Беседы с Раманой Махарши

Тема в разделе 'Рамана Махарши', создана пользователем Эриль, 23 мар 2024.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    2 марта

    Последние несколько дней действовало правило, которое запрещало посетителям входить в Холл с 12.00 до 2.30 дня. Несколько посетителей мусульман пришли сегодня в Ашрам во время этого интервала. Служитель сразу сказал им, что не следует беспокоить покой Шри Бхагавана в эти часы.

    Шри Бхагаван спокойно поднялся с дивана и вышел из Холла; Он сел на каменный настил, прислонившись к стене (Холла), и попросил этих посетителей тоже сесть около Него. Он продолжал читать газету, а Сам прилёг на камень. В конце концов Его попросили войти в Холл.



    Говоря с г-ном К. Л. Шармой из Пудукотаха, Шри Бхагаван сказал:

    Почему, оставив то, что является ближайшим и сокровенным, человек должен искать остальное?

    Писания говорят "ТЫ есть ТО". В этом утверждении "ТЫ" прямо переживается, но, оставляя это, люди продолжают искать "ТО"!




    П. Чтобы найти единство "ТО" и "ТЫ".

    М. "ТЫ" есть Внутреннее Я, присущее всему; для того чтобы найти то же самое, человек оставляет себя и воспринимает этот мир объективно. Чем является этот мир? Что Присуще ему? ТО.

    Все такие (объективные) идеи возникают только при забвении собственного Я.

    Никогда я не беспокоил себя подобными вещами. Только спустя какое-то время мне пришло в голову, что люди изучали такие вопросы.





    3 марта

    Около четырех часов дня Шри Бхагаван, который сосредоточенно что-то писал, медленно посмотрел на северное окно, закрыл авторучку колпачком и положил в ящичек, закрыл записную книжку и отложил её в сторону; Он снял очки, сложил их в футляр и убрал его в сторону.

    Он отклонился немного назад, глядя вверх, повернул лицо в разные стороны и посмотрел туда и сюда. Махарши провёл рукой по лицу, Он выглядел задумчивым.

    Затем Он обернулся к кому-то в Холле и мягко сказал: "Пара воробьев только что приходила сюда и пожаловалась мне на то, что их гнездо было удалено. Я посмотрел вверх и обнаружил отсутствие их гнезда".

    Затем Он позвал служителя, Мадхаву Свами, и спросил: "Мадхава, кто-нибудь уносил воробьиное гнездо?" Служитель, вошедший медленной походкой, ответил равнодушным тоном: Я удалял все гнёзда, как только они появлялись. Последнее я убрал как раз сегодня днём.

    М. Это так. Вот почему воробьи жаловались. Маленькие бедняжки! Как они приносят кусочки соломы и лоскутки в своих крохотных клювах и стараются построить свои гнезда!

    Служитель: Но почему они должны строить здесь, над нашими головами?

    М. Ладно, ладно. Посмотрим, кто преуспеет в конце концов.

    (Спустя короткое время Шри Бхагаван вышел из Холла.)




    Объясняя начальную строфу в Сад Видье, Шри Бхагаван заметил:

    Этот мир всегда очевиден для каждого. Все должны знать: "Я и этот мир существуем".

    При исследовании: "Действительно ли эти двое всегда существуют?" и "Если они действительно реальны, то должны оставаться даже безотносительно к времени, пространству и различию.


    Таковы ли они?" становится ясно, что они воспринимаются только в состояниях бодрствования и сновидений, но не в глубоком сне.

    Поэтому "я" и этот мир по временам появляются, а также и исчезают. Они создаются, длятся, а потом исчезают.

    Откуда они возникают? Где они пребывают? Куда идут дальше, исчезая из виду? Могут ли такие феномены считаться реальными?

    Кроме того, "я" и этот мир, объекты творения, сохранение и разрушение воспринимаются только в состояниях бодрствования и сновидений, но не в глубоком сне.

    Как глубокий сон отличается от двух других состояний? В этом сне мыслей нет, тогда как в двух других состояниях они есть.

    Там мысли должны быть источником "я" и мира.


    А что сказать о мыслях? Они не могут быть естественными; иначе они не могли бы возникать в один момент и исчезать в другой.

    Откуда они возникают?


    Необходимо допустить существование их источника, вечно присутствующего и не подверженного изменениям.

    Он должен быть вечным состоянием, как сказано в упадеша мантре:

    ТО, от которого все существа произошли,
    ТО, в котором они пребывают, и
    ТО, куда они возвращаются.


    Эта строфа не восхваление или обожание, но лишь выражение Реальности.




    Г-н К. Л. Шарма спросил:

    Какие бы различия среди людей человек ни наблюдал, все они – только различные формы Атмана.

    И ещё:

    Когда человек рассматривает всех людей как форму Бога, тогда преданность спонтанно возникает в уме.

    В чём различие между этими двумя изречениями?


    М. Первое есть вичара – Кто я? Оно представляет джняну.

    Второе есть медитация – Откуда я?


    Этот подход допускает индивидуальное "я", которое ищет Параматму, Высочайшее Я.



    Пожилой образованный житель Андхра-Прадеш спросил:

    Являются ли два метода – карма-йога [Путь действия] и джняна-йога [Путь Знания] – отдельными и независимыми друг от друга? Или Путь действия является только некой подготовкой, которая, после её успешной практики, должна быть заменена Путём Знания для достижения цели?

    Карма-йога отстаивает непривязанность к действию и тем не менее активную жизнь, тогда как джняна-йога подразумевает отречение. В чём истинный смысл отречения?

    Подчинение похоти, страсти, жадности и т. д. является общим для всех Путей и составляет их неотъемлемый предварительный шаг. Разве свобода от страстей не указывает на отречение?

    Или есть другое отречение, которое означает прекращение деятельной жизни? Эти вопросы беспокоят меня, и я прошу помочь мне разрешить их, развеять мои сомнения.


    Бхагаван улыбнулся и ответил:

    Вы сказали всё. Ваш вопрос содержит также и ответ.

    Свобода от страстей – самое необходимое качество. Когда оно достигнуто, всё остальное достигнуто.



    П. Шри Шанкара делает особое ударение на пути Знания [джняна-марга] и отречении как предварительной подготовке для него. Но в Гите определённо упоминаются два метода, т. е. карма-йога, и джняна-йога.

    М. Шри Шанкарачарья написал комментарий к Гите и к этой шлоке тоже.



    П. Гита, по-видимому, придаёт особое значение карма-йоге, так как Шри Кришна уговаривает Арджуну сражаться. Шри Кришна Сам дал пример деятельной жизни, исполненной великих подвигов.

    М. Гита начинает с утверждения, что вы – не тело, а следовательно, и не карта [делатель].



    П. И в чём смысл этого?

    М. Вот в чём: человек должен действовать без мысли, что он делатель. Действия будут продолжаться даже при отсутствии эго.

    Каждый проявляется с определённой целью, достижение которой зависит от того, считает он себя действующим лицом или нет.



    П. Что такое карма-йога? Это непривязанность к карме (действию) или её плодам?

    М. Карма-йога – та йога, в которой человек самонадеянно не приписывает себе функцию делателя. Все действия продолжаются автоматически.



    П. И это означает непривязанность к плодам действий?

    М. Такой вопрос возникает только если есть действующий.

    Во всех Писаниях сказано, что не следует рассматривать себя как делателя.



    П. Поэтому карма-йога – это действие без чувства делания.

    М. Да, совершенно верно.



    П. Гита учит, что следует вести активную жизнь – от начала и до конца.

    М. Да, но действовать без делателя.



    П. Тогда необходимо покинуть дом и вести жизнь отречения?

    М. Дом находится в вас?
    Или вы находитесь в доме?


    П. Он в моем уме.

    М. Тогда, что станет с вами, когда вы покинете внешнее окружение?



    П. Сейчас я понимаю. Отречение – это лишь выполнение действия без отождествления себя с делателем [карта]. Действует ли дживанмукта?

    М. Кто задаёт этот вопрос?
    Он сам дживанмукта или нет?


    П. Нет, не дживанмукта.

    М. Поднимите такой вопрос после достижения состояния дживанмукти, если сочтёте это необходимым.

    Освобождение [мукти] признаётся и свободой от умственной активности тоже. Может ли мукта думать о действии?



    П. Даже если он отбрасывает действие, действие не оставит его. Разве не так?

    М. С чем он, мукта, отождествляется, для того чтобы этот вопрос был возможен?


    П. Да, правильно. Мои сомнения сейчас рассеяны.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Районный чиновник, мусульманин:

    Что необходимо для перевоплощения?

    М. Прежде чем мы будем говорить о перевоплощении, давайте сначала посмотрим, есть ли воплощение.


    П. Как?

    М. Разве вы сейчас воплощены, чтобы говорить о перевоплощении?


    П. Да, конечно. Амёба развивалась в высшие организмы до тех пор, пока не развилось человеческое существо. Оно сейчас является совершенством в развитии. Почему должно быть дальнейшее перевоплощение?

    М. Кто ставит пределы этой теории эволюции?


    П. Телесное развитие совершенно, но может потребоваться дальнейшее развитие для души, которое произойдёт после смерти человека.

    М. Кем является человек? Он – тело или душа?


    П. Оба вместе взятые.

    М. Разве вы не существуете в отсутствие тела?


    П. Что вы имеете в виду? Это невозможно.

    М. Чем было ваше состояние в глубоком сне?



    П. Такой сон – временная смерть. Я ничего не сознавал и поэтому не могу сказать, чем было это состояние.

    М. Но ведь вы существовали в глубоком сне. Разве не так?


    П. В глубоком сне душа покидает тело и идёт куда-нибудь. Затем она возвращается в тело перед пробуждением. Это, следовательно, временная смерть.

    М. Умерший никогда не возвращается, чтобы сказать, что он умер, тогда как крепко спавший говорит, что он сладко спал.


    П. Потому что глубокий сон – временная смерть.

    М. Если смерть временна и жизнь временна, что является реальным?


    П. Что означает этот вопрос?

    М. Если жизнь и смерть – вещи временные, то должно быть нечто не временное. Реальность – то, что не преходяще.


    П. Нет ничего реального. Всё временно. Всё – иллюзия [майя].

    М. Откуда берётся майя?



    П. Сейчас я вижу Вас, и это всё майя.

    М. Если все майя, как возникает любой вопрос?


    П. Почему должно быть перевоплощение?

    М. Для кого?


    П. Для совершенного человеческого существа.

    М. Если вы совершенны, то почему боитесь родиться снова? Страх указывает на несовершенство.



    П. Не этого я боюсь. Но Вы говорите, что я должен родиться снова.

    М. Кто говорит так? Вы сами задаёте этот вопрос.


    П. Я имел в виду следующее. Вы – совершенное Существо, а я – грешник, и Вы говорите мне, что я как грешник должен родиться заново, чтобы совершенствовать себя. Да?

    М. Нет, я не говорю так. Напротив, я утверждаю, что у вас нет рождения, а следовательно, нет и смерти.



    П. Вы хотите сказать, что я никогда даже и не был рождён?

    М. Да, сейчас вы считаете себя телом, а потому смешиваете себя с его рождением и смертью. Но вы – не тело и не имеете ни рождения, ни смерти.



    П. Поэтому Вы не поддерживаете теорию перевоплощений?

    М. Да, не поддерживаю. Наоборот, я хочу устранить ваше заблуждение, касающееся будущего перевоплощения.

    Вы тот, кто думает, что будет рождён вновь. Наблюдайте, для кого вопрос возникает. Если вопрошающий не найден, то такие вопросы никогда не получат окончательного разрешения.



    П. Это не ответ на мой вопрос.

    М. Напротив, это ответ, разъясняющий суть дела, а также и все другие сомнения.


    П. Это не удовлетворит всех остальных.

    М. Оставьте остальных в покое. Если вы позаботитесь о себе, то другие смогут позаботиться о себе сами.

    (Воцарилась тишина. Собеседник покинул Холл через несколько минут, по-видимому, недовольный этими словами.)


    Несколько минут спустя Шри Бхагаван заметил:

    Сказанное будет работать в нём. Разговор будет иметь своё действие.
    Он не принимает никакой Реальности.

    Ладно, но кто определил, что всё нереально? Иначе это определение тоже становится нереальным.

    Теория эволюции распространяется человеком в этом состоянии.

    Где она, если не в его уме?


    Чтобы говорить, что душу необходимо совершенствовать после смерти, требуется принять существование души. Поэтому человек – не тело. Он – душа.



    Шри Бхагаван продолжил объяснять эволюцию:

    В своём сне человек видит некое здание, которое возникает внезапно. Затем он начинает думать, что его строили, кирпич за кирпичом, многие строители в течение очень долгого времени. Однако он не видит строителей работающими.

    Точно так же и с теорией эволюции. Поскольку он считает себя человеком, то думает, что развился до этой стадии из первичного состояния амёбы.





    Другой преданный:

    Это иллюстрация изречения, что он видит вселенную полной причин и следствий.

    М. Да. Человек всегда прослеживает причину до следствия; должна быть некая причина для этой причины, аргументы становятся бесконечными.

    Связь следствия и причины заставляет человека думать. Он, в конце концов, приходит к рассмотрению того, кто он есть, кем он сам является. При постижении Себя, Я, достигается Совершенный Покой.

    Человек эволюционировал именно для этой Цели.



    Позднее, вечером, другой преданный сказал Шри Бхагавану, что тот чиновник мусульманин продолжал говорить на ту же самую тему с местным муниципальным чиновником.


    Тогда Шри Бхагаван сказал:

    Он говорит, что тело и душа вместе образуют человека. Но я спрашиваю, каково состояние человека в глубоком сне. Тело не сознаётся, тогда как человек всё время находится здесь.



    П. Но он говорит, что глубокий сон – это временная смерть.

    М. Да, он так говорит. Но он определяет слово "смерть" словом "временная", так что человек возвращается к телу. Как он находит тело, чтобы вновь войти в него?

    Более того, он уверен, что возвращается. Это означает, что он должен существовать, чтобы вернуться в тело или потребовать тело для себя.

    Писания, однако, говорят, что прана защищает тело в глубоком сне. Ведь когда тело лежит на полу, волк или тигр могут съесть его. Животное нюхает и чувствует, что внутри есть жизнь, и поэтому не съедает тело как труп.

    Это снова показывает, что кто-то присутствует в теле, чтобы защищать его в глубоком сне.



    Общее замечание Шри Бхагавана:

    Всё знание предназначено лишь для того, чтобы вести человека к осознанию самого Себя, своего Я.

    Священные писания или религии, как хорошо известно, служат именно этой цели. Что все они действительно означают? О

    ставьте в покое то, что они говорят о прошлом или о будущем, ибо это только умозрение. Но нынешнее существование присутствует в переживании каждого.

    Осознайте чистое Бытие. Это – конец всех рассуждений и споров.

    Но интеллект человека неохотно принимает это направление.

    Редко, когда человек обращается вовнутрь. Интеллект наслаждается в исследовании прошлого и будущего, но не смотрит на настоящее.



    П. Потому что он должен исчезнуть, если погрузится вовнутрь в поисках Атмана. Но это исследование другого типа даёт ему не только возможность выжить, но также и пищу для роста.

    М. Да. Именно так.

    Почему интеллект развился? У него есть цель. Эта цель в том, чтобы показать путь к осознанию Атмана, Я. Он и должен использоваться для этой Цели.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    12 марта

    Человек лет тридцати, хорошо выглядящий, пришёл в Холл с несколькими спутниками. Он начал резко:

    Повторение "Я – Я" не может помочь кому-либо достичь цели. Каким образом можно указать на "Я"?

    М. "Я" должно быть найдено внутри. Это не предмет, который один человек может показать другому.



    П. Если даётся инструкция найти "Я", то эта инструкция должна быть полной и показывать то, чем оно является.

    М. Инструкция для поиска "Я" состоит только в направлении поиска. От самого искателя зависит, как использовать это направление (и вести поиск).


    П. Искатель невежествен и ищет наставления.

    М. Поэтому его и направляют найти Истину.


    П. Но этого недостаточно.
    "Я" должно быть указано отдельно.


    (Этот человек занял агрессивную позицию и уже не слушал. Шри Бхагаван старался объяснять, но он не позволял Шри Бхагавану делать это.)


    В конце концов Шри Бхагаван сказал:

    Это не отношение искателя. Когда кто-либо учит искателя смирению, тот достигнет Пути, но не раньше, чем станет смиренным.

    (Началосъ пение Вед.)


    Один из присутствующих преданных случайно упомянул предыдущий разговор. Шри Бхагаван снова сказал:

    Искатель должен слушать и стараться понять. Если, наоборот, он хочет экзаменовать меня, пусть делает это любым способом. Я не спорю.


    Тот человек опять начал:

    Моя позиция была понята неправильно. Я хочу познать "Я". Мне должны указать на него.

    (Но он выказывал большую злобу. Другим это не нравилось, и поэтому все старались унять его. Тот стал вести себя ещё хуже.)

    Шри Бхагаван, наконец, сказал:

    Идите обратно той дорогой, которой пришли. Делайте это внешне или внутренне, как это устраивает вас.

    (Этот человек возбудился ещё больше и остальные посетители тоже. В конце концов его вывели из Холла и отправили отсюда. Позднее стало известно, что этот человек был приверженцем Йоги и что он обычно порицал все остальные методы. Он обычно ругал джняну и джнянинов.)


    Вечером, после ужина, Шри Бхагаван рассказывал об одном йогине Говинде, брахмане, говорящем на малаялам, достаточно признанном пандите, который обычно превозносил йогу (раджа-йогу) и порочил другие методы. Он всегда цитировал Гиту, Упанишады и т. п., чтобы поддержать свои утверждения.

    Другие, например Шри Нараяна Гуру, обычно опровергали его на тех же самых основаниях.

    Потом Шри Бхагаван оценил дружелюбие Амритананды. Он был великий аскет [тапасви], длительно выполнявший джапу. Он кормил бедных много раз и во многих местах. Он смог легко завоевать доброе расположение других, включая таких известных людей, как сэр П. Раманатхан и Пандит Малавийя.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    13 марта

    Шри Бхагаван упомянул следующие отрывки из статьи Гандиджи в его журнале Хариджан от 11 марта:

    "Как таинственны пути Бога! Это путешествие в Раджкот удивительно даже для меня. Почему я иду, куда я иду? Для чего? Я ничего не думал об этих вещах. И если Бог руководит мной, что я должен делать, почему я должен думать? Даже мысль может стать препятствием на пути Его руководства".


    "На самом деле остановка мышления усилия не требует. Мысли (просто) не приходят. Пустоты действительно нет – но я хочу сказать, что нет и мысли об (особой) миссии".


    Шри Бхагаван заметил, как были истинны эти слова, и сделал ударение на каждом положении в этом отрывке.

    Затем Он процитировал Таюманавара в поддержку состояния, которое свободно от мыслей:

    "Хотя я часто слышал, что шрути декларируют состояние спокойствия как состояние Блаженства, всего Блаженства – тем не менее я продолжал быть невежественным. И опять я не следовал совету моего Господа – Безмолвного Учителя – из-за своей глупости. Я странствовал в лесу иллюзии. Увы! Такова была моя судьба".


    "Блаженство откроет себя само, если человек спокоен. Зачем тогда практиковать эту иллюзорную йогу? Может ли Блаженство быть открыто при направлении интеллекта определенным способом? Нет, вы не скажете так, вы, кто отдался практике и потому наивен, как ребёнок".


    "Вечное Бытие суть то состояние, где вы исчезли. Разве вы не в нём также? Вы, кто не может говорить о нём, не сбивайтесь с толку. Хотя вы не проявляетесь, тем не менее вы не потеряны. Ибо вы вечны, а также и спокойны. Не будьте в страдании. Здесь есть Блаженство – войдите!"




    15 марта

    П. (В журнале Хариджан от 11 марта) Гандиджи описывает состояние, в котором мысли сами становятся чужими?

    М. Да. Только после возникновения "я"-мысли возникают все остальные мысли. Мир воспринимается после того, как вы почувствовали "я есть".

    (Поэтому в случае Гандиджи) эта "я"- мысль и все остальные мысли исчезли для него.



    П. Тогда ощущение тела должно отсутствовать в этом состоянии.

    М. Чувство тела также есть мысль, тогда как он описывает состояние, в котором "мысли не приходят".



    П. Он также говорит: "Чтобы остановить мышление, усилие не требуется".

    М. Конечно, усилие не обязательно для остановки мыслей, тогда как оно необходимо для их создания.


    П. Мы стараемся остановить мысли. Гандиджи также говорит, что мысль является препятствием для Божественного руководства. Поэтому оно является естественным состоянием. Хотя оно и естественное, но как трудно его осуществить.

    Говорят, что духовные практики [садханы] необходимы и что они также являются препятствиями. Поэтому мы в замешательстве.


    М. Садханы необходимы до тех пор, пока человек не осуществил естественное состояние. Их цель – положить конец препятствиям.

    В конечном счёте приходит стадия, когда человек чувствует себя беспомощным, несмотря на садханы.

    Он не способен следовать и своей излюбленной садхане тоже. Это происходит тогда, когда та Божественная Сила проявлена. Я открывается Само.




    П. Если это состояние естественное, то почему оно не преодолевает неестественные фазы и само не утверждается над остальным?

    М. Есть ли что-нибудь, кроме него? Может ли кто-нибудь увидеть что-либо, кроме Я? Человек всегда сознаёт Себя, Я. Поэтому ТО есть всегда Я.


    П. Говорят, что, поскольку ТО сияет, ОНО воспринимается непосредственно. Я понимаю это так, что ТО становится непосредственно воспринимаемым [пратьякша], поскольку ОНО сияющее.

    Но так как ТО нами не осознаётся, я считаю, что ОНО для нас не сияет. ОНО есть только сияние (само по себе) [прадипта] и, следовательно, допускает существование заслоняющих его препятствий.

    Если Я [атма] становится очень сияющим [пракаршена дипта]
    , то Оно воссияет над остальным. Поэтому кажется необходимым сделать Его более ярким.

    М. Как такое может быть?
    Атма [Атман, Я] не может быть тусклой в один момент и сверкающей в другой. ОНА неизменна и единообразна.




    П. Но Чудала говорит Сикхидхвадже, что просто помогла "подрезать фитиль в его лампе".

    М. Это относится к нидидхьясане, непрерываемому созерцанию.

    Посредством шраваны, слушания Истины от Учителя, восходит Знание. Это – пламя.

    Посредством мананы, глубокого размышления над услышанной Истиной, Знанию не позволяется исчезнуть.

    Как пламя прикрывают от ветра, так и посторонним мыслям не разрешается пересилить правильное знание.

    В процессе нидидхьясаны пламя поддерживается ярко горящим "подрезанием фитиля".

    Когда бы мешающие мысли ни возникали, ум обращен вовнутрь к свету истинного знания. Если такое созерцание становится естественным, то это самадхи.


    Исследование "Кто я?" – это шравана. Установление истинного смысла "Я" – это манана. Практическое использование в каждом случае – нидидхьясана.

    Пребывать истинным "Я", переживать Я – это самадхи.




    П. Хотя мы так часто и постоянно слышали это учение, тем не менее мы не в состоянии успешно его практиковать; должно быть, из-за слабости ума. Возможно ли, что возраст является препятствием?

    М. Ум обычно называют сильным, если он может усердно думать. Но здесь ум силён, если свободен от мыслей.

    Йогины говорят, что Реализация может произойти только до 30-летнего возраста, но к тем, кто следует пути Знания, это не относится, ибо джняна не перестаёт существовать с возрастом.

    Это правда, что в Йога-Васиштхе Васиштха говорит Раме (в главе "Вайрагья Пракарана"): "Ты обладаешь этим бесстрастием в молодости. Это замечательно".

    Но он не сказал, что джняну нельзя иметь в старости. Старость – не помеха для джняны.

    Духовный практик [садхак] должен оставаться как Атман. Если он не может делать это, то должен установить истинный смысл слова "Я" и постоянно возвращаться к нему, когда бы ни поднимались другие мысли. Это – практика.

    Некоторые говорят, что необходимо прежде всего познать ТО [Тат], поскольку идея мира постоянно возникает, чтобы отклонять ум (от Я). Если сначала познана Реальность, находящаяся за ним, то ОНА будет признана Брахманом.

    "Ты" [Твам] понимается позже. Это – джива. В конечном счёте будет достигнуто единство обоих [дживабрахмайкья].

    Но зачем всё это?
    Может ли этот мир существовать отдельно от Атмана?

    "Я" всегда является Брахманом.
    Его тождество не нужно обосновывать логикой и практикой.

    Будет достаточно, если человек осознает Себя, Я, которое всегда есть Брахман.


    Согласно другой школе, нидидхьясана будет мыслью "Я – Брахман" [Ахам Брахмасми], когда мысль направляется к Брахману. Ни о чём ином мыслить нельзя. Познайте Себя, и этим завершится всё. Чтобы познать Себя, долгий процесс не обязателен.

    Разве Я должно быть указано кем-то другим? Разве кто-нибудь не знает, что он существует?

    Даже в полной темноте, когда человек не может увидеть свою руку, он отвечает, если позовут, и говорит: "Я здесь".




    П. Но это "Я" есть эго, или "я"- мысль, и не Абсолютное Я отвечает на зов или иным способом воспринимает себя.

    М. Даже эго может сознавать себя в отсутствие света, зрения и т. д. Значительно большим это будет в чистом свете Атмана, Я.

    Я говорю, что Истинная Природа само-очевидна (доказывая Себя и свидетельствуя о Себе). Никому не нужно обсуждать таттвы, чтобы найти Себя.

    Одни считают, что есть 24 таттвы, другие, что их больше и т. д. Должны ли мы знать таттвы перед тем, как примем существование Атмана?

    Писания [шастры] пространно говорят о них, чтобы указать, что Атман не затрагивается ими.

    Но духовный искатель может прямо принять Атман и стараться быть Им, не обращаясь к изучению таттв.



    П. Гандиджи так долго был привержен сатье (Истине) и завоевал осознание Себя (Само-реализацию).

    М. Что такое сатья, если не Атман, Я? Сатья – то, что сделано из cam (Бытия). Опять-таки, cam есть не что иное, как Атман.

    Поэтому сатья Гандиджи есть лишь Атман, Я.

    Каждый знает Себя, но тем не менее невежествен при этом. Человек способен Осознать только после прослушивания махавакьи.

    Следовательно, тексты Упанишад являются вечной Истиной, в обретении которой каждый, кто осознал Себя, обязан своему собственному переживанию.

    После прослушивания поучения, что Я (Сознание) есть Брахман [Ахам Брахмасми], человек находит истинный смысл Атмана и возвращается к Нему, когда бы от Него ни отвращался. В этом и заключается весь процесс Реализации.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    17 марта

    Шри Бхагаван сказал, что Таттварайя был первым, кто распространил философию адвайты на тамильском языке. Он говорил, что Земля была его кроватью, руки – тарелками для принятия пищи, набедренная повязка – одеянием, и поэтому он не имел желаний.

    Также и в Махараджа Тураву ("Отречение царя") автор говорит: "Он сидел на голой земле. Земля была его сиденьем, ум – чамарой [веер, который постоянно в движении], небо – навесом, а отречение – супругой".


    Затем Шри Бхагаван продолжил:

    В ранние дни у меня не было одеяла, чтобы постелить на землю. Я обычно сидел на полу и лежал на земле. Это – свобода. Кушетка (в Холле) – это узы.

    Здесь тюрьма для меня. Мне не разрешают сидеть, где и как мне нравится. Разве это не узы?

    Каждый должен быть свободен поступать так, как ему нравится, и другие не должны служить ему.

    "Не хотеть" – это величайшее блаженство, которое может быть осуществлено только на опыте.

    Даже император уступает человеку, у которого нет желаний. Император получил вассалов, исполняющих его желания.

    Другой человек, без желаний, не сознаёт ничего, кроме Себя, Я. Кто лучше?





    18 марта

    Г-н Томпсон, очень спокойный молодой джентльмен, который находится в Индии несколько лет и серьёзно изучает индийскую философию, спросил:

    Шримад Бхагавад-Гита говорит:
    "Я опора для Брахмана". В другом месте она говорит: "Я в сердце каждого". Таким образом, открыты различные аспекты Наивысшего Принципа.

    Думается, что здесь есть три аспекта, а именно: 1) трансцендентальный; 2) имманентный и 3) космический. Включает ли Реализация один из них или все сразу?

    Переходя к трансцендентальному аспекту от космического, Веданта отбрасывает имена и формы как иллюзию (майю). Но мне нелегко понять это, потому что дерево означает ствол, ветви, листья и т. д. Я не могу отделаться от листьев, считая их майей.

    Опять-таки, Веданта также говорит, что всё суть Брахман, приводя пример золота и украшений из золота. Как мы должны понимать Истину?


    М. Гита говорит: Брахмано хи пратиштахам.

    Если то "ахам" [Я] познано, то всё познано.




    П. Это только имманентный аспект.

    М. Сейчас вы думаете, что являетесь каким-то индивидуумом, что имеется вселенная и Бог пребывает вне космоса. Поэтому есть идея "отделённости". Она должна уйти, ибо Бог не отделён от вас или космоса.

    Гита также говорит: Я есть Атман, о Владыка Сна [Гудакеша], В сердце каждого существа Я пребываю; Я – начало и середина, А также конец всех существ. Бхагавад-Гита (X, 20)

    Таким образом, Бог живёт не только в сердце каждого. Он – опора всех. Он – источник всех, всеобщее местопребывание и финал.

    Всё исходит из Него, пребывает в Нём и окончательно растворяется в Нём. Следовательно, Он не находится в стороне
    .



    П. Как мы должны понимать следующую выдержку из Гиты: "Весь этот космос составляет частицу Меня".

    М. Это не означает, что какая-то маленькая часть Бога отделяется от Него и формирует вселенную.

    Действует Его шакти [сила], и в результате одной фазы подобной активности космос проявляется.

    Подобно этому, положение в Пуруша Сукте: "Все существа образуют Его одну стопу", не означает, что у Брахмана четыре части.


    П. Я это понимаю. Брахман, конечно, неделим.

    М. Суть в том, что Брахман есть всё и остаётся неделимым. Он всегда реализован, однако человек не сознаёт это и должен прийти к такому знанию.

    Знание подразумевает преодоление препятствий, которые мешают раскрытию Вечной Истины, что Атман тождествен Брахману.

    Эти препятствия, взятые вместе, формируют вашу идею отделённости в качестве некого индивидуума.

    Поэтому нынешняя попытка завершится открытием истины, что Атман не отделён от Брахмана.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    22 марта

    Джентльмен из АндхраПрадеш, средних лет, спросил Шри Бхагавана, как ему следует выполнять джапу.

    М. Джапа содержит слово намах. Оно означает то состояние, в котором ум не проявляется отдельно от Атмана.

    Когда это состояние достигнуто, джапа заканчивается, ибо делатель исчезает, а поэтому также и действие. Остаётся одно Вечное Бытие.


    Джапу следует выполнять до тех пор, пока это состояние не достигнуто.

    От Атмана ускользнуть нельзя. Делатель будет автоматически погружаться в Него.

    Когда однажды это сделано, человек не может делать ничего иного, как оставаться погружённым в Атман, в Себя.




    П. Ведёт ли Преданность [бхакти] к Освобождению [мукти]?

    М. Бхакти не отличается от мукти. Бхакти – это пребывание как Атман [сварупа]. Каждый всегда есть ТО. Он осознаёт это средствами, которые принимает.

    Что такое бхакти? Неустанно думать о Боге.

    Это означает: господствует только одна мысль, исключающая все остальные мысли. Такая мысль исходит от Бога, который суть Атман, или она есть Атман, отданный Богу.

    Когда Он принял вас, ничто более не уязвит вас. Отсутствие мыслей есть бхакти. Это также и мукти
    .


    Метод джняны называют вичарой, исследованием. Это не что иное, как "высочайшая преданность" [парабхакти]. Разница только в словах.

    Вы думаете, что бхакти есть медитация на Высочайшее Бытие. До тех пор пока есть вибхакти (чувство отделённости), ищется бхакти (соединение).

    Процесс будет вести к окончательной цели.

    Любой вид медитации хорош. Но если чувство отделённости утрачено, а объект медитации или субъект, который медитирует, только и присутствует, ничего более не оставив для познания, то это – джняна.

    Джняну называют экабхакти [однонаправленная преданность].

    Мудрец [джняни] – это завершенность, ибо он стал Собой, Атманом и больше уже нечего делать. Он также совершенен, а потому и бесстрашен – поистине, лишь от второго приходит боязнь.

    Это – Освобождение [мукти].
    Это также и Преданность [бхакти].






    23 марта

    А. У. Чадвик переписывает английский перевод с тамильского "Кайвалья Наваниты". Когда он встретил некоторые технические термины и почувствовал определённую трудность в их понимании, он спросил Шри Бхагавана о них.

    Шри Бхагаван сказал: Эти части текста касаются теорий творения. Они не существенны, ибо шрути не предназначены для изложения таких теорий.

    Они мимоходом упоминают эти теории, так что ищущий может порадоваться, если склонен к ним.

    Истина заключается в том, что мир появляется, как проходящая тень в потоке света.

    Свет необходим, чтобы видеть также и эту тень. Тень не заслуживает никакого специального замечания, анализа или дискуссии.


    Книга имеет дело с Атманом, и это её цель. Дискуссии о творении можно пока опустить.


    Позднее Шри Бхагаван продолжил:

    Веданта говорит, что вселенная появляется в поле зрения одновременно с наблюдателем и что детализированного процесса творения нет.

    Такая точка зрения называется югапат-сришти [мгновенное творение].

    Последнее вполне подобно творениям в сновидении, где переживающий возникает одновременно с объектами переживания.

    Некоторых людей этот подход не удовлетворяет из-за глубоко укоренившегося в них объективного знания. Они хотят разобраться, как могло произойти внезапное творение. Они доказывают, что причина должна предшествовать действию.

    Короче говоря, эти люди хотят, чтобы им разъяснили существование видимого вокруг мира. Тогда шрути пытаются утолить их любопытство такими теориями творения.

    Этот метод обращения с субъектом творения называется крама-сришти [постепенное творение].

    Но истинный искатель может довольствоваться югапат-сришти – мгновенным творением.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    24 марта

    Некий человек сочинил стихи в похвалу Шри Бхагавану. В них было слово "Авартапури".

    Шри Бхагаван сказал, что оно означает Тиручули (место рождения Шри Бхагавана). Это место известно под разными именами.

    Аварта чули – водоворот. Там встарь было несколько наводнений. Бог Шива спас это место от трёх из них.

    Однажды, когда вся поверхность земли погрузилась под воду, Шива воткнул Своё копьё в это место. Все воды, которые иначе затопили бы его, ушли в образовавшееся отверстие. Тогда и возник водоворот. Отсюда и это имя.

    Снова, в другом наводнении, Он держал это место на высоте острия Своего копья. С этих пор и имя – Шулапури.

    Мать Земля была унесена демоном Хираньякшей в воды. Потом, когда Вишну её извлёк, она почувствовала, что осквернена этим бесом. Чтобы искупить это нечистое прикосновение, она поклонялась Шиве в этом месте.
    Следовательно, Бхуминатешвара Кшетра.

    Гаутама знаменит как своим пребыванием на Аруначале, так и в Тиручули.

    Шива показал Себя этому святому танцующим, а также повторно разыграл Свою женитьбу на Парвати.

    Каундинья был другим мудрецом [риши], ради которого священная река начала течь здесь. Она носит имя этого риши, т. е., река Каундинья, которое на тамильском языке исказилось в Кундару. По-другому река называется Папахари, т. е. разрушительница грехов.


    За этим лежит такая история: царская дочь была истеричкой, т. е. одержимой. Поэтому её взяли в паломничество по различным святым местам и водоёмам [тиртхи].

    Однажды группа услышала имя Папахари как название святой воды [тиртха], которую используют для омовения, предварительно выполнив ритуал санкальпы.

    Они спросили, где находится эта тиртха, и пошли в Тиручули. Девочка искупалась в этой воде и таким образом освободилась от духа. Царь Пандья на том же месте также очистился, но уже от греха убийства брахмана [брахмахатья].

    Это случилось в центре царства Пандья, которое охватывало районы Мадуры, Рамнада и Тирунелвели.

    В деревне (Тиручули) непосредственно перед храмом находится священный водоем, который был местом водоворота, созданного копьем Шивы. Даже сейчас уровень воды в нём поднимается примерно на фут (тридцать сантиметров) в течение каждого из десяти дней, предшествующих полнолунию в тамильском месяце Маси (Магхашуддха Пурнами), и затем постепенно опускается в течение последующих десяти дней.

    Этот феномен можно наблюдать каждый год. Молодежь деревни наблюдает его с удивлением. В такое время паломники приходят, чтобы совершить ритуал омовения в этих водах.

    Та вода серная, потому что серебряные украшения купающихся темнеют после купания в ней. Шри Бхагаван сказал, что заметил это ещё мальчиком.

    По одну сторону деревни течёт река, а по другую сторону лежит огромное озеро. Берег озера глинистый и тянется на пять километров. Озеро расположено где-то на шесть метров выше уровня деревни, что довольно странно.

    Даже когда оно переполняется, его воды текут в других направлениях, оставляя саму деревню незатронутой.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    1 апреля

    Некоторые учителя, которые присутствовали на вcmpeчe Учительской гильдии в городе, пришли в Холл. Один из них спросил Шри Бхагавана:

    Кажется, что я блуждаю в лесу, потому что не нахожу дорогу.

    М. Эта идея пребывания в лесу должна уйти. Она относится к таким идеям, которые вызывают беспокойство.



    П. Но я не нахожу дорогу.

    М. Где этот лес и где эта дорога, если не в вас? Вы есть тот, кто вы есть, и всё-таки говорите о лесе и дорогах.



    П. Но я обязан жить в обществе.

    М. Общество – это также некая идея, подобная идее леса.


    П. Я покидаю свой дом, иду и вращаюсь в обществе.

    М. Кто делает это?



    П. Тело двигается и делает всё это.

    М. Именно так. Сейчас вы отождествляете себя с этим телом и чувствуете беспокойство.

    Беспокойство – в вашем уме. Вы думаете, что вы – тело или ум. Но есть случаи, когда вы свободны от них обоих, например в глубоком сне.


    В своём сновидении вы создаёте некое тело и некий мир, что представляет вашу умственную активность.

    В бодрствующем состоянии вы считаете себя этим телом, и затем возникает та идея леса и всё остальное.


    Теперь рассмотрим такую ситуацию.
    Вы – неизменное и непрерывное бытие, которое остаётся во всех трех указанных состояниях, постоянно меняющихся и, следовательно, преходящих. Но вы всегда здесь.

    Из этого следует, что те преходящие объекты – лишь феномены, которые появляются на вашем бытии, словно изображения, движущиеся по экрану.

    Когда изображения движутся, экран не движется. Подобно этому, вы неподвижны, даже когда это тело покидает дом и вращается в обществе.

    Ваше тело, общество, лес и пути – все они находятся в вас. Но вы – не в них.

    Вы есть также и это тело, но не только тело. Если вы остаётесь как своё чистое истинное Я, тело и его движения не могут затронуть вас.




    П. Этого можно добиться лишь по Милости Учителя. Я читал Шри Бхагаватам. В ней говорится, что Блаженство можно обрести только пылью стоп Учителя. Я молю о Милости.

    М. Что такое Блаженство, как не ваше собственное Бытие? Вы не отдельны от Бытия, которое является тем же самым, что и Блаженство.

    Сейчас вы думаете о себе как об уме или теле, которые оба изменчивы и преходящи. Но вы неизменны и вечны. Вот что вам следует знать.




    П. Это темнота и я – в неведении.

    М. Такое неведение должно уйти.
    С другой стороны, кто говорит "Я невежествен"? Он должен быть свидетелем неведения, т. е. тем, кем вы являетесь.


    Сократ говорил: "Я знаю, что я ничего не знаю". Может ли это быть неведением? Это – мудрость.



    П. Почему же тогда я чувствую себя несчастным в Веллоре и, наоборот, испытываю мир и покой в Вашем Присутствии?

    М. Может ли это место давать чувство Блаженства? Вы говорите, что несчастны, когда покидаете его.

    Следовательно, этот покой не постоянен, он смешан с несчастьем, которое чувствуется в другом месте.

    Поэтому вам не найти Блаженства в каких-либо особых местах или периодах времени.

    Только постоянство может быть полезным. Таким вечным бытием являетесь вы сами. Будьте Собой, и это есть Блаженство. Вы всегда ТО.

    Вы говорите, что покинули Веллор, ехали на поезде, прибыли в Тируваннамалай, вошли в этот Холл и обрели счастье. После возвращения в Веллор вы там уже не счастливы. Но действительно ли вы двигались с места на место?

    Даже считая, что вы – тело, следует сказать, что тело садится в повозку у ворот дома, повозка движется до железнодорожной станции. Затем тело входит в железнодорожный вагон, что спешит от Веллора до Тируваннамалая.

    Здесь тело берёт другую повозку, которая привозит его сюда. Но когда вас спрашивают, вы говорите, что проехали весь путь от Веллора.

    Ваше тело оставалось там, где оно было, и все места прошли мимо него. Такие идеи вызваны ложным отождествлением (с телом), которое так глубоко укоренилось.



    Другой (учитель) спросил:

    Должны ли мы понимать этот мир как преходящий [анитья]?

    М. Почему? Поскольку сейчас вы считаете его постоянным [нитья], Писания и говорят вам, что это не так, чтобы отвлечь от ложных идей.

    Это следует делать познанием себя как вечного [нитья], а не клеймением мира как преходящего [анитья].



    П. Нам говорят о необходимости практиковать безучастность [удасина], что возможно только, если этот мир нереален.

    М. Да. Удасиньям абхипситам. Рекомендуется безучастность. Но что это такое? Это отсутствие любви и ненависти.

    Когда вы осознаете Атман, на котором эти феномены проходят, будете ли вы любить или ненавидеть их? Таково подлинное значение безучастности.



    П. Но это ведёт к недостатку интереса в нашей работе. Должны ли мы выполнять наш долг или нет?

    М. Да, несомненно. Даже если вы постараетесь не выполнять свой долг, вы будете принуждены выполнить его.

    Пусть тело завершит задачу, для которой оно появилось на свет.

    Шри Кришна также говорит в Гите, что Арджуна будет вынужден сражаться, хочет он того или нет.

    Вы не сможете остаться в стороне, если есть работа, которую вы должны выполнить, и вы не сможете продолжать делать что-либо, когда от вас это не требуется, другими словами, когда работа, предназначенная вам, уже сделана.

    Короче говоря, работа будет продолжаться и вы должны принять в ней своё участие – участие, которое предназначено вам.



    П. Как это нужно делать?

    М. Подобно актёру, играющему свою роль в драме, – будучи свободным от любви или ненависти.



    КОНЕЦ