Тема смерти

Тема в разделе 'Васиштха', создана пользователем Васиштха, 19 ноя 2018.

  1. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

  2. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Есть две вещи, которые мы все знаем наверняка и которые не нуждаются в доказательствах: то, что каждый из нас существует и то, что каждый из нас умрет.

    Первое подтверждается самим опытом бытия, фактом восприятия. «Я существую» - означает «я есть», «я присутствую», «я воспринимаю». Это знание не требует вербального выражения.

    Второй факт, осознание собственной смертности, мы постигаем разумом, а не чувством. Здесь работает дедукция: «все люди смертны» -> «я - человек» -> «я смертен».

    Возникает противоречие: я есть, но это не навсегда. Мое тело не вечно, я наблюдаю признаки его старения и износа. Чуда не происходит, в свои 40 лет я выгляжу и чувствую себя на 40. Значит, дальше со мной произойдет все то же, что происходило со всеми: тело состарится в один день жизненные силы его покинут. Оснований надеяться, что я стану исключением, у меня нет. Самим его рождением был запущен процесс умирания растянутый на все время жизни.

    Вместе со смертью тела исчезнет и моя личность: все, с чем я отождествляюсь, чем себя считаю. Вся память об этом будет стерта. Вместе с личностью исчезнут все ее опоры, все то, к чему привязан, что я люблю и на что уповаю. Система вернется в изначальное состояние, когда ничего этого еще не было.
    Перспектива потери опор рождает страх. Неизвестность пугает и заставляет отступить:

    …Кто бы согласился,
    Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
    Когда бы неизвестность после смерти,
    Боязнь страны, откуда ни один
    Не возвращался, не склоняла воли
    Мириться лучше со знакомым злом,
    Чем бегством к незнакомому стремиться!
    Так всех нас в трусов превращает мысль,
    И вянет, как цветок, решимость наша
    В бесплодье умственного тупика,
    Так погибают замыслы с размахом,
    В начале обещавшие успех,
    От долгих отлагательств…
    ("Гамлет", перевод Б. Пастернака)

    Противоречие между непосредственным ощущением бытия «я есть» и дедуктивным заключением «я умру» настолько велико, что разум не можем вместить и принять его. Возникает сопротивление принятию факта собственной смертности. Это сопротивление табуирует тему смерти, приводит к избеганию всех тем и указателей на конечность и предельность нашего существования, а в случаях прямого столкновения - к их отрицанию. Так больной человек продолжает строить планы на будущее безо всякой оглядки на серьезность и неотвратимость своего диагноза-приговора.

    Избегание этой «травмирующей» реальности запускает механизм замещения: вместо признания факта смертности, которое

    • требует смелости и мужества
    • неизбежно приводит к переоценке и переосмыслению картины мира

    я переключаю внимание на вполне приемлемые, знакомые и безопасные для меня объекты. Это позволяет отодвинуть, отсрочить момент столкновения со страхом смерти. Однако, такое избегание имеет два важных следствия:
    • момент столкновения с фактом моей смертности неизбежно наступит в будущем. Вследствие длительного вытеснения и замещения он может стать неожиданным и внезапным, и эта неожиданность выявит неадекватность моей картины мира.
    • в рамках замещения страха собственной смертности мне придается избегать множество производных страхов: страха быть непонятым, непринятым, нелюбимым, отвергнутым, публично осмеянным, проигравшим и так далее. В результате избегание этих производных страхов становятся мотивами почти всех моих действий, в том числе поиска себя.
    Пока дискомфорт от избегания страха смерти и его производных страхов является терпимым - человек чувствует себя более-менее в порядке. Однако вытесненные страхи и накопленные противоречия рано или поздно приводят к разочарованию и краху, когда привычная картина мира трещит по швам и земля уходит из под ног. Хорошо, если это происходит раньше, чем придет болезнь, немощь, либо внезапный отказ тела. Иначе к страданиям душевным добавятся физические, и возможность переоценки и пересмотра своих взглядов на жизнь и на смерть будет упущена.