Тема смерти

Тема в разделе 'Васиштха', создана пользователем Васиштха, 19 ноя 2018.

  1. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

  2. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Есть две вещи, которые мы все знаем наверняка и которые не нуждаются в доказательствах: то, что каждый из нас существует и то, что каждый из нас умрет.

    Первое подтверждается самим опытом бытия, фактом восприятия. «Я существую» - означает «я есть», «я присутствую», «я воспринимаю». Это знание не требует вербального выражения.

    Второй факт, осознание собственной смертности, мы постигаем разумом, а не чувством. Здесь работает дедукция: «все люди смертны» -> «я - человек» -> «я смертен».

    Возникает противоречие: я есть, но это не навсегда. Мое тело не вечно, я наблюдаю признаки его старения и износа. Чуда не происходит, в свои 40 лет я выгляжу и чувствую себя на 40. Значит, дальше со мной произойдет все то же, что происходило со всеми: тело состарится в один день жизненные силы его покинут. Оснований надеяться, что я стану исключением, у меня нет. Самим его рождением был запущен процесс умирания растянутый на все время жизни.

    Вместе со смертью тела исчезнет и моя личность: все, с чем я отождествляюсь, чем себя считаю. Вся память об этом будет стерта. Вместе с личностью исчезнут все ее опоры, все то, к чему привязан, что я люблю и на что уповаю. Система вернется в изначальное состояние, когда ничего этого еще не было.
    Перспектива потери опор рождает страх. Неизвестность пугает и заставляет отступить:

    …Кто бы согласился,
    Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
    Когда бы неизвестность после смерти,
    Боязнь страны, откуда ни один
    Не возвращался, не склоняла воли
    Мириться лучше со знакомым злом,
    Чем бегством к незнакомому стремиться!
    Так всех нас в трусов превращает мысль,
    И вянет, как цветок, решимость наша
    В бесплодье умственного тупика,
    Так погибают замыслы с размахом,
    В начале обещавшие успех,
    От долгих отлагательств…
    ("Гамлет", перевод Б. Пастернака)

    Противоречие между непосредственным ощущением бытия «я есть» и дедуктивным заключением «я умру» настолько велико, что разум не можем вместить и принять его. Возникает сопротивление принятию факта собственной смертности. Это сопротивление табуирует тему смерти, приводит к избеганию всех тем и указателей на конечность и предельность нашего существования, а в случаях прямого столкновения - к их отрицанию. Так больной человек продолжает строить планы на будущее безо всякой оглядки на серьезность и неотвратимость своего диагноза-приговора.

    Избегание этой «травмирующей» реальности запускает механизм замещения: вместо признания факта смертности, которое

    • требует смелости и мужества
    • неизбежно приводит к переоценке и переосмыслению картины мира

    я переключаю внимание на вполне приемлемые, знакомые и безопасные для меня объекты. Это позволяет отодвинуть, отсрочить момент столкновения со страхом смерти. Однако, такое избегание имеет два важных следствия:
    • момент столкновения с фактом моей смертности неизбежно наступит в будущем. Вследствие длительного вытеснения и замещения он может стать неожиданным и внезапным, и эта неожиданность выявит неадекватность моей картины мира.
    • в рамках замещения страха собственной смертности мне придается избегать множество производных страхов: страха быть непонятым, непринятым, нелюбимым, отвергнутым, публично осмеянным, проигравшим и так далее. В результате избегание этих производных страхов становятся мотивами почти всех моих действий, в том числе поиска себя.
    Пока дискомфорт от избегания страха смерти и его производных страхов является терпимым - человек чувствует себя более-менее в порядке. Однако вытесненные страхи и накопленные противоречия рано или поздно приводят к разочарованию и краху, когда привычная картина мира трещит по швам и земля уходит из под ног. Хорошо, если это происходит раньше, чем придет болезнь, немощь, либо внезапный отказ тела. Иначе к страданиям душевным добавятся физические, и возможность переоценки и пересмотра своих взглядов на жизнь и на смерть будет упущена.
  3. Оффлайн
    Alok

    Alok Пользователь

    Васиштха, сам по себе страх потери тела и личности, как и любой страх деструктивен. Если дать волю страху, он может вызвать болезни, лишить покоя, отравить жизнь. Переоценка и пересмотр взглядов ничем не помогут, потому что ничего по сути не изменят. Рано или поздно смерть придёт, несмотря на твои взгляды.
    Хочу спросить, есть ли способ использовать токсичную энергию страха на познание того, что вне времени? Прошу дать практический совет (не умозаключение), как развернуть этот поток энергии на благо?
  4. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Понимание, что смерть придет, невзирая ни на что, а точнее, не только понимание, но и постоянное памятование об этом (memento mori) не имеет целью саморазрушение. Цель размышлений о собственной смертности в том, чтобы девальвировать/обесценить привычные интересы и объекты влечения. До тех пор, пока мысль о смерти - лишь одни из многих мыслей, внимание будет поделено между бесчисленными мыслями, включая грезы, мечты, многочисленные желания и т.д. Однако, когда страх смерти регулярно разворачивает мысль в сторону непостоянства и ограниченности собственного бытия, автоматически утрачиваешь интерес к тому, с чем рано или поздно придется расстаться. То есть ко всему, чем обычно наполнена повседневная жизнь.

    В результате освободившееся внимание направляется на ключевой вопрос загадки о смерти: кто умирает? Страх смерти основан на страхе небытия. Но кто боится перестать быть? Умереть может только тот, кто однажды родился и обладает собственным независимым существованием. Тогда смерть будет для него пределом, которым ограничено его бытие.

    Но если в результате поиска умирающего равно как и поиска живущего таковой не будет обнаружен, страх смерти лишится объекта приложения. Может ли умереть то, что никогда не рождалось? Если личность, эго, от лица которого возникает страх смерти, окажется лишь ментальной конструкций, биркой, за которой нет обладателя - кому и за кого в этом случае переживать? И кто будет "использовать токсичную энергию страха"?

    Иногда сюжет сна складывается так, что сновидимый субъект умирает. В этот момент сон прекращается и сновидящий понимается что смерть, которая мгновение назад казалась неминуемой, на самом деле была смертью его персонажа, а персонаж остался в сновидении, его не было в реальности. В этот момент страх за его судьбу и связанное с ними напряжение исчезают. Это неточная аналогия для демонстрации нереальности сновидимого персонажа.

    Поэтому практический совет - направьте внимание на поиск того, кто умирает. К умозаключению о его реальности/нереальности вы должны прийти сами.
  5. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Ваши вопросы направлены на обеспечение комфорта и благополучия для персоны,
    а мы отвечаем исключительно на вопросы по практике, т.е. буквально, как практиковать атма-вичару, и как к ней подготовить ум.


    Вы не должны писать первый пришедший вам в голову вопрос,
    потому что на все вопросы по практике уже есть ответы в «линии Лакшми».

    А если всё-таки что-то там вам будет непонятно, то приведите цитату и сформулируйте,
    что конкретно вам неясно в этом абзаце текста.

    Но фактически в «линии Лакшми» вам всё должно быть понятно, потому что это копия «практической темы» из закрытого раздела, в которой идет подробное и многократное обсуждение каждого практического вопроса.

    В течении ближайшего месяца не нужно задавать никаких вопросов, просто внимательно читайте.

    Прошу вас выполнить эту просьбу, иначе я заблокирую вам доступ на форум.