Евангелие Шри Рамана Махарши.

Тема в разделе 'Рамана Махарши', создана пользователем Эриль, 20 сен 2023.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ЕВАНГЕЛИЕ ШРИ РАМАНА МАХАРШИ.

    (Выборочно)

    ВСТУПЛЕНИЕ

    По желанию большого числа преданных и поклонников Бхагавана Шри Раманы ответы на некоторые вопросы, поставленные перед ним в разные периоды времени, изданы в форме книги под заглавием „ЕВАНГЕЛИЕ МАХАРШИ” (MAHARSHI'S GOSPEL) для пользы широкого круга заинтересованных читателей всего мира.

    Эти вопросы постоянно возникают у многих из нас, и для их решения мы ведем внутреннюю борьбу. Ответы, данные Махарши, являются квинтэссенцией мудрости. Они имеют неоценимое значение для серьезного искателя Истины, ибо основаны на его непосредственном знании и переживании.

    Глубочайшая, но трудная для понимания истина адвайты, состоящая в том, что единственная реальность есть абсолютная самость, или Брахман, нигде столь ясно не истолкована, как на этих страницах, поскольку слова Бхагавана Шри Раманы отражают его высочайший опыт, а поиск Истины стремящимися реален лишь с точки зрения обыденного мирского понимания.
    Истина одинакова как для одного, так и для всех, и Шри Бхагаван направляет серьезного искателя на исследование и критическое изучение своего собственного сокровенного опыта, поиски для себя сердцевины, ядра своего бытия, — сердца, вечно тождественного единой, окончательной Реальности, относительно которой все виденное или познанное имеет лишь феноменальное проявление.

    Каждое слово, слетающее с губ мудреца, это сущность Мудрости Упанишад, которой Он Сам есть Высочайшее Воплощение. Преданный читатель найдет на этих страницах практический совет и приобретет убеждение, что его неотъемлемая природа Божественна. Это то убеждение, которое может поддержать его в духовном усилии.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Книга 1

    1.Работа и отречение.


    УЧЕНИК: В чем высочайшая цель духовного опыта для человека?



    МАХАРШИ: Само-осуществление.



    У. Может ли женатый человек осознать Самость?

    М. Конечно. Женатый или холостой — человек может осознать Самость, ибо то существует здесь и сейчас. Если бы оно таковым не было, а достигалось определенным усилием за некоторое время, или если бы оно было чем-то новым, что должно быть приобретено, то к нему не стоило бы и стремиться, ибо не естественное не может быть и неизменным.

    Но я утверждаю, что ваша Истинная Природа, самость, неизменно пребывает здесь и сейчас и сама по себе.



    У. Соляную куклу, растворяющуюся в море, уже не защитит водонепроницаемая одежда. Этот мир, в котором мы должны тяжко трудиться изо дня в день, подобен океану.

    М. Да, и вовне направленный ум является здесь одеждой, непроницаемой для воды.



    У. Но как тогда можно работать и, будучи свободным от желаний, поддерживать внутреннюю сосредоточенность, уединение? Ведь жизненные обязанности оставляют мало времени для медитации или даже для молитвы.

    М. Да. Работа, совершаемая с привязанностью, является оковами, тогда как работа, выполняемая без привязанности, не затрагивает делающего, даже в процессе работы он пребывает в уединении. Выполнение вашего долга есть воистину поклонение Богу (намаскар), а единственно правильной позой (асаной) является пребывание в Нем.


    У. Значит, мне не следует отказываться от семейной жизни?

    M. Если такова ваша судьба, то вопрос не должен и возникнуть.



    У. Почему же тогда Вы еще в юности оставили свой дом?

    М. Ничего не случается без Божественного провидения. Поведение человека в этой жизни определено его судьбой - прарабдхой.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Будет ли правильным посвятить все мое время поиску Самости, своего Я? Если же это для меня невозможно, то должен ли я, сосредоточиваясь в установленное заранее время, просто сохранять спокойствие?

    М. Очень хорошо, если вы можете всегда сохранять спокойствие, не погружаясь умом в иные дела. Если же это не удается сделать, то в чем польза от периодического спокойствия, когда вы стремитесь к Осуществлению?

    Пока у человека есть обязанности, требующие активности, пусть он ни на минуту не прекращает попыток осознать Самость.



    У. Влияют ли действия человека в этой жизни на его последующие рождения?

    М. Разве вы рождены? Почему вы думаете о других рождениях? Факт состоит в том, что нет ни рождения, ни смерти. Пусть тот, кто рожден, думает о смерти и ее смягчении!



    У. Вы можете показать мне умерших близких?

    М. Разве вы знали своих родственников перед их рождением, что вам так хочется узнать о них после смерти?



    У. Есть ли шансы у семьянина, грихастхи, достичь Освобождения? Обязательно ли ему для этого становиться нищим?

    М. Зачем вы думаете, что вы грихастха? Подобные мысли, что вы — саньясин, отрекшийся, будут преследовать вас, даже если вы покинете мир как саньясин.

    Останетесь ли вы в миру или же отречетесь от него и уйдете в лес, ум будет преследовать вас.

    Источником мысли является эго. Оно творит тело и мир и заставляет вас думать, что вы - грихастха.

    Если же вы отречетесь от мира, то это только заменит мысль о грихастхе на мысль о саньясин, а окружение дома на лес, но ментальные препятствия всегда с вами.

    Они даже сильно возрастут в новой обстановке. Изменение среды вам не поможет.

    Ум - это единственное препятствие, и он должен быть превзойден - дома ли, в лесу ли. Если вы можете сделать это в лесу, то почему не дома? Следовательно, зачем менять окружение? Ваши усилия могут предприниматься даже сейчас, при любом окружении.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Возможно ли наслаждаться погруженностью в Самость, самадхи, будучи занятым мирской работой?

    М. Помехой этому является чувство „Я работаю”. Спросите себя: “Кто работает?”, вспомните, кто вы есть на самом деле, и тогда работа не будет связывать вас, она будет выполняться автоматически.

    Не предпринимайте усилия ни к работе, ни к отречению - ваше усилие само есть узы.

    Чему суждено случиться - случится обязательно.

    Если вам не суждено работать, то, даже стремясь к работе, вы не найдете ее. Если вам суждено работать, то работы не избежать — вы будете вынуждены заниматься ею.

    Итак, оставьте работу Высшей Силе — по собственной воле отречься или остаться в миру вы не можете.



    У. Бхагаван говорил, что если заниматься поиском Бога „внутри”, то „внешняя” работа будет продолжаться автоматически. В описании жизни Шри Чайтаньи сказано, что, наставляя учеников, он на самом деле искал Кришну (Себя) внутри, полностью забыв тело и продолжая говорить только о Кришне. Я сомневаюсь, что работа может быть без ущерба предоставлена самой себе. Не следует ли уделять частицу внимания и работе тела?

    М. Самость (ваша Истинная Природа) охватывает все. Разве вы в стороне от Самости? Или работа может продолжаться без Самости? Самость является всеобщей, а потому все действия будут происходить в любом случае - стараетесь ли вы изо всех сил заниматься ими или нет.

    Работа будет идти сама.

    Так и Кришна сказал Арджуне, что ему не нужно винить себя в убийстве Кауравов - они уже убиты Богом. Это не ваша задача решаться на работу и беспокоиться о ней - нужно только выполнять волю Высшей Силы.



    У. Но ведь работа может пострадать, если я не слежу за ней.

    М. Слежение за Самостью и означает слежение за работой. Вы думаете, что работа сделана вами, потому что отождествляете себя с телом.

    Но тело и его активность, включающая эту работу, не отделены от Самости. Ведь вы не следите за своими шагами, когда куда-то направляетесь, но через некоторое время вы у цели.

    Ходьба продолжается без вашего слежения за ней. Точно так же дело обстоит и с другими видами работы.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Тогда это напоминает поведение лунатика.

    М. Напоминает сомнамбулизм? Совершенно верно. Если мать ночью кормит крепко спящего ребенка, он ест так же хорошо, как и при полном бодрствовании, но наутро убежден, что ночью не ел, так как не осознавал производимого им действия.

    Тем не менее, действие происходило.

    Или, например, путешественник, едущий в телеге, засыпает. Волы движутся, останавливаются, их распрягают по дороге. Путешественник не знает всего этого, но после пробуждения оказывается в другом месте. Поездка закончилась, хотя он находился в блаженном неведении относительно всех событий в пути.

    Подобное происходит и с Самостью человека.

    Вечно бодрствующая Самость сравнима с путешественником, спящим в телеге.

    Бодрственное состояние это есть движение волов, а самадхи - их неподвижность (потому что самадхи означает бодрствующий сон - джаграт-сушупти, то есть человек осознает действие, но не заинтересован в нем - волы запряжены, но не движутся).

    Глубокий сон - распрягание волов, ибо это отвечает полному прекращению активности, соответствующему освобождению волов от упряжи.

    Возьмем еще пример с кинотеатром. При показе кинофильма картины действия проецируются на экран, но движущиеся изображения не задевают и не изменяют экрана. Зритель смотрит на них, а не на экран. Изображения не могут существовать отдельно от экрана, однако сам экран игнорируется.

    Точно так же Самость является экраном, на котором наблюдаются картины, действия и т. п.

    Человек осознает последние, но не осознает неотъемлемого первого. Тем не менее мир изображений не находится в стороне от Самости, и, осведомлен ли человек об экране или нет, действия будут продолжаться.



    У. Но ведь в кинотеатре есть киномеханик?

    М. Да, но кинопоказ выполняется бесчувственными материалами. Источник света, кинокадры, экран и т. п. - всё это не чувствующее, и потому нужен киномеханик, чувствующий деятель.

    С другой стороны, Самость есть абсолютное Сознание и, следовательно, замкнута, не требует дополнений. Не может быть оператора, отдельного от Самости.
  6. Оффлайн
    двамдвам

    двамдвам жанклод

    Самость есть абсолютное Сознание и, следовательно, замкнута, не требует дополнений.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Я не путаю тело с оператором машины, а скорее имею в виду слова Кришны в 61-м стихе XVIII главы Гиты: “Господь в Сердце каждого существа пребывает, о Арджуна, как на (гончарном) колесе вращая все существа силой Своей майи”

    М. Функции тела, включающие необходимость оператора, рождены в уме, а поскольку тело есть джада, или не чувствующее, то чувствующий управляющий необходим.

    Кришна говорил, что Бог пребывает в Сердце как Владыка индивидуальных душ - джив, потому что люди думают, что они являются дживами.

    На самом деле не существует ни джив, ни Владыки, внешнего по отношению к ним, ибо Самость все заключает в СЕБЕ.

    И экран в кинотеатре, и изображения на нем, зритель, актеры, киномеханик, освещение, само здание кинотеатра и все прочее есть ОНА.

    То, что вы смешиваете свою Сущность, Самость с телом, представляя себя актером, напоминает ситуацию, когда зритель в кинотеатре, вживаясь в фильм, представляет себя актером.

    Представьте себе актера, у которого вы осведомляетесь, может ли он играть без подмостков! То же самое и в случае с человеком, думающим, что его действия отделены от Самости.



    У. С другой стороны, это похоже на приглашение зрителю действовать в кинокартине. Итак, мы должны познать глубокий сон-бодрствование!

    М. Действия и состояния всегда соответствуют какой-то определенной точке зрения. Например, ворона, слон и змея — все они используют один орган для двух альтернативных целей.

    Одним глазом ворона осматривает обе стороны; для слона хобот служит одновременно рукой и носом, а змея одинаково хорошо видит и слышит глазами.

    Скажете ли вы, что ворона имеет глаз или глаза, а хобот слона является рукой или носом, или назовете глаза змеи ее ушами — это означает одно и то же.

    Подобно этому для человека, достигшего Само-осознания — джняни, глубокий сон-бодрствование или бодрствование-глубокий сон или сновидения-глубокий сон, сновидения-бодрствование — все есть одно и то же состояние.



    У. Но мы должны иметь дело с физическим телом в физическом, бодрствующем мире! Если мы глубоко заснем во время работы или попытаемся работать во время сна, то работа пойдет неправильно.

    М. Глубокий сон не является неведением, он есть чистое состояние человека, а бодрствование не является знанием, оно — неведение.

    Есть полное сознание в глубоком сне и полное неведение в бодрствовании. Ваша настоящая природа перекрывает оба эти состояния и простирается вне их.

    Самость превосходит как знание, так и неведение.

    Состояния глубокого сна, сновидений и бодрствования являются лишь формами, проходящими перед Самостью и развивающимися независимо от того, осознаете вы их или нет.

    Состояние джняни таково, что в нем проходят состояния самадхи, бодрствования, сновидений и глубокого сна, подобно тому как волы движутся, останавливаются или распрягаются в то время, когда пассажир спит.

    Эти ответы соответствуют лишь точке зрения невежественного — аджняни, так как в противном случае такие вопросы не возникнут.


    У. Конечно, они не могут возникнуть у Самости. Кто бы тогда спрашивал? Но, к несчастью, я еще не осознал Самость!

    М. Это как раз и является препятствием на вашем пути.

    Вы должны отделаться от идеи, что вы аджняни и еще не осознали Самость. Вы есть Самость. Было ли время, когда вы не осознавали эту Самость?
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    2. Молчание и уединение.


    У. Является ли обет молчания полезным?

    М. Внутренняя Тишина есть само-отдача. И это то же самое, что и жизнь без чувства эго.


    У. Необходимо ли уединение для саньясина?

    М. Уединение пребывает в уме человеческом. Один может быть в гуще мира, сохраняя, тем не менее, совершенную безмятежность ума, и такой человек всегда находится в уединении.

    Другой может жить в лесу, но оказаться все еще не в состоянии управлять умом. О таком человеке нельзя сказать, что он уединен.

    Уединение определяется ориентацией ума: человек, привязанный к мирским вещам, не может достичь уединения, где бы он ни был, а непривязанный всегда пребывает в уединении.



    У. Что такое мауна?

    М. Состояние, которое превосходит речь и мысли, будучи медитацией без умственного усилия, и есть мауна.

    Подчинение ума — это медитация, а глубокая медитация есть вечная речь.

    Тишина — это постоянная Речь, это неиссякаемый поток „сообщения”, который прерывается словесной речью, ибо слова блокируют этот безмолвный „язык”.

    Лекции могут часами занимать людей, не способствуя их совершенствованию. С другой стороны, Тишина постоянна и помогает человечеству в целом...

    Под Тишиной подразумевается Красноречие. Словесные наставления не так красноречивы, как Тишина. Тишина — это непрекращающееся Красноречие...

    Она — лучший из языков. Существует состояние, когда слова исчезают и торжествует Тишина.



    У. Но как же тогда мы можем обмениваться мыслями друг с другом?

    М. Это необходимо лишь при существовании чувства двойственности...



    У. Почему Бхагаван не выходит к народу и не проповедует ему Истину?

    М. Откуда вы знаете, что я этого не делаю? Разве проповедь заключается в том, чтобы взобраться на трибуну и взывать к толпе вокруг? Проповедь есть просто сообщение Знания, а по-настоящему оно может быть передано только в Тишине.

    Что вы думаете о человеке, который слушает поучение в течение часа и уходит не затронутый им настолько, чтобы изменить свою жизнь?

    Сравните его с другим, сидящим в святом Присутствии и уходящим через некоторое время с полностью изменившимся взглядом на жизнь. Что лучше: громко проповедовать без всякого толку или безмолвно сидеть, посылая Внутреннюю Силу?

    С другой стороны, как возникает речь? Существует абстрактное Знание, из которого поднимается эго, являющееся, в свою очередь, мыслью, а мысль вызывает изреченное слово.

    Поэтому слово — это всего лишь правнук начального Источника. Но если слово может производить воздействие, столь ценимое вами, то насколько более мощной должна быть Проповедь посредством Тишины.

    Однако люди не понимают этой простой, неприкрашенной истины, Истины их каждодневного, всегда присутствующего, вечного переживания. Эта Истина есть то же, что Самость.

    Существует кто-нибудь, не знающий Истинного Я? Но людям не нравится даже слышать об этой Истине, в то время как они стремятся узнать о том, что лежит вдали, — о небесах, аде и перевоплощении.

    Поскольку они любят тайну, но не Истину, то религии стараются обслужить их так, чтобы в конечном счете привести обратно к Самости.

    Какие бы средства ни применялись, вы должны в конце концов вернуться к Себе, к Самости. Так почему бы не пребывать в Самости здесь и теперь?

    Чтобы наблюдать или размышлять о других мирах, Самость необходима, и поэтому люди не отличаются от Самости. Даже невежественный человек, когда он наблюдает предметы, видит только Самость.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Как я могу контролировать ум?

    М. Если Самость осознана, то контролировать нечего, так как Самость сияет только после исчезновения ума.

    В человеке, осознавшем Самость, ум может быть или не быть активным, но для него существует только Самость, ибо ум, тело и мир неотделимы от Самости, а значит, принадлежат ЕЙ.

    Отличаются ли они от Самости? Так почему нужно беспокоиться об этих тенях, когда Самость известна? Как они могут повлиять на Самость?



    У. Если ум - это просто тень, то как мне познать Самость?

    М. Самость сияет Своим Собственным Светом; ОНА - Сердце. Освещение поднимается из Сердца и достигает головы, которая является местопребыванием ума.

    Мир видим умом, и поэтому вы видите мир отраженным светом Самости. Мир воспринимается действием ума, и когда ум освещен, он познает мир, а когда нет, то он не знает мира.

    Если ум повернут внутрь, в направлении Источника освещения, то предметное знание исчезает, и Самость одиноко сияет как Сердце.

    Луна светит отраженным светом солнца. Когда солнце зашло, то луна полезна для обнаружения объектов, но если солнце поднялось, то свет луны никому не нужен, хотя ее диск и виден на небе.

    Та же ситуация с умом и Сердцем.

    Ум полезен своим отраженным светом Самости и используется для видения объектов, но когда, обращенный вовнутрь, он погружается в самопроизвольно сияющий Источник Света, то становится похожим на луну в полдень.

    Для освещения в темноте светильник необходим, но при свете солнца в нем нет нужды, все объекты и так видны.

    А чтобы видеть солнце, светильник вообще не нужен, так как достаточно просто повернуться к самосветящемуся солнцу.

    То же происходит и с умом.

    Чтобы видеть объекты, необходим отраженный свет ума, а чтобы увидеть Сердце, достаточно только повернуть ум к Нему. Тогда ум как источник света можно не учитывать, ибо Сердце самолучезарно.
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    3. Контроль ума.


    У. После того как в октябре я покинул этот ашрам, сознание внутреннего Мира, обретенного мной в Святом Присутствии Шри Бхагавана, не оставляло меня около десяти дней. Все это время даже при загруженности работой внутри меня существовал какой-то скрытый поток Мира и Покоя в единении, напоминавший двойственное состояние, переживаемое в полудреме, когда одна половина головы блаженно спит, а другая слушает скучную лекцию. Затем это состояние полностью исчезло, и вновь вернулись прежние глупости. Работа совсем не оставляет времени для специальной медитации. Будет ли достаточной практикой постоянное напоминание себе во время работы, что „Я ЕСМЬ”?

    М. (После короткой паузы) Если вы укрепите ум, то внутренний Мир будет продолжаться все время, так как его длительность пропорциональна силе ума, приобретаемой повторяющейся практикой.

    Сильный ум способен держаться за этот поток сознания, и независимо от погруженности или непогруженности в работу поток останется незатронутым и непрерываемым.

    Помехой является не работа, а мысль, что ее делаете именно вы.


    У. Будет ли в этом случае преднамеренная медитация необходимой для усиления ума?

    М. Нет, если в процессе работы вы постоянно помните, что эта работа — не ваша. Сначала необходимо усилие, чтобы напоминать себе об этом, но позднее такая мысль становится естественной и непрерывной. Работа продолжается сама по себе, а ваш мир будет оставаться ненарушаемым.

    Медитация — это ваша истинная природа. Вы сейчас говорите о медитации, потому что существуют другие мысли, отвлекающие ваше внимание.

    Когда эти мысли развеяны, вы остаетесь один — то есть в состоянии медитации, свободном от мыслей, и это ваша действительная природа, которую вы сейчас пытаетесь обрести, не подпуская отвлекающие мысли.

    О таком воздержании от мыслей сейчас и говорится как о медитации. Но когда практика становится устойчивой, реальная природа проявляет себя как истинная медитация.



    У. Посторонние мысли возникают с новой силой именно при попытке медитировать!

    М. Да, при медитации поднимаются все виды мыслей. Но именно это и нужно, ибо выводится то, что скрыто в вас. Как они могут быть уничтожены до тех пор, пока не возникнут? Мысли поднимаются, как всегда, самопроизвольно, но только их поочередное уничтожение укрепляет ум.
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Существуют периоды времени, когда люди и вещи имеют смутные, почти прозрачные формы, словно в дремоте. Исчезает наблюдающий их извне, но имеется пассивное сознание их существования, в то время как нет активного сознания какого-либо вида собственной индивидуальности. В уме царит глубокая тишина. Означают ли эти периоды готовность к погружению в Самость или это симптом болезни, результат самогипноза? Следует ли поддерживать это состояние, приносящее временный покой?

    М. Вместе с тишиной в уме существует Сознание, и это именно то состояние, к которому следует стремиться. Факт возникновения вопроса на этой точке, без осознания, что это есть Самость, показывает, что состояние является не устойчивым, а случайным.

    Слово „погружение” применяется тогда, когда еще существуют уходящие склонности ума, и поэтому ум должен быть направлен и повернут вовнутрь для погружения ниже поверхности внешних, феноменальных проявлений.

    Но зачем погружаться в случае преобладания тишины, не блокирующей Сознание?

    Если такое состояние еще не осознано как Самость, то усилие сделать это и может быть названо „погружение”. В этом смысле о том coстоянии можно сказать, что оно подходит для постижения или погружения в такой степени, что ваши последние два вопроса в нем вовсе не возникнут.



    У. Мой ум все еще продолжает чувствовать симпатию к детям, потому, наверное, что внешний вид ребенка часто использовался для олицетворения Идеала. Как можно избавиться от этого пристрастия?

    M. Держитесь за Самость. Почему вам надо думать о детях и ваших реакциях по отношению к ним?



    У. Третий визит в Тируваннамалай, кажется, усилил во мне чувство эгоизма и затруднил медитацию. Что это — маловажная, проходящая фаза или знак, что мне следует в будущем избегать таких мест?

    М. Это только ваше воображение. Это ли место, иное ли — все они внутри вас.

    С такими фантазиями надо покончить, ибо сами места как таковые ничего не могут поделать с активностями ума.

    Ваше окружение также зависит не только от вашего индивидуального выбора, оно существует как нечто само собой разумеющееся, и вы должны подняться над ним, не позволяя себе запутаться в нем.
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Как нам следует объяснить необычайное развитие посетившего Вас мальчика?

    (Мальчик восьми с половиной лет ожидал Бхагавана в Его Холле часов в 5 вечера, когда Сам Шри Бхагаван поднимался на Гору. В Его отсутствие ребенок говорил о йоге и веданте на чистом, простом и литературном тамильском языке, свободно цитируя высказывания Мудрецов и священных Писаний. Когда через три четверти часа Шри Бхагаван вошел в Холл, стояла полная тишина. В течение двадцати минут мальчик сидел в Присутствии Шри Бхагавана, не говоря ни слова, но только пристально глядя на Него. Затем из глаз у него покатились слезы. Он утер их и вскоре ушел, говоря, что он все еще ожидает Само-осуществления).


    М. В нем сильны характерные особенности его последнего рождения, но они не проявятся сами иначе как в спокойном, неподвижном уме. Всеобщий опыт состоит в том, что преднамеренные попытки оживить память иногда терпят неудачу, в то время как нечто самопроизвольно вспыхивает в уме, когда тот тих и спокоен.



    У. Каким же образом мятежный ум можно сделать тихим и спокойным?

    М. Следует либо найти источник ума, чтобы ум исчез, либо отдать себя так, чтобы он мог быть сражен.

    Само-отдача суть то же, что и Само-осознание.

    В обоих случаях обязательно подразумевается контроль эго, ибо оно покорится только тогда, когда обнаружит Высшую Силу.



    У. Как мне уйти от мирской активности - сансары, которая кажется действительной причиной беспокойства ума? Не является ли отречение эффективным средством обретения его неподвижности?

    М. Сансара существует только в вашем уме. Ведь это не мир открыто заявляет о себе, говоря: “Вот я, мир”. Если бы он это делал, то был бы здесь всегда, позволяя вам переживать его присутствие даже в глубоком сне.

    Поскольку, однако, в глубоком сне мир не воспринимается, то он не постоянен, а будучи непостоянным, нуждается в субстанции, в Сути.

    Не имея самостоятельной реальности, не существуя отдельно от Самости, он легко подчиняется Самости.

    Только Самость постоянна. Отречение есть неотождествление Самости и не-Самости.

    Когда невежество, отождествляющее Самость и не-Самость, удалено, не-Самость прекращает существовать, и это есть истинное отречение.



    У. Можно ли действовать без привязанности даже в случае отсутствия такого отречения?

    М. Только осознавшая Самость - Атма-джняни может действительно действовать без привязанности, быть хорошим карма-йогином.



    У. Осуждает ли Бхагаван философию дуализма, двайты?

    М. Двайта может существовать только тогда, когда вы отождествляете Самость и не-Самость. Адвайта же есть неотождествление.
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    4. Бхакти и Джняна.


    У. Шри Бхагаватам намечает Путь обретения Кришны в Сердце поклонением всему и рассматриванием всего окружающего как Самого Господа. Является ли он самым подходящим из Путей, ведущих к Самоосуществлению?

    Не легче ли почитать Бхагавана во всем, с чем бы ни столкнулся „ум”, нежели искать Супраментальное посредством ментального исследования “Кто я?”.


    М. Да, но когда вы видите Бога во всем, думаете ли вы о Боге или нет? Чтобы видеть Бога вокруг себя, вы должны, конечно, думать о Боге.

    Сохранение Бога в вашем уме становится медитацией, или дхьяной, а дхьяна является стадией, предшествующей Осуществлению.

    Осуществление может быть только Самости и в Самости. Оно не может быть отдельным от Самости, и дхьяна должна предшествовать ему.

    Делаете ли вы дхьяну на Боге или на Самости, это неважно, ибо цель одна.

    Какие бы средства вы ни использовали, вам не уйти от Себя, от Самости. Вы хотите видеть Бога во всем, но не в себе?

    Если всё это есть Бог, то разве вы не включены в это всё!

    Будучи Богом, стоит ли удивляться, что всё есть Бог? Этот метод рекомендуется в Шри Бхагаватам, а где-нибудь предлагается и другими. Но даже для этой практики здесь должен быть видящий или мыслящий. Кто он?



    У. Как увидеть всепроникающего Бога?

    М. Видеть Бога значит БЫТЬ Богом. Не существует „всего” отдельно от Бога, ибо Он проникает все. Только Он, на самом деле, ЕСТЬ.



    У. Можем ли мы читать Гиту время от времени?

    М. (Это следует делать) всегда.



    У. В чем связь между джняной и бхакти?

    М. Вечное, непрерывное, естественное Состояние пребывания в Самости есть джняна.

    Чтобы пребывать в Самости, вы должны любить Самость.

    Поскольку Бог воистину есть Самость, то любовь к Самости есть любовь к Богу, и это есть бхакти. Таким образом, джняна и бхакти - одно и то же.
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Когда я призываю имя Господа, выполняя нама-джапу в течение часа и более, то впадаю в состояние, подобное глубокому сну. При пробуждении я вспоминаю, что моя джапа была прервана, и начинаю снова.

    М. „Подобное глубокому сну” — это верно. Это естественное состояние, но сейчас вы связаны с эго, а потому полагаете, что естественное состояние — нечто, прерывающее вашу работу.

    Поэтому вы должны повторять это переживание до тех пор, пока не осознаете, что оно есть ваше естественное состояние.

    Тогда вы обнаружите, что сама джапа является посторонней, но она все еще будет продолжаться автоматически.

    Ваше нынешнее сомнение вызвано ложным отождествлением себя с умом, выполняющим джапу.

    Цель джапы — привязать ум к одной мысли, чтобы исключить все другие, и она ведет к дхьяне, которая завершается Само-осуществлением, или джняной.



    У. Как мне следует проводить нама-джапу?

    М. Нельзя произносить Имя Бога механически и поверхностно, без чувства глубочайшей преданности. Упоминая Имя Господа, должно призывать Его, тоскуя и безоговорочно отдавая себя Ему. Только после такой само-отдачи Имя Бога будет постоянно с вами.



    У. В чем же тогда необходимость исследования, или вичары?

    М. Само-отдача может иметь действие лишь тогда, когда она выполнена с полным пониманием смысла действительной само-отдачи.

    Такое понимание приходит только после исследования и размышления и неизменно заканчивается само-отдачей.

    Не существует различия между джняной и абсолютной отдачей себя Господу в мысли, слове и деле.

    Чтобы быть полной, само-отдача должна быть несомненной, и преданный не может торговаться с Господом или требовать Его благосклонности.

    Такая полная само-отдача охватывает все: это есть Мудрость - джняна и Бесстрастие - вайрагья, Преданность и Любовь.
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    5. Самость человека и индивидуальность.


    У. Не растворяет ли смерть индивидуальность человека таким образом, чтобы перерождение стало невозможным, как у рек, которые, вливаясь в океан, утрачивают свою индивидуальность?

    М. Когда воды океана испаряются и в виде дождя возвращаются на землю, то они снова текут в образе рек и впадают в океан. Точно так же индивидуальности в состоянии глубокого сна теряют свою отделенность, но, тем не менее, возвращаются как особи в соответствии с их санскарами, или прошлыми тенденциями.

    То же происходит и в смерти, когда индивидуальное бытие человека не утрачивается благодаря санскарам.



    У. Как это происходит?

    М. Посмотрите, как снова вырастает дерево, у которого обрублены ветви. До тех пор, пока корни остаются неповрежденными, дерево будет продолжать расти.

    Подобным образом и санскары, которые только погружаются в Сердце со смертью, но не погибают, служат причиной нового рождения дживы в соответствующее время.



    У. Как могут бесчисленные дживы и обширная вселенная, существование которой соотносимо с этими дживами, пускать ростки от таких тонких санскар, погруженных в Сердце?

    М. Как большое дерево баньяна произрастает из крошечного семени, так и дживы и целая вселенная имен и форм произрастают из тонких санскар.



    У. Каким образом индивидуальность истекает из Абсолютной Самости и как становится возможным ее возвращение?

    М. Как искра исходит из огня, так и индивидуальность, словно искра, истекает из Абсолютной Самости, и эта искра именуется эго.

    В случае аджняни эго отождествляет себя с каким-либо объектом, ибо оно не может оставаться без такой связи с ним.

    Эта связь вызвана незнанием, аджняной, уничтожение которой и является целью усилий человека.

    Когда склонность к отождествлению себя с объектами уничтожена, то эго вновь становится чистым и погружается в свой Источник.

    Ложное отождествление себя с телом есть дехатма-буддхи, или мысль „я-есмь-тело”, которая должна исчезнуть, если вы стремитесь к успеху в Само-осуществлении.



    У. Как же мне искоренить эту мысль?

    М. Вы существуете во сне без сновидений, сушупти, без связи с телом и умом, а в двух других состояниях вы связаны с ними.

    Если бы вы были одно с телом, как бы вы могли существовать без тела в сушупти?

    Вы можете отделить себя от внешнего по отношению к себе, но не от того, что составляет с вами одно целое.

    Следовательно, эго не может быть единым с телом.

    Вы должны это осознать в бодрственном состоянии, исследуя три состояния - бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна - для того, чтобы получить это знание.
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. Как может эго, которое ограничено только двумя состояниями усилий, стремиться осознать то, которое охватывает все три состояния?

    М. Очищенное эго переживается в промежутках между двумя состояниями или между двумя мыслями. Эго напоминает червя, который оставляет один свой захват только после того, как выполнит другой, и его истинная природа познается, когда оно не имеет контакта с объектами или мыслями.

    Вы должны осознать этот промежуток как пребывающую, неизменяемую Реальность, ваше истинное Бытие, через убеждение, обретенное изучением трех состояний — джаграт, свапна и сушупти.



    У. Могу ли я оставаться в сушупти столько, сколько мне нравится, а также пребывать в нем по желанию, как и в бодрственном состоянии? Каков опыт этих трех состояний у джняни?

    М. Сушупти существует также и в вашем бодрственном состоянии. Вы находитесь в сушупти даже сейчас.

    В него следует входить сознательно и достигать именно в состоянии бодрствования.

    В действительности же не существует входа в него и выхода из него.
    Осознание сушупти в состоянии джаграт есть джаграт-сушупти, и это есть самадхи.


    Аджняни не может долго оставаться в сушупти, потому что его собственная природа требует выхода из этого состояния. Его эго не умерло и будет подниматься снова и снова.

    Но джняни уничтожил эго в его Источнике.

    Со стороны, однако, может показаться, что и у него под действием прарабдхи временами поднимается эго.

    Иначе говоря, в случае внешней деятельности джняни будет казаться, что прарабдха поддерживает или сохраняет его эго, как и у аджняни, но фундаментальное различие состоит в том, что когда поднимается эго аджняни (реально оно утихает только в глубоком сне), то оно ничего не знает о своем Источнике, то есть аджняни не осознает своего сушупти во сне и бодрственном состоянии.

    В случае джняни, наоборот, поднятие или существование эго является только кажущимся, и он наслаждается своим непрерывным, трансцендентальным Переживанием, несмотря на такое кажущееся возникновение или существование эго, всегда удерживая свое внимание (лакшья) на Источнике.

    Это эго безвредно. Оно просто напоминает остов сгоревшей веревки, имеющей прежнюю форму, но уже не пригодной для связывания чего-нибудь.

    Постоянным удерживанием внимания на Источнике эго растворяется в Нем, словно соляная кукла в море.
  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. В чем состоит значение Распятия?

    М. Тело - это крест. Иисус, сын человеческий, суть эго или мысль „я-есмь-тело”. Когда сына человеческого распяли на кресте, то эго погибло, а то, что выжило, суть Абсолютное Бытие.

    Оно есть воскрешение Великолепной Самости, Христа - Сына Бога.



    У. Но как оправдать распятие? Разве убийство — это не ужасное преступление?

    М. Каждый человек фактически является самоубийцей.

    Вечное, исполненное блаженства, естественное Состояние его задушено невежественной жизнью.

    Таким образом, нынешняя жизнь обусловлена убийством вечного, абсолютного Существования.

    Разве это воистину не самоубийство? Поэтому, зачем беспокоиться об убийстве?




    У. Шри Рамакришна говорит, что нирвикальпа самадхи не может продолжаться дольше двадцати одного дня, так как иначе человек умирает. Это правда?

    М. При истощении прарабдхи эго полностью растворяется, не оставляя после себя никаких следов. Это и есть окончательное Освобождение (нирвана).

    Если прарабдха не истощилась, то эго будет подниматься, хотя для достигшего Освобождения еще при жизни — дживанмукты — этот подъем будет только кажущимся.
  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    6. Самореализация.


    У. Как я могу достичь Самореализации?

    М. Осуществление не есть нечто такое, что должно быть завоевано вновь, ибо оно уже здесь.

    Все, что необходимо, это отбросить мысль „я еще не осуществил”.

    Спокойствие, или Мир, есть Осуществление. Самость всегда здесь.

    Поскольку имеет место сомнение и чувство не-Осуществления, то должны предприниматься попытки освободиться от этих мыслей, вызванных отождествлением Самости и не-Самости.

    Когда не-Самость исчезает, остается только Самость, так же как для освобождения места в комнате достаточно просто убрать часть загромождающей ее мебели: свободное место не надо приносить откуда-то извне.



    У. Поскольку Осуществление невозможно без васана-кшайи (уничтожения всех васан), то как же мне осознать то Состояние, в котором васаны действительно уничтожены?

    М. Вы находитесь в этом Состоянии сейчас!



    У. Значит ли это, что если держаться за Самость, то васаны будут уничтожаться, как только они появятся?

    М. Они сами будут уничтожаться, если вы останетесь тем, кто вы есть.




    У. Как мне достичь Самости?

    М. He существует достижения Самости. Если бы Самость была достижима, то это означало бы, что Самости нет здесь и теперь, но что ОНА еще должна быть получена.

    Приобретенное вновь будет также и утрачено, а значит, оно будет непостоянным. Что непостоянно, то не заслуживает приложения усилий. Поэтому я и говорю, что Самость не достигается. Вы уже являетесь Самостью, вы уже есть ТО.

    Факт состоит в том, что вы не знаете о своем истинном состоянии, полном блаженства, так как неведение словно покрывало, закрывает чистую Самость, которая есть Блаженство.

    Практические усилия направляются только на удаление этой завесы неведения, являющейся просто ошибочным знанием.

    Ошибочное знание — это ложное отождествление Самости с телом, умом и т. д. Оно должно уйти, и тогда остается только Самость.

    Следовательно, Осуществление уже имеет место для каждого и не делает различия между искателями. Сомнения в возможности осознания и идея „Я-еще-не-Осознал" сами являются препятствиями. Будьте свободны от этих препятствий.
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У. В чем польза самадхи и существует ли в этом случае мысль?

    М. Только самадхи и может открыть Истину. Мысли набрасывают покрывало на Реальность, и поэтому Она не постигается как таковая в состояниях иных, нежели самадхи.

    В самадхи есть только чувство „Я ЕСМЬ”, а мыслей нет. Переживание „Я ЕСМЬ” означает быть спокойным.



    У. Как мне повторить опыт самадхи, или Тишины, который я получил здесь?

    М. Ваше нынешнее переживание обусловлено влиянием атмосферы, в которой вы находитесь. Сможете ли вы обрести его вне этой атмосферы? Опыт сейчас у вас только нерегулярный, а поэтому до тех пор, пока он не станет постоянным, практика необходима.



    У. Временами возникают яркие искры сознания, чей центр находится вне обыкновенной самости и который кажется всеобъемлющим. Не затрагивая философских понятий, что мог бы Бхагаван посоветовать мне при работе над получением, сохранением и расширением этих редких проблесков сознания? Требует ли духовная практика (абхьяса), проводимая в таком опыте, уединения?

    М. Вне! Для кого существуют понятия внутри или вне? Они могут существовать лишь до тех пор, пока есть субъект и объект. Для кого же существуют эти понятия?

    При исследовании вы обнаружите, что они растворяются только в субъекте.

    Ищите, кто является субъектом, и такое исследование приведет вас к чистому Сознанию, превосходящему субъект.

    Обыкновенная самость - это ум. Он имеет ограничения. Но чистое Сознание лежит за пределами ограничений и достигается исследованием природы самого субъекта, как об этом только что сказано.

    Получение: Самость всегда здесь. Вы только должны убрать покрывало, препятствующее обнаружению Самости.

    Сохранение: как только вы осознали Самость, ОНА становится вашим прямым и непосредственным переживанием и уже не утрачивается.

    Расширение: не существует расширения Самости, ибо ОНА является вечной, не имеющей сжатия или расширения.


    Уединение: пребывание в Самости и есть уединение, потому что нет ничего чуждого Самости. Уединение должно поддерживаться от одного некоторого места или состояния до другого. Но нет ничего отдельного от Самости. Всё пребывает как Самость, уединение невозможно и невообразимо в этом случае.

    Абхьяса - только предупреждение отклонений от покоя, неотъемлемо присущего вам.
    Практикуется ли абхьяса или нет, но вы всегда находитесь в своем естественном состоянии... Оставаться тем, кем являетесь, без вопросов и сомнений — это и есть ваше естественное состояние.




    У. При осуществлении самадхи не приобретаются ли также и сверхобычные силы, сиддхи?

    М. Для того чтобы показать сиддхи, должны быть другие люди, признающие их. Это означает, что демонстрирующий не обладает джняной. Поэтому не стоит думать о сиддхах, следует стремиться только к джняне и только ее добиваться.



    У. Мое Осуществление помогает другим?

    М. Да, и это лучшая помощь, которую вы можете оказать другим. Великие истины обнаруживаются в безмолвных глубинах Самости.

    Воистину нет „других”, которым нужна помощь. Осуществивший Себя видит везде лишь Самость, так же как золотых дел мастер видит только золото при оценке его в различных драгоценностях, сделанных из золота.

    Имя и форма существуют только до тех пор, пока вы отождествляете себя с телом. Но когда вы выходите за пределы телесного сознания, то „другие” также исчезают. Осознавший не рассматривает мир отличным от Себя.



    У. Не лучше ли было бы, чтобы Святые смешались с другими?

    М. Не существует „других”, чтобы смешиваться с ними, так как Самость - это единственная Реальность.



    У. Следует ли мне пытаться помочь страдающему миру?

    М. Сила, сотворившая вас, сотворила также и мир. Если Она заботится о вас, Она может подобным образом позаботиться и о мире... Если Бог сотворил мир, то присматривать за ним Его забота, а не ваша.



    У. Разве мы не должны быть патриотами?

    М. Ваш долг - БЫТЬ, а не быть этим или тем. “Я ЕСМЬ СУЩИЙ” заключает всю Истину, а метод практики суммируется двумя словами: “БЫТЬ СПОКОЙНЫМ”.

    И что означает Тишина? Она означает: “Уничтожьте себя”, ибо любое имя и форма являются причиной волнения.

    Я — Я” — Самость... “Я есть это” — эго.

    Когда „Я” сохраняется только как „Я”, это и есть Самость. Когда оно внезапно отклоняется от себя и говорит “я — это и то, я — такой-то и такой-то” — это уже эго.



    У. Кто, в таком случае, Бог?

    М. Самость есть Бог. “Я ЕСМЬ” — это Бог. Если бы Бог был в стороне от Самости, то он должен был бы быть Богом без Самости, а это абсурдно.

    Все, что требуется для осознания Самости, это БЫТЬ СПОКОЙНЫМ. Что может быть легче? Следовательно, Атма-видью, Само-осознание, достичь проще всего.
  20. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    7. Гуру и его милость.


    У. Что такое Гуру-крипа?
    Как она ведет к осознанию Самости?

    М. Гуру есть Самость... Иногда разочарованный в жизни, недовольный тем, что имеет, человек ищет удовлетворения своих желаний, молясь Богу. С тех пор, как он будет стремиться познать Бога в большей степени для получения Милости, чем для удовлетворения своих мирских желаний, его ум начнет очищаться.

    Затем проявляется Милость Бога. Бог принимает форму Гуру, является преданному ученику, учит его Истине и, более того, очищает его ум общением.

    Ум преданного обретает силу и становится способным обратиться вовнутрь.

    Посредством медитации он проходит дальнейшее очищение и остается спокойным, без малейшего волнения. Эта спокойная Поверхность и есть Самость.

    Гуру одновременно является и „внешним” и „внутренним”. „Извне” Он дает толчок уму обратиться вовнутрь, а „изнутри” подтягивает ум в сторону Самости и помогает в успокоении ума.

    Это и есть Гуру-крипа. Нет различия между Богом, Гуру и Самостью.



    У. Члены Теософского Общества медитируют для поиска Учителей, которые бы руководили ими.

    М. Учитель находится внутри вас, а медитация является средством удалить невежественную мысль, что Он — только снаружи.

    Если бы Он был ожидаемым вами незнакомцем, то должен был бы исчезнуть со временем.

    В чем польза от преходящего существования, подобного этому?


    Но пока вы думаете об отделенности или о том, что вы есть тело, то Учитель “снаружи” также необходим, и Он появится в телесной форме.

    Когда же ошибочное отождествление себя с телом исчезнет, то Учитель обнаружится как Самость и ничто иное.


    У. Поможет ли мне Гуру познать Самость посредством посвящения, наставления и руководства?

    М. Разве Гуру держит вас за руку и шепчет на ухо? Сейчас вы представляете Его подобным себе. Так как вы думаете, что обладаете телом, то полагаете, что Он также имеет тело, чтобы сделать для вас что-то осязаемое. Но Его работа лежит глубоко внутри, в духовной сфере.



    У. Как найти Гуру?

    М. Бог, который всегда присутствует, в Своей Милости сострадает любящим, преданным Ему и проявляет Себя согласно развитию преданного.

    Преданный думает, что Он - человек, и ожидает взаимоотношений между собой и Гуру, как между двумя физическими телами. Но Гуру, являющийся Богом, или Воплощением Самости, работая снаружи, помогает человеку увидеть ошибки своего пути и руководит им в правильном направлении до тех пор, пока он не осознает Самость внутри себя.


    У. А что преданный должен делать после этого?

    М. Он должен только поступать согласно словам Учителя и вести внутреннюю работу. Учитель пребывает одновременно „внутри” и „снаружи”, ибо Он создает условия для вашего движения вовнутрь и в то же время „внутренне” готовит подтягивание вас к Центру. Таким образом, Он дает толчок „извне” и старается подтолкнуть „изнутри” так, чтобы вы могли остановить внимание на Центре.

    Вы думаете, что мир может быть завоеван вашими собственными усилиями, но когда вы расстроены внешними обстоятельствами и обращаетесь вовнутрь, то чувствуете: “О! Есть Сила более Высокая, чем человек!”

    Эго напоминает очень мощного слона, которого можно усмирить силой не меньшей, чем у льва. В нашем случае львом является не кто иной, как Гуру, один взгляд которого заставляет слоноподобное эго затрястись и умереть.

    В свое время вы узнаете, что ваша слава лежит там, где вы прекратите существовать.

    Чтобы завоевать это Состояние, вам следует отдать себя Учителю. Тогда Учитель увидит, что вы готовы принять Его руководство, и будет направлять вас.



    У. Как может Тишина Гуру, не дающего посвящения, не совершающего никаких осязаемых действий, быть более могущественной, чем Его слово или прикосновение? Почему такая Тишина лучше, чем изучение священных Писаний?

    М. Тишина является самой мощной формой работы. Какими бы обширными и выразительными ни были Писания, они уступают Тишине в своем влиянии. Гуру - это Спокойствие и Милость, существующие во всем. Его Тишина является более обширной и выразительной, чем все Писания, вместе взятые.



    У. Но может ли преданный обрести Счастье?

    М. Преданный отдает себя Учителю, и это означает, что он не сохраняет следов своей индивидуальности. Если имеет место совершенное подчинение, то чувство самости полностью утрачивается, и тогда уже не может быть страдания или горя.

    Вечное Бытие есть не что иное, как Счастье. Оно приходит как Откровение.



    У. Как я могу получить Милость?

    М. Милость есть Самость. ЕЁ и не нужно достигать. Вам только надо знать, что ОНА всегда существует.

    Солнце — сплошной свет, и оно не знает темноты. Однако вы говорите о темноте, исчезающей при появлении Солнца. Точно так же и неведение преданного, подобное призраку темноты, исчезает при взгляде Гуру.

    Вы купаетесь в солнечном свете, но если хотите наблюдать солнце, то должны повернуться в его сторону и смотреть на него. Подобным образом и Милость, уже присутствующую здесь и сейчас, можно найти надлежащим подходом к Ней.



    У. Может ли Милость ускорить духовное созревание искателя?

    М. Оставьте все это Учителю. Безоговорочно отдайтесь Ему. Нужно сделать одно из двух: или отдать себя, осознав свою слабость и потребность в Высшей Силе, помогающей вам, или исследовать причину страдания, войти в Источник и слиться с Самостью.

    В любом случае вы освободитесь от страдания. Бог или Гуру никогда не покидает преданного, полностью отдавшего себя.



    У. В чем смысл того, что преданный простирается перед Гуру или Богом?

    М. Простереться в смирении означает умолкание эго и его погружение в Источник. Бога или Гуру не обманешь внешним коленопреклонением, поклонением и падением ниц. Он видит, здесь эго или нет.



    У. Не даст ли мне Бхагаван прасад со Своего стола, как знак Своей Милости?

    М. Ешьте без чувства эго, и ваша пища станет прасадом Бхагавана.



    У. Лучше ли подготовлен к Просветлению образованный человек в том смысле, что у него нет необходимости в Гуру-крипе?

    М. Даже образованный человек должен преклониться перед неграмотным Мудрецом. Неграмотность — это неведение, а образование - это ученое неведение, Они оба пребывают в неведении относительно истинной Цели. В то же время и Мудрец „несведущ”, потому что для Него нет „других”.



    У. Не для того ли Гуру предлагают подарки, чтобы получить Его Милость? Например, посетители и Бхагавану предлагают подарки.

    М. Почему они приносят подарки? Разве я их желаю? Даже если я откажусь, они наденут подарки на меня! Для чего? Это напоминает наживку при ловле рыбы. Разве рыболов горит желанием накормить ее? Нет, он жаждет сам есть рыбу, не так ли?



    У. Правильна ли мысль теософов, что необходимо получить серию посвящений, прежде чем достигнуть мокши?

    М. Достигающие мокши в этой жизни должны пройти через все посвящения в своих прошлых жизнях.