Йога Васиштхи. Цитаты

Тема в разделе 'Эриль', создана пользователем Эриль, 8 июл 2024.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Если собственные усилия не способны одолеть судьбу, это просто значит, что они недостаточны.

    Если один из плодов на ветке пуст изнутри, то это произошло благодаря усилиям червя, насладившегося его соком.

    Даже лучшие в мире достижения могут
    быть уничтожены, и это значит, что усилия разрушающего сильнее.


    ***

    Если ты видишь, что твои усилия в настоящем иногда не приносят результатов (судьба или божья воля), ты должен понять, что твои усилия сейчас просто слабы и недостаточны.

    Слабый и не умный человек видит руку провидения в том, что ему встречается сильный и могучий враг, и уступает ему.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Как усилия необходимы, чтобы разжевать пищу, так же герою приходится прилагать усилия для победы над врагами.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Град, принесенный тучей, может уничтожить урожай – результат работы целого года. Это значит, что сила града оказалась больше усилий крестьянина.

    Но даже если обретенное непрестанными трудами пропало, не надо впадать в уныние.

    Когда мои силы оказались недостаточными, бесполезно скорбеть.

    Если бы я печалился о том, что не смог чего-то сделать, то я, не умерев, должен был бы стенать целыми днями о неизбежной смерти.


    ***

    Иногда случается, что град побивает урожай крестьянина, — несомненно, сила града была больше чем усилия крестьянина и крестьянин теперь должен больше стараться.

    Он не должен печалиться о неизбежном.

    Если бы печаль в этом случае была оправдана, мы должны были бы рыдать целыми днями о неизбежности смерти.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Тот, кто не стремится превзойти результаты своих прошлых действий чистым стремлением, тот невежественен и бессилен и не властен над своими радостями и печалями.

    Несомненно, такой человек подобен скотине и всегда зависим. Законы Ишвары влекут его то в рай, то в ад.

    Прилагающий должные усилия, следующий истинному пути освобождается от наваждения мира, словно лев, вырывающийся из клетки.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Мы можем только посмеяться над фаталистом. Личные усилия возникают из верного понимания, возникающего в сердце, очищенном учениями писаний и примером святых.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Усилиями мудрые называют усердие, устремленное к достижению целей. При условии следования писаниям они приводят к успеху.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Осознав болезнь постоянных рождений, да будет человек собственными усилиями стремиться к освобождению и да достигнет он освобождения с помощью истинного, прекрасного и приятного лекарства – служения мудрым, покоящимся в Брахмане.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У судьбы нет ни формы, ни действия, ни движения, ни силы.Что такое судьба? Она существует только как неверное понятие.

    Видя результат собственных действий, люди обычно считают, что все произошло само собой, и называют случившееся судьбой.

    Но только глупцы уверены в существовании судьбы, в своем невежестве принимая веревку за змею.

    Те глупцы, кои убеждены в существовании судьбы, пусть прыгнут в огонь, если верят, что судьбой им не суждено сгореть.

    Судьба – выдумка невежд, и те, кто ей следует, погибают. Но разумные собственными усилиями достигают высочайших вершин.

    Откажись от несуществующей судьбы, которая есть порождение собственных
    ошибочных представлений. Для нее нет причин, и у нее нет следствий.

    Люди используют выражение «судьба толкает меня поступать таким образом» для самоуспокоения. В реальности нет никакой судьбы.

    ***

    Мудрый искатель знает: результаты его стараний будут соразмерны интенсивности собственных усилий, и ни судьба, и ни бог не могут это изменить.

    Несомненно, только собственные усилия ответственны за то, что получает человек в результате; если он вязнет в печалях, окружающие для утешения говорят, что такова его судьба.

    Никто не видел ни судьбу, ни бога, но все непосредственно наблюдали, как хорошие или плохие действия приводят к хорошим или плохим результатам.

    Судьба или божественное вмешательство — только условность, которая из-за частого повторения некоторыми рассматривается как истина.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Никто не остается в неподвижности в этом мире, кроме бездыханных тел.
    Усилие позволяет достигать результата.
    Посему понятие «судьба» не имеет смысла.

    ***

    В этом мире все действуют, кроме трупов, и эта активность приводит к соответствующим результатам.
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Судьба, подобная пустому пространству, что-то для кого-то свершает только с точки зрения глупца и ничего не делает с точки зрения мудрого.

    Многочисленные прошлые склонности и обусловленности ума созревают, становясь деяниями человека.

    Человек действует в соответствии со своими желаниями и обусловленностями. Но если он занят другим деянием или другими мыслями, это действие не возникнет.

    Только результат действия, которое совершалось в прошлом с большим усилием и настойчивым стремлением, называется здесь судьбой.

    Ибо деятель пребывает в действиях, действие совершается в соответствии с самой сильной склонностью, склонность не отлична от ума, и ум считается человеком.

    Что судьба, что действия – это ум, а ум –это человек. Поэтому очевидно, что судьбы не существует.

    Только ум и есть человек. К какому благу он прилагает усилия, того он и достигает своими стараниями. Только собственные старания и являются судьбой.

    Мудрые провозглашают, что ум,
    обусловленность, желание, действие и судьба – это только неверные понятия.

    Только тот, кто постоянно прилагает усилия и действует с твердой устремленностью, добивается результата.


    ***

    Плоды собственных усилий, ощущаемые человеком как хорошие и плохие результаты прошлых действий, называется людьми судьбой.

    Люди также считают судьбой все характеристики хорошей и плохой сути таких результатов.

    Когда ты видишь, что «это растение выросло из этого семени», это рассматривается как действие судьбы. Но судьба — просто результат собственных прошлых действий.

    В разуме человека находятся многочисленные скрытые тенденции, и они приводят к разным действиям — физическим, словесным и умственным.

    Несомненно то, что действия каждого находятся в строгом соответствии с этими тенденциями, и по-другому быть не может.

    Таков порядок действий — действие не отличается от наиболее сильной из латентных тенденций, а эти тенденции не отличаются от разума, а человек есть свой разум!

    Невозможно определить наверняка, являются ли реальными или нереальными такие понятия, как разум, скрытые тенденции, действие и судьба — поэтому мудрые люди ссылаются на эти понятия чисто символически.
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Ты достигнешь вечного высочайшего блага исключительно собственными настойчивыми усилиями, и никак иначе.

    Обусловленности и стремления бывают двух видов – чистые и нечистые, и прошлые склонности тоже являются тем или иным из этих двух.

    Если в настоящем тебя ведет поток чистых склонностей, то постепенно ты достигнешь высочайшего безграничного состояния.

    Но если нечистые прошлые обусловленности создают для тебя препятствия, ты должен одолеть их собственными твердыми усилиями.

    Ты не неразумное тело, а само Сознание. Откуда взяться другому сознанию, которое могло бы направлять тебя?

    Если бы другой руководил тобой, то кто бы руководил им и кто направлял бы направляющего? Это глупое предположение, а не истина.

    Река обусловленности несет чистые и нечистые потоки. Приложи
    все силы, чтобы держаться чистого потока.

    Обнаружив нечистые стремления своего ума, силой собственных усилий обрати их в чистые!

    Направляемый стараниями, ум человека отвлекается от нечистых помыслов и устремляется к чистым.

    Бывает и обратное, как в поведении ребенка. Поэтому надо прилагать усилия, чтобы верно направлять его.

    Постепенно, шаг за шагом, не торопясь, постоянными усилиями приучай и воспитывай ребенка-ум.

    Множество прошлых желаний и обусловленностей стали твердыми в силу повторений – и чистые, и нечистые. Поддерживай практикой только чистые.

    Когда благодаря прошлым практикам твои склонности и желания очищаются, знай, что твои усилия приносят результат!

    Даже прямо сейчас склонности усиливаются силой практик, поэтому помогай только чистым склонностям.

    Если ты не будешь поддерживать повторением прошлые утвердившиеся привычки, они не будут расти.


    ***

    Тенденции прошлых инкарнаций бывают двух видов — чистые и нечистые. Чистые тенденции ведут тебя к освобождению, а нечистые — к разным бедам.

    Несомненно, ты не инертная масса, а обладаешь сознанием. Ничто, кроме тебя самого, не заставляет тебя действовать. Поэтому ты свободен усиливать чистые тенденции, а не нечистые.

    Нечистые должны быть постепенно оставлены, и разум должен отворачиваться от них постепенно, чтобы не вызвать сильной реакции.

    Поддерживая хорошие тенденции постоянными действиями, ты усиливаешь их. Нечистые ослабляются, если их не использовать.

    Скоро ты увлечешься выражением хороших тенденций, в чистых действиях. Когда таким образом ты преодолеешь действие порочных тенденций, и тогда надо будет оставить даже хорошие.

    Только тогда ты ощутишь в своем сознании высшую истину.
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    В этом мире что постоянно практикуется, то и достигается. Это для разумных с самого детства очевидно вне всяких сомнений.

    Прибегнув к собственным наилучшим усилиям и преодолев пять чувств,
    придерживайся чистых склонностей.

    Пока ум не очищен и не достигнуто
    состояние высочайшей мудрости, следуй учению гуру и писаний.

    Когда оставишь дурные стремления и познаешь истину, тебе без волнений следует отказаться даже от чистых склонностей.

    С чистым и понимающим умом стремясь к той чистой и благородной цели, которую обрели мудрые, достигнув извечного состояния без страданий и затем оставив даже это, оставайся тем что есть.
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Только знанием истины обретается окончательное блаженство, именуемое нирваной, после чего достигший его больше не рождается и не умирает.

    Ибо только знанием человек может пересечь океан сансары, но не телесными практиками, подаянием или поклонением святыням.
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Нет ничего, что я должен делать, и я не стремлюсь ни к чему. Я остаюсь на этой земле с успокоенными, как в глубоком сне, мыслями. Хотя я действую, я не совершаю никаких деяний.
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Узрев мир таким, каков он есть, люди
    отказываются от мыслей, поддерживающих сансару, и приходят к высочайшей истине, подобно слонам, разорвавшим удерживающие их цепи.

    Путь сансары извилист и бесконечен, и даже величайшие из людей, будучи привязанными к телу, не имея знания, не видят обмана.

    Беспредельный океан сансары можно пересечь только на лодке мудрости и размышлений.

    Слушай внимательно, с умом, всегда сосредоточенном на истине, что позволит и тебе преодолеть океан сансары. Без верных раздумий нескончаемые мирские волнения, печали и страхи продолжают испепелять человека изнутри.

    Только знанием мудрые преодолевают страдания от противоположностей, подобных жаре и холоду, ветру и прочему.

    Глупцы на каждом шагу испытывают волнения и беспокойства, которые сжигают их подобно огню, уничтожающему сухую солому.

    Мудрого, ведающего то, что должно быть познано, и видящего истину, не затрагивают волнения, как языки пламени не могут опалить лес, пропитанный дождевой влагой.
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Держась подальше от общества глупцов, невежд и дурных людей, следует поклоняться мудрым.

    Мудрому следует отвечать на вопросы только достойного и добродетельного
    искателя, способного понимать высказанное и невысказанное, но не на вопросы глупца, подобного животному.

    Того, кто объясняет, не обращая внимания на способность спрашивающего внять истине, мудрые тоже называют глупцом.


    ***

    Глупец непочтительно задает не относящиеся к делу вопросы, и еще больший глупец — тот, кто презрительно отвергает мудрость мудрого. И, воистину, не мудр тот, кто отвечает на бесполезные вопросы глупого собеседника.
  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Ум непостоянен, он подобен непоседливой обезьяне в лесу сансары.

    Очищенный усилиями, он способен постичь высшую истину.

    Способность различения появляется в верной компании хороших людей, и тогда дерево различения приносит плоды
    наслаждения и освобождения.


    ***

    Человек должен стараться возвести истину на трон своего сердца, потому что разум непостоянен, как обезьяна. И еще надо избегать дурных компаний.
  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У врат освобождения стоят четыре привратника. Это спокойствие, самоисследование, удовлетворенность и хорошая компания.

    Надо приложить усилия и завоевать расположение всех четырех, трех или
    двух из них. Тогда они откроют перед тобой дверь в царство освобождения.

    Постарайся завоевать расположение хотя бы одного всеми силами, даже ценой своей жизни. Потому что если подружишься с одним, то за ним последуют и остальные.


    ***

    У входа в царство Свободы стоят четыре стражника. Это — само-контроль, или спокойствие, дух познания, удовлетворенность и хорошая компания.

    Мудрый искатель должен усердно стараться завоевать их дружбу и расположение, или, по крайней мере, одного из них.
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Осознав истину, постигшие свою сущность мудрые с ясным умом путешествуют в сансаре, словно величественные цари.

    Они не печалятся и не восторгаются, не жаждут хорошего и не избегают плохого. Они делают все, не совершая при этом ничего. Они пребывают во внутренней ясности, их действия и движения чисты.

    Они остаются в своей природе и не разделяют желательное и нежелательное.

    Они приходят, не приходя, и не уходят, уходя. Они действуют, не делая, и не говоря, говорят.

    Когда достигается высшее состояние, прекращаются все действия и исчезают
    понятия, исходящие из стремления к приятному и отвращения к неприятному.

    Оставив все желания, ум мудрых пребывает в сладчайшем равновесии, видя блаженство во всем и как будто оказавшись в небесном раю.

    Они остаются в своей природе, как лунный свет пребывает в луне. Они не затронуты даже чистыми действиями и всеми прошлыми склонностями.

    Они не участвуют в иллюзорной игре этого мира, их не влекут желания. Оставив глупое непостоянство, они сияют светом изначальной сути.

    Такое блаженство достигается только при непосредственном постижении истины своей природы, и никак иначе.

    Поэтому человеку, пока он жив, следует прилагать усилия и вопрошать о своей сущности, служить истине и стремиться познать ее.

    Остальные занятия бессмысленны. Кто
    постоянно и настойчиво следует указаниям учителя и писаний, обретая
    непосредственное понимание, тот осознаёт свою природу.

    Глупцы, не уважающие писания и насмехающиеся над мудрыми, обретают только несчастья, но не понимание.

    Никакие болезни, никакой яд, никакие
    волнения и страдания в этом мире не сравнятся с муками человека,
    вызванными собственной глупостью.
  20. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Невежество приносит бесчисленные невыносимые страдания и бесполезные дурные рождения, как на дереве кхадира появляются шипы и колючки.

    Лучше бродить с миской для подаяний в селениях бедняков, прося милостыню, чем страдать от невежества, приносящего огромные терзания.

    Лучше быть одиноким слепым червем и прогрызать в темноте ходы в стволах деревьев, чем испытывать невероятные мучения от глупости.
Статус темы:
Закрыта.