“Нектар Бессмертия”

Тема в разделе 'Нисаргадатта Махарадж', создана пользователем Архивариус, 19 сен 2017.

  1. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    .
    Глава 17
    Чтобы узнать чем каждый является, необходимо познать собственное начало


    П: Есть ли разница между духовностью и различительной способностью?

    М: Различение означает выбирать те слова и значения, которые нам подходят. Тем не менее, нет и не может быть слов, подходящих для описания нашей истинной природы и естественного для нас состояния.
    Из кучи зерна вы отбираете хорошие зерна для потребления, а камушки и плохие зерна отбрасываете. Подобным образом используется и различение.

    В настоящий момент вы отождествляете себя с телом и умом. Следовательно, в начальной стадии своей духовной практики вы должны отбросить отождествлённость, усвоив, что "Я Есть" является только жизненным дыханием вместе с сознанием, а вовсе не телом и умом.

    В последующих стадиях, дыхание жизни и сознание – то есть, знание "Я Есть" – сливаются в окончательной природе, в точности как мысли профессора или пандита погружаются в него, когда он идёт спать. Человек в глубоком сне не осознаёт себя, поскольку даже чувство собственного Бытия слилось с ним.

    Когда вы постигаете то, что вы не тело и не ум, тогда вы остаётесь незатронутым никакими ментальными модификациями. В том состоянии, вы – живое вселенское сознание, таковым вы и должны оставаться.

    Удовольствие, боль и страдания чувствуются лишь до тех пор, пока удерживается идентификация с телом и умом. Предположим, корабль затонул посреди океана с тысячами пассажиров на борту. Могут ли их личности пережить бедствие в отсутствие их тел и умов? Далее, могут ли жертвы знать о себе после подобной трагедии, когда их тела полностью устранены? В подобных обстоятельствах, даже их выжившие родственники неспособны будут визуализировать состояние несчастных пассажиров. Чтобы установить наличие личности, необходимыми факторами являются тело, дыхание жизни и Бытие.


    П: Сострадание, прощение, покой и привязанность относятся к сфере человеческого существования. Прав ли я, говоря это?

    М: Эти качества имеют значимость лишь до тех пор, пока Бытие присутствует, как результат функционирования тела и дыхания жизни. Когда эти принципы действуют сообща, всё есть, в противном случае ничего нет.

    Духовность означает обитать в Я. Когда вы обсуждаете или рассуждаете о каком-либо вопросе, о таких как, например, способность к различению или духовность, вы изучаете этот вопрос предметно и фракционно. Однако, я делаю это субъективно и тотально, указывая на все-охватывающий Принцип, Самость.

    Поймите Я, будьте Я. Пока ваше тело, ваше жизненное дыхание и ваше существование имеют место, вы знаете, что "вы есть". Когда дыхание жизни уходит, тело отпадает и существование гаснет, этот процесс называют "смерть".
    Тот, кто мёртв, не может знать ничего. Мертвец не знает, что "он есть" или что "он был". Потому нет регистрации существования такого "мертвеца" – ни в нас, ни в нём.

    Следуйте к корню вашего существования. В этом процессе Бытие будет превзойдено и лишь "Вы" останетесь в конце, без этой осведомлённости, что "вы есть".
    Это окончательное состояние известно как вишранти, что значит полный покой, совершенное расслабление, тотальная тишина и т.д. Другое значение, которое можно получить, слегка разделив слово, это вишара-анти – забыть себя в конце. Это значит, в окончательном состоянии, "вы-естьность" забывается абсолютно. И "Я Есть", и "Я не Есть" – оба забываются. Это высочайший покой – парама-вишранти.

    Не следует смиренно соглашаться с тем, что я говорю. Если есть сомнения, обязательно задавайте вопросы. Но если некто собирается задавать вопросы, они неизбежно придут с уровня тела-ума, а ум означает всё то, что этот некто подобрал снаружи. Это не его собственное. Итак, спрашивайте лишь о том, что обсуждается тут, а также с правильной позиции.


    П: Как пережить Высочайшее Состояние?

    М: Здесь нет вопроса о переживании. Вы и есть только само это состояние.

    П: Все переживания приходят через чувства.

    М: Да, но "Вы", окончательный переживающий, не являетесь всего лишь суммой всех опытов. Просыпаясь, вы знаете, что "вы есть" – это ваша осведомлённость, ваше знание. До этой осведомлённости, чем бы вы ни были тогда, вы точно не были осведомлённостью.

    П: Имеет ли это какое-то отношение к Высшему?

    М: Титулов много, как и атрибутов, однако до всех этих атрибутов – "Вы" есть.

    П: У нас уже есть реализация?

    М: Это всё просто идеи. Окончательное состояние, тем не менее, за пределами хватки слов.
    Из одной идеи рождаются другие, всё это происходит с концепциями и посредством концепций. Следовательно, кладовая набита идеями. Но когда основной концепции положен конец, где же тогда место всем последующим?


    П: Это "я" — раздуто из ничего, просто преувеличение? Или нет?

    М: Сколько вам лет?

    П: Шестьдесят один год.

    М: Возвращаясь назад во времени на один день до начала этих шестидесяти и одного годов вашей жизни, знали ли вы, что собираетесь родиться?

    П: Очевидно, нет. Я и понятия не имел, что собираюсь принять рождение перед тем, как родился.

    М: А теперь, родившись, вы когда-либо задумывались почему вы вообще были рождены?
    Ранее, этого "Я Есть" перед рождением не было.


    П: Я не знаю ни когда я был рождён, ни когда я умру.

    М: Но за все эти дни, почему вы так и не исследовали это? Теперь у вас есть это знание, что "вы есть", как же вы пришли к нему? Учитывая, что родились вы неосознанно, подобно человеку, который по пробуждении обнаружил у себя огромный фурункул. Не станет ли он вопрошать: "О, когда я же заполучил этот фурункул?"

    П: Я исследовал.

    М: И с кем вы исследовали? И какой же ответ вы получили?

    П: Но я не получил никакого ответа.

    М: Как и почему это знание "Я Есть"? Это вы должны знать.
    Как это знание "Я Есть" появилось из состояния незнания?


    П:
    Понятия не имею.

    М: Вы должны знать это. Что за толк во всей этой информации разного рода?
    Тысячи людей утонули с кораблём. Какую информацию вы дадите об их текущем состоянии?


    П: Смерть.

    М: Очевидно, никакой.
    Может ли тот, кто ничего не знал ни о смерти, ни о рождении, узнать вдруг о своей смерти?


    П: Об этом нам нужно будет расспросить мёртвого.

    М: Вы собираетесь допрашивать мертвецов?

    Бессознательно появилась эта осведомлённость "Я Есть". Как?
    Из "Ничего-йности" возникла "Я-Естьность". Как?
    До вашего рождения вы когда-либо испытывали "Я Есть"?


    П: Вероятно, нет.

    М: Почему "вероятно"?

    П: Определённо, нет. Сбор любой информации относительно состояния "не-знания" — это тщетная работа.

    М: Так почему же вы так обвились вокруг этого знания сейчас,
    если известно, что вы совершенно определённо встретите смерть?

    До рождения вы понятия не имели, что вы есть.
    Вы умрёте, тогда почему вы цепляетесь за все эти концепции рая, ада, греха и добродетели?

    Прослушав эти беседы, повернётесь ли вы и пересмотрите всё это?

    П: Иногда я так и поступаю.

    М: И что за толк в этом? В конце концов, вы обязаны прийти к заключению, что нет и не было никогда такой вещи как "я", а также "моё". По крайней мере, узнайте, где вы начинаетесь.

    П: Вероятно, мы имеем право на начало, но не на конец.

    М: Я заинтересован лишь в вашем начале. Как вы получились? Это важней всего.

    П: Я заинтересован в себе и только в себе.

    М: Но узнали ли вы, что вы есть?

    П: Ну, благословите же меня.

    М: Для начала, положите передо мной свою личность, тогда я её благословлю.
    Когда некто не знает своего собственного начала, как он может просить кого-либо о чём-либо?

    Несмотря на то, что вы точно знаете, что вы не знаете, почему вы всё ещё держите всё это?


    П: Это инстинкт, естественным образом мы держимся за это.

    М: Чьи это инстинкты? Что есть то, что родилось? Вас это совсем не заботит. Этого знания у вас нет, поскольку тяги к этому у вас нет. Когда вы почувствуете глубинную потребность в этом, тогда лишь возможно это озарение. До того вы будете совершать все эти усилия, но лишь для того, чтобы кто-то другой воспользовался этим, подобно слепому, который работает на мельнице, а всю муку съедает собака.

    П: Как нам избавиться от этой слепоты?

    М: Настойчиво пребывая в Самости, Я. Медитируйте на Я.
    Выполняйте йогу настойчивости и упорства, дабы совершенствовать своё Знание о Я.


    П: Есть ли кто-либо, обладающий таким Знанием?

    М: Да, он редок, один на десять миллионов. Услышав о таких шансах, сдадитесь ли вы теперь?

    П: Я не хочу сдаваться.

    М: Вы пришли к этому заключению, пощипав себя за уши?

    П: Что за польза была бороться всё это время?

    М: А что за польза от всех этих ваших концепций? Джняни за пределами концепций. Он не придаёт значение ни каким идеям.

    П: Он может и не знать как сильно мы боролись сейчас и раньше, вы и понятия не имеете. Рамакришна Парамахамса воззвал к Матери: "О, Мать, возьми меня за пределы мысли и знания, так как от них я схожу с ума".

    М: Вы сами это испытали – пройти за пределы мысли и знания? Если нет, то почему вы говорите о других?

    П: Нет.

    М: Если вы не опробовали рецепт на себе, зачем вы вообще о нём говорите? Почему вы приводите здесь чужие суждения?

    Можете ли вы оставаться живым без слов? Без них, как вы будете вести свои повседневные дела?

    Я знаю историю вашего рождения. То, почему вы зовёте человека своим "отцом" или "матерью", я знаю прекрасно.

    Почему вы беспокоитесь о других, например, Рамакришне Парамахамсе, вместо того, чтобы беспокоиться о своём собственном Я? Если вы в неведении, это нормально – спрашивать о других. Однако, когда вы озабочены самим собой, тогда и расспрашивайте только о себе самом.


    Когда я ублажил свою "Я-Естьность" тем, что понял её, только тогда я пришёл к знанию этой "Я-Естьности" и в этом процессе также обнаружил, что Я, Абсолют, вовсе не являюсь этим "Я Есть".

    Оставайтесь твёрдо на месте. Собрав всё это знание, размышляйте над ним в уединении.


    П: Если Махарадж благословит меня, я получу просветление.

    М: Это не так-то просто. Это всё равно что сказать, что женатая пара родит детей, если кто-то просто благословит их.

    П: Это знание "Я Есть" — проклятие.

    М: Оно случайно, спонтанно. "Я Есть" начинается тогда, когда я получаю этот звоночек, что "Я Есть". И когда я получаю информацию "Я Есть" – это состояние Ганеши.

    П: Почему Ганеша приравнивается с первозданным звуком пранавы, "Ом"?

    М: Потому что Ганеша представляет собой знание Праны, дыхания жизни. Из пранавы, продукта Праны, развивается звучание языка, проходя четыре этапа: пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари.
    Пара – тончайший из них, источник, тогда как вайкхари – грубейший, это непосредственно звучание речи, выходящее изо рта.
    Состояние до этапа пара – это "любовь быть", ощущение любви, которое даёт рождение всем действиям. Это Ганеша.

    .
  2. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    .
    Глава 18
    Ваше Бытие – это начало и конец ума


    П: Один испанский джентельмен, бывавший здесь, много практиковал медитацию, однако так и не смог избавиться от привязанности.

    М: Пока вы привязаны к телу, вы не сможете превзойти привязанности к людям и вещам.

    П:
    Когда я пробую держаться самого себя, я чувствую отсутствие любви к моим близким.

    М: Не беспокойтесь о других людях, позаботьтесь о самом себе.

    П: После медитации я потерял любовь к другим.

    М: Это не так, будто ваша любовь стала меньше. Любовь теперь слилась с вашим собственным Я.
    Ваше собственное Бытие есть любовь и блаженство.
    Вы объективизировали свою любовь, тогда как сама ваша природа есть любовь.
    Стабилизируясь в Бытии, вы собираете всю любовь, которая была рассеяна и распределена снаружи, вы пребываете в знании "Я Есть".

    Чем бы "Я Есть" ни было внутри тела, это представляет собой только любовь. Эта любовь работает, собирает еду, ест, переваривает, получает знание. "Вы Есть" – это любовь, и выражает она себя через дыхание жизни. Вся деятельность продолжается благодаря жизненному дыханию. Так же как у тела есть конечности для совершения деятельности в мире, так и знание "Я Есть" имеет дыхание жизни в качестве конечности для своей деятельности.


    Нет вопроса о любви к другим, вопрос только о прямом знании, что "Вы Есть". Эта любовь ищет вас, она – ваша пища, ваш мотив и ваша сила. Сфокусируйте всё своё внимание там. На её движение указывает жизненное дыхание, это сила жизни. Осязаемое чувство его проявления – это знание "Я Есть".

    Эта любовь есть вселенская любовь, не направленная ни на какую конкретную личность или вещь, она очень похожа на пространство. Пространство не говорит, что оно есть эксклюзивно для кого-то конкретного. Оно не любит кого-то частным образом. Та любовь явная и всеобъемлющая.
    Из-за вашего отождествления с телом, начинаются все ваши проблемы.


    Главная любовь это "любовь быть", и только после этого вы можете подумать о любви к другим.
    Почему вы так стремитесь "быть"? Просто потому, что вы "любите быть".

    Величайший камень преткновения – это отождествление себя с телом-умом.
    Поймите, что вы не можете стать Богом, ибо вы ЕСТЬ Бог. Вы божественны изначально, однако пытаетесь стать тем, кем не являетесь. Вы должны понять, что пункт вашего назначения – это ваша собственная Самость, "Я Есть". Это – сам источник всего, что есть. Это "Я Есть" и должно быть реализовано.


    П: Это пункт назначения, однако как его достичь?

    М: Вы сошли с пути поиска по причине тела.
    Вы вывалились из божественного положения, потому что начали хвататься за тело.

    Сознание есть, потому что "вы есть". Прежде чем сказать "Я Есть", вы уже присутствуете.


    П: Согласен.

    М: Теперь вы знаете, что "вы есть". Будьте этим.

    Здесь я не собираюсь рассказывать вам о том, что написано в писаниях, какими бы изощрёнными они ни были. Я собираюсь сказать вам лишь, что "вы есть". Если вам нравятся мои беседы, можете приходить, а если не нравятся, то держитесь подальше.

    Сейчас вы можете рассматривать себя как незначительную личность ограниченной ценности и интеллекта. Однако в действительности это вовсе не так.
    Вы очень древний. Вы бесконечный, вечный. Это чувство "Я Есть" подобно рекламному объявлению, оно указывает на то вечное состояние. Слово "Я Есть" или чувство "Я Есть" внутри вас не вечно. Однако Вы вечны.


    П: Как мне понять, что я вечен?

    М: Это нельзя понять обычным интеллектуальным путём, это состояние реализуется спонтанно.
    Когда вы в состоянии "Я-Естьности", вы погружаетесь в вечное состояние
    .
    Сейчас вы знаете, что вы есть и что вы сидите. Как именно вы развили эту убеждённость?


    П: Я просто знаю, что я сижу здесь.

    М: Точно так вы должны развить и убежденность, что вы есть Абсолют.

    Это самый важный момент. Вы должны сфокусировать внимание лишь на этом.

    Прежде чем возникло Бытие и сознательность, Я, Абсолют, уже присутствую здесь, вечно.
    Кто будет фокусировать внимание? Кто знает, что это фокусировка внимания?
    То, что собирается фокусировать внимание, есть раньше, чем внимание.

    Как вы можете медитировать умом? Для того, что вы называете "медитация", вам нужен объект. Кто наблюдает медитацию? Кто практикует медитацию?

    Сам процесс указывает на необходимость присутствия "кого-то" наравне с "объектом", разве нет? Прежде всего прочего, должен присутствовать Медитатор.
    Теперь позвольте быть ему Одному, без какого-либо объекта.
    В истинной медитации Медитатор остаётся "один", без объектов, на которые можно медитировать
    .

    До того, как началось бодрствующее состояние, Я, или Абсолют, всегда есть. По пробуждении меня озарило, что "Я Есть". И только после этого все прочие вещи и события приходят к уму.
    И снова, Я, Абсолют, присутствую до пробуждения.
    Твёрдо закрепитесь там. Живите там.

    Вы должны стабилизировать себя в вашем истинном положении присутствия, "Я Есть".
    Всё прочее вторично, и от лишних вещей следует избавиться.
    Не фокусируйте своё внимание ни на каких вещах.
    Весь процесс заключается в том, чтобы пребывать в своём источнике.

    В настоящий момент что является вашим источником? –"Я Есть".
    Ухватите эту "Я-Естьность" и будьте в ней.

    Вам предстоит реализовать своё собственное Я.
    Вы должны оказаться на границе между "Я Есть" и "Я Не Есть".

    Предположим, к вам так и не пришло это "Я Есть". Значит ли это, что вас нет?
    Если нет этой "Я-Естьности", тогда Вы, Абсолют, есть.
    Как таковой вы остаётесь до, во время и после пробуждённого состояния.

    В течение пробуждённого состояния ваше чувство "Я Есть" воспринимает мир,
    а с точки зрения Вас, Абсолюта, есть свидетельствование вашего "Я Есть" и всех его восприятий.


    П: Я хотел бы совершить нечто духовное.

    М: Так вы хотите знать Себя или нет? Вы хотите чего-то духовного, но сперва должны быть Вы, прежде чем что-то вообще может быть сделано. Вы должны узнать "Себя".
    Кто является деятелем этой духовности? –
    "Я Есть" вот деятель.
    Когда вы вовлекаетесь в повседневные дела, в доме, на улице или офисе, "кто" является общим фактором?
    – Это ваша "Я-Естьность". Эта "Я-Естьность" вас делает всё.

    Предположим, с утра до вечера я переделал много дел. Что есть сумма всех этих моих дел? Всё это множество дел имело место в состоянии моего Бытия. В глубоком сне, "Я Есть" пришло в забвение, оно забыло себя. Тогда что за польза от всего, что было сделано днём?

    Бытие не является вечным состоянием. Это временная фаза, проходящее шоу. Сознание – продукт пяти элементов и их внутренних взаимодействий. Результат игры пяти элементов связан временем. Ваша сознательность, а также и всё, что вы накопили, – всегда лишь следуют за вашим Бытием. Вы можете знать нечто только когда есть осведомлённость, что "оно есть".


    Ваше падение случается в тот момент, когда вы пытаетесь определить нечто в пределах сферы сознания как "себя".
    В действительности ваше сознание проявляет мир.
    Когда вы пытаетесь сравнивать тело с собой, ваше низвержение начинается.


    П: Кто думает, что я есть сознание?

    М: Вы! Без Бытия нет и мышления. Бытие – основная предпосылка для мышления или не-мышления.
    Предположим, в теле есть боль. Кто свидетельствует боль? – Ваше существование свидетельствует её.
    В отсутствие Бытия как вообще может иметь место свидетельствование?
    Настоящий свидетель – только вечное Я.
    Так,
    пока Бытие здесь, вы есть Бытие. Когда Бытия нет, Вы есть Абсолют.
    Все, кто приходит сюда, обязан уйти. Также и Бытие, которое пришло, должно уйти.

    .
  3. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    .
    Глава 19
    Для реализовавшего Себя, вся деятельность в мире – бхаджан


    П: Что думает Махарадж о материализации и дематериализации физических объектов, как это демонстрировал Сатья Саи Баба? Однако, не хотелось бы ограничивать этот феномен лишь разговором о Саи Бабе.

    М: Это просто представление. Оставьте это. Что "вы есть" и что "я есть" – это также просто концепции.

    П: Без концепций мир функционировать не может.

    М: Мир продолжается. Тем не менее, что бы ни возникло в мирской жизни – только иллюзия. Событие, которое уже случилось, может ли оно вернуться назад?

    П: Никто не может знать.

    М: Похожие вещи могут случаться, но они никогда не будут теми же самыми.

    П: Можете ли вы рассказать мне о реинкарнации?

    М: Согласно чьему-то убеждению, когда он умрёт, он увидит другой сон, где он родится вновь.

    П: Что есть явная причина перерождения? Это из-за предыдущей кармы? Есть ли вообще такая вещь, как карма?

    М: Карма заключает в себя вашу физическую и ментальную деятельность. Однако в действительности эта деятельность случается благодаря трём гунам: Саттве, Раджасу и Тамасу, другими словами, Бытию, качеству движения и притязанию на авторство действий, соответственно.

    П: Как вообще некто отрывается от Себя? Большинство людей, похоже, застревают в шаблонах, оковах собственных идей.

    М: Кто говорит это?

    П: Моё наблюдение.

    М: Пока вы знаете что "вы есть", оно всегда с вами и никогда не покидает вас.

    П: Как можно освободить себя от концепций?

    М: Сперва нужно прийти к знанию чем "вы являетесь".

    П:
    Можете ли вы посоветовать некоторые методы?

    М: Это тантра, мантра и янтра. Тантра – техника, мантра – фиксированные последовательности священных слов, а янтра – это механизм для духовного прогресса.

    Вы должны понять и усвоить то, что я разъясняю и отстаиваю здесь, а затем будьте собой и отпустите.


    П: Я не могу так просто взять и перевести в действие всё то, что вы мне говорите.

    М: А вы и не должны пытаться трансформировать себя.
    Вы, в действительности, уже превратили себя в нечто иное, нежели вы есть сами.
    Теперь вы должны вернуть себя в прежнее состояние, в ваше оригинальное Я.
    Закрепитесь в Себе.


    Из-за того, что вы хотите "быть", вы занимаете себя разговорами и всем прочим. Чтобы поддержать это "вы есть", вы осуществляете различную деятельность, так вы держите свой ум постоянно занятым. Но для Джняни поток ума подобен выходу газов. Тот, кто стабилизировался в Себе, глядит сверху на болтовню ума так, как если бы она была грязной и нежелательной, как эти газы в животе.

    Когда вы в состоянии неведения, поднимаются вопросы о хорошем и плохом, а также о выборе, о приятии или отторжении. Но в состоянии Знания, вещи случаются спонтанно и нет процесса выбирания или отбрасывания. Даже кажущиеся ритуалистическими действия Реализованного, такие, например, как бхаджаны, воспевание во славу богов и тому подобное, на самом деле лишь спонтанные выражения. Они не планируются, однако случаются. Для Джняни всё действие в мире есть бхаджан.

    Все события – это результат "вас", мотивирующей силы. Несмотря на то, что активности случаются спонтанно, вы хотите заявить о своём авторстве на них. Но подобное притязание возникает из вашего отождествления с телом-умом.


    Получив духовное Знание, что вы собираетесь делать для пользы мира?


    П: Я просто буду.

    М: Люди, которым нравится социальная работа, хотят делать добро. Они хотят трансформировать качество интеллекта прочих людей так, чтобы жить в гармонии друг с другом.

    П: Мир — выражение истины, и людям необходимо помочь понять это.

    М: Если таковое должно случиться, оно случится само по себе.

    То, что постоянно изменяется, нереально. Изменение можно вызвать только в том, что нереально. Никаких изменений не может быть в реальном, в истине.
    В мире вы можете совершенствовать концепции, однако не смейте называть концепции истиной.

    Истина может понять ложное, но может ли ложное понять истину?
    Подобно тому, как вы меняете украшения, вы меняете свои концепции, а затем чувствуете себя удовлетворённым.
    Истину нельзя увидеть или воспринять, однако истина может наблюдать неистинное.


    П: С концепциями я никогда не буду счастлив. Правильно?

    М: Вы думаете, что с концепциями вы можете быть счастливым. Счастье или блаженство, которое открывает себя в "не-концептуальном" состоянии, не может быть воспринято.

    П: В жизни есть моменты мира, когда мы получаем проблески истины, и вера, которая развивается как результат, влияет на наши жизни и ведёт их.

    М: Это лишь слова, и никакие слова не содержат истину. Истина не нуждается в поддержке слов.

    Что бы вы ни сказали, есть опыт. Но вы есть переживающий опыт, и без опыта также "вы есть". Переживания приходят и уходят, однако переживающий остаётся. Вы переживаете мир, однако вы пребываете до мира. Мир переживаем, но "Вас", Абсолют, нельзя пережить.

    Сейчас чувство "Я-Естьности" ощущается, но это временное состояние, оно уйдёт.
    Сто лет назад,
    другими словами, до рождения, эта "Я-Естьность" не была связана с "Вами", Абсолютом. Этот опыт, что "вы есть", пришёл подобно болезни. Тому, как и почему пришла эта болезнь, нет ни объяснения, ни причины.


    П: В одно мгновение вы вышли из болезни "Я-Естьности". Есть ли надежда также и для меня пережить такой величайший момент?

    М: Да, если вы поймёте и усвоите этот разговор.

    То, что есть сейчас, это чувство Бытия всех нас. Сперва необходимо пребывать в нём, и, в конце концов, его необходимо превзойти.


    П: Этим утром в медитации я почувствовал, что я был не в теле-уме, но только лишь в Бытии.

    М: Это сознание. Это состояние проявления, в котором нет ничего личностного, нет мужского или женского. Это знание "Я Есть".

    П: Некоторое время не было и чувства Бытия также.

    М: Это было состояние неподвижности и было лишь сознание.

    П: Некоторые говорят, что чувство "Я Есть" находится справа в груди, на удалении примерно четыре пальца от центра.

    М: Это будет зависить от индивидуального опыта. Конкретное место может меняться в зависимости от человека. Но не пытайтесь понять или обнаружить его в отношении с телом.

    [Индийский ищущий пришёл в дом Махараджа после долгих блужданий по кварталу в поиске его адреса.]

    М: Вы знаете эту местность? Вы долго ходили вокруг, чтобы найти это место?

    П: Да, сэр. Я однажды посещал этот район, несколько лет назад, чтобы встретиться с мудрецом-факиром.

    М: Он обучал чему-нибудь?

    П: Нет. Но у него были определённые силы. Несколько лет назад, был взрыв на корабле в порту в Бомбее. Этот факир, оказавшийся рядом незадолго до взрыва, имел предчувствие. Он кричал людям вокруг, чтобы они убирались оттуда немедленно. Однажды он благословил меня, похлопав по голове, и я ощутил как моя энергия кундалини возросла вверх.

    М: Это напоминает мне другого факира великих достижений, звали его Тикку-Баба. Он жил в районе Колаба. Хотя я и не виделся с ним лично, мы общались друг с другом посредством факира-вестника, кто часто посещал мой магазин биди. Тикку-Баба имел великие силы для совершения чудес. Однажды этот факир-вестник ушёл повидать Тикку-Бабу поздно ночью. К его ужасу, он нашел тело Тикку-Бабы расчленённым, а части сложенными в кучку. Опасаясь, что это могло быть убийство, он убежал из того места, где жил факир. Из любопытства он пришёл на следующее утро и к его великому удивлению обнаружил Тикку-Бабу в добром здравии.
    Однажды этот вестник прибыл ко мне в магазин с посланием от Тикку-Бабы, что я должен прийти и встретиться с ним в самое ближайшее время, поскольку его конец был близок. Далее, прежде чем он покинул бы тело, он хотел бы передать все свои силы мне. В ответ на это я сказал "спасибо, не надо", и сказал вестнику "пожалуйста скажи Тикку-Бабае, что подобная сделка заключается только единожды". Этим я хотел сказать, что истинный ученик принимает гуру лишь раз, и остаётся предан ему, и далее за гуру больше не бегает. Когда Тикку-Баба получил послание, он заметил "о, он достиг пункта назначения и теперь за пределами любой нужды".

    .
  4. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    .
    Глава 20
    Держитесь чувства Бытия


    М: Вселенское Сознание всеобъемлюще, оно не претерпевает никаких потерь или приобретений в результате взаимодействия пяти элементов. Однако, в процессе этого взаимодействия оно проявляется осязаемым образом.

    [Махарадж взял металическую цветочную вазу и бросил на пол, что выразилось в звенящем звуке.] Когда один объект соприкоснулся с другим, звук, который пребывал в потенциале, стал явным.

    [Махарадж взял полотенце и показал жестом, что огонь потенциально присутствует в ткани]. Огонь проявляется когда в полотенце присутствует действие (например, при приложении к нему пламени), и, как реакция на это действие, пламя проявляется и полотенце горит.

    Сознание здесь всё время. Жизнь здесь всё время, и жизнь проявляет себя, когда доступна форма. Сознание приходит в действие (становится проявленным, воспринимаемым) таким же образом, как звучит звук или загорается ткань.

    Нет определённой конкретной сущности для звука и огня,
    и, подобно тому, нет конкретной личности для сознания.


    Из-за неведения и отождествления себя с телом, вы испытываете удовольствие и боль, даже несмотря на то, что сознание является вселенским и тотальным и просто действует через тело.

    Столько людей умерло, стольких людей убили, но сознание всегда оставалось тем же самым. Оно ни уменьшилось, ни увеличилось никаким образом, оно не пострадало вовсе.


    [Махарадж снова ударил по вазе и указал на звук, который произошёл в результате.]
    Нет ни боли, ни удовольствия для звука, он просто проявился.
    Так и сознание – для него нет ни удовольствия, ни боли.

    Для пяти элементов не существуют потери и приобретения. Все эти бедствия, что испытывает человек, не дадут удовольствия или боли не только пяти элементам, но также и различным качествам (гунам), воспринимаемым чувствами.
    Есть пять качеств: тактильное ощущение (прикосновение), визуальный образ (очертания), запах, вкус и звучание.

    Теперь, какова значимость этого "я" для вас? Только не втягивайтесь в свои желания.

    Куда вы вообще направляетесь? Подумайте между этих строк: пять элементов играют, в результате их взаимодействия создаются формы, формы наделяются пятью чувствами. Из объектов пяти элементов, а именно из растений и еды, форма берёт свои очертания. Далее, через эту форму сознание проявляет качества (гуны) пяти элементов. Поразмыслите над этим и найдите: что есть вы (во всём этом процессе)? И куда вы направляетесь?

    За всё это время имели место тысячи войн. Но какой эффект оказали они на пять элементов?

    Эти пять элементов воспринимаются пятью телесными чувствами. Из-за сошествия пяти элементов из Высшего, возникла эта гуна – сознание.

    Допустим, кого-то убили. Что в действительности произошло? Сознание, живущее в убитом теле, пришло в забвение, и функционирование пяти чувств прекратилось. Миллионы людей убиты и сгинули, пришли ли их чувства и их сознание к вам, чтобы это обсудить?

    С телом предоставляются пять чувств восприятия и пять органов действия. С возрастом это тело изнашивается, и органы с чувствами работают уже не так эффективно. Следовательно, с этим постепенным отказом органов и чувств по причине "старения", гуна (сознание) также идёт на спад (другими словами, проявление сознания как таковое ослабевает).

    Во всех этих действиях тела, чувствах, конечностях и сознании – где же место "вам" как таковому? И куда же вы всё продолжаете двигаться?

    Различные процессы и события происходят благодаря телу пищи и Пране.
    Где же ваша позиция внутри этого всего?



    П: Является ли сознание независимым от тела, другими словами, не затрагивается им?

    М: Как такое может быть? Оно – продукт тела пищи и зовётся Саттва-гуной.

    Подобно тому, ребёнок тоже продукт сущности родительских тел. Если ребёнок изуродован, то причина тому дефект в качестве материала, то есть в теле пищи.

    Мирская деятельность, а также духовная, выполняемая умом, – просто забавы, времяпрепровождение в состоянии невежества. Они начинаются когда чувство Бытия приходит в движение посредством цикла сна и пробуждения.
    Если некто считает, что, практикуя духовность, он получит для себя нечто ценное, тогда я хотел бы сперва узнать конкретный образ и сущность этого некто.
    Духовные ищущие, вместо того, чтобы непосредственно исследовать свою собственную природу в пределах собственного сознания, роются в поисках знания в духовных книжках.


    П: Должны ли мы тогда оставить все концепции и идеи, которые мы собрали до сего момента?

    М: Ничего подобного делать не надо. Просто держитесь своего чувства Бытия, знания, что "вы есть", будьте только в том состоянии. Не беспокойтесь о том, что оно уйдёт.

    П: Должны ли мы держаться за память о том, что мы есть? Ведь это означает усилие.

    М: Где вопрос об усилии с вашей стороны?
    Сознание пришло спонтанно. Сознание само направляет внимание. Будьте там, не пытайтесь ничего поменять или улучшить. Чем бы "то" ни было, оно находится там, и оно есть любовь к Я, Атма-прем. Если вы находите, что можете извлекать удовольствие, читая литературу и следуя традиционным так называемым духовным путям, тогда пожалуйста, делайте это.


    П: Но Махарадж говорит, что мы должны достигнуть цели.

    М: Где вопрос о самом движении к цели и "кто" собирается это делать?
    [Махарадж ударил по металлу.] Вот этот звук – куда он ушёл?
    Джняни тотально в стороне ото всех концепций. В той точке ничего нет.


    П: Вчера вы говорили о Гуру и сат-гуручаран — стопах Сатгуру.

    М: Да, говорил.
    Сат-гуручаран означает спонтанное возникновение сознания, когда вы узнаёте, что "вы есть". Всё пребывает в этом знании, что "вы есть", и оно бесконечно и всеохватывающе. Это состояние представляет священные стопы Сатгуру.


    П: Пожалуйста, не поймите меня неправильно, я задам глупый вопрос. Почему так много фотографий на этих стенах? По-моему, это противоречит вашему учению.

    М: Это пережитки периода невежества. Чтобы развеять неведение, подобные средства необходимы. Когда же цель достигнута, они более не нужны.

    Это тело, которое я использую, также продукт невежественного состояния, но оно всё ещё используется, несмотря на то, что я превзошёл состояние невежества. Так что пусть фотографии останутся украшать стены, нет никакого вреда в этом.

    Вместо того, чтобы менять вещи снаружи, почему бы не обратить внимание и привнести перемены внутри, удаляя ваши ложные личности?
    Вы говорите так, будто имеете мудрость, но какое знание в действительности есть у вас?


    Ваш текущий капитал — это цикл бодрствования, глубокого сна и осведомлённости "Я Есть". Что ещё есть у вас?
    Этот круговорот возник сам по себе без вашего на то спроса, всё прочее вы выучили и подобрали позже.


    Абсолютно все, кто приходят сюда, подобны невежественным детям, несмотря на всё так называемое "знание", полученное снаружи.

    .
  5. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    .
    Глава 21
    Возвращайтесь в состояние перед рождением


    М: Однажды я чувствовал ощущение индивидуальности, однако теперь его у меня нет. Чувство индивидуальности трансформировало себя во вселенское состояние проявления.

    П: Что, так вот просто это и случилось?

    М: В момент, когда всплыло название болезни, чувство существования в качестве индивидуальности также возникло. Теперь чувство индивидуальности ушло и осталось только чувство универсального сознания. Отделённая личность ушла вместе с отождествлением с формой тела. Тело не является моей формой, а также я не являюсь мужчиной или женщиной. Всё происходит спонтанно.

    Кто видит, что рассветает день и светит солнце? Может ли знание дня принадлежать индивиду?
    В момент когда некто пробуждается, "Я-Естьность" восходит, что означает лишь чувство Бытия. Позже к этому добавляется чувство тела. Это чувство Бытия всеобъемлюще, и у него нет ни имени, ни формы – это существование как оно есть само по себе.


    П: Когда тело страдает, что в действительности происходит? Какие отношения между Непроявленным и телом, между действительным и иллюзорным в мире?

    М: Они глубоко связаны. Происхождение и история каждого атома разные, также и каждая индивидуальность в этом мире уникальна.
    Существуют различия в выражении в атомах и субатомных частицах.


    П: Истина проявлена или непроявлена? Если истина проявляется через тело, тогда все болезни тела находятся в Непроявленном.

    М: Когда Непроявленное проявляется, это зовётся Сагуна-Брахман. Этот Брахман пространный, самодостаточный и очевидный. Он включает в себя пять элементов, три гуны и пракрити-пурушу, это он распознаёт солнце и пространство, и сам является даже более тонким и всепроникающим, чем пространство.

    П: Так о чём вся эта игра? В этой проявленной Вселенной, являющейся продуктом Непроявленного, от болезни страдает тело — тело Махараджа. Как результат, и мы также страдаем, наблюдая его болезнь. Почему такая досада?

    М: Если нет вашего "Я Есть", кто будет наблюдать восход солнца?

    П: Несмотря на то, что вы объяснили это тысячи раз, я всё ещё не понял.

    М: Эти "кто" и "что" как таковые на высочайшем уровне являются Ничем. То, что есть, ясно и очевидно. Но такой простой факт превращён в головоломку, поскольку тот Принцип неверно отождествил себя с формой, и к тому же гордится этим. Он принял тело как собственную сущность.

    П: Но почему это должно происходить с вами, чьим телом само Непроявленное проявляет себя?

    М: Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны отступить и уединиться внутри себя.
    Из этого прикосновения длиною в атом, из этой крохотной частички сознания материализовался весь этот огромный мир. Как и что вы бы ответили на этот вопрос: "Создало ли оно себя само или распорядилось об этом другим?" Ваши ответы будут лишь догадками. Какое доказательство есть у вас, что вы рождались и умирали? Какое свидетельство у вас есть насчёт перерождений?


    П: Вы хотите сказать, что мы должны оставаться в точке возникновения сознания? И тогда мы поймём это?

    М: Да, это именно то, что я говорю людям.

    П: Но тогда вы говорите, что пока я не остановлюсь у восхода сознания, я не способен буду понять эту игру Непроявленного, проявленного, страдания тела и др., и всё, что я говорю здесь, в действительности просто болтовня и вообще досадная неприятность.

    М: Да, просто развлечение, чтобы время провести.

    П: Значит, когда мы посещаем вас и сидит рядом с вами, это в действительности вам докучает.

    М: Мне не докучают даже пять элементов, которые созданы мной. Как же вы можете мне мешать? Если я отождествлю себя с телом, тогда я действительно буду обязан пройти все эти досаждения и страдания вместе с ним.

    П: Могу я задать ещё один вопрос? У вас есть сознание, которое достигло определённого высокого уровня. Можем ли мы получать благоприятный эффект, просто находясь в вашем присутствии и не говоря?

    М: Не только вы, но также черви, муравьи, бактерии получают пользу.

    П: Значит, ваше влияние продолжительно работает на благо нас всех, включая самых маленьких?

    М: В рамках беседы так оно и есть, однако в Реальности никто не влияет ни на кого.
    В момент своего появления, обладало ли разумом то, что родилось? Этот принцип рождения, принцип ребёнка, спонтанно растёт, развивает ум и интеллект, и способен в один прекрасный день даже стать Махатмой – великим мудрецом – но корень такого мудреца всё равно будет в ребёнке. Не так ли? Теперь вы собираете знания во имя духовности, но это всего лишь развлечение.


    П: Как может ребёнок получить статус Джняни, мудреца?

    М: Чтобы понять это, оставайтесь в точке возникновения (анкура), и сами будьте анкура (омкара). [Ом означает начало слов, Махарадж направляет посетителя быть в состоянии, предшествующем формированию слов в его уме.]

    П: Это всё хорошо, и я решил остаться в состоянии омкара. Но что тогда насчёт насилия, происходящего снаружи — в Иране, Америке, СССР и др.? Разве нет никакой связи? Я должен пассивно сидеть в омкаре?

    М: Это всё тесно взаимосвязано.

    П: Но чтобы спастись от насилия, страдания, эксплуатации...

    М: Вся ваша болтовня – это самозащита вашей индивидуальности. По сути, вас-то и следовало бы обвинить во всём этом. Кроме вас, кого ещё винить? Чтобы сказать всё это, кто есть тут ещё кроме вас, кроме вашего чувства "Я Есть"? Прежде чем установить, что "нечто существует", уже должен быть кто-то.
    В вашем Бытии миллионы грехов совершаются и теперь вы хотите избежать ответственности, цепляясь за свою индивидуальность и прячась внутри неё. Все эти события это ваши собственные творения.


    П: Но и вы также — всё это в вашем Бытии.

    М: Тотально всё находится в моём Бытии, включая также и вас. Но никаких полномочий на исправление положения дел нет ни у меня, ни у вас.

    П: Чтобы исправить дела, может ли как-либо быть использована омкара?

    М: Омкара полезна для всего, всё и есть омкара, включая и страдание. Как же могут быть удовольствие и боль, без реальности омкары? Что бы ни возникло, обозначается термином рождения, а с рождением Бытие неверно соотносит себя с личностью, как результат – удовольствие и боль.

    П: Как остановить анкуру (разрастание, становление) с помощью омкары?

    М: Тем же путём как она возникла.

    П: Омкара остановит разрастание (анкуру) или анкура — это игра омкары?

    М: Омкара и анкура – оба состояния переживания. Могут ли они существовать раздельно?
    Что вообще может быть без омкары?


    П: Я хочу знать, есть ли процесс, который может остановить анкуру — становление? Например, рецитируя священную мантру омкары. Или же мы должны пассивно наблюдать всё происходящее?

    М: Каждая мантра имеет цель, не бывает мантры без назначения.

    П: Получается, через произнесение мантры, всё опять будет воссоздано?

    М: Да.

    П: Тогда зачем нам вообще рецитировать мантру?

    М: Но эта мантра без языка, без слов. Идите к корню, посмотрите как вещи обстоят в действительности прежде, чем вы умрёте, пребывайте в своей истинной природе. Но ведь вместо этого, вы слишком заняты, балуя ваше тело, которое рассматриваете как собственную истину. Люди посвящают себя Богу только для того, чтобы получить нечто мирское.

    П: Такая наша преданность Богу равнозначна тому, чтобы сходить на рынок за покупками.

    М: Таким путём протекает вся человеческая жизнь. Обычный мотив – это получить некую прибыль за свои действия.

    П: Пока некто служит Богу с целью получения выгоды, это бесполезно, так?

    М: Главный мотив – "любовь быть", поддерживать себя живым.

    П: Когда "любовь быть" утрачивается, что происходит?

    М: А кто тогда ответит?
    Когда "любовь быть" стихает, кто тогда скажет, что она стихла?
    Возможно ли пережить шакти (энергетический потенциал), ананду (блаженство) и сатчитананду (бытие-сознание-блаженство)? Или ничего подобного нет?


    П: Нам говорили о сат, чит и ананде всю дорогу. Если они реальны, тогда не должны ли мы стремиться к ним? А если они не существуют, тогда почему мы должны вообще их желать?

    М: Наш источник, наш корень — это чувство Бытия, принцип ребёнка. Ввязывался ли он сознательно в какую-либо деятельность? Был ли у него вообще разум в тот период? И что вообще ещё есть там, кроме как этот главный принцип, принцип ребёнка?

    П: Пусть кто-нибудь другой теперь задаёт вопросы.

    М: Как они могут задавать реальные вопросы? Они задают вопросы, подержавшись за некую личность, а такая личность была построена после того, как они почитали и послушали кого-то ещё. Всё это – информативное "знание", почерпнутое снаружи, а вовсе не спонтанное Знание, не истинное Знание.
    У кого есть знание, что "он есть" и что это за "он есть"? Что это за принцип Шивы?
    В языке маратхи, шив значит "касание". Покажите мне касание Бытия.

    Тщательно рассмотрите и исследуйте: как этот принцип, касание Бытия, вообще случился? Всё космическое проявление целиком — это распространение касания Бытия. Этот Принцип заключает в себе пять элементов, три гуны и пракрити-пурушу.


    П: Всё это великолепное творение — из омкары, касания Бытия. Это энергия, сила или просто идея?

    М: Какие бы слова, титулы и идеи к вам ни приходили, это нормально в рамках целесообразности.

    П: Этому Принципу дают имена, такие как Джагадамба — мать мира, Махишасура Мардини — разрушитель демона Махиши и т.п.

    М: Что вы имеете в виду под Джагадамбой? Принцип, с утра распознающий бодрствующее состояние, это Джагадамба?

    П: Но является ли этот принцип действительной энергией или просто концепцией, или иллюзией?

    М: У него есть разум?

    П: Это разновидность разума?

    М: Вы можете полагать, что так оно и есть.

    П: Вот то, что я хочу знать: это Проявление, которое вышло из меня, — стою ли я от него в стороне или я его часть?

    М: Вы не в стороне от него. Это лишь ваш свет.

    П: Снова и снова различные религии, тантры и пураны заявляют, что это энергетический потенциал, это ананда, это шакти, оно заряжено любовью и так далее. Это наше глубинные впечатления, и когда мы оставим их, когда мы сдадим их, что нам делать тогда?

    М: Где же нужда сдавать их?

    П: Вы дали мне два уровня: на одном уровне я вижу эти взаимоотношения между моим проявлением и Мной, а на другом уровне разрастается чувство "Я Есть". Что мне делать?

    М: Если вы заинтересованы в уровнях, то их миллионы, можете начинать считать. Но тот Принцип совершенно нельзя объективизировать как некоторую вещь, которую можно посчитать.

    Что есть вы? Что, как вы чувствуете, является вами, что есть ваш образец?
    Что за толк в этом вашем бегании туда-сюда, социальной работе и т.п.?
    В этом вещественном мире есть ли что-то неизменное?
    Вы пытаетесь делать столько вещей, например, различного рода общественные работы, чтобы сделать людей счастливыми. Вы бреетесь сегодня, а завтра вам уже снова надо бриться, потому как борода ваша растёт. Подобно тому, вы делаете людей счастливыми сегодня, а завтра они снова несчастны, и опять вы продолжаете делать их счастливыми, и так цикл продолжается, и вы оказываетесь пойманы в него.


    Первоначально, когда я погнался за духовностью, я оставил прапанча, то есть мирскую жизнь. Позже, когда я осознал смысл духовности, я пришёл к заключению, что и она подлежит выбрасыванию подобно воде после мытья посуды. Следовательно, сейчас я ни коим образом не связан с духовностью, потому как превзошёл её. Я не могу обсуждать этот вопрос в такой манере перед публикой. Они просто закидают меня камнями.

    Что есть вы? Какова ваша сущность? Увидели ли вы себя правильно? Можете ли вы сфотографировать свою истинную сущность в отсутствие тела-ума? После подобных разговоров, захотите ли вы повидаться со мной ещё раз?


    П: Махарадж, после подобных визитов, когда я имел честь познакомиться с вами, этим персонажем по имени Нисаргадатта Махарадж, я чувствую, что получил солидный толчок в моем духовном развитии. Быть может, это чувство, которое остаётся три или четыре месяца спустя после такого визита, является некой разновидностью ликования. Я получаю гарантию, что остановиться у точки анкуры — "разрастания Я-Естьности" — реально. Само по себе это чувство — индикатор мудрости и интуитивного самосознания. За последние три или четыре года, когда я посещал вас, я всегда возвращался с подобными впечатлениями и получил в результате некоторый покой, тишину.

    М: Да, но это всего лишь стихание вашей умственной турбулентности. Вне того, всё это — ничто.

    П: Но, Махарадж, разве это плохо? Мы получаем чувство спокойствия и благополучия после таких визитов. Вы осуждаете это?

    М: Это всего лишь временное состояние, по прошествии некоторого времени оно исчезнет.
    С рождением начались три состояния — глубокий сон, бодрствование и знание "Я Есть". То, что вы испытываете, находится в сфере этого знания, оно связано временем.
    До рождения, испытывали ли вы нужду в чём-либо?

    .