Введение в Веданту

Тема в разделе 'Поясняющие тексты', создана пользователем Эриль, 16 окт 2025.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

    Четыре категории человеческих усилий

    Человек видит себя как ограниченное существо. Его постоянные неподконтрольные компульсивные поиски делают очевидным это чувство ограниченности.

    Чтобы избежать ограниченности, он стремится к различным целям в жизни, которые подпадают под четыре главные категории:

    дхарма – этика;
    артха – безопасность;
    кама – удовольствие;
    мокша – освобождение.


    Все эти четыре цели вместе называются пурушартха – то, к чему стремится человеческое существо, пуруша.

    Четыре основные человеческие цели можно разделить на две категории.

    Первая – стремление к безопасности и удовольствиям, артха и кама, эти стремления общи у человека и других живых существ;

    другая категория, усилия в соответствии с этикой, дхарма, и стремление к освобождению, мокше, которые свойственны только человеку.

    Эти чисто человеческие цели возникают, потому что человек – само-осознающая личность, мыслитель, способный прийти к заключениям о самом себе.

    Эта способность делает возможной заключение, свойственное каждому человеку – «я ограниченное, недостаточное существо, которое должно стремиться к определенным целям, с помощью которых я надеюсь стать самодостаточным и счастливым».


    Бесконечное стремление к безопасности – артха

    Артха – одна из целей поиска, которую люди разделяют с другими созданиями, и она включает в себя все формы безопасности в жизни – богатство, власть, влияние и славу. Каждое живое существо ищет безопасности в доступной ему форме. Животные, птицы, рыбы, насекомые, даже растения и микробы, – все ищут безопасности. Ищется укрытие, запасается пища, собака закапывает кость, пчела наполняет соты медом, муравей роет подземные хранилища для зерен.

    Все существа ощущают свою незащищенность. Они тоже хотят чувствовать себя в безопасности. Однако их поведение и ощущения направляются встроенной программой. Их желание защищенности доходит до каких-то пределов и не превышает их; стремление животного к безопасности ограничено, имеет конец. Для них не существует бесконечных мыслей о безопасности.

    Для человека же нет конца его стремлениям и борьбе. Бесконечность стремления человека к исполнению своих желаний может быть замечена при анализе ощущений. Если я стремлюсь к деньгам, не важно, сколько я уже накопил, все равно это кажется недостаточным.

    Вне зависимости от того, сколько у меня на счету, я не чувствую себя в безопасности. Я могу использовать их для поиска безопасности, повышая власть и влияние, тратя на покупку влиятельности те самые деньги, которые я копил – это не потому, что деньги для меня более не важны, но потому, что теперь я придаю большее значение власти.

    Я стремлюсь к безопасности через обретение власти. Стремление к богатству, власти и славе бесконечно. Я стремлюсь ко всему этому только потому, что не чувствую себя в безопасности.

    Из-за того, что я являюсь само-осознающей личностью, у меня есть способность ощущать свою незащищенность, и я накапливаю различные активы, которые все равно не могут дать мне ощущения безопасности.

    Обретая все больше, я чувствую, что этого по-прежнему недостаточно. Я постоянно хочу все больше и все более различных форм безопасности в безнадежной попытке создать условия для безопасности.


    Эфемерная природа удовольствий – кама

    Кама означает различные формы чувственных удовольствий. Все существа ищут то, что приятно посредством доступных им органов чувств. Для всех существ, помимо человека, стремление к удовольствиям определяется и контролируется инстинктами. Они стремятся к тому, на что они запрограммированы, прямо и просто.

    Их удовольствие не осложняется философией или само-осуждением. Собака или кошка едят то, что вкусно, пока не наедятся, и совершенно безразличны к вопросам здоровья или эстетики. Наслаждение начинается, кончается, и ограничивается моментом, в соответствии с инстинктивной программой.

    Человеческое стремление к удовольствиям более сложно. Наши желания определяются и инстинктами, и системой личностных приоритетов.

    Инстинктивные желания, присущие любому живому существу, осложняются способностью человека иметь самые различные и изменяющиеся личные желания.

    Каждый человек живет в собственном субъективном мире, где он видит объекты как желательные, нежелательные и нейтральные (ни желательные, ни не желательные). Когда я исследую свое отношение к этим объектам, я обнаруживаю, что желаемое мной является желаемым не всегда и не в любом месте, и не обязательно это мое желание разделяется другими. То, что желается, изменяется.

    Время накладывает ограничения на желания, место накладывает ограничения, личные приоритеты тоже накладывают свои ограничения. Возьмем, к примеру, распродажи ненужного имущества, часто устраиваемые перед частными домами в Америке. На такой распродаже я продаю другим то, что когда-то было мной желаемым, но сейчас это стало мне не нужным, но по-прежнему может оказаться нужным другим.

    В свою очередь то, что другие считают бесполезным, я нахожу полезным. И то, что было продано как бесполезная для меня вещь, может потом снова стать желаемой, если обстоятельства или мои приоритеты поменялись. Время идет, и многое из того, что я сейчас считаю ценным, потеряет свою ценность для меня, и тогда я вновь буду готов открывать очередную распродажу ненужных вещей.

    Эти системы ценностей, благодаря которым объекты видятся как желательные, нежелательные или нейтральные, тоже меняются и определяют наши отношения к людям, идеям, идеологиями, ситуациям и местам. Все это может стать желаемым, нежелаемым или нейтральным. Старые дома, старые машины, старая мебель, даже старый муж или старая жена переходят из одного статуса в другой, и такие изменения происходят все время.

    Субъективные ценности не остаются без изменений; когда ценности и приоритеты меняются, желания и отвращения тоже меняются. Желания и отвращения диктуют те удовольствия, к которым человек стремится, а также определяют то, что он отрицает и избегает.

    Обратная сторона поиска удовольствий – это избегание того, что вызывает неудовольствие. И животные, и люди стремятся к приятному и избегают неприятное.

    Разница в том, что человеческое стремление не определяется и не ограничивается никаким набором ограничений, но диктуется изменяющимися ценностями и приоритетами. Эти постоянно изменяющиеся системы ценностей заставляют человека постоянно стремиться к чему-то.


    Человеческий выбор требует специальных критериев

    Так как стремление к безопасности, артха, и удовольствиям, кама, не контролируется инстинктами, но руководствуется изменяющимися личностными ценностями, для общества становится необходимым принимать некоторые критерии или стандарты, независимые от личных субъективных ценностей, которые определяет его желания и нежелания.

    Так как у меня есть свобода выбора, необходимы определенные нормы и границы, контролирующие мои разнообразные действия, карму. Не будучи запрограммированным, для меня цель не может оправдывать средства ее достижения. У меня есть выбор и целей, и методов.

    Не только избранная цель должна быть приемлемой, но и средства достижения этой цели должны тоже отвечать определенным нормам. Этот специальный набор ограничений, контролирующих индивидуальный выбор действий, называется этикой.

    Человеческое стремление к безопасности и удовольствиям, артха и кама, должны соответствовать этическим нормам. Стандарты этики предполагают уважение нужд окружающих людей. В выборе средств достижения того, что я хочу достичь, я должен принимать во внимание и нужды окружающих.

    Я не могу использовать своего близкого или соседа как объект для достижения своих целей и быть безразличным к его желаниям. Я должен уважать не только свои желания, но и его.


    Животные не нуждаются в этике

    Для животных не возникает вопрос об этике. У них очень мало непрограммируемого выбора в действиях. Действия, контролируемые инстинктами, не дают возможности выбора и не создают этических проблем. Корова не накапливает заслуг, будучи вегетарианкой, а тигр, съев корову, не совершает греха.

    Человек, с другой стороны, со своей возможностью выбора должен сначала выбрать цель, к которой он стремится, и затем средства достижения этой цели.

    Мы используем свою свободу выбора при выборе целей, особенно в западном обществе, в бесконечной изменчивости разнообразия – в пище, одежде, стиле жизни и т.д. «О, это как раз мое!» – восклицает эта индивидуальность.

    Затем, особенно видимо на западе, существует особенная ценность выбора, обозначаемого «спонтанным», но который на самом деле является просто импульсивным. Очень хорошо, что существует множество разных методов и целей, из которых можно выбрать, это складывается в разноцветный коллаж.

    Однако импульсивный выбор, или выбор средств просто потому, что они просты и удобны, может привести к тому, что затрагиваются ценности моего ближнего, нарушается его безопасность, ему причиняются неудобства и боль.


    Источник этики – общепринятые нормы

    Человек открывает для себя источник этических ценностей, наблюдая, как он желает, чтобы другие вели себя по отношению к нему. Этические нормы основываются на общепринятом понимании того, как человек хочет, чтобы к нему относились. Я не хочу, чтобы другие обманывали или использовали подобные неприятные методы, чтобы забрать у меня то, что я ценю; поэтому честность становится ценностью, которая должна соблюдаться и мной по отношению к другим, когда я стремлюсь к своим целям.

    Цели и средства, которые я хочу (или не хочу) чтобы другие использовали, потому что они неприемлемы для меня, устанавливают нормы для меня самого, по которым я могу оценить приемлемость своих собственных целей и средств.

    Эти нормы принимают во внимание влияние моего выбора на других. Такие ценности представляют собой общепринятые нормы этики, которые признаются и подтверждаются писаниями в понятной этической доктрине, религиозной по своей природе – это то, что называется дхармой.


    Трактовка этических предписаний

    Общепринятая этика – это набор законов «делай то» и «не делай этого», основанных на том, как человек хочет, чтобы обращались с ним самим. Когда видится эта основа этики, становится ясно, что возможны обстоятельства, при которых оправдано видоизменение или отказ от конкретного стандарта.

    Я хочу, чтобы ты говорил мне правду и не обманывал. Это – основа универсальной этической нормы «Говори правду и не говори лжи». Но возьмем для примера случай доктора и серьезно больного пациента, чье выздоровление под вопросом, чей разум слаб и депрессивен.

    Если, по мнению доктора, полное знание тяжести его состояния может негативно отразиться на шансах выздоровления пациента, должен ли доктор следовать этому этическому указанию? Возможно, нет. В таких обстоятельствах, правило «говори правду» может быть видоизменено в свете всех вовлеченных факторов. Точно также, этическое предписание «не вреди другому» не запрещает работу хирургического скальпеля или бор-машины стоматолога.


    Следовать этике – значит быть полноценным человеком

    Для того, чтобы следовать этике, нет необходимости быть религиозным. Этические стандарты, определяющие допустимые и недопустимые методы достижения безопасности и удовольствий, основаны на общепринятых нормах. В отношении этих норм нерелигиозный человек может быть полностью этичным.

    Следовать этике – значит быть полноценным человеком, не контролируемым одними только инстинктами.

    Человеческое существо со своим высоко организованным, само-осознающим разумом имеет способность делать незапрограммированный выбор и понимать последствия своего выбора. Из этой способности вырастают этические предписания.

    Быть полностью человеком – значит использовать эти предписания в своем выборе. Совершать неверные действия тоже значит быть человеком с моральной точки зрения. Животные, насколько нам известно, не могут совершать этических ошибок. Для них неизвестны этические нормы, контролирующие стремление к безопасности и удовольствиям. Они и не требуются, потому что животные не имеют незапрограммированной этической свободы выбора. Но человек может выбрать методы для достижения своих целей, недопустимые с этической точки зрения.

    Со своим разумом, способным рационализировать, он может злоупотреблять данной ему свободой выбора; он может игнорировать общепринятые этические нормы. Когда он это делает, он не выполняет свою роль человека в обществе.

    Общество устанавливает правила для предотвращения этого и с помощью криминального и гражданского кодексов уменьшает для остальных членов общества страдания, которые могут быть вызваны таким злоупотреблением свободой выбора.


    Что добавляет религиозная этика

    Иногда человек может быть достаточно сообразительным, чтобы злоупотреблять своей свободой, не нарушая при этом человеческих законов, или нарушая, но оставаясь не пойманным. Именно тут становится важна религиозная этика.

    Необходимо отличать религиозную этику от общепринятой. Религиозная этика поддерживает общепринятую и добавляет дополнительные моменты.

    Религиозная этика в целом говорит – ты можешь обмануть другого человека, ты можешь избежать рук правосудия, но ты не можешь избежать результатов своих действий. Плоды твоих действий настигнут тебя так или иначе, раньше или позже.

    Религиозная этика обычно накладывает специальные обязательства и дополнительные запреты, основанные не только на общепринятых нормах, но и на каких-то религиозных традициях или откровениях писаний.

    Для того, чтобы быть достойным членом человеческого общества, нет необходимости следовать этим специальным предписаниям, для этого вполне достаточно следовать общепринятым нормам.


    Религиозная этика называется дхармой

    Религиозная этика, называемая дхармой, описывается в Ведах, подтверждает общепринятые стандарты, определяет дополнительные религиозные «надо» и «нельзя» и добавляет понятия пунья и папа – результаты хороших и плохих действий, сейчас или в другом мире.

    В соответствии с дхармой, человеческие действия приносят как ощущаемый сразу же результат, так и невидимый результат.

    Неочевидный результат действий накапливается в тонкой форме на счету «деятеля» действия, и со временем созревает и становится очевидным для него как «хорошие» или «плохие» события – что-то приятное или болезненное.

    Тонким результатом правильных действий, пуньи, является удовольствие; тонким результатом неправильных действий, папа, является боль.

    Другое название для папы – грех или проступок. Проступком, прегрешением может быть или неверная цель или неверно выбранные средства для достижения приемлемой цели.

    И то, и другое приводит к нежелательному результату, как раз такому, который делающему хотелось бы избежать. За папу, грех приходится расплачиваться нежелательными последствиями.

    Слово пунья не имеет хорошего эквивалента в английском языке, а на русский его можно перевести как «заслуга». Это слово обозначает результат хорошего действия, который невидим, но который потом принесет желательное переживание, что-нибудь приятное.


    Градация четырех стремлений

    Дхарма обычно стоит на первом месте из четырех категорий человеческих целей, потому что стремление к безопасности, артха, и удовольствиям, кама, должно руководствоваться этическими соображениями.

    Артха, стремление к безопасности, стоит на втором месте, потому что это самое основное желание любого существа. Каждый послушен под скальпелем хирурга как раз потому, что каждый желает жить.

    Если существо живет, затем уже каждый хочет быть счастливым и стремиться к удовольствиям, кама. Я хочу жить, и хочу жить счастливо; и оба стремления, к безопасности и к удовольствиями, должно направляться этикой.

    Последняя категория – это желание освобождения, мокша. Это желание стоит на последнем месте, потому что оно становится главной целью только когда человек осознает ограничения, присущие первым трем целям.


    «Когда все на своем месте» – мокша

    Мокша, как и дхарма – чисто человеческая цель, не разделяемая другими существами. Даже среди людей, только некоторые проявляют сознательный интерес к освобождению. Эти некоторые понимают, что они желают не больше безопасности или больше удовольствия, а саму свободу – свободу от всех желаний.

    Каждый переживает свободу в некоторые моменты, когда возникает ощущение что я «оказался на своем месте».

    Когда я «на своем месте», я свободен.
    Эти мимолетные моменты ощущаются всеми людьми. Иногда музыка вызывает ощущение, что все на месте, в другое время это может быть исполнение заветного желание, или тонкое ощущение чего-то прекрасного. Тогда все находится на своих местах, и я не хочу ничего изменить в обстоятельствах момента.

    Когда я не хочу ничего менять, я знаю, что я нахожусь в мире с тем, что есть. Я ощущаю наполненность. Мне не надо ничего менять, чтобы оставаться счастливым.

    Я в этот момент свободен от необходимости борьбы за какие-то изменения во мне или в окружении. Если бы я постоянно был на своем месте, не требуя никаких изменений ни в чем, цели моей жизни оказались бы выполненными, стремления бы прекратились.

    Стремление к освобождению – это стремление к той свободе, которую каждый ощущает в краткие моменты, когда все находится на своих местах. Как можно достичь такой свободы? Что лишает меня этой свободы? Давайте присмотримся к этим вопросам.


    СУТЬ КРАТКО:

    Человек, осознавая свою ограниченность, стремится к четырём главным целям (пурушартха):

    1. Артха (безопасность). Стремление к богатству, власти и влиянию. В отличие от животных, чьи потребности ограничены инстинктами, человеческое желание безопасности ненасытно и бесконечно.

    2. Кама (удовольствие). Стремление к чувственным наслаждениям. Желания человека не инстинктивны, а зависят от постоянно меняющихся субъективных ценностей и приоритетов, что делает их непостоянными и ненадёжными.

    Поскольку стремления к артхе и каме не ограничены инстинктами, человеку нужны этические ориентиры, чтобы его выбор целей и средств не вредил другим. Эта этика — дхарма.


    3. Дхарма (этика). Это система норм, основанная на золотом правиле: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Следовать дхарме — значит быть полноценным человеком, а не рабом желаний.

    · Общепринятая этика — это светские нормы, необходимые для жизни в обществе.

    · Религиозная этика (также называемая дхармой) добавляет к этому концепцию кармических последствий — пуньи (заслуга) и папы (грех), которые принесут удовольствие или страдание в будущем.


    4. Мокша (освобождение). Высшая, чисто человеческая цель — свобода от самой потребности в чём-либо. Это стремление к тому состоянию полной удовлетворённости и «находимости на своём месте», которое каждый переживает лишь на мгновения. Мокша становится главной целью, когда человек осознаёт тщетность и ограниченность первых трёх.


    Стремления должны быть упорядочены: Дхарма (этика) направляет Артху (безопасность) и Каму (удовольствие). Когда человек понимает несовершенство этого тройственного пути, он обращается к Мокше (освобождению).