Здесь мы занимаемся тем, что стараемся привести наши умы в правильное состояние для понимания того, что реально. Махарадж
В: почему предписывается садхана? Махарадж: Пока вы не будете прилагать неимоверные усилия, вы не убедитесь, что усилия никуда вас не приведут. «Я» так самоуверенно, что пока оно полностью не обескуражено, оно не сдастся. Простого убеждения на словах недостаточно. Только жёсткие факты могут показать абсолютную ничтожность образа себя.
Махарадж: Ум должен быть свободным от желаний и расслабленным. Это приходит с пониманием, а не с волевым решением, которое является просто одной из форм памяти. Понимающий ум свободен от желаний и страхов.
Ученик. Я думал, что вижу себя волной. Но если я и в самом деле вижу себя волной, тогда я не буду отдельным от океана. Волна не может видеть себя отдельной от океана. Пападжи. Вам придется стать океаном. Вы - этот океан. Когда волна поднимается, вы находитесь под этой волной. Чем волна может отличаться от самого океана? Именем, очертаниями, движением. Все это относится к деятельности, однако, что океану до имени волны, ее формы и ее движения? Волны поднимаются и падают; они движутся, однако, что до этого океану? Сначала станьте океаном, а потом посмотрите. Где находится волна? Где ваше эго? Все эти волны - только самсара, поднимающаяся над поверхностью океана. Под ней - нирвана. Океан - это нирвана. Пустота. В этой пустоте возникают волны. И в пустоте - если волны движутся - чем они отличаются от самой пустоты? Они все пустотны! Поэтому вы должны вернуться к источнику, к пустоте, к океану и посмотреть, что вы при этом испытываете, насколько вы отличаетесь в своей деятельности, движении, имени и форме.
«Это довольно просто. Это СЕЙЧАС – времени не требуется. Пространства тоже не требуется. Никуда не нужно идти. Никакие инструменты не нужны, ни внешние, ни внутренние. Просто оставить всё в стороне и стать спокойным, неподвижным. И вот – Бог. Вот Истина. Это самадхи. Естество». Из книги комментариев к «Бхагавад-гите» - Указатели Истины: Ночур Венкатараман. Часть 1 ~~~ Значение слова Спокойный по Ефремовой: 1. Находящийся в состоянии покоя. - https://tolkslovar.ru/s10919.html * Значение слова Покой по словарю Ушакова: 1. Отсутствие движения и шума, неподвижная тишина. - https://tolkslovar.ru/p12250.html ~~~ "Просто сохраняйте покой. Это и есть состояние без усилий". - Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 1 * "Самадхи – результат прекращения всех усилий, а не приложения тех или иных". (X:28-38) - Трипура Рахасья О книге: "Трипура Рахасья почиталась Бхагаваном Шри Раманой Махарши как один из самых величайших трудов, который разъясняет философию адвайты. Он часто цитировал эту книгу и сожалел, что это произведение не было доступно на английском языке, будучи изначально написанным на санскрите". (Из Предисловия) Ещё из неё: "Но быстротечное самадхи проходит незамеченным, ибо люди не настолько хорошо знакомы с ним. О брамин! Воистину, быстротечное самадхи переживается всеми, и это происходит даже в моменты, когда они поглощены хлопотами; но оно протекает, оставаясь незамеченным ими, так как они незнакомы с ним. Каждый момент, свободный от мыслей и размышлений в состоянии бодрствования – это состояние самадхи". (XVI:85-86) "Что такое самадхи? Самадхи – абсолютное знание, незагрязнённое объектами. Таково состояние наилучших среди джнани, даже когда они принимают участие в мирских делах". (XIX:116-117)
Нам нужно выскочить из привычного времени в четвёртое время, в вечное. ———————— Всё что находится во времени должно умереть, в том числе и ты как отдельная личность. Освобождение от иллюзии забирает всё, что у тебя есть. Цена Истины – всё. Всё, включая тебя самого. Смерть — лучший советчик в твоей жизни, потому что она ставит тебя лицом к лицу с твоей бренностью. По меньшей мере, с бренностью тела, "я". Смерть означает конец всего, чем ты себя считаешь. Перед лицом смерти ты поставишь свою концепцию под вопрос. Концепцию того, чем ты себя считаешь. Смерть не может коснуться Тебя, что тогда умирает? И что рождалось? И если смерть не может коснуться Тебя — рождалось ли то, что ты есть? Идеи рождения и смерти — мимолетные мысли в мире Твоего опыта. Ты есть То, что вечно не затронуто. Что никогда не приходило и никогда не уйдет. Всё, что приходит и уходит, есть лишь мимолетная тень Этого. Карл Ренц
Вопрос: Как избавиться от этого чувства отделённости? Махарадж: Фиксируя ум на «я есть», на чувстве бытия. «Я есть то и это» исчезает, «я есть свидетель» остаётся, но тоже растворяется в «я есть всё». Тогда всё становится Одним, а Одно – вами, неотделимым от меня. Отбросьте концепцию отдельной личности, и вопрос того, чей это опыт, потеряет смысл.
Прекращение умственной активности может достигаться разными способами. 1. Исследованием самого ума. Когда ум исследуется, его активность прекращается сама собой. Это — метод джняны. Чистый ум — это Атман. 2. Другой метод — поиск источника ума. Можно сказать, что источником является Бог, или Я, или сознание. 3. Концентрация на одной мысли заставляет все остальные мысли исчезнуть. В конце концов и эта мысль также исчезает. Рамана Махарши
В: Пожалуйста, укажите мне кратчайший путь к самореализации. Махарадж: Ни один путь не длиннее и не короче другого, просто некоторые люди более искренни и настойчивы, а другие – менее. Я могу рассказать вам о себе. Я был простым человеком, но я доверял моему Гуру. Я делал то, что он говорил мне делать. Он говорил мне концентрироваться на «я есть» – я так и делал. Он сказал мне, что я нахожусь за пределами всего воспринимаемого и постижимого, – и я поверил. Я отдал ему своё сердце и душу, всё своё внимание и всё своё свободное время (я должен был работать, чтобы содержать семью). В результате веры и искренней настойчивой практики я реализовал себя (сварупа ) за три года. Вы можете выбрать любой путь, который вам подходит. Ваша искренняя устремлённость определит ваш прогресс.
Стремление найти себя – это признак того, что вы готовы. Импульс всегда приходит изнутри. Пока ваше время не пришло, у вас не будет ни желания, ни силы заниматься самоисследованием от всего сердца. Шри Нисаргадатта Махарадж
Кто-то однажды спросил: «Как можно распознать реализованную личность?» Прежде всего, реализованная личность никогда не потребует сертификата от кого-либо. У такого существа нет необходимости получать титул, чтобы доказывать свою реализованность. Второе, когда кто-то стал реализованной душой, он больше не является личностью. Он становится полностью имперсональным. То, что говорит через такое тело, это не личность, а голос Бога! Та сила, которая позволяет говорящему говорить, та же самая, которая даёт возможность слушающему слушать. Это есть Божественность! Это есть Атмическая Сила! Одарённые искатели Истины иногда хотят измерить свой духовный прогресс. Этот тест лежит внутри них! Он заключается в способе взаимодействия с миром. Реакция на внешний мир будет изменяться по мере выполнения духовной практики и увеличения понимания. В какой-то момент не станет вообще никакой реакции! Отсутствие реакции означает пребывание в своём Высшем Я. Это и есть проверка чьего-либо прогресса. Это не сидение в лесу в одиночестве. Когда вокруг нет никого, чтобы вас побеспокоить, вы можете сказать: «Я счастлив. Я в состоянии блаженства». Но это не настоящее блаженство. Настоящее блаженство должно переживаться даже в самой гуще мира. - Ратан Лал «О Единстве Божественности» * Внутренняя Тишина есть само-отдача. И это то же самое, что и жизнь без чувства эго. - Шри Рамана Махарши «Весть Истины и Прямой Путь к Себе», гл. "Тишина и уединение"
Согласно Веданте, джняна — это ни знание, ни не-знание. Джняна — выход за пределы знания и неведения и пребывание Естеством, которое есть чистая осознанность. Лишь такое пребывание приносит покой, которого все так жаждут. Когда Пол Брэнтон, западный ищущий, приехал к Бхагавану Шри Рамане, у него было множество вопросов. Он ожидал получить вербальные ответы на свои сомнения, но получил гораздо больше, чем это. Бхагаван спас его не только от неведения, но и от знания. В присутствии Бхагавана все вопросы исчезли, как тьма исчезает в присутствии солнца. Более того, в этом умиротворяющем и ясном присутствии абсолютного покоя, подобного неподвижному, невозмутимому океану, все мысли Брэнтона остановились. Процитируем его слова: «Оглушительная тишина царила в этом зале. Мудрец оставался совершенно неподвижным, застывшим, совершенно незатронутым нашим прибытием… Я посмотрел прямо в глаза этой сидящей фигуре, надеясь, что так он меня заметит. Они были темно-коричневые, среднего размера и широко открыты. Если он и заметил мое присутствие, ничто на это даже не намекало, он не подал никакого знака. Тело его сверхъестественно спокойно — незыблемое, словно статуя. Он ничем не ответил на мой взгляд, его глаза продолжали смотреть в далекое пространство — казалось, бесконечно далекое.
Вопрос: Если отдельной сущности нечего достигать, тогда какова цель всех этих духовных поисков? Махарадж: Нужно понять следующее: всё, что функционирует – сознание, никаких отдельных сущностей в этом не участвует. Вопрос: Тогда какова польза от понимания? Махарадж: Для какой-то предполагаемой сущности пользы нет. Не должно присутствовать даже ощущения пользы от этого понимания. Ты есть это понимание. Кому получать пользу? То что постигает не имеет очертаний или формы. Формы созданы из пяти элементов, в конце своего жизненного цикла они разрушаются. Если ты живешь сотню лет, тебе ни от чего не будет особой пользы. Я это понял со всей очевидностью, и все же подготовил все необходимое для строительства новой квартиры. В этом нет противоречия, если видишь все как часть тотального функционирования.
Как можно практиковать то, что есть? Что за нужда думать о существовании, которое все равно уже есть? Это называется само-очевидным состоянием, без приложения какого-либо усилия. Самость само-очевидна. Невозможно исказить Ее, крутя так и эдак. Нельзя забыть Самого Себя, даже если попытаешься это сделать. Если ты чувствуешь, что забываешь что-то, это «что-то» не ты. Это «другое». Это просто забывание того, что запомнилось. Все что запомнилось обречено на забвение. Все что можно забыть, отлично от Самости. Запоминание и забывание случаются с чем-то еще – не с Тобой. Поскольку ты не являешься объектом запоминания, ты так же не являешься и объектом забвения. Это – запоминание и забвение – имеют место только в Сознании. Ты вне этого. Тебе невозможно причинить какой-либо ущерб, потому что «Тому» никто и никогда не в состоянии причинить ущерба. Сидхарамешвара Махарадж
Будь внутренне свободен от всех желаний и надежд, но внешне делай то, что должно быть сделано. Исследуй все и стремись только к тому, что бесконечно и неограниченно, и живи в этом мире, постоянно погруженный в бесконечное. Без надежд в сердце, живи как если бы ты был полон надежд, живи в этом мире со спокойным и бесстрастным сердцем, внешне поступая как все остальные. Внутренне откажись от всех понятий «я делаю», внешне делая то, что должно быть сделано. Так живи в этом мире, О Рама, совершенно свободным от малейших следов чувства эго. Йога Васиштха