tatra taM buddhi-saMyogaM labhate paurva-dehikam | yatate ca tato bhUyaH saMsiddhau kurunandana || 43 || Там он обретает понимание, существовавшее в прошлом теле, и прилагает еще больше усилий для достижения совершенства, о Арджуна. (6.43) Арджуна родился в хорошей семье, его родители были добродетельны, что говорит о том, что это далеко не первые его шаги по направлению к истине. Напоминая ему об этом, Кришна как бы говорит, что Арджуна должен продолжить свой путь к истине. Искатель не должен бояться что ему придется все начинать сначала. В этой шлоке Кришна обещает, что прошлое понимание естественным образом безусильно возвращается к искателю. Понимать заново ничего не придется, ты просто вспомнишь то что уже знал, сразу же, как только возникнут подходящие условия. Понимание существует на уровне тонкого тела, которое со всеми следами склонностей и желаний, остается тем же самым. Меняется лишь тело физическое, оно меняется как старая одежда. Как человек, оставив старые одежды, берет другие, новые, так и воплощенный в теле, оставив старые тела, обретает новые. (2.22) Существуют васаны, существуют склонности и желания, поэтому все что было накоплено на уровне тонкого тела, возвращается. Когда это происходит, человек идет искать учителя, чтобы продолжить с того места где он когда-то закончил, после чего процесс практики йоги продолжается. Родители дают человеку физическое тело, заботу, и соответствующее окружение. А его собственные усилия и помощь, которую оказывает учитель, определяют его продвижение по духовному пути, что напрямую влияет на его тонкое тело, и последующие рождения. Родитель ответственен исключительно за рождение физическое, а учитель ответственен за рождение духовное. Именно поэтому учитель почитается гораздо выше родителей. В каждом новом воплощении искатель получает все больше сил для практики, и его стремление к освобождению становится все сильней. Это происходит потому что определенная часть знания, бывшая ранее теоретическим знанием, становится знанием практическим, знанием прожитым. А теоретическое знание, не становится васанами вообще. В следующую жизнь переносится только знание практическое, то знание которое было проработано и прожито, т.е. использовано. Этой же логике подчиняются все твои усилия. И если ты что-то не доделал сегодня, ты продолжишь заниматься этим завтра. Все то что сейчас Кришна рассказывает Арджуне, это очень естественная и логичная система понимания происходящих процессов. И мы принимаем ее потому что он до сих пор не дал нам ни единого повода усомниться в своих словах. pUrva-abhyAsena tenaiva hriyate hy-avazo 'pi saH | jijJAsur-api yogasya zabda-brahma-ativartate || 44 || Ибо прошлая практика его влечет даже помимо его воли. Даже стремящийся к знанию йоги превосходит Веды. (6.44) Иногда, продвижение по пути происходит даже против воли самого искателя, потому что он движим по нему своими прошлыми усилиями. Возможно он, или его родители будут против, но обстоятельства все равно сложатся так, что он задумается об истине и быстротечности жизни, что приведет к пробуждению его прошлых знаний. Все его васаны через какое-то время обязательно проявятся, и он вернется на путь поиска, где неизбежно столкнется с вопросом об Истине. С этого пути невозможно свернуть, и если этот вопрос единожды встал, то шаг за шагом ты придешь к его разрешению. Невозможно кого-то заставить двигаться по этому пути, если этот путь не его, равно как невозможно на нем кого-то удержать, если этот путь его. Яйцо, разбитое изнутри, рождает жизнь, а яйцо, разбитое снаружи, приводит к смерти. Поэтому продвижение по духовному пути должно проходить исключительно собственными усилиями. В зависимости от своих склонностей кто-то схватывает знание быстро, потому что он просто вспоминает то что ему уже и так было хорошо известно. А кому-то нужно больше времени, потому что это его первые усилия на пути. Но если он их прилагает, то они обязательно увенчаются успехом. Главное знать, что все усилия, направленные на продвижение в сторону истины, никогда не пропадают зря. Даже если искатель совершил какое-то нехорошее, адхармическое действие, сила которого превосходит его склонности к практики йоги, эффект от практики все равно никуда не денется. Он просто подождет до тех пор, пока карма адхармического действия себя не исчерпает. Так что максимум что может случиться на этом пути, это временная задержка. При наличии такого огромного количества разных факторов как прошлые жизни, собственные усилия и определенное окружение, в котором он родился, совершенно бесполезно сравнивать себя или других между собой. У каждого своя история, и свой собственный багаж из прошлых жизней, и все идут по этому пути со своей скоростью. Кто-то при встрече со знанием загорается быстро, кто-то медленно, а кому-то требуется очень долго находиться поблизости с истиной, и с ее объяснениями. Кому-то потребуется еще очень много жизней для того чтобы вообще заметить эту истину. Но когда этот огонек стремления к истине разгорается, потушить его становится уже невозможно. Однажды вставший на путь Истины, рано или поздно превзойдет не только любые мирские достижения, но он превзойдет и шабда брахма, он превзойдет даже Веды, т.е. истину, выраженную в звуке.