БХАГАВАД-ГИТА

Тема в разделе 'Священные тексты', создана пользователем Эриль, 21 июл 2024.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ГЛАВА ДЕСЯТАЯ:
    БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ


    • Господь — источник всех проявлений.
    • Знание о Славе Господа способствует Йоге.
    • Господь наделяет Своих преданных мудростью.
    • Вопрос Арджуны о проявлениях Господа.
    • Перечисление Господом Своих проявлений.
    • Краткое описание Божественной Славы.



    ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ:
    ВСЕЛЕНСКАЯ ФОРМА


    • Мольба Арджуны о видении Вселенской Формы.
    • Арджуна, наделенный божественным зрением, чтобы увидеть Вселенскую Форму.
    • Проявление Вселенской Формы Господа.
    • Вишну един с Безусловным (Брахманом).
    • Вселенская Форма (продолжение).
    • Чудесность Вселенской Формы.
    • Ужасающая природа Вселенской Формы.
    • Видение Арджуной поражения врага.
    • Великолепие Вселенской Формы.
    • Пришествие Господа для разрушения миров.
    • Поклонение Арджуны Вселенской Форме.
    • Мольба Арджуны о прощении Господа.
    • Мольба Арджуны о том, чтобы Господь вернул Свой обычный облик.
    • Господь возвращает Свой обычный облик.
    • Преданность как единственное средство к осознанию Вселенской Формы.
    • Суть всего учения Гиты.




    Анализ: От Абстракции к Личному Опыту

    Эти главы — поворотный пункт. Кришна переходит от объяснения безличного Брахмана к объяснению личностного аспекта Бога (Ишвары), который является проявлением Брахмана в мире Майи.



    Глава 10: Каталог Божественного

    Эта глава служит мостом. Чтобы ум мог медитировать на безграничное, ему нужны опоры. Кришна дает эти опоры, перечисляя свои главные проявления: «Из Адитьев я — Вишну, из светил я — лучистое солнце...».

    • Цель: Это не просто поэзия. Это практическое руководство для медитации. Кришна объясняет, что, видя совершенство в любой форме (самое сильное животное, самая высокая гора, самый мудрый мудрец), человек должен учиться видеть за этим проявление единого Божественного Источника.



    Глава 11: Апокалипсис и Откровение

    Это кульминация всей Гиты. Теория становится ужасающей и ослепительной реальностью.


    «Ужасающая природа Вселенской Формы»:

    Шанкара подчеркивает, что это не благостное видение. Арджуна видит не только творение, но и разрушение. Он видит, как все воины, включая его врагов, уже поглощены пастью времени в теле Господа. Это видение уничтожает эго и идею о себе как о "деятеле". Арджуна понимает, что он — лишь инструмент в космической драме.

    • «Вишну един с Безусловным»: Ключевой пункт Кришны. Он использует этот момент, чтобы показать, что эта проявленная, даже ужасающая форма (Ишвара) не является конечной реальностью. Она — лишь проявление того самого безличного, неизменного Брахмана, о котором он говорил с самого начала.

    • «Преданность как единственное средство»: Кришна говорит, что эту Форму нельзя увидеть ни изучением Вед, ни ритуалами, ни аскезой. Только через безраздельную преданность (Бхакти).

    Это означает, что для постижения проявленного аспекта Бога (Ишвары) необходима преданность. Но для постижения высшего, непроявленного Брахмана, эта преданность должна в итоге привести к Знанию (Джняне).

    • «Суть всего учения Гиты»: В конце главы Кришна подводит итог. И Шанкара использует этот стих (11.55) как квинтэссенцию своего учения: "Тот, кто делает Мою работу, считает Меня высшей целью, предан Мне, свободен от привязанностей, не имеет вражды ни к одному существу, — тот приходит ко Мне".

    Шанкара трактует это как идеальное сочетание Карма-йоги и Джняна-йоги, ведущее к Мокше.



    Итог:

    В этих главах Кришна показывает, как абстрактная философия Адвайты может быть пережита на личном, мистическом опыте.

    Он ведет читателя от идеи всеобщей доступности пути (Глава 9), через медитативное созерцание божественного во всем (Глава 10), к ошеломляющему и преображающему видению Бога как Творца и Разрушителя (Глава 11), которое уничтожает эго и открывает путь к окончательному освобождению.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ:
    БХАКТИ-ЙОГА (Йога Преданности)


    • Кто выше: поклоняющиеся Ишваре (личностному Богу) или поклоняющиеся Акшаре (Непреходящему Абсолюту)?
    • Поклоняющиеся Ишваре.
    • Поклоняющиеся Акшаре.
    • Спасение через поклонение Ишваре.
    • Абхьяса-йога (Йога постоянной практики).
    • Служение Господу.
    • Оставление плодов действий.
    • Жизнь поклоняющихся Акшаре (Акшара-упасаков).



    ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ:
    МАТЕРИЯ И ДУХ (Поле и Знающий Поле)


    • Основной предмет этой главы.
    • Тело и душа (Кшетра и Кшетраджня).
    • Тождество души (Атмана) с Господом (Брахманом).
    • Душа подвержена злу только из-за невежества.
    • Кшетраджня (Знающий Поле) в действительности не затронут самсарой.
    • Авидья (невежество) присуща органу (уму), а не Я (Атману).
    • Предписания Писаний применимы только к состоянию рабства.
    • Рабство и освобождение не являются реальными состояниями Я.
    • Предписания Писаний касаются непросветленных.
    • Ученые, но заблуждающиеся.
    • Отношение Я к самсаре — это простая иллюзия.
    • Восприятие отношения авидьи и т.д. к Я происходит из-за иллюзии.
    • Краткое изложение Доктрины.
    • Восхваление Доктрины.
    • Материя во всех ее формах.
    • Добродетели, способствующие познанию Я.
    • Брахман, Познаваемое.
    • Брахман за пределами речи и мысли.
    • Брахман — источник всякой деятельности.
    • Брахман безусловен.
    • Брахман — базовая Реальность во всех иллюзорных феноменах.
    • Брахман — воспринимающий гуны.
    • Брахман есть всё.
    • Брахман постигается только мудрыми.
    • Брахман — единое Я во всех.
    • Брахман — Причина Вселенной.
    • Брахман — Осветитель всего.
    • Свет находится в сердце каждого.
    • Ищи Свет через преданность.
    • Пракрити (Материя) и Пуруша (Дух) вечны.
    • Пракрити и Пуруша как Причина самсары.
    • Авидья (невежество) и Кама (желание) — причина перерождений.
    • Знание о Я устраняет причину самсары.
    • Четыре пути к познанию Я.
    • Ничто не существует вне Я (Атмана).
    • Единое Я во всех.
    • Знание о едином Я ведет к мокше (освобождению).
    • Действует Пракрити (Материя), а не Я.
    • Я — источник и обитель всего.
    • Я не затронуто плодами действий.
    • Я освещает всё.
    • Краткое изложение доктрины.


    Анализ: Философский Вердикт

    Эти две главы — это зал суда, где выносится окончательный приговор по двум ключевым вопросам: "Кому поклоняться?" и "Что реально?".


    Глава 12: Разрешение Дилеммы Преданности

    Арджуна задает самый практичный вопрос: "Что лучше: любить личностного Бога, которого я могу представить, или медитировать на непостижимый, безличный Абсолют?"

    Ответ Кришны, в интерпретации Шанкары, гениален в своей психологической точности.

    1. Путь к Абсолюту (Акшаре) — высший, но почти невозможный. Шанкара соглашается, что конечная цель — осознание безличного Брахмана. Но он подчеркивает, что для человека, отождествляющего себя с телом, этот путь невероятно труден, полон страданий и почти всегда ведет к неудаче.

    2. Путь к Личностному Богу (Ишваре) — практичный и безопасный. Поэтому Кришна предлагает "лестницу". Если не можешь сразу запрыгнуть на крышу, начни со ступеней:

    Ступень 1: Постоянно медитируй на Меня (Ишвару).

    Ступень 2: Если не можешь, просто совершай действия как служение Мне.

    Ступень 3: Если и это не можешь, просто отказывайся от плодов своих действий.

    Это гениальная система, которая дает место каждому. Но для Шанкары это все — подготовительный этап.

    Поклонение Ишваре очищает ум и по милости Ишвары приводит преданного к Гуру, который дарует знание о безличном Акшаре.



    Глава 13: Метафизический Демонтаж

    Это самая философски насыщенная глава. Шанкара использует ее, чтобы раз и навсегда определить, что есть что.

    • Кшетра и Кшетраджня (Поле и Знающий Поле): Он вводит это фундаментальное различие. Всё, что можно воспринять или помыслить (тело, ум, мир, чувства) — это Поле. А ты, истинный Ты — это Знающий, Свидетель.

    • «Авидья присуща уму, а не Я»: Это, возможно, самый важный пункт во всей Адвайте. Ваше страдание, ваше невежество, ваше рабство — это не ваши свойства. Это свойства вашего ума, которые вы по ошибке наложили на себя. Вы, как чистое Сознание, всегда были и остаетесь свободными, чистыми и незатронутыми.

    • «Рабство и освобождение не являются реальными состояниями Я»: Логическое следствие. Если Я никогда не было в рабстве, то и освобождение — это не обретение чего-то нового, а лишь узнавание того, что уже есть. Это устранение иллюзии.

    • «Брахман, Познаваемое»: После того как Шанкара определил, чем мы НЕ являемся (Полем), он описывает то, чем мы ЯВЛЯЕМСЯ. И это описание — серия парадоксов. Брахман — источник всего, но сам безусловен. Он во всем, но за пределами всего. Он — свет, который освещает все, включая наше собственное сознание.


    Итог:

    Эти главы подводят читателя к вершине своей аргументации:

    1. Дается практический, многоуровневый путь преданности, который в конечном итоге ведет к готовности принять высшее знание (Глава 12).

    2. Затем предоставляется это самое знание — безжалостный метафизический анализ, который отделяет вечное Я от преходящего не-Я и показывает, что все проблемы коренятся в простом, но катастрофическом недоразумении (Глава 13).

    Это переход от "что делать" к "что знать". И для Шанкары именно это знание, а не действие или преданность сами по себе, является тем, что окончательно разрывает узы самсары.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ:
    ТРИ ГУНЫ


    • Предмет этой главы.
    • Знание о происхождении вселенной необходимо для спасения.
    • Эволюция Вселенной из союза Духа и Материи.
    • Гуны связывают душу.
    • Природа и функции гун.
    • Взаимное действие гун.
    • Как узнать, какая гуна преобладает.
    • Жизнь после смерти, определяемая гунами.
    • Краткое изложение функций гун.
    • Осознание Я за пределами гун ведет к бессмертию.
    • Признаки освобожденной души.
    • Образ жизни Освобожденного.
    • Преданность Господу ведет к освобождению.
    • Единство Атмана.



    ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ:
    ВЫСШИЙ ДУХ (Пурушоттама-Йога)


    • Древо Самсары.
    • Сруби Древо и ищи Цель.
    • Путь к Цели.
    • Цель — это Славное Бытие Господа.
    • Джива (индивидуальная душа) — это луч Господа.
    • Как Джива обитает в теле и покидает его.
    • Я видимо только оку знания.
    • Нет познания Я без Йоги.
    • Вездесущность Господа:
    1. Как всеосвещающий Свет Сознания.
    2. Как всеподдерживающая Жизнь.
    3. Как Пищеварительный Огонь во всех живых организмах.
    4. Как Я в сердцах всех.

    • Господь за пределами тленной и нетленной вселенной.
    • Слава познания Я.



    Анализ: Операционная система и аварийный выход

    Эти главы — кульминация практической философии. Они объясняют, как именно работает иллюзия и как из нее выйти.


    Глава 14: Инструкция к Матрице (Три Гуны)

    Шанкара использует эту главу, чтобы объяснить «физику» иллюзорного мира. Гуны — это не просто «качества», это три базовых программных кода, три силы, которые составляют всё в материальной вселенной.

    • Саттва (Ясность, Гармония): Код, отвечающий за знание, свет, счастье. Но Шанкара предупреждает: это «золотая цепь». Она тоже держит в рабстве, привязывая к счастью и знанию.

    • Раджас (Активность, Страсть): Код, отвечающий за деятельность, желание, беспокойство. Это «железная цепь», заставляющая душу бесконечно действовать и гоняться за плодами.

    • Тамас (Инерция, Тьма): Код, отвечающий за лень, невежество, заблуждение. Это «свинцовая цепь», которая тянет на самое дно.

    Ключевая идея: Вы — не гуны. Вы — чистое Сознание, которое наблюдает за их бесконечной игрой. Проблема начинается, когда вы говорите: «Я счастлив» (Саттва), «Я действую» (Раджас) или «Я устал» (Тамас). Осознать себя как Свидетеля за пределами этих трех сил — значит сделать шаг к освобождению.



    Глава 15: Схема Побега (Древо Самсары)
    Это одна из самых мощных метафор в мировой духовной литературе.

    • Древо Самсары: Кришна описывает материальный мир как гигантское дерево (Ашваттха), у которого корни вверху (в Брахмане), а ветви внизу (в проявленном мире).

    Это гениальный образ, показывающий, что этот мир — лишь перевернутое, искаженное отражение высшей Реальности. Мы живем среди ветвей, принимая их за реальность, не видя истинного Источника.


    «Сруби Древо...»: Каков же выход? Кришна говорит: «Возьми топор непривязанности и сруби это дерево!».

    Шанкара трактует это однозначно: «топор» — это знание о своей истинной природе (Атма-джняна). Только это знание может разрубить узел невежества, который привязывает нас к этому перевернутому древу.

    • Пурушоттама (Высший Дух): И здесь вводится финальный концепт. Есть тленный мир (ветви дерева). Есть нетленный Дух (Джива, индивидуальная душа, которая путешествует по ветвям). Но над ними обоими стоит Высший Дух, Пурушоттама.

    Это и есть тот самый Брахман, который является одновременно и источником дерева (его корнем), и тем, что находится полностью за его пределами. Осознать свое единство с Ним — вот конечная цель.


    Итог:

    Кришна завершает свою великую аргументацию:

    1. Он показал, что вы — не ваше тело и ум (Глава 13).

    2. Он объяснил, по каким законам работает программа вашего ума и мира (гуны, Глава 14).

    3. Он дал ясный образ всей иллюзорной системы (Древо Самсары) и указал на единственный инструмент для побега — топор знания (Глава 15).

    Это полный и исчерпывающий план по демонтажу личной вселенной и возвращению к своему изначальному состоянию. Дальше — только детали.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ:
    БОЖЕСТВЕННОЕ И ДЕМОНИЧЕСКОЕ


    • Божественная природа.
    • Демоническая (материалистическая) природа.
    • Последствия этих двух природ.
    • Материалисты (Асурические натуры).
    • Взгляд материалиста на мир.
    • Жизнь человека, ведомая материализмом.
    • Стремления материалиста.
    • Жертвоприношения материалиста.
    • Пренебрежение материалистом Божественными заповедями.
    • Падение материалиста.
    • Трое врат в ад, которых следует избегать.
    • Пусть Шастры (Закон) ведут тебя по жизни.




    ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ: ТРИ ВИДА ВЕРЫ

    • Невежественные, но исполненные веры.
    • Три вида Веры.
    • Люди с Раджасической и Тамасической Верой.
    • Троичность: Пища, Поклонение и Дар.
    • Три вида Пищи.
    • Три вида Поклонения.
    • Физическая Аскеза.
    • Аскеза речи.
    • Ментальная Аскеза.
    • Три вида Аскезы в соответствии с Гунами.
    • Три вида Дара (Благотворительности).
    • Как усовершенствовать дефектные действия.
    • Дела без веры бесплодны.
    • Краткое изложение учения главы.



    ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ Йога Освобождения через Отречение

    • Различие между «Санньясой» и «Тьягой».
    • Должен ли невежественный совершать действия или нет?
    • Вердикт Господа: невежественный должен совершать действия.
    • Обязательные действия должны совершаться без привязанности.
    • Тамасическое и Раджасическое оставление действий.
    Отречение в действиях является Саттвичным.
    От отречения в действиях к отречению от всех действий.

    • Для невежественного возможно лишь отречение от плодов.
    • Последствия двух видов отречения после смерти.
    • Факторы, участвующие в совершении действия.
    • Представление о том, что Я (Атман) является деятелем — это иллюзия.
    • Осознание того, что Я не является деятелем, ведет к освобождению от последствий всех действий.
    • Побуждения к действию.

    • Побуждения троичны в соответствии с гунами:
    * Саттвичное Знание.
    * Раджасичное Знание.
    * Тамасичное Знание.
    * Саттвичное Действие.
    * Раджасичное Действие.
    * Тамасичное Действие.
    * Саттвичный Деятель.
    * Раджасичный Деятель.
    * Тамасичный Деятель.

    • Разум и стойкость троичны в соответствии с гунами:
    * Саттвичный Разум.
    * Раджасичный Разум.
    * Тамасичный Разум.
    * Саттвичная Стойкость.
    * Раджасичная Стойкость.
    * Тамасичная Стойкость.

    • Удовольствие троично в соответствии с гунами:
    * Саттвичное Удовольствие.
    * Раджасичное Удовольствие.
    * Тамасичное Удовольствие.

    • Ни человек, ни бог не свободен от гун.
    • Последующее изложение подводит итог всей доктрине.
    • Обязанности четырех каст, предписанные в соответствии с природой.
    • Преданность своему долгу ведет к совершенству.
    • Не следует оставлять свой собственный долг.
    • Возможно ли полное отречение от действия?
    • Теории Санкхьи, Буддизма и Вайшешики.
    • Опровержение теории Вайшешики.
    • Опровержение Паримана-вады (теории трансформации).
    • Теория иллюзии Господа (Виварта-вада).
    • Только просветленный может полностью отречься от действия.
    • Совершенство в Карма-йоге ведет к абсолютному Совершенству.
    • Абсолютное Совершенство — это кульминация познания Я.
    • Возможно ли вообще познание Я?
    • Я открывает Себя в Чистом Разуме.
    • Познание и Познающий самоочевидны.
    • Путь к Абсолютному Совершенству.
    • Кульминация Знания, достигаемая через Преданность.
    • Отречение от всех дел необходимо для Абсолютного Совершенства.
    • Предписана преданность Господу через дела.
    • Преданность Господу — Секрет успеха в Карма-йоге.
    • Правильное Знание и Отречение.
    • Что является средством к Высшему Блаженству: Знание или Дела?
    • Только познание Я является средством к Высшему Блаженству.
    • Знание не может быть соединено с делами.
    • Опровержение теории, что спасение достигается только делами.
    • Опровержение теории, что Нитья-карма (обязательные ритуалы) не ведет к будущим рождениям.
    • Пути Знания и Дел предназначены для разных классов ищущих.
    • Действие — порождение Авидьи (невежества).
    • Теория Авидьи не противоречит авторитету Карма-Канды (раздела Вед о ритуалах).
    • Опровержение теории о том, что Я (Атман) является деятелем лишь в силу своего присутствия.
    • Заключение по теории Авидьи (невежества).
    • Квалификация для получения наставлений в доктрине Гиты.
    • Благо от обучения этой Доктрине.
    • Благо от слушания этой Доктрины.
    • Господь получает от Арджуны заверение в том, что тот понял Учение.
    • Санджая восхваляет Господа и Его учение.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Анализ: Финальный Инструктаж и Демобилизация

    Эти три главы — это переход от чистой метафизики к самой что ни на есть прикладной этике и психологии.


    Глава 16: Разведданные (Знай своего врага)

    Кришна предельно четко описывает две операционные системы, которые могут быть установлены в человеке:

    1. «Дэва-ОС» (Божественная): Прошивка, ведущая к освобождению. Ее признаки: бесстрашие, чистота, щедрость, самоконтроль, правдивость.

    2. «Асура-ОС» (Демоническая): Прошивка, ведущая в ад перерождений. Ее признаки: лицемерие, гордыня, гнев, вера в то, что мир — это просто случайное скопление атомов без высшего смысла, а цель жизни — удовлетворение чувств.

    Ключевая идея: Это не просто два типа людей. Это две фундаментальные программы, два вектора, которые борются внутри каждого.

    Кришна дает четкий список, чтобы ты мог провести самодиагностику и понять, какая прошивка сейчас активна у тебя.

    Он заканчивает прямым приказом: «Сомневаешься, как поступить? Следуй Шастрам (Писаниям), а не своим импульсам».



    Глава 17: Инструкция по снаряжению (Как использовать то, что есть)

    Арджуна задает резонный вопрос:
    «А что делать тем, кто не знает Писаний, но действует с верой?». Кришна, как гениальный психолог, объясняет: твоя вера, твоя еда, твои ритуалы, твоя аскеза — всё окрашено тремя гунами.

    * Саттва: Действия, совершаемые ради долга, без привязанности.

    • Раджас: Действия, совершаемые ради славы, плодов, из эгоизма.

    • Тамас: Действия, совершаемые по глупости, во вред себе и другим.
    Ключевая идея: Эта глава — практическое руководство по «очистке» своей жизни.

    Кришна говорит: «Начни с малого. Ешь саттвичную пищу. Совершай саттвичную аскезу (контроль тела, правдивая речь, спокойствие ума). Делай саттвичные пожертвования (в нужное время, в нужном месте, достойному человеку, без ожидания награды)». Это способ постепенно перевести свою систему из режима Раджаса и Тамаса в режим Саттвы, подготавливая ум к высшему знанию.



    Глава 18: Приказ о демобилизации (Путь к Свободе)

    Это грандиозный финал, где Кришна подводит итог всему сказанному.

    Санньяса vs Тьяга: Он проводит тонкое, но ключевое различие. Тьяга — это отказ от плодов действий. Санньяса — это отказ от самих действий, основанный на знании «Я не являюсь деятелем».

    • Вердикт для большинства: Для тех, кто еще отождествляет себя с телом и умом (т.е. для 99.9% людей), возможна только Тьяга. Совершай свой долг, но не привязывайся к результату. Это, по Шанкаре, — лучший способ очистить ум.

    • Высший Путь: Для мудреца, который познал, что действует не он, а гуны, возможна Санньяса — полное прекращение эгоистической деятельности.

    • Финальный аккорд: Кришна повторяет самую суть учения: «Представление о том, что Я является деятелем — это иллюзия».

    И в конце, после всех этих сложнейших инструкций, он дает самый простой и самый мощный совет: «Оставь все дхармы (законы и обязанности), просто предайся Мне одному. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби».

    Это означает: используй все эти методы, чтобы очистить ум, а затем, отбросив даже их, утвердись в знании своего единства с Высшей Реальностью. Это и есть истинное прибежище.

    Это конец пути. Учение передано.
    Дальше — только поле битвы.



    Итог: Окончательный Вердикт и Снос всех Альтернатив

    Это не просто заключение. Это триумфальная речь прокурора после того, как он выиграл дело.

    Шанкара использует эту последнюю главу, чтобы забить последние гвозди в гробы всех конкурирующих философий и еще раз, с безжалостной ясностью, изложить свою собственную.


    Часть 1: Последняя Классификация (Гуны)

    Кришна завершает анализ гун, показывая, что абсолютно всё — от типа твоего знания до типа твоего удовольствия — является продуктом этих трех сил. Это финальный штрих к картине Матрицы.

    Цель — научиться распознавать эти программы в себе и стремиться к саттвичному состоянию как к трамплину для прыжка за пределы всех гун.

    Этот финальный аккорд — не просто завершение. Это передача эстафеты и установление правил игры для будущих поколений.



    Часть 2: Опровержение Оппонентов (Пурва-пакша)

    Здесь Шанкара-полемист сияет во всей красе. Он не просто излагает свою доктрину, он показывает, почему все остальные — неверны.


    Шанкара здесь решает три последние задачи: юридическую, педагогическую и драматическую.

    1. Юридический отдел: Зачистка последних возражений

    • Его доктрина «...не противоречит авторитету Карма-Канды»: Это важнейший пункт для ортодоксального брахмана, каким был Шанкара.

    Ему могли возразить: «Если все действия — порождение невежества, то зачем Веды предписывают нам сотни ритуалов? Значит, Веды ошибаются?»

    Шанкара отвечает: «Нет». Карма-Канда абсолютно авторитетна и необходима, но в своей сфере — для тех, кто еще находится в невежестве и стремится к очищению ума или мирским плодам. Его учение о Знании не отменяет путь Дел, а ставит его на подобающее ему место — как подготовительную ступень.

    • «Опровержение теории...»: Он наносит последние удары по конкурентам, доказывая, что их объяснения агентности (кто действует?) логически несостоятельны.


    2. Педагогический отдел: Инструкция по применению и распространению

    Здесь Кришна (и Шанкара) превращается в наставника, который определяет, как это знание должно передаваться дальше.

    • «Квалификация для получения наставлений»: Это не для всех. Кришна прямо говорит: не передавай это знание тому, кто не прошел аскезу, у кого нет преданности, кто не хочет слушать, или кто ненавидит Меня. Это не элитизм. Это техника безопасности. Давать такое знание неподготовленному уму — все равно что вручать ядерный чемоданчик ребенку. Это приведет лишь к гордыне, путанице и падению.

    • «Благо от обучения и слушания»: Это маркетинг и мотивация.

    Шанкара подчеркивает, что изучение и распространение этого учения — высшая форма поклонения, гарантирующая духовный прогресс.



    3. Драматический финал: Занавес

    История, начавшаяся с отчаяния одного воина, должна закончиться разрешением этого отчаяния.

    • «Господь получает от Арджуны заверение...»:

    Кришна спрашивает: «Ну что, Арджуна, ты понял? Твое заблуждение разрушено?»

    И Арджуна, который в первой главе рыдал и бросал лук, теперь твердо отвечает: «Мои сомнения ушли. Я стою твердо. Я буду действовать по Твоему слову». Это кульминация. Трансформация состоялась. Учение сработало.

    • «Санджая восхваляет Господа...»: Повествование возвращается к своему рассказчику, Санджае, который, передав весь этот диалог слепому царю, завершает его экстатическим восклицанием: «Где Кришна, Владыка Йоги, и где Арджуна, великий лучник, там непременно будут процветание, победа, благополучие и твердая мораль. Таково мое убеждение!»
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Свами Чинмаянанда

    Уже тот факт, что я слушаю Гиту, является доказательством того, что Он близко ко мне.

    Бхагавад Гита – это завораживающее искусство божественной красоты...

    Каждое слово в ней – это деталь, одновременно раскрывающая и вдохновляющая.

    Пауза между стихами – это не просто неизбежный пустой период литературной необходимости, но нечто, предполагающее множество сокрытых истин.


    Сам эффект Гиты заключается в том, чтобы привести величественные истины Вед и Упанишад к радостному ладу будничного мира.

    Если Упанишады являются учебниками философских принципов, обсуждающих человека, мир и Бога, то Гита – это руководство с инструкциями о том, как каждый человек может прийти к воплощению тонких философских принципов Веданты в реальном мире будней.

    Великие, побуждающие к размышлениям истины Веданты были внезапно низведены до лёгкой непринуждённости беседы частыми психологическими штрихами, сделанными мастерским пером Вьясы.

    Все другие «виды знания» могут быть лучше усвоены и творчески переварены в свете Гиты. Воистину, Божественная Песнь — это Светоч Знания.

    У Гиты нет быстрого средства от недугов, которые нас одолевают.

    Она стремится искоренить саму причину недуга, и потому необходимо иметь терпение, упорство и великую веру в ценности, проповедуемые её бессмертными словами.

    В образе жизни по Гите проблем не существует. В огне знания Гиты невежество со всеми его заблуждениями обращается в пепел.

    Мать Гита...
    Вселенская Религия Гиты — это та, к кому дети любого возраста всегда могут с уверенностью обратиться, ожидая ничего, кроме полного прощения и совершенной любви, даже после миллиона возмутительных поступков, которые индивидуумы могли совершить.

    Гита — это писание жизни, написанное для человека, и ее универсальность несомненно видна

    Она уверяет человека, что "ДАЖЕ ЕСЛИ ОН — ВЕЛИЧАЙШИЙ ИЗ ГРЕШНИКОВ", он тоже может переплыть мучительные судьбы настоящего и достичь берегов, лежащих за пределами ограниченности и несовершенства.

    Такая ясная хартия права человека на Божественное никогда ранее не была записана ни в одном другом существующем писании мира!
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    «ГИТАРТХАСАМГРАХА»
    («СВОД СМЫСЛА ГИТЫ»)

    Ямуначарья


    «Гитартхасамграха» («Свод смысла Гиты»)— краткий, но чрезвычайно насыщенный комментарий к «Бхагавадгите», состоящий из 32 шлок.


    Ямуначарья:
    Архитектор вишишта-адвайты


    Ямуначарья (918–1038 гг.) — выдающийся индийский философ и духовный учитель, стоящий у истоков формирования вишишта-адвайта-веданты — одной из самых влиятельных школ в рамках веданты.

    Его фигура имеет основополагающее значение, так как он заложил философский фундамент, который позднее был систематизирован и развит его знаменитым преемником, Рамануджей. Не случайно Ямуначарья почитается как «духовный дедушка» Рамануджи, будучи учителем его наставника.

    Философский прорыв и историческая роль

    Ямуначарья совершил настоящую революцию в религиозно-философской мысли своей эпохи. В то время, когда ведантистская традиция, основанная на авторитете Вед, и популярная панчаратрийская традиция, базирующаяся на тантрических ритуальных текстах, часто существовали раздельно, Ямуначарья сделал смелое заявление.

    Он провозгласил, что обе эти традиции говорят об одном и том же Высшем Начале — Боге Вишну.

    Этот «религиозный поворот» был подкреплен сильной философской аргументацией о природе души (Атмана), Бога (Брахмана как Нараяны) и средствах достижения освобождения.

    Его подход положил конец интеллектуальному снобизму классической веданты, открыв ее для более широкого религиозного опыта, и определил дальнейшее развитие не только вишишта-адвайты, но и всей последующей индуистской теологии.

    Ключевой труд: «Гитартхасамграха»

    Центральным трудом Ямуначарьи, раскрывающим его учение, является «Гитартхасамграха» («Свод смысла Гиты») — краткий, но чрезвычайно насыщенный комментарий к «Бхагавадгите», состоящий из 32 шлок. Этот текст стал смысловым эталоном для всех последующих учителей вишишта-адвайты.

    Структура «Гитартхасамграхи» логична и глубока:

    1. Введение: изложение основного смысла всей «Бхагавадгиты».
    2. Структурный анализ: деление поэмы на три смысловых блока («шатки»).
    3. Экспозиция: краткий пересказ содержания каждой главы.
    4. Сердцевина учения: собственная интерпретация Ямуначарьи, где он раскрывает суть пути к освобождению.


    Учение о пути к освобождению

    Ямуначарья предложил целостную и последовательную модель духовного пути, основанную на его прочтении «Бхагавадгиты».

    · Трехчастная структура Гиты: Он разделил текст на три «шатки» (шестерки глав):

    · 1-я шатка (гл. 1–6): Учение о карме (действии) и джняне (знании) как основе для истинного восприятия Атмана.

    · 2-я шатка (гл. 7–12): Учение о бхакти (преданности) как кульминации и результату предыдущих этапов, ведущему к прямому постижению Бога.

    · 3-я шатка (гл. 13–18): Дополнительные разъяснения о медитации, ритуалах, материи и творении.

    · Триединый путь спасения: Духовный прогресс, по Ямуначарье, включает три нераздельных и взаимосвязанных этапа-йоги:

    1. Карма-йога: Бескорыстное исполнение своих обязанностей, включая аскезу, паломничества и жертвоприношения.

    2. Джняна-йога: Пребывание в устойчивом осознании своей истинной природы как очищенного Атмана.

    3. Бхакти-йога: Высшая ступень — пребывание в глубокой медитации, рожденной из любви (prīti) к Высшему Началу.

    Итогом этого пути является не просто освобождение от перерождений, а состояние совершенной радости и абсолютной, сосредоточенной зависимости от Бога.

    Терминологическое новаторство

    Ямуначарья ввел тонкие терминологические различия, раскрывающие внутреннюю динамику духовной практики. Он разделял:

    · Внешние действия: аскетизм, жертвования, восхваления.

    · Внутренние состояния: пребывание (sthiti) в осознании, медитация (dhyāna) и любовь (prīti).

    Примечательно, что в своей собственной интерпретации он часто предпочитал слову «бхакти» термин «любовь» (prīti), смещая акцент с ритуального почитания на глубокий внутренний мотив и личностную связь с Божеством. Именно он дал классическое определение бхакти как «однонаправленного почитания в созерцании».


    Влияние и наследие

    Влияние Ямуначарьи на Рамануджу было определяющим. Рамануджа в своей объемной «Гитабхашье» прямо следовал за своим предшественником: сохранил его деление Гиты на три шатки, использовал ту же терминологию и развил его ключевые идеи.

    Многие исследователи полагают, что заслуга Рамануджи заключается прежде всего в гениальной систематизации и детальной разработке философских положений, изначально заложенных Ямуначарьей.

    Наследие Ямуначарьи жило и в последующие века. Такие видные учителя, как Ведантадешика, писали субкомментарии на его «Гитартхасамграху», что свидетельствует о непререкаемом авторитете этого текста в рамках традиции вишишта-адвайты.

    Таким образом, Ямуначарья справедливо считается не просто предтечей, а подлинным архитектором философской системы вишишта-адвайта-веданты, чьи идеи заложили прочное основание для одной из самых жизнеспособных и влиятельных школ индийской мысли.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ЯМУНАЧАРЬЯ. ГИТАРТХАСАМГРАХА

    1. В учении Гиты говорится о том, что Высший Брахман, Нараяна[1], достижим лишь с помощью бхакти, к которой приводит аскеза и познание своей дхармы.

    2. В первой шатке[2] провозглашается цель — достижение восприятия Атмана, обозначенная йогой, подготовленной джняной и кармой.

    3. В средней [шатке] провозглашена бхакти-йога, явившаяся результатом джняны и кармы, направленная на постижение истинной природы и сущности Бога.

    4. Последняя [шатка] — это дополнение к предыдущим, она говорит о бхакти, о религиозной медитации, действиях, творении, Всемогущем Господе, Пуруше и материи.

    5. Учение было дано для спасения Партхи[3], испытывающего несоответствующую любовь и сострадание к роду по причине размышления над дхармой и адхармой[4].

    6. Во второй [главе] с целью прекращения заблуждения о Боге говорится о характеризуемой ментальной устойчивостью медитации санкхьи и йоги, [направленной на] вечный Атман и незаинтересованность действия.

    7. В третьей [главе] говорится о долге бескорыстного действия во имя защиты мира, приписав активность гунам[5] или же возложив ее на Всемогущего Бога.

    8. В четвертой главе говорится о природе действия, [совершаемого из] склонности, об отличии его от недеяния и о величии знания.

    9. В пятой главе говорится о легкости и быстроте карма-йоги, о некоторых ее видах и способе познания Брахмана.

    10. В шестой главе говорится о предписании практиковать йогу, о четырех типах йогинов, о методе йоги, о реализации йоги, о высшей йоге, [направленной на] себя.

    11. В седьмой главе говорится об истинной природе Бога, о его сокрытости пракрити, о пути прибежища [к Богу], о разделении бхактов, о преимуществе просветленного.

    12. В восьмой главе говорится о разделении на тех, кто стремится найти прибежище у Бога, тех, кто стремится к [познанию] истинной природы Атмана, и тех, кто стремится к могуществу.

    13. В девятой главе говорится о форме бхакти как особой йоге, о превосходстве махатм[6] и о божественном величии в человеческой природе.

    14. В десятой [главе] рассказывается о различных причинах возникновения и развития бхакти, о [йоге] мысли, [направленной на] вечную абсолютную независимость и благие качества [Бога].

    15. Одиннадцатая [глава], посвященная ясному восприятию истинной природы Бога, говорит о даре познания и достижения, таким образом [утверждая] единственным средством [познания и достижения Бога] — бхакти.

    16. В двенадцатой говорится о быстрой [действенности] бхакти[7], методе [ее реализации], всецелой погруженности Атмана слабого[8], о видах ее, но и о великой удовлетворенности, [даруемой] бхакти.

    17. В тринадцатой [главе] провозглашается различие [Брахмана от всего иного] и о причине привязанности, об очищении Атмана, причине достижения Атмана и о собственной форме тела.

    18. В четырнадцатой [главе] говорится о видах соединения с гунами, их деятельности, ее прекращении и о том, что источником возникновения всех трех является Брахман.

    19. В пятнадцатой говорится о том, что Пурушоттама[9] отличен от разумного, будь оно чисто или смешано с материей, в силу своего господства, поддержки и проникновения [во все это].

    20. В шестнадцатой [главе] первоначально говорится о различии асуров[10] и богов, о подчиненности шастрам во имя устойчивости познания и действия [в соответствии с] Истиной.

    21. В семнадцатой [главе] провозглашается тройное обозначение утвержденного шастрами [Брахмана], разница в соответствии с гунами между всем демоническим, не имеющим отношения к шастрам, и тем, что [провозглашается] шастрами.

    22. В последней [главе] говорится о смысле учения [Бхагавадгиты], о преобразовании собственных деяний, об избранности саттвы, о сознании, [приписывающем] деятельность Ишваре[11].

    23. Карма-йога — это соблюдение аскетизма, паломничество, благотворительность, жертвоприношения, почитание и т.д. Джняна-йога — это пребывание в очищенном Атмане со всеми своими побежденными эмоциями.

    24. Бхакти-йога — это пребывание в медитации и т.п., [порожденной из] любви к Высшему Единству. Все три йоги взаимосвязаны

    25. и все три способствуют видению Атмана как воплощенного в почитании Высшего, а также выполнении регулярных и иррегулярных жертвоприношений.

    26. Когда все незнание исчезает, а Атман видится как следующий за Высшим и достигается высшая бхакти, тогда с ее помощью достигается и его местопребывание (tatpadam).

    27. Если кто пожелает этого, то бхакти-йога — это путь достижения совершенного могущества. Все три йоги способствуют исключительности Атмана.

    28. Концентрированность на Господе для этих лиц одинакова. Между тем, для желающего Высшего достижение его вечно и постоянно.

    29. Однако мудрый сконцентрирован на Высшем; образ жизни Атмана — зависимость от Бога; соединение с ним и разлука — это счастье и несчастье; его мысль сконцентрирована только на нем.

    30. Йога медитации на Господе связана с приветственными, хвалебными гимнами и поминаниями, с помощью которых достигается Атман, все действия которого — действия пран[12], манаса[13], сознания, органов — направлены на Бога.

    31. Движимый любовью, он выполняет все действия, начиная с личных и заканчивая бхакти, как средство приближения [к Богу], отказавшись [от всего] и доверившись Богу из страха перед сильным желанием[14].

    32. Он достигает места пребывания Бога, которое есть совершенная радость, бесконечная сосредоточенная зависимость от него. Таково главное учение Гиты.

    ---

    Примечания

    1 Нараяна — одно из имен Вишну.

    2 Шатка(санскр. çatka) — «шестерка». Ямуначарья делит 18 глав Бхагавадгиты (в сумме 700 стихов) на три «шестерки»: первая включает главы 1-6 поэмы, вторая — главы 7-12, третья — главы 13-18. Эта классификация получила распространение у последующих вишнуитских комментаторов Бхагавадгиты.

    3 Партха(санскр. pārtha) — сын Притхи, или Кунти, эпитет Арджуны.

    4 Дхарма и адхарма— здесь «должное» и «недолжное». Арджуна, чья колесница стоит напротив ряда Кауравов, где находятся его учителя и родственники, отказывается воевать против них, ставя свои родственные чувства выше исполнения воинского долга.

    5 Три гуны— саттва («чистота, ясность, прозрачность, безмятежность»), раджас («страсть, энергия, движение»), тамас («инертность, косность, тупость, тьма»).

    6 Махатма(санскр. māhātma) — букв, «великая душа», эпитет великих личностей, святых.

    7 Санскритское издание дает вместо используемого в издании Ван Бёйтенена bhaktisaighryam («быстрая [действенность] бхакти») словосочетание bhakteśśrai§thyam («превосходство бхакти»).

    8 В тексте:aśakta — букв, «слабый, не имеющий силы», имеется в виду слабость человека в сравнении с могуществом Бога. Ван Бёйтенен переводит как “unqualified aspirant” (Buitenen J.A.B. van. Rāmānuja on the Bhagavadgītā. P. 180).

    9 Пурушоттама(санкср. purusottama) — Высший Пуруша, эпитет Вишну.

    10 Асура(санскр. asura) — демон, сверхъестественное существо, враждебное богам.

    11 Ишвара— Господь, Владыка, эпитет Личного Бога.

    12 Прана(санскр. prāpa) — букв, «дыхание, тонкая энергия тела».

    13 Манас(санскр. manas) — орган мысли и воли, ум.

    14 В тексте: tāmabhīh — букв, «страх перед сильным желанием». Ван Бёйтенен интерпретирует это высказывание как страх остаться в сансаре (Buitenen J.A.B. van. Rāmānuja on the Bhagavadgita. P 182).


    Перевод с санскрита выполнен Р.В. Псху
Статус темы:
Закрыта.