БХАГАВАД-ГИТА

Тема в разделе 'Священные тексты', создана пользователем Эриль, 21 июл 2024.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ГЛАВА ДЕСЯТАЯ:
    БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ


    • Господь — источник всех проявлений.
    • Знание о Славе Господа способствует Йоге.
    • Господь наделяет Своих преданных мудростью.
    • Вопрос Арджуны о проявлениях Господа.
    • Перечисление Господом Своих проявлений.
    • Краткое описание Божественной Славы.



    ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ:
    ВСЕЛЕНСКАЯ ФОРМА


    • Мольба Арджуны о видении Вселенской Формы.
    • Арджуна, наделенный божественным зрением, чтобы увидеть Вселенскую Форму.
    • Проявление Вселенской Формы Господа.
    • Вишну един с Безусловным (Брахманом).
    • Вселенская Форма (продолжение).
    • Чудесность Вселенской Формы.
    • Ужасающая природа Вселенской Формы.
    • Видение Арджуной поражения врага.
    • Великолепие Вселенской Формы.
    • Пришествие Господа для разрушения миров.
    • Поклонение Арджуны Вселенской Форме.
    • Мольба Арджуны о прощении Господа.
    • Мольба Арджуны о том, чтобы Господь вернул Свой обычный облик.
    • Господь возвращает Свой обычный облик.
    • Преданность как единственное средство к осознанию Вселенской Формы.
    • Суть всего учения Гиты.




    Анализ: От Абстракции к Личному Опыту

    Эти главы — поворотный пункт. Кришна переходит от объяснения безличного Брахмана к объяснению личностного аспекта Бога (Ишвары), который является проявлением Брахмана в мире Майи.



    Глава 10: Каталог Божественного

    Эта глава служит мостом. Чтобы ум мог медитировать на безграничное, ему нужны опоры. Кришна дает эти опоры, перечисляя свои главные проявления: «Из Адитьев я — Вишну, из светил я — лучистое солнце...».

    • Цель: Это не просто поэзия. Это практическое руководство для медитации. Кришна объясняет, что, видя совершенство в любой форме (самое сильное животное, самая высокая гора, самый мудрый мудрец), человек должен учиться видеть за этим проявление единого Божественного Источника.



    Глава 11: Апокалипсис и Откровение

    Это кульминация всей Гиты. Теория становится ужасающей и ослепительной реальностью.


    «Ужасающая природа Вселенской Формы»:

    Шанкара подчеркивает, что это не благостное видение. Арджуна видит не только творение, но и разрушение. Он видит, как все воины, включая его врагов, уже поглощены пастью времени в теле Господа. Это видение уничтожает эго и идею о себе как о "деятеле". Арджуна понимает, что он — лишь инструмент в космической драме.

    • «Вишну един с Безусловным»: Ключевой пункт Кришны. Он использует этот момент, чтобы показать, что эта проявленная, даже ужасающая форма (Ишвара) не является конечной реальностью. Она — лишь проявление того самого безличного, неизменного Брахмана, о котором он говорил с самого начала.

    • «Преданность как единственное средство»: Кришна говорит, что эту Форму нельзя увидеть ни изучением Вед, ни ритуалами, ни аскезой. Только через безраздельную преданность (Бхакти).

    Это означает, что для постижения проявленного аспекта Бога (Ишвары) необходима преданность. Но для постижения высшего, непроявленного Брахмана, эта преданность должна в итоге привести к Знанию (Джняне).

    • «Суть всего учения Гиты»: В конце главы Кришна подводит итог. И Шанкара использует этот стих (11.55) как квинтэссенцию своего учения: "Тот, кто делает Мою работу, считает Меня высшей целью, предан Мне, свободен от привязанностей, не имеет вражды ни к одному существу, — тот приходит ко Мне".

    Шанкара трактует это как идеальное сочетание Карма-йоги и Джняна-йоги, ведущее к Мокше.



    Итог:

    В этих главах Кришна показывает, как абстрактная философия Адвайты может быть пережита на личном, мистическом опыте.

    Он ведет читателя от идеи всеобщей доступности пути (Глава 9), через медитативное созерцание божественного во всем (Глава 10), к ошеломляющему и преображающему видению Бога как Творца и Разрушителя (Глава 11), которое уничтожает эго и открывает путь к окончательному освобождению.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ:
    БХАКТИ-ЙОГА (Йога Преданности)


    • Кто выше: поклоняющиеся Ишваре (личностному Богу) или поклоняющиеся Акшаре (Непреходящему Абсолюту)?
    • Поклоняющиеся Ишваре.
    • Поклоняющиеся Акшаре.
    • Спасение через поклонение Ишваре.
    • Абхьяса-йога (Йога постоянной практики).
    • Служение Господу.
    • Оставление плодов действий.
    • Жизнь поклоняющихся Акшаре (Акшара-упасаков).



    ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ:
    МАТЕРИЯ И ДУХ (Поле и Знающий Поле)


    • Основной предмет этой главы.
    • Тело и душа (Кшетра и Кшетраджня).
    • Тождество души (Атмана) с Господом (Брахманом).
    • Душа подвержена злу только из-за невежества.
    • Кшетраджня (Знающий Поле) в действительности не затронут самсарой.
    • Авидья (невежество) присуща органу (уму), а не Я (Атману).
    • Предписания Писаний применимы только к состоянию рабства.
    • Рабство и освобождение не являются реальными состояниями Я.
    • Предписания Писаний касаются непросветленных.
    • Ученые, но заблуждающиеся.
    • Отношение Я к самсаре — это простая иллюзия.
    • Восприятие отношения авидьи и т.д. к Я происходит из-за иллюзии.
    • Краткое изложение Доктрины.
    • Восхваление Доктрины.
    • Материя во всех ее формах.
    • Добродетели, способствующие познанию Я.
    • Брахман, Познаваемое.
    • Брахман за пределами речи и мысли.
    • Брахман — источник всякой деятельности.
    • Брахман безусловен.
    • Брахман — базовая Реальность во всех иллюзорных феноменах.
    • Брахман — воспринимающий гуны.
    • Брахман есть всё.
    • Брахман постигается только мудрыми.
    • Брахман — единое Я во всех.
    • Брахман — Причина Вселенной.
    • Брахман — Осветитель всего.
    • Свет находится в сердце каждого.
    • Ищи Свет через преданность.
    • Пракрити (Материя) и Пуруша (Дух) вечны.
    • Пракрити и Пуруша как Причина самсары.
    • Авидья (невежество) и Кама (желание) — причина перерождений.
    • Знание о Я устраняет причину самсары.
    • Четыре пути к познанию Я.
    • Ничто не существует вне Я (Атмана).
    • Единое Я во всех.
    • Знание о едином Я ведет к мокше (освобождению).
    • Действует Пракрити (Материя), а не Я.
    • Я — источник и обитель всего.
    • Я не затронуто плодами действий.
    • Я освещает всё.
    • Краткое изложение доктрины.


    Анализ: Философский Вердикт

    Эти две главы — это зал суда, где выносится окончательный приговор по двум ключевым вопросам: "Кому поклоняться?" и "Что реально?".


    Глава 12: Разрешение Дилеммы Преданности

    Арджуна задает самый практичный вопрос: "Что лучше: любить личностного Бога, которого я могу представить, или медитировать на непостижимый, безличный Абсолют?"

    Ответ Кришны, в интерпретации Шанкары, гениален в своей психологической точности.

    1. Путь к Абсолюту (Акшаре) — высший, но почти невозможный. Шанкара соглашается, что конечная цель — осознание безличного Брахмана. Но он подчеркивает, что для человека, отождествляющего себя с телом, этот путь невероятно труден, полон страданий и почти всегда ведет к неудаче.

    2. Путь к Личностному Богу (Ишваре) — практичный и безопасный. Поэтому Кришна предлагает "лестницу". Если не можешь сразу запрыгнуть на крышу, начни со ступеней:

    Ступень 1: Постоянно медитируй на Меня (Ишвару).

    Ступень 2: Если не можешь, просто совершай действия как служение Мне.

    Ступень 3: Если и это не можешь, просто отказывайся от плодов своих действий.

    Это гениальная система, которая дает место каждому. Но для Шанкары это все — подготовительный этап.

    Поклонение Ишваре очищает ум и по милости Ишвары приводит преданного к Гуру, который дарует знание о безличном Акшаре.



    Глава 13: Метафизический Демонтаж

    Это самая философски насыщенная глава. Шанкара использует ее, чтобы раз и навсегда определить, что есть что.

    • Кшетра и Кшетраджня (Поле и Знающий Поле): Он вводит это фундаментальное различие. Всё, что можно воспринять или помыслить (тело, ум, мир, чувства) — это Поле. А ты, истинный Ты — это Знающий, Свидетель.

    • «Авидья присуща уму, а не Я»: Это, возможно, самый важный пункт во всей Адвайте. Ваше страдание, ваше невежество, ваше рабство — это не ваши свойства. Это свойства вашего ума, которые вы по ошибке наложили на себя. Вы, как чистое Сознание, всегда были и остаетесь свободными, чистыми и незатронутыми.

    • «Рабство и освобождение не являются реальными состояниями Я»: Логическое следствие. Если Я никогда не было в рабстве, то и освобождение — это не обретение чего-то нового, а лишь узнавание того, что уже есть. Это устранение иллюзии.

    • «Брахман, Познаваемое»: После того как Шанкара определил, чем мы НЕ являемся (Полем), он описывает то, чем мы ЯВЛЯЕМСЯ. И это описание — серия парадоксов. Брахман — источник всего, но сам безусловен. Он во всем, но за пределами всего. Он — свет, который освещает все, включая наше собственное сознание.


    Итог:

    Эти главы подводят читателя к вершине своей аргументации:

    1. Дается практический, многоуровневый путь преданности, который в конечном итоге ведет к готовности принять высшее знание (Глава 12).

    2. Затем предоставляется это самое знание — безжалостный метафизический анализ, который отделяет вечное Я от преходящего не-Я и показывает, что все проблемы коренятся в простом, но катастрофическом недоразумении (Глава 13).

    Это переход от "что делать" к "что знать". И для Шанкары именно это знание, а не действие или преданность сами по себе, является тем, что окончательно разрывает узы самсары.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ:
    ТРИ ГУНЫ


    • Предмет этой главы.
    • Знание о происхождении вселенной необходимо для спасения.
    • Эволюция Вселенной из союза Духа и Материи.
    • Гуны связывают душу.
    • Природа и функции гун.
    • Взаимное действие гун.
    • Как узнать, какая гуна преобладает.
    • Жизнь после смерти, определяемая гунами.
    • Краткое изложение функций гун.
    • Осознание Я за пределами гун ведет к бессмертию.
    • Признаки освобожденной души.
    • Образ жизни Освобожденного.
    • Преданность Господу ведет к освобождению.
    • Единство Атмана.



    ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ:
    ВЫСШИЙ ДУХ (Пурушоттама-Йога)


    • Древо Самсары.
    • Сруби Древо и ищи Цель.
    • Путь к Цели.
    • Цель — это Славное Бытие Господа.
    • Джива (индивидуальная душа) — это луч Господа.
    • Как Джива обитает в теле и покидает его.
    • Я видимо только оку знания.
    • Нет познания Я без Йоги.
    • Вездесущность Господа:
    1. Как всеосвещающий Свет Сознания.
    2. Как всеподдерживающая Жизнь.
    3. Как Пищеварительный Огонь во всех живых организмах.
    4. Как Я в сердцах всех.

    • Господь за пределами тленной и нетленной вселенной.
    • Слава познания Я.



    Анализ: Операционная система и аварийный выход

    Эти главы — кульминация практической философии. Они объясняют, как именно работает иллюзия и как из нее выйти.


    Глава 14: Инструкция к Матрице (Три Гуны)

    Шанкара использует эту главу, чтобы объяснить «физику» иллюзорного мира. Гуны — это не просто «качества», это три базовых программных кода, три силы, которые составляют всё в материальной вселенной.

    • Саттва (Ясность, Гармония): Код, отвечающий за знание, свет, счастье. Но Шанкара предупреждает: это «золотая цепь». Она тоже держит в рабстве, привязывая к счастью и знанию.

    • Раджас (Активность, Страсть): Код, отвечающий за деятельность, желание, беспокойство. Это «железная цепь», заставляющая душу бесконечно действовать и гоняться за плодами.

    • Тамас (Инерция, Тьма): Код, отвечающий за лень, невежество, заблуждение. Это «свинцовая цепь», которая тянет на самое дно.

    Ключевая идея: Вы — не гуны. Вы — чистое Сознание, которое наблюдает за их бесконечной игрой. Проблема начинается, когда вы говорите: «Я счастлив» (Саттва), «Я действую» (Раджас) или «Я устал» (Тамас). Осознать себя как Свидетеля за пределами этих трех сил — значит сделать шаг к освобождению.



    Глава 15: Схема Побега (Древо Самсары)
    Это одна из самых мощных метафор в мировой духовной литературе.

    • Древо Самсары: Кришна описывает материальный мир как гигантское дерево (Ашваттха), у которого корни вверху (в Брахмане), а ветви внизу (в проявленном мире).

    Это гениальный образ, показывающий, что этот мир — лишь перевернутое, искаженное отражение высшей Реальности. Мы живем среди ветвей, принимая их за реальность, не видя истинного Источника.


    «Сруби Древо...»: Каков же выход? Кришна говорит: «Возьми топор непривязанности и сруби это дерево!».

    Шанкара трактует это однозначно: «топор» — это знание о своей истинной природе (Атма-джняна). Только это знание может разрубить узел невежества, который привязывает нас к этому перевернутому древу.

    • Пурушоттама (Высший Дух): И здесь вводится финальный концепт. Есть тленный мир (ветви дерева). Есть нетленный Дух (Джива, индивидуальная душа, которая путешествует по ветвям). Но над ними обоими стоит Высший Дух, Пурушоттама.

    Это и есть тот самый Брахман, который является одновременно и источником дерева (его корнем), и тем, что находится полностью за его пределами. Осознать свое единство с Ним — вот конечная цель.


    Итог:

    Кришна завершает свою великую аргументацию:

    1. Он показал, что вы — не ваше тело и ум (Глава 13).

    2. Он объяснил, по каким законам работает программа вашего ума и мира (гуны, Глава 14).

    3. Он дал ясный образ всей иллюзорной системы (Древо Самсары) и указал на единственный инструмент для побега — топор знания (Глава 15).

    Это полный и исчерпывающий план по демонтажу личной вселенной и возвращению к своему изначальному состоянию. Дальше — только детали.
Статус темы:
Закрыта.