Евангелие Шри Рамана Махарши.

Тема в разделе 'Рамана Махарши', создана пользователем Эриль, 20 сен 2023.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Теософы говорят, что джнянины после смерти должны избрать четыре или пять направлений деятельности, причем не обязательно в этом мире. Каково мнение Бхагавана?

    М. Некоторые из них могут заниматься работой, но не все.



    У. Вы ощущаете Братство этих невидимых риши?

    М. Если невидимых, то, как вы можете видеть их?


    У. В сознании.

    М. Нет ничего внешнего в Сознании.



    У. Могу ли я осознать их?

    М. Если вы осознаете собственную Реальность, то вопрос о риши и Учителях станет для вас ясным. Есть только один Учитель, и этот Учитель - Самость.



    У. Существуют ли перевоплощения?

    М. Перевоплощения существуют только пока длится неведение. В действительности перевоплощений нет совсем, ни сейчас, ни в прошлом. Их не будет и в будущем. Такова истина.



    У. Может ли йогин узнать свои прошлые жизни?

    М. Разве вы знаете свою настоящую жизнь, что вам хочется узнать прошлую? Найдите настоящее, тогда все остальное приложится.

    Даже при вашем теперешнем ограниченном знании вы так много страдаете. Зачем вам обременять себя дополнительным знанием? Чтобы больше страдать?



    У. Использует ли Бхагаван оккультные силы, чтобы другие осознали Самость, или для этого достаточно простого факта Осуществления Бхагавана?

    М. Духовная сила Само-осуществления значительно более могущественна, чем использование всех оккультных сил. Так как у Мудреца нет эго, то для Него нет „других”. Какова высочайшая Милость, которая может быть дарована вам? Это — Счастье, а Счастье порождается Миром.

    Духовный Мир может царствовать только там, где нет беспокойства, а беспокойство обусловливается мыслями, возникающими в уме. Когда сам ум отсутствует, наступает совершенный мир.

    Если человек не уничтожил ум, он не может достичь Мира и быть Счастливым. А пока он сам не обрел Счастье, то не может даровать Счастье „другим”.

    Поскольку, однако, нет „других” для Мудреца, уничтожившего ум, то простой факт Его Само-осуществления сам по себе достаточен, чтобы сделать „других” Счастливыми.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    8. Мир и Счастье.


    У. Как я могу добиться внутреннего мира? Кажется, мне не получить его посредством практики вичары.

    М. Мир является вашим естественным состоянием, но ум блокирует его.

    Ваша вичара направлена только на ум. Исследуйте, что такое ум, и он исчезнет.

    Ум не существует отдельно от мысли.

    Тем не менее, поскольку мысли возникают, вы предполагаете наличие какого-то их источника и называете его умом.

    Если же вы углубитесь вовнутрь, исследуя, что это, то обнаружите, что в действительности ума не существует.

    Когда, таким образом, ум исчезнет, вы обретете вечный Мир.



    У. Посредством поэзии, музыки, джапы, бхаджаны, созерцания прекрасных ландшафтов, чтения духовных стихов и т. п. человек иногда переживает истинное чувство всеединства. Является ли это чувство глубокого блаженного покоя (где нет отдельной личности) тем же, что и проникновение в Сердце, о котором говорит Бхагаван? Может ли такая практика вести ко все более глубокому самадхи и, окончательно, к полному видению Реальности?

    М. Когда ум воспринимает приятное, то это и есть счастье. Оно не является чуждым и далеким, ибо является Счастьем, присущим Самости, а другого Счастья нет.

    Вы погружаетесь в Самость при тех обстоятельствах, которые доставляют вам удовольствие, и это погружение заканчивается самосуществующим Блаженством.

    Однако игра ума навязывает вам мысль, что Блаженство — во внешних предметах и происшествиях, тогда как фактически это Блаженство находится внутри вас.

    В тех упомянутых выше случаях вы, хотя и бессознательно, но погружаетесь в Самость.

    Если же вы сделаете это сознательно, с убеждением, что приходит переживание вашего тождества со Счастьем которое есть действительно Самость, единственная Реальность, то вы назовете это Осуществлением.

    Я желаю вам сознательно погрузиться в Самость — Истинное Я, то есть в Сердце.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    КНИГА ВТОРАЯ

    1. Самоисследование
    .

    УЧЕНИК: Как осознать Самость?

    МАХАРШИ: Чья Самость? Найдите, чья.


    У. Моя, но кто я?

    М. Узнайте сами.


    У. Я не знаю, как это сделать.

    М. Просто думайте над этим вопросом. Кто это говорит: “Я не знаю”? Кто есть „я” в вашем утверждении? Что неизвестно?



    У. Говорит кто-то или что-то во мне.

    М. Кто есть этот кто-то? В ком?



    У. Возможно, некая сила.

    М. Узнайте.



    У. Почему я рожден?

    М. Кто рожден? Ответ одинаков на все ваши вопросы.



    У. В таком случае кто я?

    М. (Улыбаясь). Вы пришли допрашивать меня? Вы должны сами сказать, кто вы.



    У. Насколько я могу судить, мне не уловить это „я”. Оно даже не полностью различимо.

    М. Кто говорит, что „я” не различимо? Имеются ли в вас два „я", одно из которых не различимо другим?



    У. Могу ли я вместо запрашивания “Кто я?” спросить себя: “Кто Вы?”. Тогда мой ум сможет сконцентрироваться на Вас, кого я считаю Богом в форме Гуру. Возможно, я, таким образом, буду ближе к цели моего поиска?

    М. Форма исследования может быть любой, но в конечном счете вы должны прийти к единому Я - Самости.

    Все эти различия, делаемые между „я” и „вы”, Учителем и учеником и т. п., являются лишь знаком неведения.

    Существует только единственное Высочайшее Я. Думать по-другому значит заблуждаться.

    Очень поучительным в этом контексте является предание, содержащееся в Пуранах, о Мудреце Рибху и его ученике Нидагхе.

    Рибху учил своего ученика Высочайшей Истине Единого Брахмана-без-второго, но Нидагха, несмотря на свою эрудицию и рациональное понимание, не достиг достаточной убежденности, чтобы принять и следовать Пути джняны.

    Он поселился в своем родном городке и посвятил жизнь соблюдению религиозных обрядов и ритуалов.

    Но Мудрец любил своего ученика так же глубоко, как тот своего Учителя. Несмотря на возраст, Рибху сам собрался пойти к ученику, чтобы посмотреть, насколько далеко последний ушел от ритуализма. При этом Мудрец переоделся, чтобы наблюдать действия Нидагхи, не будучи узнанным.

    Однажды переодетый деревенским жителем Рибху в конце концов нашел Нидагху, когда тот внимательно наблюдал за царской процессией. Он спросил о причине суматохи и узнал, что в процессии присутствует сам царь.

    “О! Сам царь! Он участвует в процессии! Но где он?” — спросил мудрец, одетый крестьянином.
    “Тут, на этом слоне”, - отвечал Нидагха.

    “Вы говорите, что царь на этом слоне. Да, я вижу двоих, - сказал крестьянин. - Но который из них царь и который слон?”

    “Что! - воскликнул Нидагха. - Ты видишь двоих, но не знаешь, что человек сверху - это царь, а животное снизу - слон? О чем с тобой говорить?”

    “Умоляю, не будьте столь раздражительны с таким невеждой, как я, - попросил селянин. "Но вы сказали „сверху” и „снизу”. Что означают эти слова?”

    Нидагха этого больше не мог вынести. “Ты видишь царя и слона, первый вверху, второй внизу. Однако ты хочешь знать, что означает „вверху” и „внизу”? - взорвался Нидагха. - Если вещи, которые ты видишь, и слова, которые слышишь, так мало говорят тебе, то только действие может научить тебя. Наклонись вперед, и ты все очень хорошо узнаешь”.

    Крестьянин сделал так, как его просили. Нидагха уселся ему на плечи и сказал: “Сейчас ты поймешь. Я нахожусь сверху, как царь, а ты - снизу, как слон. Теперь ясно?”

    “Нет, однако, неясно, - спокойно ответил деревенщина. - Вы говорите, что находитесь сверху, подобно царю, а я внизу, подобно слону.

    „Царь”, „слон”, „верх” и „низ” - до сих пор все понятно. Но умоляю сказать, что вы имеете в виду под „я” и „ты”?”

    Когда Нидагха был поставлен лицом к лицу со сложнейшей проблемой определения „ты” отдельно от „я”, то он озарился свыше, сразу спрыгнул на землю и упал к ногам Учителя, говоря: “Кто еще, кроме моего почтенного Учителя Рибху, мог так повернуть мой ум от этих поверхностных представлений физического существования к подлинному Бытию Самости, Истинного Я! О милостивый Учитель, я прошу Вашего благословения”.

    Поэтому если ваша цель - превзойти здесь и сейчас эти поверхностные представления физического существования посредством Атма-вичары, то зачем различать „ты” и „я”, которые относятся только к телу?
    Когда вы повернете ум вовнутрь, ища Источник мысли, где будет „ты” и где „я”?


    Вы должны искать и быть Самостью, которая объемлет всё.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Но разве не странно, что „я” должно искать „я”? Не обратится ли, в конце концов, вопрошание “Кто я?” в пустую формулу? О, должен ли я ставить себе этот вопрос бесконечно, повторяя его словно определенную мантру?

    М. Само-исследование, конечно, не является пустой формулой, оно серьезнее, чем повторение любой мантры. Если бы вопрос “Кто я?” был только вопрошанием в уме, он не имел бы большой ценности.

    Настоящая цель Само-исследования состоит в том, чтобы сфокусировать цельный ум на его Источнике. Следовательно, это не тот случай, когда одно „я” ищет другое „я”.

    Само-исследование менее всего является пустой формулой, ибо оно включает интенсивную деятельность цельного ума по сохранению его устойчивого пребывания в чистом сознании Самости.

    Само-исследование — это единственное безошибочное средство, единственное прямое средство для осознания ничем не обусловленного, абсолютного Бытия, которым вы в действительности являетесь.



    У. Почему только Само-исследование следует рассматривать как прямое средство достижения джняны?

    М. Потому что любой вид садханы, исключая Атма-вичару, предполагает сохранение ума как инструмента ведения садханы и при отсутствии ума не может практиковаться.

    Эго способно принимать различные и все более тонкие формы на различных ступенях упомянутых видов практики, но никогда окончательно не уничтожается.

    Когда Джанака воскликнул: “Сейчас я обнаружил вора, который постоянно разорял и разоряет меня. С ним нужно обращаться жестоко”, то царь на самом деле имел в виду эго, или ум.



    У. Но вор может быть схвачен не менее успешно и при практике других садхан.

    М. Попытка уничтожить эго, или ум, иными садханами, нежели Атма-вичара, в точности напоминает вора, переодевающегося полицейским, чтобы поймать вора, которым он сам и является.

    Только Атма-вичара может открыть истину, что ни эго, ни ум в действительности не существуют, и дать возможность искателю осознать чистое, неразличенное Бытие Самости, или Абсолюта.

    Осознавшему Самость ничего не остается для познания, ибо она есть совершенное Блаженство, она есть Все.



    У. Смогу ли я в этой жизни, окруженной ограничениями, когда-нибудь осознать Блаженство Самости?

    М. Это Блаженство Самости всегда с вами, и вы Его обнаружите, если будете искренне искать. Причина ваших страданий не снаружи, ибо она лежит в вас как носителе эго.

    Вы сначала налагаете на себя ограничения, а затем тщетно боретесь с ними. Все несчастья вызваны эго.

    Именно из-за него все ваши беды. Какой смысл приписывать событиям жизни причину страдания, которая на самом деле лежит внутри вас?

    Какое счастье вы можете обрести от внешних обстоятельств? А когда вы добьетесь его, как долго оно продлится?

    Если вы отвергнете эго и сожжете, игнорируя его, то будете свободны. Если же вы принимаете его, то оно наложит на вас ограничения и ввергнет в тщетную борьбу за их преодоление. Вот какой вор „грабил” царя Джанаку.

    Быть Самостью, которой вы в действительности являетесь, это и есть единственный способ осознать блаженство, всегда принадлежащее вам.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Я еще не постиг Истину, что существует только Самость. Не следует ли мне в этом случае практиковать бхакти и йога марги как более подходящие для целей садханы, чем вичара марга? Разве осуществление абсолютного Бытия, т. е. Брахма-джняна, не есть нечто совершенно недостижимое для подобного мне мирянина?

    М. Брахма-джняна не является Знанием, которое должно быть приобретено извне как непременное условие счастья.

    Следует только отбросить точку зрения неведения, так как Самость, которую вы стремитесь познать, это поистине вы сами.


    Ваше мнимое неведение причиняет вам ненужную печаль, подобно тому, как десять глупцов горевали об „утрате” десятого, который никогда не терялся.

    В известной притче десять дураков вброд переходили реку и, достигнув другого берега, захотели убедиться в том, что все они благополучно пересекли ее. Один из десяти начал считать, но, считая других, пропустил себя.

    “Я вижу только девятерых; конечно, мы потеряли одного. Кто бы это мог быть?” - сказал он.

    “Ты правильно посчитал?” - спросил другой и начал считать сам. Но и он тоже насчитал только девятерых.

    Один за другим каждый из десяти насчитывал только девятерых, пропуская себя.

    “Нас только девять, - решили они. - Но кого не хватает?”

    Все усилия обнаружить „пропавшего” были безуспешными.

    “Кто бы он ни был, он утонул, - заявил наиболее сентиментальный из десяти глупцов. - Мы потеряли его”. Сказав это, он залился слезами, и остальные девять последовали его примеру.

    Завидя плачущих людей на берегу реки, исполненный сочувствия путник спросил, в чем причина их горя. Ему объяснили случившееся и сказали, что даже после неоднократных проверок они не смогли насчитать более девяти человек.

    Услышав этот рассказ, но, видя всех десятерых перед собой, путник сообразил, в чем дело.

    Для того, чтобы глупцы поняли, что в действительности их десять и все они благополучно выбрались на берег, он сказал им: “Пусть каждый из вас назовет свой номер последовательно: один, два, три и так далее, в то время как я буду наносить ему удар, чтобы вы убедились, что включены в счет и притом только раз.
    Тогда и найдется „пропавший” десятым”.

    Услышав это, глупцы обрадовались перспективе найти своего „потерянного” товарища и приняли метод, предложенный путником.

    Пока добрый путник раздавал удары по очереди каждому из десятерых, получивший удар громко считал себя. “Десять”, - сказал последний после получения последнего по очереди удара.

    В замешательстве они смотрели друг на друга. “Нас - десять”, - сказали они в один голос и поблагодарили путника за избавление от горя.

    Это притча. Откуда появился десятый человек? Был ли он вообще потерян?

    Познанием того, что он был здесь все время, обрели они что-нибудь новое?

    Причина их горя состояла не в реальной утрате одного человека из десяти, а в их собственном заблуждении, ибо они предположили, что один из них потерян, хотя и не поняли, кто именно, потому что каждый раз насчитывали девятерых.

    Вы находитесь точно в такой же ситуации. Воистину у вас нет причин быть недовольным и несчастным. Вы сами налагаете ограничения на свою истинную природу бесконечного Бытия, а затем плачетесь, что вы всего лишь ограниченное создание.

    Поэтому вы избираете эту или ту садхану, чтобы превзойти несуществующие ограничения. Но если сама ваша садхана предполагает существование этих ограничений, то, как же она поможет вам выйти за их пределы?

    Поэтому я и говорю вам: познайте, что в действительности вы есть бесконечное, чистое Бытие, Абсолютное Я.

    Вы всегда являетесь тем Я и ничем иным, кроме того, Я - Самости.

    Следовательно, вы никогда не можете быть в действительном неведении относительно этой Самости.

    Ваше неведение является просто формальным
    , подобным неведению десяти глупцов об „утрате” десятого человека. Оно и есть это неведение, которое и вызвало их горе.


    Познайте затем, что истинное знание не творит для вас нового Бытия, а лишь удаляет ваше „невежественное неведение”.

    Блаженство не добавляется к вашей природе, оно только открывается как ваше истинное и естественное Состояние, Вечное и Неразрушимое.


    Единственный путь избавиться от вашего горя - это Познать и БЫТЬ Самим Собой - Самостью. Каким образом это может быть недостижимым?
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    2. Садхана и милость.


    У. Познание Бога ведется с незапамятных времен, но сказано ли здесь последнее слово?

    М. (Какое-то время сохраняет молчание).



    У. (Озадаченный). Молчание Шри Бхагавана служит ответом на мой вопрос?

    М. Да. Мауна это Ишвара-сварупа.
    Священный текст утверждает: “Истина Высочайшего Брахмана провозглашена посредством Красноречия Тишины”.



    У. Говорят, Будда игнорировал такие вопросы о Боге.

    М. Да, и за это его называли шунья-вадин (нигилист). По существу, Будда больше интересовался направлением искателя к практике осознания Блаженства здесь и теперь, чем академическими дискуссиями о Боге.



    У. Бога описывают как проявленного и непроявленного. В первом случае говорят, что Он включает мир как часть Своего Бытия. Если это так, то мы как часть этого мира должны легко познать Его в проявленной форме.

    М. Прежде чем решать вопросы, касающиеся природы Бога и мира, познайте себя.



    У. Мое самопознание включает познание Бога?

    М. Да, потому что Бог — внутри вас.



    У. Что же тогда стоит на пути познания мною себя, или Бога?

    М. Ваш блуждающий ум и извращенные пути.



    У. Но я — только слабое творение Господа. Так почему же высшая сила Господа внутри меня не удалит эти препятствия?

    М. Он удалит их, если у вас будет устремленность.



    У. Почему бы Ему не создать устремленность во мне?

    М. Тогда отдайте себя Ему.



    У. Если я полностью отдам себя, то молитва Богу уже не будет необходимой?

    М. Отдача себя является самой могущественной молитвой.



    У. Но разве не нужно уяснить природу Господа, прежде чем отдать себя Ему?

    М. Если вы верите, что Бог сделает для вас все, что вы от Него хотите, то отдайтесь Ему, а в противном случае оставьте Бога в покое и познайте себя.



    У. Бог или Гуру хоть как-то заботятся обо мне?

    М. Если вы ищете того или другого — а в действительности их не двое, они суть Единство и Тождество, — будьте уверены, что они ищут вас с гораздо большей озабоченностью, чем вы даже можете себе представить.



    У. У Иисуса есть притча о потерянной монете, которую женщина ищет до тех пор, пока не находит.

    М. Да. Она хорошо иллюстрирует истину, что Бог или Гуру всегда ищут искренних искателей. Если бы монета была мелкой, женщина бы так долго ее не разыскивала. Вы понимаете, что это значит? Искатель должен подготовить себя посредством преданности и устремленности.



    У. Но не у каждого имеется полная уверенность в Милости Бога.

    М. Если незрелый ум еще не чувствует Милости Бога, то это не означает ее отсутствия, ибо подразумевало бы, что Бог временами не милостив, то есть перестает быть Богом.



    У. Не совпадает ли это со словами Христа: “По вашей вере да будет вам”?

    М. Полностью совпадает.



    У. Я слышал, что, согласно Упанишадам, только тот познает Атмана, кого Сам Атман выбирает. Почему вообще Атман выбирает? А если Он выбирает, то почему некоторую особенную личность?

    М. Когда восходит солнце, то распускаются не все почки растений, а только некоторые. Будете ли вы винить за это солнце? И почка не может распуститься сама, так как ей нужен солнечный свет.



    У. Можно ли сказать, что помощь Атмана нужна потому, что именно Атман надевает на Себя покрывало майи?

    М. Так можно сказать.



    У. Если Атман набросил на Себя покрывало майи, то почему бы Ему Самому и не убрать это покрывало?

    М. ОН это сделает. Найдите, для кого существует это покрывало.



    У. Почему именно я должен искать? Пусть Атман Сам убирает покрывало!

    М. Если это Атман сейчас говорит о покрывале, то тогда Атман Сам и уберет его.



    У. Бог - это личность?

    М. Да, Он всегда Первое Лицо, Я, постоянно стоящее перед вами, но из-за того, что вы отдаете предпочтение мирскому, Бог теряет для вас значение. Если же вы все отбросите и будете искать только Его, то Он один останется как Я, Самость.



    У. Говорят, что, согласно адвайте, окончательное состояние Осуществления есть абсолютное Соединение с Божественным, а согласно вишишта-адвайте это ограниченное Соединение, в то время как двайта утверждает, что Соединения нет совсем. Какую из этих точек зрения следует считать правильной?

    М. Зачем размышлять о том, что случится когда-нибудь в будущем? Все согласны с тем, что „Я” существует. К какой бы школе мысли искренний искатель ни принадлежал, пусть он сначала узнает, что есть это „Я”. Тогда хватит времени для познания того, каким будет и окончательное Состояние: погрузится ли „Я” в Высочайшее Бытие или останется отдельным от Него. Следует не предвосхищать выводы, а практиковать, сохраняя ум открытым для Истины.



    У. Но не будет ли все-таки некоторое понимание конечного Состояния полезным руководством даже для стремящегося?

    М. Попытка уже сейчас решить, каким будет окончательное Состояние Осуществления, не отвечает конечной цели и не имеет внутренней ценности.



    У. Почему?

    М. Потому что вы в этом случае исходите из ошибочного принципа. Ваша уверенность в правильности сейчас зависит от интеллекта, который сияет только светом, получаемым им от Самости. Разве это не самонадеянность со стороны интеллекта — критиковать высшее, то, чего он является лишь ограниченным проявлением и от чего он получает свой слабый свет?
    Как может интеллект, которому никогда не достичь Самости, компетентно удостоверять, а тем более решать вопрос о природе окончательного Состояния Осуществления?

    Это напоминает попытку измерить силу солнечного света в его источнике уровнем света, даваемого свечой; задолго до того, как свеча хоть в какой-то мере приблизится к солнцу, воск расплавится.

    Оставьте баловство философией и посвятите себя здесь и теперь поиску Истины, которая всегда внутри вас.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    3. Джняни и мир.


    У. Воспринимает ли джняни этот мир?

    М. От кого исходит этот вопрос? От джняни или от аджняни?



    У. От аджняни, я полагаю.

    М. Разве это сам мир старается решить спорный вопрос о своей реальности? Нет, сомнение поднимается в вас. Поэтому познайте сначала, кто есть сомневающийся, а затем вы сможете рассмотреть вопрос, реален мир или нет.



    У. Аджняни видит и познает мир и объекты мира, которые воздействуют на его чувства осязания, вкуса и т. п. Переживает ли джняни мир подобным образом?

    М. Вы говорите о видении и познании мира. Но без познания себя, познающего субъекта (без кого нет познания объекта), как сможете вы познать истинную природу мира, познаваемого объекта? Без сомнения, объекты воздействуют на тело и органы чувств, но разве вопрос возникает в вашем теле? Разве это тело говорит: “Я чувствую объект, он — реален?” Или это мир говорит вам: “Я, мир, реален?”



    У. Я только пытаюсь понять точку зрения джняни на мир. Воспринимается ли мир после Само-осуществления?

    М. Зачем беспокоить себя мыслями о мире и том, что произойдет после Само-осуществления? Сначала осознайте Самость. Какое имеет значение, воспринимается мир или нет?

    Приобретаете ли вы что-нибудь для помощи своему духовному поиску невосприятием мира в состоянии глубокого сна? Наоборот, что вы теряете сейчас при восприятии мира?

    Совершенно несущественно для джняни или аджняни, воспринимает он мир или нет. Мир виден обоим, но их точки зрения различаются.



    У. Если джняни и аджняни похожим образом воспринимают мир, то в чем же различие между ними?

    М. Наблюдая мир, джняни везде видит только Самость, которая является Субстратом всего, что видимо, тогда как аджняни, видит он мир или нет, является невежественным относительно своего истинного Бытия, Самости.

    Возьмем пример демонстрации кинофильма на экране кинотеатра. Что перед вами до начала фильма? Просто экран. На этом экране вы потом видите фильм, и все появляющиеся изображения для вас реальны. Однако пойдите и попробуйте ухватить их. Что вы схватите? Только экран, на котором изображения кажутся такими реальными. После показа, когда изображения исчезают, что остается? Снова — один экран!

    То же и с Самостью. она единственно и существует, а феномены, изображения приходят и уходят. Если вы держитесь за Самость, то появление изображений не введет вас в заблуждение.
    Вообще не имеет значения, появляются или исчезают изображения.

    Игнорируя Самость, аджняни думает, что мир реален, точно так же, как, игнорируя экран, он видит только кинокадры, как если бы они существовали отдельно от экрана.

    Если человек знает, что без Видящего не существует объектов видения, так же как нет изображений без экрана, то он уже не впадает в заблуждение.

    Джняни знает, что экран, изображения и процесс видения их есть не что иное, как Самость. С изображениями Самость пребывает в Своей проявленной форме, а без изображений ОНА остается в непроявленной форме.

    Для джняни абсолютно не имеет значения, в какой форме — проявленной или нет — пребывает Самость. Он всегда является Самостью, однако аджняни приходит в замешательство при виде деятельного джняни.



    У. Это как раз то главное, что побудило меня поставить мой первый вопрос: воспринимает ли тот, кто осознал Самость, мир так же, как мы, и если воспринимает, то я хотел бы узнать, как Шри Бхагаван воспринял вчерашнее чудесное исчезновение фотографии...

    М. (Улыбаясь). Вы имеете в виду фотографию храма в Мадурае. Несколькими минутами ранее посетители по очереди рассматривали ее. Очевидно, они ее заложили между страницами какой-то книги или еще куда-нибудь.



    У. Да, речь идет об этом происшествии. Как Бхагаван оценивает его? Все горели желанием отыскать фотографию, которую, в конце концов, так и не нашли. Как Бхагаван смотрит на чудесное исчезновение фотокарточки как раз тогда, когда ее все так хотели посмотреть?

    М. Предположим, вам снится, что вы берете меня в свою далекую страну Польшу. Вы просыпаетесь и спрашиваете меня: “Мне снилось то-то и то-то. Вы тоже видели аналогичный сон или другим способом узнали, что я брал вас в Польшу?” Какое значение вы приписываете такому вопросу?



    У. Но что касается пропавшего фото, то ведь весь инцидент произошел перед Бхагаваном.

    М, Рассматривание фотографии, ее исчезновение, так же как и ваш настоящий вопрос, - все это просто работа ума.

    В Пуранах есть история, иллюстрирующая то, о чем идет речь. Когда Сита пропала из хижины лесного отшельника, Рама отправился ее искать, причитая: “О Сита, Сита!” Парвати и Парамешвара видели с небес все происходящее в лесу. Парвати удивилась и сказала Шиве: “Ты восхвалял Раму как Совершенное Существо. Посмотри, как он себя ведет и как горюет о потере Ситы!” Шива отвечал: “Если ты сомневаешься в Совершенстве Рамы, то проверь его сама. Силой своей йога-майи обратись Ситой и предстань перед ним”.

    Парвати так и сделала. Она появилась перед Рамой, как две капли воды похожая на Ситу, но, к ее удивлению, Рама игнорировал ее присутствие и продолжал призывать: “О Сита, Сита!”, словно слепой.



    У. Я не в состоянии уловить поучение в этой истории.

    М. Если бы Рама действительно искал физического присутствия Ситы, то признал бы в стоявшей перед им женщине Ситу, которую потерял. Но нет, пропажа Ситы была такой же нереальностью, как и Сита, появившаяся перед его глазами. Рама на самом деле не был слепым, но для Рамы как джняни предшествующая жизнь Ситы в хижине, ее исчезновение, предпринятый им поиск, так же как и действительное присутствие Парвати в облике Ситы, - все было в равной степени нереальным.

    Сейчас вы понимаете, с какой точки зрения рассматривается пропажа фотографии?



    У. Я не могу сказать, что мне все ясно. Мир, который видится, чувствуется и ощущается нами столь разнообразными путями, есть нечто подобное сну, иллюзия?

    М. Если вы ищете Истину и только Истину, то для вас нет иной альтернативы, кроме принятия мира как нереального.



    У. Почему?

    М. По той простой причине, что если вы не откажетесь от идеи реальности мира, то ваш ум всегда будет действовать согласно ей.

    Если вы принимаете кажимость за реальность, то никогда не познаете Саму Реальность, хотя именно Реальность есть то, что единственно существует.

    Этот момент иллюстрируется аналогией со „змеей в веревке”. До тех пор, пока вы видите змею, вы не сможете увидеть веревку как таковую. Несуществующая змея реальна для вас, в то время как реальная веревка кажется абсолютно несуществующей.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Легко только предположить, что мир не является окончательной реальностью, но трудно иметь твердое убеждение в том, что он на самом деле нереален.

    М. Точно так же и ваш мир сновидений реален, пока вы дремлете. В продолжение сновидения все, что вы видите, чувствуете и переживаете в нем, является реальным.



    У. Мир, таким образом, ничем не лучше, чем сновидения?

    М. В чем ошибка вашего чувства реальности в процессе сновидений? Вы можете видеть во сне совершенно невозможное, например дружескую встречу с умершим человеком. Как раз в этот момент вы можете усомниться в сновидении, сказав себе: “Разве он не умер?”, но почему-то ваш ум примиряется со сновидением, и умерший человек кажется во сне живым.

    Другими словами, само сновидение как сновидение не позволяет вам усомниться в его реальности.

    Точно так же вы не сомневаетесь в реальности мира вашего бодрствующего переживания, ибо как может ум, который сам создал этот мир, считать его нереальным?

    Именно с этой точки зрения можно отождествить мир бодрственного опыта и мир сновидения, поскольку оба являются лишь творениями ума, и до тех пор, пока ум погружен в одно из этих двух состояний, он не способен отказаться от реальности мира сновидений в процессе сна и бодрствующего мира в период бодрствования.

    Если, наоборот, вы полностью удалите свой ум от мира, повернете его вовнутрь и будете пребывать в этом состоянии, то есть если вы всегда пробуждены и открыты для Самости, являющейся Субстратом всех переживаний, то обнаружите мир, который вы сейчас единственно сознаете, таким же нереальным, как и мир, в котором жили в своем сновидении.



    У. Я уже говорил раньше, что мы видим, чувствуем и ощущаем мир различными путями. Эти ощущения являются реакциями на объекты видения, чувствования и т. п., а не продуктами ума, как в сновидениях, которые различаются не только у разных людей, но и у одной и той же личности. Разве этого соображения не достаточно для доказательства объективной реальности мира бодрствования?

    М. Но ведь весь разговор о несообразностях мира сновидений возникает только сейчас, когда вы бодрствуете, а пока вы дремали, сновидение было совершенно единым целым, то есть если вы чувствовали во сне жажду, то иллюзорное питье иллюзорной воды утоляло вашу иллюзорную жажду. И все это было реальным и не иллюзорным для вас, пока вы не знали, что само сновидение было иллюзией.

    Таков и мир бодрствования, где ощущения, которые вы сейчас испытываете, согласуются между собой, чтобы дать вам впечатление реальности мира.

    Если, наоборот, мир является само-существующей реальностью (тем, что вы, очевидно, понимаете под его объективностью), то что препятствует миру открыться вам в глубоком сне без сновидений? Вы же не отрицаете своего существования в глубоком сне.



    У. Я никак не могу отрицать существования мира во время моего глубокого сна. Он существует все это время. Если в течение глубокого сна я не видел мира, то другие, кто не спал, видели его.

    М. Надо ли призывать других в свидетели, чтобы самому себе доказать свое существование во время глубокого сна?

    Почему вы ищете их свидетельства именно сейчас? Они, „другие”, могут рассказать вам о своем видении мира в течение вашего глубокого сна, только когда вы бодрствуете.

    Их рассказ не имеет ничего общего с вашим собственным существованием, ведь при пробуждении вы говорите, что крепко спали, причем до такой степени, что точно знаете — были в глубочайшем сне, когда о существовании мира у вас не было ни малейшего понятия.

    Даже сейчас, при бодрствовании, разве это мир говорит: “Я реален”, или это ваши слова?



    У. Конечно, я говорю это, но я говорю это о мире.

    М. Хорошо, но в таком случае этот мир, по вашим словам, - реальный, действительно смеется над вами за попытку доказать его реальность, когда вы сами не знаете своей собственной Реальности.

    Вы хотите так или иначе защитить представление о реальности мира. Но что является стандартом Реальности?

    Единственная Реальность - это то, что существует само по себе, открывается само собой и является вечным и неизменным.


    Разве мир существует сам по себе? Когда его видели без помощи ума?

    В глубоком сне нет ни ума, ни мира, а при бодрствовании есть ум и есть мир. Что означает это неизменное сочетание отрицаний и утверждений? Вы знакомы с принципами индуктивной логики, которая является фундаментом научного исследования, так почему же вы не решаете вопрос о реальности мира в свете этих общепринятых принципов логики?

    О себе вы можете сказать: “Я существую”, так как это существование есть не просто существование, а Существование, которое вы сознаете. Действительно, оно есть Существование, тождественное Сознанию.



    У. Мир может не осознавать себя, однако он существует.

    М. Но Сознание - это всегда Само-сознание. Если вы осознаете что-либо, то вы, по существу, осознаете себя.

    Не сознающее себя существование есть противоречие в терминах, ибо тогда вообще нет реального существования.

    Это только формальное существование атрибута, тогда как истинное Существование, Сат, не есть атрибут, а суть сама Субстанция. ОНО есть васту.

    Реальность, следовательно, известна как Сат-Чит, Бытие-Сознание, и никогда как только одно за исключением другого.

    Мир не существует сам по себе и не сознает своего существования. Как же вы можете говорить, что мир является реальным?

    А какова природа этого мира? Она есть вечное изменение, непрерывное, бесконечное течение. Зависимый, несамосознающий, вечно изменяющийся мир не может быть реальным.



    У. Не только западная эмпирическая наука* рассматривает мир реальным, но и Веды дают тщательно разработанное космологическое описание мира и его происхождения. Разве они поступили бы так, если бы мир был нереален?

    М. Основная цель Вед — дать вам знание природы неразрушимого Атмана и авторитетно провозгласить “ТО ТЫ еси”.



    У. Я согласен. Но почему они дают столь пространные космологические описания, если не считают мир реальным?

    М. Примените на практике то, с чем вы согласны в теории, и оставьте остальное. Шастры должны руководить всеми искателями Истины, а у каждого из них свой склад ума. Поэтому то, с чем вы не можете согласиться, рассматривайте только как артха-ваду, или дополнительный аргумент.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    4. Сердце есть самость.


    У. Шри Бхагаван говорит, что Сердце является местопребыванием Сознания и что оно тождественно Самости. Что же именно значит Сердце?

    М. Вопрос о Сердце возникает, потому что вы ищете Источник сознания. Для всех глубоко мыслящих умов исследование „Я” и его природы имеет неотразимое очарование.

    Называйте это любым именем — Бог, Самость, Истинное Я, Сердце или Источник Сознания — это все одно и то же. Главное, что должно быть схвачено здесь, это что СЕРДЦЕ означает само Ядро, Сердцевину бытия, Центр, без которого нет ничего.



    У. Но Шри Бхагаван точно определил особое место для Сердца внутри физического тела, а именно что оно находится в грудной клетке, двумя пальцами правее средней линии груди.


    М. Да, согласно свидетельству Мудрецов, это есть Центр духовного опыта. Духовный Сердечный центр совершенно отличен от физического мускульного органа, перегоняющего кровь и известного под таким же названием. Он не является органом тела.

    Все, что вы можете сказать о Сердце, это что оно есть подлинное ядро вашего бытия, которому вы на самом деле идентичны (что буквально и передается санскритским термином). бодрствуете ли вы, глубоко спите или видите сны, заняты ли работой или погружены в самадхи.



    У. В этом случае как же оно может быть локализовано в какой-либо части тела? Установление места для сердца будет подразумевать установление физиологических ограничений на то, лежащее за пределами пространства и времени.

    М. Совершенно верно. Однако человек, спрашивающий о положении сердца, рассматривает себя существующим с телом или в теле.

    Задавая сейчас вопрос, не хотите ли вы сказать, что только ваше тело здесь, а вы сами говорите из другого места? Нет, вы принимаете свое физическое существование, и с этой точки зрения допустимы любые ссылки на физическое тело.

    По правде говоря, чистое Сознание неделимо, оно не имеет частей, форм и состояний, понятий „внутри” и „снаружи”. Для него не существует „левого” и „правого”.

    Чистое Сознание, которое и есть Сердце, обнимает все, ибо нет ничего вне или отдельно от него. Такова конечная Истина.

    С этой абсолютной точки зрения Сердце, Самость или Сознание не может иметь определенного особого места в физическом теле. На каком основании?

    Тело само является просто проекцией ума, а ум — это не что иное, как слабое отражение лучезарного Сердца.

    Как может то, включающее все, само быть ограничено крохотным участком внутри физического тела, являющегося только бесконечно малым, феноменальным проявлением единственной Реальности?

    Но люди не понимают этого. Они не могут удержаться от мышления в терминах физического тела и мира.

    Например, вы говорите: “Я пришел в этот ашрам из моей страны, лежащей далеко за Гималаями”. Но это ведь не отвечает истине.

    Разве существует „прибытие”, или „ходьба”, или какое-нибудь движение для единственного, всепроникающего Духа, которым вы в действительности являетесь?

    Вы пребываете там, где были всегда.

    Это только ваше тело двигалось или перевозилось с места на место, до тех пор, пока оно не достигло этого ашрама.

    Эта истина проста, но для человека, рассматривающего себя субъектом, живущим в мире объектов, она кажется какой-то фантастикой!

    Именно снисходя до уровня обыденного понимания для Сердца определено некоторое место в физическом теле.



    У. Как же тогда мне следует понимать утверждение Шри Бхагавана, что Сердечный центр переживается в определенном месте грудной клетки?

    М. Раз вы согласны с тем, что с истинной и абсолютной точки зрения Сердце как чистое Сознание лежит за пределами пространства и времени, то все остальное вы легко поймете в его правильной перспективе.



    У. Ответ основан на том, что я поставил вопрос о положении Сердца. Я же сейчас спрашиваю об опытном переживании Шри Бхагавана.

    М. Чистое Сознание, полностью не связанное с физическим телом и превосходящее ум, является делом непосредственного переживания.

    Мудрецы знают свою бестелесность, вечное Существование точно так же, как мирянин знает свое телесное существование.

    Но опыт Сознания может иметь место как с осознанием тела, так и без него.

    В бестелесном переживании чистого Сознания Мудрец находится за пределами времени и пространства, и тогда вопрос о положении Сердца вообще не возникает.

    Поскольку, однако, физическое тело не может существовать (в жизни) отдельно от Сознания, то телесное осознание должно поддерживаться чистым Сознанием.

    Первое по своей природе ограниченно, и никогда не может быть одинакового протяжения во времени или пространстве с последним, которое вечно и бесконечно.

    Телесное сознание — это просто подобное монаде, миниатюрное отражение чистого Сознания, с которым Мудрец осознал свое тождество.

    Для него, следовательно, телесное сознание — лишь отраженный луч самолучезарного, бесконечного Сознания, которое есть он сам.

    Только в этом смысле можно говорить о том, что Мудрец осознает свое телесное существование.

    Так как в течение бестелесного переживания Сердца как чистого Сознания Мудрец совсем не осознает тела, то абсолютное переживание локализуется им в пределах физического тела чем-то вроде чувства воспоминания, сформированного в то время, когда он уже осознает тело.



    У. Для людей, подобных мне, не имеющих ни прямого переживания Сердца, ни следующего из него воспоминания, достаточно трудно понять этот вопрос. О самом положении Сердца нам, возможно, остается только строить догадки.

    М. Если определение положения Сердца должно зависеть от предположений, пусть даже и для мирянина, то вопрос, безусловно, не стоит серьезного обсуждения. Но оно не зависит от ваших догадок, а определяется безошибочной интуицией.



    У. У кого же имеется эта интуиция?

    М. У каждого в отдельности и у всех.
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    5. Место расположения сердца.


    У. Не даст ли мне Шри Бхагаван взаймы интуитивное знание Сердца?

    М. Нет, не Сердца, но положения Сердца относительно вашей индивидуальности.



    У. Шри Бхагаван хочет сказать, что я интуитивно знаю, где находится Сердце в физическом теле?

    М. А почему бы и нет?



    У. (Указывая на себя) Это ко мне лично относятся слова Бхагавана?

    М. Да. Это и есть интуиция! Куда вы только что указали на себя жестом? Разве вы не направили свой палец на правую сторону груди? Это как раз и есть место расположения Сердечного центра.



    У. Итак, не имея непосредственного знания о Сердечном центре, я должен зависеть от этой интуиции?

    М. А что здесь ошибочного? Когда школьник говорит: “Это я решил задачку правильно”, — или когда он предлагает вам: “Давайте я сбегаю и получу для вас книгу”, разве он указывает на голову, которая правильно решила задачу, или ноги, которые быстро понесут его доставать вам книгу?

    Нет, в обоих случаях он совершенно естественно покажет пальцем на правую сторону груди, выражая таким простым жестом ту глубокую истину, что Источник чувства „я” в нем находится здесь.

    Только безошибочная интуиция заставляет его именно таким образом указывать на себя, на Сердце, которое есть Самость. Это действие является полностью бессознательным и всеобщим, оно одинаково для каждого человека.

    Какое еще более сильное, чем это, доказательство местонахождения Сердечного центра в физическом теле вам требуется?



    У. Но один святой сказал, что он испытал духовное переживание в центре между бровями. Так ли это?

    М. Как я говорил вам ранее, Осуществление, превосходящее пространственно-временные отношения, является окончательным и совершенным. Когда оно достигнуто, то не имеет значения, где ощущалось духовное переживание.



    У. Но я спрашивал о том, какая из двух точек зрения на расположение центра духовного опыта правильней: место между бровями или же Сердце?

    М. Для практики вы можете концентрироваться на точке между бровями. Эта концентрация затем становится бхаваной, или образным созерцанием ума, тогда как высочайшее состояние анубхавы, или Осуществления, с которым вы становитесь абсолютно тождественным и в котором ваша индивидуальность полностью растворяется, превосходит ум.

    Значит, здесь не может быть центра переживания, рассматриваемого вами как объект, отдельного и отделенного от вас, субъекта.
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Я хотел бы поставить свой вопрос несколько иначе. Можно ли сказать, что точка между бровями является местом пребывания Самости, или Истинного Я?

    М. Вы соглашаетесь, что Самость есть окончательный Источник сознания и что ОНА равно существует во всех трех состояниях ума. Но мы видим, что происходит, когда в медитации человека одолевает сон. Первым признаком сна является наклон головы, чего никогда не случилось бы при расположении Самости между бровями или в каком-либо другом месте головы.
    Если во время глубокого сна переживание Самости не ощущается в пространстве между бровями, то об этом центре нельзя говорить как о ЕЁ местопребывании, не делая абсурдного предположения, что Самость часто меняет Свое Собственное место.

    Фактически садхак может испытывать переживание в любом центре, или чакре, на которой он концентрирует ум. Но по названной причине именно это особенное место его опыта не становится ipso facto местопребыванием Самости.

    Существует интересная история о Камале, сыне Мудреца Кабира, которая служит иллюстрацией того, что голова (и a fortiori точка между бровями) не может рассматриваться местопребыванием Самости.

    Кабир был глубоко предан Шри Раме и никогда не забывал кормить тех, кто возносил свои молитвы его Господу. Случилось однажды так, что у него не оказалось на завтра достаточного количества пищи для преданных поклонников. Поэтому он вместе с сыном отравился ночью добывать требуемую провизию.

    История повествует далее, что после того, как отец с сыном вынесли продовольствие из купеческого дома через проделанную ими дыру в стене, сын вернулся, чтобы разбудить хозяев и оповестить их, что дом ограблен.

    Встревожив спящих, Камаль попытался убежать от них через эту дыру, но голова прошла, а тело застряло. Чтобы не быть опознанным и не оставить без пищи преданных, он позвал отца и попросил отрубить ему голову. Сделав это, Кабир беспрепятственно скрылся с похищенной провизией и головой сына, а на следующий день как ни в чем ни бывало устроил пир для бхактов: “Если такова Воля Рамы и мой сын должен был умереть, то пусть она исполнится!”

    Вечером Кабир с гостями, как обычно, принял участие в городской процессии с пением песен преданности - бхаджаной.

    Тем временем ограбленный домохозяин написал жалобу и отослал ее царю вместе с обезглавленным телом Камаля, опознать которое не смог.

    Царь приказал привязать тело на видном месте главной улицы так, чтобы любой заявивший на него право или унесший (а труп нельзя было оставлять без последних ритуалов, выполняемых родственниками) мог быть допрошен или арестован полицией, тайно расставленной для этой цели.

    Кабир и его гости в полном разгаре бхаджаны шли главной улицей, когда, к удивлению всех, обезглавленное тело Камаля, считавшееся мертвым, начало размахивать руками в такт мелодии, исполняемой компанией бхаджаны.

    Эта история опровергает предположение, что голова или место между бровями является местопребыванием Самости. Можно также заметить, что когда на поле боя голова солдата в сражении отсекается от тела неожиданным и мощным ударом меча, то тело продолжает бежать или двигать членами, как бы пародируя бой, прежде чем окончательно рухнет замертво.


    У. Но ведь Камаль умер гораздо раньше?

    М. То, что вы называете смертью, на самом деле не явилось каким-то необычайным переживанием для Камаля. Вот что случилось с ним, когда он был еще моложе.

    Мальчиком Камаль имел приятеля-сверстника, с которым играл в шарики и другие игры. Они соблюдали между собой общее правило: если кто-нибудь оставался должен другому за игру или две, то обязан был расплатиться на следующий день.

    Однажды вечером мальчики играли в счет Камаля. На следующий день Камаль, желая получить от приятеля долг, отправился к нему домой, где увидел лежащее на веранде тело друга и плачущих родственников.

    “В чем дело? — спросил их Камаль. — Он играл со мной вчера и остался должен за одну игру”. Родственники, рыдая, сказали, что мальчик умер. “Нет, — заявил Камаль, — он не умер, а только притворяется мертвым, чтобы уклониться от возврата долга”.

    Родственники предлагали Камалю самому убедиться, что мальчик действительно мертв, что тело его холодное и окоченевшее. “Но все это просто притворство, я знаю; что из того, что тело стало холодным и окоченело? Я тоже могу стать точно таким” Сказав это, Камаль упал и в мгновение ока умер.

    Несчастные родственники, раньше рыдавшие из-за смерти своего мальчика, пришли в ужас и начали так же оплакивать и смерть Камаля. Тогда Камаль повернулся на спину, объявив: “Вы видели? Я был, как вы говорили, мертв, но встал снова, живой и невредимый. Вот так и он хочет надуть меня, но ему не удастся обмануть меня своим притворством”.

    В финале этой истории присущая Камалю духовная сила вернула жизнь мертвому мальчику, и Камаль получил свой долг за игру.

    Мораль здесь такова, что смерть тела не означает угасания Самости. ЕЁ отношение к телу не ограничено рождением и смертью, а ЕЁ местоположение в физическом теле не ограничено переживанием, воспринимаемым в каком-то особенном месте, например между бровями, вызванным практикой дхьяны, выполняемой на этом центре.

    Высочайшее Состояние Само-осознания присутствует всегда, ОНО превосходит три состояния ума так же, как жизнь и смерть.
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Так как Шри Бхагаван говорит, что Самость может функционировать в любых центрах, или чакрах, в то время как ЕЁ местопребыванием является Сердце, то возможно ли, чтобы благодаря интенсивной практике концентрации, или дхьяны, на точке между бровями этот центр сам стал местопребыванием Самости?

    М. Пока речь идет просто о стадии практики концентрации путем фиксации места контроля вашего внимания, любые обсуждения, касающиеся местопребывания Самости, будут просто теоретизацией.

    Вы рассматриваете себя субъектом, видящим, и место, на котором вы фиксируете свое внимание, становится объектом видения. Это есть просто бхавана. Когда же, наоборот, вы видите Самого Видящего, то погружаетесь в Самость, становитесь единым с ней. Это и есть Сердце.



    У. В таком случае рекомендуется ли практика концентрации между бровями?

    М. Конечным результатом практики любой разновидности дхьяны является то, что объект, на котором садхак останавливает свой ум, перестает существовать как особенный и отдельный от субъекта.

    Они (субъект и объект) становятся одной Самостью, и это есть Сердце.

    Практика концентрации внимания на центре между бровями является одним из методов садханы, посредством которого мысли в данный момент эффективно контролируются, ибо они являются направленной вовне деятельностью ума, и мысль прежде всего следует за „взглядом” — физическим или мысленным.

    Следует, однако, отметить, что эта садхана с остановкой внимания на точке между бровями должна сопровождаться джапой, потому что следующим по важности после физического глаза является физическое ухо — и тот и другой органы предназначены для сдерживания и отвлечения ума.

    Следующим по важности за глазом ума (то есть за мысленной визуализацией объекта) является ухо ума (то есть мысленная артикуляция речи), оба — для контроля и, посредством этого, усиления ума или для отвлечения и, таким образом, ослабления его.

    Следовательно, когда умственный глаз установлен на центре (например, между бровями), вам следует также практиковать мысленную артикуляцию нама (Имени) или мантры (священного Слога или Слогов), так как иначе вы вскоре утратите удержание объекта концентрации.

    Описанная выше садхана ведет к отождествлению Имени, Слова или Самости — как бы вы ни называли это - с Центром, выбранным для целей дхьяны.

    Чистое Сознание, Самость, Истинное Я, или Сердце, есть окончательное Осуществление.


    У. Почему Шри Бхагаван не предписывает практику концентрации на некотором определенном центре, или чакре?

    М. Йога-шастры говорят, что сахасрара является местопребыванием Самости. Пуруша-Сукта заявляет, что Сердце есть ЕЁ местообитание.

    Чтобы дать возможность садхаку избежать возможных сомнений, я предписываю ему взяться за „нить”, или ключ, чувства „я”, или „я есмь”, и следовать за ней до его Источника.

    Это делается потому, что никто не питает сомнений относительно своего чувства „я”, а также потому, что конечной целью любой садханы является осуществление Источника „я есмь”-ности — исходного факта вашего переживания.

    Поэтому если вы будете практиковать Атма-вичару, то достигнете Сердца, которое есть Самость.
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    6. Ахам и ахам-вритти.


    У. Каким образом исследование, начатое эго, может обнаружить его собственную нереальность?

    М. Вы выходите за пределы феноменального существования эго, когда погружаетесь в Источник, из которого поднимается ахам-вритти, чувство „я есмь”, или „я есмь”-ность.



    У. Но не является ли ахам-вритти только одной из трех форм, в которых эго проявляет себя? Йога-Васиштха и другие древние тексты описывают эго как имеющее тройственную форму.

    М. Да, эго описывается как имеющее три тела — грубое, тонкое и причинное, — но это делается только для аналитического объяснения.

    Если бы метод исследования зависел от формы эго, то вы нигде не смогли бы его применить, так как эго может принимать легион форм.

    Поэтому для целей джняна-вичары вы должны исходить из того, что эго имеет только одну форму, а именно — ахам-вритти.



    У. Но этот метод может оказаться все-таки недостаточным для осуществления джняны.

    М. Само-исследование слежением за путеводной нитью ахам-вритти как раз напоминает выслеживание собакой своего хозяина по его запаху.

    Хозяин может находиться далеко, в неизвестном месте, но это вовсе не мешает собаке выслеживать его.

    Хозяйский запах является безошибочным ключом для животного, и ничего, кроме этого, например одежда, телосложение, рост и т. п., не имеет значения. Этого запаха собака держится, не отвлекаясь, в течение всего поиска и в конце концов достигает цели.

    Подобным образом в вашем поиске Самости единственно надежной нитью является ахам-вритти, „я есмь”-ность, которая суть исходный факт вашего переживания. Ничто иное не может вести вас непосредственно к Само-осуществлению.



    У. Но мне все еще неясно, почему поиск Источника ахам-вритти как выделенного среди других мыслей — вритти должен рассматриваться прямым средством Само-осуществления.

    М. Слово „Ахам” само по себе наводит на размышления. Две буквы этого слова, а именно (А) и (ХА) являются соответственно первой и последней буквами санскритского алфавита.

    Содержание, выражаемое этим словом, таково, что оно заключает в себе все. Каким образом? Потому что Ахам означает само существование.

    Хотя чувство „я семь”, или „я есмь”-ность обычно известно как ахам-вритти, на самом деле оно не является вритти, подобным другим вритти ума.

    Будучи не похожей на другие вритти, которые не имеют существенных взаимоотношений, ахам-вритти одинаково и по существу связана с абсолютно каждой вритти ума.

    Без ахам-вритти не может быть никакой другой вритти, но ахам-вритти может жить сама по себе, независимо от других вритти ума. Следовательно, ахам-вритти коренным образом отличается от остальных вритти.

    Поэтому поиск Источника ахам-вритти есть не просто поиск основы одной из форм эго, но самого сущностного Источника, из которого возникает „я есмь”-ность.

    Другими словами, поиск и осознание Источника эго в форме ахам-вритти необходимо подразумевает в себе выход за пределы эго в каждой из его возможных форм.



    У. Признавая, что ахам-вритти по сути охватывает все формы эго, почему все же следует выбрать именно эту вритти как средство Само-исследования?

    М. Потому что именно чувство „я семь” является единственной неразложимой данностью вашего переживания, а розыск его Источника — это единственно осуществимый курс к вашему Само-осуществлению.

    Говорят, что эго имеет причинное тело, по как вы можете сделать именно его целью исследования? Ведь когда эго принимает эту форму, вы погружены в темноту глубокого сна.



    У. Но разве эго в его тонкой и причинной формах не является неуловимым даже при энергичном поиске Источника ахам-вритти, проводимом в бодрственном состоянии ума?

    М. Нет. Поиск Источника ахам-вритти касается самого существования эго. Поэтому тонкость форм эго не является существенным обстоятельством.



    У. Каким образом исследование, касающееся эго в форме ахам-вритти, может быть полезным, когда единственной целью является осуществление ничем не обусловленного, чистого Бытия Самости, которое никоим образом не зависит от эго?

    М. С функциональной точки зрения форма, активность или как бы вы еще не назвали его (оно невещественно, поскольку быстро исчезает), эго имеет одну-единственную характерную особенность.

    Эго функционирует как узел между Самостью, которая есть чистое Сознание, и физическим телом, инертным и бесчувственным.

    Поэтому эго и названо чит-джада-грантхи.

    В своем выслеживании Источника ахам-вритти вы используете Чит, Сознание, являющееся неотъемлемым аспектом эго, и поэтому исследование должно вести к осуществлению чистого Сознания Самости.




    У. Какова связь между чистым Сознанием, осуществленным джняни, и „я есмь”-ностью, которая признается исходным фактом жизненного опыта?

    М. Неразличенное Сознание чистого Бытия есть Сердце, или Хридаям, которым вы в действительности являетесь, что означает и само слово (Хрит + + Аям = Сердце есмь Я).

    Из Сердца возникает „Я есмь”-ность как первичная данность чьего-либо переживания, которая сама по себе есть чистота, или шуддха-саттва, по характеру. Именно в этой шуддха-саттва сварупе (то есть в форме, не загрязненной раджасом и тамасом) это „я” появляется, чтобы жить в джняни...



    У. В джняни эго существует в саттвической форме и, следовательно, оно появляется как нечто реальное. Я прав?

    М. Нет. Существование эго в любой форме, будь то в джняни или в аджняни, само по себе есть видимость. Но для аджняни, обманутого мыслями о реальности бодрственного состояния и мира, эго также кажется реальным.

    Так как он видит, что джняни действует подобно другим личностям, он вынужден относить некоторые понятия об индивидуальности также и к джняни.

  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Как же тогда ахам-вритти действует в джняни?

    М. Она в нем не действует совсем. Мишенью (лакшья), на которой джняни фокусирует свое внимание, является само Сердце. Поэтому он един и тождествен этому однородному, чистому Сознанию, относимому в Упанишадах к ПРАДЖНЯНЕ.

    Праджняна есть воистину Брахман, Абсолют, и не существует Брахмана иного, нежели Праджняна.



    У. Каким образом тогда неведение этой единой и единственной Реальности возникает, к несчастью, в случае аджняни?

    М. Аджняни видит только ум, который есть простое отражение Света Чистого Сознания, возникающего в Сердце. О Сердце как таковом он находится в неведении. Почему? Потому что его ум направлен наружу и никогда не искал своего Источника.



    У. Что препятствует безграничному, неразличенному Свету Сознания, поднимающемуся из Сердца, самому открыться для аджняни?

    М. Как вода в горшке отражает громаду солнца внутри узких пределов горшка, так и васаны, или скрытые тенденции ума личности, действуя как средство отражения, ловят всепроникающий, безграничный Свет Сознания, идущий из Сердца, и преподносят в форме отражения феномен, называемый умом.

    Наблюдая только это отражение, аджняни вводится в заблуждение верой, что он есть конечное существо, джива.

    Если ум обращается вовнутрь путем поиска Источника ахам-вритти, то васаны угасают и в отсутствие средства отражения феномен отражения — ум — также исчезает, поглощенный Светом этой Единой Реальности, Сердца.

    Это итог и сущность всего, что стремящемуся к Истине необходимо знать. Категорическое требование к нему — вести ревностный и однонаправленный поиск Источника ахам-вритти.



    У. Однако любые усилия, которые он может предпринять, ограничены бодрственным состоянием ума. Как такой поиск, проводимый только в одном из трех состояний ума, может разрушить сам ум?

    М. Поиск Источника ахам-вритти, несомненно, начинается садхаком в бодрственном состоянии ума.

    Нельзя сказать, что в нем ум уже разрушен, но сам процесс Само-исследования обнаружит, что чередование или превращение трех состояний ума, так же как и сами три состояния, принадлежат миру феноменов, который не может задеть его интенсивного внутреннего поиска.

    Само-исследование реально возможно только посредством интенсивного обращения ума вовнутрь.

    То, что окончательно осознается результатом такого поиска Источника ахам-вритти, есть поистине Сердце как неразличённый Свет чистого Сознания, в котором отраженный свет ума полностью поглощен.


    У. В таком случае для джняни уже не существует различий между этими тремя состояниями ума?

    М. Какие могут быть отличия, когда сам ум растворен и утрачен в Свете Сознания?
    Для джняни все три состояния равно нереальны.

    Но аджняни не способен постигнуть это, поскольку для него мерой реальности является собственное состояние, тогда как для джняни мерой Реальности является Сама Реальность.

    Эта Реальность чистого Сознания является по Своей природе вечной и поэтому существует одинаково в течение того, что вы называете бодрствованием, сном со сновидениями и глубоким сном.

    Для того, кто един с этой Реальностью, не существует ни ума, ни его трех состояний, а следовательно, нет и обращения ума вовнутрь или наружу.


    Бодрственное Состояние принадлежит ему всегда, ибо он Пробужден для вечной Самости.

    Он всегда пребывает в Состоянии сна со сновидениями, поскольку мир для него есть просто очередное сновидение. Он всегда пребывает в Состоянии глубокого сна, ибо все время не имеет сознания „тело есть Я”.



    У. Должен ли я рассматривать Шри Бхагавана как говорящего со мной в бодрственно-дремотно-спящем состоянии?

    М. Поскольку ваше сознательное переживание сейчас ограничено продолжительностью направленности ума вовне, вы называете настоящий момент бодрственным состоянием, тогда как все это время ваш ум спит относительно Самости, а потому вы сейчас на самом деле крепко спите.



    У. Для меня глубокий сон есть просто пустота.

    М. Это потому, что ваше бодрственное состояние есть простое вскипание беспокойного ума.



    У. Под пустотой глубокого сна я понимаю трудность осознания в нем чего-либо, то есть он для меня идентичен несуществованию.

    М. Но ведь вы существовали во время глубокого сна.



    У. Если я и существовал, то не осознавал этого.

    М. Не хотите ли вы сказать со всей серьезностью, что прекратили существовать в течение глубокого сна! (Смеется). Если вы отправились спать как мистер Икс, то не поднялись ли после него как мистер Игрек?



    У. Я узнаю свою личность, может быть, за счет действия памяти.

    М. Допустим, но возможно ли это без непрерывности осознания?



    У. Но я не отдаю себе отчета в этом осознании.

    М. Нет, вы ошибаетесь. Кто говорит, что вы ничего не осознаёте в глубоком сне? Говорит ваш ум. Но ведь в глубоком сне ума не было? Какую же ценность имеет устное показание ума о вашем существовании или переживании в глубоком сне?

    Привлечение показаний ума для опровержения вашего существования или осознания в глубоком сне в точности напоминает вызов вашего сына в свидетели с целью опровергнуть факт вашего рождения!


    Вы помните, я говорил вам ранее, что существование и осознание не являются двумя разными вещами, но суть одно и то же?

    Если по какой-либо причине вы почувствуете необходимость допустить факт своего существования в глубоком сне, будьте уверены, что вы также и сознавали это существование.

    Что вы действительно не осознаёте в глубоком сне, так это существование своего тела. Вы смешиваете это осознание тела с истинным Осознанием Самости, которая вечна.

    Праджняна, являющаяся Источником чувства „я есмь”, всегда живет, не затрагиваемая тремя скоропреходящими состояниями ума, давая вам, таким образом, возможность сохранять свое тождество неповрежденным.

    Праджняна к тому же лежит за пределами трех состояний, поскольку она может жить без них и несмотря на них.

    Это есть та Реальность, которую вам следует искать в течение так называемого бодрственного состояния прослеживанием ахам-вритти до ее Источника.

    Интенсивная практика в этом исследовании обнаружит, что ум и три его состояния нереальны и что вы являетесь вечным, безграничным Сознанием чистого Бытия, Самостью, Истинным Я, или Сердцем.


    КОНЕЦ