Атмананда Кришнаменон

Тема в разделе 'Священные тексты', создана пользователем Эриль, 14 апр 2025.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    6. ЧТО ОЗНАЧАЕТ «Я»?

    Одно и то же слово, употребляемое в сходных контекстах, не может иметь разный смысл для разных людей. Когда я говорю «я», подразумевая «моё тело», другой человек понимает это в том же значении — как «моё тело».

    Но когда другой человек произносит то же слово «я», он имеет в виду «своё тело», которое совершенно отлично от «моего тела».

    Таким образом, у каждого человека подразумеваемые тела различны, но используемое слово всегда остаётся одним и тем же — «я».

    Следовательно, «я» должно означать либо индивидуальные тела всех людей (что абсурдно), либо, очевидно, не означать никакого тела вообще.

    Поскольку последнее — единственно возможный вариант, «я» неизбежно должно обозначать тот неизменный принцип, в котором каждое тело возникает и исчезает. Это и есть истинное значение «я», даже в нашей повседневной жизни среди людей.




    7. ЧТО ПРЕДСТАЕТ СОБОЙ МИР?

    Едва мы пробуждаемся из глубокого сна, перед нами возникает уже готовый мир — включая наши собственные тела.

    Чтобы изучить его, мы тут же задействуем органы чувств — один за другим, бездумно полагаясь на их поверхностные свидетельства.

    Орган зрения утверждает, что мир — это лишь форма и ничего более; орган слуха — что мир лишь звук и ничего более; и так далее.

    Каждый орган, таким образом, провозглашает мир исключительно своим собственным объектом. По сути, каждое чувство с равной силой противоречит свидетельствам остальных четырёх.

    Этот безнадёжный хаос противоречивых свидетельств и упорное отрицание каждым органом чувств показаний других служат явным доказательством ложности этого мира — каким он нам является.




    8. ПРИСУТСТВУЕТ ЛИ АДЖНЯНА [НЕВЕДЕНИЕ] В ГЛУБОКОМ СНЕ?

    Нет. Отсутствие какого-либо объективного восприятия, мысли или чувства — ошибочно называемое «пустотой» — является сварупой [истинной природой] подлинного, безусловного счастья.

    Здесь только счастье выступает положительным переживанием в глубоком сне, тогда как ощущение пустоты — это относительный вывод, возникающий после пробуждения.

    Таким образом, в глубоком сне на самом деле нет аджняны.

    Аджняна Истины — это джняна [знание] объектов, грубых или тонких. Знать какой-либо объект означает не знать Истину.

    Если от знания объекта отбросить сам объект, остаётся лишь чистое знание — сущность и основа как всех объектов, так и меня самого.

    Знание одного объекта можно также назвать неведением всех остальных объектов.

    В этом смысле, знание Истины и Счастья в глубоком сне можно считать неведением всех объектов.

    Таким образом, единственным переживанием в глубоком сне является счастье.




    9 декабря 1950

    9. ПОЧЕМУ ГЛУБОКИЙ СОН — ЭТО КРИТЕРИЙ ИСТИННОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА?

    Знание одного объекта подразумевает незнание всех остальных объектов.

    Неведение всех объектов в глубоком сне на самом деле означает прямое знание своего «Я», которое проявляется там как счастье.

    Следовательно, неведение обычного человека в глубоком сне — это и есть знание его истинного «Я», которое есть Счастье и Сознание.

    Согласно низшим шастрам, наш опыт глубокого сна — это неведение, соединённое с чувством субъективного счастья.

    Но мы уже доказали, что так называемое неведение мира в глубоком сне — не что иное, как знание своего «Я», которое и есть само Счастье.

    Таким образом, если правильно понять переживание глубокого сна, оно сводится только к одному — к нашему истинному «Я», которое есть Счастье и Покой. Всё остальное — лишь комментарий к этому.

    Там существует только Единое, а потому неведение множественности — это вообще не переживание.





    10. «УМ КАК УМ НЕ ЗНАЕТ ПОКОЯ, А УМ В ПОКОЕ — ЭТО УЖЕ ВОВСЕ НЕ УМ»

    Самое универсальное из всех человеческих желаний однозначно выражено в спонтанном утверждении, которое все произносят: «Я хочу покоя ума».

    Это означает, что деятельность ума никогда не является нашей конечной целью.

    Если беспристрастно изучить это утверждение, становится ясно, что Покой — подлинная цель человеческих устремлений.

    Но, будучи неспособным освободиться от власти ума, человек связывает ум с этим желанием абсолютного Покоя и считает себя тем, кто его обретает.

    Увы, когда ум, освобождённый от всей своей активности, наконец соприкасается с желанным Покоем, он обнаруживает, что растворяется и исчезает в нём, возвращаясь к своей истинной природе.

    Таким образом, каждый — осознанно или нет — ищет свою собственную истинную природу.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    11. КАКОВО ПОЗНАНИЕ ОБЪЕКТА СОГЛАСНО АДВАЙТЕ?

    Когда я говорю: «Я познаю объект», и познающий, и познаваемый объект исчезают, и остается только само познание.

    Отделенное таким образом от познающего и познаваемого, познание уже нельзя назвать ограниченным. Оно становится чистым. Абсолютным.

    Следовательно, во время каждого акта восприятия я пребываю в своем истинном центре как чистое Сознание.

    Уже доказано, что непосредственно перед каждым восприятием и после него я нахожусь в своей истинной природе.

    Познающий, познание и познаваемое — сами по себе три отдельных восприятия, возникающие в определенной последовательности, соответствующей выражению «Я познаю это».

    Таким образом, можно утверждать: никто и никогда не выходит за пределы своего центра сознания и покоя.




    12. КАК ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К АБСОЛЮТНОМУ?

    Если допустить, что Бог создал эту вселенную, то придется признать, что Бог существовал и до творения.

    Человек со своими созданными органами чувств и умом способен воспринимать лишь объекты творения — грубые или тонкие.

    Поэтому, чтобы осознать Бога таким, каким Он был еще до творения, мы должны использовать способность, которая присутствует в каждом из нас и превосходит само творение.

    Этим может быть только неизменный принцип «Я» — Сознание. Достигнув его, человек освобождается от всякого ощущения двойственности.

    Даже концепция Бога там не возникает, и все (если вообще возникает) проявляется только как Сознание.

    Следовательно, Бог, существовавший до творения, был не чем иным, как истинным принципом «Я».




    24 декабря 1950

    КАКОВА МОЯ ПРИРОДА КАК СВИДЕТЕЛЯ?

    Каждое восприятие, мысль или чувство познаётся вами. Вы — познающий мир через органы чувств; познающий сами органы чувств через ум; и познающий ум — с его активностью или пассивностью — только через своё истинное «Я».

    Во всех этих различных процессах вы остаётесь единым познающим. Действия, восприятия, мысли и чувства приходят и уходят. Но способность познания не покидает вас ни на мгновение.

    Следовательно, вы всегда — познающий. Как же тогда вы можете быть делателем или наслаждающимся?

    Поняв принцип «Я» как чистое Сознание и Блаженство, всегда используйте слово «Я» или «познающий» для обозначения цели вашего поиска.

    «Я» неизбежно несёт в себе субъективность. Именно этот предельный субъективный принцип «Я» — свободный даже от самой субъективности — и является целью.

    Сознание и Блаженство в их концептуальном понимании могут содержать оттенок объективности, поскольку они всегда проявляются в сфере ума.

    Когда человек глубоко убеждён, что его истинное «Я» — это Сознание и Блаженство, он обнаруживает его как нечто безымянное.

    Тогда даже эта безымянность кажется ограничением. Отбросив и это, человек остаётся как принцип «Я» — как «Абсолют».

    Когда вы пытаетесь осознать Абсолют в себе, ничто не может вас потревожить, потому что каждая мысль или восприятие указывает на вас самих и только помогает утвердиться как Абсолюту.

    Стать Джняни [Мудрецом] означает осознать то, чем вы уже являетесь.

    В этой связи необходимо доказать, что «познание» — не функция.

    На протяжении всей жизни вы чувствуете, что не изменились; и из всех ваших многообразных действий с самого рождения единственное, что никогда не менялось — это «познание».

    Следовательно, эти два аспекта должны быть одним и тем же; а значит, познание — ваша истинная природа.

    Таким образом, познание в мирском смысле никогда не является деятельностью, поскольку это познание не имеет ни начала, ни конца.

    И поскольку оно никогда не отделяется от вас, оно есть ваша сварупа (истинная природа) — подобно тому, как «сияние» есть сварупа солнца, а не его функция.

    Понимание этого и осознание своей сварупы приносит освобождение от всех оков.

    Когда вы достигаете Сознания или Счастья, вы теряете всякое ощущение объективности или двойственности и отождествляете себя с предельным субъективным принципом «Я», или Абсолютом.

    Затем исчезает и сама субъективность. Когда к сознанию, блаженству или «Я» добавляется слово «чистое», устраняется даже малейший оттенок относительности.

    Там все противоположности примиряются, все парадоксы находят самоочевидное объяснение; и об этом можно сказать всё — или ничего.




    14. КАК ВСЕГДА БЫТЬ ОСОЗНАННЫМ И ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ "КАК ДОМА"?

    В то время как Гуруната говорил о Высшем Абсолюте, он заметил ученика, погрузившегося в самадхи, и неожиданно спросил его, на каком месяце беременности находится его жена.

    Ученику потребовалось несколько минут, чтобы «спуститься» и просто понять вопрос.

    Цель этого вопроса — показать, что человек должен быть одинаково осознанным как в самадхи, так и в мирской активности.

    Такое постоянное пребывание «дома» свидетельствует о естественном состоянии.




    15. НУЖНЫ ЛИ УСИЛИЯ ПОСЛЕ ПРОЗРЕНИЯ?

    Да. Вы постигаете Истину в тот момент, когда слышите её непосредственно от Гуру. Все последующие усилия направлены лишь на устранение препятствий, которые могут мешать утверждению в этой Истине.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    25 декабря 1950 года

    16. ЧТО ТАКОЕ «ВЕЩЬ В СЕБЕ»?

    Основной жизненный опыт человека заключается в том, что нечто, бывшее неизвестным, впоследствии становится известным.

    Это утверждение ясно показывает, что «вещь в себе» была основой как неизвестного, так и известного, а потому не могла быть в точности ни тем, ни другим.

    Если внимательно рассмотреть эту основу, обнаружится, что ум накладывает на «вещь в себе» некое ограничение, из-за чего она предстаёт ему как «известное» или «неизвестное».

    Уберите это умственное ограничение из опыта — и сразу же он станет самой Реальностью, потому что выйдет за пределы известного и неизвестного.

    То, что называлось неизвестным, присутствует и в известном, оставаясь при этом неизвестным. Это сама Реальность.

    Возьмём, к примеру, «Я» в выражениях «Я мыслю» и «Я чувствую».

    Принцип «Я» никогда не может быть ни мышлением, ни чувствованием, но пребывает за пределами обоих, оставаясь в равной степени присутствующим как в мышлении, так и в чувствовании.

    Рассматривая это под другим углом, «неизвестное» означает то, что не схватывается органами чувств или умом.

    То, что не постигается ни тем, ни другим, но превосходит их обоих, может быть только Реальностью.

    Следовательно, то, что называется «неизвестным», и есть Реальность.

    А теперь обратимся к «известному»:
    при правильном рассмотрении объект чувств растворяется в Сознании. Поэтому известное — это тоже ни что иное, как Сознание.

    Когда обычный человек — тот, кто отождествляет себя с телом, — видит объект, он воспринимает и выделяет его объектную часть, полностью игнорируя самый важный фактор — сознание.

    Но когда джнянин видит тот же объект, он воспринимает его не как объект, а как само сознание.

    Он акцентирует только сознательную его часть и ощущает, что это — Атман (Самость).

    Таким образом, каждое его восприятие вдвойне подтверждает знание о том, что он есть Сознание.

    Это переживание самой Истины, повторяющееся столько раз, сколько возникает мыслей или восприятий.




    17.КАК ВИДИТ МИР МУДРЕЦ?

    Для «реализации» необходима лишь внутренняя трансформация.

    Постигший Истину, смотря на мир, признаёт его существование, но он несомненно знает, что каждый объект утверждает его собственное «Я» или сознание, без которого объект не мог бы вообще проявиться.

    Восприятия могут ошибаться относительно объекта: например, пень принимают за человека.

    Но относительно себя, «Я», не может быть никакой ошибки.




    18. ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОБЫЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И МУДРЕЦОМ

    Для обычного человека удовольствие — это самоцель, и он приписывает его объектам. Но для мудреца, который, казалось бы, наслаждается тем же удовольствием, оно — лишь проявление аспекта блаженства Абсолюта (Самости), не имеющего причины.

    Во время садханы ученика иногда возникают переживания удовольствия как результат особых состояний ума, достигнутых через дисциплину и практику.

    Из-за их сходства с интенсивными мирскими наслаждениями ученик может начать желать их повторения как самоцели.

    Такое мирское истолкование духовного опыта может запутать его и затормозить духовный прогресс.

    Однако под руководством Карана-гуру (истинного учителя) ученик понимает, что эти переживания — лишь проявления Абсолюта в нём, и движется дальше, к Невыразимому, не цепляясь за удовольствия на пути.

    Для мудреца любое переживание счастья — лишь проявление (в сфере ума) аспекта блаженства абсолютного «Я», и потому он никогда не приписывает его внешним объектам.

    Для него все действия ума и тела — лишь выражения Абсолюта, сами по себе бесцельные.

    Но мирской человек действует с определённой целью, как средством для наслаждения.




    26 декабря 1950

    19. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МУДРЕЦ И КАК ОН СЕБЯ ВЕДЁТ?

    Простое осознание, как его обычно понимают, не делает человека Мудрецом в полном смысле этого слова.

    Мудрец должен быть йогином для йогина, бхактой для бхакты и домохозяином — как для своей семьи, так и образцом для других домохозяев.

    Во всех своих отношениях — с обществом, государством и т. д. — он ведёт себя точно так же, как обычный гражданин.

    Но в действительности он всегда остается Джняни (Знающим) и не является ни одним из этих [аспектов].

    Вы не можете выразить Истину словами, мыслью или чувством. Но Истина выражает себя во всех этих разнообразных действиях.




    20. КАК ОБЪЕКТЫ СВЯЗАНЫ СО МНОЙ?

    Весь этот мир — мой объект, а Я — неизменный субъект.

    Каждый из моих объектов служит лишь тому, чтобы указывать на Меня и подтверждать Меня.

    Мне нужно лишь укрепить свою позицию там и утвердиться в истинном центре как в конечном субъекте «Я».
Статус темы:
Закрыта.