Отрывки из писем учителя (гуру) Из электронных писем Свами Атмананда Сарасвати Эта книга смиренно посвящается стопам Досточтимого Гурудэва Шри Свами Чинмаянандаджи, чья жизнь была посвящена, до последнего вздоха, распространению объединяющего и искупительного послания Веданты — каждому без исключения. "Ни с помощью Йоги, ни с помощью Санкхьи, ни с помощью ритуалов, ни с помощью учености невозможно достичь освобождения. Только через осознание своего тождества с Брахманом возможно освобождение, но никак иначе." - Вивекачудамани СОДЕРЖАНИЕ Спойлер (Наведите указатель мыши на Спойлер, чтобы раскрыть содержимое) Раскрыть Спойлер Свернуть Спойлер 1. Восстань! Пробудись! 2. Цель религии 3. Последствия веры в Бога 4. Бог любит Любить 5. Духовность и отношения 6. Ошибки не являются умышленными 7. Всегда счастлив 8. Не бойся упасть 9. Путь и Достижение 10. Уроки жизни и смерти 11. Молитвы и медитация 12. Опыт молитвы 13. Понимание рождает Молитвы 14. Молитвы и Просьбы 15. Значение Ом 16. Мантры 17. Возможно ли никогда никого не ранить? 18. Уроки неудач 19. Индуистские храмы 20. Разочарования 21. Светскость 22. Подготовка лидеров 23. Является ли секс табу? 24. Что означает Брахмачарья? 25. Секс и Любовь 26. Почему чувственные удовольствия приносят радость? 27. Любовь и браки по расчёту 28. Брак по расчёту 29. Моменты для рассмотрения перед браком 30. Обращения в веру создают конфликты 31. Игнорировать — не значит быть беспристрастным 32. Устранение Эго 33. Два аспекта гнева 34. Понимание гнева и эго 35. Роль ритуалов 36. Сила и динамика веры 37. Роль Бога 38. Корень всех проблем 39. Что такое Дхьяна? 40. Как справляться с отвлечениями в Дхьяне 41. Холистическая медитация 42. Ум — наш друг 43. Выбор за тобой 44. Являются ли идолы Богом? 45. Почему мы верим в Бога? 46. Бог и ситуации 47. Воля Бога или Прабху Иччха 48. Джива или Эго 49. Что такое Аханкара? 50. Когда эго является проблемой? 51. Что такое Майя? 52. Раздробленность и Знание Себя 53. Могу я быть вам чем-то полезен? 54. Где найти эго? 55. Встреча физики и метафизики 56. Три Гуны 57. Объективный и субъективный ум 58. Как справляться с неуправляемым умом 59. Беспокойный ум и уединения 60. Будьте внимательны к своему уму 61. Усмирение ума и что после 62. Является ли ум нашим врагом? 63. Роль успокоения мыслей 64. Истина мыслей 65. Безмолвие и понимание 66. Выходить из себя — это неправильно 67. Как справляться с негативными реакциями 68. Выход за пределы мыслей 69. Понимание желаний 70. Легко или трудно достичь Атма-гьяны (Знания Атмана)? 71. Проверка знания 72. «Я» — самое используемое и искажаемое слово 73. «Я» подобно пчелиной матке 74. Три шага к Само-Реализации 75. Эго — это Нишачар (нечто непостоянное) 76. Искоренение эго 77. Опыт и знание 78. Средство и цель 79. Оковы и освобождение 80. Самсари, Садхака и Сиддха 81. Расширь себя 82. Изменение представления о себе 83. Важность Гуру 84. Необходимость Гуру 85. Нужен живой Гуру 86. Призыв к Гуру, которого нет в живых 87. Достаточна ли чистота мыслей? 88. Идеальный ученик 89. Что делать, пока вы не встретили Гуру? 90. Логика Карма-Йоги 91. Сущность Карма-Йоги 92. Наслаждайся путешествием 93. Свадхарма 94. Кастовая система 95. Четыре Варны 96. Роль четырёх Варн 97. Предсказания не имеют смысла 98. Всё ли предопределено? 99. Предсказания лишают радости неопределённости 100. Судьба и свобода 101. Кто создаёт судьбу? 102. Сушупти и Самадхи 103. Почему люди уходят в уединённые места? 104. Самадхи и Знание
1. Восстань! Пробудись! Рассвет света гораздо прекраснее, чем зловещая тишина темноты. Бог — это истина жизни, так что продолжайте искать, и вы скоро найдёте ответы жизни. 2. Цель религии Религия — это, по сути, пакет для целостного развития человеческой личности, раскрывающий и облегчающий искусство целостной жизни и ведущий к просветлению. Она принимает во внимание тело, ум, интеллект, а также то измерение, которое превосходит всё это. Она помогает раскрыть лучшее в человеке, основывая нашу жизнь на вечных истинах бытия и настраивая нас на космическую гармонию. Таким образом, она помогает создать поистине целостную, интегрированную и динамичную личность. Всё это требует глубокого понимания себя и жизни в атмосфере полной свободы, без каких-либо неуверенности, страхов или навязывания. Нельзя игнорировать философию для выполнения целей религии. Философию можно сравнить с наукой, а религию — с технологией, помогающей нам применять принципы в нашей повседневной жизни. 3. Последствия веры в Бога Вера в Бога указывает не только на нашу веру в изначальную доброту всего сущего, но и на существование силы праведности, гармонии, великодушия, любви ко всем, на существование бесконечного, и, что не менее важно, на божественность, единство и бесконечность нашего собственного «Я». Мир, несомненно, станет прекрасным местом для жизни, если такое осознание распространится повсюду.
4. Бог любит Любовь Бог пронизывает всё, поэтому любовь к Богу должна объять каждого. Таким образом, любовь к Богу подразумевает нашу «способность любить» всех, независимо от вида отношений и взаимности. Это означает, что любовь стала самой вашей природой. Что аромат для цветка, то любовь для такого человека. Так служите всем, не привнося свои симпатии и антипатии. Не имеет значения, любит вас другой человек или нет, но можете ли вы думать и чувствовать заботу о благополучии других и служить всем в этом духе, наслаждаясь самим выражением своих чувств? Это то, что делает Бог, Он любит любить, и поэтому мы все любим Его. Пусть Бог будет вашим примером для подражания. 5. Духовность и Отношения Духовные учения никогда не должны обременять существующие отношения. Любая мудрость, которая, как говорят, возносит человека на более высокие планы, должна лишь помогать делать нашу жизнь еще более зрелой и лучше. Я был бы счастлив, если бы с обретенной мудростью ваши отношения с близкими и дорогими людьми стали такими, что они тоже начали бы позитивно интересоваться вашими знаниями и мудростью. 6. Ошибки не являются умышленными Ни одна ошибка не является умышленной; они — продукт невежества и обусловленности. Поскольку это так, всё, что можно сделать, — это стараться сохранять высокую степень осознанности в своём уме. Определив причину, следует сделать всё необходимое, чтобы устранить сам её корень. Крайне необходимо правильно определить свою настоящую проблему; после этого искренность намерения становится естественной. До тех пор не только вам придется быть терпеливым, но и наши учителя остаются терпеливы с нами, потому что они ясно знают, через что каждому предстоит пройти. 7. Счастлив всегда Я действительно рад, что твой душевный настрой так быстро отражается и претворяется в твоём поведении. Это говорит о чистоте твоего ума и искренности намерений, но я вижу в этом скорее эмоциональный подъём, вызванный радостью от получения чего-то или кого-то, кого ты хотел, нежели результат каких-то позитивных ценностей и убеждений. Я говорю это потому, что с одной стороны ты говоришь, что ты «так счастлива третий день подряд», а с другой стороны — что «я верю, что в Своей безмерной любви ко мне Он даёт мне именно ту ситуацию, которая нужна, каждый раз». Если бы последнее утверждение было твоим истинным, выстраданным убеждением, тогда не было бы и вопроса о том, чтобы внезапно стать счастливым сейчас. Это тот же Бог, который принёс эту ситуацию, который ранее её ещё не принёс. Истинная вера в Бога помогает нам быть счастливыми всё время. 8. Не бойся упасть Всякий раз, когда ты будешь склонен упасть, ты получишь мою помощь, чтобы подняться снова. Это может быть, а может и не быть, в форме этого свами, но я буду недалеко. Не бойся падать. Падают только те, кто пытается идти вперёд, и только они достигают цели. Впрочем, время от времени падать полезно для общего здоровья, это делает нас сильнее. 9. Путь и Достижение Делать что-то интенсивно и с любовью — это уже радость сама по себе. Наслаждайся путешествием, тогда радость достижения цели будет ещё слаще.
10. Уроки жизни и смерти Спасибо, что поделился со мной подробностями того, через что прошел твой отец перед кончиной. Я понимаю, что тяжесть утраты такого близкого человека осознается постепенно. Это действительно стало большим событием в жизни вас всех. Такие этапы заставляют нас задуматься и попытаться понять этот странный и прекрасный опыт, называемый жизнью. Рождение, рост, радости, разнообразные переживания, успехи, неудачи, боли, болезни и, наконец, скольжение в неизбежное забвение — смерть. Каждый из них — чрезвычайно трогательный аспект жизни, все это часть одного пакета. Причина, по которой Бог заставляет нас проходить через такие переживания, в том, чтобы мы все всегда осознавали и помнили эти удобные и неудобные факты жизни как преходящие, и затем планировали, выстраивали отношения и жили. Пусть мы все проживем просветленную жизнь, в которой уйдём отсюда с удовлетворенным сердцем и высоко поднятой головой, и пусть будут люди, которые будут искренне скучать по нам, даже плакать о нас. Это и есть истинная суть. Ничто другое на самом деле не имеет значения. 11. Молитвы и Медитация Молитвы и Медитация — это разные вещи. В «Молитвах» мы вспоминаем непрерывно текущую любовь и благословения Бога, а также Его великие качества. Мы вдохновляемся ими и эмоционально переполняемся. Мы можем даже представить свои желания и чувства у стоп нашего Учителя. В то время как «Медитация» — это начало процесса понимания этой божественности, и, познав Его, «ликование» в этом «бытии» как нашем собственном «Я». Молитвы основаны на вере и способствуют чистоте ума, тогда как медитация — это усвоение знания и, таким образом, дверь к пробуждению. Используйте лучшее из обоих. Только молитвенный ум является идеальной стартовой площадкой для полётов медитации. 12. Опыт молитвы Бог представляет всё, что мы любим, уважаем и ценим, поэтому размышление о Нём вызывает те же чувства, что и размышление обо всех наших любимых вместе взятых. Молитвы также помогают взрастить в нас все те качества, которые представляет Бог, потому что мы становимся тем, о чём думаем. 13. Понимание рождает Молитвы Тебе не следует ни прилагать усилий, чтобы совершать правильные молитвы, ни ждать, пока они придут сами. Ты должен просто быть убежден, что то, что подразумевается под молитвами, стоит делать. Ничего не жди. Просто делай это, наслаждаясь самим процессом. Ни на что не надейся. Не смотри на это как на средство для достижения цели, а просто как на нечто, что является радостью само по себе. Не нужно всегда быть столь расчетливым, чтобы думать, что выражение благодарности Богу принесет такие-то и такие-то выгоды, и вознесет меня на такую-то высоту и т.д. Подавляющий опыт искренней благодарности растапливает самого получателя. Когда ты видишь всё, что на тебя изливается, то ты просто благодаришь дарителя от всего сердца. Если у самого этого акта есть свои преимущества, то такого человека это едва ли заботит. Результат, если он есть, всегда приходит незапрашиваемым. Все стоящие вещи приходят незапрошенными. 14. Молитвы и Просьбы Молитвы могут включать просьбы, а могут и не включать. Когда ты искренне осознаешь, что есть Кто-то, кто уже изливает всё, что у тебя есть, тогда действительно не о чем просить вообще, и молитва становится просто моментом для выражения нашей переполняющей благодарности. Благодарением. Но нет ничего плохого в том, чтобы попросить о чём-то у Того, кто так сильно тебя любит, кто является твоим собственным. Вообще ничего не просить у своего возлюбленного иногда может быть решением, подсказанным эго. Так что не стоит быть слишком категоричным в таких вещах. Следует, конечно, просить Бога о хорошей компании, знании, здоровье, благополучии наших близких, силе и мудрости для выполнения своих обязанностей, осуществления своих устремлений, а также о благополучии всего мира. Пусть все будут счастливы, и тому подобные вещи. Интенсивность любого чувства ответственна за его быстрые или поздние результаты. Так что совершай свои молитвы до степени самозабвения. Совершение молитв таким образом не только наполняет ум всепоглощающей любовью, но и порождает различные другие позитивные качества в нашем уме. Это само по себе является великим опытом, а также помогает нам оставаться вовлеченными и бодрствующими, таким образом устраняя проблемы невовлеченных, беспокойных медитаций. Они также помогают устранить проблемы соскальзывания в тупость и оцепенение. Так что молитвы играют очень важную роль — даже для медитирующего.
15. Значение ОМ ОМ — это мантра, исполненная глубокого смысла. Это слово, и поэтому у него есть определённое значение, относящееся к Брахману — вечной и запредельной истине мира. Это один из лучших ориентиров для её познания. Подробности об этом приведены в Мандукья Упанишаде. Она короткая и простая, и когда вы её произносите, то со звуком «О» вы открываете рот, а со звуком «М» — закрываете. Таким образом, это символизирует весь спектр нашего существования: от начала (зарождения) до завершения всего этого проявленного мира. Между этими двумя [рождением и смертью] есть ещё и третий звук «У», который символизирует поддержание жизни. Таким образом, ОМ охватывает всё: наше существование, его поддержание и растворение. Она также указывает на то, что остаётся нетронутым подобными изменениями. Однако для начала вам не обязательно вникать во все эти детали, а можно просто принимать это как великое имя Бога. Необходимо искренне верить в Его существование и установить с Ним сердечную связь. Для начинающих это прекрасная мантра для повторения, размышления или даже распевания. Имя Бога — это важный трамплин для восхождения к большим высотам. Оно остаётся тем же самым, но продолжает открывать разные смыслы людям разного уровня. Так что развивайте глубокую сердечную привязанность по крайней мере к одному имени Бога. Повторяйте его, распевайте, записывайте столько раз, сколько сможете. 16. Мантры Что касается мантр. Можно принять «любое имя», которое сильно напоминает нам о существовании и присутствии Бога. Если сочетание «Харе Кришна» оказалось для вас полезным, то этого достаточно. Подлинная сила мантры или любой другой подобной практики — в вашей вере, а не в чём-то внешнем. Без веры ни одна мантра не будет действенной, а при наличии необходимой веры подойдёт любое имя, упомянутое в священных писаниях. Чётки в начале действительно играют некоторую роль, но можно обойтись и без них. Будьте очень ясны в отношении средств и цели. Большинство слишком беспокоится о средствах и забывает о цели. 17. Возможно ли никогда никого не ранить? Нет, не всегда возможно никогда никого не ранить, по той простой причине, что счастье или горе — это не что-то, что даётся нам кем-то другим, а субъективная реакция нашего понимания, ценностей и восприятия на конкретную ситуацию. То, что в наших руках, — это никогда не причинять горе никому «сознательно», мы должны стараться всегда сохранять чуткость, чтобы даже нечаянно никого не ранить. Это должно быть нашим искренним стремлением и усилием. Это и есть наша роль. Если же, несмотря на наши лучшие намерения и усилия, кто-то всё же страдает, то ясно, что этот человек страдает не из-за вас, а из-за своих собственных негативных ценностей и необоснованных представлений. 18. Уроки неудач Даже когда у нас есть ясная цель и мы усердно и терпеливо трудились ради неё, но не достигли успеха, то вместо уныния следует постараться понять, что же пошло не так и где. Зачем думать, что «то, что я сделал, — это предел, и это нельзя улучшить»? Если есть смирение и понимание, что «мне ещё многому нужно учиться», то вместо уныния неудача породит стремление к более глубокому пониманию. Очевидно, что где-то что-то не так, и сам факт появления уныния показывает, что вы не осознаёте своих недостатков, а питаете раздутое и безосновательное мнение о себе, а также чрезмерную привязанность к достижению. Ум, который неспособен объективно увидеть реальные причины происходящего, а лишь поспешно заключает о собственной неспособности, несправедливости Бога или игры судьбы, на самом деле заслуживает неудачи. Учитесь получать удовольствие от трудностей, учитесь делать что-то новое. Для таких людей так называемые неудачи создают стоящий вызов, иначе это унылая и серая жизнь неуверенных людей, которые лишь озабочены тем, чтобы построить вокруг себя ещё одну стену безопасности. 19. Индуистские храмы В индуистских храмах основная идея — воспринимать Бога через все пять органов чувств: уши, кожу, глаза, язык и нос. Таким образом, там присутствует «образ» Господа, «запах» благовоний, «звук» колокольчиков и мантр, «вкус» освящённой пищи и, наконец, «прикосновение» благословения священнослужителя. Всё это позволяет в полной мере «ощутить» присутствие Бога, что и является основной целью. Хорошо известно, что чем больше чувств задействовано в переживании, тем оно сильнее. 20. Разочарования Люди, которые часто разочаровываются, — это те, кто либо поставил цель, превышающую их возможности, либо использовал неправильные средства. Если и цель, и средства верны, то единственное, чего не хватает, — это некоторых позитивных душевных качеств.
21. Светскость Что касается светскости, я полностью согласен, что необходимо более глубокое понимание этого вопроса. Однако я не могу согласиться, что это не представляет опасности для людей иной веры. При нынешнем определении светскости масштабы причиняемого ущерба невообразимы. Наследие тысячелетий находится на грани краха — не из-за активного противодействия, а из-за банального игнорирования. Оно стало прибежищем бездумных, бесценностных и нерелигиозных людей. Человек, исповедующий светскость, должен настолько глубоко познать истины жизни, чтобы обрести великодушие, объемлющее всех, и лично не быть мотивированным факторами, которые обусловливают тысячи людей разных вероисповеданий. Такой человек неизбежно должен черпать свою силу, радость и вдохновение из источника, находящегося за пределами воспринимаемого мира. Другие же, которые также заявляют о светскости, — это те, кому нечего делать с религией; они поглощены удовлетворением своих эгоистичных желаний и не видят в религии ничего позитивного и практического. Для них это необходимое зло, продукт слабых и суеверных умов. Они не способны представить себе влияние метафизических измерений на человеческую психику. Философия для них — времяпрепровождение непрактичных людей, не вносящих ничего «стоящего» в общество. Отсутствие истинного знания создает условия, в которых они начинают использовать религию для продвижения своих корыстных целей. Можем ли мы представить себе светскость вместе с игнорированием религиозного образования и наследия? Означает ли это на самом деле, что мы искренне уважаем всех? Мы десятилетиями обучали миллионы людей игнорировать религию, и вот результат — нация, которая соперничает за звание самой коррумпированной в мире; жизнь бездумная, места грязные, отношения аморальные. Очень редко можно встретить человека, который действительно понимает, что он делает; большинство же просто следуют за толпой, как овцы. Светскость в руках нерелигиозных людей приводит к катастрофам. Вам приходится жить с лжецами, которые лишь надевают маску. Такие люди позволяют религии гнить, а когда говорят о ней, то лишь пересказывают, что невежды творят от её имени. Они уничтожают саму основу уважения к религии и причиняют даже больше вреда, чем невежественные, но верные последователи. 22. Подготовка лидеров Идеалом было бы отобрать и обучить группу соотечественников для роли лидеров, дав им наилучшее возможное образование с самого начала. Это должны быть поистине лучшие умы, которые понимают не только политику, менеджмент, экономику, социологию, космологию и культуру, но также философию и влияние метафизических факторов на формирование человеческой психики. С таким просвещенным руководством мы сможем построить истинно светское общество, где будут процветать философские дискуссии, создавая свободную атмосферу для всех, чтобы повышать свой уровень понимания. И, конечно, такая система будет четко и твердо проводить черту, препятствуя тем, кто пытается продвигать свои нерелигиозные цели под видом религии. 23. Является ли секс табу? Вы правы, утверждая, что распространенное понимание секса у некоторых наших соотечественников не отражает ни видения основных индуистских писаний, ни является здоровым и сбалансированным взглядом. Секс — это факт жизни, средство выражения любви и инструмент продолжения рода. Ничто из этого не является плохим или неправильным; напротив, это божественно. Для индусов секс не был ни табу, ни навязчивой идеей. К нему относились естественно. Именно те, кто сначала объявляет его грехом, превращают его в инструмент для выражения своего бунта или подавленности. Вы не должны чувствовать вины за то, что физически выражаете любовь тому, кого сильно любите. Однако никогда не превращайте себя в товар, который легкомысленно использует секс. Сохраняйте его чистоту. Отдайте все, что у вас есть, тому, кого вы действительно любите, до такой степени, чтобы вы хотели, чтобы ваш ребенок стал отражением этого человека. Принимая место секса в жизни, мы должны осознавать и его ограниченность. Он дает мимолетное удовольствие и не является средством для достижения настоящей, окончательной радости. Это подводит нас к вопросу о средствах достижения совершенства. Именно здесь наши писания побуждают нас погрузиться в истину нашего «Я» и жизни. Они раскрывают, что Ананда (Блаженство) — это не что-то внешнее, а субъективное состояние, в котором может пробудиться каждый, кто придет к правильному пониманию Жизни и Самости. Таким образом, конечной целью всегда было познание трансцендентной истины. Секс становится навязчивой идеей лишь для тех, кто не знает иных путей к радости.
24.Что означает Брахмачарья? Слово Брахмачарья означает «Брахмани чарати ити Брахмачари» — то есть, «тот, кто движется в Брахмане (Абсолюте)». Таким образом, первичное значение — «пребывать в Боге», а вторичное — «не искать наслаждения в чувственных удовольствиях (как в подлинном источнике радости)». Почему же человек стремится к Брахману? Благодаря пониманию, что наша глубинная сущность — это бесконечная радость, вечная божественность, Бог. Бог — это воплощение радости, и только Он может по-настоящему «утолить» жажду Истинного Свершения . Секс также имеет определенную и важную роль, но вступать в любые чувственные наслаждения следует как хозяин, а не как раб. Тело, чувства и ум должны быть здоровыми и просветленными, а человек — сохранять полный контроль. Фаза Брахмачарьи как раз и готовит к этому. 25. Секс и Любовь Секс — это не любовь; это нечто, что всегда должно быть с любовью. Сделайте секс божественным, дав себе время пробудить настоящую любовь между партнерами. Поймите: настоящая радость даже в чувственном опыте приходит только тогда, когда партнеры искренне любят друг друга. Дайте любви время возникнуть, и тогда физическая близость станет чистым и удовлетворяющим действием. Как домохозяевам (грихастха), мы не советуем полностью отказываться от физических отношений, но они не должны становиться самоцелью. Пусть они естественно последуют за близостью, основанной на общих ценностях, любви и взглядах на жизнь. Эта близость может привести вас даже к созданию нового человека — вашего ребенка. Физические отношения без любви — это проституция, и они никогда не позволят человеку вкусить истинный смысл ни любви, ни радости. 26. Почему чувственные удовольствия дают радость? В действительности, никакие объекты сами по себе не дают радости — и в то же время, все объекты могут казаться ее источником. Все они играют интересную роль, «обнажая» наше внутреннее субъективное состояние, которое мы называем радостью, удовлетворением и т.д. Сначала мы желаем объект. Поскольку желание создаёт нужду, внутри нас возникает беспокойство неудовлетворенности. Мы обращаем внимание на «объект» желания, начинаем процесс его достижения и, наконец, приобретаем его. В этот момент желание исчезает, и ум успокаивается, наслаждаясь своим собственным «бытием», которое и есть чистое блаженство. Вот почему и как мы испытываем радость в чувственных удовольствиях. Однако если человек по невежеству связывает эту радость с внешним объектом и пытается удержать его, тут же возникает новое желание, запуская тот же цикл снова. Если же кто-то познал эти субъективные истины, то естественным следствием становится то, что он перестает смотреть на внешние объекты жаждущим взглядом наслаждающегося (бхоги). Он начинает ценить объекты в соответствии с их практической ролью и необходимостью. Такой человек не только извлекает максимум из мирских удовольствий, но и никогда не впадает в отчаяние от их потери. 27. Любовь и браки по расчёту Оба вида брака — и по любви, и по расчёту — имеют свои риски. В браке по любви, хотя и есть великая радость начать жизнь с тем, кого знаешь и любишь, из-за ослепления чувством другие важные стороны жизни либо не осознаются, либо игнорируются. В браке по расчёту тоже есть свои сложности: хотя родители или другие организаторы этого союза используют свой разум, чтобы подобрать идеального партнёра, юноша и девушка оказываются в неловком положении. Лично я придерживаюсь мнения, что основой этих отношений должны быть взаимная любовь, понимание и совместимость, но не следует упускать из виду и другие качества и факторы, которые обеспечивают крепкие отношения на всю жизнь, несмотря на все её взлёты и падения. Благословение родителей или других мудрых и зрелых людей также очень важно, потому что они заботятся о вашем благополучии. Помните, что брак — это не просто союз двух людей, но и двух семей. Все должны быть в целом довольны этим новым членом семьи. Я говорю «в целом», потому что всегда всем всё угодить невозможно. Религия, по сути, это свод знаний и практик, призванных помочь раскрыть в себе лучшее, не только в этой жизни, но и в последующей. Это целостная система, заботящаяся о нашем всестороннем благополучии. Религия никогда не может быть против настоящей любви; напротив, она помогает пробудить в нас истинную любовь. Так что если вы по-настоящему кого-то любите, то признайте это благочестивым деянием и действуйте. Вся божественность проявляется в любви. Слабые люди не способны любить, и поэтому им приходится говорить разные [оправдания]. Однако помните, есть разница между любовью и увлечением. В любви вы сохраняете способность учитывать чувства всех, кого это касается, включая ваших родителей, проверенные временем ценности, культурную совместимость и т.д., в то время как при увлечении вы будете заботиться только о себе.
28. Брак по расчёту Что ж, концепция сваямвары [самостоятельного выбора жениха невестой] определённо существовала, но были и другие виды браков. Известно о девяти видах браков. Один из них — это и был брак по расчёту, где главной идеей было то, что мы принимаем пользу от мудрости наших родителей. Однако современные системы браков по расчёту отражают скорее неуверенность и отсутствие мудрости, чтобы целостно узнать человека. Поскольку брак — это отношения на всю жизнь, люди естественным образом становятся очень неуверенными, и потому невежественные вынуждены беспомощно полагаться на то, что, предположительно, предсказывают звёзды и так далее. Это печальное положение дел, и мы молимся, чтобы индусы вновь обрели свои ценности и видение, чтобы жить смелой, осмысленной, динамичной, любящей и целостной жизнью. 29. Моменты для рассмотрения перед браком Поскольку брак — это пожизненные и близкие отношения, обеспечивающие продолжение вашего рода и имеющие юридическое признание и обязательства, перед вступлением в эти отношения на всю жизнь необходимо учесть различные вещи. 1. Один из самых важных компонентов — наличие большой взаимной любви и уважения между обоими. 2. Общий язык, на котором можно выражать свои самые сокровенные чувства и мысли, обязателен. 3. Оба партнёра должны разделять общие жизненные ценности, устремления и цели. 4. Пищевые привычки и тому подобное также предпочтительно должны быть общими. Оба должны быть способны мириться с привычками и вкусами друг друга. 5. Насколько это возможно, следует узнать о состоянии здоровья обоих людей, чтобы они могли наслаждаться жизнью по максимуму, и родовая линия также не пострадала. Убедитесь, что ваше потомство будет здоровым без каких-либо генетических нарушений. 6. Поскольку брак — это не просто союз двух людей, но и двух семей, будет хорошо, если оба смогут ладить с семьями друг друга. Следует отдавать предпочтение тому, чтобы оба получили необходимые благословения родителей и других старших членов семьи друг друга. Не должно быть так, что, желая породниться с А, вы разрываете свои отношения с Б. Крайне необходимо, чтобы человек был способен уважать все связи и людей. На того, кто легко разрывает одни отношения из-за какого-то эмоционального порыва, нельзя по-настоящему положиться в том, что он сохранит эти [брачные] отношения надолго. В тот момент, когда такой человек столкнётся с какими-то неудобствами, он или она будет подвержен(-а) разрыву. 7. Предпочтительно должна быть некоторая культурная совместимость. Вы должны быть способны вместе наслаждаться общественными и религиозными мероприятиями. Не планируйте жить в изоляции, потому что именно от неё вы и пытаетесь избавиться с помощью этих новых отношений. 8. Некоторое понимание основ жизни очень поможет сделать отношения здоровыми и прекрасными. Не следует иметь поверхностного понимания мира. В жизни есть гораздо больше, чем то, что воспринимается глазами, поэтому следует смиренно принимать пользу от мудрости духовных наставников, чтобы жить полной и целостной жизнью. 9. Я не обсуждал ничего, связанного с зависимостью от таких вещей, как астрология, и это сознательное молчание на её счёт раскрывает моё отношение и восприятие по этому поводу.
30. Обращения в веру создают конфликты Если мы действительно заботимся о благе человека, то важно не менять его существующую веру, а устранять его заблуждения о Боге и укреплять его существующую веру. Процесс духовного раскрытия требует очень сильной веры в существование Бога, а не просто привязки к какой-либо форме. Вы можете ассоциировать Бога с любым символом — это не должно иметь особого значения. Если человека, годами ассоциировавшего Бога с определённой формой, убедили сменить этот символ, то действительно ли мы помогли ему или создали внутренний конфликт? Забавно, что это так называемое «убеждение» часто достигается с помощью «пряников» в виде лучшей работы или медицинского обслуживания. Крайне необходимо понять «динамику веры», прежде чем браться за миссию проявления Божественности в разных людях мира. Если кто-либо ослабляет или отнимает основную веру человека, мы не помогаем ему, а делаем слабее. Если Бог один, то зачем обращаться, чтобы поклоняться просто другой форме? Почему бы не укреплять веру людей в то, во что они уже верят, и не работать над исправлением ошибочных представлений? Что важно: формы Бога или сам Бог, который превосходит все формы? 31. Игнорировать — не значит быть беспристрастным Неверующий, который игнорирует все моральные и прочие ценности, — не беспристрастный человек, а тот, кто находится в негативном и невежественном состоянии. Отстранённость от всех религиозных и духовных мыслей равносильна принятию философии жизни, которая была так твёрдо отвергнута. Игнорирование таких ценностей — это путь к катастрофе, это разрушение всего культурного фундамента. 32. Устранение Эго Не-переживание переживателя — это не его устранение. Эго будет продолжать существовать, пока его существование — предмет нашей веры. Устранение эго подразумевает осознание факта, что «я не ограниченное существо», что эго имеет лишь относительное существование. 33. Два аспекта гнева У гнева есть два аспекта. Один проявленный, а другой непроявленный. Первый — это то, что мы видим внешне: повышенный голос, выпученные красные глаза, дрожащее тело. Второй аспект более субъективен — колебания ума, отсутствие правильного мышления и печаль в сознании. Именно этот последний аспект следует преодолеть и победить. Первый же, если его можно проявить без его субъективного содержания, будет чем-то, что не является гневом в строгом смысле этого слова, хотя со стороны выглядит именно так. Тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что иногда необходимо применить оружие, ведь есть люди, которые не готовы слушать то, что говорится с любовью. Так что меняйте тон, повышайте голос, и если это не помогает, то используйте резкие слова. Это подобно игре в гнев. Есть один гнев, который возникает беспомощно, и есть другой, который вызывается намеренно. Пока вы контролируете ситуацию, не имеет значения, повысили ли вы голос или даже проявили строгость. Идеальный способ — найти методы решения ситуации со спокойным умом, но реакции зависят от ситуации, поэтому иногда они должны меняться. Применяйте оружие, если это необходимо, но сначала научитесь им владеть. 34. Понимание гнева и эго Люди, которые проявляют насилие, являются жертвами неких внутренних процессов. Они на самом деле не осознают этого. Первый и главный ущерб наносится им самим. Человек, охваченный гневом, сначала превращает в ад свою собственную жизнь. Этот человек просто не понимает, где его слабое место. В основе своей гнев возникает, когда вы думаете, что только ваше знание — правильное. Здесь имеет место стремление доминировать над другими. Присутствует большая спешка, а также нетерпимость. Если понаблюдать внимательно, в таких умах идёт процесс изоляции. Человек продолжает ограничивать и отделять себя от других, и всё это из-за раздутого мнения о самом себе. Это воображаемое, изолирующее и раздутое мнение о себе является основой эго и всех его порождений, таких как гнев. Это эгоцентричное существование по своей сути небезопасно, ограниченно и никогда не удовлетворяется. Чем больше эта изолирующая эгоцентричность плетёт вокруг себя кокон, тем больше такой человек чувствует удушье, и именно это прорывается наружу. Такие отчаявшиеся люди на самом деле пытаются найти способ выйти из собственных панцирей. Они просто не знают настоящей проблемы. Как только это эго возникает, возможность любви попросту исчезает. Эго и любовь не могут сосуществовать. Эго живёт для себя, в то время как в любви вы настолько заботитесь о другом, что порой даже не помните о себе. Эго проистекает из неуверенности и ограниченности, в то время как любовь встречается только у людей, которые имеют в себе аромат внутренней удовлетворённости. Эго, как и любая другая иллюзия, является продуктом неверного восприятия истинной природы своего «Я», и поэтому решение заключается в прямом постижении истины о себе. Однако это путешествие возможно только при наличии правильного окружения и воздействия правильных мыслей. Должно произойти нечто, что заставит человека задуматься. Если с великим смирением кто-то начинает искать истину о себе, то открываются различные вещи о нас самих, которые мы никогда не могли даже представить, и в этом процессе наши заблуждения эгоцентричного существования отпадают. Только тогда любовь получает реальный шанс проявиться. До этого же идёт постоянная борьба.