Свами Сарваприянанда (домонашеское имя Бишваруп Митра) — индуистский монах (санньяси), принадлежащий к ордену Рамакришны. Он является нынешним Свами и главой Ведантистского общества Нью-Йорка , должность, которую он занимает с января 2017 года. Его канал (на английском) на ютубе РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДАКШИНАМУРТИ СТОТРАМ
Лекция Свами Сарваприянанды: ПОЧЕМУ МЫ ИЗУЧАЕМ ИМЕННО АДВАЙТУ? Давайте поговорим о Веданте. Мы находимся в Обществе Веданты, но что это такое? По своей сути, Веданта — это учение Упанишад, древних текстов, которые являются корнем и основой всего этого философского направления. Но Веданта не ограничивается только Упанишадами. Существует так называемый «тройной канон» — три столпа, на которых она зиждется. Первый — это сами Упанишады, запись прямых мистических прозрений и откровений. Второй — «Брахма-сутры», философский труд мудреца Вьясы. Это 555 афоризмов, которые систематизируют идеи Упанишад, строят из них стройную систему и отвечают на возражения. И третий — «Бхагавад-гита», практическое руководство, которое показывает, как применять это учение в жизни. Именно «Брахма-сутры» стали тем фундаментом, на котором выросли разные философские школы. И здесь начинается самое интересное: одна книга породила множество путей. Разные толкования этих сутр привели к появлению трех главных ортодоксальных школ Веданты. Примерно 1200 лет назад Шанкарачарья написал свой комментарий к «Брахма-сутрам», назвав его «Шарирака-бхашья». Так родилась Адвайта-веданта, философия недуализма. Около тысячи лет назад Рамануджа из Южной Индии создал «Шри-бхашью», положив начало Вишишта-адвайте — школе квалифицированного недуализма. А двумя веками позже Мадхва написал «Анувьякхьяну», основав дуалистическую школу Двайты. Разница между ними — не в деталях, а в самом главном: в понимании отношений между человеком, миром и Богом. Адвайта Шанкары провозглашает: «Ты есть Брахман». Твоя истинная сущность тождественна высшей Реальности, а разделение — иллюзия, порожденная неведением. Вишишта-адвайта Рамануджи утверждает: «Ты — часть Брахмана». Душа и мир подобны волнам океана — они неотъемлемы от него, но не тождественны ему целиком. Цель здесь — вечная близость с Богом. Двайта Мадхвы говорит: «Ты отличен от Брахмана». Бог, души и материя вечно различны, и душа никогда не может стать Богом, а может лишь достичь вечного служения Ему. Каждая из этих школ имеет огромное число последователей и глубокую традицию. И тогда возникает закономерный вопрос: если все они равноправны и ценны, почему в Обществе Рамакришны мы уделяем столько внимания именно адвайте Шанкары? На это есть несколько причин. Во-первых, такова была воля Свами Вивекананды. Основатель нашей миссии на Западе видел в адвайте квинтэссенцию индийской духовности, её уникальный дар человечеству. Во-вторых, наша монашеская традиция напрямую восходит к Шанкарачарье. Я принадлежу к ордену Пури, одному из десяти орденов, им основанных. Наши обеты и мантры осмысленны именно в рамках философии адвайты. Это не значит, что мы отвергаем другие пути. Напротив, мы с глубоким уважением относимся к красоте пути преданности в двайте и вишишта-адвайте. Были в нашем Ордене ученые, переводившие труды Рамануджи. Однако наша философская основа — это адвайта. Даже в ритуалах, внешне дуалистичных, глубинный смысл произносимых мантр часто оказывается недвойственным. Иногда говорят, что эти школы — как ступени лестницы: двайта внизу, вишишта-адвайта посередине, адвайта наверху. Эту аналогию использовал и Вивекананда. Но важно понимать: для последователя каждой школы его путь и есть полнота истины. Один из наших старших монахов с юмором заметил, что лестницу можно и перевернуть. Например, в традиции гаудия-вайшнавизма считают, что как раз безличная адвайта — лишь сияние, исходящее от личностного Бога, а высшая истина — это любящее отношение к Нему. Так к какой же философии в итоге принадлежал Шри Рамакришна? В «Евангелии» мы видим огромное разнообразие практик и идей. К нему приходили люди самых разных взглядов, и каждый находил в нём свой идеал. Он был как чистый кристалл, отражающий свет любого учения. Лучший ответ дал его прямой ученик, Свами Тьягананда. Он писал, что если уж настаивать на определении, то философию Шри Рамакришны можно выразить одной фразой: «Реализуй Бога любыми возможными средствами». Каким бы ни был путь — стань просветлённым! В этом и заключается наша позиция. Мы глубоко изучаем адвайту как нашу философскую основу, но с искренним почтением принимаем все остальные пути, ведущие к Единой Цели. Ом Тат Сат.
Лекция Свами Сарваприянанды: КАРМА И ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Сегодня мы обратимся к очень глубокому вопросу, который задал наш друг Гириш. Он касается самой сути адвайты. Вопрос звучит так: «Если всё есть Брахман, то какое значение имеет карма? Совместима ли вообще идея кармы с таким взглядом? Если Брахман — всё, и деятель, по сути, тоже Брахман, и ничто не может "прилипнуть" к Брахману, то как тогда работает карма?» Это прекрасный и серьёзный вопрос. Он поднимает фундаментальные темы морали, безнравственности, воздаяния и наказания. Давайте вместе в этом разберёмся. Прежде всего, что такое закон кармы? Это универсальный принцип причины и следствия. Каждое действие имеет свои результаты. Поступки влекут за собой последствия. · Благое действие, соответствующее дхарме, ведёт к заслуге (пунье), результатом которой становится счастье и благополучие (сукха). · Дурное, недхармичное действие, совершённое осознанно, ведёт к негативной заслуге (папе), а та — к страданию и несчастью (дуккха). Такова простая формула закона кармы. Но кто является «владельцем» этой кармы? Тот, кто чувствует: «Я это сделал». Деятель, который отождествляет себя с действием. В контексте учения о четырёх состояниях сознания из Мандукья-упанишады — это «бодрствующий» индивидуум. И здесь мы подходим к самому парадоксу. Согласно этому учению, вы в действительности не являетесь этим «бодрствующим» существом. Ваша истинная природа — это Четвёртое состояние (Турия), абсолютная Реальность, которая лишь проявляется как бодрствующий и действует через него. Если «бодрствующий» не является окончательно реальным, то может ли быть реальной карма? Могут ли быть реальные последствия? Прямой и честный ответ на вопрос Гириша — да. С абсолютной точки зрения, закона кармы не существует. Шанкарачарья в своих комментариях прямо утверждает это. Это глубокий и даже шокирующий момент, ведь практически все индийские религиозно-философские системы явно основаны на законе кармы. А учение Мандукья, по сути, упраздняет его. Как же разрешить это противоречие? Адвайта делает это через концепцию трёх уровней реальности: 1. Абсолютная Реальность (Парамартхика): Единственная неизменная истина — Брахман, Турия. 2. Относительная Реальность (Вьявахарика): Эмпирический мир, в котором мы живём и взаимодействуем. Здесь действуют все известные законы, включая и закон кармы. Это реальность нашего бодрствования. 3. Кажущаяся Реальность (Пратибхасика): Уровень иллюзий, снов и миражей, например, когда верёвку принимают за змею. Задача Веданты — сместить наше отождествление с уровня относительной реальности на уровень абсолютной, с «бодрствующего» индивидуума — на Турию. Проведём аналогию. Представьте, что всё происходящее — это сон. Кто-то внутри сна говорит вам: «Всё это — сон. Настоящая реальность — это вы, спящий в своей кровати». Эта кровать и спящее тело — не часть сна. Вы не найдёте их внутри сна, но именно они — основа всего сновидения. Точно так же весь относительный мир покоится на Абсолюте, Турии. Закон кармы действует только на относительном уровне. Он не применим к Турии. Что это означает на практике? Свами Вивекананда выразил это так: «За добро — добро, за зло — зло, и никто не избегнет закона... Но тот, кто носит форму, носит и цепи». Тот, кто отождествляет себя с телом и умом, несёт и груз кармы. «Однако далеко за пределами имени и формы, за пределами тела и ума, — продолжает он, — Атман вечно свободен. Познай, что ты — Тот». Есть история о Свами Туриянанде, прямом ученике Шри Рамакришны. Однажды зимней ночью у костра он вёл беседу о Веданте. Один из слушателей бросил ему вызов: «Вы говорите, что всё это иллюзия, как сон. Этот огонь — сон, ваше тело — сон. Так суньте же свою руку в этот огонь!» Туриянанда немедленно вскочил и сказал: «Да! Я готов! Рука обожжётся, но это никак не затронет меня, сознание-свидетеля!» Его едва успели удержать. В этом и заключается ключ. Законы относительного мира не нарушаются. Огонь обожжёт тело. Но Я, отождествившее себя с сознанием-свидетелем, с Турией, этим не затрагивается. Всё происходит на одном уровне реальности, который не касается высшего. Всё равно что в тревожном сне вы проиграли битву и были ранены. Проснувшись, ваше тело в кровати не пострадало. Реальность более высокого порядка не была затронута событиями реальности более низкого порядка. Как говорит Шанкара: «Ни одна песчинка в пустыне не намокнет от воды миража». Они существуют в разных плоскостях. Таким образом, закон кармы продолжает действовать на относительном уровне, в нашей повседневной жизни. Он будет приносить свои плоды — и хорошие, и плохие. Но вы, познав свою истинную природу как Турию, как Абсолют, больше не отождествляете себя с тем, к кому эти плоды привязаны. Вы — вечно свободное Сознание, основа всего. Познав это, вы продолжаете жить в мире, но он перестаёт быть для вас полем страданий. Он становится божественным садом, местом игры (лилы). Грозная сансара превращается в пространство для вашей радости. Ом Тат Сат. Ом.