Казнь

Тема в разделе 'Тема смерти', создана пользователем Эриль, 29 апр 2024.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Распиливание

    Распиливание это особый вид разрезания, осуществляемого пилой. Когда-то такую казнь часто применяли египтяне, персы, мидийцы, фракийцы, спартанцы, иудеи и другие восточные народы, у которых этот способ позаимствовали македонцы, а впоследствии греки и римляне.

    Именно так погиб пророк Исайя, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын пророка Амоса и, предположительно, племянник знаменитого иудейского царя Амасии. В Талмуде говорится, что по приговору царя Манасии его распилили пополам деревянной пилой.

    В древнем мире существовало два способа распиливания человека пополам.

    Первый заключался в том, что приговоренного помещали в деревянный ящик, крепко зажав досками, и пилой разделяли надвое по животу. Когда в 1314 году, при Филиппе Красивом, великого магистра тамплиеров Жака де Моле заключали под стражу, он вспомнил сарацин и татар, которые распиливают развратников пополам.

    i_105.jpg

    Поперечное распиливание приговоренного. Гравюра, опубликованная Р.П. Галлоньо в 1591 г. Частн. кол.


    Именно так, с особой жестокостью, фракийский царь Дигул в середине III века казнил многих жителей города Лисимахия.

    Римский Закон двенадцати таблиц, донесший до нас сведения об уголовном законодательстве V века до Рождества Христова, предусматривал казнь распиливанием.

    Так казнили и в христианскую эру, например, Калигула, знаменитый своим безумием и преступлениями, не единожды посылал людей на распиливание.




    Распиливание веревкой

    Стоит упомянуть и изобретенный гугенотами способ, которым казнили католиков на юге Франции.

    i_107.jpg


    Обнаженного осужденного клали животом на натянутую веревку, связывая лодыжки под веревкой. Два палача держали его за вытянутые руки так, чтобы тело сохраняло равновесие, и с силой возили по веревке, третий палач толкал его под ягодицы. Непрерывные возвратно-поступательные движения приводили к тому, что веревка, как пила, разрезала приговоренного пополам.



    Калигула, как и Диоклетиан, предпочитал применять второй способ, состоявший не в поперечном, как на Востоке, разделении тела, а в продольном распиливании.

    i_103.jpg

    Христианин, разрезаемый двуручной пилой пополам по приказу Диоклетиана, который, как и Калигула, питал пристрастие к такому способу казни. Гравюра с картины Марена де Васа. XVII в. Частн. кол.


    Такая процедура существовала в двух вариантах: распиливание осужденного начинали либо с головы, либо с промежности.

    Второй способ был куда ужаснее, ведь осужденный терял сознание, только когда распил доходил до пупа. Для усиления страданий его держали вниз головой, так в мозг поступало больше кислорода, и кровотечение было не таким сильным.

    i_104.jpg

    Продольное распиливание приговоренного. Ему была дарована милость: процесс начали с головы. Частн. кол.


    В обоих случаях использовалась длинная пила, казнь осуществляли два человека. Подобным образом часто казнили гомосексуалистов, преимущественно мужчин.

    i_108.jpg

    Распиливание начинали с промежности, когда хотели продлить страдания. Частн. кол.



    В Японии распиливанием казнили в период с XII по XVI век. В Стране восходящего солнца так наказывали христиан. Японцы редко разрезали тело пополам, предпочитая распиливать шею.


    i_106.jpg

    Казнь иезуитов распиливанием в Японии. Гравюра. XVIII в. Частн. кол.



    В лютеранской Германии к распиливанию приговаривали мятежных крестьян.

    Во Франции в конце XVIII века вандейцы, разъяренные зверствами республиканских офицеров, подвергали распиливанию пленных.

    В Испании пила была одним из орудий казни военных вплоть до конца XVIII века. В Каталонии во время кампаний Наполеона и Веллингтона партизаны распилили немало французских офицеров и солдат.

    Последние казни пилой были делом рук гестаповских изуверов. На улице Лористон в Париже, где располагалось «французское» гестапо, помимо пил имелась и мини-гильотина, которую использовали для отрубания конечностей.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Расстрел из лука и протыкание

    Казнь стрелами — один из редких способов умерщвления при помощи метательного оружия. Сама по себе стрела — это метательный снаряд с наконечником на легком деревянном древке с оперением, который выпускается из лука или арбалета. Во втором случае стрела называется арбалетной.

    За исключением пращи и дротика, лук — самое древнее метательное оружие, поэтому вполне естественно, что в качестве орудия казни им пользовались и ацтеки и римляне.

    i_109.jpg

    Казнь святого Себастьяна. Гравюра с картины Гвидо Рени. XVII в. Частн. кол.


    Казнь Себастьяна, преторианца личной охраны императора Диоклетиана, стала одной из излюбленных тем средневекового христианского искусства, что послужило пропаганде данного вида казни, редко использовавшегося на Западе.

    Себастьян избрал военную карьеру, отличился отвагой и вскоре стал одним из фаворитов Диоклетиана, который назначил его капитаном первой роты своей гвардии.

    Себастьян был тайным христианином, сумел обратить римского префекта Хроматия, а с ним и более полутора тысяч рабов. Себастьяна арестовали по приказу императора, привязали к столбу, изрешетили стрелами и оставили умирать.

    Христианка по имени Ирина пришла ночью, чтобы забрать тело, но увидела, что Себастьян еще жив, и вылечила его с помощью умелых врачей.

    Чудом исцелившийся Себастьян встал однажды на пути императора и упрекнул его в жестокости по отношению к христианам. Диоклетиан растерялся: «Не ты ли тот Себастьян, командир когорты, которого я приказал недавно пронзить стрелами?» — «Это я, мой господин, — ответил Себастьян, — и Бог даровал мне жизнь, чтобы обвинить тебя в злодеяниях». Диоклетиан приказал арестовать Себастьяна, забить палками до смерти и выкинуть тело в один из римских каналов для сброса нечистот.

    Привязав к столбу, стрелами казнили и одиннадцатилетнюю Кристину. Ее арестовали по приказу собственного отца — правителя города Урбана.

    В V веке в окрестностях Кельна Урсулу, дочь Дионата, правителя Бретани, как и многих других девственниц, изрешетили стрелами гунны и германские варвары под предводительством Аттилы.

    В Риме в правление разных императоров случались казни стрелами, однако римляне редко пользовались луком. Любимым метательным оружием у них, как у греков и галлов, был дротик.

    Зато восточные народы, такие как парфяне и египтяне, равно как азиаты, и в том числе гунны, питали к луку особую страсть и широко практиковали такие казни.

    i_111.jpg

    Обезглавливанию предшествует протыкание. Частн. кол.




    Пронзенный со всех сторон…

    В Египте существовал особый способ наказания стрелами: их вырезали из твердого камыша и вручную дюжинами втыкали в тело осужденного.

    В Европе лук традиционно использовался в Англии и Фландрии — до XVII века, во Франции он вышел из употребления в начале XVI века.

    Испанцам был знаком данный вид казни, в частности, они применяли его во время завоевания Нового Света для наказания индейских вождей и старейшин.

    Вообще, в эпоху Средневековья и Возрождения казнь стрелами проводилась редко и полностью исчезла с появлением огнестрельного оружия — аркебуз и мушкетов.

    В XIX веке в различных уголках мира, например в Тибете, Новой Гвинее и у американских индейцев, живущих на равнине, все еще казнили стрелами.


    При протыкании тело осужденного пронзалось заостренным предметом. Существует бесчисленное множество вариантов этой казни, которую практиковали почти во всех частях света.

    Карфагеняне так казнили захваченного ими в плен римского полководца Марка Аттилия Регула, когда тот, сдержав слово, вернулся к ним после переговоров с Римом.

    Карфагеняне использовали малоизвестный метод. Они заключили Регула в бочку, утыканную изнутри лезвиями и железными гвоздями, бочку скатывали вниз по наклонной плоскости до тех пор, пока Регул, пронзенный со всех сторон, не умер.

    Во время религиозных войн протестанты нередко пронзали тела священников длинными гвоздями.

    В начале XX века Александра Давид-Неэль писала, что в Тибете осужденных по-прежнему казнят, протыкая их тела длинными гвоздями.

    В 1917 году турки прибивали кандалы гвоздями к ногам армянских заключенных.

    i_112.jpg

    Порой агония длилась несколько дней.




    Объятие «девственницы»

    Инквизиторский стул, использовавшийся в Ратисбоне (Бавария) до 1846 года, был утыкан пронзающими тело остриями.

    Нижняя часть стула часто делалась из железа, что позволяло разжигать под ним огонь, чтобы раскалить наконечники, на которые усаживали жертву. Пытка на инквизиторском стуле не всегда приводила к летальному исходу, чего нельзя сказать о знаменитой «Нюрнбергской девственнице».

    Этот смертельный инструмент назвали так из-за внешнего сходства с молодой баваркой. Первый прототип был изготовлен в Германии и использовался в подземельях, где заседал тайный суд Нюрнберга.



    «Нюрнбергская девственница»

    Осужденного закрывали в своеобразном саркофаге с длинными и очень острыми шипами, которые пронзали все части тела, не затрагивая ни одного жизненно важного органа. Жертва агонизировала очень долго.

    Густав Фрейтаг, описавший первую такую казнь, состоявшуюся в 1505 году, свидетельствует, что агония осужденного фальшивомонетчика длилась три дня.

    Испанские суды инквизиции использовали сходный инструмент, известный под названием «Mater Dolorosa» («Скорбящая мать»), до XVI века.

    Он отличался от «Нюрнбергской девственницы»: осужденного не запирали внутри, его крепко, вплоть до удушения, зажимали двумя подвижными железными «руками», а выдвигавшийся из сердца статуи стальной наконечник пронзал сердце жертвы, два других острия пронзали глаза.

    i_113.jpg
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Отравление

    i_114.jpg

    Смерть Сократа: «Мне приказали выпить цикуту». Гравюра Кабасона. XIX в. с картины Жака Луи Давида. 1787 г. Частн. кол.


    Яд — это вещество, которое нельзя съесть или выпить без риска для жизни. Легальное отравление в качестве высшей меры наказания в античные времена практиковалось в Афинах и колониях, позже в Испании, Марселе и на многих островах греческого архипелага, как свидетельствуют Страбон.

    Яд, каким бы он ни был, сначала действует локально: попадая в организм, он разрушает ткани, с которыми соприкасается, или быстро нарушает их нормальное функционирование.

    По мере того как яд всасывается, кровь разносит его по всему организму, и он поражает ткани, наиболее восприимчивые к его воздействию. Он может поражать нервную, дыхательную, мышечную и другие системы организма.

    Если афинский сенат выносил смертный приговор, осужденному посылали необходимую дозу яда, обычно получаемого из цикуты (крапчатного болиголова) — распространенного в Европе растения, которое содержит очень сильный алкалоид под названием «цикутотоксин» или «кониин». Сенат даже указывал наилучший способ его использования.

    В Греции знали, что вино может служить противоядием, так что, предписывая растворять в нем цикуту для скорейшего попадания в сердце, рекомендовалось не перебарщивать с вином во избежание нейтрализации токсичного эффекта.

    Цикута имела один недостаток: при всей его эффективности этот яд было трудно изготовить.

    Цикута афинского приготовления плохо хранилась и быстро теряла свои свойства. У одного римлянина из Мантинеи по имени Фрарияр возникла мысль добавить разные токсичные и наркотические вещества в сок мака, чтобы при длительном хранении сохранялась эффективность и безболезненность его воздействия.



    Настоящий бум

    Криминальные отравления были частым явлением у греков и римлян. Достаточно назвать несчастный случай с Александром Македонским и его врачом Филиппом, грибы Агриппины, отправившие Клавдия на небеса, напиток, который Нерон приказал Локусте дать своему брату Британнику.

    Вспомним и о таких необычных ядах, как аква-тофана (acqua-tofana), который убивал человека медленно, в течение нескольких лет, яд Борджиа — токсичные вещества, которыми опрыскивали письма, перчатки, цветы, фрукты, превращая их в орудия смерти.

    В Италии во времена Папы Александра VI отравление стало обычным способом внесудебной расправы. Медичи принесли использование ядов из Италии во Францию, хотя кое-что там об этом уже знали.

    Ходили слухи, что Людовик XI отравил любовницу своего отца Карла VII, а Себастьен Монтекуколи отравил одного из сыновей Франциска I. При Валуа — Генрихе II, Карле IX и Генрихе III — отмечалось бесчисленное количество отравлений.

    Настоящий бум пришелся на годы правления Людовика XIV: отравления происходили так часто, что пришлось даже учредить отдельную судебную палату для рассмотрения подобных преступлений.

    Именно от такой микстуры умер Сократ и другие именитые граждане, такие как Ферамен и Фоцион.


    Сократ критиковал некоторые судебные решения и бытовавшие тогда суеверия, за что философа посадили в тюрьму и приговорили к отравлению. Один из его старых друзей Критон предложил ему организовать побег. Сократ отказался, предпочтя ссылке смерть.

    В назначенный день с заходом солнца Сократ должен был выпить цикуту. Пришли все его ученики и жена Ксантиппа. Он спокойно говорил о смерти. Наконец принесли яд. Сократ спросил палача: «Итак, друг мой, что я должен делать?»

    Палач, обладавший большим опытом в изготовлении и применении цикуты, посоветовал философу не разгуливать по комнате после принятия яда, поскольку ходьба отсрочит смерть.

    Известно, что Сократ последовал советам палача. Тот посоветовал ему также как можно меньше говорить, чтобы не пришлось пить двойную или даже тройную дозу.

    Сократ взял кубок, вознес молитву богам и выпил залпом. Когда ноги у него отяжелели, он лег и закрыл лицо тогой. Оплакивавших его учеников он призвал к спокойствию и сказал: «Критон, мы должны Эскулапу петуха, оплатите мои долги, не забудьте!» Через мгновение он умер.


    Похоже, что современный мир в заботе о гуманизме и эффективности возвратился к дедовскому методу отравления.

    Разве газовая камера не есть отравление через дыхательные пути и кожу?

    А смертельная инъекция — разве это не внутривенное или подкожное введение яда?

    История умерщвлений вечно повторяется.


    i_116.jpg

    Отравление Агриппины Нероном. Картина Антуана Рицци XIX в. D.R.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Дыба


    i_121 (1).jpg i_120 (1).jpg


    Осужденного поднимали, а потом резко отпускали. Пытка длилась три-четыре часа. Частн. кол.


    Считается, что пытку на дыбе придумали в Италии, где она называлась Urlo, что значит «вой». Применяли ее на Сицилии, Сардинии, в некоторых немецких государствах, в России. Во Франции ее ввел Франциск I после войн с Италией для наказания военных.

    Осужденного на веревке вздергивали на столб или виселицу за связанные за спиной руки. Подняв тело наверх, веревку приотпускали, приговоренный падал вниз, и в момент резкой остановки его руки вылетали из суставов.

    Иногда пытка носила более изощренный характер, превращаясь в сущий ад. Например, к ногам жертвы привязывали груз весом от шестидесяти до ста двадцати килограммов, чтобы рывок был резче. В таком случае страдали не только руки, но и ноги, ломались кости, нередко лопался живот и внутренности вываливались наружу.


    Со временем во Франции наказывать дыбой стали и гражданских лиц: бродяг, богохульников, должников и, как правило, нарушителей общественного порядка. Тяжесть груза, привязываемого к ногам, определялась тяжестью преступления.


    i_119.jpg

    Дыба для солдат-дезертиров. Гравюра Жака Калло. Частн. кол.



    К дыбе, главный смысл которой заключался в назидательности наказания, приговаривали в судебном порядке. К примеру, когда в Австрии на время отменили смертную казнь, ее заменили дыбой. В действительности же чаще всего это было приговором к смерти, только более медленной и болезненной.

    i_122.jpg

    Шестьдесят процентов осужденных умирали. Частн. кол.


    В период между 1784 и 1789 годами в Австрии приговорили к дыбе тысячу сто семьдесят три человека. Семьсот двадцать один осужденный, то есть более шестидесяти процентов подвергшихся пытке, умерли.



    Жребий

    Шведское правосудие, возможно, единственное в мире, официально доверившее воле случая решение судьбы осужденного.

    Так, в 1775 году в городе Вармдоме округа Кроноберг шестидесятилетнюю женщину казнили по результатам жеребьевки. Она и ее муж обвинялись в убийстве, и их заставили тянуть жребий, поскольку не могли определить, кто именно нанес смертельный удар королевскому контролеру по имени Вилберг.


    В другом деле главного виновника определили с помощью игральных костей. В шведских газетах от 23 ноября 1775 года писали: «Вопрос жизни и смерти Эрика Якобсона д'Аспедаля и Карла Хенриксона де Норкарета был решен с помощью игральных костей в присутствии канцлера и королевского префекта.

    Осужденные обвинялись в насильственных действиях. В первый раз у обоих выпало по девять очков! Но на второй раз у первого было семь, а у второго девять. Поэтому Эрик Якобсон подвергся ампутации правой руки и смертной казни колесованием. А Карла Хенриксона заклеймят позором, и он получит восемьдесят ударов палкой после дыбы».


    В Китае в середине XIX века дыбу все еще применяли как разрешенную законом пытку.

    Член ордена лазаристов Жан-Габриэль Пербуар попал на дыбу в 1840 году. О мучениях миссионера поведал аббат Сабуре в статье, опубликованной в 1900 году после причисления Пербуара к лику святых Папой Львом XIII.

    Жана-Габриэля Пербуара рукоположили в 1825 году, десятью годами позже тридцатилетний священник отправился в Китай, чтобы «проповедовать евангелие иноверцам». После четырех лет прозелитизма китайские власти арестовали его и посадили в тюрьму Ку-Чинг. От него потребовали отречься. Он отказался и получил сто ударов бамбуковыми палками по телу и сорок ударов кожаной плеткой по лицу, после чего его подвергли особому, китайскому, подвешиванию — ханг-цзе.

    При ханг-цзе человека привязывали к виселице за волосы и большие пальцы рук. Каждый день Пербуара пытали по три-четыре часа. Поскольку он упорно отказывался отречься, его отослали в У-Чанг-Фу, столицу Ху-Ре, чтобы там огласить приговор.

    Ожидание в камере продлилось месяц. Каждый день его на несколько часов подвешивали за волосы или привязывали к своеобразному кресту. Наконец, ему выжгли на лбу каленым железом четыре китайские идеограммы, означающие «пропагандист мерзкой секты».

    Перед судьями мандарин дал ему распятие, предложив бросить его и растоптать, чтобы обрести свободу. Священник отказался, за что получил сто ударов бамбуковой палкой и смертный приговор.

    16 января 1840 года его вздернули на дыбе: множество раз его поднимали в воздух и бросали вниз. Потом, чтобы ускорить казнь, к его ногам привязали огромные камни. «Поскольку после нескольких часов экзекуции он все еще дышал, палач прикончил его — задушил веревкой, несколько раз обмотав ее вокруг его шеи».


    i_123.jpg

    Осужденные на смерть. С картины Жана-Поля Лорана. Частн. кол.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Забивание кнутом и палками


    Осужденных издревле бичевали кнутом. Этот метод был в ходу как у иудеев, египтян, сирийцев, персов, так и у спартанцев и римлян.


    Кнут часто использовался в качестве дополнительной меры наказания, например, весталки за нерадивость, солдата за неповиновение, чиновника за какую-либо провинность или же еретика, желавшего вернуться в лоно Церкви. Но порка могла превратиться и в смертную казнь.


    В Египте осужденный за «разложение нравов» практически не имел шансов выжить после тысячи ударов хлыстом.

    i_124.jpg

    Казнь кнутом в Северной Африке около 1910 года. Частн. кол.



    В Риме наказание кнутом — flagra — предшествовало другим пыткам. Можно было выдержать порку кнутом из бычьей кожи и даже испанским хлыстом из переплетенных веревок, но под ударами плетки со свинцовыми шариками или костями барана выживали немногие. Тело рвалось в клочья, превращаясь в кровавое месиво.


    В христианском мартирологе имеется длинный список жертв такой казни: святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора, святая Вивиана, святая Маргарита — все они, как и многие другие, были забиты розгами или кнутом. Кости оголялись, и даже если жертва не умирала под ударами, смерть наступала от гангрены.


    На Востоке, в Азии, главным образом в Китае, плетки-многохвостки снабжались железными наконечниками, гвоздями и даже крючками, чтобы эффективнее раздирать плоть.


    Англичане, островной народ, предпочитали хлестать осужденного веревкой, после чего окровавленную жертву погружали в морскую воду или уксус.

    В Италии бичевание было законной формой наказания вплоть до середины XIX века.

    Напомним случай Марии Биоджи. В Перудже в 1851 году ее раздели донага и подвергли бичеванию за публичные призывы воздерживаться от курения, нанося тем самым урон доходам Святого престола, взимавшего пошлину с продажи табака.


    Наказание кнутом сыграло важную роль во время религиозных войн. Из сотен примеров вспомним случай Безье. После резни, устроенной по приказу святого Доминика, женщины, которых пьяная солдатня пощадила из-за их красоты или молодости, подверглись другим истязаниям.

    Морис Лашатр пишет: «Раздетых донага девушек привели к могиле Пьера де Кастелно, и монахи принялись бичевать их свинцовыми плетками. Когда плоть обратилась в сплошное кровавое месиво, оставшихся в живых сначала отдали на растерзание крестоносцам, потом перерезали им горло. Трупы осквернили ужасающим развратом».


    Самую страшную разновидность кнута использовали в России: смерть от него обычно наступала между сороковым и пятидесятым ударами. Он состоял из тонких кожаных ремней с металлическими шариками на концах.

    i_129.jpg

    Казнь таким кнутом официально отменили в России только в 1845 году, заменив ее на бичевание обычным кнутом, который применялся до 1863 года. За это время погибли тысячи человек. Мужиков наказывали кнутом за малейшие провинности.


    Если в Тибете били только по бедрам, то практически во всех остальных местах приговоренного хлестали по всему телу, и от человека оставались одни лохмотья.


    Александра Давид-Неэль в книге «Путешествие в Тибет» описывает, как в XX веке лечила вора, наказанного кнутом: «Раны были ужасны, на бедрах проглядывали кости. В грязных бинтах, пропитанных гноем, копошились черви».


    Вплоть до Второй мировой войны казнь кнутом была обычным делом для многих мусульманских стран, судя по всему не собирающихся отказываться от этого наказания, ибо оно до сих пор фигурирует в уголовных кодексах стран, опирающихся на исламский закон: ОАЭ, Саудовской Аравии, Ирана, Северного Йемена, Пакистана и многих других.

    i_125.jpg

    Сцена бичевания в Пакистане. D.R.




    Напомним, как в 1984 году индийцу и уроженке Шри-Ланки, приговоренным судом Абу-Даби к забиванию камнями, эту казнь заменили на бичевание, приняв во внимание их статус иностранных граждан.

    Все в той же Саудовской Аравии в 1989 году четырех человек, обвиненных в подготовке взрыва в священном городе Мекке, приговорили к полутора тысяче ударов кнутом каждому. Иными словами — к смерти.



    Историческая справка

    Наказание плеткой-девятихвосткой отменили на Барбадосе в 1938 году, но в 1990 году восстановили по решению одного суда.

    В октябре 1990 года парламент Багамских островов ввел в уголовный кодекс бичевание за преступления сексуального характера. В тексте уточнялось, что кнут должен быть «о девяти хвостах, девяти веревках или девяти кожаных ремнях с узелками или иными приспособлениями».

    В Иране суды нередко добавляют к приговору о тюремном заключении от десяти до ста ударов кнутом.

    В Саудовской Аравии приговор к тысяче или полутора тысячам ударов может приводиться в исполнение в несколько заходов.

    Обычная мера наказания за блуд, определенная Кораном, составляет несколько сотен ударов кнутом.

    Бичевание систематически применяется в Свазиленде, Афганистане, Малайзии, Сингапуре, Тринидаде и Тобаго, Гренаде. На Барбадосе уголовный кодекс предписывает наносить удары тамариндовыми палками. В феврале 1991 года была узаконена плетка-девятихвостка.

    i (1).jpeg



    Казнь в «Стереофоническом режиме»

    «Нелегко реформировать деградировавшее общество», — заявил, выступая перед народом, президент Пакистана Зия Ульхак. К счастью, Совету по исламской идеологии удалось предложить несколько спасительных мер, в том числе наказание кнутом.

    «Совершивший преступление против Бога и рода человеческого, пристрастившийся к алкоголю, жадно поглощающий перебродивший напиток, получит восемьдесят ударов».

    Сам кнут и способ его применения описаны детально. «Длина не должна превышать одного метра двадцати двух сантиметров, а толщина — одного сантиметра двадцати пяти миллиметров».

    Палач должен быть «человеком беспристрастным и понимающим». «Если приговоренный слишком стар или слаб и исполнение приговора может привести к смерти, то удары следует наносить с необходимыми промежутками, чтобы жертва не умерла. Если человек болен, следует подождать медицинского подтверждения, что он идет на поправку, и лишь после этого приступать к наказанию».


    Еще больше внимания уделяется дамам. «Если женщина беременна, для приведения приговора в исполнение нужно подождать два месяца после разрешения или выкидыша». В любом случае «женщину наказывают в сидячем положении, тогда как мужчина стоит».

    За внебрачные сексуальные отношения любовников забивают камнями, но если виновные холосты, они получат всего сто ударов кнутом. После такого наказания человек на несколько месяцев отправляется в больницу, а зачастую и прямо на кладбище, когда слишком сильный или недостаточно «понимающий» палач бьет так сильно, что разрывает почки или ломает позвоночник.

    В Исламабаде подобные наказания — весьма частое явление. В 1988 году одиннадцать человек, арестованных во время рейда полиции в «веселом доме», подверглись коллективному бичеванию, этакой пытке в стиле хай-тек.

    Умело расставленные микрофоны транслировали свист палок и крики бичуемых для назидания и потехи собравшейся публики. Толпа скандировала: «Аллах! Аллах! Аллах!», а муллы воспевали Всевышнего.

    i_126.jpg

    Казнь бичеванием в Пакистане. Частн. кол.


    В Северном Йемене в 1986 году человек умер во время публичной экзекуции, получив по приговору сто ударов кнутом за преступление сексуального характера.

    Преступления на сексуальной почве — zenia — в Пакистане на сегодняшний день наказываются сотней ударов. Если приговоренный остается в живых, то, согласно кодексу, его следует отдать толпе, которая забивает несчастного камнями.


    В последние годы наказание кнутом чаще всего применяли, пожалуй, в Мозамбике. В период между 1983 и 1990 годами суды приговорили к нему более двухсот человек за торговлю на черном рынке, воровство и изнасилования. Обычно по приговору назначалось девяносто ударов по спине, плечам и бедрам.



    Забитый дубиной

    Избиение палками, как и кнутом, позволяет варьировать тяжесть наказания. Обычное наказание подразумевает несколько ударов, жестокие, нанесенные в большом количестве удары способны привести к быстрой смерти.

    Большинство уголовных кодексов древних народов предусматривали наказание палками, у некоторых народов это был вид смертной казни.

    i_131.jpg

    Мучения святой Катерины, забитой насмерть дубинами. D.R.


    Забивание палками было в ходу у египтян, греков, иудеев и китайцев. В Риме Закон двенадцати таблиц предусматривал наказание палками за письменные оскорбления, нередко так карали и за другие преступления.

    В древние и нынешние времена особую склонность к битью палкой питали в Англии и России.

    Во Франции предпочтение отдавалось хлысту и розгам, исключение составляли заморские территории — там наказание палками, нередко приводившее к смерти, применялось на протяжении XVIII–XIX веков.

    Сегодня многие страны, в том числе Камбоджа, ввели этот древний способ наказания в повседневный обиход.

    В период с апреля 1976-го по ноябрь 1978 года пришедшие к власти красные кхмеры забили палками и дубинами десятки тысяч людей.

    Техника была проста: приговоренному наносили несколько ударов по голове и добивали ударом по затылку, ломая шейные позвонки.

    Сегодня в Сингапуре наказание палками — обязательная мера пресечения примерно за три десятка правонарушений: покушение на убийство, вооруженное ограбление, изнасилование, тайная иммиграция и торговля наркотиками. Обычное наказание состоит из восьмидесяти ударов.

    i_128.jpg
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Колесование

    Колесование — смертная казнь, при которой приговоренного привязывают к колесу и разрывают заживо. Уже в эпоху Генриха IV осужденных разрывали на так называемом андреевском кресте, а колесо служило исключительно для демонстрации агонии человека. Название закрепилось за таким способом умерщвления, хотя правильнее было бы именовать его «казнью на кресте».

    i_132.jpg

    Винчиале Энрикес, организатор убийства Иосифа I, был колесован заживо. Гравюра. XIX в. Частн. кол


    Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест.

    Приговорённый оказывался лицом вверх, и умирал от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

    Отрывание частей тела — один из древнейших правовых методов казни. Эта казнь существовала еще в глубокой древности, и когда старорежимных судей упрекали за применение столь жестокого наказания, они отвечали: «Вот уже тысяча шестьсот лет преступников наказывают таким образом».

    В Галлии при Меровингах этот способ был самым распространенным. Грегуар де Тур пишет о наказании одного лжесвидетеля: «Не думаю, что даже металл вынес бы те удары, которым подвергли этого несчастного».

    В 1532 году Карл V официально ввел казнь колесованием в Священной Римской империи. Помимо нее Кодекс «Каролина» предусматривал еще шесть других видов казни, действовавших веками.

    i_133.jpg

    Пруссия и Ганноверское королевство отменили колесование только в середине XIX века. Частн. кол.


    В Германии колесование очень скоро стало одним из самых распространенных приговоров. Палач из Нюрнберга по имени Франц записал в дневнике, что за время своей службы в период между 1573 и 1617 годами, он казнил триста шестьдесят одного человека, из них двести колесовал.

    Бенедикт Карпцов, чей знаменитый «Трактат о казнях» слыл в XVII веке шедевром уголовной юриспруденции и служил руководством для всех судей Германии, мог похвастать тем, что за свою долгую судебную карьеру с 1620 по 1666 год вынес двадцать тысяч смертных приговоров, то есть в среднем по четыреста тридцать в год, добрая треть из которых пришлась на колесование.

    Колесование фигурировало и в «Терезиане» — уголовном кодексе императрицы Марии-Терезии, изданном в 1768 году. Отменили его только в 1781-м.


    Во Франции эта казнь — одна из самых жестоких и применявшаяся чаще других — просуществовала до революции.

    Колесование ввел Франциск I, позаимствовавший его в Германии, дабы внушать «страх, ужас и назидание», во всяком случае, так гласил его эдикт от февраля 1534 года. Вот как описывается колесование в труде неизвестного автора XVII века: «Осужденного клали на спину на две балки, соединенные на манер андреевского креста, и привязывали конечности к перекладинам. На кресте были выдолблены выемки в местах сочленения частей тела. Палач, вооруженный железным ломом квадратного сечения четырехсантиметровой ширины с закругленной ручкой, одну за другой ломал конечности двумя сильными ударами в тех местах, где из-за впадин кости находились на весу. К восьми ударам, необходимым, чтобы переломать руки и ноги, добавляли два-три удара в грудь, так называемые «удары милосердия», которыми завершали казнь».


    i_134.jpg

    Казнь на колесе. Девятый смертельный удар. Гравюра. XIX в. Частн. кол.


    На самом деле эти «удары милосердия» редко оправдывали свое название: в большинстве случаев агонизирующего и невыразимо страдающего человека снимали с креста и привязывали его изломанное тело к колесу телеги, с которого спиливали выступающую часть втулки, чтобы поставить колесо горизонтально на поворотную ось.

    Зачастую, если осужденный был еще жив, палач, желая продемонстрировать, что хорошо поработал, заводил ему руки за спину, а ноги за голову и в таком трагикомическом положении предъявлял его людям.

    Осужденный, уточнялось в эдикте короля, должен быть обращен лицом к небу «для наказания так долго, как будет угодно Господу нашему Иисусу Христу».

    Случалось, что такое «наказание» длилось очень долго.

    i_136.jpg

    Осужденный должен быть обращен лицом к небу. Частн. кол.


    В хрониках 1792 года сохранилось упоминание о некоем Демулене, едва достигшем восемнадцати лет, но чрезвычайно крепкого телосложения, который после колесования жил еще сутки. Королевский судья по уголовным делам испросил разрешения прикончить его. Отравителя Дерю, одного из самых знаменитых преступников своего времени, сначала колесовали и надолго выставили на всеобщее обозрение, а потом все еще живым бросили в костер.



    Знаменитый «retentum»

    Вернемся к Жану Каласу, чье имя обессмертил Вольтер. Преклонный возраст — шестьдесят восемь лет — не избавил его от колесования на глазах у семи тысяч зрителей по приговору судей тулузской администрации. Его обвинили в том, что он повесил собственного сына, который якобы готовился к отречению от протестантской религии!

    По непонятной причине ужасная казнь колесованием во Франции с самого начала отводилась ворам и взломщикам, тогда как убийц просто вешали.

    Генрих II решил устранить это противоречие своим эдиктом и повелел казнить на колесе за любые преступления.

    Эта мера лишь ухудшила положение дел, поскольку приговаривать к колесованию стали без разбора — как за самые опасные преступления, так и за мелкие проступки.

    Между тем судьи, нередко принимавшие в расчет то, что еще не называлось «смягчающими обстоятельствами», могли указать в приговоре, что осужденный заслуживает во время или сразу после нанесения ударов знаменитого «ретентум» — особой милости, сокращавшей страдания осужденного: палач душил его без ведома публики, чтобы казнь сохраняла «ужасающий характер и высокую поучительность».

    Такой способ казни, каким бы грубым и варварским он ни казался, требовал особых навыков от палачей.

    «Острота» осужденного по имени Лаланд вошла в историю. Исполнитель уже сломал ему руки и ноги и замахнулся, чтобы сломать грудную клетку, но лом выскользнул у него из рук, задев лишь подбородок осужденного, который бросил ему: «А вот это уже не по правилам».


    Колесо всегда воспринималось как особо унизительная казнь. «Даже виселица не так омерзительна, как колесо», — напишет Теофиль Готье.


    Вспомним «дело Хорна». Граф Антуан-Жозеф де Хорн был приговорен к колесованию в 1720 году за подлое убийство. Судьи были уверены, что регент проявит снисхождение, ибо подсудимый был родственником австрийского монарха и далеким кузеном самого регента. Ничего подобного. Вся семья и самые известные фамилии королевства просили регента, чтобы виновного обезглавили, а не колесовали, иначе его сыновья не смогут стать членами Мальтийского ордена, а дочери будут исключены из «капитула благородных девиц».


    Среди самых знаменитых жертв колесования стоит назвать Картуша и Мандрена.

    Первый — его настоящее имя было Луи-Доминик Бургиньон — держал в страхе всю страну, создав преступную сеть, насчитывавшую около тысячи сообщников и подручных. Выданный собственным лейтенантом Картуш уже у подножия эшафота сделал несколько признаний, повлекших за собой сотни арестов подельников, многие из которых тоже закончили на колесе. Картуш был казнен в ноябре 1721 года на Гревской площади при огромном стечении народа.


    Второй, Луи Мандрен, сын барышника, промышлял контрабандой, к 1750 году сколотил вооруженную банду и начал настоящую войну против «королевских откупщиков». Он захватывал целые города, и скоро о нем стали ходить легенды. Он сделался этаким народным мстителем.

    Дошло до того, что власти послали против него настоящую армию, от которой он ускользал несколько месяцев. Его поймали в 1755 году, подвергли дознанию и допросу с пристрастием и в конце концов колесовали на площади Клерк в Балансе.



    Массоль

    Если колесование заключалось в переломе конечностей, то массоль, действовавшая по тому же принципу — «бить и ломать», — касалась только головы. Название происходит от слова massola — это примитивная дубина, применявшаяся в Италии, которая попала во Францию в XIV веке через папские владения в Авиньоне.

    Впоследствии город прославится легкостью, с которой здесь выносили смертные приговоры. В период между 1598 и 1700 годами здесь казнили более шестисот человек. Осужденному наносили по одному сильному удару в каждый висок (обычно этого хватало, чтобы убить человека), а потом сжигали.

    Удар по голове — один из древнейших способов умерщвления. У славянских народов в V веке он был одним из излюбленных способов казни. Педро Жестокий, правивший в Кастилии в XIV веке, тоже питал к нему особую страсть.

    В Индии, прежде чем нанести заключительный смертельный удар, сначала ломали все кости ног и рук. В некоторых восточных странах приговоренных к смерти закапывали заживо по шею так, чтобы торчала только голова. После длительного пребывания на солнце палач разбивал голову ударом молота. Протестанты так же поступали с католическими священниками.

    В Черногории, небольшом королевстве на западном побережье Балканского полуострова, разбивание головы все еще применялось в конце XIX века, как в Сомали и на Гавайских островах, где смертельный удар наносился в лоб осужденному.

    i_137.jpg



    Напомним, что нередко колесованию подвергали девочек и мальчиков, которым едва исполнилось пятнадцать, а Николя Готье, по прозвищу Малыш-парижанин, было всего четырнадцать, когда в 1746 году его казнили на колесе за кражу.

    i_138.jpg

    Казнь колесованием в XVII веке. Нередко на колесе ломали мальчиков и девочек, едва достигших пятнадцати лет, и даже моложе. Национальная библиотека. Париж.


    Считается, что колесование было отменено Людовиком XVI после дела Лушара незадолго до революции. Этот молодой человек, сын придворного кузнеца, намеревался заключить брак с одной девушкой. Чтобы помешать сыну, отец заявил, что намерен сам на ней жениться.


    Толпа ринулась к эшафоту
    Между отцом и сыном разгорелась ссора. Вспыльчивый кузнец схватил кувалду и попытался ударить сына. Тот его разоружил и, не желая драться с отцом, пошел к двери, а на пороге бросил молоток через плечо. Инструмент попал отцу в голову, и он скончался.

    В июле 1788 года судьи Версаля приговорили юношу к колесованию. Предоставленный ретентум должен был сократить его страдания. Толпа собралась со всего города и соседних коммун. Люди не возражали, когда этой ужасной казни подвергали опасных преступников, извращенцев, колдунов и еретиков, но за мелкие проступки такое наказание считалось неоправданным. В данном случае речь шла об убийстве, однако по неосторожности.

    Люди начали роптать и грозить кулаками. Палач, Шарль-Анри Сансон, сказал осужденному: «Если кто-то здесь и стоит на пороге смерти, то это не вы, а я».


    Неожиданно толпа ринулась к эшафоту, смяв охрану. Через несколько секунд осужденного развязали. Помощники палача убежали, и Сансон последовал их примеру. Эшафот разнесли на куски, равно как и андреевский крест с колесом. Сожгли все обломки и принялись танцевать фарандолу.

    Узнав об этом бунте, Людовик XVI помиловал Лушара и упразднил колесование. Несколько последующих месяцев Шарль-Анри Сансон только вешал и рубил головы.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Четвертование


    i_139.jpg

    Дамьен на ложе страданий. Гравюра. Частн. кол.


    Четвертование — разновидность казней, заключающихся в разрывании или расчленении. Специфика четвертования состоит в одновременном воздействии на четыре конечности.

    Речь идет об одной из самых страшных экзекуций, когда-либо порожденных человеческой жестокостью.

    Четвертование применяли издревле: оно упоминалось еще в индийских законах Ману. Разные тексты дохристианской эпохи свидетельствуют о его существовании в Китае, Персии, Египте, а потом и в Риме.

    Четвертование обычно ассоциируется с «работой» лошадей. Однако первоначально в Индии использовали быков, а во многих других странах, в частности в Греции, четвертование называли диасфендонезом и осуществляли, привязывая осужденного к верхушкам двух наклоненных деревьев.

    i_142.jpg

    Разрывание с помощью деревьев на римский и древнегреческий манер. Гравюра. 1591 г. Частн. кол.


    Когда перерезали веревки, фиксирующие деревья, стволы резко распрямлялись, возвращаясь в обычное положение, и конечности казнимого отрывались.

    i_140.jpg

    Четвертование быками. Частн. кол.


    Какое-то время этот способ применяли и римляне, но потом именно они придумали использовать для этой цели лошадей. Сначала четвертование осуществлялось с помощью двух колесниц, позже — с помощью четырех лошадей, по одной на каждую конечность.

    Тит Ливий описывает, как Меттия Фуфетия, диктатора Альбы, поднявшего в 660 году до нашей эры в городе Фидены бунт против Рима, привязали к двум колесницам, запряженным четверками лошадей, которых погнали в противоположные стороны.

    Христиан тоже подвергали четвертованию. К примеру, именно так в 235 году казнили святого Ипполита, епископа из Остии. Он был одним из крупнейших богословов своего времени. По легенде, когда Ипполита привели к префекту Рима, узнав его имя, тот воскликнул: «Так пусть с ним поступят, как с сыном Тесея, и разорвут лошадьми».

    i_141.jpg

    Мучение святого Ипполита, раздираемого четырьмя лошадьми. Гравюра с картины Тьерри Бута. D.R.

    По свидетельству Геродота, четвертование было в ходу у фракийцев. Такой способ казни применяли практически все народы, вторгавшиеся в Галлию. Иорданес, готский историк VI века, рассказывает, как король Амаларих повелел разорвать дикими лошадьми жену дезертира.


    Веком позже, в 613 году, восьмидесятилетняя Брунгильда, королева Австразии, была четвертована по приказу Хлотаря II, которому проиграла войну. Некоторые историки придерживаются иной версии ее казни, согласно которой королеву привязали к хвосту необъезженной лошади.

    В средневековой Европе четвертовали клятвопреступников знатного происхождения, предателей, дезертиров, главарей банд, промышлявших грабежом. Утвержденный Карлом V кодекс «Каролина» предусматривал четвертование за предательство и дезертирство.


    В Англии этот способ казни входил в знаменитый «Кровавый кодекс», действовавший до XIX века.

    Четвертование применялось и в царской России. Руководители восстания декабристов были приговорены к нему при Николае I, но император посчитал казнь варварской и заменил ее повешением.

    Во Франции к четвертованию как к самой страшной каре приговаривали отцеубийц и покушавшихся на жизнь короля.


    Людовик XI, по свидетельству историка Анкетиля, приказал четвертовать человека, который собирался его отравить по наущению Карла Смелого.


    К преступлениям «против монарха» относилось и посягательство на жизнь принцев крови. Именно по такому обвинению в 1548 году четвертовали Лаверня, стоявшего во главе заговора в Бордо; в 1582 году Сальседа — за организацию заговора с целью убийства герцога Анжуйского, брата Генриха II; в 1588-м Брийо, интенданта Генриха I Бурбона-Конде, обвиненного в отравлении хозяина по наущению жены Шарлоты де Тремуай; и Жана Полтро, сеньора де Мере, ярого кальвиниста, предполагаемого шпиона адмирала Колиньи, смертельно ранившего герцога де Гиза. Его четвертовали в 1563 году, через месяц после убийства.


    Мишле в «Истории Франции» пишет: «Парижский парламент проявил омерзительное своей жестокостью усердие и низкопоклонство, применив пытку, способную доставить смертному телу все мыслимые и немыслимые муки, не убивая его».

    И по поводу самой казни: «Когда осужденного привязали к столбу, палач клещами вырвал куски плоти с его бедер, потом с рук. Четыре конечности или четыре кости должны были тянуть четыре лошади… Четыре человека сели на них и пришпорили, и веревки, к которым были привязаны конечности, жутко натянулись. Но мышцы держались. Палачу пришлось принести тесак и мощными ударами отделить мясо сверху и снизу. Тогда лошади смогли сделать свое дело. Мышцы натягивались, трещали, разрывались. На земле осталось лежать подрагивающее туловище». Историк добавляет: «Ничто не может длиться вечно, и палачу пришлось отрубить ему голову».


    Особый случай — Жерар Бальтазар, убийца Вильгельма Оранского, прозванного Молчаливым. За совершенное преступление его вознаградили. Правда, посмертно.

    Филипп II назначил цену за голову руководителя восстания в Нидерландах. Жерар Бальтазар шесть лет готовился к преступлению, которое считал благом для веры и Испании. В 1584 году он обосновался в Дельфте. Выдав себя за скрывающегося от врагов протестанта, втерся в доверие к Вильгельму и несколько месяцев спустя застрелил его. После пыток, длившихся девятнадцать дней, и четвертования король Испании пожаловал его семье дворянство и навсегда освободил от подати.


    Монаху Жаку Клеману, вонзившему нож в живот Генриху III, можно сказать, повезло: его убили на месте преступления. Однако уже мертвого его признали виновным в цареубийстве и приговорили к четвертованию, как живого.

    Четвертование неразрывно связано с именем «славного короля Генриха» и казнью Равальяка. Кстати говоря, за шестнадцать лет на Генриха IV было совершено восемнадцать покушений — ни при одном другом монархе не четвертовали так часто. Напомним лишь о самых знаменитых казненных по обвинению в покушении на королевскую жизнь.

    i_143.jpg

    Четвертование Равальяка. Через час пришлось заменить выбившихся из сил лошадей. Гравюра. Частн. кол.


    Баррьер, по прозвищу Барр, бывший солдат герцога де Гиза, работал лодочником на Луаре. Этот религиозный фанатик счел короля заклятым врагом католиков. Его руку остановил дворянин по имени Бранколеон. Барра четвертовали в Мелене в 1593 году.

    Через год некий Жан Шатель, девятнадцатилетний сын парижского суконщика, бывший воспитанник иезуитов, тоже пытался заколоть монарха. Он нанес удар, когда король наклонился, чтобы поднять придворного, опустившегося перед ним на колени. Шатель метил в живот, но попал в лицо, сломав королю несколько зубов и разбив губы. Шателя четвертовали, а иезуиты, обвиненные в подстрекательстве, на некоторое время были изгнаны из королевства.


    В 1600 году, после покушения Николь Миньон перед парламентом встал вопрос о процедуре казни. Можно ли четвертовать женщину, не выходя за рамки приличий? После долгих размышлений решили, что нет, и Николь повесили.

    Последовало еще несколько неудачных покушений на Генриха, и наконец 14 мая 1610 года на улице Ферронри король получил два смертельных удара кинжалом. Убийцу звали Равальяк.


    Преступника схватили полицейские. Равальяка, утверждавшего, что к убийству его подтолкнула исключительно любовь к Богу и вера, подвергли самым страшным пыткам, добиваясь разоблачения заказчиков. Все было напрасно. Его хотели казнить с особой жестокостью. Мария Медичи желала, чтобы с него живьем содрали кожу, но наказание сочли слишком легким, и Равальяка приговорили к четвертованию.


    После дознания и допросов с пристрастием его истязали до самой казни. Впоследствии так же поступят с Дамьеном после его покушения на Людовика XV. Равальяка жгли серой, расплавленным свинцом, кипящим маслом, горящей смолой, рвали калеными щипцами «все тело» и, наконец, четвертовали на Гревской площади.

    Казнь длилась долго, поскольку Равальяк был высокого роста и крепкого телосложения. Через час лошади выбились из сил, но конечности все не отрывались. Понадобилось немало времени, чтобы от него осталось лишь бьющееся в конвульсиях туловище.

    В протоколе указано, что, когда Равальяка наконец разорвали, «народ ринулся со шпагами, ножами и другим подручным инструментом, чтобы резать и рвать его тело, куски растаскивали и жгли потом по всему городу…

    Швейцарские стражники воспользовались своим положением и утащили несколько кусков, которые спалили во дворе Лувра».

    Некоторые авторы пишут, что дети делали из них гирлянды, а крестьяне уносили внутренности в свои деревни. «Женщины вгрызались зубами в куски плоти, а одна, говорят, даже впилась в сердце».

    Как пишет Калландро, «Равальяка не сожгли, его разорвали».

    После казни Равальяка следующего четвертования народ ждал почти полтора века. На этот раз смерти предали Робера Франсуа Дамьена, некогда служившего у парижских иезуитов, а потом у некой Верней-Сентрез, провинциальной мещанки.

    5 января 1757 года в Версальском дворце этот помешанный ударил короля Людовика XV складным ножом в правый бок в тот момент, когда монарх садился в карету, чтобы ехать в Трианон. Было холодно, и король укутался в две меховые шубы, которые смягчили удар.

    У суверена пошла кровь, но рана оказалось легкой. Королевский врач Мартиньер осмотрел рану и счел, что она неопасна.

    Дамьена арестовали на месте. В самом Версальском дворце его пытали калеными щипцами стражники, которым помогал хранитель печатей Машо Руйе.

    Прошел слух, что лезвие было отравлено, и король исповедался, попросил соборовать его и отслужить мессу в личных покоях. Однако все обошлось.

    По некоторым свидетельствам, король потребовал «громкого отмщения». По другим — монарх якобы хотел, «чтобы ему вообще не причиняли боли», и во всем виноваты чересчур усердные судьи и придворные. Короля можно было упрекнуть — что и сделал народ — разве что в том, что после осуждения он не помиловал преступника и «за неопасный удар обрек его на столь ужасную смерть».


    Дамьена перевезли из Версаля в парижскую Консьержери и заключили в камеру. К тюрьме приставили сотню солдат — власти и король верили в серьезный заговор.

    Дамьен пытался покончить жизнь самоубийством, перекрутив себе гениталии, и его привязали к постели крепкими кожаными ремнями, закрепленными на вбитых в пол кольцах. «Его освобождали только для отправления естественных надобностей». Он провел в таком состоянии два месяца.


    Его подвергли обычной и десятичасовой, чрезвычайной, пытке, чтобы он выдал сообщников. Таковых у него не было, и он лишь твердил: «Я не собирался убивать короля, если бы я хотел, то сделал бы это. Мой удар направлял Господь, он хотел, чтобы все стало как прежде и мир воцарился на земле». Его желудок был растянут водой, руки изодраны, лодыжки разбиты сапогами, грудь и конечности обожжены раскаленным железом, но он оставался непреклонен.

    К концу чрезвычайной пытки Дамьен не мог больше ни двигаться, ни стоять. Его сунули в кожаный мешок, оставив снаружи только голову, на шею надели веревку и в таком виде принесли на оглашение приговора судей парламента. Вердикт был тот же, что и вынесенный сто пятьдесят лет назад Равальяку: «Привести на Гревскую площадь и поднять на возведенный там эшафот. Вырвать соски, содрать плоть с рук, бедер и икр, правую руку, в которой он держал нож, покушаясь на жизнь короля, жечь серой, а на места вырванной плоти лить смесь из расплавленного свинца, горячего масла, вара, горящей смолы, воска и серы. После чего тело его растянуть и разорвать четырьмя лошадьми, сжечь на костре, а прах развеять по ветру».
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Техника четвертования

    Все искусство и сложность четвертования состояло в том, что лошади должны были тянуть с одинаковой силой. Для этого каждое животное за удила держал помощник палача. Четыре помощника внимательно следили за тем, чтобы лошади работали синхронно, без рывков и нагрузка на каждую из отрываемых конечностей была бы равномерной.

    Для палача главная проблема заключалась в том, что из-за неслаженных действий помощников одна из конечностей казнимого могла оторваться раньше других, если какая-то из лошадей рванет слишком рано или невпопад. Палач лично покупал животных для казни, выбирая их в зависимости от физических данных осужденного.

    Безусловно, казнь восьмидесятилетней Брунгильды не представляла трудностей в отличие от разрывания того же Равальяка или Дамьена: с первым лошади выбились из сил через час, со вторым — через полтора. Обычно ноги приговоренного привязывали к более сильным лошадям, чтобы отрывание конечностей происходило одновременно.


    Казнь состоялась в четыре часа пополудни на Гревской площади. С утра собралась огромная толпа, настоящее море людей. Кто-то залез на крышу. Дворяне платили за окна на вторых и третьих этажах по сорок луидоров.

    Посреди площади под охраной солдат стояли два широких низких эшафота.

    Первый предназначался для сжигания греховной руки и отрывания плоти. Второй — для четвертования. Казнь приводили в исполнение двое: Жильбер Сансон, палач Реймса и почетный палач Парижа, и его племянник, Шарль-Анри Сансон, назначенный на должность палача Парижа. Последнему, ставшему впоследствии самым знаменитым в этой известной династии мастером заплечных дел, в то время было всего девятнадцать лет. Позже именно он казнит Людовика XVI. Оба палача облачились в традиционную форму: короткие синие штаны, красная куртка, с вышитой черной виселицей и лестницей, на голове треуголка, на боку шпага. Им помогали пятнадцать подручных, все в кожаных сыромятных фартуках.

    На Гревскую площадь прибыла процессия во главе с четырьмя тяжеловозами, купленными накануне Шарлем-Анри Сансоном за четыреста тридцать два ливра. Дамьена вытащили из мешка и подняли на первую платформу, пока кюре де Сен-Поль читал молитву. Приговоренного распластали, стянув грудь и бедра двумя железными обручами, которые закрепили под эшафотом. Жильбер Сансон вложил в руку Дамьена нож, с которым тот покушался на короля, и привязал его шнурком. Потом палач поднес жаровню к огню, и воздух наполнился едкими парами серы. Осужденный испустил ужасный крик и заметался. Пятью минутами позже кисти не стало. Он поднял голову, взглянул на обрубок руки и заскрипел зубами. Кровь не шла, запекшись от серного ожога. Помощники палача сняли Дамьена, положили на землю и раздели, оставив на нем только короткие штаны. Один из них, Легри, взял длинные, раскаленные на углях щипцы и принялся за грудь, руки и бедра жертвы. Раз за разом щипцы вырывали из тела куски, оставляя ужасные раны, которые другие помощники заливали расплавленным свинцом, кипящей смолой и серой. По всей Гревской площади разносился омерзительный запах горелой плоти.

    «Опьянев от боли, — пишет историк Робер Кристоф, — Дамьен словно бы подбадривал своих истязателей. После очередного нанесенного ему увечья он кричал: «Еще! Еще!», брызгал слюной, плакал, казалось, его глаза вот-вот вылезут из орбит. В конце концов он потерял сознание». Дамьен очнулся, когда его перетащили на второй эшафот, меньшего размера, не более метра в высоту. Он обессилел от страданий и находился в состоянии шока. Его положили на пару балок, соединенных посередине на манер андреевского креста, разведя ноги и руки в стороны. Торс сжали двумя досками, закрепив на кресте, чтобы ни одна из лошадей, к которым привязали конечности, не смогла утащить сразу все тело. Каждое животное подгонял помощник с кнутом. По сигналу Шарля-Анри Сансона ужасная квадрига рванула в четыре стороны. Привязь держала крепко, конечности неимоверно растянулись, осужденный страшно закричал. Через полчаса Шарль-Анри Сансон приказал развернуть двух лошадей, к которым были привязаны ноги, чтобы вывернуть осужденному суставы, подвергнув его «разрыванию Скарамуша», то есть поднять ноги жертвы вверх, чтобы четыре лошади тянули конечности в одном направлении. Наконец бедренные кости вылетели из суставов, но конечности по-прежнему не отрывались.

    Через час, когда взмыленные лошади, которых хлестали кнутом, выбились из сил, Жильбер и Шарль-Анри Сансон стали выражать беспокойство. Одно из животных рухнуло на землю, и его с трудом заставили подняться. Подгоняемые криками и кнутом лошади еще долго растягивали Дамьена.



    Четвертование невозможно

    Кюре де Сен-Поль упал в обморок, многие зрители также лишились чувств. Но не все были столь впечатлительны.

    Робер де Вильнев в «Музее казней» пишет, что «в то время, как Дамьен кричал, женщины отдавались присутствовавшим на казни богачам».

    Казанова в «Мемуарах» подробно описывает, как граф Тиррета де Тревиз четырежды взял сзади даму, которая, склонившись у окна, смотрела на казнь. В конце концов Шарль-Анри Сансон попросил хирурга Бойера пойти в ратушу и сказать судьям, что «четвертование невозможно осуществить, если не удалить крупные сухожилия». Бойер возвратился с разрешением, но у палачей не нашлось достаточно острого ножа, чтобы разделать тело, и тогда слуга Легри разрубил суставы топором. Его забрызгало кровью.

    Щелкнули кнуты, и лошади рванули вперед, унося за собой руки и ногу, которые подпрыгивали по мостовой. Туловище Дамьена лежало неподвижно, кровь заливала булыжник мостовой.

    Одноногий Дамьен все еще дышал. Его черные волосы поседели за несколько минут и стояли дыбом, тело билось в конвульсиях, а губы, по словам свидетелей, еще шевелились, словно он пытался что-то сказать. Дамьен еще дышал, когда его бросили в костер, в который, как писал Вольтер, «положили семь вязанок дров». «В тот самый день, — пишет Робер Кристоф, — в сердцах людей зародилась Французская революция».

    Все это произошло в расцвет эпохи Просвещения. Жильбер Сансон оставил свое занятие палача после этой ужасной бойни, от которой он так никогда и не оправился. Шарля-Анри за непроявленное мастерство наказали несколькими часами карцера.

    По приговору дом Дамьена надлежало разрушить и никогда не восстанавливать. Его жене, дочери и отцу было приказано покинуть королевство и никогда не возвращаться под страхом немедленной смерти. Братьям и сестрам пришлось поменять фамилию.

    Желая угодить королю, власти Амьена даже предложили изменить название города, ибо «оно похоже на имя гнусного цареубийцы».

    Простолюдины возмущались казнью, и французским аристократам вскоре предстояло заплатить настоящую цену за балконы, с которых они наблюдали за смертью бедняков.

    После революции четвертование, как и некоторые другие виды казней, канули в Лету. Отныне осужденные будут запоминаться не варварством их казней, а простой черной накидкой, которой станут покрывать головы поднимающихся на гильотину.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Удушение


    i_144.jpg

    Удушение осужденного на деревенской площади в Китае. Фото «Сигма». «Иллюстрасьон».


    При удушении, также называемом удавлением, смерть, как и при повешении, наступает в результате асфиксии. На шею осужденному накидывают петлю, вызывая механическую закупорку дыхательных путей передавливанием сонных артерий.

    Но удушение и повешение различаются тремя моментами. При удушении асфиксия вызывается не давлением собственного веса осужденного, а внешней силой, воздействующей на его шею. Для удушения приговоренного нужно обездвижить — его держат или связывают, и, наконец, важная деталь: в отличие от повешения удушение не вызывает эрекции.

    i_149.jpg

    Казнь удушением. Рисунок D.R.


    У задушенных лица отекают, покрываются пятнами. Язык вываливается изо рта, глаза вылезают из орбит, на шее остается след, соответствующий форме и толщине удавки. Также наблюдаются кровоизлияния в соединительных тканях подъязычных мышц и эмфизематозность легких, нередко ломаются гортань и перстневидный хрящ.

    Удушение использовали многие народы Азии и Востока. Такую казнь рекомендовал иудейский закон. Удушением не гнушались и в Древних Греции и Риме. В Спарте, например, удавливали большую часть осужденных, в то время как в Риме этот тип казни, считавшийся постыдным, предназначался для опасных преступников.

    Именно с помощью удушения избавились от Лентула Суры и его сообщников, вставших на сторону Катилины в его борьбе с Римом.


    Семнадцатью годами позже, в 46 году до нашей эры, в темнице удавили Верцингеторикса, героя борьбы за независимость Галлии. Удушили сына и дочь Луция Элия Сеяна, обвиненного в заговоре. Авторы того времени сообщают, что, поскольку обычай запрещал казнить девственницу, палачу пришлось сначала изнасиловать дочь Сеяна, прежде чем набросить на ее шею шнурок.

    Множество народу в Средние века удавили в Венгрии и на северных германских территориях.

    В Испании пик применения удушения пришелся на правление сарацин. Во времена инквизиции еретик, отрекшийся от своей ереси, избегал костра, подвергаясь удушению.

    Наказание должно быть жестоким
    Удушение всегда пользовалось популярностью у мусульманских народов, в частности у турок.

    Повелителям Высокой Порты служили немые евнухи, казнившие шелковым шнурком неугодных принцев и визирей. Амурат II приказал удавить трех братьев, чтобы избавиться от соперников.

    В 1595 году султан Магомет III двадцати одного года от роду пошел еще дальше: он приказал удавить девятнадцать своих братьев и бросить в море десять жен своего отца.

    В Гвинее и Конго женщин душили, принося в жертву духам Земли.

    На Сэндвичевых островах еще в XIX веке душили весьма своеобразным способом, о котором поведал путешественник Жак Араго в своем любопытном труде «Путешествие вокруг света».

    Вот что он пишет: «В землю втыкают два столба в человеческий рост. Жертву ставят спиной вплотную к одному из них и накидывают ему на шею скользящую петлю. Помощник палача, выбранный по принципу большой физической силы, оба конца веревки связывает у себя на груди. Затем, используя противоположный столб в качестве точки опоры, он делает два-три, иногда четыре рывка, после чего редко кто из осужденных остается в живых».


    В Китае, в правление маньчжурской династии Цинь, удушением казнили знать. В XVIII–XIX веках простолюдинов тоже стали предавать удушению, правда, в особой форме — при помощи «шейной колодки».

    i_147.jpg

    Удушение шейной колодкой. Китай. 1916 г. Частн. кол.



    Китайцам важна была жестокость наказания, по их мнению, страдание неотделимо от казни. Удушение колодкой могло длиться часами, иногда даже сутками.

    Осужденному связывали руки, голову помещали в круглую прорезь доски, точно соответствовавшую диаметру шеи. Потом доску поднимали и клали горизонтально на вершине эшафота. Осужденный оказывался подвешенным, затылком и челюстью опираясь на колодку, его ноги болтались в воздухе на высоте сорока-пятидесяти сантиметров от земли. В таком положении удушение превращалось в долгий и болезненный процесс.

    i_148.jpg

    Удушение шейной колодкой в Индокитае. Кол. Монестье.

    Кроме того, длительность удушения можно было регулировать при помощи груза из камней, привязываемого к ногам, весом от двадцати до ста килограммов в зависимости от того, как долго, по замыслу судей, должен был страдать осужденный.


    В Англии и во Франции удушение применялось редко, судьи предпочитали ему повешение. Исключением стал смертный приговор Анну Дюбуру, советнику парижского парламента, казненному удушением за богохульство. Во время ассамблеи обеих палат парламента, проходившей в 1559 году в присутствии короля Генриха II, магистрат участвовал в обсуждении плана «искоренения протестантизма».

    Стремясь защитить гонимых, Дюбур заявил, что применять к невинным казнь, к которой приговаривались уличенные в супружеских изменах, — гнусность. Король усмотрел в этом намек на свою связь с Дианой де Пуатье и приказал немедленно его арестовать.

    Дюбура удушили на Гревской площади, а труп сожгли. Это был один из редчайших случаев публичного удушения по приговору суда.


    Второй случай связан с кюре из Руана, которого удавили в 1556 году за осквернение просфоры.

    Между тем удушение нередко применялось к осужденным на казнь преступникам в случае признания их «несильно виновными» непосредственно перед сожжением или колесованием.

    Такое «помилование» санкционировалось судьями, но знал о нем только палач, публику же, как и самого осужденного, никогда не оповещали о смягчении наказания, чтобы казнь не лишалась своей важнейшей функции устрашения.



    Тайные умерщвления

    Доподлинно известно, что удушение упоминалось в королевских эдиктах и указах, однако всегда в качестве дополнения к другому виду казни. Так, Франциск I, желая применять «суровые назидательные казни», в 1523 году издал указ, по которому богохульнику, «прежде чем предать его смерти, должно разрезать горло горячим железом, извлечь и отрезать язык, а после удушить».



    Добровольные удушения

    В XIX веке члены одной русской религиозной секты утверждали, что можно попасть в рай, если умереть насильственной смертью. Они душили друг друга, чтобы как можно быстрее обрести эту благодать. Царская полиция, упорно охотившаяся за сектантами, прозвала их «душителями».

    В 1987 году заключенные бразильской тюрьмы Сан-Бернардо, в пригороде Сан-Пауло, последовав примеру некоторых исправительных учреждений штата Минае Герес, применяли «удушение по лотерее», протестуя против условий содержания. Каждый день с помощью веревки, прозванной «терезой», душили одного из осужденных, того, на кого падал жребий. После «двадцати серий» такой лотереи гражданские власти обратили наконец внимание на бытовые условия в этой тюрьме, где вместо предусмотренных девяноста восьми заключенных содержалось четыреста.

    Заметим, однако, что удушением, в силу оккультного и тайного характера этого наказания, которое возможно осуществить быстро, бесшумно и без всякого специального оборудования, часто пользовались для внесудебных расправ.

    Одной из самых знаменитых жертв тайного удушения стал сын бургундского короля Сигизмунда: его задушили по приказу отца в 523 году.

    В следующем году Амаласунту, королеву Остроготов, задушил в лесу ее кузен Теодат. В Италии таким образом погибли папы Этьен VI, Иоанн X и Бенедикт VI.

    По одной из версий, в 1764 году в России Ивана VI задушили в крепости Шлиссельбург. В 1346 году Андрея Венгерского задушили по приказу его жены Иоанны Неаполитанской. Цезарь Борджиа приказал задушить мужа своей сестры Лукреции.

    Из французской истории вспомним удушение Аньес де Франс, сестры Филиппа Огюста, и Маргариты Бургундской, которую обвинили в супружеской измене и удушили, как гласит народная легенда, ее собственными волосами в тюрьме по приказу мужа, короля Людовика X Сварливого. По мнению некоторых историков, ее задушили, зажав между матрасами, так же, как в 1382 году поступили с Иоанной I, королевой Неаполя.

    i_145.jpg

    Удушение Маргариты Бургундской в камере. Литография. 1820 г. Частн. кол.


    Приведем еще один пример. Генерала Пишегрю посадили в тюрьму за участие в заговоре Кадудаля. Его нашли мертвым в камере, удушенным собственным галстуком. Вполне вероятно, что его убрали по приказу Наполеона.

    Из всех европейских стран только в Испании удушение было широко распространено, особенно во времена конкистадоров.

    Аборигенов-язычников сжигали сотнями, но многих крестили, после чего душили и казнили через гарроту. Великого короля Атауальпу, последнего правителя инков, тоже казнили после того, как он принял крещение. Испанцы, убежденные сторонники удушения, подошли к процессу творчески, придумав гарроту — этот способ будет рассмотрен отдельно.

    Удушение, применявшееся в Венгрии и Австрии в начале XX века, а также в Италии при фашистах, это нечто среднее между классическим повешением и испанской гарротой.

    i_150.jpg

    Удушение итальянского фашиста. 1945 г. Фотографическая открытка. Частн. кол.



    Фактически речь идет о повешении без виселицы, когда осужденного привязывали за шею к столбу.


    Криминалист, которого цитирует Курт Росса, описал одну из казней, проведенных императорским палачом Австрии Йозефом Лангом.

    Осужденному завязывают глаза, связывают руки перед собой, ставят на табурет и за шею веревкой привязывают к столбу. «По сигналу палача помощники убирают табурет и цепляются за ноги осужденного. Они тянут так сильно, что шея жертвы непомерно вытягивается. Лицо несчастного, которое только что было белее мела, внезапно багровеет от разрыва кровеносных сосудов, потом приобретает желтоватый трупный цвет. Голова падает набок, распухший язык вываливается изо рта. Палач, прижимавший голову осужденного к столбу, спускается со своей скамеечки. Врач констатирует смерть».


    i_151.jpg

    Австрийские патриоты, задушенные немецкими солдатами в 1914 году. Ступни в двадцати сантиметрах от земли, удушение по-австрийски — нечто среднее между повешением и испанской гарротой. Кол. Монестье.