда не было. Остается лишь добавить, что по какой-то невообразимой случайности, на месте, где Суслик окончил свое иллюзорное существование, спустя год мастер Слонопотамба читал новую проповедь, на этот раз о красоте философии Гегеля и неисповедимости путей Творца.
ДВЕ ПОЭМЫ Великий поэт Кабаяси Лиса, живший в отшельничестве неподалеку от Дикого Леса, кроме многочисленных стихотворений, сочинил две прекрасных поэмы под названиями «Время» и «Вечность». Первую он писал всю жизнь, а вторую создал за одно мгновенье. И одну из них нельзя было постичь без другой.
СКАЗКА О ДВУХ ХУДОЖНИКАХ Давным-давно в Диком Лесу жили два мастера изящной живописи – Пьяная Рысь и Дикий Кот. У каждого из них было по одному ученику, и у каждого было свое к этому отношение. Пьяная Рысь полагала, что её главная задача - совершенствование в мастерстве и искренность в передаче, а остальное на усмотрение Небес. Дикий же Кот мечтал о собственной школе, и очень переживал, что его имя и выдающееся, как он считал, мастерство может кануть в безвестности. Поэтому Пьяная Рысь большей частью занималась живописью, а Дикий Кот рекламой и поиском учеников. Спустя время, повсюду – в Диком Лесу и далеко за его пределами - звучало имя Школы Дикого Кота. Десятки учеников, считавших себя счастливчиками, обучались в этой школе, сотни готовились к поступлению, тысячи мечтали когда-нибудь в нее попасть. У Пьяной же Рыси прибавился лишь еще один ученик. Шли годы. Учеников Дикого Кота стало так много, а мастерство их было так посредственно, что постепенно название школы превратилось в синоним бесталанности. Про плохие картины, так и говорили: «Пишет, как из-под Дикого Кота». Художник добился своего – его имя и мастерство остались в веках, но вряд ли он был этому рад. Что касается Пьяной Рыси, то за свою долгую жизнь она обучила не больше пяти-шести учеников. Каждый из них нашёл её сам. Каждый стал выдающимся художником. И почти каждый, в свою очередь, воспитал плеяду новых мастеров. С тех пор утекло много времени… Поговорка про «Дикого Кота» все ещё в ходу, а «стиль Пьяной Рыси» и по сей день считается одной из величайших вершин живописного мастерства.