Дживанмукти-вивека. Освобождение при жизни.

Тема в разделе 'Поясняющие тексты', создана пользователем Эриль, 9 июн 2025.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ВАСАНЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕЛОМ
    (Деха-васана)


    Делятся на три вида:

    -ложное отождествление с Самостью;
    - ложное обретение благодати;
    - ложное избавление от врожденного зла.


    Отождествление физического тела с Самостью описано Бхашьякарой так:


    "Тело с сознанием есть Самость, так понимают непосвященные, а также локаятики (т.е. чарваки)" (I.1.1).


    Тайттирия-упанишада объясняет это же вульгарное представление словами:


    "Этот Пуруша есть вся пища и вода... поэтому Он есть пища" (2.1.2).


    Чхандогья также упоминает в восьмой главе, как Вирочана, хотя и получил наставления от Праджапати, из-за извращенности ума укрепился в ложном убеждении, что тело есть Самость, и научил тому же своих людей - асуров.


    Обретение телесной благодати бывает двояким:

    - мирским путем и
    - предписанным в священных книгах.

    Приобретение хорошего голоса и подобное относится к первому виду. Люди стараются, употребляя масло, перец и тому подобное, петь или декламировать Веды мягким голосом.

    Они используют питательную пищу и лекарства для смягчения кожи; благовонные мази, пудры, тонкие одежды и украшения для придания изящества форме; цветы и сандаловую пасту для аромата.


    Второй вид телесной благодати они обретают, окунаясь в воды священной Ганги, окропляясь и отпивая воду, использованную для омовения шалаграма-камня и т.п.



    Избавление от врожденного зла заключается в лечении болезней снадобьями, прописанными врачами, а также в полоскании рта и подобных действиях. Это обычный метод избавления.

    Необычный метод включает омовения, ритуальное питье воды (ачамана) и тому подобное, предписанное Ведами.


    Нечистота вышеописанной деха-васаны будет сейчас объяснена.


    Отождествление Самости с телом, поскольку оно не подтверждается писаниями и является источником многих страданий, безусловно "нечисто".


    В отношении этого все прежние учителя высказывали резкое осуждение.

    Обретение телесной благодати мы нигде не видим на практике. Известные музыканты и учителя не могут обрести хороший голос, несмотря на неустанные усилия.

    Придание мягкости или питание тела не являются неизбежным следствием человеческих усилий.


    Благодать и благоухание - все в одеждах и цветах, которые их производят, а не в теле (которое их носит).


    Поэтому в Вишну-пуране сказано:


    «Если введенный в заблуждение глупец полюбит свое тело,, состоящее из плоти, крови, гноя, экскрементов, мочи, мышц, жира и костей — разве не приведет оно в ад того, кто любит его? Для того, кто не испытывает отвращения к зловонию собственного тела, какие еще аргументы можно привести для отречения?»


    Благодать тела, обретаемая через соблюдение религиозных предписаний, нейтрализуется другими, более строгими предписаниями, подобно тому как заповедь "Не убий ни одно живое существо" имеет исключение: "Жертва для Агнисомы должна быть принесена".



    Философия освобождения (мокши), изложенная здесь, гораздо могущественнее других:

    "Тот, кто видит Атман в своем смертном теле, состоящем в конечном счете из трех гун, кто считает жену, детей и прочее действительно своими, кто приписывает божественность глиняным предметам, кто придает святость воде (в местах паломничества), но никоим образом не почитает достойных мудрецов — такой человек поистине есть осел, несущий корм для скота".


    "Тело есть вся нечистота, внутреннее (Атман) — вся чистота. Зная, что эти двое столь противоположны, кому из них следует предписывать чистоту?"


    Хотя эти стихи, казалось бы, обескураживают попытки избавления тела от врожденного зла, а не попытки обретения телесной благодати, на самом деле они препятствуют последнему,

    поскольку совершенно невозможно обрести телесную благодать, пока противоположные ей порочные качества, присущие самому телу, сильно преобладают.



    Высшая нечистота тела изложена в Майтраяния-шакхе:

    "Какой смысл, о Господи, в желаниях и наслаждениях для этого никчемного зловонного тела, оскверненного костями, кожей, мышцами, жиром, плотью, семенем, кровью, слезами и гнойными выделениями из глаз — подлинной сокровищницы экскрементов, мочи и трех гун?" (1.1.2).


    "Это наше тело, порожденное простым половым актом и лишенное разума, помещено как бы в самый ад, выходя из мочевого отверстия, обретая твердость от костей, будучи обмазано плотью, покрыто кожей и превращено в хранилище, наполненное экскрементами, мочой, желчью, флегмой, жиром, лимфой, мембраной и многочисленными другими подобными нечистотами, подобно сокровищнице, наполненной сокровищами" (3.4).



    Не всегда медицинское лечение может излечить болезнь, от которой человек страдает.

    Болезнь, однажды подавленная, может появиться вновь в другое время. Кто сможет, даже с величайшим трудом, попытаться очистить это мерзкое тело с его девятью отверстиями, постоянно выделяющими грязнейшие нечистоты, и многочисленными порами, вечно источающими пот?


    Учителя прошлого хорошо сказали:

    "Тела с девятью пробитыми отверстиями продолжают протекать, как глиняные горшки; никакое внешнее омовение не может очистить их; что касается внутреннего очищения — его попросту не существует".



    Следовательно, деха-васана нечиста. Васиштха имеет это в виду, когда говорит:

    «Убеждение: "С головы до ног я есть лишь та форма, которую дали мне отец и мать" — о Рама! — рождено ошибочным взглядом и ведет к порабощению.

    Это шаг в ловушку Смерти; это сеть, ведущая в ад Авичи; это лабиринт в лесу Арипатра (дерева с листьями-мечами) — мысль: "Я есть это тело".

    Такой образ мышления должен быть оставлен любой ценой, даже перед лицом полного краха. Желающий собственного блага не должен даже соприкасаться с ним, как с женщиной-пулкасой, несущей собачье мясо (Лагху-йога-васиштха 20.42; 18.16-17).




    Эти три васаны — связанные с миром, ученостью и телом — хотя и кажутся приятными невежественному уму, должны быть полностью отвергнуты теми, кто обрел различение;

    ибо они препятствуют возникновению знания у ищущих и мешают устойчивости обретенного Гнозиса у познавших.


    Поэтому в смрити сказано:

    "Гнозис не воссияет в полной мере в том ничтожном существе, которое полностью омрачено тремя васанами: страхом перед общественным мнением, гордостью ученостью и чрезмерной привязанностью к физическому телу" (Самадхи-самбхава 4.14.51).


    Нечистота той васаны ума, которая принимает форму лицемерия, тщеславия и подобного, составляя жизнь низшего "я", слишком хорошо известна, ибо ведет к погибели. Эти четыре вида васан должны быть уничтожены любыми средствами.