«Сигида», Николай Алексеевич Касаткин 1930г. Используется также название «Карийская трагедия». Работа русского художника, которого называли «последним знаменосцем передвижничества и творцом новой истории искусства России». В 1930 году Николай Касаткин неожиданно умер, представляя в Музее революции свое полотно «Сигида» («Карийская трагедия»). Спойлер (Наведите указатель мыши на Спойлер, чтобы раскрыть содержимое) Раскрыть Спойлер Свернуть Спойлер В начале 80-х годов XIX века Карийская каторга, расположенная на реке Кара в Забайкальском крае, была основным местом содержания политзаключенных. Эти люди попали на каторгу за борьбу с царским режимом. Они и в неволе были последовательны и принципиальны, продолжив бороться уже с местной администрацией. В 1888 году каторжанка Елизавета Ковальская отказалась встать при приходе инспектировавшего тюрьму приамурского генерал-губернатора Андрея Корфа, за что была переведена в Верхнеудинский тюремный замок в строгое одиночное заключение. В отличие от Ковальской, получившей пожизненный срок, Сигида была осуждена на 8 лет каторги за участие в создании подпольной типографии. В отместку за увоз Ковальской из Усть-Карийской тюрьмы дала жандармскому офицеру Маслюкову (которого еще называют комендантом каторги) пощечину, за что ей было назначено наказание в виде 100 ударов розог. На свое последней картине Николай Касаткин изобразил момент, когда Надежду Сигиду конвоиры ведут обратно в барак после телесных наказаний. Видно, что она идет с трудом, ведь любое движение приносит ей невыносимую боль. Униженная и избитая до полусмерти революционерка-народница смотрит вперед широко раскрытыми от ужаса глазами, отчего картина кажется жуткой. В ту же ночь Сигида и еще три каторжанки покончили с собой, приняв яд. Через несколько дней мужчины-каторжане поддержали женщин - 16 человек приняли яд, двое умерли. История вызвала большой скандал. Были запрещены телесные наказания женщин. Политическая тюрьма Карийской каторги была ликвидирована, а заключенные переведены в другие тюрьмы.