ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДУШОЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ Шри Свами Шивананда ОМ ПОСВЯЩАЕТСЯ ПОВЕЛИТЕЛЮ СМЕРТИ ЯМЕ, МАРКАНДЕЕ, НАЧИКЕТЕ, САВИТРИ И НАНДИ, ВЕЧНОМУ СПУТНИКУ ПОВЕЛИТЕЛЯ ШИВЫ, ВСЕМ, КТО РАСКРЫЛ ТАЙНЫ ЖИЗНИ ПО ТУ СТОРОНУ СМЕРТИ ОМ 5 декабря 1957 года Дети Бессмертия! Существует живое, неизменное, вечное Сознание, лежащее в основе всех имён и форм. Это– Бог, или Брахман. Бог– цель всех действий. Он – цель всех духовных устремлений и практик. Ищите Его. Осознайте Его. Только тогда вы сможете стать свободными и совершенными. Смотрите на мир как на мираж. Ведите жизнь бескорыстного служения, отречения, беспристрастия, молитвы и внутреннего сосредоточения. Вы скоро достигнете Богопознания. Да благословит вас Бог. Ом Тат Сат. Твой собственный Атман, Шивананда ОГЛАВЛЕНИЕ Спойлер (Наведите указатель мыши на Спойлер, чтобы раскрыть содержимое) Раскрыть Спойлер Свернуть Спойлер 1. ПРИМЕЧАНИЕ ИЗДАТЕЛЕЙ 2. ВВЕДЕНИЕ 3. МОЛИТВА УМИРАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА 4. ОДА СМЕРТИ 5. ЧТО ЕСТЬ ИСТИННАЯ ЖИЗЬ? 6. ЧТО ЕСТЬ ИСТИННАЯ СМЕРТЬ? 7. РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ 8. ПЕРЕРОЖДЕНИЕ Глава первая 1. ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ? · Перерождение и эволюция человека · Феномен смерти · Смерть — не конец жизни · Процесс смерти · Признаки смерти · Распад элементов при смерти · Функция жизненного воздуха удана · Что такое душа? · Философия плоти · Обморок, сон, смерть Глава вторая 1. ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ ПОСЛЕ СМЕРТИ · Третье место · Карма и перевоплощение (I) · Как душа покидает тело после смерти · Покидающая душа, сравниваемая с царём · Процесс отрешения · Как покидает «Я» · Путешествие души после смерти · Два пути — Путь богов (деваяна) и Путь предков (питрияна) Глава третья 1. ВОСКРЕСЕНИЕ И СУД · Воскресение · Судный день Глава четвёртая 1. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ · Душа после смерти · Что говорит «Гита» о жизни после смерти · Смерть и далее · Взгляды Шопенгауэра на «посмертное состояние» · Формы последней мысли · Личность и индивидуальность · Вера древних египтян Глава пятая 1. УЧЕНИЕ О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ · Карма и перевоплощение (II) · Перевоплощение совершенно истинно (I) · Переселение душ · Теория перерождения · Перевоплощение совершенно истинно (II) · Перевоплощение в низших рождениях · Развитие ребёнка Глава шестая 1. ЛОКИ ИЛИ ПЛАНЫ · Лока претов (мир голодных духов) · Опыт претов · Питрилока (мир предков) · Небеса, или Сварга · Ад, или Нарака · Кармы и ады · Асурьялока (мир демонов) · Путь в Локу Ямы · Город Правосудия · Сабха Ямы (собрание Ямы) · Индралока (мир Индры) · Варуналака (мир Варуны) · Куберлока (мир Куберы) · Голока · Вайкунтхалока · Семь планов · Пребывание в надфизических планах Глава седьмая 1. СПИРИТИЗМ Глава восьмая 1. ШРАДДХА И МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ · Важность обряда шраддхи · Молитва и киртан за усопших · Почему умирающему читают священные писания? Глава девятая 1. ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ · Что такое смерть и как её победить · Ищи Бессмертного Глава десятая 1. ИСТОРИИ · История о черве · История Начикеты · История Маркандеи Глава одиннадцатая 1. ПИСЬМА · Где душа моего мужа? · Где находятся небеса? · А что с моим ребёнком? · Вопросы и ответы ПРИЛОЖЕНИЕ 1. · Пребывание на небесах * Джнани после смерти * Возвращение в животное рождение * Линга-шарира переживает смерть физического тела * Природа следующего рождения * Взгляд веданты на небеса и ад * Перерождение * Странный случай переселения души * Известный случай перерождения— Шанти Деви * Философия смерти * Откровения Мридулы о её прошлом рождении * Немедленное возвращение после смерти * Умершая жена вернулась ребёнком * Изложение веры * Что говорят западные люди о смерти * Некоторые сверхфизические переживания ГЛОССАРИЙ
ПРИМЕЧАНИЕ ИЗДАТЕЛЕЙ Вопрос о жизни по ту сторону смерти с незапамятных времён всегда был одним из самых захватывающих. Человека неизменно занимал вопрос: «Что происходит с Душой после Смерти?» Настоящая книга, как видно из названия, подробно рассматривает эту тему и даёт ответ на извечный вопрос. В последнее время было много размышлений на эту тему. Это также привело к значительной исследовательской работе. Сам факт непрерывности сознания после физической смерти был признан как таковой большинством современных мыслителей, последним из которых известный учёный доктор Дж. Б. Райн высказался в пользу такого убеждения. На эту тему написано много книг, но до сих пор большинство работ касаются главным образом астрального или иного мира духов. В основном это было изучение состояний в мире Предков (Рreta-loka), который является лишь одним из множества надземных планов за гранью могилы. Спиритизм, сеансы связи с духами и свидетельства признанных медиумов в большинстве таких работ занимали видное место. Эта книга Свами Шиванандаджи Махараджа представляет собой отход от привычной линии, поскольку она в значительной степени основана на авторитетных священных текстах и на знании, полученном через рассуждение, глубокое размышление и личное внутреннее сосредоточение. Она проливает яркий свет на все аспекты посмертного существования, недостаточно освещённые в других трудах. Книга также даёт ценную информацию о различных верованиях на эту тему у разных народов и религий. Части, раскрывающие внутренний смысл и сокровенное значение различных обычаев и обрядов, связанных с умершими, представляют собой весьма познавательный материал. Приложения и рассказы в конце, а также весьма интересные стихи в начале книги заставляют глубоко задуматься и очень вдохновляют. Мы уверены, что прочтение настоящего труда укрепит веру человека в то, что «смерть – не конец жизни», что его поступки здесь неотвратимо отзовутся на нём и в «потустороннем состоянии» и побудит его к Вичаре, или исследованию. Мы не сомневаемся, что читатель сможет по-новому оценить истинную ценность этого физического существования на земном плане в свете нового знания о надтелесных состояниях бытия.
ВВЕДЕНИЕ Паралока-Видья, или наука об отшедших душах и их мирах обитания, – предмет захватывающего интереса. Это Таинственная Наука, содержащая множество сокровенных или скрытых чудес. Она тесно связана с Панчагни-Видьей, или наукой о переселении душ, изложенной в Чхандогья-упанишаде. Учение о перевоплощении, или метемпсихозе, переселении души и спиритизм входят в сферу Паралока-Видьи. Каждый любопытен и стремится познать эту науку. Великие учёные, изобретатели многих удивительных вещей, могущественные императоры, совершившие грандиозные деяния, вдохновенные поэты, замечательные художники, многие брахманы, риши, йогины приходили и уходили. Вам всем крайне интересно узнать, что с ними стало. Существуют ли они ещё? Что находится по ту сторону смерти?Перестали ли они существовать или превратились в ничто? Такие вопросы возникают в сердцах всех самопроизвольно. Тот же вопрос возникает сегодня, как возникал тысячи лет назад. Никто не может остановить его, потому что он неотделим от нашей природы. Смерть – это предмет, представляющий глубочайший интерес для каждого. Рано или поздно все должны умереть. Ужас смерти омрачает жизни всех людей.Он приносит значительную, ненужную печаль, страдание и тревогу оставшимся в живых, которые стремятся узнать о судьбе отшедших душ. На Западе этот вопрос также вызвал большой интерес и внимание в определённых научных кругах. Было проведено много исследований. Однако эти изыскания были в основном ограничены выяснением того, сохраняется и продолжает ли существовать индивидуальность после распада физического тела. Это было доказано утвердительно путём фактического общения с миром духов через науку, медиумизм и т.д. Знание этой науки лишит смерть всего её ужаса и печали и позволит вам увидеть её в истинном свете и понять её место в схеме вашей эволюции. Оно, несомненно, подтолкнёт вас найти подходящие методы для победы над смертью и обретения бессмертия. Оно настоятельно побудит вас серьёзно взяться за изучение Брахма-Видьи и найти истинного Учителя или просветлённого мудреца, который может направить вас на верный путь Истины и объяснить вам тайны Кайвальи, или Брахма-Джнаны. Другая сторона смерти точно описана в этой книге. Она была научно исследована и тщательно описана. Эта книга содержит обширную информацию по данному вопросу. Она даст вам множество фактов на эту тему. В ней содержится суть учений Упанишад. Вы сильно страдали просто из-за невежества и суеверий, касающихся этого важнейшего вопроса. Если вы внимательно прочтёте эту книгу, покров невежества будет снят. Вы освободитесь от ужасов смерти. Единственная цель всех йогических устремлений – встречать смерть бесстрашно и радостно. У йога, мудреца или даже истинного искателя нет страха смерти. Смерть ужасно боится тех, кто совершает джапу, внутреннее сосредоточение и киртан. Она и её посланцы не смеют приближаться к ним. Господь Кришна говорит в Бхагавад-Гите: «Достигнув Меня, эти великие души более не возвращаются к рождению, месту страданий и непостоянства; они обрели высшее блаженство» (глава VIII, стих 15). Смерть мучительна для мирского человека. Человек, свободный от желаний, никогда не плачет, когда умирает. Совершенный Джнани никогда не умирает. Его жизненная сила никогда не покидает его. Ваша высшая обязанность – подготовиться к мирной жизни в загробной. Победите страх смерти. Победа над страхом смерти, победа над смертью – высшая польза всех духовных устремлений. Молитесь Господу, чтобы Он дал вам возможность поклоняться Ему в каждом вашем рождении. Положите конец кругу рождений, если вы хотите вечного блаженства. Живите в вечном Атмане и будьте счастливы всегда. Бхишма мог умереть по собственному желанию (Иччха-мритью). Савитри вернула к жизни своего мужа Сатьявана силой своей целомудренности. Маркандея победил смерть через поклонение Господу Шиве. Вы также можете победить смерть через преданность, знание и силу брахмачарьи.
МОЛИТВА УМИРАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА (Ишавасья-упанишада) Лик Истины сокрыт золотым светильником. Открой, о Солнце, покров, ради закона Истины, дабы узрел я Его! О Пушан (Солнце, Питатель), Единственный Зрячий, Владыка всего (Яма), Сурья, сын Праджапати, рассеки лучи и собери своё жгучее сияние. Я зрю твой славный облик. Я есть Он, Пуруша внутри тебя! Пусть мое дыхание сольётся со всепроникающим Ветром, вечным Сутратманом, и да обратится это тело огнём в пепел. ОМ! О ум! вспомни деяния мои! О ум! вспомни, вспомни деяния мои! О Агни! Веди нас к блаженству добрым путём, ибо Тебе, о Боже, ведомы все пути. Удали от нас кривое греховное начало. Мы возносим Тебе наилучшие наши приветствия! ОДА СМЕРТИ О Смерть! О Владыка Яма! Простись со мной. Ты вершишь законы Ишвары. Все становятся твоей добычей, Все попадают в твою пасть. Ты есть время, Ты есть Дхармараджа, О, Всеведущий Кала (Время), Ты есть вершитель Закона. Тебе ведомы Три периода времени; Ты однажды посвятил Начикету В тайны Атмана, или Брахма-Видьи. Я превзошёл Время и Смерть, Я есть Вечность. Где Время в Вечности? Время есть творение ума. Я превзошёл ум, Я не боюсь Смерти. Я ныне вне твоей досягаемости, Я прощаюсь с тобой ныне. Я благодарен за все твои добрые деяния. Поклон тебе,о Владыка Яма! Я жажду ныне обрести Видехамукти, Я сольюсь с Высшим Атманом. ЧТО ЕСТЬ ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ? Жить в вечном Атмане, Вкушать блаженство Души. Поклоняться Господу во все времена– Есть истинная Жизнь. Творить джапу Имени Господа, Постоянно воспевать Его славу, Помнить о Нём во все времена– Есть истинная Жизнь. Соблюдать Яму и Нияму, Служить бедным и больным, Внимать Шрути– Есть истинная Жизнь. Размышлять и предаваться внутреннему сосредоточению, Служить Гуру, Следовать его наставлениям– Есть истинная Жизнь. Осознать собственное «Я», Зреть единое«Я» повсюду, Достичь Брахма-Джнаны– Есть истинная Жизнь. Жить, чтобы служить человечеству, Практиковать самоограничение, Управлять умом и чувствами– Есть истинная Жизнь. Практиковать Пранаяму, Заниматься Брахма-Вичарой, Твёрдо держаться решений– Есть истинная Жизнь. Жить в Ом, Воспевать Ом, Созерцать Ом– Есть истинная Жизнь. Не замечать имён и форм, Извлекать сокрытую в них сущность, Пить нектар Бессмертия– Есть истинная Жизнь. ЧТО ЕСТЬ ИСТИННАЯ СМЕРТЬ? Не изучать ежедневно Гиту, Упанишады, Не помнить о Боге постоянно, Не служить Садху и Гуру– Есть истинная Смерть. Не иметь равного зрения, Не иметь уравновешенного ума, Не иметь Атма-Дришти(взора на Атман) – Есть истинная Смерть. Не иметь Брахма-Джнаны, Не иметь великого сердца, Не совершать деяний милосердия– Есть истинная Смерть. Отождествлять себя с телом, Забывать свою божественную природу, Жить бесцельно– Есть истинная Смерть. Есть, пить и веселиться, Бесполезно растрачивать время, Терять свою честь и доброе имя– Есть истинная Смерть. Предаваться азартным играм и картам, Читать романы,пить и курить, Сплетничать,придираться и злословить – Есть истинная Смерть. Клеветать, поносить, переносить пересуды, Говорить о других дурно, Обманывать,лгать и дурачить – Есть истинная Смерть. Добывать деньги незаконно, Покушаться на чужих женщин, Причинять вред другим– Есть истинная Смерть. Вести жизнь чувственных наслаждений, Растрачивать жизненную энергию, Иметь вожделенный взор– Есть истинная Смерть.
РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ Рождение и смерть – две иллюзорные сцены В драме этого мира: Воистину никто не рождается, никто не умирает, Никто не приходит, никто не уходит. Это фокусы Майи, Это игра ума; Существует лишь Брахман. Рождение существует лишь для тела, Пять элементов соединяются,чтобы образовать тело; Атман нерождён и бессмертен; Смерть есть сбрасывание физической оболочки. Она подобна глубокому сну; Рождение подобно пробуждению ото сна; Не бойся смерти, о Рама! Жизнь непрерывна. Цветок может увянуть, но аромат витает; Тело может распасться, Но бессмертное благоухание души Всегда будет пребывать. Научись различать Реальное от нереального; Думай всегда о Бесконечном, Что нерождённо и бессмертно. Превзойди Майю и Моху(иллюзию и заблуждение), Выйди за пределы трёх Гун, Отрешись от привязанности к телу. Освободи себя от рождения и смерти И слейся с Бессмертной Сущностью. ПЕРЕРОЖДЕНИЕ Перерождение происходит из-за ума И из-за склонностей ума. Ты мыслишь— и в уме остаётся впечатление, Это впечатление— семя мысли. Впечатления сливаются вместе И создают склонность или склонности. Каковы твои мысли, Таковым ты и становишься. Ты рождаешься Согласно своим мыслям. Саттва поднимается вверх, Раджас пребывает в середине, Тамас опускается вниз, Окутанный дурными качествами. Ум есть причина Скованности и освобождения человека; Нечистый ум сковывает, Чистый ум освобождает. Когда ты постигаешь Истину, Когда ты познаёшь собственное«Я», Причина будущих рождений устраняется, Мысли умерщвляются, самскары сжигаются. Ты свободен от перерождений, Ты достигаешь Совершенства, Ты наслаждаешься Высшим Покоем, Ты становишься Бессмертным— такова Истина. Если существует лишь одно рождение, Если злодей ввергается в вечный огонь, Для его исправления нет возможности— Это не может быть принято. Это также неразумно. Веданта объемлет даже худшего грешника: Как возвышенна эта философия! Она провозглашает ему: Друг!Ты — чистая Душа, Грех не может коснуться тебя, Обрети вновь утраченную божественность, Грех— ничто. Грех— лишь ошибка; Ты можешь уничтожить грехи в мгновение ока, Будь смел,будь радостен, Поднимись,пробудись — «Уттиштхата, Джаграта» (Встаньте, пробудитесь!). Гита говорит: «Даже худший грешник Может стать праведным, может преодолеть грехи На плоту мудрости». Как ты объяснишь, друг, Существование юных гениев? Ребёнок играет на пианино, Ребёнок читает лекции, Мальчик решает великие математические задачи. Ребёнок рассказывает о своей прошлой жизни, Кто-то становится зрелым Йогом— Это доказывает,что перерождение существует. Будда обрёл опыт в нескольких рождениях. Он стал Буддой лишь в своём последнем рождении. Тот, кто имеет вкус к музыке, Накапливает опыт в нескольких рождениях, И становится мастером музыки в одном рождении, Он прорезает русло для музыки в каждом рождении, Постепенно развивает склонность и способность, И становится искусным музыкантом в одном рождении; То же касается каждого Искусства. Младенец сосёт грудь, утёнок плавает — Кто научил их этому?Это — Самскары,или склонности прошлых рождений. В одном рождении все добродетели развиться не могут. Лишь постепенной эволюцией можно взрастить одну. Святые обладают совершенством во всех добродетелях, Существование святых и адептов Указывает на то,что перерождение существует.
Глава первая ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ? ПЕРЕРОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА Вопрос о жизни после смерти веками оставался неразрешимой загадкой. Человеческого знания едва ли достаточно для ответа на все вызовы бытия. Как сказал бы Гаутама Будда: «В мире форм и иллюзий, созданном нашими чувствами, человек либо есть, либо его нет, либо живёт, либо умирает. Но в истинном, бесформенном мире всё иначе. Если вы спросите, живёт ли человек после смерти, я отвечу: нет — ни в каком смысле, постижимом для ума, который сам умирает в смерти. Спросите, умирает ли человек полностью, — я отвечу: нет, ибо умирает лишь то, что принадлежит миру формы и иллюзий». Однако человеческий разум не удовлетворяется мистическими ответами без ясных выводов. Эпоха слепой веры в слова мудрецов давно миновала. Сегодня от масс требуется не вера в единичные чудеса, а конкретные, воспроизводимые доказательства. При таком отношении к тайне переселения души напрашивается простой ответ: «Подождите, пока не умрёте, — тогда и узнаете окончательно». Поэтому необходимо спокойное, рациональное и беспристрастное исследование этого вопроса. Учение о причине и следствии и вытекающем из него перевоплощении было краеугольным камнем индуистской философии. Но нельзя игнорировать тот факт, что из более чем двух миллиардов людей на Земле свыше 800 миллионов принадлежат к религиям, не верящим в перерождение, а почти 540 миллионов агностичны в этом вопросе. Было бы самонадеянностью утверждать, что лишь индуистская мысль достигла высшей мудрости, а остальное человечество пребывает в блаженном невежестве. Возникает законный вопрос: если нынешняя жизнь — результат действий в прошлом рождении, что стало причиной того рождения? Ещё более раннее рождение. Но что тогда породило его? Чтобы ответить, мы обращаемся к закону эволюции: в далёком прошлом мы были животными, а затем стали людьми. Но снова встаёт вопрос о причине: чтобы теория причины и следствия работала, должно было быть нечто, обусловившее рождение именно человеком. Поскольку у животных нет разума для различения добра и зла, как мы можем нести ответственность за наше воплощение в человеческом облике? Допустим, мы принимаем эту гипотезу и проследим свою эволюцию до царства червей, растений и минералов, — в конечном счёте мы придём к Богу как изначальной причине всего. Но если мы верим в причинно-следственную связь, как тогда Бог может быть столь несправедлив и стать первоисточником всех страданий, конфликтов и несчастий, которые мы вынуждены претерпевать? Ответа на изначальную причину нет. Лучший путь таков: будь добрым, делай добро, верь в голос совести, уважай достоинство личности и этику жизни, а остальное доверь Богу. Многое лежит за пределами человеческого понимания, и знание Атмана, сколь бы внушительным ни был этот термин, — единственный ключ к этим тайнам. Тем не менее, концепцию перерождения нельзя сбрасывать со счетов, поскольку существуют веские логические доводы в её пользу. В ранних ведических текстах практически нет упоминаний о перерождении, нет клейма греха, страха перед адом или приманки рая. Но в Араньяка-период, по мере движения от политеизма к монистической концепции единой Абсолютной Реальности, учение о причине, следствии и переселении души было развито как логическая необходимость. Оно защищало безупречность Бога, снимая с Него ответственность за несправедливости мира. Три ведущие мировые религии, куда более молодые, чем индуизм, сочли необходимым ввести ужасающую перспективу вечных мук в аду, чтобы удерживать людей от порока и поддерживать социальный порядок. В качестве награды предлагалось красочное бессмертие в раю. Однако принцип эволюции при этом игнорировался: человек либо навечно проклят без шанса на искупление, либо навечно блаженствует, сохраняя индивидуальность. Остался без ответа и вопрос: почему порочный человек может процветать, а добродетельный — влачить жалкое существование? Индийские мудрецы предложили иное решение, сделав перевоплощение двигателем эволюции и возложив ответственность за судьбу на самого человека. Они открыто признали неспособность ответить, зачем вообще был создан мир. Исходя из этого, они утверждали: Бог не отвечает за добро и зло, счастье и страдание; это человек определяет свою судьбу и способен улучшить её собственными усилиями. Так Бог оставался незапятнанным в человеческом сознании. Теория перевоплощения — куда более убедительное учение, чем любая вера, оправдывающая произвол окончательного приговора после смерти. Более того, мы видим множество примеров: ребёнок с лёгкостью становится искусным художником или одарённым музыкантом при минимуме обучения, тогда как в иных семьях, несмотря на усилия лучших учителей и упорный труд самого юноши, прогресс ничтожен. Существуют дети-вундеркинды без какого-либо опыта. Два ребёнка рождаются у одних родителей, в одной среде: один — блестящий ученик с прекрасными манерами, другой — туповатый и грубый без видимой причины. Только теория перерождения может объяснить эту разницу. Перерождение — это жизнеутверждающая сила даже с мирской точки зрения. Столько мечтаний и страстных амбиций остаются неисполненными; молодость угасает в немощной старости, уголь надежды тлеет всё слабее. Но его пламя поддерживает искра далёкого ожидания: возможно, в следующем рождении эти мечты осуществятся. Таким образом, перерождение становится нежным утешением и успокоением для жизни. Существует иная точка зрения: смерть подобна кувалде, навсегда разбивающей жизнь; тело и душа, распавшись на элементы, погружаются в забвение. Это удобное убеждение привлекательно для некоторых интеллектуалов. Но как тогда объяснить феномен привидений или неоспоримый опыт спиритических сеансов? Жизнь после смерти нельзя исключить полностью. Каково же должно быть отношение духовного искателя? Внутри человека кроется огромный потенциал. Он — не раб судьбы. Однажды Будда спросил Сарипутту, одного из своих учеников: «Что, монах, обременяет ли тебя жизнь, и жаждешь ли ты освободиться через смерть? Или жизнь увлекает тебя, ибо есть благородная миссия?» Сарипутта ответил: «Досточтимый Учитель, я не желаю жизни. Я не желаю смерти. Я жду своего часа, как слуга ждёт платы». Таким же должно быть отношение искателя. Ему нечего исполнять от себя, ибо его жизнь — исполнение воли Бога. Даже желание родиться вновь для высокой миссии не должно в нём зарождаться. Разве Бог не знает лучше, кого послать своим вестником? И разве не высший идеал — радостно растворить тело, ум и индивидуальность в великом космическом единстве Абсолюта, раз и навсегда прекратив любое индивидуальное существование, астральное или физическое? Само собой разумеется, каждый искатель сохраняет право отказаться от перерождения, ибо освобождение — его врождённое право, и он — хозяин своей судьбы. Никакая одержимость, даже духовная, не бывает благом. Лучше очистить ум от нездоровых комплексов и страхов, чем быть истерзанным ими в момент смерти. Познав преходящую природу мира, необходимо отказаться от перспективы вновь быть заключённым в темницу плоти и крови и потребовать своего законного права — со всей силой воли и мысли, на какие только способен. Мысль определяет действие, действие определяет судьбу. В каждом человеке — неисчерпаемый резервуар силы. Он может разрушить саму возможность будущей жизни одной лишь могучей волей, подкреплённой милостью Бога, и выстроить нынешнюю жизнь так, чтобы не оставить следов земных привязанностей и несмываемого клейма порочных деяний. Разве не сказал Даттатрейя, мудрец несравненной мудрости: «Для посвящённого нет перерождения»?
ФЕНОМЕН СМЕРТИ Смерть — это разделение души с физическим телом, отправная точка новой и более совершенной жизни. Она не уничтожает личность и самосознание, а лишь открывает дверь к высшей форме существования. Смерть — это врата к более полной жизни. Рождение и смерть — иллюзии Майи. Тот, кто родился, обречен умереть. Тот, кто умирает, готовится к новой жизни. Жизнь содержит в себе смерть, а смерть несет в себе жизнь. Рождение и смерть — всего лишь вход и выход на сцену материального мира. В действительности никто не приходит и не уходит. Существует лишь Брахман — вечная и неизменная Реальность. Подобно переезду из одного дома в другой, душа переходит из одного тела в другое, накапливая опыт. Как человек сбрасывает старую одежду, чтобы надеть новую, так и вечный обитатель тела, оставляя изношенные оболочки, вступает в новые. Смерть — не конец жизни. Жизнь есть непрерывный, бесконечный процесс. Смерть — лишь преходящее и необходимое явление, через которое каждая душа должна пройти для своей дальнейшей эволюции. Распад тела подобен сну. Как человек засыпает и просыпается, так же происходит смерть и рождение. Смерть — это сон, рождение — пробуждение. Смерть ведет к новой, лучшей жизни. Человек различающей мудрости не боится смерти. Он знает, что смерть — это врата жизни. Для него смерть — уже не скелет с косой, перерезающий нить существования, но ангел с золотым ключом, открывающим дверь в более широкую, полную и совершенную жизнь. Каждая душа подобна кругу, чья окружность нигде, а центр пребывает в теле. Смерть означает лишь перемещение этого центра из одного тела в другое. Так чего же бояться? Высшая Душа, Параматман, бессмертна, неувядаема, вечна, беспричинна и внепространственна. Она — источник и основа тела, ума и всего мира. Смерть существует лишь для физического тела, состоящего из пяти элементов. Как может быть смерть у Вечной Души, что пребывает вне времени, пространства и причинности? Чтобы освободиться от круга рождений и смертей, необходимо превзойти телесность. Тело — результат кармы, действий. Не следует совершать поступки, ожидая плодов. Освободившись от рага-двеша (симпатий и антипатий), вы освободитесь от кармы. Уничтожив эгоизм, вы преодолеете рагу и двешу. Уничтожив невежество через познание Нетленного, вы устраните эгоизм. Первопричина тела, следовательно, — в невежестве. Тот, кто осознает Вечную Душу, что превыше всех звуков, образов, вкусов и прикосновений, бесформенна и бескачественна, превосходит Природу, три тела и пять оболочек, бесконечна, неизменна и самосветяща, — освобождается из челюстей смерти. СМЕРТЬ — НЕ КОНЕЦ ЖИЗНИ Индивидуальные души (дживы) создают различные тела, чтобы проявлять активность и накапливать опыт. Они входят в тела и покидают их, когда те становятся непригодными, чтобы затем построить новые. Этот процесс известен как переселение душ. Вхождение души в тело называется рождением, уход — смертью. Тело мертво, когда душа покидает его. Зачатие человеческого ребенка в утробе матери — это слияние мужского семени с женской яйцеклеткой. Сперматозоид и яйцеклетка — микроскопические живые клетки, невидимые невооруженным глазом. Их слияние, известное как оплодотворение, создает единую клетку, которая за десять месяцев развивается в эмбрион, а затем в целостного человека. Человек всегда стремился приподнять завесу и узнать, что ждет за порогом смерти. Были предложены различные теории, но разорвать покров, скрывающий потустороннюю жизнь, пока не удалось. Наука пытается раскрыть эту тайну, но до сих пор не представила данных, достаточных для построения убедительной теории. Тем не менее эксперименты в этой области открыли множество интересных фактов. Говорят, что одноклеточные организмы не знают естественной смерти. Когда жизнь на Земле состояла из таких существ, смерть была неизвестна. Это явление возникло лишь с эволюцией многоклеточных форм. Лабораторные опыты показали, что целые органы — щитовидная железа, яичники, надпочечники, селезенка, сердце, почки, изолированные от тела кошки или курицы, — можно сохранять живыми искусственно, где они демонстрируют рост благодаря появлению новых клеток и тканей. Также известно, что после прекращения индивидуального существования части организма могут продолжать функционировать. Лейкоциты крови, будучи должным образом сохранены, способны жить месяцами после кремации тела, из которого были извлечены. Однако это жизнь кровяных телец, а не жизнь индивида. Смерть — не конец жизни. Это лишь завершение конкретной индивидуальности. Жизнь продолжает течь, стремясь к всеобщности, пока окончательно не сольется с Вечным. ПРОЦЕСС СМЕРТИ Васиштха говорит в «Йога-Васиштхе»: «Когда из-за болезней нади (энергетические каналы) тела теряют свою силу и становятся неспособными расширяться и сжиматься для дыхания, тело утрачивает гармонию и приходит в беспокойство. Воздух, который должен выйти, не выходит; воздух, который должен войти, не входит. Так дыхание останавливается. Остановка дыхания лишает существо чувств и ведёт к смерти. Все желания и мысли индивида затем собираются внутрь него. Индивид со всеми своими васанами (желаниями и прошлыми впечатлениями) внутри называется дживой. Когда тело умирает, праны (жизненные энергии) индивида вместе с дживой покидают его и странствуют в воздухе. Атмосферный воздух полон таких пран, несущих в себе джив; эти дживы содержат в потенциале целые миры переживаний — я вижу их. В этот момент индивид со всеми своими васанами называется претой (ушедшим). В самом месте, где человек умирает, он переживает иной мир, пройдя через бесчувственность смерти». ПРИЗНАКИ СМЕРТИ Настоящие признаки смерти определить очень сложно. Остановка сердцебиения, пульса или дыхания — ещё не окончательные свидетельства смерти. К общепринятым признакам относят: · остановку сердца, пульса и дыхания, · трупное окоченение, · липкий пот на теле, · исчезновение тепла. Врач проверяет роговичный рефлекс, пробует согнуть конечности. Но и эти признаки не абсолютны, поскольку известны случаи, когда после остановки дыхания и сердцебиения люди возвращались к жизни спустя время. Хатха-йогов помещали в ящик и закапывали в землю на сорок дней, после чего они возвращались к жизни. Дыхание может останавливаться надолго; в случаях мнимой смерти — до двух суток. Сердцебиение также может прекращаться на многие часы или даже дни, а затем восстанавливаться. Поэтому определить действительный, окончательный признак смерти чрезвычайно трудно. Пожалуй, единственным непререкаемым признаком можно считать начало разложения и гниения тела. Никто не должен быть погребён сразу после констатации смерти — до тех пор, пока не появятся признаки разложения. Человек может находиться в состоянии транса, каталепсии, экстаза или самадхи, которые внешне напоминают смерть. Людей, умерших от сердечной недостаточности, также не следует хоронить немедленно — дыхание может спонтанно восстановиться через некоторое время. Погребение должно совершаться только после начала необратимого разложения тела. Йог может по своей воле остановить сердцебиение и пребывать в состоянии самадхи (сверхсознания) часами или днями. В этом состоянии нет ни сердцебиения, ни дыхания — это «бессонный сон», полное осознавание без телесных функций. При возвращении к обычному сознанию сердцебиение и дыхание возобновляются. Наука не может полностью объяснить эти феномены, и врачи нередко теряются, становясь их свидетелями.
РАСТВОРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИ СМЕРТИ Это физическое тело состоит из пяти великих элементов, или Махабхут, а именно: земли, воды, огня, воздуха и эфира (акаши). Дэвы, или боги, наделены божественным, или светящимся, телом. В них преобладает таттва огня. В человеке преобладает таттва земли. У водных животных преобладает элемент воды. У птиц преобладает элемент воздуха. ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДУШОЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ Твердость тела обусловлена частью земли; текучесть — частью воды; тепло, которое вы чувствуете в теле, — огнем; движение туда-сюда и подобная активность — воздухом; пространство — Акашей, или эфиром. Дживатма, или индивидуальная душа, отлична от пяти элементов. После смерти эти элементы растворяются. Они достигают своих изначальных источников из неисчерпаемой кладовой природы. Элемент земли уходит и присоединяется к своему хранилищу — Притхви-таттве. Остальные элементы также возвращаются к своим источникам. Омытое и одетое в новую одежду тело переносят на место кремации, где его помещают на погребальный костер. Мантры, которые теперь произносятся, обращены к духу. Дух призывают извергнуть из своего тела пять своих Пран, или жизненных ветров, чтобы они смешались со своими соответствиями во внешнем воздухе. Затем обращаются к телу, чтобы оно растворилось со своими пятью материальными составляющими (землей, водой, огнем, воздухом и эфиром), из которых оно первоначально возникло. Затем тело предлагают огню. Дух, который таким образом изгоняется из тела вследствие растворения элементов, начинает свое шествие в Потустороннее. Соответствующие функции органов сливаются с правящими ими божествами. Зрение уходит к Солнцу, откуда оно получило силу видения; речь — к огню; дыхание жизни — к воздуху; слух — к сторонам света; тело — к земле; волосы на теле — к однолетним травам; волосы на голове — к деревьям; а кровь и семя — к водам. ФУНКЦИЯ УДАНА-ВАЮ Ваю — это ветер или воздух. Ваю — это Прана, или жизненная сила. Прана движет чувствами, или индриями. Прана порождает мысли. Прана движет телом и вызывает перемещение. Прана переваривает пищу, циркулирует кровь, выделяет мочу и кал. Прана вызывает дыхание. Именно благодаря Пране вы видите, слышите, осязаете, пробуете на вкус и мыслите. Сумма всех Пран — это Хираньягарбха, или Господь Брахма. Прана — проявление Пракрити. Грубая Прана — это дыхание. Тонкая Прана — это жизненная сила. Подобно тому как внутри футбольного мяча есть тонкий пузырь, так и внутри этого грубого тела есть тонкое тело, или Сукшма-деха. Удана-ваю извлекает тонкое тело из грубого тела в момент смерти. Именно это тонкое тело отправляется на небеса и действует в состоянии сновидения. Удана-ваю — это средство транспортировки для всех Пран. Она помогает глотанию пищи. Она переносит вас к Брахману во время глубокого сна. Ее местопребывание — горло. Эта бессмертная Душа, или Атман, которая является источником и опорой для всех Пран, ума, интеллекта, чувств и тела, пребывает в покоях вашего сердца. Этот Атман — в сердце, где есть сто один кровеносный сосуд (нади). Каждый из них имеет семьдесят две тысячи ответвлений. Вьяна, которая осуществляет циркуляцию крови, движется по этим сосудам. Удана, поднимающаяся по одному из них, ведет вас в высшие миры благодаря вашим благим действиям, в дурные миры — благодаря дурным поступкам и в мир людей — при смеси тех и других деяний. В случае дживанмукт, или освобожденных мудрецов, у которых больше нет ни рождений, ни миров для жизни, их ум и Праны растворяются в Брахмане. Индивидуальная душа сливается с Высшей Душой, или Парабрахманом. У дживанмукты нет вопроса о каком-либо предвестнике вроде Удана-ваю. Освобожденные мудрецы, чьи умы очищены отречением и знанием нетленного Атмана, полностью растворяются (в Брахмане) в момент смерти. Для них нет возврата в этот мир. ЧТО ТАКОЕ ДУША? Есть два вида душ: индивидуальная душа, или Дживатман (человеческая душа), и Высшая Душа, или Параматман. Индивидуальная душа — это образ или отражение Высшей Души. Подобно тому как Солнце отражается в разных сосудах с водой, так и Высшая Душа отражается в разных умах разных людей. Душа — это дух. Она нематериальна. Она — разум или сознание. Это Чайтанья. Индивидуальная душа — отраженная Чайтанья. Именно эта индивидуальная душа покидает тело после его смерти и отправляется на небеса вместе с чувствами, умом, Праной, впечатлениями, желаниями и склонностями. Она наделена тонким астральным телом, когда направляется на небеса. Когда вода в озере высыхает, отражение Солнца в воде сливается с самим Солнцем. Точно так же, когда ум уничтожается через медитацию, индивидуальная душа сливается с Высшей Душой, или Параматманом. Это и есть цель жизни. Индивидуальная душа стала нечистой из-за влечений, желаний, эгоизма, гордости, жадности, похоти и симпатий с антипатиями. Поэтому она ограничена (париччхи́нна), наделена ограниченным знанием (альпаджня) и ограниченной силой (альпа-шактиман). Высшая Душа Бесконечна, Всеведуща и Всемогуща. Она — воплощение знания и блаженства. Индивидуальная душа находится в оковах из-за невежества и ограничивающих факторов, таких как ум, тело и чувства. Она — всего лишь видимость. Она иллюзорна. Когда она обретает знание о Нетленном, она освобождается от ограничивающих факторов и оков. Подобно тому как пузырь становится одним с океаном, так и Джива становится одним с Высшей Душой, когда невежество разрушено. Мертвое тело не может говорить, не может ходить, не может видеть. После ухода души из тела оно остается, как бревно. Именно душа оживляет, воодушевляет, движет и направляет тело, ум и чувства. Высшая Душа — это самосознание, самоосознавание, самонаслаждение, самопознание и самосуществование. Она знает себя и знает других. Она самосветящаяся и освещает всё. Поэтому она — Чайтанья. Материя не знает себя. Она не знает других. Поэтому она — Джада, или неодушевленная. Высшая Душа бесформенна, бескачественна, всепроникающа, неделима, не подвержена разрушению, вне времени, вне пространства. В самом Солнце нет ни времени, ни дня, ни ночи, хотя оно создает день и ночь. Таков и Высший Атман. Душа Бесконечна, Вечна, Бессмертна. ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДУШОЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ Существует лишь Высшее. Этот мир имен и форм иллюзорен. Он наложен на Высшую Душу, подобно тому как змея наложена на веревку. Принесите свет — и змея на веревке мгновенно исчезнет. Достигните просветления, или знания о Высшей Душе. Этот мир полностью исчезнет. Каждый чувствует: «Я существую», «Я есть, Ахам асми». Никто не может сказать: «Я не существую». Это само по себе доказывает существование Бессмертной Души, или Высшего Я. В глубоком сне вы покоитесь в Высшей Душе. Для вас нет мира. Вы наслаждаетесь беспримесным блаженством. Это доказывает, что Высшая Душа существует и ее сущностная природа — чистое блаженство. Очистите свой ум. Утвердите его. Сосредоточьте ум на Высшей Душе. Медитируйте и осознайте свою истинную божественную природу. Вы освободитесь от колеса рождений и смертей. Вы достигнете вечного блаженства и бессмертия.