Шанти отыскал у себя вот такой текст, который может быть пригодится для книжки ("Вспомогательные практики", например). Это не с портала Ошо, а с Май-Би-Би, видимо с того времени, когда беседы по практике удалялись по мере заполнения на 100 страниц темы. ____________________ А есть ли в действительности "вы"? Кто есть "я"? — Это атма-вичара, это распознавание ложного как ложного. Поэтому псевдо-видящий должен исчезнуть. Остаётся только видение, «слышащий» растворяется в слышимом, «делающий» - в делаемом, и так далее. Псевдо-субъект исчезает как кажущаяся змея в верёвке. Просто распознайте, что «думающий» есть продукт думания, никакого реального думающего нет. И то, что остаётся, свободно само по себе, это безграничный поток проявленного. Вы становитесь переживанием, а не «переживающим», наблюдением, а не «наблюдающим», чувствованием, а не «чувствующим», думанием, а не «думающим», ощущением, а не «ощущающим», памятью, а не «помнящим», и так далее. Кто думает думающего? — Теперь это вопрос к вам! Но на что бы вы ни указали, это будет думаемым, а не думающим, видимым, а не видящим, воспринимаемым, а не воспринимающим. Вы никогда не найдёте субъекта! Он непроявлен! Про него нельзя даже сказать, что его нет, потому что известно о его проявлениях. Поэтому говорится «нети-нети» (не то - не то). Почему возникает сам факт мышления? Потому что такова природа Абсолютного Разума. Он проявляет Себя. И ваш вопрос, как и мой ответ, - часть этого проявления. Вы говорите из невнимательности, когда вы думаете, что наблюдаете, вы думаете, что наблюдаете. Это просто мысли о наблюдении. Проверьте сами! Когда вы думаете, что осознаёте мысли, вы думаете, что осознаёте мысли. Вы не можете осознавать мысли, потому что это - не два, осознаваемое и есть осознающий. Попытка наблюдать мысли останавливает их! Осознание (awareness) - это не действие!!! Сознание (consciouness) - это действие! Вопрос: Лакшми, расскажи, как смотреть кино и при этом практиковать? Вы смотрите кино, в сюжете которого нет ни слова о вас, вы не участвуете в историях на экране. Тем не менее, параллельно с сюжетом фильма ум встраивает сюжет о вас, как о ком-то, создавая иллюзию наблюдающего, отдельного от наблюдаемого фильма. Обратите внимание на этот факт и обратите внимание, как часто в сюжет фильма встраиваются мысли от имени несуществующего наблюдателя. Именно эти мысли и создают иллюзию двойственности наблюдателя и наблюдаемого. В действительности вы не наблюдатель фильма, вы и есть сам фильм. Вы являетесь происходящим, а не тем, кто воспринимает происходящее. И не тем, с кем что-то происходит. Вы есть само происходящее. Сознание. И вот, подчёркиваю, именно мысли о вас, как о "зрителе фильма", создают иллюзию двойственности вас и фильма. А это - не два! Наблюдатель и есть наблюдаемое. Сначала внимательно понаблюдайте за мыслями во время фильма и убедитесь в моих словах. Это важно, вы должны полностью увидеть и "ухватить" механизм воссоздания этой иллюзии. И ухватив его, вы сможете отслеживать его, обрывать. Есть наблюдение, но нет наблюдателя! А наблюдение и есть то, что наблюдается! Вы видели наблюдение отдельно от наблюдаемого? Псевдо-наблюдатель должен раствориться в наблюдении, исчезнуть! А поскольку он не существует, а намысливается, то и обрывать нужно именно такие мысли, в отсутствии таких мыслей псевдо-наблюдатель исчезает! Что значит "обрывать"? Как только ложная мысль распознана, она прекращается! Так что практика заключается в распознавании ложных мыслей, создающих иллюзию отдельного от фильма наблюдателя. Вот и практикуйте такое наблюдение во время просмотра фильма! .
Да, меняется. Во-первых, по мере интенсивного самоисследования многое проясняется: вы начинаете понимать механизм ума, механизм образования личности, механизм референса чувства себя на тело. Видя эти механизмы, вы можете отбросить их, не учитывать, "оборвать" мысль, как только она возникла. По мере практики у вас появляется такая возможность. Внутренняя болтовня постепенно уменьшается, и вы получаете с каждым разом больший перерыв между мыслями. Накапливая безмолвие - вы накапливаете энергию, без которой невозможно выйти за чувство себя, за "наблюдателя". Во-вторых, вы становитесь спокойнее, постепенно появляется бесстрастие и невозмутимость, вы как бы становитесь незатрагиваемым ничем внешним, хотя пока и не в полной мере. Уменьшаются страхи: то, что раньше очень волновало вас, теперь потеряло свою важность, а иногда и вообще смысл. В-третьих, вы начинаете интуитивно (подспудно) предчувствовать приближение "к дому", и эти предчувствия выражаются в немотивированный восторг и любовь, хотя пока и не часто. В-четвёртых, вы перестаете чувствовать себя виноватым, а это автоматически приводит к тому, что вы перестаёте винить других, и ... вы пробуете на вкус Гармонию, хотя пока ещё и очень хрупкую. В-пятых, в поле вашего восприятия входят вещи раньше не сознаваемые, поэтому говорят, что оно "расширяется", вы замечаете вещи, о которых раньше не подозревали, например, необычные энергетические вибрации в теле (это самое замечаемое среди практикующих явление). Могут происходить и не совсем обычные вещи, например, восприятие "чужих" мыслей, спонтанная осознанность во сне, какие-то моменты особой ясности, какие-то откровения. И, возможно, нечто такое, что вы не хотели бы ни с кем обсуждать. Вот несколько общих примеров изменений состояния практикующего интенсивное самоисследование. Образ "себя" исчезает. Это не значит, что исчезает память, но вы понимаете, что история этого "себя" - чисто ментальная, она про того, кого никогда не было. Интерес к ней постепенно пропадает. "Внешний мир" - такая же ментальная история, причём постоянно меняющаяся. Вы больше не верите в описания "внешнего мира". Вопрос как-то криво построен. Ну да ладно... . На осознанность (Слава Богу!) ничего не влияет, а то, что вы подразумеваете под осознанностью - это просто внимание. Если внимание поглощено ментальными историями, то они и осознаются, а остальное ускользает, и восприятие становится таким ограниченным, что человек вообще ничего не замечает вокруг, он полностью погружён в ментальное облако. Все люди ходят в этих облаках. В общем-то, "чело-век" и есть ментальное облако. Благодаря различающему интеллекту внимание может быть перемещено с мыслей, создающих иллюзию "индивидуума" (которого в реальности нет) - на чувство себя, на самосознание. На что различающий интеллект направляет внимание, то и воспринимается. Если вы не заняты тем, чего нет, то вы воспринимаете То, Что Есть. Этот "свет" - это просто фото-эффекты от рецепторов в сетчатке глаза (колбочек и палочек), не обращайте внимания, и они вскоре исчезнут. Когда случится "Свет", тогда не будет никаких сомнений! Целая вселенная окажется внутри Вас и даже большее. Ничего не нужно ни усиливать, ни расширять! Просто исчезните! Идея вашего существования - это просто идея о существовании, нет никакого "существования", и нет никакого "бытия", ни индивидуального, ни безличного. Отбрасывайте всё, все идеи: о существовании, о бытии, о небытии, а вас, о свете, о тьме, о просветлении, о достижении, абсолютно все! Без исключения! В конечном итоге, вы должны придти туда, где вас уже нет. И нет того, кто мог бы об этом знать.
Исчезнуть должен свидетель безмолвия. Истинное безмолвие не знает никакого безмолвия, безмолвие - это концепция. Безмолвие - это то же самое истинное Я, нет ничего другого! Что может засвидетельствовать истинное Я, если кроме него и нет ничего? Какими угодно концепциями обозначайте Его (безмолвие, любовь, сострадание,...) оно остаётся только тем, чем является - Я. Это не некое "Я", плавающее в пространстве осознания. Осознание и есть Я, тотальное, сплошное, безграничное. Ничего больше нет, кроме этого Я. Это не концепция "Я", а изначальная Самость осознания. The Self. "Нет того, кто..." - означает, что нет субъект-объектных отношений. Нет "воспринимающего" - нет и "воспринимаемого", нет двух, только целое. Если бы на самом деле у вас не было идей, а было безмолвие, то вы в тот же миг осознали бы свою истинную природу; в тот же миг, потому что для распознавания не нужно время, оно нужно только для избавления от идей. Как только все идеи отсутствуют - так истинное распрознается. А поскольку корнем всех идей является первичная идея моего существования (Я есть), то как только вы от неё избавились, так автоматически отпадают все остальные идеи. Почему? Потому что "Я" в этом случае выступает в роли "субъекта" восприятия, который автоматически подразумевает "объекты" восприятия (не Я), а это и есть двойственность, то есть, разделение на "Я" -субъект и "не Я" - объекты. А на самом деле, Я - само себе субъект восприятия, и само себе - объект восприятия, нет ничего другого, что можно было бы воспринимать. Что бы ни воспринималось - это только всегда только Я. В целостном восприятии субъект-объектные отношения отсутствуют, субъект восприятия одновременно является объектом своего восприятия , а объект восприятия - субъектом восприятия, нет двух, одно Я. Не повторяйте чужих фраз, пока сами не поймете до конца их смысл. Что вы подразумеваете под этой фразой? Что такое "полное отсутствие, как присутствия так и отсутствия"? О чем здесь идет речь? И что тогда означает: "отсутствие присутствия, но присутствие отсутствия"? Конечно! Оно и сейчас такое, то есть, восприятие без воспринимающего. "Воспринимающий" - это только идея, поэтому я вам и сказала: исчезните! Исчезнуть должна идея о вашем существовании. Отсутствут не только идея моего существования (я есть тело), но и идея существования как такового (тотальное "Я есть"). Истинное Я не может знать никакого "Существования", потому что тогда получаются двое: Я и Существование. В глубоком сне вы не знаете, что вы есть, и вдруг вы знаете. Что изменилось? - Только это сообщение о том, что вы есть появилось. Оно то приходит (с "пробуждением"), то уходит (в "глубоком сне"). Не Вы возникаете и исчезаете, а это сообщение, это знание о вашем бытии, знание "Я есть". Не важно даже какое это "я есть", тотальное (как в сатори) или личное (как в обычном восприятии), важно то, что в глубоком сне Вы вообще не знаете, что Вы есть, но Вы-то есть!, и получается, что "бытиё" - это просто знание о бытии, а не само Бытиё. Отличие только в этом знании, и это - концептуальное знание, это только идея о бытии, Вы никуда не деваетесь с её исчезновением. Вы то знаете о своём бытии, то не знаете, но Вы никуда не деваетесь. Это просто поймите. Вся эта вселенская свистопляска появляется с возникновением этого знания о том, что Вы есть, когда это знание уходит, как в глубоком сне, то и вселенная исчезает, а в сновидении знание о том, что Вы есть, появляется также самопроизвольно, и вместе с ним появляется сновидческая вселенная. И все эти "вселенные" - это просто возникновение знания "Я есть". Но Вы - не это знание "Я есть", а То, что свидетельствует его, Вы есть до этого знания и будете после него. Но вам не нужно верить на слово, узнайте это сами и избавитесь от всех страхов. Истинный Вы - это не знание о Вас, а Сам Вы. Истинное Бытиё не знает никакого Бытия. Но в нём возникает идея о Бытии, оно начинает знать: "Я есть", и это уже иллюзия, потому что тут же появляется противоположная идея о "небытии", и опять получается деление. Я идентифицируется с "бытиём" и боится "небытия". Поймите эту смешную глупость. Я боится концепции. Но чтобы это проверить, нужно просто выйти за все концепции и посмотреть, что там есть. Я не делится на "бытиё" и "небытиё", это чисто условное, концептуальное деление. Проверьте сами!!! В действительности Я остается всегда только Я-ем, Вас нельзя поделить, некому, Вы тут Один! В том смысле, что нет ничего другого, одно сплошное Я. И это "Вы" - просто способ говорить, "Вы" относится к Осознанию, к тому, что осознает "в нас". Попробуйте с этим разобраться, различить Себя от знания о Себе. Это - разное, понимаете? Первое есть, второго нет, а только мыслится. И чтобы узнать окончательную истину, Вам нужно остаться даже без этой идеи "Я есть", "там", "где" ничего не знается. Там - Чистый Знающий (без знаемого). Какое "знаемое" может быть в тотальности Я? Знаемое Я неотлично от знающего Я. Одно Я, без второго, без чего-либо ещё! Он не воспринимается, а интуитивно распознаётся. В качестве примера можно привести такое сравнение: вы глядитесь в грязное зеркало и видите искаженный образ себя, затем вы моете зеркало и видите истинный образ себя, но не себя, а истинный образ себя. Тоже самое и здесь: вы интуитивно распознаете себя по истинному образу себя, отражённому в (чистом от всех концепций) "зеркале интеллекта". И ваш истинный образ - это "Свет Осознания" или недифференцированная энергия. Это запредельно "бытию" и "небытию", это Источник, из которого возникают "бытиё" и "небытиё", но это только концепции, условные различия, в Источнике нет различий, нет дифференциации на "бытиё" и "небытиё". А что бы вы хотели знать? Там нечего знать, там Вы - Один, и Вы это знаете. Да, Вы свидетельствуете Себя, поэтому это - Самосвидетельствование, и субъект свидетельствования одновременно является объектом свидетельствования, нет двух, некого и нечего знать кроме Себя. В обычном восприятии Вы знаете себя, как что-то: как тело, как мысли, как ..... А здесь Вы знаете Себя, как только Себя, нет ничего кроме Себя. Что ещё можно знать? Но это не концепция "Я" и не знание "Я есть", а само Я. Большее невозможно сказать.
Нарисуйте в воображении точку и подпишите её "Шива", или "Парабрахман" или "Осознание". Это будет ноуменальная (условная) точка, то есть, не существующая ни в пространстве, ни во времени. Из этой точки нарисуйте воображаемую воронку из света, со световым шаром на конце. Обозначьте этот световой шар как "Свет Осознания", или "Недифференцированная Энергия Осознания", или "Сознание". Внутри этого "шара" вообразите мириады малых "шаров" и обозначьте их "Поля Сознания", или "Сны". Внутри каждого шарика напишите "концепция Я есть". Истинное Я (Самость Осознания) принадлежит первой ноуменальной точке. Но поскольку всё остальное находится в ней и никогда её не покидает, то все пропитано самостью этого единственного Я (Осознания). Весь Космос, даже сейчас, находится в этой ноуменальной точке, то есть, - в НИГДЕ и в НИКОГДА, и поэтому никогда ничего не было, но всё кажется. В Реальности существует, только Это Реальное Я, но оно - в нигде и в никогда, за пределами понятия "есть" и "нет", за пределами понятия "бытия" и не "бытия". Поэтому Его называют ещё "Уникальное Бинду". За пределами - не означает, что Оно где-то там далеко, за границами бытия и небытия. Оно прямо здесь, но к нему не применимы никакие понятия, ничего определяющего. Оно есть и нет одновременно, оно ни бытиё - ни небытиё, - "Уникальное Бинду". Даже понятие "здесь" не применимо к Нему. Оно везде и нигде, всегда и никогда. И не о чем расстраиваться: так есть, было и будет, а точнее есть, есть и есть; хотя и ничего нет, но всё кажется. Бодрствующий сон - точно такой же сон, как сновидческий сон; всё это игра воображения, игра сознания. Слова не достигают Этого, они уже в этом. Представления не достигают Этого, они уже в этом. Когда концепция "Я есть" отодвигается из разряда субъекта в разряд объектов, то Субъект перемещается на свое место, в ноуменальность, что означает его объективное отсутствие в проявленном (в воображаемом). Субъект видит только свои воображения, но никогда Воображающего их. Воображаемое и есть "Тело Воображающего". Он отсутствует в видимом, как объект, но присутствует, как осознание воображаемых объектов (как вы присутствуете в своем сне, как сновидящий). Иногда Он ассоциирует Себя со всей тотальностью воображаемого. А иногда с каким-нибудь сновидимым объектом, тогда Он присутствует как сновидящий и как сновидимый одновременно (как вы в своем сне). Во сне вы знаете себя только как сновидимого персонажа, но не как спящего в кровати. Так и в бодрствующем состоянии сознания вы знаете себя, как бодрствующего персонажа, но не знаете, как Абсолютного Сновидящего. Для сновидимого персонажа может пройти целая жизнь, для Сновидящего - миг. Сам Воображающий - вне времени; время начинается в воображаемом. Но воображаемое не одельно от Воображающего, сон Осознания состоит из Света Осознания. Он слит со всем, как танцор со своим танцем. Но вы (ум) рассуждаете в понятиях фиксированного и однонаправленного времени и локальности объектов в пространстве, а это неприменимо к Осознающему. В одном поле сознания Он - человек, в другом - тотальность проявленного, в третьем Он - Аватар, в четвертом - он стая муравьев, в пятом - Вселенский Брахма, ... . Вне поля сознания Он - недиференцированный Свет, абсолютное Бытиё. Но Сам Он - ничто из всего этого. Концепция "просветления" - это просто противоположость "неведения", концепция "свободы" - противоположность "связанности". Всё это - концепции. Ваше самораспознавание - это шутка Космического Разума, но она уже состоялась. У вас нет выбора, потому что вас нет, вы снитесь, воображаетесь. Ваше чувство себя - не "ваше" чувство, это просто присутствие Самости Осознания, отражённое в уме. Вы не можете не расслабиться, ни обнадежиться, ни бросить практику просветления, ни ускорить её, потому-что вас попросту нет, но есть идея, есть мысли о том, что вы есть, есть мысли о возможности просветления, а также мысли о невозможности. Всё это - концепции, и ничего этого нет на самом деле. Вы думаете, что есть просветлённые люди? - Это шутка! И просветленные это знают! Никогда ничего не было, но всё кажется. Прежде чем спросить: "зачем тогда просветляться?", подумайте прежде: кого и о ком вы хотите спросить? Иногда из этого что-то получается, но не для "кого". НЕ ЗА ЧТО УХВАТИТЬСЯ! (даже за то, что не за что ухватиться!)
Страх перед смертью возникает из памяти о конечной судьбе всех тел, идентифицируя себя с телом вы испытываете страх перед смертью тела. Поэтому страх перед смертью - это результат ложной концепции "я есть тело". Перед состоянием глубокого сна вы не испытываете страха, потому что из памяти знаете, что глубокий сон не является причиной смерти для тела. Абсолютно все страхи возникают только из ложной самоидентификации с телом. Поэтому страх смерти считается первичным базальным комплексом. А уже из него развиваются чувство собственной важности и жалость к себе, которые также считаются базальными комплексами. Но основой всех психо-эмоциональных комплексов является страх смерти, причина которого - ложная самоидентификация с телом ("первородный грех"). Отсюда цель и смысл практики самоисследования: вам нужно увидеть ложность самоидентификации с телом, и распознать своё целостное бытиё. А уже потом посмотреть, что есть за бытиём. Но начните с первого. Ваш первый шаг - это осознание (переживание) целостности бытия.
Всё началось с мысли! И вы уже знаете, что это была за мысль. "Я есть"! Но это - только знание о себе, а не То, что знает. "Знающий" был уже до этого знания. Поэтому "Знающий" - уже есть ДО начала. А поскольку "Знающий" - это не "кто-то", и не "что-то", то, чтобы указать на его безличность, его называют "Чистым Знанием". Поэтому Махарадж и говорит: "Я есть ТО, посредством чего я знаю что "Я есть". То есть, то, благодаря чему возможно осознать эту первичную концепцию о своём бытии. До этой первичной концепции абсолютное не знало, что оно есть (как вы в бессознательности). "Я есть" - это уже сознание, уже движение в осознании, уже энергия, но пока ещё не дифференцированная, поэтому Я есть ВСЁ (альфа и омега, А-ХАМ). С началом дифференциации (т.е. с началом концептуальной объективизации), "Я есть" делится на "я" и "не я". Таким образом, "Я есть" - это первичная концепция, и корень всех остальных концепций. И, следовательно, "Я есть" - это первичная иллюзия! "Первый и последний блок-пост иллюзии", - как говорит Махарадж. Поэтому в практике всё внимание направлено на эту первичную концепцию "Я есть", она - корень всей вселенской иллюзии. Если оставаться только с этой первичной концепцией "Я есть" , без дальнейшего интеллектуального разгула, то она покажет, что она такое есть. Цитата: Что такое Знание? Что значить Знать?Это абсолютная загадка для интеллекта, он только поставляет "материал", который будет знаться. А что такое знать, и как это вообще... - это загадка для всех: и для ученых, и для просветленных. Вот это нельзя знать, но зато этим можно быть (и нельзя не быть!). Мы не говорим об описании объектов или явлений, это уже концептуализация, и этим занимается интеллект, но что знает эти описания, и что значит "знать" - это неизвестно. Оно всегда будет ДО!
"Область ничегонезнания" - это точная граница входа в состояние фазы глубокого сна, и если туда войти, не теряя сознания и не впадая в сон, то темнота ничегонезнания преобразуется, но не в "свет", а в недифференцированность. Тогда нет ни "тьмы", ни "света", нет противоположностей, но это не нечто средне-серое, а просто не отделено ничего. Это всё вместе и одновременно, и переживается, как Я. Но лучше про это не говорить, - бесполезно.
Да не будет больше никаких дров! Их и сейчас нет! Ну какие в сознании дрова? Там есть только осознание дров! Какое в сознании тело? Там только осознание тела! Какое в сознании небо? Там только осознание неба! Дрова, грубо говоря, состоят из сознания. Сейчас вы это не видите, потому что мысли убеждают вас, что Вы есть тело. А "тело" - это просто осознание тела, "ваше тело" находится в сознании, нет сознания - нет тела. Почитайте "Голографическую Вселенную, там это продробно рассматривается. Это мозг создает видимую голограмму вселенной, и за пределами мозга - только частотная область, нет там никакого "вашего тела". Там даже "мозга" нет, это работа "нейронной системы", или "энергетической матрицы", или назовите это "Шакти" (это не важно), важно понять это как энергетический водоворот, коих бесчисленное множество, и в каждом таком "водовороте" создаются видимости или "голограмма вселенной". А осознание воспринимает эти бесконечные голограммы (точнее, голодвижения, потому что они не статичные). Но поскольку само осознание - это объективное ничто, то оно неотдельно от воспринимаемого. И таким образом, внутри поля сознания воспринимается целая вселенная, вместе с "вашим телом", а за полем сознания (за "матрицей") - воспринимается недифференцированная энергия (частотная область). И когда вы отводите внимание от поля сознания (от этой "матрицы"), то вы осознаете Себя, как эту недифференцированную энергию. Ещё её называют "пространство осознания". Ну представьте это, как безграничный океан очень интенсивной энергии, с частотой колебания выше частоты света. Внутри этого интенсивного колебания происходят некоторые энергетические возмущения, ну, как воронки. И внутри этих "воронок" образуются "поля сознания", и они все - разные, поэтому, сколько полей - столько вселенных. Но поскольку сама недифференцированная энергия уже покрыта (пронизана) Самостью осознания (или присутствием осознания), то соответственно и внутри "полей сознания" она присутствует тоже. И вот это присутствие осознания внутри поля сознания переживается, как Я есть, а отражаясь в мыслях - как "я есть тело", потому что мысль - это как бирка, и она указывает на что-то. Таким образом, как только вы коснулись мысли, так сразу стали объектом. А на самом- то деле Вы чем являетесь? Тем Присутствием осознания, которое раньше даже поля восприятия. И когда внимание оказывается в точке "тарака Брахма", то вы самоосознаетесь за пределами "поля восприятия", как недифференцированное всё. И если внимание направлено на недифференцированность из этой точки, то - это "нирвикальпа самадхи", а если из этой точки внимание направлено на поле восприятия, то - это "сахаджа самадхи". В обоих случаях центр наблюдения находится в этой "точке". А сейчас вам мысли говорят, что вы являетесь конкретным объектом внутри "поля сознания". И всё, что вам нужно сделать, это проверить, так ли это на самом деле, потому что, на самом-то деле, - это ложная самоидентификация. Вы принимаете себя не за то, чем вы являетесь. Вас мысли обманывают!
Принятием. Но не "моим" принятием. Сейчас попробую объяснить. Приходит эмоция раздражения, она просто переживается, без идеи "меня переживающего". Полное бытиё раздражением. Или: в переживаемом должно быть только переживаемое. Ни в коем случае не избегать, потому что это борьба, сопротивление, напряжение. И эта борьба только подтверждает "меня". Но если в переживании нет идеи "моего переживания", то оно обретает совсем иной "вкус". Оно не приносит страдания. Так же и физическая боль. Она может быть и при этом не приносить страдания. Вы, наверное, мне не поверите, но вспомните мазохистов. Сравнение, конечно, дикое, просто я привела его для понимания, как боль может приносить даже наслаждение. Страдание не фиксировано, это тоже концепция, основанная на первичной концепции "Я есть". При её отсутствии, когда приходит эмоция раздражения или злости, то она просто принимается, как то, что есть в настоящий момент, без попыток избегания, некому! И самое удивительное, что, со временем, даже эмоция неприятия также принимается. Сейчас это кажется абсурдным, но эмоция неприятия также принимается, просто нет того, кто её переживает, и нет никаких идей на счет этого неприятия. Оно просто есть и всё. Это не так, что: "я понимаю, что человек, который своим поведением раздражает меня, не виноват в своем поведении, а просто так сложилось... бла-бла-бла....". Это совсем из другой оперы. Это именно отсутствие переживающего "меня". Но и это ещё не всё. Со временем даже мысли воспринимаются без мыслящего "меня". Кто смотрел видеозапись с профессором Черниговской, наверное, помнит её слова о том, что нейронная система посылает сообщение, что решение, которое она приняла (встать, сесть...), сделали мы сами. И это открытие её сильно возмутило, потому что из него логически вытекает вывод, что нейронная система управляет нами. И она, за возмущениями, как-то проскочила очевидно напрашивающийся вопрос: а, собственно, что тогда подразумевать под нами? Кто тогда этот "Я", если "Я" - это тоже концепция, то есть, мысль, посылаемая нейронной системой? Значит это нейронная система сообщает нам, что "мы" есть. Но, что тогда такое это "мы"? Кому посылается сообщение? Тело - это инертная материя, а если быть точными, то это - та же самая модификация ума (или работа нейронной системы); мысли, обеспечивающие само-сознание (концепция "Я есть") - это тоже работа нейронной системы. И где во всём этом "мы"? Кто воспринимает сообщения? Фактически получается, что нейронная система и есть сознание (буддхи или читта). А реальные "мы" (Я) - это осознание (плодов её работы, вритти). И без этих "плодов" осознание не знает никаких "нас", как в фазе глубокого сна, когда эта "система" восстанавливает наше тело без предоставления нам нашего самосознания. И мы действительно являемся Тем, что знает о том, что "мы" есть, но только когда эту информацию предоставляет "система". А когда не предоставляет, то мы просто есть, но не знаем, что мы есть. И с пробуждением читта опять начинает продуцировать "я"-вритти , и "мы" начинаем осознавать, что мы есть. Это - просто информация о нас, но не мы сами!!!! Мы воспринимаем её, поэтому, она, на самом-то деле, относится к объективному, к воспринимаемому! Здесь - ошибка! Здесь - "трюк"! Так вот, с "просветлением" это самосознание ("Я есть" -концепция) переходит из субъективного в область объективного, "я"-мысль становится просто одним из объектов проявленного. Это больше не субъект восприятия, "мыслителя" больше нет. Мысли есть, и они само-воспринимаются, субъект восприятия отсутствует. Как ни странно, это может помочь, сама абсурдность веселья во время раздражения может нейтрализовать раздражение. Или отвлечь, благодаря 10 000-ному повторению антиконцепции. Но это не уберёт ложного субъекта. Ещё бы! Это кульминация всей практики! Это и есть окончательная цель, освобождение от иллюзии индивидуума. Вы ошибочно поменяли приоритеты местами: осознание во время фазы глубокого сна - это следствие освобождения от иллюзии индивидуума, а не средство. Сначала осознается состояние до концепции "Я есть", которое есть до-состояние, а затем это до-состояние распознается во всех состояниях сознания. Это состояние до самосознания!!!! До знания "Я есть". Таким образом, мы вернулись в начало, в распознавание иллюзии индивидуума, как субъекта восприятия. Индивидуум не является субъектом восприятия, ум не является субъектом восприятия, интеллект не является субъектом восприятия, само-сознание (Я есть) не является субъектом восприятия! Ничто воспринимаемое не может быть субъектом восприятия, потому что воспринимаются только объекты. Но будучи объективным НИЧТО, субъект восприятия (осознания) слит со всеми объектами: переживающий и является переживаемым, мыслящий и является мыслимым, видящий является видимым, слышащий является слышимым. Нет двух: "переживающего" и "переживаемого", это одно. Но для ума это невозможно, потому что, как только "что-то" названо, так сразу "это" - отделено. Вы не можете это воспринять из концепций. А теперь подумайте: как можно воспринять состояние до концепции "Я есть"?
Что касается самой практики, то лучше атма-вичары ещё никто ничего не придумал. А практика Махараджа "медитация на "Я есть" - это то же самое "пребывание в источнике ума", которое достигается при само-вопрошании. Но не само вопрошание принципиально, а то, чтобы развернуть внимание с мыслей на источник ума, в тишину, и пребывать в нем. Когда ум полностью останется пустым, не впадая при этом в транс, то тогда и случается самадхи, тогда уже цель достигнута. Но этот процесс может быть длительным, потому что с пустым умом очень трудно оставаться. Можно сказать, что в этом есть такая "критическая точка", выйдя за которую, пребывание в чистом уме становиться естественным, и тогда вы понимаете, что это и есть ваше изначальное естественное состояние. Это очень отличается от опытов сатори, там восторг и приступы немотивированной любви, а это - очень простое, самое естественное состояние, из которого можно действовать, при этом не затрагиваясь действием. Можно сказать (условно конечно), что целостное восприятие (сатори) - это бытиё Богом, тогда как сахаджа-самадхи (естественное состояние) предшествует даже ему. Это такое "до-состояние", которое есть непрерывность, и с этих пор вы его будете распознавать во всех состояниях сознания, будь-то субъект-объектные отношения, будь-то сатори (савикальпа-самадхи) , будь-то нирвикальпа-самадхи, будь-то фаза глубокого сна или даже обморок. Это "до-состояние" ничем не затрагивается и никогда не меняется, оно непрерывно, и присутствует в вашем восприятии даже сейчас. Всё остальное сменяется, это остается во всех сменяемых состояниях, и распознав его вы откроете свою непрерывность, тогда "жизнь" и "смерть" будут для вас просто различными состояниями одного и того же. Тогда не будет иметь значение, в каком восприятии вы находитесь; двойственное может периодически сменяться на целостное, теперь это не имеет значения, теперь вы точно знаете основу; она и есть то, что называют Атманом. И это называется самым высшим бытиём, которое предшествует всему, но и присутствует во всём. Вы могли бы его распознать прямо сейчас. Оно находится точно в промежутке между двумя мыслями. Но этот промежуток очень короткий, а если мы его хотим продлить, то начинаем прилагать усилия. И это уже не то, это уже не естественное состояние. Самое большое, что можно получить с помощью механической остановки ума - это сатори, которое редко бывает хоть сколько-нибудь длительным. К естественному состоянию вы вернетесь постепенно, избавляясь от привычных тенденций ума. Это просто основа всего. И она очень простая, ничего не требует и ничего не избегает. И сейчас я наверное скажу крамольную для ума вещь, но распознав эту основу, бытиё рыбы уравнивается с бытиём человека, насекомого, божества, ..., фактически, все различия находятся только в уме, в этом древнем-древнем уме. Сейчас вспомнились слова Махараджа, он сказал: какая мне разница какое будет воплощено тело, Я - не тело. И это не может быть иначе, в противном случае Атман прекратил бы все "страдающие" бытия. А Он этого не делает! И на фоне этого вспоминается ещё ответ Махаражда на высказывание одного господина, когда тот заявил, что Бог позаботится о нём; Махарадж ответил: "Какие амбиции, Бог даже не знает о вашем существовании".
Сядьте в кресло, закройте глазки и дайте несколько минут успокоиться уму. Вы находитесь в "неком пространстве" осознания. Это и есть основа, которая ищется! Но она вся наполнена мыслями, и только потому, что в ней присутствует концепция меня, знание о моем существовании. Это - корень всего мира! Если остаться без этой концепции, отпустить её, то вы окажетесь в чистой Основе, и в тот же миг распознаете её, как Себя. Вопрос в том, что остаться в чистоте основы очень трудно! Привыкание к пребыванию в этой основе без чувства себя и занимает всю практику. Практика - это, фактически, привыкание быть в чистой основе, или в источнике ума. И это - всё! Для этого нужны ТОЛЬКО ВЫ!!! А никакая-нибудь Лакшми или Рубцов; кроме вас не нужен никто вообще!!! Беседы с ними - это развлечение для ума, иногда со знаком минус. Сначала практика привыкания течет с большим трудом. Оставаясь в источнике ума, вы испытываете состояние, как-будто вас насильно удерживают без воздуха на глубине. Это не образное выражение, дыхание напрямую связано с мышлением, чем реже дыхание - тем реже появляются мысли. Но это - просто к слову. В этой основе вы пребываете в фазе глубокого сна, и в ней же появляется при пробуждении ощущение себя, знание о себе. Это просто значит, что в этой основе появилась концепция "Я есть", знание о вашем существовании. Чистый источник - это до этой концепции. Попробуйте остаться без неё, как новорожденный младенец, просто отпустите знание о вас. Вам не нужно останавливать мысли, всё, что необходимо, это отпустить знание о своем существовании, знание о себе, о том, что вы есть. Когда вы - без него, то никакие мысли и так не возникают. После распознавания эта концепция никогда больше не введет вас в заблуждение, она остается, но Вы - не она. Если можно так сказать, - ваше самосознание перемещается на эту основу, до чувства себя. Практика само-вопрошания - это просто напоминание во время дневных активностей, чтобы вы могли вспомнить и дистанцироваться от привычных тенденций ума идентифицироваться с чувством себя (и с мыслями о индивидууме). Чтобы этим вопросом : "кто - этот я?", ум опять вернулся в свой источник. Постепенно он привыкнет пребывать там, и однажды оттуда вылетит "птичка", эго будет полностью и навсегда стерто. Вы больше не являетесь тем человеком, которым себя считали. Он будет продолжать свои активности пока жив, и даже будет ездить по семинарам и рассказывать о вашем само-распознавании и о самом Источнике, то есть, о Вас. Но Вас это уже никак не затрагивает. Все происходит в Вас, но никак не влияет на Вас.
Смотрите, что получается: вы считаете себя человеком, который не просветлен, и поэтому вы считаете, что вам, как непросветлённому человеку, нужно что-то сделать, чтобы стать просветленным. Вы никогда не выберетесь из этой ловушки, если не поймете, что это - ловушка. Вы начинаете с неверной предпосылки. И поэтому и в медитации у вас сидит человек с четкими границами тела в ощущениях. Вам даже начать мешают ваши убеждения. Если вы начинаете с того, что вы - непросветленный человек, то вы так этим и останетесь, потому что вы переживаете в опыте свои убеждения. Но разве вы человек? Если вы так считаете, то откуда тогда надежда стать не человеком? Начните с того, что вы - неизвестное, полный нагуаль, и все убеждения на ваш счет просто навязаны вам, они не вас описывают. А поэтому они должны с самого начала игнорироваться. Таким образом, раз и навсегда поняв, что вы - абсолютное неизвестное, вы можете начать "практику". Закройте глаза и осознайте своё присутствие. Теперь, игнорируя все мысли, все эмоции все ощущения, все ассоциации просто посмотрите: что вы есть такое в реальности? Без мыслей, без памяти, без эмоций, без ассоциаций, без ощущений, вы - в теле, или не в теле, или ни то - ни другое? Не принимая во внимания ни мысли, ни эмоции, ни память, ни ощущения, ни ассоциации, вы - маленький, или большой, или неизвестно? Без мыслей, без эмоций, без памяти, без ассоциаций, без ощущений, вы - ограничены, или неограничены, или неизвестно? Без мыслей, без эмоций, без памяти, без ассоциаций, без ощущений, вы - человек, или не человек, или неизвестно? Без мыслей, без эмоций, без памяти, без ассоциаций, без ощущений, вы - во времени, или без времени, или ни то - ни другое? Без мыслей, без эмоций, без памяти, без ассоциаций, без ощущений, вы - определяемы, или неоределяемы, или неизвестно? Пробуйте. Мысли, память, ассоциации, ощущения, эмоции, чувства - это всё меняющееся, и вы им свидетель. Игнорируя их в медитации, смотря, как бы, за них (сквозь них), вы можете пережить то, что остается неизменным. Память, ассоциации, ощущения, эмоции, чувства - всё это, в конечном итоге, - мысли, которые описывают вас, определяют вас. И эти описания вы и переживаете в опыте, - таково свойство Сознания, такова мощь Майи. Игнорируя их, вы остаетесь без описаний и определений, как чистое бытиё "Я есть". Как только вы избавитесь от привычки описывать, определять себя, то необходимость в "Я есть" отпадаёт, и вы остаетёсь тем, что до "Я есть". Это и есть "ваше лицо до рождения". В само-реализации под "само" больше нет "человека", это Самость Осознания. "Человек" - имеет обусловленное умом происхождение. Нет мыслей "о человеке" - нет человека. Поэтому "человек" и есть обусловленность ума. У Самости Осознания также нет реальной свободы воли, некуда её изъявлять, нет второго. Но у неё есть условная "свобода воли" в виде идей, которые она переживает в опыте, оставаясь при этом неизменной и незатронутой, как вы во сне.
Понимаете в чем тут фокус? Чувство себя "Я есть" определяется только тогда, когда есть мысль о "Я есть", то есть, концептуальное знание, информация. Это - одно и то же Бытиё! Только в отсутствии концепции "Я есть" оно не является концептуальным знанием "Я есть", а является самим Бытиём. Это то самое "Я есть", которое уже есть, до концепции "Я есть". Которое не знает, что оно есть. Это "Я есть" - как дверь-вертушка; с одной стороны оно с концепцией "Я есть", и тогда из него рождается целый мир. А с другой стороны оно бесконцептуальное, и поэтому тотальное, кроме него нет ничего. Потому что все "что" - концептуальные. Так вот, если мы удерживаем внимание только на этой концепции "Я", без добавочных мыслей, без ассоциаций, без референсов на тело (а это все и есть - мысли), то и в ней самой отпадает необходимость. "Я есть" - это одно и то же переживание бытия (есть-ность), но с концепцией оно становится ограниченным, тогда как без неё - оно тотальное (без второго, без "чего-то" ещё). И в медитации вы должны выйти и за эту первую и последнюю концепцию "Я есть", тогда Бытиё (есть-ность) переживает само себя в своей изначальной чистоте. Поэтому, единственная причина мнимой разделенности на "я" и "не я" - это концептуализация этого "Я". Грубо говоря, как только названо "Я", - так это сразу перестало быть "Я". Есть-ность переживается в самадхи, которое есть неподвижность ума, то есть, отсутствие всех концепций, включая эту первичную концепцию "Я есть". Но почему тогда просто не оставаться без мыслей, и почему Рамана говорит, что отсутствие мыслей не приводит к освобождению? Потому что, остановив мысли, "вы" все-равно остаетесь. Потому что "Я"-вритти - это не обычная вритти, она давно сидит в подсознании, она как бы подразумевается по умолчанию. Поэтому, когда дзен-практикующие сидят по семь лет в дза-дзене, то ничего не случается. У них в медитации "я"-наблюдатель остается. Они воспринимают пустоту, а это значит, что осталось двое : "я"-воспринимающий и "пустота". Но эта "я"-вритти не замечается ими, она воспринимается, как само собой разумеющееся, на неё просто не обращают внимание, поэтому самадхи не случается, а если и случается, то они не понимают: почему, и поэтому не могут повторить. Рамана, Нисаргадатта и Сиддхарамешвар поняли эту вритти, поэтому с самого начала всё внимание направлено только на неё. И когда в медитации в сознании остается только она одна, не подпитываемая ничем: никакими вторичными мыслями, никакими ассоциациями, никакими референсами на тело, никакой памятью, никакими поисками и ожиданиями, тогда "вы вернётесь к своему естественному состоянию спонтанно и без усилий". Потому что Вы - это неподвижная основа. Любая мысль - это уже движение, а для движущегося не воспринимается неподвижность. Поэтому через ум (движение мыслей) вы не можете воспринять основу. Когда вы едете в машине, то неподвижная улица кажется вам двигающейся навстречу; но если вы стоите, если вы неподвижны, то вы и осознаете свою неподвижность. Любая мысль - это уже движение, и самая первая из них - "Я"-мысль (концепция о своем существовании). А из неё уже целый водоворот мыслей случается. До неё нет никаких мыслей, и цель медитации - выход за эту первичную концепцию, за концептуальное знание "Я есть".
Нисаргадатта говорит об опыте нирвикальпа-самадхи, но нужно помнить, НУЖНО ВСЁ ВРЕМЯ ПОМНИТЬ, что в самадхи нет дифференциации, и только потом ум пытается подобрать концепцию, которая могла бы хоть как-то передать переживание в нирвикальпа-самадхи. Это не значит, что видится "синий фон" или "голубое пространство", или "ослепительный свет". В самадхи вообще ничего не видится, но знается. И даже это - не точный термин. Если я (ум) попытаюсь после опыта подобрать какой-то термин относительно нирвикальпа-самадхи, то я скажу, что это "предельной интенсивности сине-голубое пространство, которое знается как Я (но без концепции "Я")", и что источником этого светящегося пространства являюсь Я (но без мысли "Я"). И в тоже время нет никакого "пространства". Ну это бесполезно объяснять через речь, потому что если сказано "синее", то это - не "жёлтое", если сказано "темнота", то это - не " свет", А в н.-самадхи это всё вместе: "свет" - это "темнота", а "темнота" - это "свет", "форма" - это "пустота", а "пустота" - это "форма", "цвет" - это "бесцветие", а "бесцветие" - это "цвет", нет дифференциации! Но ум не может это передать, потому что, как только он назвал одно - так сразу перечеркнул его противоположность. А в недифференцированном нет противоположностей. Кроме того, ум пользуется аналогами; чтобы передать, он должен с чем-то сравнить. А с чем сравнить недифференцированность? Ум вообще не может этого понять. Уму необходимы различения, сама его природа в том, чтобы отличать одно от другого, в этом и есть суть объективизации. Поэтому про нирвикальпа-самадхи вообще ничего нельзя сказать, но можно пережить. Конечно, потому что мы переживаем в опыте наши концепции, мы и мир воспринимаем "по договорённости". Возьмите в руку любую вещь со стола и игнорируйте все ассоциации из памяти, связанные с ней, все смыслы из памяти: название формы, цвета, ощущений, то есть всё, чему вас научили. И скажите теперь: как она воспринимается? Проведите такое исследование, и вы увидите сами, что вы воспринимаете через концепции. Попробуйте восприниять эту вещь без единой концепции. В конце-концов эта "вещь" просто перестанет существовать, вы сольётесь с ней. Но это очень длинный путь к целостности. Уберите концепцию о вас ("я"-концепцию) и вы сами сольетесь со всем "миром", тогда всё исчезнет, и останетесь только Вы, потому что Вы - первичны по отношению ко всему, Вы - источник всего, и поэтому все Ваши проявления не отдельны от Вас. Это будет савикальпа-самадхи. Уберите концепцию о вас ("я"-концепцию) и больше ничего убирать не понадобится. Самореализация может быть выполнена просто отбрасыванием идеи о "моём индивидуальном существовании".
В то, что ЕСТЬ в текущем моменте, без концепций! "Я есть" (без концепции "Я есть") - это просто присутствие осознанности. Не "вашей" осознанности, потому что это уже концепция, а просто присутствие осознанности, до концепций. И не 24 часа в сутки, а хотя бы около 50% времени бодрствующего состояния, в этом есть некая "критическая точка". Остальное "смоет" Силой ("Шактипат" называется). Но начинать вы будете с маленьких промежутков безмыслия, изо дня в день наращивая их. Необходимо обязательно дойти до этой "критической точки". В каждом случае - это по-разному, но ориентировочно не более 50% времени бодрствующего состояния. Но задолго до этого, эго уже сильно ослабнет, оно будет как бы мерцать: то есть - то нет, то опять есть. И вы уже будете иметь неоднократные опыты мгновенного сатори ("плевки шактипата"). И тут главное не останавливать практику! Но после "критической точки" эго взорвется, как воздушный шарик, и больше никогда не вернется. От него только "надпись" останется. Реклама лопнувшего товара. Это он говорит, что он начинает бунтовать и хочет думать! И это он говорит! Понимаете? Здесь нет "вас", здесь есть только Ум и он осознается. Главное в том, что нет никакого "вас". Это очень важно понять уму. Ум - это танец, осознание - танцор, "вас" нет! Ум есть, а "вас" нет. Вы - это пространство осознанности, в котором возникает Ум, в котором всё случается. Мысли здесь, память здесь, прошлое здесь, "Я" не здесь! И тогда это сахаджа -самадхи. Но начните с савикальпа-самадхи (с сатори, с "плевков шактипата"). Каждый из них дороже миллиона долларов. Вы можете получить опыт сатори в течении одного часа, даже 40 минут. Здесь нет речи об удаче, это любой может испытать. Просто механически остановите мышление! Не навсегда, а только для опыта сатори. Прямо сейчас посмотрите на любой предмет в комнате или за окном, и освободите поле восприятия от мыслей. Через несколько секунд начнёт меняться восприятие, только не пытайтесь его осмыслить. Пусть замрет ум, а не взгляд! Полный штиль ума! Не думайте "как?", это уже мысль. И ничего не ждите и не перепроверяйте! Забудьте даже о смотрящем, это не "вы" смотрите, "вы" - это уже мысль! Если вы удержитесь от желания понять, узнать, перепроверить, проконтролировать, удержитесь от мысли о себе, то через 5-10 минут случится сатори, а через 15-20 самадхи. Задача только в том, чтобы ум полностью оставался пустым, без единой мысли что бы ни случилось. Обычно оно случается, когда "вы" его не ждете, потому что "вы"-ожидающий и есть препятствие для сатори. На счет чувства себя. Смотрите, это совсем не сложно, это проще простого. Осознайте чувство себя: Вы есть и вы знаете, что вы есть. А теперь просто уберите эту мысль "Я", то что останется и есть ПРИСУТСТВИЕ ОСОЗНАННОСТИ КАК ТАКОВОЙ. И эту концепцию уберите и оставайтесь тем, что есть, никак это не называя, но не замораживая взгляда, а с полной ясностью и осознанностью. Так новорожденные дети смотрят, без напряжения, без усилия. Они ещё не знают никаких "себя", всё, что видится - то и есть Я (но это уже не мысль, а переживание!). Попробуйте видение без "видящего", потому что "видящий" - это только концепция, нет никакого "видящего". Сначала будет как бы тупость ума, потому что ум привык к концептуализации, не обращайте внимание, и тогда что-то случится, но не ждите!
Будет, но совсем не долго, затем из этого выплывает ясность, интенсивность "картинок" и звуков и, трудно подобрать адекватное слово, - живость такая, интенсивная жизненность, но и это не точное определение. Это не яркость образов, а именно живость, всё становится живым, будь-то лужа или столб на дороге, или асфальт, по которому идешь. И в этой жизненности нет различия на "то" и "это", на "меня" и "не меня". Они остаются, но как различные формы одной и той же жизненности. И Ты, в самом буквальном смысле, смотришь на Себя. И из этого видения возникает восторг и бесстрашие. Ты - один, но не один во вселенной, а Ты и есть Вселенная, Ты есть всё, что есть. Ты видишь (а не помнишь), что Ты - вообще Один. И всё, что есть - это Ты. Это как раскрытие тайны, которую тебе не сообщили, а ты сам раскрыл! Ты сам это сейчас видишь. Тайной был Ты. Вся "человеческая" и "до-человеческая" история - это всё заблуждение, ошибка, недоразумение. Существует лишь одно Вселенское Существо, и это - Ты. И удивительно, на чём держалась эта иллюзия, Ты Сам Себе говорил, что это - не Ты. Как такое могло быть? Но при этом не теряется понимание, что есть люди, которые ошибаются на свой счёт, и ты хочешь бежать и всем рассказать об этом: нет страданий, нет смерти, нет ничего кроме Я-жизни, и все "мы" - Это. Всё теряет свои значения, нет больше никаких логических связей между "картинками", никакой последовательности; нет ни прошлого, ни будующего, только вечность в текущем моменте. Это как обрыв: ни секунды в будующее, ни секунды в прошлое, всё - в сейчас. Вечность - это не длительность во времени, вечность - это отсутствие прошлого и будующего, и она интенсивно воспринимается. Ум никуда не уходит, интеллектуальные способности только возрастают, память функционирует также хорошо, и в тоже время ты видишь, что на самом деле между "картинками" нет никаких связей, их создает ум, и на любую "картинку" может быть любое другое описание. Это другая Жизнь, не личненькая, а Вселенская. Ты можешь услышать, как "твоё" тело говорит с другим телом и удивишься, как оно это делает без Тебя, как оно само берет сигарету и курит, пьет кофе... . Ты можешь знать, что думает сейчас проходящий мимо человек, не в смысле мыслей, построенных в предложение, а в смысле того, что он чувствует, что хочет, чем недоволен.... Ты просто это мгновенно знаешь. Чтобы знать, больше не нужно думать мыслями. И, хотя это, конечно, бездоказательно, но ты знаешь, что думает животное, которое рядом с тобой, ты знаешь, что оно хочет, ... или о чём думают чайки у твоих ног, или рыбы в аквариуме. Это не так, что ты читаешь мысли, ты просто знаешь, потому что они - внутри Тебя. И много чего ещё! Это не замороженное состояние, наоборот, оно предельно интенсивное, оно может смещаться и полностью войти в мышление, а может наблюдать мысли и активности тела со стороны. Оно может войти в любую "вещь" и знать её изнутри, а может вообще перестать видеть "объекты". Но не в этом главное. Главное в том, что это бесстрашное состояние и беспрерывное. Во сне нет больше перерыва. Ни обморок, ни кома, ни смерть тела теперь ничего не меняют. Это просто смена Твоих состояний, Ты остаешься по-любому. Если, конечно, Ты не ассоциируешь себя с телом.
Нет! Оно не имеет качеств. Чтобы говорить о "глубине" или "чистоте", они должны быть прежде засвидетельствованы, поэтому свидетельствование, по-любому, предшествует всему. Теперь давайте посмотрим ещё глубже: что такое "глубина" и "чистота"? Это ведь - концепции. Это - информация. Есть ли глубина и чистота в отсутствии концепций? Очевидно, что нет! Это - различия, и их создает ум, поэтому они условные. Что же остается в Реальности? Истинным ответом на этот вопрос будет непосредственное переживание, а не очередная концепция. Знать Реальность - значит быть ей. И ты - тоже! Ничего другого просто нет. О каком "дальше" может идти речь в том, что безгранично? Где нет "второго", где нет "другого"? Грубо говоря, представь, что твоё тело заполнило собой весь Космос, все миры, все вселенные, ничего нет вообще, кроме твоего тела, и что Ты будешь делать дальше? Наверное, Ты и дальше будешь Быть, поэтому "Я есть" - это имя Бога. Это всё равно, что спросить: "Будут ли ещё в моем теле возникать новые клетки и умирать старые?" Будут, но Ты - не клетки, Ты - не Миры и не Вселенные. А Весь Космос, их содержащий! Все они уже находятся внутри Твоего Космического тела. Просветление - это просто распознавание этого факта. Это не так, что Ты был человеком, а после просветления вдруг стал всем Космосом. Весь Вселенский Космос и сейчас, в данный момент, является Твом Телом со всеми "вселенными", "мирами", и со всеми "живыми существами", со всеми "людьми". А просветление - это просто распознавание этой истины. Потому что пока ум говорит Тебе, что Ты - человек, индивидуальное существо. Самораспознавание (или просветление) подразумевает внеконцептуальный опыт бытия, когда Ты напрямую, без ментального сопровождения переживаешь этот опыт тотального бытия, а попросту говоря - являешься Тотальным Бытиём. Поэтому и говорится, что истину нельзя познать, ей можно только быть. Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос! Но не очередной концептуальный ответ, а непосредственно воспринятый. И опять: знать Истину - значит быть Ей, а не концепцией.
Разве "бесконечность" - это не концепция? Что вы подразумеваете под "бесконечностью"? Очередные концепции? О бесконечности чего идёт речь? Ума? Не сомневайтесь, он бесконечен, хотя и не беспрерывен. Всё остальное - это его продукт. Но Вы - раньше, потому что Вы - свидетельствование продуктов ума, поэтому, чтобы пережить в опыте Себя, нужно отстраниться от всех продуктов ума, от всех концепций, включая первичную концепцию "Я есть". Субъект и есть свой собственный объект, и это есть всё проявленное. Не сознание, а осознание. Говорить о безличности осознания можно, но не нужно. Осознание всегда происходит от первого лица (в отсутствии какого-либо "лица", потому что любое "лицо" уже осознается), и, чтобы указать на это, говорят, что это - Самость Абсолютого Осознания. Пока есть "вы", будет и Бог - Сила, которая породила "вас" и которая "вас" уничтожит. Этот Бог - Ум, "Космический Разум", а "вы" - его творение. То есть, "вы" - это творение Ума, концепция, ребенок бесплодной женщины. Если ум создает Бога, как личность, то он будет и как личность. Вот именно! Но они переживаются в опыте! Сколько мнений - столько миров. Да! Но это переживание Вас (Атмана), с "картинками" или без. Потом, понятие "бесконечность" - это бессмысленное понятие, оно описывает то, чего нет. Вот вы летите к звездам, и что вы воспринимаете? Разве бесконечность? Вы воспринимаете то, что в текущий момент находится в вашем поле восприятия, а всё остальное - это мысли. Существует совершенно определенное поле восприятия. Внутри него все меняется, но само-то оно остается совершенно опредённым и с границами, остальное - концепции, вы думаете, что за вашей спиной - бесконечное космическое пространство, но это только вы так думаете. Проще говоря: нет вас - нет звёзд. И такое "положение дел" относится к двойственному восприятию. Когда же говорят о переживании бесконечного пространства осознания, то это не "физическое пространство", которое ограничено полем восприятия, а имеется ввиду восприятие без концепций. Какая может быть "конечность" в отсутствии концепций? Поэтому, осознание - это не "бесконечность" и не "конечность", это всегда - "нети-нети" (ни то - ни другое).
Именно, именно! Ум сам себя дурит, и это осознаётся, потому что осознаётся всё без выбора! Ум заблудился и Ум вернулся домой. Просветляется Ум, (Интеллект, Космический Разум), он становится тотальным, безличным. Как говорит Махарадж : "Тогда рождается тот, другой Ум". Осознавание же осознаёт всё без выбора! Что интеллект предоставит, то и осознается, поэтому нет никакого осознавания отдельного от интеллекта, но есть осознавание всего, предоставляемого интеллектом. Я не знаю, как это объяснить, чтобы вы поняли, что осознавание - это не феномен, это вообще - ничто. Просто всё осознается. Осознавание - это неподвижная "часть" Абсолюта, в том смысле, что, чем бы Абсолют не проявлялся, это осознается. Он сам себя осознаёт. Но осознавание - это не "кто-то" и не "что-то", а просто знаемость. Что есть - то и знается, а если ничего нет, то и это знается. Но "проявленное" состоит из "материала" сознания, которое есть энергия. И сознание - это всё что есть. Сознание - это всё знаемое (со-знание). А осознание - это знаемость этого всего. Можно сказать, что Сознание - это энергия ("Ум", "Космический Разум", "Свет Осознания", "Шакти", "Брахман"), а Осознание - это знаемость этой энергии ("Шива", "Парабрахман", "Источник") И это нераздельно!!! Нет ничего раздельного! Знание Атмана самого себя - это знание целостности Абсолюта. Атман (Я) - это Абсолют, и Он целостен, не поделён на субъекта и объекта, один без второго. Его проявления вечно меняются, но осознание этих изменении присутствует всегда. Отсюда бесстрашие и естественная спонтанность бытия (проявлений энергии). Как бы Абсолют не изменялся в своих проявлениях, это знается. Знаемость (осознание) всегда - от первого лица, и это есть Самость Абсолюта. Он - один, поэтому только он и знает. В этом его Самость. И поэтому всё, чем Абсолют являет себя себе(сознание), пропитано его самостью. И "ваше" чувство себя - это не "ваше" чувство, а Самость Абсолюта, отраженная в мыслях. Но эту Самость Абсолюта Ум ассоциировал с телом (одной из видимостей в сознании), поэтому, как только появляется "я"-мысль, так сразу случается референс на тело. Вас (Ум) приучили к нему, (мама приучила, а её - её мама, и так до самого прародителя, поэтому идентификация Ума с телом и есть первородный грех). И эта самоидентификация происходит посредством мышления, поэтому и говорится, что Ум сам заблудился. Ведь, что такое "мама", если не тот же самый Ум? Я-естьность - это имя Бога (Абсолюта), и она должна быть разотождествлена с телом, потому что тело - это только микроскопическая и временная частичка Абсолюта. Поэтому Махарадж и говорит: Как только вы (Ум) избавитесь от привычки давать себе (Абсолюту) описания и определения, то необходимость в "Я есть" отпадет, и вы распознаете своё истинное бытиё спонтанно и без усилий. "Я" - это весь Абсолют, а не какая-то его маленькая часть (тело). Рамана предлагает ещё более кардинальное средство - отказаться от "я"-мыслей, потому что Ум имеет тенденцию ассоциировать "я"-мысль с телом и создавать его персональную историю. Эта тенденция привита по наследству и передается из поколение в поколение, или от одного поля сознания - к другому. Избавиться от неё очень непросто, поэтому Махарши говорит о внимательности цельного интеллекта к тенденции воспроизводить "я"-мысли, с тем, чтобы освободиться от неё. Какое еще дополнительное "я" может быть в цельном Абсолюте? Кто (или что) подразумевается под "я", если и так нет ничего кроме "Я"? Не-я просто не существует! Никакая часть Абсолюта не может претендовать на "я", потому что "Я" - это всё что есть
То что есть - это просто есть. Это просто функционирование тотальности, целостное Бытиё. Но вот что можно сказать: иногда в присутствии гуру случается само-распознавание (то, что вы называете "даршан", когда "энергия гуру" сливается с "энергией ищущего"). Это иногда ещё называют "эффектом присутствия гуру". Но что на самом деле происходит? Когда ищущий приходит на сатсанг к гуру с убеждением, что гуру - это тот, кто может его сейчас просветлить, а, значит, навсегда избавить от всех страданий и даже от самой смерти, что гуру может сейчас сказать нечто наиважнейшее, которое сотворит с ним чудо, то он ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СЛУХ. Он не может себе позволить упустить хоть одно слово гуру, хоть один его взгляд, ему не до своих мыслей, они могут быть потом. Но сейчас - только гуру! Он становится одним большим ухом (глазом) "Слушающий" ("видящий") исчезает в этом тотальном слушании (видении), что и требовалось! А ведь как обычно происходит слушание (или даже чтение этих строк)? В обычном слушании (чтении, говорении, мышлении...) присутствует "слушающий" (читающий, говорящий, мыслящий...). Присутствует идея о "ком-то", кто слушает, обо "мне" любимом. Понаблюдайте, как вы слушаете! Кроме слышиваемого в сознании присутствует по умолчанию идея, что это "я" слышу, и внимание скачет как пинг-понг от "говорящего" - ко мне "слушающему", вместе с мысленными комментариями. В сознании - двое! Это и есть субъект-объектное восприятие. Вы субъекта восприятия считаете проявленным ("я-тело"), и поэтому отдельным от объектов восприятия. А субъект не проявлен, поэтому он слит с воспринимаемым. Никто не может понять, что в слышании важно не сам смысл слышиваемого, а само слушание, потому что в нём исчезает "слышащий". Вы думаете, что важен смысл сказанного (прочитанного), но сколько десятков раз вы слышите одно и то же, и ничего не случается! Хотя должно быть так, что "вы" услышали и исчезли. Это значит, что вы поняли! случилось понимание. Важно не то, что слышится, а то, что в тотальном слушании исчезает "слушающий", "субъект слушания", который - только идея о нём! постоянно присутствующая в сознании. В таком тотальном слушании (говорении, мышлении...) исчезает "делатель" слушания (говорения, мышления...), исчезает некто отдельный. В этом есть смысл сатсангов, а не в том, чтобы слышать "нечто важное" ещё и ещё раз... . до бесконечности.. Вот, например, про ту же самую "энергию гуру". Я помню этот "эффект" при посещении сатсангов Мужди в Нью Йорке. Он входит, и он - как Бог, и ты не можешь себе позволить отвлекаться на свои мысли, на комментарии сказанного, всё это может быть потом, но сейчас ты превратился в слух, "ты" исчез. И в это же мгновение начинает восприниматься интенсивнейшая энергия, как-будто само пространство гудит, как провода. Но чья это энергия? Разве она кому-нибудь принадлежит? И почему "рядом сидящий" не чувствует её? Почему не все её чувствуют? Потому что в слушании присутствует идея "меня-слушающего"! А в отсутствии её высвобождается внимание, и эта тотальная энергия воспринимается. Энергия тотального Бытия, а не конкретного человека. Как только сознание осталось без этой "я"-идеи, так сразу переключается восприятие с субъект-объектного на целостное, и вы само-распознаётесь, как тотальное Бытиё/сознание/блаженство. Если вы поняли этот "эффект", то вы его получите даже смотря фильм по телевизору! Или слыша мяукание кошки, или шум дождя, или вид розы... Об этом же говорил и Кришнамурти: слушание без "вас" само по себе есть просветление. И об этом же говорил Рамеш Балсекар: нет "делателя" отдельного от "делания", нет "слушателя" отдельного от "слышимоего" (щас язык поломаю), слушающий и есть слышимое! Видящий и есть видимое, мыслящий и есть мыслимое, говорящий и есть говоримое, едящий и есть едение, спящий и есть сновидение, переживающий и есть переживаемое!