Атмананда Кришнаменон

Тема в разделе 'Священные тексты', создана пользователем Эриль, 14 апр 2025.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    911. КАК ПЕРЕДАЕТСЯ ИСТИНА?

    Когда вы злитесь, вы теряете себя в гневе и передаете его другому. Точно так же, когда Гуру говорит об Истине, он растворяется в ней и через слова ведет вас к Истине. Гнев передает гнев, Истина передает Истину.



    29 июня 1953

    912. ЧТО ТАКОЕ ИСТИННЫЙ ОПЫТ?

    Вы говорите: "Я понял Истину". Это значит, вы стали едины с ней.

    Слово "понял" (understood) означает "стоял под". Под чем? Под феноменальным — телом, чувствами, умом, как их основой. Это и есть истинный опыт.

    Но вы называете опытом лишь его выражение в уме. Настоящий опыт — это сама Реальность, вне двойственности.



    30 июня 1953

    913. КАК ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ?

    Правильный путь ведет к свидетелю. То, что проявляется и в наблюдаемом, и в наблюдателе, и есть Истина.




    914. НЕВЕЖДА И МУДРЕЦ

    Невежда переживает только тело и не знает принципа "Я". Мудрец переживает только "Я" и знает тело как иллюзию.



    2 июля 1953

    915. КАК ОБЪЕКТЫ ПОМОГАЮТ ПОЗНАТЬ ИСТИНУ?

    Как невидимый Раху виден через затмение луны, так Атма (чистое переживание) познается через объекты. Они помогают осознать "знание", а затем — чистое Сознание.



    8 июля 1953

    916. КАК ПОЗНАТЬ ВСЕЛЕННУЮ?

    Ум не может постичь то, что больше его. Чтобы понять вселенную, ум должен выйти за свои пределы и стать Реальностью. Тогда вселенная исчезает как таковая.



    917. ГДЕ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ В ЛЮБВИ?

    В любви к себе или другому это отношение исчезает, остается только тождество. То же в глубоком сне. Любовь ко всем — это и есть Счастье.



    25 июля 1953

    918. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ?

    Сама мысль о препятствиях — первое препятствие. Направьте внимание на их основу — Сознание, и они станут помощью.



    919. ЕСЛИ СЧАСТЬЕ — МОЯ ПРИРОДА, НЕ ПОСТРАДАЕТ ЛИ РАБОТА БЕЗ СТИМУЛА?

    Нет. Работа станет безобъектной и будет совершаться совершенным образом, принося радость.



    920. ЧТО МЕНЯ СВЯЗЫВАЕТ?

    Не внешнее, а внутреннее неведение и отождествление с телом, чувствами и умом.

    Как инспектор в тюрьме не чувствует себя связанным, так и освобожденный свободен даже в кажущихся оковах.



    921. ПОЧЕМУ Я НЕ МОГУ УВИДЕТЬ АТМУ?

    Кто задает этот вопрос? Если это эго, оно никогда не увидит Атму. Если же это ваше истинное «Я» спрашивает, то это «Я» и есть сама Атма — ей не нужно и невозможно «увидеть» себя, ибо нельзя быть одновременно субъектом и объектом.



    26 июля 1953

    922. ЧТО ЗНАЧАТ ПРАВИЛА ДЛЯ МУДРЕЦА?

    Мудрец не следует правилам (кроме социальных или дорожных). Духовные правила ведут к Истине, но для достигшего они теряют смысл.



    923. ЗАЧЕМ БЫЛО ИЗОБРЕТЕНО ИСКУССТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НИРВИКАЛЬПА-САМАДХИ?

    Традиционный путь (космологический) интерпретировал глубокий сон как причинное неведение. Чтобы устранить его усилием, было создано нирвикальпа-самадхи. Но после выхода из него неведение возвращалось, требуя иного решения.



    924. КАК ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ КРАСОТУ В ОБЪЕКТЕ?

    Красота — это гармония противоречий. Сначала вас привлекают диссонансы, затем возникает внешняя гармония, ведущая к внутренней, где вы растворяетесь. Эта гармония и есть ваша истинная природа.



    925. НЕ УТРАЧИВАЕТСЯ ЛИ ВКУС К ЖИЗНИ?

    Нет. Сначала вы наслаждаетесь красотой, затем становитесь самим этим наслаждением — гармонией. Вопрос возникает лишь при неполном опыте.



    926. КАК МУДРЕЦ И ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВИДЯТ КРАСОТУ?

    Мудрец сначала видит чистую гармонию, затем объект. Обычный человек видит сначала объект, и лишь потом — проблеск красоты.



    27 июля 1953

    927. МОЖНО ЛИ СРАВНИВАТЬ ГЛУБОКИЙ СОН И САМАДХИ?

    Глубокий сон — смесь позитивного и негативного опыта. Самадхи йога — чисто позитивный опыт. Оба происходят в сфере ума.



    928. КАК СДЕЛАТЬ ОПЫТ САМАДХИ ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ?

    Самадхи — это переживание «я был счастлив». Но узнав от Гуру, что Счастье — ваша природа, вы осознаете: вы и есть цель самадхи. Стремление к нему исчезает, хотя оно может возникать по привычке.



    28 июля 1953

    929. ЧТО ЗАСЛОНЯЕТ РЕАЛЬНОСТЬ?

    Присутствие и отсутствие объекта. Например, пустая стена (отсутствие картины) мешает увидеть саму стену. Так Реальность скрыта и миром (в бодрствовании и сне), и его отсутствием (в глубоком сне).



    930. ЧТО ЗНАЧИТ «НАПРАВИТЬ ВНИМАНИЕ»?

    Вы не помните, как росли, но признаете это как факт. Так же направьте внимание на свою истинную природу.



    31 июля 1953

    931. В ЧЕМ ОБМАН ВРЕМЕНИ?

    Время — лишь идея, основа множественности. Но оно иллюзорно, как и сама идея. Вы — неизменный принцип, и вам нужно лишь признать это.



    1 августа 1953

    932. ЧЕГО Я ИЩУ В ОСВОБОЖДЕНИИ?

    Свою индивидуальность — неизменный принцип в вас.



    933. ПОЧЕМУ У ПРИНЦИПА «Я» НЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

    У него нет органов или ума. Но он не мертв — он вечно присутствует, освещая всё.



    934. КАК ПОМОГАЕТ НАСТАВЛЕНИЕ (ТАТТВОПАДЕША)?

    Истина, услышанная от Гуру, впечатывается в очищенный ум. Позже, при воспоминании, она возвращается, погружая вас в то же состояние осознания.



    935. ЧТО ВОСПРИНИМАЕТ СВИДЕТЕЛЬ?

    Только материальную сторону активности, но не её сознающую основу.



    936. КАК ИСКАТЬ ИСТИНУ?

    Двумя путями:

    1. Восходящим (традиционный метод) — от мира к Атме, но он упирается в тупик дуальности.

    2. Нисходящим (прямой метод) — от Атмы к миру, сохраняя единство.



    937. ЧТО ТАКОЕ ТРИ ГУНЫ?

    Тамас (инерция) и раджас (активность) — противоположные качества. Саттва (равновесие) — не качество, а принцип баланса между ними. В чистом виде саттва — сама Реальность.



    938. КАК ИСЧЕЗАЕТ МИР?

    Чтобы исследовать грубый мир, поднимитесь на уровень ума — исчезнет пространство. Исследуя ум, поднимитесь к Сознанию — исчезнет и внутреннее, останется только «Я».



    3 августа 1953

    939. КАК ПРИМЕНИТЬ ПРИМЕР ВЕРЕВКИ И ЗМЕИ?

    «Это» веревки — «Я» в вас, змея — тело, чувства и ум. «Я» привязано и к иллюзии, и к Реальности.



    10 августа 1953

    940. ПАМЯТЬ И ОБЪЕКТИВАЦИЯ ВРЕМЕНИ

    Память и объективация времени — две стороны одной медали, на которой держится мир.

    Желание освобождения — не функция эго, а зов вашей сути. Тот, кто искренне рад «ограничениям» (в широком смысле), уже свободен, ибо осознал Покой как основу всех страданий.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    941. МУДРЕЦ ПРЕБЫВАЕТ В ИСТИННОЙ САМАДХИ ДАЖЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КАК?

    Когда ты видишь предмет, ты фактически становишься им. "Оно" исчезает или растворяется в тебе. Это и есть самадхи [поглощение].

    Это одинаково верно и для других органов чувств. Такова правда о деятельности обычного человека.

    Тем более это относится к Мудрецу, который осознаёт это каждое мгновение.



    942. ЧЕГО ЖЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕНИЯ ИЛИ ОДИНОЧЕСТВА?

    Только одиночества.

    Нельзя отрицать, что ты любишь лишь Счастье, и именно ради Счастья ты ищешь общества. Но когда Счастье наступает, ты оставляешь всякое общение и остаёшься один. Ты оказываешься в абсолютном одиночестве.

    Даже когда ты заблуждаешься, думая, что общество даёт тебе Счастье, при внимательном рассмотрении ты обнаружишь, что в момент наступления счастья ты отбрасываешь все объекты, включая собственное тело, чувства и ум.

    Разве ты любишь или приветствуешь общество в глубоком сне, где ты один и счастлив?



    943. КАК СИЛА СТАНОВИТСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ К ИСТИНЕ?

    Йогин принимает Сознание за силу, и таким образом путь к Сознанию как Истине оказывается заблокирован. Сила объектна, и ты увлекаешься ею, не желая выйти за её пределы.



    944. КАК МУДРЕЦ ПОДГОТОВЛЕН СТАТЬ КАРАНА-ГУРУ, АЧАРЬЕЙ?

    Не каждый Мудрец может быть Ачарьей. Для этого требуются особые качества. Он должен иметь опыт всех различных путей, особенно преданности и йоги, чтобы направлять искателей, приходящих к нему (иногда с искажёнными переживаниями), не подрывая их основ.

    Эти качества он может приобрести благодаря практике на ранних этапах своей духовной жизни. Позже, в свете высшей Истины, он сможет понять истинное значение таких переживаний.

    Есть Мудрецы, которые, даже не имея подобной подготовки, вынуждены брать на себя роль Гуру, потому что получили прямое указание от своих собственных Учителей.

    В таких случаях все необходимые качества приходят к ним по мере надобности. Всё, чего им не хватает, мгновенно восполняется словом их Гуру.

    Взгляни на возвышенную уверенность Шри Шанкары, когда он провозглашает:

    "По слову моего Гуру, я не джива, я - Сама Умиротворённость."



    945. КАК ПРЕОБРАЗУЕТСЯ ЭГО?

    Твоя мысль о том, что каждый объект отличен и отделён от тебя, создаёт состояние бодрствования с полностью раскрытым эго.

    Если ты отделён от какого-либо объекта, эта отделённость будет существовать и между объектами.

    Постепенно ты обнаруживаешь, что твоё тело - тоже объект, как и любой другой, и начинаешь воспринимать его как нечто отдельное от тебя. Тогда ты становишься ментальным существом. Это первая стадия прогресса, когда эго теряет свою грубость.

    Затем ты отказываешься от ментальной позиции, и твоя основа становится "Я"-принципом. Тогда весь объективный мир предстаёт как единая масса, и вся эта масса преобразуется в чистое Сознание. Сначала исчезает грубость, затем - тонкость.

    Затем ты остаёшься как чистое Сознание. Этот опыт может произойти как в состоянии сна, так и в состоянии бодрствования; но результат одинаков.

    Иногда во сне ты чувствуешь, что это сон; через несколько секунд, без каких-либо дополнительных усилий, всё растворяется в чистом Сознании.



    24 августа 1953

    946. ПОЧЕМУ ОПЫТ ГЛУБОКОГО СНА НЕ ПОМОГАЕТ ДУХОВНО?

    Потому что обычный человек воспринимает глубокий сон объективно.

    Если глубокий сон теряет чувство объективности и становится субъективным, ты свободен.



    947. ЧТО ОЗНАЧАЕТ "Я ЗНАЮ ЭТО"?

    Сначала "это" означает форму или объект. Затем "это" означает видение. Наконец, "это" означает знание.

    Таким образом, утверждение означает "Я знаю знание", то есть "Я знаю Я", то есть "Я. Я. Я."



    948. ЧТО ТАКОЕ ПЕРЦЕПТ?

    То, что воспринимается. Если ты подчеркнёшь часть "то", перцепт становится "тем" и перестаёт быть перцептом.



    25 августа 1953

    949. КАК ПОМОГАЕТ ПОЗИЦИЯ СВИДЕТЕЛЯ?

    Позиция свидетеля помогает тебе отречься от всего по сути, не отрекаясь ни от чего физически или ментально.



    950. КАК УВИДЕТЬ ФОРМУ ГОСПОДА?

    Ты видишь Господа через Его проделки, деяния или шалости в Его истории. Также увидь Господа в Его форме и через Его форму.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    31 августа 1953

    951. ЧТО ТАКОЕ СВОБОДНЫЙ ВЫБОР И СВОБОДНАЯ ВОЛЯ?

    Оба являются противоречиями в терминах. Свобода не может иметь ничего рядом с собой; поэтому выбор исключён. Только истинный "Я"-принцип всегда свободен. Если что-то склоняется к выбору, это делает эго.

    Само эго не свободно, его выбор не может быть свободным, и оно не может помочь другому обрести свободу. То же относится и к свободной воле. Оба являются неправильными названиями.



    952. АРИСТОТЕЛЬ ГОВОРИТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК - СОЦИАЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ И НЕНАВИДИТ ОДИНОЧЕСТВО. ОПРАВДАНО ЛИ ЭТО?

    Это замечание поверхностно и сделано с чисто социальной точки зрения. Истина при более внимательном рассмотрении прямо противоположна. Я говорю: "Человек всегда в одиночестве и не может быть иным".

    Можешь ли ты разделить с другим любую часть своей боли или удовольствия? Нет. Даже твоё общение должно в конечном итоге прийти к "тебе" в одиночестве, чтобы быть узнанным. Они тоже являются проекцией тебя самого.

    На самом деле в общении нет наслаждения. В общении ум всегда рассеян. Ум должен умереть, чтобы быть счастливым.

    Самскары = Врождённые тенденции.
    Наблюдение = Бесстрастное восприятие.



    1 сентября 1953

    953. КАК ИССЛЕДОВАТЬ ДЕЙСТВИЕ (ДЕЯНИЕ)?

    Это должно быть сделано субъективно, а не объективно. Тогда и деятель, и деяние исчезают, не присутствуя в действии.

    Видец, видение и видимое -
    каждое из них есть чистое сознание...

    Шри Шанкара




    2 сентября 1953

    954. ТРИПУТИ - НЕПРАВИЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ.

    Даже чтобы сказать, что две вещи существуют одновременно, ты должен признать, что можешь представить или воспринять две вещи одновременно. Это невозможно. Поэтому трипути [триада видеца, видения и видимого] не может существовать одновременно.



    15 сентября 1953

    955. ЧТО ТАКОЕ ОТРЕЧЕНИЕ?

    Твоя истинная природа - это само отречение. Отречение от деятельства и наслаждения во всех твоих действиях - это истинное отречение. Отречение никогда не может быть совершено. Это естественный результат направления твоего внимания на твою истинную природу.



    956. ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

    Ты не можешь приписать активность или неактивность другому с точки зрения наблюдателя. Если ты можешь воспринять активность, не ссылаясь на её противоположность, которая является лишь концепцией в другой момент времени, ты в безопасности.

    В один момент времени противоположности не могут существовать вместе. Они и не являются противоположностями как таковыми. Таким образом, каждая независима и завершена в себе. Поэтому каждая является абсолютной Истиной.

    Таким образом, ссылка на противоположности невозможна в один и тот же момент времени.

    То, что ты называешь не-ходьбой, на самом деле является лишь другой формой ходьбы. Поэтому нет ни ходьбы, ни не-ходьбы.



    957. ЭГО ПОДОБНО ПРИВИДЕНИЮ. КАК?

    Привидение, не имея собственной формы, завладевает чужой формой. Когда его изгоняют оттуда, оно завладевает формой другого.

    Подобно этому, эго не имеет собственной формы. Оно претендует на форму деятеля, воспринимающего или наслаждающегося после действия. Лучший способ убить эго - отказать ему в любой из этих форм. Тогда эго умрёт от голода.

    Направление внимания на твою истинную природу - единственный верный способ убить эго.




    17 сентября 1953

    958. ПОЧЕМУ КРАСОТА В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ОБЪЕКТЕ ВИДИТСЯ РАЗНЫМ ЛЮДЯМ ПО-РАЗНОМУ?

    Потому что у разных людей разные перспективы и разные позиции, устанавливающие разные стандарты, и они смотрят на вещи тоже по-разному. Поэтому распознавание и оценка красоты различаются от человека к человеку.



    959. ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА И ЕЁ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТАМ?

    Некоторые видят красоту в горе. Гора - это конкретный объект восприятия, а красота - переживание. Ты не можешь разделить их. Поэтому ты делаешь гору обладателем красоты и называешь её красивой.

    Но Истина прямо противоположна. Красота обладает горой, потому что красота существует за пределами тела, чувств и ума и поэтому может существовать даже без горы или любого другого объекта.

    То, что выходит за пределы тела, чувств и ума, - это только "Я"-принцип или Истина. Поэтому красота - это ты сам.



    960. КАК ВОСПРИНИМАЮТ КРАСОТУ ДЖНЯНИН И НЕВЕЖЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК?

    1. Джнянин видит гору как красоту, сохраняя красоту как красоту, возвышенную до основания.

    2. Невежественный человек видит красоту в горе, сохраняя гору как гору, грубую и инертную.

    Мудрец видит тело как Атму, а невежественный человек видит тело как Атму, каждый подчёркивая курсивную часть и игнорируя другую.

    В первом случае красота проявляется как гора, горность исчезает, и остаётся только красота.

    Во втором случае гора кажется красивой; подчёркивается горность; а красота приходит и уходит.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    22 сентября 1953

    961. ЧТО ТАКОЕ САМОУБИЙСТВО?

    Ты считаешь невозможным достичь желаемого в этом теле. Поэтому надеешься обрести это в ином месте. Ты воспринимаешь тело как препятствие на пути к желаемому и пытаешься устранить это препятствие (своё тело), надеясь таким образом достичь цели.



    24 сентября 1953

    962. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ АБСОЛЮТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?

    Это принцип, который отрицает всё остальное. Но он не может отрицать собственное существование.

    Ты не можешь сказать, что это — Сознание. Кто говорит так? Ум не может. Ты не можешь сказать, что оно существует, ибо тогда «оно» и «существование» должны быть разными.

    Ты не можешь сказать, что оно — само существование, ибо тогда ты должен был бы воспринимать его. Следовательно, о Реальности нельзя сказать ничего.



    28 сентября 1953

    963. КАК ЖИВЁТ ЧЕЛОВЕК?

    Мы видим два различных способа жизни:

    1. Жизнь невежественного человека,
    2. Жизнь дживанмукты.

    Жизнь состоит из взаимоотношений объектов и знания. Объекты и знание различны и отдельны.

    Невежественный человек приписывает реальность только объектам и живёт в них. Его жизнь начинается с ума и заканчивается в нём. Поэтому он связан. Его деятельность исходит из эго и возвращается к эго.

    Но дживанмукта знает, что объекты — не что иное, как Сознание, и живёт в Сознании. Он понимает, что жизнь начинается в нём, за пределами ума, в Сознании и там же завершается. Поэтому то, что обычно затрагивает невежественного человека, не затрагивает Мудреца.

    Таким образом, Мудреца не тревожат внешне противоречивые мысли, чувства, восприятия или действия. Он видит их все как не что иное, как Сознание, Самость. Вот почему деятельность не оставляет следов (самскар) в Мудреце. Мудрец знает, что даже эго возникает из Сознания и растворяется в нём.

    Разница лишь в центре. Для невежественного человека центр — эго, а для Мудреца — Сознание.

    Пойми, что твоё отношение к объекту — лишь «знание». Дживанмукта — живое воплощение Истины, которую ты постигаешь. Поэтому, зная, что жизнь — это Сознание, живи в Сознании и будь свободен.



    2 октября 1953

    964. ЧТО ТАКОЕ ПОКЛОНЕНИЕ ИДОЛУ?

    Ты не можешь поклоняться ничему, кроме формы. Концепции и восприятия — всё это формы. Брахман и бесконечное — тоже формы.

    Идол — это просто конкретно известный объект. Он символ Абсолюта. Но на самом деле никто не поклоняется идолу, потому что на практике, посмотрев на него несколько мгновений, ты неизбежно закрываешь глаза и созерцаешь то, символом чего является идол. Никто не поклоняется идолу, и никто не может поклоняться без идола.



    15 октября 1953

    965. ЧТО ТАКОЕ НИЧТОЙНОСТЬ?

    Ничтойность нельзя воспринять органами чувств или постичь умом.

    Ничтойность — лишь переход от одного позитивного состояния к другому. Ты становишься тем, что воспринимаешь. Ты — не ничто, поэтому не можешь стать ничем. Следовательно, ты не способен воспринять ничто. Ничтойность никогда не воспринимается — только инаковость.



    18 октября 1953

    966. ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ БХАКТИ?

    Это не просто почитание формы личного бога. Истинная цель — возникающее при этом смягчение или таяние сердца.

    Это таяние должно происходить даже при восприятии истины (таттвы), исходящей из уст Гуру. Оно должно случаться не на низших уровнях, а на высшем и через прикосновение к подлинному Абсолюту.



    21 октября 1953

    967. ЧТО ТАКОЕ БЕЗУМИЕ?

    Разнообразие — это безумие. Узри единство (свидетеля) за разнообразием — и ты превзойдёшь безумие. Будь познающим — и ты будешь здравым и свободным.



    968. КАК ИССЛЕДОВАТЬ ТРИПУТИ (ТРИАДУ)?

    Трипути состоит из деятеля, действия и деяния. Из этих трёх воспринимаются только действие и деяние. Но деятель возникает лишь после действия, и его никогда нельзя воспринять.

    Следовательно, отдельного деятеля нет. Этот так называемый «деятель» — сам свидетель, но ограниченный или неверно понятый.

    Виде́ц, видение и ви́димое —
    каждое из них есть чистое сознание…

    Шри Шанкара



    969. ПОЧЕМУ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ УВИДЕТЬ ДЕЯТЕЛЯ?

    Потому что только свидетель способен увидеть деятеля. Но у свидетеля нет глаз, чтобы видеть, а деятеля нет в свидетеле. Поэтому ты никогда не увидишь деятеля.



    25 октября 1953

    970. КАК ГОВОРИТ МУДРЕЦ?

    Мудрец всегда говорит через твои инструменты. Но даже в этих утверждениях есть нечто от Мудреца. Улови эту часть, извлеки пользу и помоги себе.

    Сами по себе утверждения не оставляют следа.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    8 ноября 1953

    971. СЛЁЗЫ И САМАДХИ

    Великий человек сказал, что преданный входит в самадхи со слезами на глазах, а джнянин выходит из самадхи со слезами на глазах. Но я говорю, что это ещё не вся истина.

    Можно и входить, и выходить из самадхи со слезами на глазах. Это определённо выше прежних переживаний. Опыт преданного был результатом созерцания (бхавам) его ишта-девы. Второй – результатом краткого контакта с абсолютной Истиной. Третий – характеристикой естественного состояния утвердившегося Джнянина.



    5 декабря 1953

    972. КТО НУЖДАЕТСЯ В ШАСТРАХ И ОБРАЩАЕТСЯ К НИМ?

    Только невежественный человек, не удостоившийся благословения живого Мудреца (Гуру), обычно обращается к шастрам – в некоторой беспомощности.

    Знание (чистое Сознание) – родитель шастр. Как таковые, шастры никогда не могут быть отцом знания, ни пробудить знание в искателе.

    Тот, кого ведёт Карана-гуру, никогда не нуждается в услугах шастр. Конечная цель и польза всех шастр – лишь убедить искателя в высшей необходимости Карана-гуру и помочь ему найти такого.

    "Восстань! Пробудись! Обрети лучших и осознай Истину."

    Катха-упанишада, 3.14



    20 декабря 1953

    973. ПРОФЕССОР ЭЙНШТЕЙН СКАЗАЛ: «МЫ НЕ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ «Я» ЗА ПРЕДЕЛАМИ УМА И ИНТЕЛЛЕКТА». ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

    Сама эта уверенность и есть природа того «Я» или Истины. Так что утверждение Эйнштейна фактически доказывает существование «Я» за пределами.

    Более того, может ли Эйнштейн доказать, что существует что-либо на уровне ума или ниже? Нет. Тогда ему приходится отрицать себя повсюду.

    Та уверенность, которая заявляет, что я не могу сказать, что существую за пределами интеллекта, сама есть сварупа (природа) Истины.



    21 декабря 1953

    974. ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ НА МЕНТАЛЬНОМ УРОВНЕ, А ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ ПРОБЛЕМ НЕТ. КАК ЖЕ ВОЗМОЖНО РЕШЕНИЕ?

    Проблемы существуют на грубом, чувственном и ментальном уровнях. Каждая решается не с её собственного уровня, а только с уровня выше.

    Так, проблемы ментального уровня могут быть объяснены только с уровня за его пределами. Например, возьмите дворец на театральном занавесе. Вердикт глаза корректируется интеллектом за ним.

    Подобно этому, переживания ума и интеллекта корректируются принципом из-за пределов интеллекта.



    23 декабря 1953

    975. КЛЮЧ К АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЕ

    Может ли быть ключ к абсолютной Истине? Да, конечно. Интервал между двумя мыслями и глубокий сон, если правильно поняты, являются ключами к абсолютной Истине.



    25 декабря 1953

    976. КАК СОВЕРШАТЬ ДЕЙСТВИЕ НЕПРИВЯЗАННО?

    Мирские действия можно совершать двумя способами:

    1. Полностью отождествив себя с телом, чувствами и умом. Тогда действие спонтанно, как у обычного человека.

    2. Стоя позади и контролируя тело, чувства и ум для достижения определённых результатов, как в случае йогина. Ты всё ещё кажущееся «я», но более отрешённое от тела, чувств и ума.

    Есть ещё более высокий вид действия, который не является строго мирским.

    3. Стой за пределами ума как свидетель всех активностей ума. Как свидетель ты не затрагиваешься объектами или действиями и потому непривязан в своём действии.



    28 декабря 1953

    977. ЧТО ТАКОЕ ОКОВЫ И КАК ОСВОБОДИТЬСЯ?

    Множественность – это оковы, а недвойственность – освобождение.

    Когда ты сам стоишь как множество, ты не можешь не видеть множество вовне. Но когда ты стоишь как единственный, ты никогда не увидишь множества.

    Множество в тебе – это тело, чувства и ум. Стой как единый субъект в себе, и мир также сведётся к единой Реальности. Это освобождение.

    Если кто-то говорит, что он в беде, спроси его: «Ты один или их много?» Он непременно ответит: «Я один». Тогда скажи: «Будь всегда этим одним», и все беды мгновенно исчезнут.



    978. КАК УВИДЕТЬ ЦВЕТОК ТАКИМ, КАК ОН ЕСТЬ?

    Ты видишь свойства цветка через чувства и ум, которыми обладаешь. Но чтобы увидеть цветок таким, как он есть, ты должен стоять сам по себе, лишённый чувств и ума. Тогда ты увидишь цветок как себя, чистое Сознание.



    8 января 1954

    979. УДОВОЛЬСТВИЕ

    Удовольствие (или вздох облегчения) – прелюдия к состоянию Покоя и часто принимается за сам Покой.



    980. ТЕЛО

    Тело – клетка, в которой, кажется, спят и Мудрец, и невежественный человек. Один чувствует себя свободным, другой – связанным.

    "Как в камере собственного участка
    инспектор полиции
    может отдыхать и освежаться;
    так и в этой клетке тела
    тот, кто отвечает за неё,
    может жить обновлённым, единым с тем,
    что есть само удовлетворение.

    Шри Атмананда
    (см. также примечание 920)



    981. ЧТО ТАКОЕ «ОНО»?

    «Оно» в наших взаимодействиях — это реальная часть мира. Что же это за «Оно»?

    Только то может быть постоянным или реальным, что одинаково отвечает твоему восприятию, мысли, чувству и знанию. То, что отвечает всем этим четырём аспектам, — это лишь «Я» или Сознание. Оно и есть «Оно».



    982. В ЧЁМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СЛУШАНИЕМ СЛОВ МУДРЕЦА И ЧТЕНИЕМ ЕГО ТРУДОВ?

    Когда ты читаешь труды Мудреца, ты вкладываешь в его слова собственный смысл. Ты пытаешься осветить писания Мудреца искажённым светом своего ограниченного интеллекта и терпишь неудачу.

    Но, слушая Мудреца, поскольку он сам наполняет свою речь светом чистого Сознания, его слова понимаются тобой верно, несмотря на все твои сопротивления.

    Совершение блага для мира само по себе не является критерием того, что человек постиг Истину.



    983. ГРАДАЦИЯ ЛЮБВИ

    Любовь обусловлена (кама), когда ограничена твоим физическим телом.

    Любовь — это благодарность (снеха), когда привязана не столько к телу, сколько к твоей тонкой сущности.

    Любовь — это према, где нет и следа низшего «я». Идеальная цель индуистского брака — соединиться в любви как преме.

    Почему Мудрец прилагает усилия, чтобы говорить и просвещать других? Это для самоудовлетворения самого Мудреца, а не кажущегося «я».

    Самоудовлетворение Мудреца охватывает весь мир, включая слушателей. Поэтому это чистая любовь, обращённая к любви. Любовь Мудреца не обусловлена и бесцельна. Это сама любовь говорит.



    14 января 1954

    984. СОСТОЯНИЯ БОГА

    Как индивидуальная душа имеет три состояния, так и Бог.

    Грубая вселенная — это состояние бодрствования Бога.
    Космический ум — это тонкое слово (или состояние сна) Бога.
    Пралая (потоп) — это состояние глубокого сна Бога.



    15 января 1954

    985. КАКОВА ТВОЯ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

    Ты часто говоришь: «Я стою здесь».

    Кто это говорит? Конечно, не мёртвое инертное тело, которое стоит, а тот, кто увидел это стояние.

    Свидетель может только видеть, но не говорить. Говорящий — это эго, которое отождествляет себя со свидетелем и присваивает себе свидетельствование.

    Таким образом, в каждом утверждении, касающемся твоей деятельности, участвуют три разные сущности: тело, эго и свидетель. Из этих трёх знай, что ты всегда — свидетель. Пребывай там, и ты свободен.



    986. КАКОВА ЦЕЛЬ МУЗЫКИ?

    Гармония снаружи ведёт тебя к гармонии внутри, а гармония внутри — это само «Я». Таким образом, музыка приводит тебя к гармонии, стоящей за ней, а та ведёт тебя к внутренней гармонии, которая и есть сама Истина.



    16 января 1954

    987. ПОЧЕМУ МУДРЕЦ НЕ РАБОТАЕТ НАД ПОДЪЁМОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

    Ответ: Где то человечество, ради которого я должен работать?

    Вопрошающий: Но мы видим это человечество.

    Ответ: Почему же ты не работаешь для страдающего человечества, которое ты воспринимал с той же реальностью в своём сновидении?

    Я работаю для него по-своему — не раздавая материальных благ, а исследуя иллюзорность этого кажущегося человечества и его страданий, доказывая, что всё человечество — это я, истинный принцип «Я», а видимость — всего лишь иллюзия.

    Но ты пытаешься достичь той же цели через органы действия. Будучи продуктами состояния бодрствования, они никогда не приведут тебя к цели — Покою и Счастью, которые явно за его пределами.



    22 января 1954

    988. ФОРМА И ВИДЕНИЕ

    Ты говоришь, что все формы, которые ты видишь, — это само видение, поскольку форма и видение едины.

    Почему же ты не можешь с тем же основанием утверждать, что всё есть форма?

    Основной метод любого исследования — проверка удалённых вещей инструментами, которые ближе и лучше тебе известны. Поэтому ты не можешь стоять на форме и исследовать видение, ведь видение ближе к тебе, чем форма. Так форма растворяется в видении, а не наоборот.

    При исследовании мира объект сначала сводится к известному. На следующем шаге известное оказывается ничем иным, как знанием. Таким образом, мир — это лишь знание.



    23 января 1954

    989. ЗАБВЕНИЕ ДАЛЕКО ПРЕВОСХОДИТ БЛАГОДАРНОСТЬ

    "Если ты сделал мне добро, пусть вся память об этом умрёт во мне, и пусть я не стремлюсь отплатить тебе. Иначе это будет означать желание, чтобы на тебя обрушилась беда, дабы у меня появился шанс помочь в ответ."



    31 января 1954

    990. КАК СЕБЯ ВЕСТИ ПОСЛЕ ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ?

    Ты можешь вести себя в повседневной жизни точно так же, как и раньше. Но между твоей деятельностью до и после постижения Истины — целая пропасть. Раньше ты терял себя в объектах, теперь же их очередь — потеряться в тебе.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    991. КОГДА ТЫ ПОЗНАЁШЬ СЕБЯ?

    Ты познаёшь себя, когда нет ни чего-то, ни ничего, что можно было бы познать.



    3 февраля 1954

    992. МОЗГ БЕЗДЕЙСТВУЕТ МЕЖДУ МЫСЛЯМИ

    Состояние между двумя мыслями — то же самое, что и состояние, когда осознаётся «Я есть» или «Я знаю, что я есть». В этот момент клетки мозга не функционируют, даже если тебе кажется, что ты мыслишь. Если в этот момент врач осмотрит тебя, он скажет, что мозг находится в покое или не воспринимается.



    993. ФОН

    Видимое многообразие должно доказывать существование чего-то неизменного в качестве своего фона.

    Анализируя многообразие и достигая так называемого фона, его «фоновость» также исчезает, и ты остаёшься Абсолютом в своей истинной природе, которая называлась фоном лишь по отношению к видимости.



    4 февраля 1954

    994. ЧТО ТАКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ?

    Истинный принцип «Я» — не выражение. Это сама Реальность (то, что выражается). Но когда ты рассматриваешь его в терминах его характеристик, таких как счастье или знание, с началом и концом, это и называется «выражением».



    995. ПОЧЕМУ БХАКТАМ НЕ НРАВИТСЯ АДВАЙТА?

    Строго говоря, они тоже ищут адвайту. Но они не понимают, что делают. Они хотят наслаждения и не желают от него отказываться. Они боятся, что потеряют своё наслаждение в истинной адвайте.

    Но когда им объясняют, что счастье, которым они, как им кажется, наслаждаются, — всего лишь выражение истинного принципа «Я» (адвайты), бхакта становится адвайтином и постигает Истину. Таким образом, истинный принцип «Я» — это то, что выражается, а аспект счастья — лишь выражение.

    Господь Кришна — это счастье в видении Господа. Если ты признаешь, что хочешь этого счастья во всех трёх состояниях без перерыва, то только тот принцип, который неизменно присутствует во всех трёх состояниях, может его дать. Такой принцип только один — это истинный принцип «Я», и его истинная природа — чистое Счастье.

    Поэтому выйди за пределы имени и формы Господа, и ты в адвайте.



    996. ЧТО ЗНАЧИТ ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИМЕНИ И ФОРМЫ?

    Понимание того, что имя и форма — лишь выражение безличного, а затем медитация даже на это имя и форму выводят тебя за пределы имени и формы. Тогда реакция исходит от безличного и спонтанно поднимает тебя к нему.

    Это способ выйти за пределы имени и формы. Пойми, что Бог безличен, а затем медитируй на любое из его имён и форм, чтобы выйти за пределы всей видимости.

    Мирское знание растворяется в «наслаждении»; «наслаждение» растворяется в «становлении»; «становление» растворяется в «бытии».



    997. НЕКОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО СЛИТЬСЯ С БОГОМ МОЖНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ СМЕРТИ. ПРАВДА ЛИ ЭТО?

    В момент каждого переживания счастья ты действительно на мгновение умираешь и становишься единым с Богом (чья истинная природа — безобъектное Счастье).

    Тогда твоё тело расслабляется, органы чувств отказываются функционировать, ум перестаёт мыслить или чувствовать, и ты наслаждаешься тем, что называешь счастьем. Все принципы, которые претендуют на жизнь, в этот момент умирают.

    Таким образом, ты умираешь каждое мгновение, чтобы стать Богом. Поэтому не жди последней смерти тела, а осознай, что ты делаешь это каждое мгновение, и ты станешь самим Богом (истинная адвайта).



    6 февраля 1954

    998. АФОРИЗМЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЯ
    «Ты есть То» (Тат твам аси).


    Только Мудрец может понять истинное значение этого афоризма или обсуждать его смысл.

    Чтобы понять что-либо, ты должен стоять хотя бы на ступень выше уровня рассматриваемого объекта. Таким образом, чтобы понять истинное значение «ты», ты должен быть за пределами «ты»; а чтобы понять значение «то», ты должен быть за пределами «то».

    То Поэтому все замечания о смысле таких афоризмов в книгах тех, кто не является Мудрецами, могут быть лишь близорукими и ошибочными.



    999. КАК ПОСТИЧЬ БРАХМАНА?

    Брахман воспринимается кажущимся «я» как нечто далёкое и огромное по сравнению с его малостью. Его нужно приблизить к настоящему и пережить через «я». Здесь есть два препятствия: малость «я» и удалённость брахмана.

    Представление о малости «я» устраняется созерцанием афоризма «Я есть брахман» (Ахам брахма асми).

    После переживания тождества с брахманом через глубокое созерцание тебе предлагается созерцать другой афоризм: «Брахман есть я» (Брахмаива ахам). Этот процесс приближает брахмана и утверждает его тождество с вечно присутствующим «я».

    Но ощущение огромности, связанное с брахманом, сохраняется. Это ограничение нужно преодолеть, созерцая ещё один афоризм: «Сознание есть брахман» (Праджнянам брахма).

    Так ты достигаешь состояния чистой адвайты. Но этого можно достичь сразу, с самого начала, увидев, что «я» — ничто иное, как Сознание.



    1000. ЧЕГО МОЖНО ДОСТИЧЬ ПРАКТИКОЙ ЙОГИ?

    С помощью йоги достигается лишь то, что можно достичь другими средствами, и только ценой гораздо большего времени и усилий. Глупо тратить жизнь на такие вещи.

    Постижение Истины невозможно достичь йогой. Постижение возможно только через обращение к Мудрецу и безоговорочную преданность Ему. Поэтому посвяти свою жизнь достижению этой цели и ничему иному.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    8 февраля 1954

    1001. МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ИСКУССТВО РОЖДАЕТСЯ ИЗ СТРАДАНИЯ?

    Многие художники глубоко страдают, и всё же из них рождаются великие произведения. Искусство — это выражение Истины. Значит ли это, что оно происходит из страдания?

    Давайте сначала рассмотрим сам вопрос. С какого уровня он возникает?
    Конечно, с уровня двойственности.

    Искусство — это выражение гармонии. Там, где есть гармония, нет ни слов, ни какой-либо другой двойственности. Поэтому через гармонию слов придите к гармонии за их пределами — вашей истинной природе. Искусство — это выражение той гармонии.

    Иными словами, взгляните на вопрос субъективно, осознайте своё отношение к нему и попытайтесь решить его с этого уровня.

    Тогда вы обнаружите, что на вашем собственном уровне этот вопрос вообще не возникает. Это и есть окончательное решение всех подобных вопросов. Подходите так к каждому вопросу.

    Дисгармония и гармония связаны только с вами, а не друг с другом. Если вы погрузитесь в любое из этих состояний и останетесь только в нём, оно перестанет быть тем, чем называется, и станет самой Истиной.



    1002. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

    Вы сами — вечная основа, и из глубины вас естественно возникает стремление придать такую же основу всем внешним изменениям.

    Основой изменяющихся объектов является пространство, но оно так же мертво и инертно, как и сам объект. Просто наделите пространство Сознанием — и оно станет Абсолютом.

    Точно так же время — это постоянная основа мыслей и чувств, и оно тоже мертво и инертно. Наделите время Сознанием — и оно также станет Абсолютом.

    Под «наделить Сознанием» я подразумеваю либо увидеть его субъективно, либо признать, что они обладают сознанием.

    «Я нахожусь между "есть" и "нет", освещая и объясняя оба. Когда вы понимаете этот свет как само бытие, небытие исчезает».



    14 февраля 1954

    1003. КАК ПОНИМАТЬ «Я ЕСТЬ ВСЁ»?

    Всё» должно слиться с «Я» и исчезнуть, оставив «Я» в абсолютной чистоте.

    Но если вы попытаетесь раздуть «Я» до масштабов «всего», вы собьётесь с пути и останетесь в плену объектности.

    Объективное восприятие должно быть полностью преодолено.

    Когда вы говорите: «Ничего не существует», это не значит, что итогом становится небытие, а что именно существование — вот конечная реальность, ведь слово «существует» в этой фразе указывает именно на бытие.



    1004. ЧТО ТАКОЕ АХАНКАРА И КАК ПОДНЯТЬСЯ НАД НЕЙ?

    Аханкара (эго) — это чувство отделённости от всего остального. Подняться над ним можно, только достигнув фоновой Истины, где всякое ощущение разделённости исчезает.

    Один из признаков уничтожения эго — подлинное смирение, выражающееся в том, что вы никогда не пытаетесь использовать или даже признавать своё превосходство и совершенство.



    1005. ПОЧЕМУ ЛЮДИ (И ДАЖЕ БОГИ) ЛЮБЯТ ЛЕСТЬ?

    Вся лесть направлена на Реальность, стоящую за эго. Даже если вы этого не осознаёте, вы и есть та Реальность. Ложное отождествление эго с принципом «Я» позволяет вам радоваться, и эго ошибочно присваивает себе всю похвалу.



    1006. ПОЧЕМУ Я НЕ ЗНАЮ СЕБЯ В ГЛУБОКОМ СНЕ?

    В глубоком сне вы совершенно одни.
    В этом состоянии вы не можете разделиться на две части — одну, познающую другую. У вас там нет знания о себе. Поэтому вы не можете познать то, чем являетесь в тот момент.



    1007. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА Я ГОВОРЮ «Я НАСЛАЖДАЮСЬ СЧАСТЬЕМ» ИЛИ «Я ЗНАЮ ИЛИ ВОСПРИНИМАЮ ЧТО-ЛИБО»?

    Это ложь. Это искажение, созданное эго, которое интерпретирует Истину на свой лад. Поэтому, когда вы говорите, что воспринимаете, знаете или наслаждаетесь чем-либо, вы на самом деле находитесь в своём фоне — Истине.

    Когда вы говорите, что видите что-то, вы видите ум, принимающий эту форму. Если вы видите ум таким образом, то где находитесь вы? Вы можете быть только свидетелем мыслительного процесса.



    15 февраля 1954

    1008. ПРИСУТСТВУЮТ ЛИ УМ И ЧУВСТВА В СОЗНАНИИ?

    Некоторые говорят, что ум и чувства не присутствуют в Сознании. Это неверно. Они присутствуют в Сознании.

    Разве вы не осознаёте существование ума и чувств?
    — Конечно, осознаю.
    — Значит, они находятся в вашем осознании, которое и есть чистое Сознание?
    — Да.



    3 марта 1954

    1009. КАКОВ ПРАВИЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОНИМАНИЯ?

    Правильный путь понимания — от выражения к выраженному. Когда вы слушаете учение, вы принимаете учителя как своего «я». Выраженное — всегда учитель.

    Вас никогда не просят смотреть вовне — через чувства или ум. Глядя внутрь, вы остаётесь только принципом «Я», который является другим видением учителя.

    Учение — лишь средство, чтобы заставить вас смотреть внутрь. Оно выводит вас за пределы тела и ума, где вы обретаете видение самого учителя. Там вы видите учителя целиком, без остатка.

    «Мой Господь милостиво и без усилий открыл мне самосветящуюся Истину, которая, хотя всегда сияла, оставалась незамеченной. Его святые стопы — моё вечное утешение».

    Здесь учитель, учение и ученик — одно. Понимание — это и есть истинный принцип «Я». Чтобы чему-то учить, учитель должен стоять выше учения.

    Поэтому учитель, находящийся за пределами ума, помогает ученику подняться на этот уровень через учение, которое выводит его за пределы тела и ума.

    Вы не можете запомнить то, что действительно понимаете. Запомнить можно только то, что понял ум. Здесь понимание истины означает становление Истиной.

    Если вы хотите повторить тот же опыт, думайте об учителе вместе с учением — и вас легко приведёт к тому же переживанию (выраженному).

    Вы не можете выразить себя так, как хотите. Поэтому никогда не желайте этого. Но если выраженное (Истина) когда-либо пожелает выразить себя в любой момент и любым способом — наслаждайтесь этим.

    В любом феноменальном учении передаётся только «его» (часто по частям). Но в духовном учении передаётся «он» — не частично, а полностью.

    Форма Гуру — единственный объект во вселенной, который, если на нём сосредоточиться, напрямую ведёт к истинному субъекту — Реальности.



    12 марта 1954

    1010. ГДЕ ВЫ ПРОСЫПАЕТЕСЬ ОТ СОСТОЯНИЯ СНА?

    (В самом сне или в состоянии бодрствования?)

    Если пробуждение — это действие в состоянии бодрствования, то бодрствование должно существовать ещё до акта пробуждения. Тогда это не пробуждение. Но оно также не может произойти и во сне. Поэтому пробуждение вневременно.

    Вневременное — это Абсолют, или принцип «Я». Таким образом, вы пробуждаетесь в промежуток между состояниями, где вы один и вне времени.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    7 апреля 1954 года

    1011. СОЛИПСИЗМ

    Солипсизм — это учение, развитое на Западе. Его последователи считают «я» единственной познаваемой или существующей вещью. С их точки зрения, эго и есть это «я».

    Веданта могла бы принять солипсизм, если бы слово «я» понималось как подлинный принцип «Я», который остается даже после уничтожения эго.



    8 апреля 1954 года

    1012. ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ В ГЛУБОКОМ СНЕ?

    В глубоком сне вы не знаете ничего объективного.

    Но вы можете сказать, что знаете Счастье. Нет, даже не это. Вы не знаете Счастья. Оно непознаваемо.

    Однако можно сказать, что вы знаете ограничения, наложенные на него временем, или границы Счастья, которые, очевидно, принадлежат не глубокому сну и не Счастью, а другим состояниям — непосредственно перед и после глубокого сна.

    Эти границы воспринимаются только в состоянии сна или бодрствования, и тогда вы называете промежуток глубоким сном, а его содержание — Счастьем, поскольку противоположность счастья не была испытана.

    Предположим, глубокий сон продолжается. Сможете ли вы его распознать? Нет.

    Вы по-прежнему будете воспринимать только те же самые границы, когда не находитесь в глубоком сне. Следовательно, в глубоком сне вы ничего не знаете.



    1013. ПРОМЕЖУТОК МЕЖДУ ДВУМЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

    Не в силах опровергнуть аргумент, что Покой царит в промежутке между двумя мыслительными процессами, некоторые подражательные учителя — обладающие лишь книжной мудростью — советуют своим несчастным последователям стараться продлить этот промежуток, надеясь таким образом продлить Покой во времени. Бедные души, они не понимают ни Покоя, ни промежутка.

    Только Джнянин может обратить ваше внимание на промежуток между двумя мысленными процессами.

    Указывая на него, Джнянин преследует цель не показать вам ограниченность промежутка, а раскрыть его содержание.

    Ограничение — это лишь время, а содержание промежутка находится за пределами и времени, и ума. Когда вы воспринимаете это содержание, которое есть ваше собственное «Я», вы выходите за пределы ума и времени, и ограничения, принадлежащие только сфере ума, мгновенно исчезают.

    Таким образом, то, что казалось промежутком, перестает быть промежутком, но предстает как Абсолют.

    Поэтому совет стараться продлить промежуток абсурден. Это равносильно тому, чтобы посоветовать вам никогда не позволять уму, как таковому, исчезать.



    1014. ШИВОХАМ

    раджвь аджнянад бхати раджжау йатха ’хих сватма-джнянад атмано джива-бхавах дипенаи ’тад бхранти-наше са раджжур дживо на ’хам дешико ’ктйа шиво ’хам

    (см. примечание 713)

    Шри Шанкара, «Адвайта-панчаратнам», 1.2

    Этот стих часто цитируют, чтобы подтвердить, что Покой или Счастье — ваша истинная природа.

    Фраза «дешико ’ктйа», означающая «по слову моего Гуру», — сердце и душа всего стиха. Это слово исходит от Гуру, основы Атмана, и оно несомненно несет в себе аромат Атмана.

    Именно это слово или звук, несущий в себе этот аромат, проникает в ученика и делает невозможным для него избежать мгновенного постижения Атмана.

    Когда Истина постигнута таким образом, вы можете повторять этот опыт столько раз, сколько пожелаете, вспоминая обстоятельства, предшествовавшие ему, которые снова и снова приводят вас к тому же переживанию, выходящему за рамки всех обстоятельств.

    Сам этот опыт вы никогда не сможете вспомнить, поскольку он за пределами ума. Но вы можете вспомнить только предшествующие обстоятельства, которые привели вас к этому переживанию.

    Таким образом, переживается только Счастье, а вспоминаются только предшествующие обстоятельства.



    1015. СИЛА ПРОИЗНЕСЕННОГО СЛОВА ГУРУ И НАПИСАННОГО СЛОВА

    Когда Гуру говорит с вами об Истине, нет сомнений, что вы слышите слова. Но слова мгновенно исчезают. Для вас не остается ничего, на что можно было бы сослаться или на что можно было бы опереться, кроме самого Гуру. Поэтому в случае сомнений вы снова и снова обращаетесь к Гуру, и каждый раз он объясняет это разными словами.

    Каждый раз вы понимаете тот же смысл, но все глубже и глубже. Следовательно, очевидно, что вы понимаете смысл не из слов или их значения, поскольку каждый раз используются разные слова. Из этого ясно, что за словами от Гуру следует еще нечто. Именно это нечто проникает в самую глубину ученика и производит чудесное преображение, называемое переживанием.

    Когда вы читаете написанное слово, не услышав Истину из уст Гуру, это нечто, следующее за произнесенным словом Гуру, полностью отсутствует.

    Вам приходится полагаться на мертвое слово, которое остается перед вами, и на его значение, как склонен интерпретировать его ваш эгоизм, в темном свете его собственных феноменальных переживаний.

    Естественно, поэтому вы упускаете это божественное переживание, когда просто читаете написанное слово, хотя оно так легко и без усилий достигается в присутствии Гуру или даже после однократного услышания Истины от него.

    Когда вы слушаете произнесенное слово Гуру, даже в первый раз, ваш эгоизм покидает вас, и вы мгновенно постигаете Истину, оставаясь в одиночестве в своей истинной природе.

    Но когда вы читаете те же слова самостоятельно, ваш эгоизм задерживается в форме слова, его значения и т. д., и вам не удается выйти за их пределы.

    Чтобы постичь Истину, единственное необходимое условие — устранение эго. Это никогда не возможно при простом чтении, до встречи с Гуру.

    Поэтому слушайте, слушайте, слушайте и никогда не довольствуйтесь ничем другим. После того как вы услышали Истину непосредственно от Гуру и постигли ее в его присутствии, вы можете глубоко размышлять о том, что сказал вам Гуру.

    Это тоже другая форма слушания, и она неизбежно приведет вас к тому же переживанию, которое вы уже испытали в его присутствии.



    9 июня 1954 года

    1016. Доктор Х. и его жена спросили: «КАКИЕ КНИГИ ПО ФИЛОСОФИИ МЫ ДОЛЖНЫ ЧИТАТЬ?»

    Книги мало помогут вам понять Истину. Иногда они могут даже навредить. Предположим, вы читаете «Бхагавад-гиту», которая признана одной из основ индуистской религии. Ваша единственная помощь — существующие комментарии.

    Вы не знаете, был ли тот или иной комментатор человеком, постигшим Истину, или нет. Если нет, он введет вас в заблуждение. Вы можете прочитать в книге только собственное понимание, будь то оригинал или комментарий.

    Только Мудрец может показать вам Истину. Но после того как вы поймете Истину от Мудреца, вы можете читать лишь несколько книг, которые он порекомендует, чтобы оставаться в русле, которое он наметил. Спустя некоторое время, когда вы утвердитесь в Истине сами, вы сможете читать любые книги, хорошие или плохие.

    В каждой книге есть крупицы Истины. Вы сами сможете их выбрать и отбросить шелуху. Если ничего в книге вас не привлекает, примите ее за ценность существования и таким образом увидите в ней выражение Абсолюта.



    1017. КОГДА ВСТУПАЕТ В ДЕЙСТВИЕ ВЫСШИЙ РАЗУМ?

    Когда вы хотите познать что-то за пределами переживаний тела, чувств или ума, тогда вступает в действие высший разум.



    1018. ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Западная философия — это всецело спекуляция в сфере ума. Но индийская философия — это «даршана», то есть прямое постижение или переживание.



    1019. МЕТОДЫ САМОПОЗНАНИЯ (КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРЯМОЙ)

    Космологический метод состоит из трех этапов:

    1. Шравана — слушание Истины из уст Гуру.
    2. Манана — размышление над ней с сосредоточенным вниманием снова и снова.
    3. Нидидхьясана — глубокое размышление об этой Истине с помощью разума.

    Это последнее упражнение приводит вас к состоянию, называемому нирвикальпа самадхи, где ум пребывает в покое, а вы остаетесь.

    Привыкая к этому состоянию благодаря длительной практике самадхи, однажды семя Истины, полученное от Гуру в форме афоризма «Праджнянам асми» («Я есть Сознание»), приносит плоды, и вы осознаете свою истинную природу как Сознание.

    Это и есть Самоосознание.

    Прямой метод: Вы слушаете Истину из уст Гуру и тут же постигаете свою истинную природу — «Истину». Затем вам советуют держаться за эту постигнутую Истину, либо слушая Гуру как можно чаще, либо повторяя те же или другие аргументы, доказывающие вашу истинную природу, снова и снова.

    Этот последний способ — тоже другая форма слушания Гуру, и он неизбежно приводит вас к тому же самому переживанию, которое вы испытали вначале. Поэтому слушайте, слушайте, слушайте Гуру.

    Это и есть прямой метод.



    11 июня 1954 года

    1020. ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

    Феноменальное знание — это присущая вам внутренняя «осознанность», которая иногда проявляется через ум или чувства.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    18 июня 1954

    1021. ЧТО ПРАКТИЧНО?

    Термин «практичный» буквально означает то, что связано с практикой. Под практикой мы подразумеваем привычное действие. Таким образом, «практичность» в обычном смысле включает тело или ум.

    Но и практичное, и непрактичное зависят в своем существовании от фундаментальной Истины, заключенной в утверждении или опыте: «Я знаю, что я есть».

    Это утверждение факта моего существования. Участвует ли в этом ум или чувства? Нет. Это чистое переживание или прямое знание. Оно более реально и, следовательно, более практично, если под «практичностью» понимать реальность.



    1022. ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ МНОГООБРАЗИЕ?

    На самом деле многообразия нет. Это правильный ответ. Но на вопрос можно ответить и иначе.

    1. Потому что существует сам вопрос «почему». Вопрос «почему» — это и есть многообразие. Одна вещь разделяется на две простыми словами и сохраняется отдельно. Так начинается многообразие. Возьмем, например, глину и горшок. В горшке находится глина, и есть только глина.

    «Горшок» — это лишь другое название временной формы, принятой глиной.

    2. Потому что вы сами являетесь многообразием. Посмотрите, чем вы являетесь в своей феноменальной жизни.

    Вы — тело, чувства, ум или что-то еще, что вам угодно. Но скажите, к какому «вам» в этой мешанине мне обращаться?

    Каждое из этих понятий имеет свои соответствующие объекты вовне. Таким образом, только когда вы сами стоите как многообразие, вы воспринимаете многообразие вовне.

    Когда вы пребываете как неделимое за пределами ума, как истинный принцип «Я», нет никакого многообразия нигде.



    1023. ВЗГЛЯД В СЕРДЦЕВИНУ ЙОГИ

    Йогины расплывчато говорят, что пытаются контролировать ум с помощью вайрагьи (бесстрастия) и упражнений. Это легко сказать. Но кто именно контролирует прану и ум?

    Конечно, не сам ум, потому что цель упражнения — успокоить ум, и один и тот же ум не может одновременно быть субъектом и объектом одной и той же деятельности.

    Таким образом, какой-то независимый принцип за пределами ума должен направлять йогина в контроле над праной и умом. Не лучше ли быть самим этим свободным принципом и перестать беспокоиться об уме или чем-либо еще?

    Оставьте ум самому себе. Так ум рассматривается в прямом методе.



    29 июня 1954

    1024. КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕДНЕГО И ЗАДНЕГО В ДУХОВНОМ КОНТЕКСТЕ?

    Вопрос: В «Атма-нирврити», глава 18 (стихи 5-7), обращенной «К уму», сказано:

    «Ты должен сначала оглянуться назад и увидеть меня там, и тогда я втяну тебя в самую глубину твоего существа». Что это означает, и каково значение «переднего» и «заднего» в отношении ума?

    Ответ: Ум движется только в сфере телесных самскар. Таким образом, под «передним» ум подразумевает объекты, а под «задним» — отсутствие объектов.

    Уму предлагается оглянуться назад на его собственном языке. Поэтому, когда он отказывается от переднего, он должен отказаться от объектов в целом. Но тогда он не осознает, что заднее — которое является просто противоположностью переднего — также одновременно исчезает с передним.

    Таким образом, когда ум отказывается от объектов и пытается оглянуться назад, он действительно остается внутри себя — что является внутренней частью ума, на языке самого ума. Так ум втягивается в самую глубину существа.



    1 июля 1954


    1025. НА ЧТО МНЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ АКЦЕНТ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? (47)

    У каждого человека есть три различных и прогрессирующих перспективы мира: через чувства, ум и Сознание.

    Через чувства вы воспринимаете только грубые объекты. Когда вы преодолеваете первую и достигаете второй стадии, вы воспринимаете только тонкие объекты или идеи. На последней стадии все проявляется как Сознание.

    Гуру хочет, чтобы вы только распознали и достаточно подчеркнули эту последнюю способность (если ее можно так назвать) или Сознание.

    Если вам удастся сделать хотя бы это после того, как вы услышите Истину от Гуру, вы без сомнения утвердитесь в Реальности. Акцент на одну или обе первые перспективы привязывает вас как дживу.



    1026. КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ НЕЗАМЕНИМОГО «ЭТО»? (48)

    Мы обычно говорим: «Я видел это», «Я думал об этом» и «Я знаю это».

    Первое «это» — форма.

    Второе «это» — форма мысли или идея.

    Третье «это» — чистое Сознание.

    Здесь наша попытка — установить неизменное «Это» за всеми тремя переживаниями. Это показывает, что вещь неизменна (Сознание).



    1027. ЧТО ТАКОЕ ЗНАНИЕ СВИДЕТЕЛЯ?

    Знание свидетеля — это чистое Сознание. Но ментальное знание всегда проявляется в форме субъектно-объектных отношений. Когда вы стоите как свидетель, вы находитесь в своей истинной природе.

    Ментация [способность мысли обретать статус материального и концентрацию сознания на подобной точке восприятия] проявляется в свете свидетеля.

    Свет в ментальном знании — это сам свидетель. В свидетельстве нет ментации.

    Состояние свидетеля такое же, как состояние глубокого сна и чистого Сознания.



    4 июля 1954

    1028. КОГДА ТЫ ПРОСНУЛСЯ?

    Если в своем ответе вы ссылаетесь на время пробуждения, это будет означать, что состояние бодрствования существовало даже до так называемого пробуждения.

    В этом смысле пробуждение не имеет значения, и пробуждение становится просто инцидентом в состоянии бодрствования.

    То же самое и с глубоким сном — он становится частью состояния бодрствования. Тогда проблема пробуждения не возникает, поскольку глубокий сон не может быть установлен как отдельное состояние.

    Но пробуждение — это наш опыт, и оно определенно предшествует состоянию бодрствования. В этом состоянии, которое мы называем пробуждением, которое разделяет два состояния, время пробуждения еще не возникло, и глубокий сон не имеет своего собственного времени.

    Поэтому оно вне времени, и переживание не носит субъектно-объектного характера. Это ваша истинная природа чистого Сознания.

    Таким образом, каждое состояние проявляется в вас и исчезает в вас. Следовательно, вы вообще не просыпаетесь, поскольку никогда не выходили из своего собственного Я.

    Но говоря с более низкого уровня, вы можете сказать, что просыпаетесь из каждого состояния в этот так называемый промежуток, который является вашей истинной природой, или вы просыпаетесь в себя, где нет времени, и поэтому вопрос «когда» к нему не применим.

    Доказано, что вы находитесь в своей истинной природе между двумя ментациями. Состояния — это просто расширенные ментации.

    Следовательно, промежуток между двумя состояниями — это также ваша истинная природа; и поэтому вы просыпаетесь в это необусловленное бодрствование, которое является вашей истинной природой, и только после этого появляется следующее состояние.

    Внутри состояний бодрствования и сна вы бодрствуете для мира. Но между состояниями вы бодрствуете для своего собственного Я.


    13 июля 1954

    1029. ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ДЖИВОСТЬЮ И ИСТИННОЙ ПРИРОДОЙ

    Джива имеет девятикратную самсару, а именно:

    Деятель
    Действие
    Деяние
    Наслаждающийся
    Наслаждение
    Наслаждаемое
    или воспринимающий
    или восприятие
    или воспринимаемое
    Знающий
    Знание
    Известное

    Джива и истинная природа никогда не могут восприниматься друг другом. Но стоя в самой дживе и принимая небольшой оттенок, который не является ни вредным, ни инструментальным для Истины, вы можете визуализировать Реальность; и этот метод — метод свидетеля.



    21 июля 1954

    1030. МЕТОДЫ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

    Методы, обычно используемые для Самореализации, бывают двух видов:

    1. Процесс поглощения (традиционный метод).
    2. Процесс отделения (прямой метод).

    Йогически настроенные джнянины обычно используют первый метод — поглощения.

    Здесь вы пытаетесь очистить ум и сделать его все более саттвичным, пока в конце концов не сделаете его пригодным для поглощения в ваше собственное Я.

    Существует еще одно применение процесса поглощения. Объект находится на расстоянии. Вы приближаете его, видя. Вы приближаете его еще больше, любя. Наконец, познавая, вы поглощаете его в себя.

    Настоящие джнянины используют второй метод — отделения. Обычное «я» человека — это грубая смесь истинного Я с множеством наслоений, а именно: тела, чувств и ума.

    Доказывая с помощью разума и собственного опыта, что вы не тело, чувства или ум, и отделяясь от всего этого, вы остаетесь в своем истинном Я.

    Согласно этому процессу, все — от интеллекта до тела и мира — становятся объектами, которые нужно отделить от вас.
Статус темы:
Закрыта.