Какуан. "Десять Быков Дзэн"

Тема в разделе 'Поясняющие тексты', создана пользователем Библиотекарь, 30 дек 2013.

  1. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    .
    Десять быков — в традиции чань-буддизма

    — серия коротких стихотворений, сопровождающихся картинками, которые иллюстрируют этапы постижения практик махаяны, по мнению их авторов, ведущих к просветлению, а также к последующей совершенной мудрости.

    Являются чаньской интерпретацией десяти этапов, которые испытывает бодхисаттва, как это описывается в различных сутрах махаяны, особенно в Аватамсака-сутре.


    Вот десять картинок «Десяти быков»:
    1. Ищу быка
    2. Напал на след быка
    3. Чувствую (заметил) быка
    4. Ловлю быка
    5. Приручаю быка
    6. Еду на быке домой
    7. Забыл о быке, остался сам
    8. Забыл и о быке, и о себе
    9. Достиг истока
    10. Вернулся с дарами в мир


    Ещё один вариант перевода стихов Какуана



    .
    В современном виде существуют с XII века.

    Опираясь на древнюю традицию даосов, китайский мастер Коань Шиюань (яп. Какуан) создал десять картинок с подписями к ним в стихах и комментариями в прозе.

    Но если у даосов имелось восемь картинок, оканчивающихся пустой восьмой, то Коань, в соответствии с традицией Чань, добавил ещё две.




    .

    Также здесь приведены иллюстрации, созданные известным в Киото мастером гравюры Томикичиро Токурики - потомок многих поколений художников.

    Его пастушьи картинки восхитительно непосредственны и полны глубокого, неподвластного времени смысла, какими и должны были быть оригиналы Какуана.
    Последнее редактирование модератором: 2 дек 2017
  2. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    tb-1.gif

    1. Ищу быка

    Скитаясь по пастбищам этого мира,
    Без конца раздвигая высокие заросли,
    Я стараюсь найти быка.
    Вдоль безымянных рек, по запутанным тропам
    Я в горах пробираюсь далёких.
    Мои силы уходят, нет мочи терпеть,
    Не могу отыскать быка.
    И лишь ночью в лесу слышен хруст саранчи.

    Комментарий. Бык потерялся, стоит ли искать?
    Ведь лишь из-за отрыва от истинной своей природы я не могу найти его.
    В смешении разных чувств я потерял следы.
    Вдали от дома, озираясь на распутьях, не знаю я, какой идти дорогой.
    Страх, алчность, зло, добро с пути меня уводят.​


    pTXmSoOPsuM.jpg
    Последнее редактирование модератором: 16 май 2016
  3. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    2.1_бык.gif

    2. Напал на след

    Вдоль берега идя, я под деревьями
    Следы копыт заметил, даже
    Под нежно пахнущей травою они видны.
    Вдали от дома, высоко в горах
    Мне встретились они.
    И прячутся следы не боле,
    Чем чей-то вверх торчащий нос.

    Комментарий. Понимая учение, следы быка я вижу.
    Теперь я осознал, что если множество вещей из одного металла производят,
    то точно также мириады сущностей из ткани самости растут.
    А если различать не буду, то как же отделю я истину от лжи?
    И, хоть пока я не прошёл врата, но путь уже заметил.​


    2.2_бык.jpg
    Последнее редактирование модератором: 16 май 2016
  4. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    3.1_бык.gif

    3. Чувствую быка

    Я слышу, соловей поёт.
    И греет солнце, мягкий ветерок,
    И ива зеленеет вдоль реки.
    Быку не скрыться здесь.
    Какой художник сможет написать
    Его огромную главу и царские рога?

    Комментарий. Кто слышит шум, тот может осознать его источник.
    Как только все шесть чувств сольются воедино, то входишь во врата.
    А лишь войдёшь - и голову быка заметишь!
    Единство это уподоблю единству соли и воды в растворе,
    единству цвета со всем прочим, что вместе краску образует.
    Легчайшее, неотделимое от самого себя.​


    3.2_бык.jpg
    Последнее редактирование модератором: 16 май 2016
  5. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    4.1_бык.gif

    4. Ловлю быка

    В ужасной борьбе ухватил я его.
    Неистощимы бычьи мощь и воля.
    Взбегает он на дальнее плато,
    Что высоко за облаками,
    Или в ущелье недоступном
    Укрыться норовит.

    Комментарий. Он долго был уже в лесу, но я поймал его сегодня!
    Страсть к окружающей природе его сбивает с направленья.
    Сладкой травы жаждет он и всё дальше уходит.
    И нрав его пока упрям и необуздан.
    И укрощать его придётся мне кнутом.

    4.2_бык.jpg
    Последнее редактирование модератором: 16 май 2016
  6. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    5.1_бык.gif

    5. Смиряю быка

    А теперь нужны кнут и верёвка,
    Чтобы снова бык не пропал
    На какой-нибудь узкой и пыльной тропинке.
    Хорошо был обучен когда-то и вот
    Снова кроток и добр, как и прежде.
    И опять повинуется так же,
    Совершенно свободный от пут.

    Комментарий. Когда одна мысль возникает - за ней другая вслед идёт.
    Когда возникла мысль из просветленья, то истинны все следующие мысли.
    Всё делает неверным заблужденье.
    Не объективное рождает заблужденье - оно из субъективного идёт.
    Держитесь крепко за кольцо, что через нос быка продето,
    не допускайте ни малейшего сомненья.​


    5.2_бык.jpg
    Последнее редактирование модератором: 16 май 2016
  7. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    6.1_бык.gif

    6. Еду на быке

    Я на быке верхом неспешно
    Спускаюсь по горе домой.
    Свирель моя поёт и будит мягкий вечер.
    Рукой похлопывая в такт,
    Я отмеряю вечный ритм.
    И кто бы ни услышал эти звуки -
    Тотчас подхватит их.

    Комментарий. Окончена борьба, уравнены находка и потеря.
    Лесной деревни песню я пою, мотивы детства из свирели извлекаю.
    Сидя верхом на быке, гляжу на облака над головою.
    Вперёд еду я и о том не тревожусь, что бы меня остановить могло.​


    6.2_бык.jpg
    Последнее редактирование модератором: 16 май 2016
  8. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    7.1_бык.gif

    7. Бык превзойдён

    Верхом на быке я добрался до дома.
    Я безмятежен, и бык мой пускай отдохнёт.
    Рассвет наступил. Блаженствуя в покое
    Жилья своего под соломенной крышей,
    Я в угол забросил верёвку и кнут.

    Комментарий. Всё подчиняется не двум, а одному закону.
    Быка мы взяли лишь, как временный предмет.
    Это как связь у кролика с капканом, и как у рыбы с сетью.
    Это как золото и шлак, как появленье из облака луны.
    Чистого света дорожка одна сквозь бесконечное время струится...​


    7.2_бык.jpg
    Последнее редактирование модератором: 16 май 2016
  9. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    8.1_бык.gif

    8. Превзойдены и бык и самость

    Верёвка, кнут, и бык, и самость -
    Ушли в Небытие.
    Безбрежно небо так, что мысль
    К нему пристать не может.
    В бушующем огне как уцелеть снежинке?
    Ушедших патриархов здесь следы.

    Комментарий. Ушла посредственность. От всех ограничений ум свободен.
    Я просветленья не ищу. Но также и не остаюсь я там, где просветленья нет.
    И, так как ни в одном из состояний я не остаюсь надолго - глаза меня не могут увидать.
    И если сотни птиц цветами мой путь усыпят даже - в чести этой нет смысла для меня.​


    8.2_бык.jpg
    Последнее редактирование модератором: 16 май 2016
  10. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    9.1_бык.gif

    9. Достиг источника

    Как много шагов сделал я совершенно ненужных,
    Чтоб назад возвратиться к истоку.
    Уж лучше слепым и глухим оставаться с начала!
    В жилье настоящем своём пребывая,
    Я равнодушен к тому, чего нет и что есть -
    Вот река, что течёт безмятежно,
    Вот красные цветы...

    Комментарий. Сначала истина ясна. Уравновешенный, в молчаньи,
    я наблюдаю форм распад и форм объединенье.
    Тому, кто не привязан к форме, реформа не нужна.
    Вода - изумруд, гора - насыпанное индиго,
    и то, что созидается, и то, что разрушается - я вижу.​


    9.2_бык.jpg
    Последнее редактирование модератором: 16 май 2016
  11. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    10.1_бык.gif

    10. В миру

    Босой, в распахнутом халате,
    Средь мира людей пребываю.
    Лохмотья мои запылились,
    А сам я блаженствую вечно.
    И магия мне не нужна,
    Чтоб жизнь удлинить. И теперь
    Предо мной оживают деревья...

    Комментарий. Внутри мои врата, и тысяча святых меня не знает.
    Незрима сада моего краса. К чему искать патриархов следы?
    С бутылкою винной иду я на рынок, о посох опёршись, домой возвращаюсь.
    И на базаре, и в лавчонке винной, лишь только на кого взгляну - он просветлённым станет.​


    10.2_бык.jpg



    ^6^ конец
    .
    Последнее редактирование модератором: 16 май 2016
  12. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    Последнее редактирование модератором: 16 май 2016
  13. Оффлайн
    Библиотекарь

    Библиотекарь Практикующая группа

    .
    Ещё один вариант перевода стихов Какуана с комментарием. (с)



    1.3_бык.jpg

    1. В поисках быка

    На пути его встали высокие дикие травы,
    Стремнины и горы, дороги не видно конца.
    Силы и дух уже на исходе, а поиски все же бесплодны.
    Лишь среди шелеста трав слышится пенье цикад.

    Описание: На этом этапе подвижник полон досады, беспокойства. Он вдруг замечает, что у него теперь стало больше проблем, чем было до начала его духовного подвижничества.



    2.3_бык.jpg

    2. Видны следы

    У стремнин, на краю леса много следов.
    Даже дикие травы не могут их скрыть до конца.
    Даже далеко в горах, в самых глухих местах,
    Небесное покрывало не застит ему глаз.

    Описание: Неустанно трудясь у стремнины и в лесах, подвижник постепенно успокаивает свое омраченное сознание. Он убежден, что, успокоив свое заблудшее сердце, он даст проявиться собственной природе быка.



    3.3_бык.jpg

    3. Виден сам бык

    Желтые иволги радостно поют на ветках,
    Греет солнце, дует ласковый ветер, и зеленеет ива.
    Вот он, бык, ему нигде не скрыться.
    Лишь головы не видно, что делает картину неполной.

    Описание: По мере убывания омраченных неведением мыслей, когда сердце становится все покойней и чище, подвижник все меньше сомневается, что перед ним мелькнул образ быка, который и есть его собственная природа. И все же он не видел ясно его облик, и, возможно, следы быка опять затеряются.



    4.3_бык.jpg

    4. Поимка быка

    Со всем рвением берись за поимку быка,
    Он силен, могуч, сдержать его трудно,
    Он то подымается к горной вершине,
    То опускается в смрад городского загона.

    Описание: Со всем рвением приступивший к своей практике подвижник в конце концов обретает кай-у, иначе - пробуждение; теперь он видит собственную природу. Но тяжелый груз заблуждений все еще висит на нем, и его нелегко сбросить. Кажется, что он поднимается со дна долины заблуждений к горной вершине прозрений. Но он все еще окружен смрадом и туманом заблуждений.



    5.3_бык.jpg

    5. Пастьба быка

    Держи при себе постоянно кнут и веревку,
    Иначе бык снова скроется за облаком пыли.
    Объезжай его до тех пор,
    пока не станут повадки чистыми и кроткими,
    Даже без узды он должен повиноваться.

    Описание: Если мы не воспользуемся собственным укрощенным и заботливым сердцем, чтобы усвоить обретенный нами опыт пробуждения, то может так случиться, что мы вновь окажемся во власти заблуждений прошлого. Если мы будем хорошо заботиться о нашем пробужденном сердце, то монашеские правила - виная - с прививаемой ими дисциплиной и медитация с ее благотворным воздействием на наше сердце (сознание) станут ежедневными орудиями в нашем духовном подвижничестве.



    6.3_бык.jpg

    6. Домой верхом на быке

    Возвращаешься верхом на быке с думами о доме,
    Звуки свирели несутся навстречу вечерним облакам,
    Каждый удар сердца, каждый звук свирели
    даруют неизъяснимую радость.
    Если вы цените музыку, зачем срываться на окрик.

    Описание: Когда подвижник достигает этого этапа, он медленно и постепенно начинает двигаться по дороге к своему старому дому не-возникающей и не-исчезающей собственной природы. В пути он может постичь как бытие своего собственного тела и сердца, так и бытие окружающей природы. Ни один из этих феноменов, которые он воспринимает своими пятью органами чувств, нельзя удовлетворительно объяснить посредством языка. Язык не нужен, чтобы описать глубокий смысл буддовости. Таким образом, сам язык может воздействовать на сердце через чувства либо минуя их; а музыка небесного барабана может выражаться в звуках и помимо них.



    7.3_бык.jpg

    7. Бык исчез, а человек остался

    Пастух вернулся в свой дом в лесу,
    Быка не видно, а сам человек не думает вставать,
    Солнце уже высоко, а тот все отдыхает,
    Его кнут и веревка висят в пустом доме.

    Описание: Собственная природа изначально чисто и покойна. Стоит исчезнуть омраченным неведением мыслям, как сразу появится абсолютно чистая и покойная собственная природа. Там ничего не видно. Поэтому, когда является собственная природа, ее нельзя никак назвать, поскольку она пребывает везде, внутри и снаружи всего сущего. Это можно сравнить с тем, как рыба, живущая в воде, не подозревает о ее существовании, и как люди, дышащие воздухом, не замечают его. Поэтому, когда бык опустошен до последней омраченной мысли, пастух остается один, лишенный какой-либо мысли.



    8.3_бык.jpg

    8. Пропали и бык и человек

    Кнут с веревкой, бык с пастухом оказались одной пустотой.
    Кто поверит, что синее небо вокруг лишь одна пустота?
    У горящей печи тает снег не спеша,
    Лишь добравшись сюда, патриархов увидите вы.

    Описание: На этом этапе прекращается любая форма словесного выражения и угасают все мысли и всякого рода деятельность. Здесь нет нужды в мыслительных актах, поскольку отпадает необходимость в рассудочной деятельности (понятийном мышлении). Также становится невозможным привлекать саму рассудочную деятельность для объяснения или определения подобного состояния, которое можно назвать миром неизъяснимого.



    9.3_бык.jpg

    9. Возвращение к истокам

    А к истокам возврат, как похоже, уже ничего не сулит.
    Все спокойно (внутри) по дороге назад, будто слеп ты и глух.
    В самом храме ничто не волнует твой взгляд.
    Неожиданно вдруг зажурчала вода и цветы заалели.

    Описание: На изображении представлены одни феномены, но самого наблюдателя нет. Хотя горы по-прежнему горы, а вода по-прежнему вода, все же они не те, какими представлялись человеку до его духовного подвижничества. Горы и вода, возможно, те же самые, но самого "я", которого трогал вид этих гор и воды, уже не существует. Звук и изображение уже не могут вызвать появление дуалистического и привязанного сердца (сознания); поэтому подвижник как бы слеп и глух. Когда он смотрит, он способен видеть, когда он слушает, он способен слышать, но сердце безучастно. Когда он ест, он ощущает вкус, но сердце безучастно. Красные цветы и журчащая вода впереди и позади храма - просто проявление спонтанного (т.е. неожиданно возникающего) бытия спонтанных феноменов. Не отрицается существование этих феноменов вне самого сердца, однако они и не пребывают внутри него. Сталкиваясь с множеством феноменов, сердце по-прежнему остается ничем не связанным. Это и называется раскрепощением, спонтанностью.



    10.3_бык.jpg

    10. Вступление на человеческое торжище с протянутой всем рукой помощи

    Ты на торжище ступишь, весь грязный, босой,
    Грудь открыта, но смотришь с улыбкой на всех;
    Нет нужды теперь в чуде святых и богов,
    Даже куст, что засох, ты заставишь цвести.

    Описание: Этот образ выражает невинность и естественность, простоту и спонтанность, проявление чудодейственных сил, которые не зависят от формы и облика, от мирских привычек. Этот образ представляет существо, свободное от мирского, но не презирающее мирское, вступившее в мир, но оставшееся непривязанным ни к одному из его признаков. Оно полно великого раскрепощения, великого сострадания и великих чудодейственных сил. Дзэн-буддизм не занимается чудодейственными силами, о которых так много говорят. Но вы можете полностью избавиться от пут неведения, освободившись тем самым от привязанности к людям и к себе, добру и злу, богохульству и святости, скверны и чистоты и всех иных двойственных признаков вещей, чтобы достигнуть чувства спонтанности. Поэтому камни могут кивать "головами", а засохший куст действительно может зацвести. Но это не волшебная сила богов и святых, не секреты чудодейственных сил, а лишь естественное проявление феноменов.
    .