Статьи, эссе, заметки по истории

Тема в разделе 'История', создана пользователем Лакшми, 12 авг 2016.

  1. Оффлайн
    Рцы

    Рцы Практикующая группа

    Потребительская лихорадка в СССР в середине 1930-х.

    В 1934-35 годах в СССР неожиданно для многих началась потребительская лихорадка. Открылись рестораны, магазины заполнились едой и одеждой. Модные журналы пропагандировали гедонизм. Потребительский рай стали навязывать интеллигенции: она обзаводилась домработницами, машинами, новыми квартирами. Модным стал теннис, бешеным успехом пользовались джаз и фокстрот. Партийный максимум на оклады был отменён. Крутой поворот середины тридцатых объясняли общим процессом «обуржуазивания» сталинского режима и отказа от революционных идеалов.

    Середина и особенно конец тридцатых в российской историографии принято представлять временем разгула репрессий. Формальным поводом для них послужило убийство Кирова в декабре 1934-го. Но для западных историков это же время — совпадение вплоть до года, 1934-й — оно стало началом «очеловечивания» сталинского режима. Карточная система, пропагандируемый революционный аскетизм ушли в прошлое: в СССР неожиданно начали строить потребительское общество, пока не для всех, а для верхних 5-10% населения. О том, как это происходило, в книге «Повседневный сталинизм» пишет американский историк Шейла Фицпатрик. Мы публикуем отрывок из её книги о начале эпохи потребления в сталинском СССР.

    Возвращение еды

    «Жить стало лучше, товарищи; жить стало веселее». Эта фраза, без конца повторявшаяся советской пропагандой, была одним из самых популярных лозунгов 1930-х. Её носили на плакатах демонстранты, помещали в виде «шапки» в новогодних выпусках газет, писали на транспарантах в парках и исправительно-трудовых лагерях, цитировали в речах. Запечатленную в этой фразе смену ориентации, которую один американский социолог назвал «великим отступлением», в самом начале 1935 года возвестила пропагандистская кампания по случаю отмены хлебных карточек, объявившая о конце лишений и наступлении эпохи достатка.

    Новая ориентация подразумевала несколько важных моментов. Первый, наиболее очевидный, — она обещала, что в магазинах будет больше товаров. Это означало фундаментальный поворот от антипотребительского подхода прошлых лет к тому, чтобы вновь (весьма неожиданно, если принять во внимание марксистскую идеологию) начать ценить по достоинству предметы потребления. Второй момент — переход от пуританского аскетизма, характерного для эпохи Культурной Революции, к терпимости в отношении людей, наслаждающихся жизнью. Отныне поощрялись все виды массового досуга: карнавалы, парки культуры и отдыха, маскарады, танцы, даже джаз. Для элиты тоже открывались новые возможности и привилегии.

    Публичное смакование жизненных благ в рекламе середины 1930-х превратилось в какую-то потребительскую вакханалию. На первом месте стояли еда и напитки. Вот как в газете описывается ассортимент товаров только что открывшегося коммерческого гастронома (бывшего Елисеевского, совсем недавно — магазина Торгсина) на улице Горького:

    «В гастрономическом отделе — 38 сортов колбасы, из них 20 новых сортов, нигде до сих пор не продававшихся. В этом же отделе будут продаваться три сорта сыра, выпущенных по специальному заказу магазина, — камамбер, бри и лимбургский. В кондитерском отделе 200 сортов конфет и печений.

    В булочном отделе до 50 сортов хлебных изделий. Мясо хранится в остеклённых холодильных шкафах. В рыбном отделе бассейны с живыми зеркальными карпами, лещами, щуками, карасями. По выбору покупателей рыба вылавливается из бассейнов с помощью сачков».

    А.Микоян, на протяжении всех 1930-х отвечавший за снабжение, немало сделал для развития такой тенденции. Особый энтузиазм вызывали у него некоторые товары, например мороженое и сосиски. Это была новая продукция либо продукция, изготовленная по новой технологии, и Микоян всячески старался приучить к ней массового городского потребителя. Он подчеркивал, что эти товары являются неотъемлемой принадлежностью образа довольства и достатка, а также современности. Сосиски, новый для русских вид колбасных изделий, пришедший из Германии, по словам Микояна, были некогда «признаком буржуазного изобилия и благополучия». Теперь они доступны для масс. Производимые в массовом порядке машинным способом, они превосходят изделия, изготавливаемые по старинке вручную. Микоян был также энтузиастом мороженого, «очень вкусного и питательного» продукта, в особенности такого, какое производится в массовом порядке с помощью машинной технологии в Соединенных Штатах. Оно тоже когда-то было предметом буржуазной роскоши, его ели по праздникам, но отныне оно будет доступно советским гражданам каждый день. В СССР импортированы новейшие аппараты по производству мороженого, и скоро в продажу поступит самый экзотический ассортимент: даже в провинции можно будет купить шоколадные эскимо, сливочное, вишнёвое, малиновое мороженое.

    Покровительство Микояна простиралось также на напитки, в особенности шипучие. «Какая же это будет весёлая жизнь, если не будет хватать хорошего пива и хорошего ликера» — вопрошал он. — «Позор, что Советский Союз так отстает от Европы в виноградарстве и виноделии; даже Румыния его опережает. Шампанское — признак материального благополучия, признак зажиточности. На Западе только капиталистическая буржуазия может им наслаждаться. В СССР оно теперь доступно многим, если не всем». «Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают очень много денег, много зарабатывают инженеры и другие трудящиеся. Следует резко повысить производство, чтобы удовлетворить их растущие запросы», — заключал Микоян.

    Новая продукция часто рекламировалась в прессе, невзирая на общее сокращение газетных рекламных объявлений в конце 1920-х. Знания о потребительских товарах, так же как хороший вкус, входили в понятие культурности, которой требовали от советских граждан, особенно женщин, признанных экспертов в сфере потребления. Одной из функций советской «культурной торговли» было распространение этих знаний с помощью рекламных объявлений, советов продавцов покупателям, покупательских совещаний и выставок. На торговых выставках, организуемых в крупных городах СССР, демонстрировались товары, совершенно недоступные рядовому покупателю: стиральные машины, фотоаппараты, автомобили.

    «Красная Россия становится розовой»

    Одеколон тоже относился к товарам, пользовавшимся особым вниманием воспитательной рекламы в 1930-е. «Одеколон прочно вошел в обиход советской женщины, — заявлялось в специальном материале, посвященном парфюмерии, в популярном иллюстрированном еженедельнике. — Десятки тысяч флаконов одеколона требуют ежедневно парикмахерские Советского Союза». Как ни удивительно, рекламировались даже противозачаточные средства, которые в действительности было практически невозможно достать.

    «Красная Россия становится розовой», — писал в конце 1938 года московский корреспондент «Балтимор сан». — В элитных кругах снова вошли в обиход предметы роскоши вроде шёлковых чулок, долгое время считавшихся «буржуазными». Модным стал теннис; бешеным успехом пользовались джаз и фокстрот. Партийный максимум на оклады был отменен. Наступила la vie en rose (жизнь в розовом цвете) по-советски.

    Одной из примет времени стало возрождение в 1934 году московских ресторанов. Перед этим четыре года длилась мёртвая полоса, когда рестораны были открыты только для иностранцев, плата в них принималась в твердой валюте, а ОГПУ с глубоким подозрением относилось к любому советскому гражданину, вздумавшему туда пойти. Теперь же все, кому это было по карману, могли отправиться в гостиницу «Метрополь», где «нежная молодая стерлядь плавала в бассейне прямо в центре зала» и играла джаз чешская группа Антонина Зиглера, или в «Националь» — послушать советских джазменов А.Цфасмана и Л.Утёсова, или в гостиницу «Прага» на Арбате, где выступали цыганские певицы и танцовщицы. Рестораны пользовались особой любовью в театральной среде и у прочих представителей «новой элиты», для рядовых граждан цены в них, разумеется, были недоступны. Их существование нисколько не скрывалось. «Прага», например, рекламировала свою «первоклассную кухню» («ежедневно блины, расстегаи, пельмени»), цыганских певиц и «танцы среди публики со световыми эффектами» в московской вечерней газете.

    Привилегии для интеллигенции

    Не только представители элиты выиграли от смягчения нравов и пропаганды культуры досуга в середине 1930-х. Новым проводником культуры в массы было звуковое кино, и вторая половина 30-х годов стала великой эпохой для советской музыкальной комедии. Веселые, динамичные развлекательные фильмы с зажигательной музыкой в джазовой обработке: «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940) — завоевали огромную популярность. Существовали даже амбициозные планы (так и не реализованные) построить на юге «советский Голливуд». Танцы тоже были в моде как у элиты, так и у масс. В городах как грибы вырастали танцевальные школы, и молодая работница, описывая свои достижения в области культурного развития, помимо посещения курсов ликбеза упоминала также о том, что они вместе с её мужем-стахановцем учатся танцевать.

    В этот же период после нескольких лет запрета вернулось традиционное празднование Нового года — с ёлкой и дедом Морозом. «Никогда ещё не было такого веселья» — под таким заголовком был напечатан репортаж из Ленинграда в 1936 году.

    Но привилегиями пользовались не только коммунисты. Их получила и интеллигенция, по крайней мере главные её представители. Как отмечал один эмигрантский журнал, политическое руководство со всей очевидностью стало практиковать новый подход к интеллигенции: «За ней ухаживают, ее обхаживают, ее подкупают. Она нужна».

    Одними из первых среди интеллигенции особые привилегии получили инженеры — что вполне понятно, учитывая их весомый вклад в проведение индустриализации. Удивительнее тот факт, что наряду с ними подобной чести удостоились писатели, композиторы, архитекторы, художники, театральные деятели и прочие представители «творческой интеллигенции». Неумеренные почести, посыпавшиеся на писателей в связи с проведением Первого съезда ССП в 1934 году задали новый тон в отношении к ним, сочетавший подчеркнутое уважение к высокой культуре со скрытым намеком на то, что интеллигенция обязана служить делу Советов.

    Пресса, обычно умалчивавшая о привилегиях коммунистической номенклатуры, нередко с гордостью объявляла о привилегиях интеллигенции. В народном сознании отложилось мнение, что некоторые представители творческой интеллигенции в СССР пользуются просто сказочными привилегиями. По слухам, дошедшим, кажется, до ушей каждого советского гражданина, романист А.Толстой, М.Горький, джазмен Л.Утёсов и популярный композитор И.Дунаевский были миллионерами, и советская власть позволяла им иметь неисчерпаемые банковские счета.

    Даже те, чьи жилищные условия не соответствовали принятым стандартам, обычно держали домработницу. Как правило, это считалось позволительным, если жена работала. В финансовом отношении для снабженца это было чрезвычайно выгодно: его жена (в придачу к его собственному доходу) работала машинисткой и зарабатывала 300 руб. в месяц; при этом они «платили домработнице 18 рублей в месяц плюс стол и жильё. Она спала на кухне».

    Даже убеждённые коммунисты не видели ничего дурного в том, чтобы пользоваться услугами домработницы. Джон Скотт, американец, трудившийся рабочим в Магнитогорске и женатый на русской, завел прислугу после рождения их первого ребенка. Его жену Машу, учительницу, невзирая на крестьянское происхождение и твёрдые коммунистические убеждения, это ничуть не смущало. Как женщина эмансипированная, она была решительно настроена против домашней работы и считала вполне приличным и необходимым, чтобы ею занимался вместо неё кто-то менее образованный».

    © Блог Толкователя

    [​IMG]
  2. Оффлайн
    Рцы

    Рцы Практикующая группа

    Внутренняя алхимия.

    [​IMG]

    В меркантильной Европе алхимики издревле пытались получить философский камень, при помощи которого можно любой металл превратить в золото, и, как известно, потерпели в этом закономерное поражение. В Китае же даосские алхимики поставили перед собой намного более возвышенную цель – достичь бессмертия, и, судя по свидетельствам более чем 300 дошедших до нас средневековых трактатов соответствующего содержания, входящих в канон даосизма, премного в том преуспели.

    Поначалу китайцы шли по пути Внешней алхимии (Вайдань), экстрагируя Истинную Ртуть (концентрированный ян) из киновари и многократно смешивая её с Истинным Свинцом (концентрированным инь) для восстановления Чистого Дао, Предвечного Закона, в котором ян и инь неразделимы, ориентируя свои реторты по компасу и рассчитывая время начала реакции с точностью до минуты по астрологическим таблицам, чтобы войти в резонанс с Мирозданием. Но скоро им пришлось отказаться от этого пути, к этому их, скорее всего, вынудила высокая смертность среди алхимиков, глотавших собственноручно изготовленные Пилюли Бессмертия, состоявших из ртути, киновари, свинца, серебра и других концентрированных ядов.

    В самом начале Средневековья (III – IV вв. н. э.) китайская алхимия переходит на качественно новый уровень, на путь Внутренней алхимии (Нэйдань), которая, собственно, и представляет наибольший интерес. В те времена процветало большое количество тайных (и не очень) сект, которые практиковали редкую смесь даосизма, буддизма, шаманизма и многого другого, поэтому вариантов было много, далее я расскажу об методе достижения бессмертия при помощи внутренней алхимии, практиковавшемся тайной секты Хуантянь.

    Самой интересной особенностью Внутренней алхимии было то, что Пилюлю Бессмертия (кит. «цзиньдань» — золото–киноварь), которая была имматериальной, нельзя было изготовить в лаборатории, в реторте. Каждый желающий должен был изготовить её сам, внутри своего организма. Как же такое возможно?.. Очень просто! Для этого нужно было использовать такие внутренние органы человека, о существовании которых многие тут не слышали. Это – так называемые «поля киновари» – центры трёх частей тела, верхней, средней и нижней. В мозгу находится Верхнее поле киновари, Дворец Нирваны. Среднее поле расположено возле сердца и называется Пурпурный Дворец. Нижнее поле расположено «на три цуня ниже пупа» (10 см), и называется Плавильная Печь, в которой Пилюлю и плавят. В каждом из этих полей с рождения человека живет по червю, заморить которых голодом – первейшая предпосылка для выплавления годной Пилюли. Морят их воздержанием от злаковой пищи, что является основой всех даосских диетических режимов. Все эти дворцы подразделялись на большое количество двориков, павильонов, беседок, застав, ворот, залов и т. д., каждый со своим названием, и соединялись между собой двумя каналами – спинным, вдоль позвоночника, и грудным – по грудному меридиану (на КДПВ). Самым интересным во всём этом было то, что считалось, что только мужчина может выплавить Пилюлю, женщинам это было не под силу, поскольку основным ингредиентом пилюли было семя – его следовало строжайше копить и (не дай Бог!) не растрачивать. Женщины могли лишь усердно молиться, вести себя хорошо и заслужить себе рождение мужчиной в следующей жизни.

    Заморив червей голодом, накопив семени, следовало начинать практику «дыхания по замкнутому контуру», типа современного цигун. Воздух циркулировал по двум каналам и раздувал огонь в Плавильной Печи. Там начинала формироваться Пилюля, которая затем, когда Время и Судьба соединялись, возгонялась по спинному каналу и устремлялась в Дворец Нирваны. На этом пути ей предстояло преодолеть множество застав и ворот, что требовало дополнительных усилий и умений, и могло занять месяцы. В Дворце Нирваны Пилюля соединялась с эссенцией ши, сублимировалась и спускалась по грудному каналу назад в Печь. Готово! Выплавлена пилюля делающая вас бессмертным через три года! Плавление можно было повторять, после второго плавления она делала вас бессмертным через год, после третьего – через полгода, и так далее. Пилюля десяти плавлений называлась «возвращающей», она делала вас бессмертным мгновенно.

    Зачем я всё это рассказал? Не судите меня строго… Если ваш сосед поклоняется себе тихонько патриарху Пяо–гао, или является почитателем Белого Облака, или бьет в ритуальный барабан, или наряжает кукол каждый день, или громко дышит по утрам на балконе – отнеситесь к нему благосклонно, он не замыслил извести вас, всё хорошо! Но когда–то за всё это наказание было одно – смерть.

    Вот выдержки из «Дай Цин люйли», уголовного кодекса династии Цин (1616 — 1912), при правлении которой единственной допустимой верой было конфуцианство:

    — Занимающихся дыхательной практикой приговаривать к 80 бамбуковым палкам. (Равносильно смертному приговору, немногие это могли пережить).
    — Если кто обряжает и украшает статуи божеств, бьет в гонги и барабаны, устраивает собрания в честь божеств, главари приговариваются к ста палкам.
    — … Все те, кто хранят изображения и статуи, собираются перед ними, … должны быть приговорены: главари к смертной казни через повешение, сообщники к ста палкам с последующей высылкой за 3000 ли.
    — Все те, кто проповедуют еретические учения и обращают в свою веру новых последователей – достигших 60 лет отправлять в мусульманские города и отдавать в рабство бекам высших и низших рангов, а также рядовым мусульманам, способным держать их в строгости. Старших, чем 60 лет – ссылать в малярийные районы провинций Юньнань, Гуйчжоу и Гуандун.

    По данной теме источников на европейских языках крайне мало. Историю китайской алхимии я почерпнул из этого обобщающего англоязычного сайта, алхимические концепции секты Хуантянь — из этой книги – я отсканировал её, она у меня есть в бумажном виде, если кому надо, пишите мне в инбокс, ссылку вышлю всем. Эта книга просто уникальна, в интернете нет других её сканов кроме моего, её тираж всего 5700 экземпляров. Если эту книгу в XVII в. находили у китайца, его сразу казнили. Полное её название звучит так: "Баоцзюань о познании буддой Пу–мином конечного смысла недеяния". Книга представляет собой баоцзюань*, в книге приводится факсимиле оригинального китайского текста, ксилографа, полный русский перевод и детальное его исследование со множеством комментариев. Особенно удивляет то, что произведение такого жанра являлось священным писанием тайной секты.
    __________________

    * Баоцзюань — это жанр китайской литературы, не имеющий точного соответствия в европейской культуре, баоцзюань — это произведение, которое исполняют профессиональные артисты, при этом слушателями являются, как правило, женщины, и исполняют её тоже женщины. Исполнение баоцзюани выглядит так: приходят к вам в дом артисты, слушатели и артисты рассаживаются на полу друг напротив друга, группа артистов состоит из чтицы (она читает стихи и прозу, поёт арии, баоцзюань состоит из чередующихся прозаических и стихотворных отрывков, между которыми вставлены арии), из музыкантов, и из группы мантрической подпевки, которая в нужных местах поёт буддийские мантры, типа «На–мо А–ми–та Фо». Чтица читает баоцзюань, лежащую перед ней на полу, переворачивая страницы специальной лопаткой из черепахового панциря, читает нараспев стихи и поёт арии, музыканты ей при этом аккомпанируют.
  3. Оффлайн
    Тася

    Тася Пользователь

    Вторая поправка к Конституции США гарантирует право граждан США на хранение и ношение оружия. Поправка вступила в силу 15 декабря 1791 года, одновременно с остальными девятью поправками, входящими в Билль о правах.Поправка позволяет реализовать право народа на восстание, упомянутое в тексте Декларации независимости (https://www.facebook.com/slava.rabinovich.9/posts/158..), в том случае, если правительство США грубо нарушит права американцев и Конституцию. Правительство будет располагать вооружённой армией против безоружного населения. Посредством Второй поправки отцы-основатели уравняли шансы.

    Небольшой отрывок из Декларации независимости: «…Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчинённых одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, СВЕРЖЕНИЕ такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится ПРАВОМ и ОБЯЗАННОСТЬЮ народа».

    «Поскольку хорошо организованное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться», – гласит Вторая поправка.
  4. Оффлайн
    Рцы

    Рцы Практикующая группа

    "Среди пойманных людоедов оказались одиннадцать членов партии".

    В декабре 1941 г. за поедание человеческого мяса были арестованы 26 человек, в январе 1942 г. - уже 366 человек, а в феврале наметился явный всплеск каннибализма, когда только за первые 15 дней органами милиции были задержаны почти 500 людоедов. Причем если поначалу преступления носили, так сказать, индивидуальный характер, то после Нового года появились целые банды каннибалов.
    В действительности каннибалы в основном поедали трупы ранее умерших или замерзших на улице людей и редко совершали убийства ради еды. Но при этом, что самое ужасное, человеческое мясо стало продаваться на рынках.
    Впрочем, как таковой статьи за каннибализм в УК РСФСР не было. Нехорошо было даже в таком документе упоминать, поэтому возникла проблема, как квалифицировать подобное.

    Ленинградская прокуратура решила квалифицировать каннибализм по статье 59-3 УК РСФСР "Бандитизм" со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    В условиях военного времени и блокады это позволяло расстреливать таких бандитов на месте преступления или же приговаривать к высшей мере наказания в суде. Расстрелом также каралось выкапывание захороненных трупов с целью их поедания.
    В докладной записке военного прокурора бригвоенюриста А. И. Панфиленко от 21 февраля 1942 г. приводились следующие данные: "Социальный состав лиц, преданных суду за совершение указанных выше видов преступлений, характеризуется следующими данными:

    1. По полу:

    Мужчин - 332 чел. (36,5 %) и

    Женщин - 564 чел. (63,5 %).

    2. По возрасту:

    От 16 до 20 лет - 192 чел. (21,6 %)

    От 20 до 30 лет - 204 (23 %)

    От 30 до 40 лет - 235 (26,4 %)

    Старше 40 лет - 255 (29 %)".

    Среди пойманных людоедов оказались одиннадцать членов партии и четыре комсомольца, а также специалисты с высшим образованием. По социальному составу среди каннибалов больше всего были представлены рабочие."

    ГОПАНО, Ф. 3, Оп. 1, Д. 3398.

    1 октября 1942 г. УНКВД Ленинградской области подготовило справку об итогах своей работы по борьбе с преступностью за прошедшие год и три месяца войны. Согласно ей, в июле 1941 г. - сентябре 1942 г.
    в Ленинграде и его неоккупированных окрестностях были арестованы 22 166 преступников, ликвидировано 66 банд, 403 воровских и "хищнических" группы, 183 группы спекулянтов. За это время в Ленинграде число осужденных за бандитизм и разбой составило 940 человек, за грабежи - 1885 и за убийства - 206 человек.
    В первой половине 42-го года значительное распространение получили такие преступления, как убийства и покушения на убийства с целью овладения продовольственными карточками и продуктами питания. За кражи были арестованы и осуждены 11 378 человек. Главным образом воровали из квартир эвакуированных и призванных в Красную Армию граждан.

    Последний вид преступлений вообще составлял значительный процент в крупных городах. Так, в январе 1942 г. в Москве военной прокуратурой города были арестованы управдом домоуправления № 96 РЖУ Бауманского района С. И. Филяев, делопроизводитель того же домоуправления Р. А. Аникина и мать последней М. И. Курочкина.
    Данные граждане, пользуясь своим служебным положением, вскрывали опечатанные квартиры эвакуированных и похищали из них оставшееся имущество, которое потом продавали. Трибунал по законам военного времени приговорил Филяева и Акинину к расстрелу, а Курочкину - к 10 годам лишения свободы.
    В целях устрашения сообщение об этом было опубликовано в газете "Московский большевик" за 24 января 1942 г. Затем 5 февраля в той же газете появилось сообщение об аресте воровской шайки, состоявшей из семи человек.
    На их счету были двенадцать краж из квартир эвакуированных. Главари - Ю. И. Фадеев и В. Л. Семенов - были приговорены к высшей мере наказания, в остальные - к различным срокам заключения.

    Органы НКВД изъяли у питерских спекулянтов и воров 9,5 миллиона рублей наличных денег, 41 215 рублей золотой монетой и 2,5 миллиона рублей облигациями госзаймов, а также почти 70 кг золота, полтонны серебра, 1537 бриллиантов, 1295 золотых часов, 36 км мануфактуры и 483 тонны продуктов питания! Уже одни эти цифры говорят о том, что уровень жизни в блокадном Ленинграде у разных людей сильно отличался.
    У бандитов был обнаружен большой арсенал оружия, коим можно было вооружить полдивизии: 1113 винтовок, 820 ручных гранат, 631 револьвер и пистолет, десять автоматов и три пулемета, а также почти 70 тысяч патронов.
    Что касается социального состава осужденных, то среди них больше всего было рабочих - 10 тысяч человек. Второе место занимали лица без определенных занятий - 8684 человека. Помимо уголовных преступлений, питерские сыщики преуспели в борьбе с политическими преступлениями, арестовав 1246 шпионов и диверсантов.
    Суммарно же с июля 1941 г. по сентябрь 1942 г. в Ленинграде были осуждены 31 740 человек. При этом к высшей мере наказания - расстрелу - приговорили 5360, то есть каждого шестого. (ГОПАНО, Ф. 3, Оп. 1, Д. 3398).

    Исполняющий обязанности военного прокурора Ленинграда военюрист 2-го ранга Кузьмин 1 августа 1943 г. писал в своей справке: "В работе прокуратуры города Ленинграда имеется ряд существенных недостатков, а именно:

    1. Недостаточно ответственный подход к вопросу о возбуждении уголовного дела, в результате чего имеют место факты привлечения граждан к уголовной ответственности по весьма шатким основаниям, а также случаи неосновательного привлечения к уголовной ответственности.

    2. Расследование уголовных дел зачастую проводится с недостаточной глубиной. В ряде случаев обвинение не обосновывается с необходимой убедительностью, чем в значительной степени объясняется высокий для Ленинградской прокуратуры процент дел, обращаемых к повторному расследованию. Надзор за законностью выносимых приговоров осуществляется недостаточно".

    Только во втором полугодии 1942 г. были прекращены прокуратурой за отсутствием состава преступления или недостаточностью улик 830 уголовных дел, 242 возвращены на доследование прокуратурой и 288 возвращены на доследование военными трибуналами и народными судами.

    М.В Зефиров "Все для фронта?"

    "Как-то Галина мама купила мясной пирожок на Сенной площади. Потом пожалела. Есть не смогли. Этих пирожков на рынке было много. Так же много, как пропавших без вести людей. Тогда участились похищения детей, и родители перестали пускать их одних на улицу.
    - Одно время самые, как казалось до войны, добропорядочные семьи стали праздники отмечать, - с ужасом вспоминает Галина Ивановна. - Мы с мамой тоже попали на такой праздник. На столах стояли миски с белым мясом. Вкус у него был как у курицы. Все ели молча, никто почему-то не спрашивал, откуда такая роскошь. Перед нашим уходом хозяйка дома заплакала: "Это мой Васенька...". А одна наша соседка разрезала дочь на куски, перемолола и приготовила пирожки...
    Случаи людоедства, безусловно, существовали. Позже медики назвали такое явление "голодным психозом". Вполне возможно, что некоторым женщинам лишь казалось, что они ели своего ребенка. Те же, кто действительно питался человечиной, находились в самой конечной стадии безумия. После года беспрерывных бомбежек и голода 12-летняя Галя тоже чувствовала себя на грани сумасшествия.

    В тоже время работники молочной фабрики за стакан молока выручали золото, серебро, бриллианты. А молоко было всегда. Более предприимчивые люди организовали продажу так называемой "бадаевской земли", вырытой в подвалах сгоревших Бадаевских складов.
    Это была грязь, куда вылились тонны расплавленного сахара. Первый метр земли продавали по 100 рублей за стакан, земля, взятая поглубже, - по 50 рублей. А на черном рынке можно было купить килограмм черного хлеба за 600 рублей.

    На первый блокадный Новый год по детским карточкам Галя получила 25 граммов семги. - Тогда я попробовала эту рыбу в первый и последний раз. Больше, к сожалению, случая не было, - вздыхает она.
    А недавно Галина обратилась к милосердию новых русских, опубликовав в одной из столичных газет бесплатное объявление: "45 лет рабочего стажа, ветеран труда и войны хотела бы один раз наесться по-настоящему и сходить в оперный театр".

    [​IMG]
  5. Оффлайн
    Тася

    Тася Пользователь

    Андрей Зубов

    9 мая в 9:16 ·
    ПИРРОВА ПОБЕДА

    Вновь и вновь писать о том, как на мой взгляд надо праздновать этот день 8-9 мая уже нет сил. Всё написано мной и сказано. В том числе и в этой лекции -
    Но сегодняшний день заставляет уточнить несколько тезисов:

    1. Победа была великой, но не для нас, граждан России. Демократические страны отстояли с огромной нашей помощью свою свободу, свои народоправства, свой, естественный для них, строй жизни. Захваченные было нацистами сообщества Западной Европы - вновь стали свободны. Порабощенные и бесправные французы, греки, голландцы, датчане, норвежцы, бельгийцы - перестали быть рабами кому бы то ни было и обрели полноту гражданских и политических прав. Мы же остались рабами Сталина и НКВД-МГБ, которые вновь нас скрутили в бараний рог и даже отменили праздник победы с 1946 г. Чужой диктатор был раздавлен - свой же душегуб восторжествовал. Чем гордиться, чему радоваться?

    2. Война 1939-45 гг. вообще бы не имела места если бы не авантюристическая, часто террористическая деятельность Сталинского СССР и Коминтерна. Не было бы большевиков в России у власти, не было бы и нацистов у власти в Германии, фашистов у власти в Италии, кемалистов - в Турции. Мы, соучастники и содельники Гитлера в 1939-40 м годах чем можем гордиться? Тем, что он, себе на горе обманул Сталина и напал на нас 22 июня 1941 г., сделав тем самым тоталитарный СССР союзником западных демократий. Велика ли в том наша заслуга?

    3. Победа над Германией привела к тому, что в ее западной части с конца 1940-х начало строиться демократическое государство и с нацистским тоталитаризмом было покончено решительно. А в восточной части Германии и в странах, занятых Красной Армией, гитлеровский тоталитаризм сменился коммунистическим, сталинским. Да, коммунизм не практиковал уничтожение евреев, но он практиковал ограбление до нитки всех, а кто сопротивлялся, тех и уничтожал не взирая на этническую принадлежность. Выбор между огнем и полыньей. Чем гордиться? Кого СССР освободил, чтобы тут же не поработить вновь? Разве что город Киркенес в Норвегии. И праздник свободы пришел в страны, порабощенные СССР в 1990-91 гг., когда СССР уже дышал на ладан.

    4. Ветераны войны, даже Вермахта, не говоря уже о стариках, когда-то сражавшихся в армиях антигитлеровской коалиции, повсюду на Западе обеспеченные деньгами, жильем и медициной люди. А у нас? Чем нам гордиться?

    5. Разгромленные когда-то Германия, Италия, Япония стали ведущими экономическими и политическими державами мира, членами G7, а мы, было принятые авансом в клуб сильнейших в начале 2000-х, с позором изгнаны из него за недостойное великой державы поведение. Чем нам гордиться?

    6. Военных парадов с демонстрацией танков, ракет и пушек нет ни в одной демократической стране мира. У них есть все эти орудия убийства, они, увы, нужны в нашем падшем мире, но демонстрировать их публично столь же дико, как жонглировать палачу своим топором. То, что лишает людей жизни и здоровья не принято афишировать приличным людям, а наши властители как безумные упиваются этими смертоносными игрушками.

    7. Над шагистикой издевались еще декабристы и Герцен. Солдаты воюют отнюдь не в балете. И заставлять воинов выделывать па и разыгрывать массовые сцены - всё это давно в прошлом в культурном мире, где достоинство каждого человека бесценно. У нас же опять людей делают оловянными солдатиками на парадах, как будто сошедших с картинок эпохи государей Павла Петровича и Николая Павловича. Тогда такое поведение было объяснимо культурой Просвещения и картезианством. Но столько воды утекло с эпохи "просвещенного" абсолютизма, что разыгрывание этих сцен на Красной площади в 2018 г. всерьёз - просто дикость.

    8. Наш праздник не праздник победы. Проигравшие давно победили нас в мирном соревновании систем, экономик, уровня жизни и достоинства. Победители они, а не мы. Ведь цыплят по осени считают. Осень настала в 1991 г. и продолжается до сего дня, перейдя для нас постепенно в лютую зиму. Наш же праздник - день скорби по нашей глупости в 1917-22 гг, когда большинство пошло за большевиками; по нашей неспособности победить тараканище в 1945; по миллионам погибших, умерших от лютого голода и изувеченных наших сограждан, которых государство не защищало, не берегло, а нещадно бросало в горнило войны и в страдания тыла. Сам Сталин признался в 1945, что любой другой народ прогнал бы такую власть как его власть, а наш стерпел. И до сих пор славит своего убийцу. Этим ли нам гордиться?

    9.Сегодняшний день - это день скорби и слёз. День фотографии погибшего деда и изувеченного прадеда, день умершей от голода прабабки и надорвавшейся на непосильной работе без погибшего мужа и сыновей ее подруги. Это день тех, кого без рук и ног отправили умирать на Валаам. День тех, чьи кости еще валяются среди болот Мясного Бора и подо Ржевом. Мы помним всех их? Мы помним, к чему привело русское "авось" 1917 года? И мы, вдевая красную гвоздику или мак в петельку воротника, скорбим ли о них и о себе, и даем себе слово, создать в России такую страну, которую мир будет благословлять, а не проклинать, которая, как нынешняя Германия или Япония, будет оплотом мира, а не поводом к войне, в которой граждане, принеся свободу другим, никогда больше не дадут украсть собственную свободу и поругаться над своим достоинством?
    Если - ДА, то тогда наступит время праздника и для нас, время настоящей победы.
  6. Оффлайн
    Тася

    Тася Пользователь