Манк Ху. Притчи

Тема в разделе 'Литература', создана пользователем Эриль, 21 мар 2024.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    МЕТОД МАСТЕРА

    Как-то раз Росомаха спросил Почтенную Мышь:

    - Учитель, а вы уверены, что Учение нам полностью подходит? В конце концов, его придумали люди. Это же не наша культура! Неужели у нас самих нет достойных учений?! Думаю, если обратиться к нашим корням мы найдем там не менее великих учителей. Своих! Быть может более понятных, и уж точно более родных!

    Почтенная Мышь посмотрела на Росомаху и сказала:

    - Когда-нибудь, когда ты станешь мастером, если станешь конечно, какой-нибудь... хмм... выхухоль задаст тебе такой же вопрос. Что ты ему ответишь?

    Росомаха почесал в затылке, а затем радостно сказал:

    - Ну, я дам ему по башке посохом и скажу, чтобы не задавал глупых вопросов!

    Почтенная Мышь треснула посохом по голове Росомахе и спросила:

    - Помогло?

    - Честно говоря не очень, - потирая лоб, сказал Росомаха.

    - Может что-то ещё? - вновь спросила Почтенная Мышь.

    - Может быть сказать ему про истину, которая одна... ну или едина, и что не важно какой путь, важна цель Пути.

    - Истина одна! - сказала Почтенная Мышь. - Путь не важен, важна цель!.. Помогло?

    - Мда, какая-то банальность... - сказал Росомаха.

    - Ещё предложения? - спросила Почтенная Мышь.

    Росомаха вновь задумался и на этот раз думал дольше.

    - Я думаю, я сказал бы ему, что наше Учение не различает и подходит всем. Ведь известно, что собака обладает природой Будды, и травинка и даже камень. Чем же он, выхухоль, отличается от них?

    - Неплохо, - сказала Почтенная Мышь. - Как по твоему?

    - Ну да, но все-таки чего-то не хватает...

    - Чего?

    - Чего-то реального... чего не выразить словами.

    - И где искать это реальное?

    - Ну, думаю, в самом ученике...

    - Так что ты ему ответишь? - улыбнувшись, спросила Почтенная Мышь.

    V3zptAXEKeg_1.jpg
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЛОСЬ!

    Росомаха праздно шатался по городу, не торопясь выполнять поручение учителя: рассматривал яркие витрины, подслушивал случайные разговоры, полной грудью вдыхал в себя ароматы и настроения рынка.

    Вдруг его внимание привлекла шумная толпа. Звери кричали, ругались и, кажется, собрались кого-то бить. Он подошел ближе и увидел объект недовольства: молодого лося в забавно повисшей на небольшом роге шляпе академика. Он выглядел растерянным и, по-видимому, совсем отчаялся уйти невредимым, хоть и не оставлял попыток объясниться.

    Толпа наседала и Росомаха решил вмешаться. Он протиснулся и встал между лосем и другими зверьми.

    - Тихо, господа, тихо! - громко сказал он. - Что здесь происходит?Оценив когти и кулаки Росомахи, звери перестали наседать, но не отступили. Раздались крики:

    - Еретик! Святотатец! Наказать наглеца!

    - Эй, давайте кто-нибудь один! - попросил Росомаха. - Объясните, в чем конкретно вы его обвиняете?

    - Этот школяр проповедует ересь! - из толпы выступил Баран - Его надо хорошенько проучить!

    - Что же он такого сказал, что вы готовы его на части разорвать? - спросил Росомаха.

    - Он посмел утверждать, что наши боги, это не боги вовсе, а какие-то "ахретипы"! Более того, этот безрогий юнец утверждает, что Владыка Будда не верил в богов и даже выступал против поклонения их величию. Будто наши религиозные обряды создавались нерадивыми последователями, а сам Учитель был далек от всяких форм поклонений и утверждал лишь идею Свободы и Осознания. Ха! Будто мы не знаем, что пять тысяч двести сорок три формы богослужения, шестьсот восемьдесят четыре вида поклонов и сорок тысяч сутр были переданы Владыкой своим ученикам, те в свою очередь передали своим ученикам, и так до тех пор, пока они не перешли к нам от наших отцов. Мы исповедуем Учение слово в слово и букву в букву, так, как оно исповедовалось тысячи лет назад... А этот начитавшийся еретических книг умник посмел не только усомниться в нашей вере, но и указывать нам, как правильно толковать учение Будды. Не бойся, мы не хотим его искалечить, лишь только научить уму разуму.

    - Да, это ты брат поспешил, - вполголоса сказал Росомаха Лосю.

    - Друзья! - патетически произнес Росомаха, вновь обратившись к толпе. - Что дадут нам побои этого несчастного?

    - Удовлетворение! Радость! - тут же послышались выкрики в толпе.

    Росомаха улыбнулся.

    - Что дадут нам побои этого несчастного кроме радости и удовлетворения? Сомневаюсь, что он поймет свои заблуждения. Такие книжные черви как он не способны понять простой радости нашей веры.

    - Верно! Правильно говорит! - в толпе закивали.

    Росомаха обвел взглядом присутствующих, стараясь заглянуть каждому в глаза.

    - Вспомните, что завещал нам Совершенный? Мы должны проявлять сострадание ко всем живым существам, даже таким потерянным для Закона, как этот. Быть может, благодаря нашему прощению, он поймет, что такое настоящее Учение и перестанет доверять лживой науке. Кроме того, разве недостаточно он страдает будучи оторванным от пути спасения?

    - А ведь он прав! - сказал Баран. - Предоставим этого бедолагу своей собственной карме. У нас и других забот по горло, кроме как слушать его бредовые идеи.

    Звери вновь закивали и стали расходиться. Спустя пару минут Лось и Росомаха остались одни.

    - Ты ничего лучше не мог придумать!? - набросился на Лося Росомаха.

    - Я ничего не придумывал! - неожиданно высокомерно повел головой Лось. - Я лишь рассказал этим невеждам, о чем свидетельствуют исторические факты. Я вообще не понимаю, чего они так обозлились.

    - Да уж, - усмехнулся Росомаха. - Ты бы ещё рассказал им о том, что святые на облаках не летают, или что Вселенная образовалась в результате большого взрыва.

    - А ты думаешь они и этого не знают?! - с ужасом спросил Лось.

    Росомаха скривился.

    - Послушай. Не так важно прав ты или нет, куда важнее то, ради чего ты раззадорил этих милых горожан.

    - Я хотел донести до них правду! - сказал Лось.

    - А зачем?

    - Чтобы они побороли свое невежество!

    - Понятно. А зачем это нужно тебе?

    Лось задумался.

    - В этом состоит миссия науки.

    - Да, но что тебе от этого?

    Лось снова задумался и наконец сказал.

    - Да собственно ничего...

    - Ну вот! - обрадовался Росомаха. - Какой смысл доказывать что-то другим, когда тебе нет до них дела. Повысить собственную самооценку? Доказать что-то себе самому? Сначала разберись с собой и избавься от неодолимого желания быть правым, а потом уже помогай другим расширить границы своего бытия. Пойми, тот кто доказывает что-либо, не имея искреннего желания помочь, даже если он на сто процентов прав, лишь расшатывает этот мир и ничуть не делает его лучше. Только искренне выпущенное из самого сердца пламенное слово может достичь сердца другого существа. Все остальное болтовня и томление слуха.

    Лось какое-то время задумчиво смотрел в пол, затем поднял глаза на Росомаху и улыбнувшись сказал:

    - Однако, ты не по годам мудр!

    - Ага, а ты не по годам везуч! - засмеялся Росомаха.

    - Магистр Лось, - важно кивнув и чуть не уронив шляпу, представился Лось.

    - Вечный школяр Росомаха! - салютовал Росомаха и рассмеялся.

    Так было положено начало чудесной дружбы одного выдающегося ума и одного отважного сердца.

    IHMdH6WGDiM_1.jpg
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ЗАДАЧКИ МАГИСТРА ЛОСЯ: ЧЕТЫРЕ МУДРЫХ КРОТА

    - Скажи, а как ты получил этого своего магистра? Ты же едва ли старше меня, - спросил как-то Росомаха своего нового приятеля Лося.

    - Это очевидно. Я успешно защитил магистерскую научную работу, - ответил Лось.

    - И чего ты там наработал? - вновь спросил Росомаха.

    - О, я описал принцип построения философских задач, вроде ваших дзэнских коанов, и придумал с десяток новых, которые уже вошли в сокровищницу мировой мысли.

    - Да, но мой мастер говорит, что коаны - это не какая-нибудь интеллектуальная задачка, но запечатленный опыт прямого просветления, понять который можно только достигнув схожего уровня осознания и отключив привычные способы мышления, - сказал Росомаха.

    - Догадываюсь, какие "способы мышления" существуют у вашего брата, - усмехнулся Лось. - Согласись, если бы твой мастер лучше меня разбирался в коанах, магистерская степень была бы у нее, а не у меня.

    Росомаха улыбнулся, представив реакцию Почтенной Мыши на эти слова. Он уже жаждал их познакомить, но сначала хотел сам получше узнать этого небезынтересного субъекта.

    - Ну, например, о каких задачках речь? - спросил Росомаха.

    - Пожалуйста, - ответил Лось. - Слушай внимательно!

    ***

    Однажды ночью Четыре Мудрых Крота наткнулись в потемках на Лося.

    - "Это" похоже на лестницу в небеса! - сказал Первый Крот ощупывая его ногу.

    - Да нет! "Это" скорее похоже на вонючую адскую бездну! - заспорил Второй, исследуя область в районе хвоста.

    - Вы что там, совсем с ума сошли? - спросил Третий Крот, добравшийся до лосиных рогов. - Очевидно, что больше всего "Это" похоже на большое райское дерево!

    - Вы все не правы! "Это" не обладает формой, но обладает двенадцатью признаками пустоты! - сказал неуклюже хватающий воздух Четвертый Крот.

    Так они спорили всю ночь, не желая признавать правоты друг друга. Вот взошло солнце... но Кроты так ничего и не разглядели. Они так никогда и не узнали, как выглядит Лось.

    Если мудрецы не способны разглядеть Лося в свете солнца, как же возможно обычному существу спастись, разглядев природу Будды во тьме своего невежества?

    vKKgzAs6C6o_1.jpg
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ЗАДАЧКИ МАГИСТРА ЛОСЯ: АХИЛЕСС И ЧЕРЕПАХА

    Допустим Ахиллес бегает в сто раз быстрее, чем Черепаха, и находится от неё на расстоянии тысячи шагов. За всю свою жизнь Ахиллес, бегущий изо всех сил, ни на шаг не приблизился к Черепахе, которая не бежит вовсе, а лежит и медитирует.

    Вопрос. Если величайший герой всех времен и народов не может догнать неподвижную Черепаху, как же возможно обычному существу приблизиться к Будде?

    jHNi-pBm7AU_1.jpg
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ЗАДАЧКИ МАГИСТРА ЛОСЯ: НЕСРАВНЕННЫЙ

    Правитель Властитель Западных земель Несравненный Чау Чау за время своего правления провел семнадцать войн, сжег двадцать два города, раззорил сто четырнадцать деревень, казнил сорок пять тысяч граждан, установил двести тринадцать несправедливых и жестоких законов, самолично пытал, убивал и насиловал без счета. На всей земле за всю историю не было правителя ужаснее Несравненного Чау Чау.

    Вопрос. Обладает ли собака природой Будды?

    A1DPsX0XE2c_1.jpg
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    БЕСПОЩАДНАЯ ТАКТИЧНОСТЬ МАСТЕРА ДЗЭН

    Вечером Росомаха привел Лося к Почтенной Мыши, рекомендовав как своего нового друга и искреннего искателя истины. Он посмеивался и потирал лапы, предвкушая, как учитель осадит этого заносчивого умника и укажет на его полную несостоятельность в понимании дзэн.

    Однако Почтенная Мышь отнеслась к Лосю с большой почтительностью. Она любезно угостила его своими лучшими запасами чая, расспросила о научной детятельности и планах на будущее.

    Лось же куда-то подевал все свое высокомерие и вел себя крайне вежливо и скромно. Сидя у костра, старый мастер дзэн и молодой ученый говорили о буддизме, поэзии древних, восточной и западной философии. Кажется, они оба остались очень довольны встречей. Сердце Росомахи негодовало. Провожая Лося до тропы, он спросил, почему тот, магистр философских наук из столицы, так внимательно слушал суждения провинциальной полуграмотной старухи.

    - Что ты! - воскликнул Лось. - Я еще не встречал столь мудрой женщины! Ее мышление безупречно! И я поражаюсь ее скромности. Если бы она пожелала, то легко могла бы стать профессором. Жаль, что её не интересует научная карьера. Спасибо тебе огромное, что познакомил меня с ней, теперь я вижу, сколь многому мне еще предстоит учиться.

    Росомаха удивился этим словам, и вернувшись спросил Почтенную Мышь:

    - Учитель, но почему?!

    - Что, почему? - спросила Почтенная Мышь.

    - Почему вы не проявили свой дзэн перед моим товарищем? Как вообще получилось так, что вы беседовали практически на равных? Ведь он еще больше утвердился в значимости своей учености.

    - Чего это ты так завелся, звереныш? - прищурившись, спросила Почтенная Мышь. - Никак завидуешь?

    - Ха! Было бы чему завидовать! - спрятав смущение, ответил Росомаха. - Просто не понимаю. Почему меня за подобные рассуждения Вы колотите, а его поите лучшим чаем.

    - Ты ученик, а он гость, - сказала Почтенная Мышь.

    - Но разве вы не видите сколь сильно он зависит от своего ума? Это только отдаляет его от просветления. Почему вы на дали ему наставление? Не ударили, там, палкой? Не накричали? Не поставили в тупик в конце концов?.. - спросил Росомаха.

    - Он не просил, - пожав плечами, ответила Почтенная Мышь.

    tq07K1s-7pw_1.jpg
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПОДВИЖНИК

    Как-то раз Росомаха сказал Почтенной Мыши:

    - Учитель, я заметил что среди подвижников дзэн очень много незаурядных личностей.

    - Неужели? - спросила Почтенная Мышь. - Единственной воистину исключительной личностью, что я знаю, является монах Шу.

    - О, и в чем же его исключительность? - радуясь возможности узнать об еще одном восхитительном мастере дзэн, спросил Росомаха. - Быть может он обладает сверхспособностями?

    - Не думаю, - покачала головой мышь.

    - Тогда он наверное с особым шиком и эффективностью трактует Учение? - вновь спросил Росомаха.

    - Да нет, все больше молчит, - ответила Почтенная Мышь.

    - Может быть он очень силен? Или учён? Или мастерски владеет каким-нибудь искусством?

    Почтенная Мышь снова отрицательно покачала головой.

    - Красив? Остроумен? Экстравагнтен? Знает несколько языков? Умеет стоять на голове? Провел десять лет в пещере? Ходит нагишом в конце концов?.. - запальчиво перечислял различные выдающиеся качества Росомаха, но на все получал отрицательный ответ.

    - Так в чем же его исключительность? - устав предполагать, наконец спросил Росомаха.

    - Сколько я его помню, он никогда не претендовал на свою исключительность, - ответила Почтенная Мышь и выразительно щелкнула языком.

    1ev4avXcXes_1.jpg
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    РОЖДЕНИЕ БУДДЫ

    Однажды проходя мимо заброшенного дзэнского храма Росомаха и Почтенная Мышь наткнулись на необычную неканоническую скульптуру.

    Она изображала безобразного вида старика-калеку с выражением благоговения на лице держащего на руках красивого улыбающегося младенца.

    - Что означает эта странная скульптура? - спросил Росомаха у своего учителя.
    - Рождение Будды, - коротко ответила Мастер.
    - Так это часть жизнеописания Будды!? - удивился Росомаха. - Но кто тогда этот уродливый старик?
    - Твой ум! - ответила Почтенная Мышь и побрела дальше.
    Росомаха сделал два поклона: в сторону учителя и в сторону скульптуры.

    rfAs3GO5MbE_1.jpg
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ЖЕЛУДЁВАЯ НАСТОЙКА

    Росомаха и Почтенная Мышь пережидали зиму в провинции Мандзоку. Вот уже несколько недель Росомаха не наблюдал за собой признаков негативных мыслей и эмоций. Целыми днями он, практикуя осознанность, прогуливался по лесу, медитировал на Безликой Горе, читал стихи и наслаждался молчаливым обществом Мастера.

    Вскоре Росомахе стало казаться, что он достиг состояния подлинной отрешенности и внутренней гармонии, так что теперь ничто в мире не сможет его потревожить. Разумеется, он поделился своим достижением с учителем.

    - Что ж, - сказала почтенная Мышь, - я очень рада, что ты достиг этого чудесного состояния. Не мог бы ты сходить к отшельнику Дикому Вепрю, живущему неподалеку, и попросить немного желудей из его весенних запасов. Из них можно сделать отличную желудёвую настойку, исцеляющую недуги ума и тела.

    По явным следам Росомаха быстро нашел логово отшельника.

    - Чего тебе надо? - рявкнул тот.

    Дикий Вепрь выглядел очень свирепым и опасным, но ежедневная практика Росомахи делала свое дело и это его ничуть не смутило.

    - Мой учитель, Почтенная Мышь, шлет вам глубокий поклон и просит у вас немного желудей для приготовления целительной желудевой настойки, - улыбаясь сказал Росомаха.

    - А, так значит эта старая перечница еще жива! - явно обрадовавшись, прорычал Дикий Вепрь. - А ты, стало быть, ее новый ученик?

    - Именно так, - учтиво поклонился Росомаха.

    Дикий Вепрь внимательно осмотрел Росомаху, а потом сказал:

    - Сдается мне, обычно ты не такой покладистый паренек.

    - Вы правы, уважаемый мастер Вепрь. Раньше я действительно был более неспокойного и дерзкого нрава. Но вот уже несколько недель, как я достиг должной глубины внутреннего осознания и обрел неизменный покой.

    - Ах, вот оно что! - захохотал отшельник. - А что, если я тебе скажу, что ты маленький засранец, возомнивший о себе невесть что!

    - Я наблюдаю, какое действие Ваши слова оказывают на меня, но волны возможной обиды утихают, так и не возникнув, - ответил Росомаха.

    - Что ж, - не сдавался мастер Вепрь. - А что, если я тебе скажу, что твой учитель не более чем старая выжившая из ума дура, исповедующая учение древних дураков, отнимающая у тебя молодость и возможность жить настоящей жизнью!

    - Я наблюдаю, как сомнения и гнев проходят через мое сознание подобно порыву ветра, но не оставляют никаких следов своего присутствия, - ответил Росомаха.

    - А что если я убью тебя!! - со всей свирепостью зарычал Дикий Вепрь.

    - Я наблюдаю, как мысли о возможной смерти возникают и исчезают в моем уме, но если такова моя карма, да будет так, - смиренно сказал Росомаха.

    Дикий Вепрь улыбнулся Росомахе и сказал:

    - Ну ладно. Вижу, что ты действительно достиг состояния подлинной отрешенности. Это удивительно! Мне потребовалось на это двадцать лет жизни. Лучшим из нас удавалось сделать это за пять. А ты, юное дарование, обрел его за несколько недель. Будь благословен твой путь! Ясно, что ты послан нам самим Буддой!

    Росомаха услышав такую небывалую похвалу из уст мастера зарделся пунцовым цветом и от волнения пролепетал слова благодарности. Дикий Кабан же, недолго думая, вмазал копытом по лапе Росомахи. Тот взвыл от боли и закричал:

    - Ты совсем сдурел старый болван! Ты же мне лапу отдавил!

    - Я наблюдаю, как на моих глазах происходит чудо превращения просветленного существа в обычного несмышлёного ученика, - подражая недавней умиротворенной интонации Росомахи, сказал Дикий Вепрь и захохотал.

    Но глядя на сгорающего от стыда и боли Росомаху, он неожиданно мягким и приветливым голосом добавил:

    - Не стыдись своих ошибок, малыш, и не злись на тех, кто помогает их тебе осознать. И те и другие - подлинное лекарство, исцеляющее тебя от болезни собственного эго. Возвращайся к мастеру Почтенной Мыши, передай ей эти желуди и скажи, что на данный момент свою порцию "желудевой настойки" ты уже получил.

    tEluzu5UkCc-1_1.jpg
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    СУТРА ПОМОСТА ПОЧТЕННОЙ МЫШИ, или
    УЧЕНИЕ О КРАЙНОСТЯХ ДЗЭН


    И спросил Росомаха учителя, стоя у помоста:

    - О, несравненная, поведай нам, то есть мне, что же такое "крайности дзэн"?

    И ответила ему Почтенная Мышь:

    - Крайности дзэн - не сам Дзэн, а искажения, возникающие на пути к нему. Различают пять крайностей: "жесткий дзэн", "революционный дзэн", "безобразный дзэн", "успешный дзэн" и "правильный дзэн".
    И спросил Росомаха:

    - О, мудрейшая, скажи, что же такое "жесткий дзэн"?

    И сказала Почтенная Мышь:

    - В древние времена Хуэй-кэ отрубил себе руку, чтобы доказать Бодхидхарме серьезность своих намерений следовать Пути. Но это не было жестким дзэн, лишь частью его собственной искренности. Те же, кто исповедует жесткий дзэн, не ценят искренность. Они потакают своей жестокости и агрессивности, культивируют крайние решения, дающие им ощущение власти и силы, взращивают семена гордыни и разбрасывают камни презрения к жизни. Они далеки от Срединного Пути, они далеки от понимания дзэн, они далеки от Будды. Вот, что я могу сказать о "жестком дзэн".

    И спросил Росомаха:

    - О, познавшая, скажи, что же такое "революционный дзэн"?

    И сказала Почтенная Мышь:

    - Дзэн срывает все оковы, даруя духу подлинную свободу. Он не приемлет догматики, предубеждений, ограничений и запретов. Дзэн не терпит закостенелости и реакционности, зависимости и сытого самодовольства. Дзэн даже может быть ужасающим... Но дзэн не разрушает мир. Не разрушает общество. Не разрушает личность. Изменения происходят благодаря пониманию, а не железному молоту, крушащему налево и направо. Исповедующие революционный дзэн потакают своим внутренним конфликтам с собой и миром. Они жаждут разрушить, потому что не могут понять. Они надеются на будущее и оглядываются на прошлое, потому что не способны оценить настоящее. Часто их больше привлекает процесс, своя роль в процессе, мнимое величие противостояния, чем реальный поиск истины. Дзэн революционен, дзэн крайне революционен, но дзэн - не революция, и тем более не бунт. Он - Путь к свободе и истине. Вот, что я могу сказать о "революционном дзэн".

    И спросил Росомаха:

    - О, пробужденная, скажи, что же такое "безобразный дзэн"?

    И ответила Почтенная Мышь:

    - Дзэн не различает. Он способен обнаружить красоту там, где другие видят лишь уродство. Он способен видеть свет и жизнь там, где другие тьму и смерть. Проявления дзэн могут быть не понятны, они могут казаться глупостью, дерзостью, или даже шокировать, но всегда они будут следствием понимания, а не дешевыми попытками привлечь к себе внимание. Практикующие "безобразный дзэн" не ищут истины, не ищут себя, не ищут природы Будды. Все чего они хотят это признания своей мнимой уникальности и оправдания своего жалкого безвольного существования. В искусстве и жизни они творят безобразия, выдавая их за прекрасное и прикрываясь непостижимостью дзэн. Они культивируют нечистоплотность, невоздержанность и недисциплинированность, оправдываясь свободным духом дзэн. Их сердца не выдают ничего кроме цинизма и пошлости, а они называют это юмором дзэн. Они правы, дзэн можно найти даже в грязи. Но его никогда не найдут там те, кто наполняет ею свою сущность. Вот, что я могу сказать о "безобразном дзэн".

    И спросил Росомаха:

    - О... эммм...

    - Давай, что ли "прекраснейшая", - усмехнувшись, предложила Почтенная Мышь.

    - О, прекраснейшая! - согласился Росомаха. - Скажи, что же такое "успешный дзэн"?

    - Постижение дзэн - цель любого практикующего. Тот, кто постиг свою собственную природу, становится сильнее дракона, быстрее ветра, могущественнее богов, богаче императоров, мудрее патриархов и счастливее ребенка. Несомненно это то, к чему следует стремится. Но просветление не является самоцелью. Суть медитации в самой медитации. Суть сострадания в самом сострадании. Суть Пути в самом Пути. Практикующие успешный дзэн зациклены на обретении собственного просветления и тем самым никогда не избавятся от оков самости. Каждое переживание, каждое видение, каждый проблеск понимания, каждый вздох и каждый случайно пущенный ветер, они трактуют как признак просветления. Только среди них "мастеров" больше чем адептов. Они превратили дзэн в коммерческий продукт и поставили его на поток. Они утверждают, что дзэн способствует успеху и пытаются поставить его на службу собственным амбициям. Но он слишком мал для их жадных глаз и слишком велик для их мелочных сердец. Просветление не то, что можно ухватить за хвост и приспособить для собственных нужд. Вот, что я могу сказать об "успешном дзэн".

    И спросил Росомаха:

    - О, почтеннейшая, скажи, что же такое "правильный дзэн"?

    И сказала Почтенная Мышь:

    - Дзэн не развлечение и не игра, не стиль жизни и не терапевтическое средство. Дзэн - это Путь к себе, требующий постоянного внимания, абсолютной искренности и полной самоотдачи. Он занимает и полностью преображает всю жизнь практикующего. Это древняя и конкретная практика осознания подлинной реальности, передающаяся от сердца к сердцу на протяжении веков от самого Будды. В ней есть свои методы и свои традиции, свои правила и свои принципы, помогающие осознанию. Но дзэн - не то, что можно засунуть в рамки одной школы или учения. Он не является заложником "правильных методов", "правильных поз", "правильного дыхания", "правильных слов" и "правильных учителей", как считают исповедующие правильный дзэн. Они верят в "правильную методику", и сражаются за первенство обладания ею, не признавая других возможностей обретения просветления. Они могут сидеть в медитации десятилетиями и читать сутры веками, но будут все так же далеки от подлинного понимания дзэн, ибо становятся рабами формы и глашатаями формализма. В их сердцах Будда пробужден не больше, чем в сердцах тех, кто и вовсе не знаком с его Учением. Вот, что я могу сказать о "правильном дзэн".

    И задумался Росомаха услышав о крайностях дзэн. И подумав, спросил учителя:

    - Учитель, что же такое тогда подлинный дзэн? И сказала Почтенная Мышь:

    - "Подлинный дзэн" - это шестая крайность. Самая незаметная и самая опасная. Ибо нет ничего опаснее для практикующего дзэн, чем попытки установить его границы!

    Сказав так, Почтенная Мышь сошла с помоста и треснула Росомаху посохом по голове, пока он не спросил что-нибудь еще и не создал прецедент для еще какой-нибудь крайности.

    kGt8s5vmByg_1.jpg
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ГЛАВНЫЙ ИНГРЕДИЕНТ

    Росомаха был очень доволен придуманной им Сутрой Помоста Почтенной Мыши. Он даже решился показать ее учителю. Однако Почтенная Мышь не впечатлилась, сказала что он болван и занимается ерундой, анализируя дзэн и вынося свои незрелые суждения о его проявлениях.

    - Но, учитель! - возразил Росомаха. - Разве таким образом я не выделяю главное? Быть может, из таких вот рассуждений и родится мое понимание и я отведаю, наконец, вкус дзэнского вина.

    - Ты так считаешь? - задумалась Почтенная Мышь. - Тогда возьми вон ту кадку, встань в нее и начинай перебирать лапами.

    - Это ещё зачем? - спросил Росомаха.

    - Будем делать сливовое вино, - сказала Почтенная Мышь.

    - Но ведь в кадке ничего нет! - воскликнул Росомаха.

    - Ну так натаскай туда воды из колодца, накидай орехов или еще что-нибудь.

    - Учитель, это не поможет. Сливовое вино не возможно без слив, а как раз их то у нас и нет!

    - Да ладно?! - улыбнулась Почтенная Мышь. - Как же тогда ты, не имея главного ингредиента, собирался отведать дзэнского вина?

    Росомаха задумался и потом спросил:

    - И что же это за главный ингредиент?

    - Вот этот вопрос, куда ближе к теме! - сказала Почтенная Мышь и удалилась.

    TFXVrnMdJvE_1.jpg
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    НЕИЗМЕННОЕ

    Однажды Росомаха спросил Почтенную Мышь:

    - Учитель, почему так? Когда находишься в одном состоянии сознания, кажется, что предыдущее состояние было ложным.

    - Потому что у твоих состояний сознания нет неизменной основы, - ответила Почтенная Мышь.

    - А в чем заключается эта неизменная основа? - спросил Росомаха.

    - В понимании неизменного факта ее отсутствия, - ответила Почтенная Мышь.

    VWJZpgBf4TA_1.jpg
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ОХОТА ЗА "Я"

    - И всё-таки я не понимаю, учитель, - сказал Росомаха. - Еще неделю назад мне казалось, что я близок к просветлению и люблю весь мир. Позавчера я целый день пребывал в непонятном унынии. Вчера мне хотелось поколотить, показавшихся отвратительными типами, бродячих торговцев. А сегодня я и вовсе жажду вина и развлечений. И я не удивлюсь, если завтра на меня снизойдет дух смирения, и раскаявшись, я отправлюсь в Глухую пещеру совершать недельное голодание. Каков я на самом деле?

    - Вишня меняет свой вид в зависимости от времени года, но всегда остается вишней, - важно сказала Почтенная Мышь.

    - Но я же не дерево! - воскликнул Росомаха. - У меня есть разум и воля. Я способен выбирать, кем быть и как себя вести. Какое же из всех этих проявлений мое подлинное "я"?

    - Каждое из этих проявлений это "ты", и в то же время ни одно из этих проявлений не есть "ты", - с ещё большим пафосом произнесла Почтенная Мышь.

    - Это, наверняка, очень мудрая мысль, учитель, - сказал Росомаха, начиная злиться, - но я ни черта не понял. Каким мне себя видеть? Кем считать?

    - Каким бы ты себя не видел, кем бы ты или кто другой тебя не считал, это не изменит того, кто ты есть, - сказала Почтенная Мышь и выразительно покачала головой.

    - Но кто я?! - почти закричал Росомаха.

    - Хэй!! - резко крикнула Почтенная Мышь и что есть сил ударила Росомаху посохом по голове. Росомаха замер от боли и неожиданности, а Почтенная Мышь подскочила к нему и зашептала в самое ухо:

    - Просто будь этим! Просто будь!

    njogc7v6-1g-1_1.jpg
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    О СОРАДОСТИ И СОСТРАДАНИИ

    Однажды Росомаха глубоко задумался над одним важным вопросом, и решив его прояснить, спросил у Почтенной Мыши:

    - Учитель, скажите пожалуйста, что такое "сорадость" и "сострадание"?

    - Это то, без чего нет дзэн, без чего нет Учения Будды, - ответила Почтенная Мышь.

    - То есть когда я испытываю умиление от, например, воссоединения матери и сына, или сочувствую потерявшим близких, я практикую сорадость и сострадание? - спросил Росомаха с надеждой.

    - Нет, - покачав головой, ответила Почтенная Мышь. - Эти чувства лишь твоя личная реакция на значительные события. Но сорадость - не есть умиление, и сострадание - не есть сочувствие.

    - Но в чем же тогда их истинные проявления?

    - Истинное сострадание - это твое страдание, истинная сорадость - это твоя радость,- ответила Почтенная Мышь.

    Росомаха вздохнул и понял, что он еще в самом начале Пути.

    6M8wLp9BIdY_1.jpg
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    "НИКАКОЙ"

    Как-то раз Росомахе пришло в голову получить монашеское имя, на вроде тех, о которых он читал в древних книгах. Ведь его жизнь очень изменилась с тех пор как он стал открывать природу Будды под руководством мастера Почтенной Мыши. А значит прежнего шального Росомахи не стало, и на его месте появился усердный и талантливый последователь учения дзэн.

    Этому новому одухотворенному существу как-то странно было носить прежнее простое имя (по крайней мере так казалось Росомахе), и поэтому он занялся перебиранием имен.

    Ему нравились разные имена: Чикако (что значило "дитя мудрости"), Хидеаки ("блистательный"), Кацуки ("радостный мир"), Кейтаро ("благословенный"), Кишо ("имеющий голову на плечах") и многие другие.

    Все эти имена отличало благозвучие и благородное значение. Теряясь перед таким большим выбором в этом важном деле, Росомаха решил последовать традиции и предоставить право выбора имени учителю, дав себе обещание смириться с любым его решением. Объяснив свою мотивацию, Росомаха попросил Почтенную Мышь выбрать ему имя.

    Почтенная Мышь подумала пару минут. Потом почесала голову и подумала еще пару минут. Затем медленно обошла вокруг Росомахи, набрала воздух в легкие и, шумно выдохнув, наконец, сказала:

    - Ни-ка-кой!

    - Что?? - ужаснулся Росомаха.

    - Никакой! - повторила Почтенная Мышь.

    - Но... это имя совсем не кажется благозвучным. И что оно означает?

    - Да то, собственно, и означает: "никакой", - сказала Почтенная Мышь.

    - Но учитель?! - обиделся росомаха. - Вы издеваетесь надо мной? Разве может у монаха быть такое имя? Разве оно поможет мне помнить о своей благородной задаче.

    - Поверь моим сединам, - усмехнулась Почтенная Мышь, - если и есть какое-нибудь имя, которое помогло бы тебе обрести свое истиное "я", это оно.

    0QL9mE6mVDw_1.jpg
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ПЕРВОЗДАННАЯ КРАСОТА

    - А какое же монашеское имя было у Вас, учитель? - спросил Росомаха, не сумевший определиться с тем, пошутила мастер насчет "Никакой", или говорила серьезно.
    - О, ничего особенного, - ответила Почтенная Мышь, махнув рукой.
    - И все-таки, я бы очень хотел его узнать, - настаивал Росомаха.
    - Ну ладно. Учитель дал мне имя "Ируверити", - сдалась Почтенная Мышь.
    - Ого! - присвистнул Росомаха. - Звучит здорово! А что значит?
    - Ну, что-то вроде "первозданная красота" - сказала Почтенная Мышь.
    - Вот как!! - возмутился Росомаха. - Меня Вы, прикрываясь идеей смирения, обозвали "никаким", а сами достигли просветления с таким величественным именем?!
    Почтенная Мышь рассмеялась и сказала:
    - Учитывая то, что я была единственной наголо обритой мышью в монастыре, я с тройным усердием отправилась искать то, что имел ввиду этот старый шутник.

    a-ToNaflgqY_1.jpg
  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ГДЕ ЖЕ ТЫ, СЛОНОПОТАМБА?

    Однажды, столица провинции принимала у себя знаменитого индийского мудреца и святого по имени Свами Слонопотамба.

    Это был один из наиболее уважаемых духовных учителей у себя на родине. Число его последователей измерялось десятками тысяч, многие из которых искренне верили в него как в воплощение Божества. Росомаха и Почтенная Мышь также пришли в местную общину, чтобы посмотреть на эту знаменитость.

    С самого начала Росомаху неприятно поразило то, что Слонопотамба возвышался над своими почитателями на несколько метров, сидя в тяжелом золотом кресле, инкрустированном драгоценными камнями.

    Но когда он увидел, как собравшиеся падают ниц, целуют его стопы и молят об освобождении, он поморщившись отвернулся и гневно произнес:

    - Что это такое, учитель?! Как он может говорить о том, что обрел истину, если способен принимать такие почести и вести себя как полубог? Разве не раздутое эго руководит им сейчас? Бедные создания унижаются в надежде на избавление от своих проблем, а он вместо освобождения, дарит им рабство! Это же мрак, что творится?!

    Почтенная Мышь сурово посмотрела на Росомаху и крикнула:

    - Дурак! Прежде чем судить чужие убеждения, разберись в источнике своих. Если бы ты смотрел сердцем, ты бы видел, что того, кто тебя так возмутил и кому возносят все эти хвалы, здесь нет!

    zJVphqKNr5M_1.jpg
  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ЛИШЬ ОДИН

    Однажды Росомаха спросил Почтенную Мышь:
    - Учитель, а сколько же всего мастеров дзэн? Учитывая количество живых существ, хватит ли их, чтобы привести всех к освобождению?
    - Один, - ответила Почтенная Мышь. - И его вполне достаточно.
    - Но как же так? - удивился Росомаха. - Ведь даже я, кроме Вас, знаю мастера Сыча и мастера Дикого Кабана, слышал о мастере Комаре и легендарных Неразлучных Мастерах... А мастера прошлого? А сколько еще тех, о ком я не знаю? Нет, учитель, не может быть одного мастера дзэн их куда больше.
    - Ты прав. И все же существует лишь один Мастер дзэн.
    - И как же его зовут? - спросил Росомаха.
    - Тссс! - сказала Почтенная Мышь и приложила палец к губам.

    yFzbKi8knXk_1.jpg
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ЖИЗНЬ РАСКЛЕЙЩИКА ЭТИКЕТОК

    Как-то раз, выполняя поручения мастера, Росомаха провел в городе несколько дней. Устав от городской суеты, он возвратился в скверном расположении духа, и Почтенная Мышь, заметив его состояние, спросила его в чем дело. Росомаха воскликнул:
    - Учитель, как можно жить среди мирской толпы?! Все эти существа, они все время куда-то торопятся, все время за что-то борются, все время в чем-то нуждаются, вступают в пустые взаимоотношения, беспрерывно болтают, радуются иллюзиям, от них же страдают, теоретизируют о жизни, занимаются бесплодной рефлексией, ищут внимания, зависят от слов, поклоняются золоту, жалуются и обвиняют, ненавидят самих себя и причиняют боль друг другу. Весь этот шум вокруг он так далек от истины... Он так давит и так тяготит... Как же быть, учитель?!
    - Тебе нужно увидеть, что тем не менее жизнь этих существ так же истинна, как и твоя, - сказала Почтенная Мышь.
    - Но ведь они и думать не думают об истине!!
    А разве думает о ней соловей, когда поет свою песню жизни? Или ночь, когда украшает небо звездами? Или младенец, заливающийся смехом от нежных рук любящей матери?
    - Ну... вы сравнили, конечно... - нахмурился Росомаха. - Это же совсем другое! Здесь красота и невинность, а там пошлость и... уродство.
    - Какая чушь! - крикнула Почтенная Мышь, да так яростно, что Росомаха в испуге присел.
    И затем уже спокойным голосом добавила:
    - Как безрадостна жизнь расклейщика этикеток, он не способен увидеть даже небо, пока не наклеит на него ярлык.

    3NkG3VyxHpw_1.jpg
  20. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ВЕЧЕРИНКА СВЯТЫХ

    В конце месяца в столице соседней провинции Муно организовывался съезд духовных наставников. Это было что-то вроде мирового межконфессионального собрания на котором, по замыслу организаторов, должно было раскрыться единство всех религиозных учений.

    Росомаха, открытый новому опыту, выразил горячее желание туда сходить. Почтенная Мышь не возражала, но сама идти отказалась, сославшись на плохое самочувствие.

    Росомаха приготовил учителю все, в чем та могла нуждаться в его отсутствие, и отправился на собрание.
    У входа в Священную Залу собралась огромная толпа и Росомаха засомневался, смогут ли все поместиться.

    Ищущие истины толпились, толкались, ругались и протискивались через узкие двери. Росомаха, не сильно обращал на это внимание, его главной заботой было занять место. Несмотря на его опасения пространства хватило для всех. Вскоре начались выступления.

    Сперва настрой Росомахи был крайне серьезен. Он внимательно и доброжелательно слушал выступающих, искренне стараясь понять их мысли и верования. Но спустя время он начал замечать, что выступающие, за редкими исключениями, вовсе не стремились говорить о единении. Большинство из них активно рекламировало свои школы, учения или секты, и не гнушалось принижать, а то и вовсе отрицать другие.

    Это не могло не вызвать сопротивления.
    Началось все с того, что Благочестивые Зайцы Ордена Святого Марта брат Русак и брат Беляк не сошлись во мнении в рамках своего собственного выступления, вместе со своими соратниками тут же организовав две различные секты: "русаковцев" и "белян".

    Сладкоголосый Петух обвинил их обоих в ереси и погрозил вечными муками в аду. Над чем не преминула посмеяться Слепая Гиена из Церкви Предвечерней Росы. Совершенный Верблюд плюнул в неё, объяснив это своим благословением.

    Десятка два пустынных зверей тут же начали спорить о количестве горбов у Истинно Совершенного Верблюда. Тудум Датудум Лама объявила о том, что все представления о Великом Верблюде не более чем представления, на что тут же получила копытом в нос от Осла С Середины со словами: "А как тебе такие представления?".

    Бегущая Улитка послала всех в Дао. Блаженная Носуха поносила всех матом. Каракал плакал. Тамарин какал. Белорукий Гиббон распускал руки с криками: "Мракобесию - нет!"...
    В зале творилось невообразимое!

    Сторонники разных идей сошлись друг с другом в драках и жарких спорах. Тем, кто не отстаивал никаких взглядов, доставалось от всех понемногу. Даже Росомахе пару раз пришлось утихомирить нескольких особенно одуревших сторонников.

    Удрученно созерцая эту картину бодания, рычания и разнообразного визжания он неожиданно натолкнулся на одинокую фигуру, спокойно сидевшую у стены с блаженной улыбкой на морде.

    Заинтересовавшись, Росомаха двинулся к нему.
    - Здравствуй, друг, - сказал Росомаха.
    - Привет, - доброжелательно ответил незнакомец.
    - Позволь мне задать тебе вопрос, - спросил Росомаха.
    - Давай, - сказал незнакомец.
    - Слушай, как тебе удается оставаться таким спокойным, да еще и с улыбкой наблюдать за этим безумием?
    - А... это забавно. Дело в том, что так вышло, - ответил незнакомец.
    - Как это вышло? - удивился Росомаха.
    - Да вот как-то так вышло, - пожав плечами, сказал незнакомец. - Поначалу я и сам возмутился, преисполнившись отвращением и презрением к этому околодуховному сброду. Но потом... что-то во мне щелкнуло и я вдруг увидел, что все, кто здесь находится, это не просто звери, а самые совершенные мудрецы, святые и просветленные существа со всего мира. Будто каждый из них, как выступающий, так и зритель, Совершенное Создание, если хочешь - Будда. И в тот же миг, как только я их так увидел, все их действия стали мне казаться невообразимой игрой, шуткой и дурачеством. Каждый характер - проявлением бесконечности. Каждое действие - благом. Каждое проявление - чудом, исполненным любви и сострадания. Будто каждый из них во всем этом кажущемся урагане и хаосе спокойно наблюдает за всем происходящим. Наблюдает и улыбается, позволяя жизни течь так, как она течет, а своему характеру, своей индивидуальности, проявляться так, как она проявляется. Будто все они собрались здесь для того, чтобы вдоволь повеселиться. Что-то вроде Вечеринки Святых.
    - Вечеринка Святых? - поморщившись, переспросил Росомаха.
    - Ага, - блаженно кивнул незнакомец. Росомаха задумался.
    Он посмотрел на незнакомца, сел рядом и перевел взгляд на дерущихся зверей... Он смотрел, и смотрел, и смотрел.... Как вдруг, что-то в нем щелкнуло и он.... засмеялся! Он увидел то, о чем говорил незнакомец и это действительно было очень чудесно и очень смешно.
    Очень чудесно и очень смешно.
    - Как тебя зовут? - отсмеявшись, спросил Росомаха.
    - Брат Барсук, - улыбнувшись, ответил незнакомец.
    - Дай свою лапу, друг, - сказал Росомаха. - Во истину, это лучшая шутка из тех, что я видел за последние годы. Теперь я точно вижу Единство Всех Учений.

    MvIVf7FRbMM_1.jpg