ГИМН Лишь знаток, который испробует¹ Шабда² И будет слушать учение с полным вниманием И внутри кого это учение будет обитать, только он поймёт это. Тот, внутри кого Солнце Знания проявится и рассеет тьму привязанности — только он поймёт это. Я рассказываю тебе Анураг Сагар (Океан Любви) — лишь редкие святые поймут. Без любви никто не сможет достичь этого. ДВУСТИШИЕ Любой сведущий святой, размышляющий над моими словами и имеющий любовь в сердце своём, достигнет Нирваны. * 1. Испробует Шабд — то есть принять учение настолько серьезно, что такой человек осуществляет его на практике и испытывает на личном опыте. 2. Шабд — звуковой поток; также назваемый Наам или Слово. Проектирующая Творческая Сила Позитивной Силы или Сат Пуруша, в конечном счете ответственная за всё, что создано и существующая в каждом индивидиуме в форме Света и Звука, которые могут быть видимы и слышимы и которые являются средствами, чтобы вернуть индивидуума к его/ее сути, Сат Пурушу
ПРИЗНАКИ ЛЮБЯЩЕГО Дхарам Дас сказал: О Сатгуру, сложив свои ладони, я умоляю тебя, пожалуйста, устрани это моё сомнение: Как я узнаю того, внутри которого проявлена любовь? Как выглядит любящий? Без любви джива¹ не может быть освобождена – О мой Бог, расскажи мне об этой любви и приведи примеры, чтобы объяснить это мне. Примеры качеств любящего Сатгуру сказал: О Дхарам Дас, я поясню тебе качества любящего; слушай внимательно, так, чтобы ты смог узнать его. Пример оленя Опьянённый музыкой, олень бежит и подбегает к охотнику. Он не испытывает страха, даже когда жертвует своей головой. Слыша музыку, он приносит в жертву свою жизнь — любящий должен поступать также. Пример мотылька Любящий должен быть как мотылек, летящий на свет. Пример Сати² О Дхарам Дас, послушай иные примеры и прояви Шабд Сатгуру. Как женщина, которая восходит на погребальный костёр вместе со своим покойным мужем, и с горя горя, не шевельнётся; Та, которая оставляет свой дом, богатство и друзей, и в боли разлуки, идёт одна; Она не останавливается, даже тогда, когда люди приносят её сына и стараются поймать её привязанностью – Когда люди говорят: «Твой сын слаб и умрёт, и без тебя твой дом опустеет» — Когда люди говорят: «У тебя много богатства, возвращайся домой» – Она испытывает боль разлуки со своим мужем и ничто не привлекает её. Люди стараются всячески уговорить её, но решительная женщина не слушает их. Она говорит: «Моё состояние таково, что мне нет дела до богатства и имущества. В этом мире каждый живёт лишь несколько дней, и в конце никто не станет нашим спутником – Поэтому, дорогие друзья, понимая это, я держу руку своего мужа» ДВУСТИШИЕ Таким образом, с решимостью, она взбирается на погребальный костёр и, положив мужа на свои колени, Становится Сати, повторяющей имя Бога. * 1. Джива — душа, связанная и забывшаяся. Освобождённую, полностью осознавшую себя душу называют атман, но эти два термина часто используются как синонимы. 2. Сати — это любопытный парадокс, что Кабир, использующий понятие «сати» для изображения абсолютной верности и любви здесь и в другой своей поэзии, решительно выступал против осуществления её на практике; но есть разница между идеалом и реальностью. Эти строки явно изображают жену, настолько отождествляющую себя с мужем, что она не способна жить на плане, на котором его нет, и следующую за ним в смерти, добровольно, радостно и не обращая внимания на обычные мудрствования друзей или родственников — то же, что истинный преданный чувствует к Богу. Но в уродливой реальности этот обычай, каким он стал по индуистским законам, представляет из себя нечто иное: запуганная вдова, под давлением общественного мнения, принуждающего сжечь себя, идёт на это, потому что, без преувеличения, она не имеет будущего — когда её муж умирает, она утрачивает свою индивидуальность и правоспособность. Далёкие от того, чтобы призывать её остаться жить, её соседи и друзья толкают её на смерть; и если она каким-то образом избегает этой участи, то становится неприкасаемой. Все Мастера, включая Кабира, возражали против этого порочного обычая; но они продолжают использовать этот идеал в качестве поэтического образа любви и истинной преданности Богу
Качества истинного любящего О Дхарам Дас, осознавая реальность, я говорю тебе о любви. Те, кто медитируют на Наам так, что забывают о своей семье, Кто не испытывает привязанности к сыну и жене, и воспринимает эту жизнь как сон — они истинные любящие. Брат, в этом мире жизнь очень коротка, и мир не поможет в конце. В этом мире женщина любима больше всего; даже родителей так не любят. Но женщина, которой кто-либо посвятит свою жизнь, не поможет ему в момент смерти. Она плачет о себе самой и идёт в дом своих родителей¹. Сын, родня и богатство — всё сны, поэтому мой тебе совет — достигни Сат Наама (Sat Naam)². Ничто не последует вместе с нами в конце — даже наше тело, которое мы так любим. * ¹Дом своих родителей — заметьте разницу между отношением женщины, описанным здесь, и отношением сати , изображенным выше. Это куда более реалистичное описание, очевидно, общества, в котором обряд сати не был принудительным. ²Сат Наам (Sat Naam) — Проявление (Выражение) Бытия (Сущего); Истинное Имя, данное Изначальному Звуковому Потоку, пришедшему в состояние Бытия на уровне Сач Кханд (Sach Khand ) в качестве Сат Пуруша (Sat Purush ) или как Позитивной Силы. Иногда используется в книге как синоним Наама или Шабда, Звукового Потока в целом.
Кто может освободить нас от Каля¹? Брат, я не вижу никого, кто может освободить нас в последний час. За исключением Одного — Кого я опишу — возлюбив Которого, твоя цель будет достигнута. Сатгуру — тот единственный, кто может освободить; поверь, такова истина. * ¹Каль — буквально, «Время» или «Тьма»; имя Негативной Силы, или того аспекта Единого Бога, который направлен вниз и отвечает за создание и поддержание причинного, астрального и физического планов. Очень большая часть Анураг Сагар связана с Калем, который, как описывается ниже, является одним из шестнадцати сыновей Сат Пуруша или Позитивной Силы, впавшим в немилость и потерявшим благосклонность, из-за требования независимости трёх миров. Он — «отец» Брахмы, Вишну и Шивы, и время от времени посылает свои инкарнации в мир ради поддержания справедливости и возмещения обид, а также чтобы вводить в заблуждение ищущие души и не допускать, чтобы они покинули пределы трёх миров. Каль не обязательно является злом — внимательное прочтение Анураг Сагар покажет, что в отношении нижнего творения, его работа необходима — в равной степени он не является и благим: он, безусловно, не Бог, и всё же требует себе поклонения как если бы он был Им. Поскольку он прилагает все усилия, чтобы удержать души от освобождения из нижнего творения, он является древним врагом Святых или инкарнаций Сат Пуруша, Чья работа как раз и заключается в том, чтобы помочь душам покинуть нижнее творение. В Иудейско-Христианской традиции, он в некотором смысле является аналогом Сатаны, в других — «священнической» концепции «Яхве» (Yahweh ) в Ветхом Завете (тем не менее, не в смысле пророческого использования этого имени, которое относится к Богу милости и любви). Гностики называли его Демиургом и понимали его суть очень хорошо. Пожалуй, ближайшим его аналогом в Западной литературе является «Уризэн» (Urizen ) Уильяма Блэйка, который как Каль, действует подобно великому законодателю (сравните с другим именем Каля — «Дхарам Радж»), используя свои законы как ловушку для человечества и требующий почитания его как Бога. Хотя в Анураг Сагар Каль часто называется «несправедливым», что является таковым с точки зрения Сат Пуруша и Кабира: в рамках миров, созданных им, он абсолютно честен и справедлив, требуя «око за око и зуб за зуб» и приводящий это в исполнение. Поскольку из-за рамок Верховенства Закона и условий нижних миров, мы не можем избежать греха, мы и вправду получаем в точности то, чего заслуживаем по Закону Кармы; но поскольку высшей Реальностью человеческого существа является то, что мы — дети Сат Пуруша, «капли Его сущности», Каль, с этой точки зрения, мешает нам реализовать свою истинную суть и поэтому чудовищно несправедлив. Наш разум связан с Калем так же, как наша душа связана с Сат Пурушем
Что делает Сатгуру? Побеждая Каля, он забирает душу на Не Подверженный Изменениям План (Motionless Plane )¹, где находится Сат Пуруш². Достигнув этого места, обретают бесконечное счастье и освобождаются от возвращения в этот мир. * ¹Не Подверженный Изменениям План — Авичал (Avichal ), всё духовное творение выше Сат Лока. ²Сат Пуруш — Истинное Существо: первое, полное выражение Абсолютного Бога. Называемый также Верховным Отцом или Позитивной Силой, Он — Повелитель Сач Кханда — и является наивысшей формой Бога, которая может считаться персонализированной. Также называется Сат Наамом. Кто может достичь Не Подверженного Изменениям План? Тот, кто будет взбираться по Пути Истины, веря моим словам, Как воин, что в битве идёт впереди, не беспокоясь о том, что позади — Так стань подобен воину и Сати, и прими Знание о Пути от Святого. Обрети прибежище в Сатгуру и, развивая Мритак (Mritak ), избавь себя от боли, причиняемой Калем. Редки те, кто заслуживают этого. ДВУСТИШИЕ Рассудив, Кабир говорит: «Только храбрец, который поступает так, может достичь Возлюбленного».
КТО ЕСТЬ МРИТАК¹? Дхарам Дас сказал: О мой Бог, расскажи о качествах мритака, чтобы пламя, полыхающее в разуме моём, могло погаснуть. О облако нектара, объясни мне — как может эта жизнь умереть? Примеры Мритака Кабир сказал: Дхарам Дас, это сложная вещь. И лишь немногие могут научиться этому от совершенного Мастера. Пример бринги² (bhringi ): Те, кто служат Святым как Мритак, в конце концов — осознав Шабд — становятся на Путь к Богу. Подобно насекомому, которое, входя в контакт с бринги, совершенствует своё тело. Бринги атакует насекомое своим звуком, и тот, кто улавливает этот звук, Уносится бринги в его дом, где оно превращает его в свою собственную форму. Насекомое, которое улавливает звук бринги, само становится бринги. Редки насекомые, что схватывают звук бринги с первой попытки. Некоторые улавливают его со второй, некоторые с третьей и, жертвуя своим телом и разумом, они принимают форму бринги. Насекомые, не привлёкшиеся звуком бринги, остаются обычными насекомыми навсегда. О Дхарам Дас, ученик должен получить знание от Мастера подобно тому, как насекомое получает звук от бринги. Как можно обрести качества бринги? Того, кто обладает решимостью принять наставления, я преобразую в Мою собственную форму: Джива, которая не находится в двойственности, осознаёт Меня. Тот, кто верит словам Мастеров, лишь он станет бринги. Когда ворона сливается с Шабдом и оставляет все свои желания, она становится хансой³ [hansa ]. Что означает «ханса»? ДВУСТИШИЕ Тот, кто покинул путь ворона и пребывает в истинном Шабде внутри, вкушая жемчужины – Кто отдаёт свою жизнь Сат Пурушу, следуя Путём, указанным Мастерами — тот и есть ханса. Другие примеры Мритака Услышьте, О Святые, о природе Мритака; редки те, кто идут по данному Богом Пути. Узнай и другие признаки Мритака: Мритак служит Сатгуру. Мритак проявляет любовь внутри себя, и, получая эту любовь, джива обретает освобождение. Пример земли Земля никому не причиняет боль — будь таким. Некоторые кладут сандал на неё, другие бросают на неё грязь — всё же она не питает ни к кому ненависти. Мритак также ни к кому не испытывает ненависти — он очень счастлив даже когда отвергнут. Пример сахарного тростника Послушай о других признаках Мритака и ступай по Пути, указанному Мастерами, только проверив и поняв это: Когда фермер делает сахар-сырец, он режет сахарный тростник на куски; Затем эти куски давятся в прессе, и полученный сок нагревается в котле. После кипячения сока, получается сахар-сырец, прокипятив который получают нерафинированный сахар. При топлении нерафинированного сахара, получается рафинированный сахар. Когда сахар сжигается, получаются леденцы. Кабир говорит: из жжёного сахара получаются любимые всеми сахарные леденцы. Подобным же образом, если ученик претерпевает все свои страдания, по милости Мастера он может легко пересечь Океан Жизни. Кто способен развить качества Мритака? * ¹Мритак — дословно — «умерший при жизни»; означает полное отделение от мира и осознание Бога, будто человек мёртв. ²Бринги — это любопытное явление, являющееся, видимо, реальной историей, а не мифологией, прокомментированное Сант Кирпал Сингхом Джи следующим образом: «Бринги (насекомое), почти убив кита (другое насекомое; keet), оживляет последнее, направляя на него всю силу своего внимания. Кит, очнувшись, уже не является китом, но становится существом-бринги, будучи насыщенным жизненным импульсом последнего. Таким же образом Кабир говорит, что тот, кто держит Симран и с решимостью его внедряет в жизнь, будет иметь новое рождение и новую жизнь, существенно отличающуюся от старой чувственной жизни, которой он жил до сих пор». («Путь Святых », С. 121–122). ³Ханса — мифологический лебедь, живущий на жемчужинах (образцовой жизнью), и используется Мастерами как символ освобождённой человеческой души (как, например, в термине «парамханса» (paramhansa ), дословно означающем «великий лебедь»).
ГИМН Дхарам Дас, развить качества Мритака сложно; лишь отважная душа может сделать это. Трус не выносит и речи об этом. Он убегает прочь и чувствует как будто его тело и разум пылают. Только те последователи, которые находятся под присмотром Мастера, могут взобраться в лодку Знания Мастера. И это истина: тот, кто обретает это знание, определённо отправится в свой вечный дом. Только Мритак — это Садху ДВУСТИШИЕ Только тот, кто стал Мритаком, является Садху, и только он осознаёт Сатгуру. Он устраняет все иллюзии, и даже боги зависят от него. Кто есть Садху¹? О Дхарам Дас, путь Садху очень труден. Тот, кто живет как Мритак — является совершенным Садху. Тот, кто контролирует пять органов чувств и пьёт нектар Наама день и ночь — это Садху. Контроль органов зрения Прежде всего, контролируй глаза и медитируй на Наам, полученный от Мастера. Созерцать Великолепную Форму Бога — единственная форма поклонения для этих глаз; он не должен желать ничего другого. Чьё понимание таково, что он осознаёт «красоту» и «уродство» не имеющими различий, и не смотрит на тело, вечно наслаждается счастьем. Контроль органов слуха Его уши любят слушать хорошие слова и не должны любить плохие; Но тот, кто выносит оба вида слов — хорошие и плохие² — любит, чтобы Знание Мастера оставалось в его сердце. Контроль органов обоняния Нос находится под контролем приятных запахов, но мудрые святые держат его под своим контролем. Контроль органа вкуса Язык хочет наслаждаться вкусами: кислым, сладким, бесподобными вкусами. Но Мритак не знает разницы между вкусным и безвкусным. Он не приходит в восторг, даже если ему принесут Пять Нектаров. Он не отвергает пищу без соли, и с любовью принимает всё, что бы ему ни подали. Контроль мужского полового органа³ Этот орган нечистый и очень греховный. Похоть побеждена лишь очень немногими. Похотливая женщина⁴ — оружие Каля. Покинь её компанию и стань Знающим под руководством Гуру. Контроль вожделения Всякий раз, когда приходит волна похоти, следует разбудить себя. Должно направить своё внимание на Шабд и, сохраняя спокойствие, пить Нектар Наама⁵. Когда душа сливается с Бесформенным — с похотью покончено. Бог похоти — грабитель. * ¹Садху — тот, кто достиг Дасван Двар (Daswan Dwar) или третьего плана; очень возвышенная душа. Часто под термином «садху» понимают странствующего монаха, как правило, носящего шафрановое или желтое одеяние: но это не то понимание, в котором это слово используется в Анураг Сагар и иных писаниях Мастеров. ²«Хорошие» и «плохие» — парадокс здесь в том, что «хорошее» и «плохое», как мы это обычно понимаем — понятия дуалистичные (двойственные) и имеют смысл только в мирах Каля; но в Сант Мат «хорошее» означает «то, что ведёт нас к Богу», а «плохое» — «то, что удерживает нас вдали от Бога». В этом двустишии «плохое» и «хорошее» употребляется во втором, эзотерическом смысле: задний план по отношению к их внешнему, дуальному значению. ³Мужской половой орган — формулировка Кабира здесь имеет прямой смысл и не принимает во внимание восприятие двадцатого века. Сравните с Евангелием от Матфея, 19. Но что означает слово «греховный», когда Мастера используют его? Согласно Кирпалу Сингху «Мастера дают очень простое определение греха — как «забыть свой источник» [Божественность]». [Колесо Жизни , С. 37]. Поняв это, смысл примера становится очевиден: ничто не заставляет мужчину так быстро и глубоко забыть своё высшее «Я» как возбуждение полового органа. ⁴Похотливая женщина — в зависимости от контекста, подразумевается женщина, которая действует как объект сексуального наслаждения или выглядит как сексуальный объект для мужчины, находящегося под контролем своего полового органа. ⁵Наам — Имя; используется здесь как синоним Шабда или Звукового потока, изначальной творческой Силы Бога, являющейся также сущностью каждого индивидуума. В данном смысле это точный эквивалент греческому термину «Логос» (на английском «Слово» («Word»)), используемому в Новом Завете, особенно в первой главе Евангелия от Иоанна, где концепция описана очень детально. «Наам» также может означать «имя» в обычном смысле, также как «Слово» может означать «слово». Святые используют термины Дхунатмак (Dhunatmak ) и Варнатмак (Varnatmak ), чтобы различать между ними: первый термин относится к Звуковому Потоку или творческой силе, в то время как последний термин может употребляться в обычной (повседневной) речи. Во вступлении «Дао дэ Цзин» делается такое же различие.
ГИМН Похоть — могучая, опасная и приносящая страдания негативная сила, Заставляющая богов, муни, якшей, гандхарвов предаваться сексу. Все они были ограблены — и лишь немногие, оставшиеся непреклонными в соответствии с качествами своего знания, — были спасены. Те, у кого есть Свет Знания Сатгуру и кто пребывает в Нём, обладают тайной Пути. Способы спасения от похоти, грабителя ДВУСТИШИЕ Освети свое внутреннее «Я» Светочем Знания. Медитируй на Шабд Сатгуру и вор тьмы убежит прочь. Пример птицы анул¹ (anul ) По милости Мастера, душа, называемая «Садху» и ставшая птицей анул, отправляется обратно в свой вечный дом. Дхарам Дас, пойми эти слова: я повествую тебе о птице анул, Что живёт на небе и поддерживается воздухом день и ночь. Она совершает половой акт посредством взгляда и таким образом беременеет. Она откладывает яйца на небе, где нет поддержки: Яйцо вынашивается во время падения; в небе из яйца вылупляется и получает рождение новая птица; В пути она открывает глаза и в пути она получает крылья. Когда птица, наконец, достигает земли, она понимает, что это не её дом — Осознав это, она улетает назад, где живут её родители. Птица анул не спускается, чтобы привести ребёнка назад, он сам летит домой, следуя пути. Много птиц живёт в мире, но очень немногие из них — птицы анул. Подобные птицы — редкость, так же редки и дживы, сливающиеся с Наамом. Если джива может практиковать этот путь, она может вернуться в Сат Лок, восторжествовав над Калем. Когда Садху становится подобен птице анул? * ¹Птица анул (anul) — мифологическая птица. Все священные индийские писания полны упоминаний подобных существ, и в этом плане Анураг Сагар не является исключением. Эти примеры рассказаны, чтобы проиллюстрировать психологическую сторону человеческого существа и их следует понимать как притчи, но не как лекции по биологии. Сант Кирпал Сингх писал, что Мастера «часто используют такие концепции и учения из древней Индуистской традиции; но Он ссылается на них не как на духовную или научную истину, но, часто, как Божественный поэт, использующий аллюзии и мифологию, чтобы изложить свою точку зрения» [Джап Джи, С. 94].
ГИМН Когда он движется исключительно в убежище Сатгуру и лелеет только одно желание — Наам; Когда он день и ночь посвящает себя служению Сатгуру и не желает богатства и собственности; Когда он забывает сына, жену и все наслаждения и хранит преданность стопам Сатгуру. [Тогда он становится подобен птице анул]. Что Мастер даёт такому Садху? По милости Сатгуру он получает освобождение от невыносимой боли и достигает Сат Лока¹. Как можно обрести Не Подверженный Изменениям План? ДВУСТИШИЕ Храня память о Мастере в мыслях, словах и делах, и подчиняясь наставлениям Мастера – Тому, кто поступает так, Мастер дарует освобождение и растворяет его в Нааме. Величие слияния с Наамом До тех пор, пока джива не сольётся с Наамом, она блуждает в этом мире. Когда она созерцает Бесформенного и сливается с Наамом, все сомнения оставляют её. Если она слилась с Наамом даже на мгновение, величие этого неописуемо. Все говорят о Нааме, но редки достигшие бесформенного Наама. Даже если жить в Каши² веками, без Изначального Шабда человек пойдет в ад³. Нимкар (Nimkhar ), Бадри Дхам (Badri Dham ), Гая (Gaya ) или Праяг (Prayag ) — даже если совершить омовение в этих святых местах, И посетить все шестьдесят-восемь мест паломничества, всё же без Изначального Шабда иллюзия не отступит. Что я могу ещё сказать о Нааме, при повторении которого страх Ямы⁴ (Yama ) уходит прочь? Что можно получить, обретя Наам? Тот, кто обретает Сат Наам от Сатгуру, отправляется в Сат Лок, взбираясь по нити Наама. Дхарам Радж⁵ склоняет свою главу пред тем, чья душа слилась с Неделимым. Что такое Изначальный Шабд? Изначальный Шабд есть бестелесная форма. Изначальный Шабд прекрасный и бессловесный. Тело имеет составляющие элементы и природу: Изначальный Шабд неделим и бестелесен. Во всех четырёх сторонах говорят о Шабде — только Первичный Шабд может освободить души. Наам Сат Пуруша Сам является Первичным Шабдом, а Симран⁶ Сат Пуруша — это осознание⁷ Первичного Шабда. Того, кто слился с Ним, практикуя Симран без помощи языка, — даже Каль боится его. Путь Первичного Шабда тонок, лёгок и совершенен; но только храбрец может следовать им. Это не является ни словом, ни симраном, ни джапой⁸. Это совершенная вещь, достигнув которой, человек может одолеть Каля. Опора души находится в голове, и сейчас я расскажу тебе про осознание Шабда. Тот, кто связан с Неповторяемым Повторением⁹ видит лотос с бесконечным числом лепестков. Когда он достигает астральной двери, он [окончательно] отправляется в Агам (Agam ) и Агохар (Agochar ) [посредством] Истинного Пути. Его внутреннее «Я» — где обитает Ади Пуруш¹⁰ (Adi Purush ) — просветляется. Узнав Его, душа идёт к Нему, — и Он принимает душу в её первоисточник. Душа и Сат Пуруш одной сущности, и душа также зовётся Джива-Соханг (JivaSohang )¹¹. Дхарам Дас, ты мудрый святой. Осознай же тот Шабд, что даёт освобождение. Метод медитации на Первичный Шабд (Наам) — Способ практики Пути Мастеров * ¹Сат Лок — Сфера Истины; пятый внутренний план, первый полностью духовный план и место пребывания Сат Пуруша. Это уровень, до которого совершенный Мастер или Святые поднимают своих учеников; Сат Пуруш сам ведёт их дальше, в Абсолют. Гуру Нанак называл этот план — Сач Кханд (Sach Khand ); Суфийские Мастера — Мукам-и-Хак (Mukam-i-Haq ). Это Обитель Святых. ²Каши — также называемый Бенарес: самый священный город в Индуизме, и дом, где жил Кабир. Широко распространено верование, что тот, кто умирает в Каши — будет освобождён; по этой причине, набожные индусы из всех уголков Индии стараются попасть в Каши в последние дни жизни. Говорят, что Кабир, показывая несостоятельность подобных суеверий, намеренно покинул Каши прямо перед смертью и отправился в Магахар, в отношении которого многие верят, что умершие там — отправляются в ад. ³Ад — в терминологии Мастеров, понятие «ад» может относиться либо к особо тяжёлой инкарнации на земле, в общем к циклу рождений и смертей, или обозначать определённый уровень астрального плана, где отрабатывается особенно тяжёлая карма. Ни в коем случае он не вечен и не неизменен; и когда карма отработана, индивид может попробовать снова. См. Кирпал Сингх, Колесо Жизни , С. 42–44. ⁴Яма — Бог смерти; ещё одно имя Каля. ⁵Дхарам Радж (Dharam Rai ) — Бог Справедливости или Закона; другое имя Каля, часто используемое в Анураг Сагар. ⁶Симран — воспоминание; в писаниях Мастеров есть ссылки на Воспоминание о Боге через повторение Его Пяти Основных Имён, дающихся Мастерами в форме мантры во время посвящения. Это повторение выполняется «без помощи языка» (смотри следующее примечание) — то есть, ментально — и является одной из трёх основных практик медитации Шабд Йоги (Shabda Yoga ). Это также подразумевает практику — помнить всё время (непрерывно), даже когда человек не находится в медитации, и защиту от Каля. ⁷Осознание — это очень интересная строка. Первая половина — явная декларация эзотерического соответствия Наама (то есть Имени) Бога и Шабда; вторая половина говорит о том, что возможность «осознать» — то есть слышать и быть поднятым — Звуковой Поток зависит от совершения Симрана. Речь о пути, на котором духовные практики Шабд Йоги дополняют одна другую. ⁸Джапа — повторение мантры, обычно вслух, что отличает её от Симрана — хотя эти два понятия иногда, как здесь, используются в качестве синонимов. Эта строка означает, что высший Путь Звукового Потока выше всех Симранов или Джап, потому что только те, кто выполнили и превзошли эти практики, могут идти им. ⁹Неповторяемое Повторение (Повторение без повторения) — Аджапа джап (Ajapa jap ); часто используется в Сант Мат для обозначения Звукового Потока или Шабда. ¹⁰Ади Пуруш — Изначальная Личность; другое имя Сат Пуруша. ¹¹Соханг (Sohang ) — «я есть ты». Используется здесь как имя души, подчеркивая идентичность души и Бога, упоминаемого в первой части строки; эта связь с дживой подчёркивает иронию состояния скованности души и её забытья, если рассматривать с точки зрения её истинной природы.
ГИМН Повторяй Неповторимое и по милости совершенного Мастера испытай это. Держа крылья разума неподвижными, смотри на Шабд; и, обуздав разум, покончи со своей Кармой¹. Достигни места, откуда исходит Звук, произносимый без помощи языка, и бусины чёток движутся без помощи рук: Слившись с Изначальным Шабдом, иди в мир бессмертия. ДВУСТИШИЕ Слава Непостижимого бесконечна — миллионы солнц и лун не идут в сравнение и с одним Его волосом. Свет одной души равен сиянию шестнадцати солнц. Ликование Дхарам Даса: О Бог, я предаюсь Твоим Стопам. Устранив мою боль, Ты сделал меня счастливым. Внимая Твоим словам, я так счастлив, как слепой, обретший глаза. Кабир сказал: Дхарам Дас, ты чистая душа, которая, встретив меня, покончила со своей болью. Также как ты полюбил меня, оставив своё богатство, дом и сыновей, Таким же образом, ученики, сделавшие это, и, с решимостью предавшие свои разумы Стопам Мастера, И проявив внутри себя любовь к Стопам Мастера, жертвуя своим телом, разумом и богатством во имя Сатгуру – Они станут самыми дорогими мне, и никто не остановит их. Последователи, не пожертвовавшие всем, и таящие обман в своих сердцах, показывая любовь на лицах, Как они смогут пойти в Сат Лок? Не обнаружив Мастера внутри, они не смогут достичь Меня. Выражение признательности Дхарам Даса: Всё сделано тобой, мой Бог; я был очень грязным. Пролив милость на меня, Ты Сам пришёл ко мне и, держа мою руку, спас меня от Каля. *** ¹Карма — закон действия и реакции, основывающийся на желании и ячестве, являющимися причиной блуждания в цикле рождений и смертей (трансмиграции) в пределах трёх миров (физического, астрального, причинного), управляемых Калем, и который определяет судьбу или рок каждой жизни. Действия, произведённые в одной жизни (в какой бы то ни было форме — мысленно, на словах или на деле) формируют основу последующих жизней
II. История творения 1. В Начале ВОПРОС О СОЗДАНИИ Дхарам Дас сказал: Теперь, мой Господь, скажи мне, где находится Сфера Бессмертия. Опиши все сферы мне — напои меня, измученного жаждой, Нектаром. Где душа живёт и где обитель Сат Пуруша? Что вкушает там душа и откуда исходит этот Звук? Как Сат Пуруш создал все сферы, и почему Он пожелал их сотворить? Расскажи мне о создании трёх миров — опиши мне всё и ничего не утаи от меня. Как был Каль Ниранджан¹ рождён, и как шестнадцать сыновей получили рождение? Как были четыре вида сотворённых существ² распространены и как были души брошены в лапы Каля? Как Курма³ и Шеша Наг⁴ родились и как были воплощены Матсья⁵ и Вараха⁶? Как были три бога⁷ рождены, и как была создана звёздная сфера? Как это тело было создано? О Бог, расскажи мне Историю Творения, Так, чтобы все мои сомнения могли уйти, и ум мой мог получить удовлетворение. ГИМН О Сатгуру, милостиво поведай Твоему слуге Историю Творения. Нектаром слов Своих пролей на меня свет, чтобы страх перед Ямой был уничтожен. Принимая меня как Твоего раба, расскажи мне каждую малейшую деталь и опиши её. О Сатгуру, я убеждён: то, что Ты расскажешь мне, будет истиной! ДВУСТИШИЕ Твои слова истинны и очень дороги мне. Твоя милость неописуема — это моя удача, что Ты даровал мне свой Даршан. Кабир сказал: Дхарам Дас, я нахожу тебя подходящим человеком, и поэтому Я открою тебе тайны. Внимай же словам о начале Творения, которое содержит и признак распада⁸. *** ¹КАЛЬ НИРАНДЖАН — полное имя Негативной Силы, часто сокращаемое до «Каль». Ниранджан (Niranjan ) означает «вне иллюзии» и такое определение применяется к Калю («Времени») потому, что он — создатель иллюзии ²ЧЕТЫРЕ ВИДА СОТВОРЁННЫХ СУЩЕСТВ: - Сетадж, или Ушмадж: «рождённые влажностью» (беспозвоночные, и т. д.); - Уттбхудж, или Аставар: рождённые семенем (растения); - Андаж, или рождённые из яйца (большинство позвоночных животных); - Джерадж, или Пиндадж: рождённые из утробы, живородящие (млекопитающие, включая человеческие существа). Эти четыре формы жизни заметно фигурируют позже в Анураг Сагар . ³КУРМА — очень важная фигура в индийской мифологии, обычно изображаемая в форме черепахи, которая является, как об этом говорится, приблизительной формой вселенной. Курма, первый сотворённый сын Сат Пуруша, является тем аспектом Отца, который содержит в себе нижнее творение, находящееся в непроявленном состоянии. [Дополнение: образ черепахи в данном случае является символом Мироздания: две створки её панциря — Небо и Земля, пространство между ними — мир богов, природы и людей. Движения черепахи по втягиванию и выпусканию конечностей могут быть сопоставлены с деятельностью Творца Вселенной, выпускающего в самом начале из себя мир и затем вбирающего его обратно в мгновение всемирной катастрофы. А панцирь черепахи — визуальный образ круга сансары ]. ⁴ШЕША НАГ — изначальная фигура змеи, правитель клана нагов-змей, который фигурирует в значительной степени в индийской мифологии и, возможно, является прототипом образа дракона. Умный, долго живущий, змеиный, ни злой, ни хороший, в целом, безразличный к человеку, Шеше Нагу нет особого места во вселенной так как в ней преобладает человек и его роль в Анураг Сагар незначительна. Позже в поэме он выступает в образе матери, кормя ещё не рождённую землю в её зачаточном состоянии. ⁵МАТСЬЯ — первое воплощение Вишну, в форме рыбы или кита. ⁶ВАРАХА (Varah ) — третье воплощение Вишну, в форме кабана. ⁷ТРИ БОЖЕСТВА (ТРИМУРТИ) — Брахма, Вишну и Шива, три сына Каля, которые заметно фигурируют позже в поэме. ⁸ПРИЗНАК РАСПАДА — всё созданное рано или поздно будет подвергнуто распаду.
ЧТО БЫЛО В НАЧАЛЕ? Дхарам Дас, слушай! Когда не было земли, неба или нижних сфер, Когда Курма, Вараха и Шеша Наг ещё не существовали, а Садасвант Парвант¹ и Ганеша не были рождены, И тридцать других божеств еще не были созданы — я поведаю тебе о том времени. ДВУСТИШИЕ Когда не было Брахмы, Вишну и Махеша², а Шастры и Пураны³ ещё не были созданы, Тогда всё это находилось в Сат Пуруше подобно тому, как тень живёт в дереве баньян. ГИМН О Дхарам Дас, слушай историю творения, которую никто не знает. Поскольку творение стало проявленным после этих событий, какие доказательства Я могу предоставить? Четыре Веды⁴ не знают этих историй о Сат Пуруше, Потому что тогда Веды сами ещё не существовали — так как же могут они описать неописуемое? ДВУСТИШИЕ Веды не знают ничего о процессе творения, и не обладают пониманием бесформенного: Мир следует путём Вед, но Гьяни⁵ осуждая их, показывает верный путь. Рождение Творения - Творение Сат Пуруша Существуя в непроявленной форме, Сат Пуруш не создавал тело и материю. Как масло, сокрытое в лотосе⁶, Сат Пуруш находился в скрытой форме. По Воле Своей создал Он души⁷ и, глядя на них, Он чувствовал Себя очень счастливым. Из первого Шабда, сотворённого Им, миры и океан были созданы, в которых Он пребывал. Он создал престол четырёх миров⁸ и воссел на лотосе. Где Сат Пуруш сидел, там проявлено было желание⁹. По Воле Сат Пуруша сотворены были восемьдесят восемь тысяч островов. Во всех мирах присутствует Его желание. Его желание очень благоухающее. *** ¹САДАСВАНТ ПАРВАНТ (SADASWAT PARWANT) И ГАНЕША — индуистские божества, коих мириады. ²МАХЕШ — другое имя Шивы. Он также упоминается как Махадев или Рудра. ³ШАСТРЫ И ПУРАНЫ — индуистские священные писания, записанные на санскрите. ⁴ВЕДЫ — самые священные из всех индуистских писаний. Их происхождение — важное событие в Анураг Сагар. ⁵ГЬЯНИ (GYANI ) — «Знающий»; на санскрите — джняни (jnani) . Эквивалент греческого гностика. Гьян означает Знание в самом высоком смысле: тайное знание о Творении доступно тем, кто живёт на уровне пятой сферы и по этой причине действительно «знают» всё о вселенной. Термин «Гьяни», в смысле, используемом в Анураг Сагар , обозначает очень высокий титул, эквивалентный Мастеру или Святому, и часто применяется к Кабиру. ⁶ЛОТОС — листья лотоса обладают маслянистостью, которую можно почувствовать, но которая не видна. ⁷ДУШИ — как показывает контекст поэмы, души созданы Сат Пурушем из Самого Себя. ⁸ЧЕТЫРЕ МИРА — Духовное творение или Сат Деш (Sat Desh ), которое часто разделяют на четыре части: - Сат Лок (Sat Lok ) или Сач Кханд (Sach Khand ), являющийся полным проявлением Абсолюта или Сущности в Проявлении; -Алакх Лок (Alakh Lok) и Агам Лок (Agam Lok), которые являются ступенями в проявлении Абсолюта; - а Анами (Anami) или Радхасоами (Radhasoami) является Абсолютной Непроявленной Сущностью. ⁹ЖЕЛАНИЕ — Желание (то есть Воля) Бога. Без Воли Всевышнего не существовало бы Творения.
Проявление шестнадцати сыновей¹ Из второго Шабда Сат Пуруша был создан Курма, С желанием оставаться преданным Его Стопам. Когда Сат Пуруш произнёс третий Шабд, рождён был сын по имени Гьян². Когда он предстал перед Сат Пурушем и поклонился, ему было приказано идти в творение. Когда четвертый Шабд был произнесён, создан был сын по имени Вивек³. И было наказано ему жить в творении Сат Пуруша. С Пятым Шабдом возник ослепительный свет: Когда Сат Пуруш произнёс пятый Шабд — Каль Ниранджан был воплощён. Он создан из самой великолепной части⁴ тела Сат Пуруша — вот почему он так беспокоит души. Души являются сущностью Сат Пуруша и никому неведомы ни их начало, ни конец. Когда уста Сат Пуруша промолвили шестой Шабд, родился Сахадж⁵. С седьмым Шабдом был создан Сантош⁶, которому было дано разрешение идти в творение. Когда Сат Пуруш произнёс восьмой Шабд, в прекрасном мире Сурат⁷ был поселён. Девятым Шабдом было создано Бесконечное Счастье, а десятым — Всепрощение. Одиннадцатый Шабд создал сына по имени Нишкам⁸, а двенадцатый — Джал-Ранги (Jal-Rangi ); Тринадцатый Шабд сотворил Ачинта⁹, а четырнадцатый — Любовь. Пятнадцатым Шабдом Дин Даял¹⁰ был рождён, а шестнадцатым создано Терпение. Семнадцатым Шабдом Йога и Святые были созданы; Все они появились из одного источника. Шабд создал всех сыновей, Шабд создал все миры и океаны. В каждом мире¹¹ части Его сущности — дживы — расселились и пищей их был нектар. Красота джив бесконечна и вечное счастье существует там; Слава джив бесконечна и вечное счастье существует там; Слава джив недоступна и неописуема — кто может описать Их бесконечную красоту? Все сыновья медитируют на Сат Пуруша и, питаясь нектаром, наслаждаются счастьем. Таким образом, шестнадцать сыновей были рождены: Дхарам Дас прими это в сердце своём. ГИМН Безграничная красота созданных миров не может быть описана. Это великолепное творение; его красота такова, что невозможно описать её словами. Все миры берут свет от Света Сат Лока. Даже солнце и луна сияют Светом одного волоса Сат Пуруша. ДВУСТИШИЕ Сатгуру есть обитель счастья. Скорбь, привязанность и боль не существуют там. Всегда имея даршан Сат Пуруша, дживы наслаждаются. *** ¹СЫНОВЬЯ САТ ПУРУША — каждый сын представляет собой аспект Сат Пуруша, который должен был проявиться отдельно для того, чтобы Творение могло существовать, даже на самом высоком духовном уровне. «Творение», в эзотерическом смысле, означает именно это: Бог, разделяющий Себя на множество частей, которые становятся Творением. Поскольку Высшей Реальностью является единство Бога, а не Его множество, то истинным является такой смысл, что Творение на любом уровне, даже на самом высоком, не реально и иллюзорно. Кирпал Сингх писал: «Творение как таковое не существует само по себе. Действительное и реальное — всегда одно и то же и не подвержено изменению… не может быть ничего, кроме Абсолютного Единства. Он проецирует Себя в различные формы, являющиеся выражением Его силы» [Венец Жизни, С. 124). Обратите внимание, что Каль, или Время, также, один из сыновей; «Время», будучи частью Целого, является причиной трудностей лишь при отделении от целого. Таким образом, падение Каля и нижнего творения подразумевается в первом акте сотворения Сат Пуруша. Так как эти аспекты Сат Пуруша также представлены как отдельные индивидуальности, мы, по большей части, оставляем их санскритские названия непереведенными, поскольку эти названия подразумевают личности, в то время как английские эквиваленты — нет. (Они все еще используются как личные имена в Индии). ²ГЬЯН (GYAN) — знание в самом высоком смысле. Это сын Сат Пуруша, который позже воплощается как Сат Сукрит (Sat Sukrit ), Маниндер (Maninder ), Карунамайи (Karunamai ) и Кабир (Kabir ). ³ВИВЕК (VIVEK) — Различение. ⁴САМАЯ ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧАСТЬ — хотя Каль пал, его первозданная красота не полностью утрачена; это делает его притязания на роль Бога более правдоподобными и его искушения более эффективными. ⁵САХАДЖ (SAHAJ) — Естественность, Лёгкость, Бесстрашие. ⁶САНТОШ (SANTOSH) — Удовлетворённость. ⁷СУРАТ (SURAT) — Внимание. ⁸НИШКАМ (NISHKAM) — Самоотверженность, Бескорыстие. ⁹АЧИНТ (ACHINT) — Безмятежность, Покой. ¹⁰ДИН ДАЙАЛ (DIN DAYAL) — Милосердный; тот, кто добр к бедным и скромен. ¹¹МИР — то есть каждый мир, что был до сих пор создан
2. Падение Каля ПРЕДАННОСТЬ НИРАНДЖАНА И ОБРЕТЕНИЕ ИМ МАНОСАРОВАРА И ПУСТОТЫ Таким образом прошло много дней, а затем случилось следующее: Дхарам Радж [Каль] играл так — Дхарам Дас, послушай это: Стоя на одной ноге, он совершал аскезу для Сат Пуруша на протяжении семидесяти юг¹ и порадовал Его. Он выполнял очень трудную практику преданности — поэтому Сат Пуруш был доволен². Слово Сат Пуруша явилось к Калю и спросило: «Для чего совершил ты эту аскезу?». Склонив главу свою, Дхарам Радж сказал: «Пожалуйста, дай мне какое-нибудь место, где мог бы я жить». Тогда ему было наказано Сат Пурушем: «О Сын, отправляйся в Мансаровар³». Тогда Дхарам Радж почувствовал большое счастье в сердце своём и направился в Маносаровар. Когда он прибыл туда, вновь он был полон счастья. Снова он вспоминал Сат Пуруша и свершал аскезу для Него в течение ещё семидесяти юг. Он выполнил эту аскезу, стоя на одной ноге, и милостивый Сат Пуруш почувствовал к нему сострадание. Сат Пуруш говорит с Сахаджем (Sahaj) Когда Сат Пуруш проявил Свои Слова, вот, что сошло с уст Его: «О Сахадж, пойди к Дхарам Раджу и спроси его, почему он вспоминал Меня на этот раз. Он совершил очень трудную практику, потому я отдаю ему место, где он живёт». (Так, в одно мгновение, ему дали в собственность три мира). «Я сделал это, глядя на его севу. Дорогой сын получил три мира и счастлив. Сейчас иди и расспроси его; что бы он ни сказал, приди и передай мне». Сахадж идёт к Ниранджану Поклонившись, Сахадж отправился к Дхарам Раджу. Сахадж сказал: «Послушай, брат мой, Сат Пуруш принял твоё преданное служение. Чего ты желаешь теперь? Расскажи мне — Сат Пуруш направил тебе это послание». Ниранджан ответил Сахаджу: «О Сахадж, мой брат, иди и передай такую просьбу Сат Пурушу: Мне не нравится это маленькое место. Пожалуйста, дай мне большое королевство. В сердце моём я почувствовал такую любовь к Нему! Он должен благословить меня большим пространством. Он должен или дать мне мир богов, или же отдельный мир». Выслушав Дхарам Раджа, Сахадж отправился к Сат Пурушу И передал просьбу Дхарам Раджа Ему. ГИМН Услышав слова Сахаджа, Сат Пуруш сказал так: «Я доволен Дхарам Раджем; прими это в сердце своём: Я дал ему три мира, теперь же иди, и скажите ему развивать Сферу Пустоты⁴. О Сахадж, скажи ему создавать своё творение там. ДВУСТИШИЕ О Сахадж, отправляйся туда скорее и сообщи Дхарам Раджу: Ему была дана Сфера Пустоты, где он может создать свою собственную вселенную». *** ¹СЕМЬДЕСЯТ ЮГ — Юги различаются по продолжительности; самая короткая из них длится около четырех сот тысяч лет. Здесь мы имеем дело со временем в масштабе, непостижимом для человеческого интеллекта. ²САТ ПУРУШ БЫЛ ДОВОЛЕН — почему Сат Пуруш остался доволен такой аскезой? Кабир не объясняет этого, всё же это переломный момент в развития событий в Анураг Сагар. Каль означает «Время», и поскольку описанная аскеза подразумевает приостановку всей его деятельности на неисчислимый период «времени», вероятно, практики, выполняемые Калем, удовлетворяют Сат Пуруша из-за того, что они выполняются им, а не потому, что стояние на одной ноге имеет какое-то объективное достоинство. Период самоограничений Каля — семьдесят юг — это более чем в пятнадцать раз дольше периода творения — четырёх юг. Пребывая в таком неподвижном состоянии, он приостановил своё собственное падение и, тем самым, позволил дживам провести больше времени с их Всевышним Отцом, прежде чем они были посланы в нижние миры. Если это верно, это, конечно, вселенский парадокс: его преданность отложила его падение, но она же и повлекла его впоследствии. Но, как мы видели, падение Времени, возможно, было неизбежно с тех пор, как он отделился от Целого. ³МАНСАРОВАР — озеро Нектара, также называемое Амритсар (Amritsar ), расположенное в Дасван Двар (Daswan Dwar), одной из двух промежуточных сфер между Сат Локом и тремя мирами творения Каля. Поэма не описывает явно создание этих срединных сфер, хотя это может неявно проступать в контексте предыдущего повествования. Как бы то ни было, они существуют, и они не созданы Калем. К описываемому моменту Мансаровар является самым отдалённым местом Вселенной: таким образом, Каль проявляет своё сильное желание удалиться от влияния и контроля Сат Пуруша. Другими словами, его падение уже началось. ⁴СФЕРА ПУСТОТЫ — три мира в состоянии до их существования. (сравни. Бытие 1:21).