Книга "Ни смерти, ни страха"

Тема в разделе 'Тема смерти', создана пользователем Эриль, 16 июн 2024.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Творение

    Говоря о «творении», мы подразумеваем, что вдруг получаем что-то из ничего. Я предпочитаю использовать термин «проявление», а не «творение».

    Загляните поглубже, так вы сможете понять творение в терминах проявления.

    Мы можем воспринять облако как проявление того, что всегда было, а дождь - как окончание проявления облака.

    Точно так же мы можем воспринять человека и даже все окружающее как проявление того, что пришло откуда-то и никуда не уйдет.

    Проявление не противоположно разрушению, объект просто меняет форму.

    Если мы будем считать свою жизнь и космос проявлением, то сможем обрести всепоглощающий покой.

    Если вы горюете об утрате любимого человека, значит как раз вам и следует заглянуть в суть вещей, чтобы боль отпустила вас.

    Некоторые теологи называют Бога основой бытия, но какого бытия?

    Бытие не противостоит небытию. Если Бога считать бытием, противостоящим небытию, значит это не Бог.

    Бог выходит за рамки всех понятий, включая понятия творения и разрушения.

    Если вы хорошо по размыслите о понятии творения, интуитивно постигнув в уме проявление, то откроете для себя всю глубину учения о творении.

    Вы обнаружите, что ничто не рождается и не умирает. Есть только проявление.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Обретение утешения

    Мы приходим к духовной практике, в церковь, синагогу, мечеть или центр медитации, чтобы найти там утешение от боли и печали.

    Но величайшее облегчение мы можем обрести, только когда мы способны установить связь с высшим измерением.

    В иудаизме и христианстве вы можете называть это измерение Богом.

    Бог - вот ваша подлинная природа, истинная природа того, что не рождается и не умирает.


    Поэтому, если вы умеете доверять Богу, доверять своей подлинной природе, то избавитесь от страха и печали.

    Поначалу вы можете считать Бога личностью, но личность противоположна безличности.

    Если вы думаете о Боге в терминах понятий и представлений, значит еще не открыли для себя реальность Бога.

    Бог выходит за пределы всех наших представлений. У Бога нет ни личности, ни безличности.

    Волна в своем невежестве боится рождения и смерти, высоты и глубины, боится потерять свою красоту и завидует другим волнам.

    Но если волна сможет осознать свою подлинную природу, а именно природу воды, и поймет, что она и есть вода, тогда все ее страхи и зависть исчезнут.

    Вода не переживает рождение и смерть, не бывает высокой и низкой.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Причины

    Когда мы смотрим на такие вещи, как цветок, стол или дом, то считаем необходимым, чтобы кто-то построил дом и смастерил стол, чтобы они возникли.

    Мы склонны искать причины, породившие дом или стол. Мы приходим к заключению о том, что причина существования дома заключается в строителе: каменщике или плотнике.

    Откуда появился стол? Кто создал его? Плотник. А кто создал цветок? Земля, крестьянин или садовник?

    В своем воображении мы очень упрощаем ситуацию, думая о причинах.

    Нам кажется, что одной причины достаточно для того, чтобы появилось то, что находится перед нами.

    Научившись смотреть в суть вещей, мы выясняем, что одной причины никогда не бывает достаточно для того, чтобы привести к какому-то результату.

    Плотник - не единственная причина существования стола. Если бы у плотника не было таких вещей, как гвозди и пила, бревна и доски, время и пространство, еды, родивших его родителей и множества других условий, он не смог бы создать в мире этот стол.

    На самом деле, таких причин - бесконечное множество.

    Глядя на цветок, мы видим то же самое. Садовник представляет собой лишу одну причину. А еще нужна почва, солнечный свет, облако, компост, семя и очень много других вещей.

    Если вы посмотрите в суть вещей, то увидите, что весь космос собрал свои силы, чтобы по мочь проявиться этому цветку.

    Если вы охватите внутренним взором морковь, которую едите на завтрак, то увидите, что весь космос со брал свои силы, чтобы помочь проявиться этой моркови.

    Если мы все время смотрим вглубь явлений, то видим, что причина одновременно является следствием.

    Садовник - одна из причин, которая помогла проявиться цветку, но садовник также представляет собой следствие.

    Садовник проявился благодаря другим причинам: предкам, отцу, матери, учителю, работе, обществу, еде, лекарствам, жилищу.

    Подобно плотнику, он является не только причиной, но и следствием.

    Глядя в суть вещей, мы понимаем, что каждая причина в то же самое время становится следствием.

    Нет того, что мы можем назвать «чистой причиной».

    Мы сможем открыть для себя очень многое, если будем учиться смотреть в суть вещей.

    Если мы не станем привязываться к какой-то догме или представлению, то сможем свободно делать свои открытия.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Нет чистой причины

    Когда Будду спросили: «Какова причина всего?», он ответил очень просто: «Это есть потому, что есть то».

    Это означает, что в своем проявлении каждая вещь опирается на что-то другое.

    Цветок должен опираться на элементы помимо цветка, чтобы проявиться. Если вы охватите цветок внутренним взором, то сможете распознать элементы, не принадлежащие самому цветку.

    Заглядывая в цветок, вы распознаете элемент солнечного света, который не принадлежит цветку. Без солнечного света цветок не может проявиться.

    Глядя на цветок, вы распознаете элемент облака, который также не принадлежит цветку. Без облака цветок проявиться не может.

    Важны и другие элементы, например почва, крестьянин и т.п.;

    очень много элементов помимо цветка должны соединиться, чтобы помочь проявиться цветку.


    Поэтому я предпочитаю термин «проявление», а не «творение».

    Это не значит, что нам не следует пользоваться термином «творение».

    Разумеется, мы можем пользоваться им, но мы должны понимать, что творение не подразумевает, что вы делаете что-то из ничего.

    Творение - не то, что разрушается и может рассыпаться в прах.


    Мне очень нравится термин «чудесное становление», который хорошо передает подлинный смысл творения.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава 3

    Учитесь смотреть в суть вещей


    Все подлинные практики Будды заключают в себе три важных учения, которые называют Печатями Дхармы.

    Этими тремя учениями Будды являются непостоянство, не-самость и нирвана.

    Во всех важных юридических бумагах ставится печать и подпись свидетеля - точно так же все подлинные практики Будды носят знак этих трех учений.


    Глядя в первую Печать Дхармы, непостоянство, мы видим, что она не просто означает, что все меняется.

    Осознавая природу вещей, мы можем понять, что ничего не остается одним и тем же, даже два последовательных мгновения.

    А раз ничего не остается неизменным от мгновения к мгновению, значит нигде нет устойчивой личности или постоянной самости.

    Таким образом, в учении о непостоянстве мы всегда видим отсутствие неизменной самости.

    Мы называем это не-самостью. Все вещи постоянно преображаются и не имеют самости, поэтому можно быть свободным


    Третья Печать Дхармы - нирвана. Она означает цельность и свободу, а именно свободу от всех понятий и представлений

    Слово «нирвана» буквально означает уничтожение всех представлений.

    Осознав саму суть непостоянства, вы откроете для себя не-самость. А обнаружив не-самость, вы постигнете нирвану.

    Нирвана есть царство божье.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Непостоянство

    Практика и постижение непостоянства - не просто еще одно описание реальности, а средство, помогающее нам в нашем преображении, исцелении и освобождении.

    Непостоянство означает, что все меняется, что ничто не остается одним и тем же в какие-либо последовательные мгновения.

    И несмотря на то, что все постоянно меняется, вещи все равно невозможно описать как те же самые или другие по сравнению с тем, какими они были мгновение назад.

    Когда мы сегодня купаемся в какой-то реке, она та же самая, что и вчера?

    Гераклит сказал, что невозможно войти в одну и ту же реку дважды. Он был прав. Вода в реке сегодня явно отличается от воды, в которой мы купались вчера. И тем не менее река осталась той же самой.

    Конфуций, стоя на берегу реки и глядя на ее движущуюся воду, сказал: «О, река течет днем и ночью, и нет ей конца и края».

    Интуитивное понимание непостоянства помогает нам выйти за пределы всех понятий.

    Оно помогает нам преодолеть понятия того же самого и отличного, а также понятия о возникновении и исчезновении.

    Оно помогает нам осознать, что река не та же самая, но и не другая.

    Оно показывает нам, что пламя, которое мы зажгли на фитиле прикроватной свечки, прежде чем лечь спать, не то же самое, которое горит на следующее утро.

    Пламя на столе не является ни двумя огня ми, ни единым огнем.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Благодаря непостоянству возможно что угодно.

    Мы часто печалимся и глубоко страдаем, когда жизнь меняется, но у изменений и непостоянства есть положительная сторона. Благодаря им возможна сама жизнь.

    Если бы зерно кукурузы не было непосто янным, то никогда не могло бы преобразиться в росток.

    Если бы росток не был непостоянным, он никогда не дал бы нам початок, который мы с вами едим.

    Если бы ваша дочь не была непостоянной, то не смогла бы вырасти и стать взрослой женщиной.

    Тогда никогда не появились бы и ваши внуки.

    Поэтому вместо того чтобы жаловаться на непостоянство, давайте лучше скажем: «Как хорошо, что на свете все непостоянно; да будет так».

    Мы должны радоваться. Когда мы увидим чудо непостоянства, то избавимся от печали и страдания.

    Непостоянство следует понимать в свете целостного бытия. Все вещи взаимодействуют, поэтому они постоянно влияют друг на друга.

    Говорят, что бабочка, махая крыльями, может устроить бурю на другой стороне земного шара.

    Ничто не может оставаться прежним, потому что на каждую вещь влияют все остальные вещи, лишенные самости.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Понимание непостоянства

    Все мы способны интеллектуально понять непостоянство, и все же такое понимание не подлинно.

    Сам по себе наш интеллект не приведет нас к свободе. Он не приведет нас к просветлению.

    Когда мы цельны и сосредоточены, то можем учиться постигать суть вещей.

    Охватив внутренним взором непостоянство и увидев его природу, мы можем сосредоточиться на этом глубоком озарении.

    Именно так интуитивное постижение непостоянства становится частью нашего существа.

    Оно становится нашим будничным опытом.

    Мы должны поддерживать интуитивное понимание непостоянства для того, чтобы научиться все время видеть непостоянство и жить согласно ему.

    Если мы сможем использовать непостоянство как объект своей медитации, то станем еще лучше понимать непостоянство и, значит, будем каж дый день жить в ладу с ним.

    Благодаря этому непостоянство становится ключом, отпирающим дверь реальности.

    Мы также не можем мгновенно прозреть в отношении непостоянства с тем, чтобы в следующий миг забыться и снова считать все на свете постоянным.

    Чаще всего мы ведем себя с детьми так, словно они будут всегда жить с нами. Мы никогда не задумываемся о том, что пройдет года три или четыре, и они покинут нас, женившись, заведя собственные семьи.

    Поэтому мы не ценим время, когда наши дети живут с нами.

    Я знаю многих родителей, дети которых, достигнув возраста восемнадцати или девятнадцати лет, уехали из дома и стали жить отдельно. Родители теряют своих детей и очень жалеют себя.

    Тем не менее эти родители не ценили время, когда они жили вместе с детьми.

    То же самое верно для супругов. Вам кажется, что жена будет рядом с вами до конца вашей жизни, но разве можно быть уверенным в этом?

    На самом деле, мы даже не догадываемся, где окажутся наши спутники жизни лет через двадцать или тридцать, а то и прямо завтра.

    Очень важно каждый день помнить о том, что все в мире непостоянно.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Мы реагируем на эмоции, помня о непостоянстве

    Когда чья-то речь сердит вас и вы хотите из-за этого уйти, я прошу вас понять суть ситуации, помня о непостоянстве.

    Если бы этот человек исчез, какие чувства вы испытали бы? Вы обрадовались бы или разрыдались? Для вас было бы полезно размышлять о таких вещах.


    Возможно, нам поможет в этом следующее стихотворение (гата):

    Когда я сержусь в высшем измерении,
    То закрываю глаза и гляжу глубоко в себя.
    По прошествии трех сотен лет
    Где будешь ты, и где буду я?



    Что мы делаем, когда нас охватывает гнев? Мы кричим, визжим и пытаемся обвинять других людей в своих трудностях.

    Но если мы воспринимаем гнев, памятуя о непостоянстве, то можем остановиться и направить внимание на дыхание.

    Когда мы сердимся друг на друга в высшем измерении, то закрываем глаза и заглядываем глубоко в себя. Мы пытаемся увидеть то, что будет в будущем через триста лет.

    Каким будете вы? Каким буду я? Где будете вы? Где буду я?

    Нам нужно лишь осознанно дышать и смотреть на свое и чужое будущее. Нам не надо наблюдать события через триста лет.

    Наверно, лет через пятьдесят или шестьдесят мы оба будем лежать в могилах.

    Заглядывая в будущее, мы видим, что другой человек очень ценен для нас. Когда мы знаем о том, что можем потерять кого-то в любой миг, то уже не сердимся.


    Мы хотим обнять этого человека и сказать:

    «Как хорошо, что ты все еще жив. Я очень рад. Как я мог сердиться на тебя? Мы оба когда-нибудь умрем. И пока мы еще живы и вместе, глупо сердиться друг на друга».


    Мы глупим и заставляем страдать себя и другого человека, потому что забываем, что и мы, и он непостоянны. И когда мы умрем, мы по теряем все свое имущество, власть, родственников - все.

    Важнее всего у нас - наша свобода, покой и радость в этот самый миг. Но без про бужденного понимания непостоянства невозможно быть счастливым.

    Некоторые люди даже не хотят смотреть на человека при его жизни, но после его кончины они пишут красноречивые некрологи и несут ему венки. Теперь человек умер и не может насладиться ароматом этих цветов.

    Если бы мы действительно осознавали непостоянство жизни и помнили о нем, то сделали бы все, что только в наших силах, чтобы сделать этого человека счастливым прямо здесь и сейчас.

    Если мы все сутки напролет сердимся на своего любимого человека, значит мы не осознаем непостоянство.


    «Когда я сержусь в высшем измерении, то закрываю глаза». Я закрываю глаза для того, чтобы нарисовать в своем воображении моего любимого человека через триста лет.

    Стоит вам представить себе, каким будете вы и ваш любимый человек через триста лет, то начинаете радоваться тому, что вы до сих пор остаетесь в добром здравии, и ваш любимый человек жив и здоров.

    Вы открываете глаза, и ваш гнев испаряется. Вы распахиваете объятья, чтобы заключить в них другого человека, и говорите при этом: «Делая вдох, я живу; делая выдох, я очень счастлив».

    Когда вы закрываете глаза, чтобы вообразить себя и другого человека через триста лет, то тем самым выполняете медитацию на непостоянство.

    В высшем измерении гнев не существует. Ненависть также непостоянна. Даже если прямо сейчас мы, возможно, охвачены ненавистью, если мы знаем о том, что ненависть непостоянна, то можем постараться как-то преобразить ее.

    Тот, кто медитирует, может обратиться к обиде и ненависти, помогая им исчезнуть.

    Как и в случае с гневом, мы закрываем глаза и думаем: «Где мы будем через триста лет?» Если мы осознаем ненависть в высшем измерении, тогда она сможет мгновенно испариться.
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Пусть непостоянство питает любовь

    Мы невежественны и забываем о непостоянстве, поэтому не взращиваем свою любовь правильно.

    Когда мы только что женились, наша любовь была огромна. Мы полагали, что в разлуке друг с другом не смогли бы прожить и дня.

    Мы не умели учитывать в жизни непостоянство, поэтому по прошествии года или двух наша любовь сменилась разочарованием и гневом.

    Теперь мы думаем, как бы нам протянуть еще денек, раз уж нам приходится сидеть рядом с человеком, которого мы когда-то сильно любили.

    Мы решаем, что альтернативы нет, и мы хотим развестись.

    Если мы станем жить с пониманием непостоянства, то будем развивать и питать свою любовь. Только тогда любовь будет долгой.

    Взращивая любовь, мы должны питать ее и заботиться о ней.
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Не-самость

    Непостоянство является восприятием реальности с точки зрения времени; не-самость представляет собой восприятие реальности с точки зрения пространства.

    Вот две стороны реальности.

    Не-самость - это проявление непостоянства, а непостоянство - проявление несамости.

    Если вещи непостоянны, значит они лишены отдельной самости. А если у вещей нет отдельной самости, значит они непостоянны. Такова реальность.

    И если нет ничего неизменного, то откуда взяться постоянной самости, отдельной самости?


    Заговаривая о самости, мы подразумеваем некую личность, которая изо дня в день неизменна. Но ничего такого нет.

    Наше тело непостоянно, наши эмоции непостоянны и наши восприятия непостоянны.


    Наш гнев, печаль, любовь, ненависть, сознание - все это непостоянно.


    Какую же постоянную вещь мы можем назвать самостью?

    Листок бумаги, на котором написаны эти слова, не содержит отдельную самость. Она может присутствовать, только когда здесь есть облака, лес, солнце, земля, изготовившие бумагу рабочие, станки.

    Если ничего из этого нет, значит и бумаги не может быть. А если мы сожжем бумагу, куда денется ее самость?

    Ничто не может существовать само по себе. Вещь непременно зависит от всего остального.

    Это называют взаимозависимым бытием. Быть значит быть вместе с чем-то.

    Бумага существует в зависимости от солнечного света и леса. Цветок не может существовать сам по себе; ему приходится зависеть от почвы, дождя, тростника и насекомых.

    Нет существа самого по себе, все в мире взаимосвязано.

    Вглядываясь в саму суть цветка, мы видим, что этот цветок сделан из элементов, не принадлежащих цветку.

    Мы можем описать этот цветок как совокупность всего сущего. Нет ничего, что не присутствовало бы в цветке.

    Мы видим солнечный свет, дождь, облака, землю; и мы так же видим в цветке время и пространство.

    Цветок, как и все остальное, сделан исключительно из элементов, не являющихся цветком.

    Весь космос соединил свои силы, чтобы помочь этому цветку проявиться. Цветок наполнен всем, нет лишь одного: отдельной самости, отдельной личности.

    Цветок не может жить сам по себе. Цветок должен взаимодействовать с солнечным светом, облаком и всем в космосе.

    Если мы понимаем существование как взаимозависимое бытие всего сущего, то значительно приближаемся к истине.

    Взаимозависимое существование нельзя свести к частному бытию или небытию.

    Во взаимозависимом существовании у вас нет отдельной личности, вы свободны от отдельной самости.

    Не-самость также означает пустоту; это технический буддийский термин, который означает отсутствие отдельной самости.

    По своей природе мы лишены самости, но это не означает, что нас здесь нет. И это также не означает, что ничего не существует.

    Стакан может быть полным чая, но для того, чтобы быть пустым или полным, стакан должен первым делом существовать.

    Таким образом, пустота не означает небытие, но не означает и бытие. Она выходит за рамки этих представлений
    .

    Ясно осознавая природу непостоянства, не-самости, взаимозависимого существования, вы устанавливаете связь с высшим измерением, природой нирваны.
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Кто мы?

    Мы считаем свое тело нашей самостью или принадлежащим нам самим. Человеку кажется, что его тело принадлежит ему, является его собственностью.

    Но если вы увидите суть вещей, то поймете, что ваше тело стало общим результатом трудов ваших предков, родителей, ваших детей и внуков.

    Поэтому тело не ваше, оно вам не принадлежит. Ваше тело полно всего остального, оно наполнено не принадлежащими телу элементами.

    В нем нет лишь одного, а именно отдельного существования.



    Непостоянство следует воспринимать в свете пустоты, взаимозависимого существования и не-самости. И это не отрицательные понятия, ведь пустота чудесна.

    Живший во втором веке н.э. знаменитый буддийский учитель Нагарджуна сказал:
    «Благодаря пустоте всё существует».


    Можно увидеть не-самость в непостоянстве, а непостоянство - в несамости.

    И можно сказать, что непостоянство и есть не-самость, воспринятая с точки зрения времени, тогда как не-самость одновременно является непостоянством, воспринятым с точки зрения пространства.

    Это одно и то же.

    Поэтому между непостоянством и не-самостью есть взаимодействие.

    Если вы не видите не-самость в непостоянстве, значит в действительности это никакое не непостоянство. Но это еще не все.

    Вы должны увидеть нирвану в непостоянстве, должны разглядеть нирвану в не-самости.


    Если я проведу линию, то по одну ее сторону будут непостоянство и не-самость, а по другую сторону - нирвана. Эта линия может оказаться полезной, хотя она и способна сбить с толку.

    Нирвана означает выход за пределы всех представлений, даже понятий о не-самости и непостоянстве.

    Если для нас нирвана присутствует в не-самости и непостоянстве, значит мы не попали в плен к представлениям о не-самости и непостоянстве.
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Постоянного «я» нет

    Если взять три клетки моего тела, чтобы сделать клоны, вырастить из этих клеток трех детей, то у всех них будет генетическое наследие моей родной семьи и меня самого.

    Но у всех нас есть еще одно наследие. Тело, которое мы наследуем у своей семьи, - природное.

    У нас также есть наследие от нашего окружения, то есть воспитание.

    А теперь вообразите, что мы поместили эти три копии в три разных окружения.

    Если одного ребенка растить в обществе, где принимают наркотики и увлекаются азартными играми, он скорее всего тоже станет игроком и наркоманом. Он не станет буддийским монахом, кем являюсь я сам.

    Если второго ребенка растить в деловой атмосфере и послать его в школу бизнеса, то он скорее всего станет бизнесменом. Это произойдет несмотря на то, что у всех этих копий будет одно и то же мое генетическое наследие.

    Но меня охватывает дхарма Будды. Учения Будды и его духовный путь не будут поддерживаться в школе бизнеса. Там будут культивироваться семена купли-продажи, бизнеса. Этот клон может стать бизнесменом.

    Его глаза, нос и уши будут точно такими же, как у меня, и все же у этой моей копии не будет ничего общего со мной.

    А теперь предположим, что третьей копии мы позволили стать монахом. Мы отправляем его в монастырь Олений Парк, чтобы он рос среди монахов и монахинь.

    Каждый день он слышит сутры и выполняет медитацию ходьбы. Этот ребенок был бы больше похож на монаха, которого я теперь представляю собой.


    Воспитание невероятно важно. Делаете вы три копии или три тысячи копий, все равно конкретное проявление копии зависит от условий, формирующих этот клон, а именно от мышления, любви и ненависти, обучения, рабочей атмосферы человека.

    Вообразите, что какие-то люди боятся остаться без меня, поэтому говорят мне: «Дай нам, пожалуйста, свою клетку, чтобы мы клонировали тебя». Если бы я согласился, то также должен был бы сказать: «Что ж, пусть этот клон живет в монастыре Олений Парк, что в Калифорнии, или в монастыре Кленовый Лес, что в Вермонте; в противном случае ребенок будет страдать».
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Нирвана

    Непостоянство и не-самость - не предписанные к выполнению правила, данные Буддой. Это ключи, чтобы открыть дверь реальности.

    Мысль о постоянстве неверна, поэтому учение о непостоянстве помогает нам исправлять наше представление о постоянстве.

    Если мы попали в плен к понятию непостоянства, значит не поняли, что такое нирвана.

    Понятие самости неправильное, поэтому для избавления от нее мы используем понятие не-самости.

    Если мы попали в плен к понятию не-самости, это также вредно для нас.

    Непостоянство и несамость - ключи к практике, а не абсолютные истины.



    Ради них мы не идем на смерть и сами никого не убиваем. В буддизме нет представлений или предубеждений, ради которых мы станем убивать.

    Мы не убиваем людей лишь за то, что они не принимают нашу религию.

    Учения Будды представляют собой искусные средства, а не абсолютные истины.

    Поэтому нам надо сказать, что

    непостоянство и не-самость - искусные средства, призванные помочь нам прийти к истине; сами по себе они не являются абсолютной истиной.

    Будда сказал: «Мои учения - палец, указующий на луну. Только не подумайте, что мой палец и есть луна. Просто благодаря этому пальцу вы можете увидеть луну».


    Не-самость и непостоянство - это способы, чтобы понять истину, а не сама истина.
    Таковы средства, а не высшая истина.

    Непостоянство - не доктрина, ради которой вы должны быть готовы умереть.

    Буддист никогда бы не посадил в тюрьму кого-то за то, что тот противоречит ему; и буддист не противопоставляет свои представления чужим представлениям.

    Эти средства призваны привести нас к высшей истине. Буддизм представляет собой искусный путь, должный оказать нам помощь, а не путь фанатиков.

    Буддисты никогда не смогут воевать, проливать кровь и убивать тысячи людей во имя религии.

    Непостоянство содержит в себе природу нирваны, поэтому вы гарантированы от попадания в плен к какому-либо представлению.

    Изучая это учение и претворяя его в жизнь, вы освобождаетесь от понятий и представлений, в том числе и от представления о постоянстве и непо стоянстве.

    Таким образом, вы обретаете свободу от страдания и страха. Такова нирвана, царство божье.
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Исчезновение представлений

    Мы испуганы из-за своих представлений о рождении и смерти, увеличении и уменьшении, бытии и небытии.

    Нирвана означает стирание всех понятий и представлений.

    Если мы можем освободиться от этих понятий, значит можем обрести покой своей подлинной природы.



    Существуют восемь главных представлений, которые питают и усу губляют наш страх.

    Это представления

    - о рождении и смерти,
    - возникновении и исчезновении,
    - том же самом и ином,
    - бытии и небытии.

    Эти представления мешают нам быть счастливыми.

    В качестве противовеса этим представлениям дано учение,

    которое называют восемь «не», а именно

    - не рождение, не смерть,
    - не возникновение, не исчезновение,
    - не то же самое, не иное,
    -не бытие, не небытие.
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Как покончить с представлениями о счастье?

    У каждого из нас есть представление о том, как мы можем быть счастливыми.

    Для нас было бы очень полезно посвятить какое-то время тому, чтобы пересмотреть свои представления о счастье.

    Мы могли бы составить список того, что мы считаем необходимым для своего счастья: «Я могу быть счастливым, только если...»

    Запишите то, что вы хотите, а также то, что не хотите.

    Откуда пришли эти мысли? Они реальны или являются лишь вашими фантазиями?

    Если вы привязаны к определенному представлению о счастье, значит у вас немного возможностей для того, чтобы быть счастливым.

    Счастье приходит из самых разных направлений.

    Если у вас есть представление о том, что оно приходит лишь из одного направления, тогда вы упустите все эти прочие возможности, поскольку вы хотите, чтобы счастье приходило лишь из одного желанного вам источника.


    Вы говорите: «Лучше я умру, чем женюсь не на ней, а на какой-то другой женщине. Лучше я умру, чем потеряю работу и репутацию. Я не могу быть счастливым, если у меня нет такой-то ученой степени, карьеры, дома».


    Вы поставили своему счастью много условий. А затем, даже если будут удовлетворены все ваши условия, вы все равно не будете счастливым.

    Вы будете лишь продолжать создавать новые условия для возникновения вашего счастья. Вы будете по-прежнему желать себе более высокой ученой степени, более доходной работы и более красивого дома.

    Правительственные чиновники могут также верить, что только им известен способ сделать народ более процветающим и счастливым.

    Такое правительство вместе со всем своим народом может держаться подобной идеологии лет сто или даже дольше. И в течение всего этого времени граждане такой страны будут глубоко страдать.

    Любой человек, который не соглашается с представлениями правительства или оспаривает их, будет изолирован. Этих людей могут даже считать безумными.

    Вы можете превратить свою страну в тюрьму, если преданны какой-то идеологии.

    Я прошу вас помнить о том, что ваши понятия о счастье могут ока заться очень опасными.


    Будда сказал, что счастья можно достичь только здесь и сейчас. Поэтому возвратитесь и тщательно изучите свои понятия и представления о счастье.

    Вы можете узнать о том, что в вашей жизни уже достаточно условий для счастья. Тогда счастье мгновенно станет вашим достоянием.
  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава 4

    Преображение горя и страха



    Облако

    Как свободный человек я всегда могу прийти и уйти,
    Не попав в плен к представлениям о том, что есть и чего нет,
    Не попав в плен к представлениям о бытии и небытии;
    Пусть ваша походка будет раскованной.

    Не важно, прибывает или убывает луна, Ведь она остается луной.
    Ветер все еще веет; чувствуешь ли ты это, милая?
    Он приносит издалека дождь,
    Чтобы напитать им ближайшее облако.
    Капли солнечного света брызжут с высоты вниз, на землю;
    Колено земли касается ясного небосвода.

    Тик Нат Хан




    Прекрасным солнечным днем вы вглядываетесь в небо и видите, как по небу плывет красивое, округлое облако.

    Вы любуетесь его формой, падающим на множество его складок светом и тенью, которое оно отбрасывает на зеленое поле.

    Вы влюбляетесь в это облако. Вы хотите, чтобы оно оставалось с вами, делая вас счастливым.

    Но затем его форма и цвет меняются. К нему присоединяются еще больше облаков, небо становится темным, начинается дождь.

    Облако больше не видно вам. Полил дождь. Вы начинаете плакать, желая, чтобы к вам возвратилось любимое облако.

    Вы не плакали бы, если бы знали о том, что будете видеть то же облако, просто вглядываясь в дождь.


    В буддизме есть учение о бесформенности (анимитта).

    Форма - это видимость вещи. Практика бесформенности представляет собой умение не обманываться внешней формой или видимостью вещей.

    Осознавая анимитту, мы понимаем, что форма - еще не вся реальность.



    Когда облако преображается в дождь, вы можете увидеть саму суть дождя и понять, что облако все еще здесь, оно смеется и улыбается вам.

    Поэтому вы становитесь счастливым и можете перестать плакать, потому что вы больше не привязаны к внешнему виду облака.

    Если же горе не оставило вас, если вы продолжаете долго плакать, то лишь потому, что застряли, привязавшись к форме или внешнему виду облака.

    Вы пленены видимостью из прошлого и не можете увидеть новую форму.

    Вы не умеете следовать за облаком, когда оно преображается в дождь или снег.

    Если вы потеряли кого-то и долго плакали, то я прошу вас принять приглашение Будды.

    Охватите внутренним взором природу вашего любимого человека и осознайте, что он по своей природе не рождается, не умирает, не приходит, не уходит.

    Таково учение Будды в отношении нашей подлинной природы.
  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Преображение

    Давайте посмотрим, как рождается облако.

    Вы можете вообразить жару, увидеть пар, отметить формирование облака в небе. Вы знаете, откуда пришло облако. Мы можем понять условия, которые помогли облаку проявиться в небе.

    Нам может помочь наблюдение и умение видеть суть вещей. Наука может также рассказать нам о формировании облака, его передвижении и приключениях.

    Если бы вы хотели полюбить это облако, то благодаря этому озарению узнали бы о том, что облако непостоянно.

    Если вы любите какого-то человека, то также знаете о том, что он непостоянен. Если бы вам хотелось привязаться к облаку, вам следовало бы быть очень осторожным.

    Вы знаете, что по закону непостоянства это облако очень скоро станет чем-то иным. Оно может превратиться в дождь.

    Вы можете сказать облаку:

    «Дорогое облако, я осознаю твое присутствие, но в то же время понимаю, что однажды ты умрешь. Я также должен умереть. Ты станешь чем-то иным, кем-то другим. Я знаю, что ты продолжишь свое путешествие, но мне надо будет постичь существо дела, чтобы осознать твое продолжение, благодаря чему я не буду так сильно страдать».


    Если вы забываете о непостоянстве и привязываетесь к облаку, то будете плакать, когда придет пора облаку преобразиться в дождь, приговаривая:

    «Боже! Моего облака больше нет. Как мне жить без него?»

    Но если вы учитесь видеть суть вещей, то способны увидеть облако в новых формах, например в тумане или дожде.


    Дождь, падая на землю, улыбается и поет, исполненный жизни и красоты. И все же из-за своего забвения вы не умеете осознать присутствие облака в этом новом проявлении.

    Вы увязли в горестном состоянии.
    Вы постоянно плачете, а дождь тем временем зовет вас: «Дорогой, вот и я, узнай меня!» Но вы не замечаете дождь, хотя он все время был продолжением вашего облака.

    На самом деле, дождь и есть само облако. Когда вы смотрите на облако, то можете захотеть уподобиться облаку, свободно плывущему в небе.

    Как чудесно было бы оказаться плы вущим в небе облаком! Вы бы ощутили свободу.

    Когда вы смотрите, как идет веселый дождь, слушая его симфонию, то можете также сильно захотеть быть дождем.

    Дождь питает всю растительность и жизнь бесчисленных существ. Как замечательно быть дождем!

    Вы думаете, что дождь - то же самое, что и облако, или нечто отличное от него?

    Снег на вершине горы такой белый, что кажется девственно прекрасным. Вам открывается столь чарующая картина, что вам хочется и самого себя увидеть похожим на снег.

    Иногда, когда вы смотрите на речное течение, то видите столь кристально чистую и красивую воду, что хотите уподобиться воде, всегда плыть.


    Облако, дождь, снег и вода.
    Эти понятия различаются?

    Может быть, в действительности это единая реальность, и у всех них одинаковая основа бытия?
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Бесстрашие

    Мы говорим, что вода состоит из Н20, а именно из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

    На такой основе бытия, то есть молекуле, могут проявляться многие вещи: облака, дождь, снег, вода.

    Хорошо быть облаком, но не менее замечательно быть дождем. Также чудесно быть снегом или водой.

    Если облако помнит об этом, то не испугается, когда придет пора ему преобразиться и продолжить суще ствование в форме дождя.

    Оно вспомнит о том, что быть облаком хорошо, но быть дождем, падающим свыше, не менее прекрасно.

    Когда облако не попадает в плен к представлению о рождении и смерти, о бытии и небытии, страха нет.

    Учась у облака, мы можем взращивать в себе бесстрашие.

    Отсутствие страха - вот основа под линного благополучия.

    До тех пор пока в нас остается страх, мы не можем быть поистине счастливыми.

    Когда вы учитесь смотреть в суть вещей, то видите свою подлинную природу, в которой нет рождения и смерти, бытия и небытия, появления и исчезновения, одинаковости и различия.

    А когда вы видите это, то освобождаетесь от страха.

    Вы свободны от жадности и ревности.

    Бесстрашие - это высшая радость. Когда вы интуитивно постигаете бесстрашие, то освобождаетесь.

    И как великие существа, вы безмятежно едете на волнах рождения и смерти.
  20. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Вещи проявляются и скрываются

    Подлинная природа всех вещей - не рождаться и не умирать, не приходить и не уходить. Моей подлинной природе свойственно не возникать и не исчезать.

    Когда складываются определенные условия, я проявляюсь; а когда больше нет достаточных условий, я скрываюсь.

    Я никуда не ухожу. Куда же мне уйти?
    Я просто скрываюсь.


    Если дорогой вам человек уже умер, вы можете переживать нелегкие времена, преодолевая чувство утраты. Вы можете целыми днями плакать.

    Но загляните в суть вещей. Существует божественное лекарство, призванное помочь вам превозмочь свою боль и увидеть, что дорогой вам человек не рождается и не умирает, не приходит и не уходит.

    Только из-за нашего недопонимания нам кажется, будто человек, которого мы любим, больше не существует после того, как он «ушел».

    Все дело в том, что мы привязаны к одной из форм, одному из проявлений этого человека.

    Когда эта форма уходит, мы страдаем и печалимся. Человек, которого мы любим, все еще здесь. Он пребывает вокруг нас и внутри нас, он улыбается нам.

    В своем заблуждении мы не можем узнать его и говорим: «Его больше нет».

    Мы то и дело спрашиваем: «Где ты? Почему ты оставил меня одного?»

    Наша боль так сильна из-за нашего недопонимания.

    Но облако не потерялось, наш любимый человек не потерялся. Облако проявляется в другой форме. Наш любимый человек также проявляется в другой форме.

    Если мы сможем понять это, то будем страдать уже не так сильно.