Помни о смерти

Тема в разделе 'Лакшми', создана пользователем Лакшми, 5 дек 2018.

  1. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    Смерть

    Кришнамурти.Дж

    Теперь постараемся разобраться в вопросе смерти, которая для большинства людей является огромной проблемой. Вы знаете смерть – она всегда рядом с вами. Можно ли подойти к ней целостно, чтобы вы не создали этой проблемы вообще? Для того, чтобы подойти к ней таким образом, всякая вера, надежда, всякий страх по отношению к ней должны прекратиться. Ибо иначе вы подойдете к этому необычайному явлению с умозаключением, представлением, заранее имеющейся тревогой, и, таким образом, ваш подход будет связан со временем.
    Раскрыть Спойлер

    Время – это интервал, промежуток между наблюдающим и наблюдаемым. Это значит, что наблюдающий, которым являетесь вы, боится встретить то, что называется смертью. Вы не знаете, что это такое. У вас имеются всякого рода надежды, теории относительно нее; вы верите в перевоплощение, или воскресение, или в нечто, именуемое душой, атманом, духовной сущностью, которая пребывает вне времени и которую вы называете по‑разному; но выяснили ли вы для себя вопрос существования души? Или это идея, которую вам внушили? Существует ли что‑либо постоянное, продолжающееся за пределами мысли? Если мысль может об этом думать, значит это находится в сфере мышления и, следовательно не может быть постоянным. В сфере мышления нет ничего постоянного. Чрезвычайно важно осознать это, ибо только тогда вы будете свободны видеть, а в этой свободе – великая радость.

    Вы не можете испытывать страх перед неизвестным, так как вы не знаете, что оно такое, и, следовательно, нет того, чего вам надо бояться. Смерть – это слово, а слово, образ – это то, что вызывает страх. Итак, можете ли вы смотреть на смерть без образа смерти? Пока существует образ, представление, из которого возникает мысль, эта мысль должна всегда порождать страх. Тогда вы или стараетесь страх смерти побороть рассудком и сопротивляться неизбежному, или придумываете бесчисленные верования, чтобы защитить себя от страха смерти. Таким образом, создается брешь, интервал между вами и тем, чего вы боитесь. В этом пространственно‑временном интервале должен существовать конфликт, который есть страх, тревога и жалость к себе. Мысль, порождающая страх смерти, говорит: «Давай отсрочим ее, давай избежим ее, будем держать ее как можно дальше, не будем думать о ней», – но вы о ней думаете. Когда вы говорите: «Я не буду о ней думать», вы уже думаете, как ее избежать. Вы боитесь смерти, потому что хотите ее отсрочить.

    Мы отделили жизнь от умирания, и этот интервал между жизнью и умиранием есть страх. Этот интервал, это время создано страхом. Жизнь – это наши каждодневные муки, обиды, печали, смятения со случайными проблесками, когда мы, как в раскрывающееся окно, видим полное красоты море. Вот что мы называем жизнью, и мы боимся умереть, что означало бы прекратить эти страдания. Мы готовы цепляться за известное, чтобы не оказаться лицом к лицу с неизвестным. Известное – это наш дом: наша обстановка, наша семья, наш характер, наша работа, наши знания, наши слова, наше одиночество, наши боги, – все то мелкое, что образует нескончаемый круговорот в самом себе со своим собственным ограниченным шаблоном полного горечи существования.

    Мы думаем, что жизнь протекает всегда в настоящем и что смерть – нечто такое, что ожидает нас в отдаленном времени. Но мы никогда не задавали себе вопрос, является ли эта борьба каждодневной жизни жизнью вообще. Мы хотим знать истину о перевоплощении. Мы хотим получить доказательства, что наша душа будет продолжать жить; мы прислушиваемся к утверждению ясновидящей и выводам из психологических исследований, но мы никогда не спрашиваем, как жить, жить с восторгом, очарованием каждый день. Мы примирились с жизнью, какая она есть, со всей ее болью и отчаянием, мы к ней привыкли и думаем о смерти как о чем‑то, чего надо стараться избежать. Но смерть – нечто такое же необычайное, как и жизнь, если мы знаем, как жить, Вы не можете жить без умирания. Вы не можете жить, если вы не умираете психологически каждую минуту. Это не интеллектуальный парадокс. Чтобы жить полно, целостно, в каждом дне открывая все новую и новую прелесть, нужно умирать для всего вчерашнего; если этого нет, вы живете механически, а механический ум никогда не сможет узнать, что такое любовь или что такое свобода.

    Большинство из нас боится умирания, потому что мы не знаем, что значит жить, мы не знаем, как жить, и поэтому не знаем, как умирать. До тех пор, пока мы испытываем страх перед жизнью, мы будем бояться смерти. Человек, который не боится жизни, не страшится и полной беззащитности, ибо он понимает, что внутренне, психологически никакой защищенности не существует. Когда нет уверенности в безопасности, имеет место нескончаемое движение, и тогда жизнь и смерть – одно и то же. Человек, живущий без конфликта, живущий в красоте и любви, не боится смерти, так как любить – значит умирать. Если вы умираете для всего, что вы знаете, включая вашу семью, ваши воспоминания, все, что вы чувствовали, тогда смерть – очищающий, обновляющий процесс; тогда смерть приносит чистоту, невинность, и только невинные, чистые люди обладают страстью, а не те, которые верят и хотят выяснить, что же произойдет после смерти. Для того, чтобы действительно выяснить, что произойдет после, когда вы умрете, вы должны умереть. Вы должны умереть не физически, но психологически, внутренне умереть для всего, чем вы дорожите и что вас огорчало. Если вы умрете хотя бы для вашего одного удовольствия, самого малого или самого большого, умрете естественно, без какого‑либо усилия или аргументации, вы будете знать, что значит умирать. Умирать – значит иметь ум совершенно пустой от своего собственного содержания, от своих повседневных стремлений, удовольствий и мук. Смерть – это обновление, мутация, в которой мысль совершенно не функционирует, так как мысль есть старое. Когда приходит смерть, возникает нечто совершенно новое. Свобода от известного есть смерть. И только тогда вы живете.

  2. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    Бессмысленность личных желаний перед лицом смерти

    Зайдите на кладбище и подумайте о желаниях и личных стремлениях тех людей, что похоронены там. Чего они теперь стоят? Столько же стоят и ваши.

    Представьте где-нибудь там и свою могилу и задумайтесь над ней: насколько важны ваши стремления и достижения? Чего они стоят? Стоят ли они вообще времени, отпущенного на жизнь, или его можно использовать с большей пользой? Ведь все ваши обретения останутся здесь, на кладбище. Даже память о них не останется вам. Это нужно очень глубоко осознать, не отмахиваться от смерти.

    Это означает взросление, это означает начало проявления мудрости. Обязательно сходите на кладбище и поразмышляйте о бренности вашего бытия. Об этом нужно размышлять сейчас, а не когда «жареный петух клюнет». Не забывайте о смерти никогда, всегда ощущайте её «за спиной», потому что в свете её осознания все ваши желания и стремления потеряют смысл, вы перестанете гоняться за «мыльными пузырями». Этим вы сильно ослабите хватку личности, потому что она как раз и состоит из всех ваших стремлений и желаний.

    Ослабление хватки личности, отказ от желаний и личных стремлений – это не предписание к практике, а результат осознания бессмысленности всех личных достижений, результат осознания бренности бытия личности, возможности её смерти в любой момент.

    В свете осознания смерти личности любые её мнения также теряют смысл. Какая сейчас разница, какие личные мнения имел человек, закопанный под могильным камнем? Если при возникновении любого желания, стремления или мнения вспоминать свою будущую могилку, то они сразу теряют смысл, отпадают. А без них нет и личности, ведь именно из мнений, желаний, стремлений и достижений как раз и «сделаны» наши личности.

    Вы же понимаете, что человек, которым вы себя ошибочно считаете, не будет жить вечно? Не прячьтесь от этого понимания, наоборот, используйте его максимально! Оно поможет вам избавиться от всех иллюзий на свой счёт и ослабит хватку личности. Индивидуальные качества останутся, пока живо тело, а вот ощущение своей обособленности исчезнет.

    Ваше «я» (самосознание) ни от чего не обособлено! Только став ничем и ничего себе не присваивая, ни заслуг, ни вины, ни достижений, вы ощутите единство с Брахманом, которое и есть просветление. Только когда я забываю о себе, только когда я ничто, «пыль на дороге», только тогда есть единство меня и Божественной Сущности, только тогда я ощущаю, что я «за пазухой у Бога».

    Из книги "К вопросам о самореализации, или что такое просветление"
  3. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    Смерть — это ваш единственный истинный друг

    Смерть это ключ к жизни. Смерть определяет жизнь, придаёт ей форму, значение и контекст. Без ясного и честного отношения к нашей смертности мы живём, постоянно скрючившись в неуклюжей духовной позе, в густом сером тумане, создающем адскую иллюзию жизни, которая растягивается бесконечно во всех направлениях.

    Мы гомогенизировали свою жизнь, спрятав стороны, которые нас пугают, и таким образом исключив из жизни всю её неотложность. Мы вынули смерть из жизни, и это позволило нам жить неосознанно. Смерть никуда не ушла, конечно, мы просто отвернулись от неё, притворились, что её нет. Если мы хотим пробудиться – и это очень большое если – тогда мы должны принять смерть обратно в свою жизнь. Смерть это наш персональный дзен мастер, наш источник силы, наш путь к ясности, но мы должны перестать убегать от неё в слепой панике. Нам нужно лишь остановиться и обернуться – и вот она, на расстоянии в пару дюймов, глядит немигающим взором, и палец её каждый миг готов опуститься. Этот палец – единственная истинная вещь в царстве сна, и он, без сомнения, когда-нибудь опустится.

    Осознавание смерти это универсальная духовная практика. То, что мы ищем в книгах и журналах, в учениях и учителях, в древних культурах и чужих землях, всё это время дышало прямо нам в шею. Это не просто ещё одна поднимающая настроение духовная техника, с которой вы позабавляетесь пару недель и будете обвинять самого себя, что она не сработала. Смерть всегда срабатывает. Смерть — это ваш единственный истинный друг, который никогда не покинет вас, и которого никто у вас не отнимет. Она искромсает всякую ложь, поднимет на смех любую веру, сведёт на нет любую суету, и доведёт эго до абсурда. Она сидит рядом с вами прямо сейчас. Если вы хотите что-либо узнать, спросите её. Смерть никогда не лжёт.

    Джед МакКенна
  4. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    БЕЗ ПЯТИ МИНУТ ТРУПЫ

    Здравствуй, живой, ты — без пяти минут мёртвый! Мы все без пяти минут трупы. Жизнь стремительно иссякает, а для вечности она и вовсе краткий миг. Один вдох, один выдох. Осознание смерти, постоянное ощущение неминуемого, и отсутствие знания о том, когда она тронет за плечо, позволяют прямо сейчас осознать себя трупом. Города наши, как кладбища для жития тех, кто без пяти минут мёртвые, в которых постоянно культивируется жизнь. Полумёртвые непременно хотят жить, поэтому выдумывают ценности жизни. Но всё, что кроется за этими ценностями, превозносящими рождение, творение, красоту, любовь — умрёт. Кто-то скажет, что они полезны, кто-то, что бесполезны, но что они для вечности: эстафета иллюзий полумёртвых людей перед своим исчезновением?

    Раскрыть Спойлер

    На этом кладбище искусственного людского мира один полумёртвый мнит себя важнее другого полумёртвого. Полумёртвые хотят найти лучшее место под Солнцем для своей плоти, в которой без пяти минут поселятся черви. Но пока тела ещё двигаются, психику полумёртвых поедают черви предрассудков, сугубо эгоистического и антропоцентрического подхода к жизни, не оправданного ничем. Черви пороков, невежества, деструктивных программ и установок, тоталитарных идеологий и верований, ослепляющих иллюзий, тюремных норм и шаблонов. Куда бы полумёртвые ни шли, куда бы ни ездили — никуда они не идут, не едут. Лишь неосознанно суетятся на земле, которую из блаженного сада превращают в выжженное поле экспериментов. Полумёртвый эксплуатирует полумёртвого, чтобы давиться плотскими «прелестями жизни». Полумёртвый ненавидит, давит, убивает себе подобных, объясняя свои поступки очередными благими галлюцинациями. Играет в примитивные игры. Бежит по головам, чтобы упасть в могилу, оставив всё, чем «обладал».
    Слышишь, живой, без пяти минут мёртвый, у тебя есть только твои пять минут осознанности и взгляда в собственную смерть. Пять минут танца на краю могилы. Пять минут глубинного самоосознания. Так пляши свой последний танец жизни, что всегда на грани смерти. Жизни, что не уподобилась людскому разложению. Прокричи свой истошный вопль отчаяния и непримиримости с реальностью вместо культивирования людских галлюцинаций, рождаемых за пять минут до гниения. Вбери в себя всё, что тебе хочется, чтобы всё это отпустить и оставить. Как первый вдох для последнего выдоха. Запусти руки в прах, ведь только прах тебе доступен. Покрой им своё лицо, и посмотри во Вселенную, что потусторонней Бездной стоит за каждой крупинкой земли твоей могилы. Могилы, в которой ты родился, и в которой ты умрёшь. У тебя есть пять минут свободной воли, торжества твоих лучших качеств, пять минут самовыражения, исследования, единения, пять минут пробуждения перед прыжком в неизвестность.
    Не время цепляться за полумёртвых, и уж тем более за грёзы, порождаемые умом, не желающим принять собственную смерть. Вот же мы, вот же наша жизнь, вот наши актуальные занятия, вот наш постоянный взгляд в будущее, и переосмысление прошлого. Мы очень привыкли к земной жизни, словно она будет всегда. Становясь на позицию самой смерти, смотришь на себя её пустыми глазницами, и понимаешь, что, много ли, мало, ты себя любишь, но ты вынужден исчезнуть и сгнить самым отвратительным образом, который уравнивает всех. Привыкнуть к мысли о своей смертности — не значит глубоко осознать смерть. Осознать смерть — значит осознать неотвратимое расставание с самим собой и теми, кто смог быть рядом. Дико быть живым, смеяться, вынашивать планы, творить, познавать, умиляться, любить, плакать, ощущать неповторимый мир, но при этом доподлинно знать, что самым жёстким образом обречён на отключение от себя, от жизни, как кукла, которая ещё и не знает когда и как это может произойти.
    Полумёртвые находятся в постоянном отрицании смерти. Они откладывают её на потом, и мысли о ней на потом. Всегда на потом, потому что очень привязаны к себе, и к жизни, какой бы она ни была. Им хочется отодвинуть смерть, расширив пространство жизни. А она просто случается. Внезапно, потому что разум не ждёт её так, как смерти может ждать жертва на гильотине, которой вот-вот отрубят голову. Сколько бы о ней ни думали. Пока не нагрянут те самые секунды агонии.
    Так возьми свои кости, живой, без пяти минут мёртвый, и бей ими в колокол смерти, чтобы пробудить спящих для их последнего танца. Последнего макабра, последней пляски смерти! Самого безумного движения на этой планете. Возьми свои кости, издай сквозь них последний гул — отклик от всего живого для Вечности, что породила нас и холодом окутала рассудок. Возьми свои кости и продырявь своё бренное тело, чтобы горячая кровь согрела его в предсмертный час. Оставшимися костями спляши, чтобы втыкались они в сырую от наших слёз горя и радости землю. За секунду до смерти, живой, вырви своё сердце из груди и брось его со всей силы — за пределы Млечного Пути. И пусть оно летит за всевозможные пределы, о которых мы мечтали. Пусть почувствует всё то, что почувствовать мы бы хотели. Пусть достигнет невозможного, которым мы, живые, горели.

    Автор: Леонид Арчегениус
  5. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    ПАМЯТОВАНИЕ О СМЕРТИ

    На определённом этапе практика памятования о смерти в повседневности становится немного наскучившей приторной идеей, почти не имеющей силы. В этом случае, если вокруг вас не умирают близкие люди, и вы почти не бываете на кладбище — стоит посетить это место, чтобы обновить ощущения. Памятовать о смерти на кладбище, особенно на мрачном российском, это не то, что памятовать об этом в обыденности. Осознание становится намного глубже и сильнее.
    Раскрыть Спойлер

    Ещё неизвестно что можно там встретить. Однажды я видел там умирающую собаку, оказавшуюся в «капкане» непреодолимых обстоятельств. И это стало для меня более шокирующим впечатлением, чем само жуткое кладбище. Собака, время и неминуемая погибель. Травмирующее впечатление. Именно такие аспекты реальности многие люди обычно игнорируют, пребывая в иллюзиях о добром и хорошем мире.

    Мировосприятие, напитавшееся от атмосферы кладбищенского измерения, можно переносить в повседневность. Жизнь и смерть сливаются воедино. Видишь окружающих людей, как живых мертвецов, будто бы смотрящих на тебя потускневшими глазами со своих будущих могильных плит. На самом деле, все, кого мы не знаем, кто не входит с нами в контакт — в каком-то смысле мертвы для нас, потому что мы не знаем их, и никогда не узнаем, не дотронемся до их жизни. Они что живые, что мёртвые, так как никакого прямого отношения к нам не имеют.

    Часто кладбища находятся прямо в городе, а не на его окраине, но когда выходишь из них в сам город, то понимаешь, что общественное сознание вытесняет измерение мёртвых, как и тему смерти из пространства живых. В пространстве живых принято изолировать всякого рода мертвечину. И даже разного рода памятники погибшим в боевых конфликтах не несут в себе силы смерти. Подлинное ощущение атмосферы смерти утрачивается из-за общественного заезженного ритуализма. Два разных мира — до тех пор, пока не случится смертоносное происшествие, которое уже не упрятать от глаз общества так быстро, как это обычно делается.

    Есть и другие примеры, наводящие на мысль о смерти. Я бы назвал их ликами смерти и разрушения, разрывающими обыденный поток ума. В частности, врезался в память образ одной девочки, которую я мог наблюдать в неврологическом отделении больницы. Точного диагноза я не знаю, но по разговорам я понял, что у девочки с рождения серьёзные проблемы с сосудами и кровоснабжением мозга. Она не могла ни сидеть, ни стоять, ни ходить нормально. Головокружение, тошнота, нарушение координации движений, общее неудовлетворительное состояние. Девушка всё время находилась возле своей заботливой мамы. Из бесед, которые я невольно слышал, я понял, что девочка обречена вот так вот «жить».

    Для меня это всегда болезненные, но отрезвляющие наблюдения. В них есть глубина ощущения бытия, глубина сравнения. На фоне чужих мучений, когда у человека нет нормальной жизни, нет будущего, кроме как постоянного страдания и агонии — та часть мира, которая в здоровом состоянии не находит в жизни ничего, кроме плотских развлечений, тупого веселья, деградации, алкоголя и наркотиков до рвоты и посинения, и прочего беснования, видится такой мерзкой и глупой. Если бы люди чаще обращались к таким живым примерам боли и невозможности жить полноценной жизнью, которую другие воспринимают как поле для воплощения собственного идиотизма — мир мог бы быть другим. Меня лично трогают такие примеры другой жизни рядом, которая не есть какая-то отдельная реальность, а всё та же самая общая действительность, в которой сосуществуют разные примеры экзистенции и разная степень касания смерти.

    Автор: Leonid Archgenius
  6. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    image (1).jpg

    Память смертная и ея плоды

    Храните память Божию и память смертную. От них страх Божий будет в силе. От страха – внимание к себе и всем делам своим, мыслям и чувствам. От сего трезвенная благоговейная жизнь. От сей – страстей подавление. От сего – чистота. От чистоты – с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувствами.

    Трудитесь. Труд все преодолевает с Божией помощию.

    27 декабря 1888 г.
  7. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    Память смертная

    Для начала я хотел бы попытаться рассеять отношение к смерти, которое выработалось у современного человека: страх, отвержение, чувство, будто смерть - худшее, что может с нами произойти, и надо всеми силами стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь.
    Раскрыть Спойлер

    В древности, когда христиане были ближе и к своим языческим корням, и к волнующему, потрясающему опыту обращения, к откровению во Христе и через Него Живого Бога, о смерти говорили как о рождении в вечную жизнь. Смерть воспринималась не как конец, не как окончательное поражение, а как начало. Жизнь рассматривалась как путь к вечности, войти в которую можно было открывшимися вратами смерти. Вот почему древние христиане так часто напоминали друг другу о смерти словами: имей память смертную; вот почему в молитвах, которые, как драгоценное наследие, передал нам Иоанн Златоустый, есть строки, где мы просим Бога дать нам память смертную. Когда современный человек слышит подобное, он обычно реагирует неприятием, отвращением. Означают ли эти слова, что мы должны помнить: смерть, точно дамоклов меч, висит над нами на волоске, праздник жизни может трагически, жестоко окончиться в любой момент? Являются ли они напоминанием при всякой встречающейся нам радости, что она непременно пройдет? Значат ли они, что мы стремимся омрачить свет каждого дня страхом грядущей смерти? Не таково было ощущение христиан в древности. Они воспринимали смерть как решающий момент, когда окончится время делания на земле, и, значит, надо торопиться; надо спешить совершить на земле все, что в наших силах. А целью жизни, особенно в понимании духовных наставников, было - стать той подлинной личностью, какой мы были задуманы Богом, в меру сил приблизиться к тому, что апостол Павел называет полнотой роста Христова, стать - возможно совершеннее неискаженным образом Божиим.

    Апостол Павел в одном из Посланий говорит, что мы должны дорожить временем, потому что дни лукавы. И действительно, разве не обманывает нас время? Разве не проводим мы дни своей жизни так, будто наскоро, небрежно пишем черновик жизни, который когда-то перепишем начисто; будто мы только собираемся строить, только копим все то, что позднее составит красоту, гармонию и смысл? Мы живем так из года в год, не делая в полноте, до конца, в совершенстве то, что могли бы сделать, потому что "еще есть время": это мы докончим позднее; это можно сделать потом; когда-нибудь мы напишем чистовик. Годы проходят, мы ничего не делаем, - не только потому, что приходит смерть и пожинает нас, но и потому, что на каждом этапе жизни мы становимся неспособными к тому, что могли сделать прежде. В зрелые годы мы не можем осуществить прекрасную и полную содержания юность, и в старости мы не можем явить Богу и миру то, чем мы могли быть в годы зрелости. Есть время для всякой вещи, но когда время ушло, какие-то вещи уже осуществить невозможно.

    Я не раз цитировал слова Виктора Гюго, который говорит, что есть огонь в глазах юноши и должен быть свет в глазах старика. Яркое горение затухает, наступает время светить, но когда настало время быть светом, уже невозможно сделать то, что могло быть сделано в дни горения. Дни лукавы, время обманчиво. И когда говорится, что мы должны помнить смерть, это говорится не для того, чтобы мы боялись жизни; это говорится для того, чтобы мы жили со всей напряженностью, какая могла бы у нас быть, если бы мы сознавали, что каждый миг - единственный для нас, и каждый момент, каждый миг нашей жизни должен быть совершенным, должен быть не спадом, а вершиной волны, не поражением, а победой. И когда я говорю о поражении и о победе, я не имею в виду внешний успех или его отсутствие. Я имею в виду внутреннее становление, возрастание, способность быть в совершенстве и в полноте всем, что мы есть в данный момент.


    Антоний Сурожский
  8. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    Антоний Сурожский (продолжение)...

    Личные воспоминания: смерть матери

    Моя мать три года умирала от рака. Ее оперировали - и неуспешно. Доктор сообщил мне это и добавил: "Но, конечно, вы ничего не скажете своей матери". Я ответил: "Конечно, скажу", И сказал.
    Раскрыть Спойлер

    Помню, я пришел к ней и сказал, что доктор звонил и сообщил, что операция не удалась. Мы помолчали, а потом моя мать сказала: "Значит, я умру". И я ответил: "Да". И затем мы остались вместе в полном молчании, общаясь без слов. Мне кажется, мы ничего не "обдумывали". Мы стояли перед лицом чего-то, что вошло в жизнь и все в ней перевернуло. Это не был призрак, это не было зло, ужас. Это было нечто окончательное, что нам предстояло встретить, еще не зная, чем оно скажется. Мы оставались вместе и молча так долго, как того требовали наши чувства. А затем жизнь пошла дальше.

    Но в результате случились две вещи. Одна - то, что ни в какой момент моя мать или я сам не были замурованы в ложь, не должны были играть, не остались без помощи. Никогда мне не требовалось входить в комнату матери с улыбкой, в которой была бы ложь, или с неправдивыми словами. Ни в какой момент нам не пришлось притворяться, будто жизнь побеждает, будто смерть, болезнь отступает, будто положение лучше, чем оно есть на самом деле, когда оба мы знаем, что это неправда. Ни в какой момент мы не были лишены взаимной поддержки. Были моменты, когда моя мать чувствовала, что нуждается в помощи; тогда она звала, я приходил, и мы разговаривали о ее смерти, о моем одиночестве. Она глубоко любила жизнь. За несколько дней до смерти она сказала, что готова была бы страдать еще 150 лет, лишь бы жить. Она любила красоту наступавшей весны; она дорожила нашими отношениями. Она тосковала о нашей разлуке: Oh, for the touch of a vanished hand and the sound of a voice that is still...(О, хоть руки прикосновенье! О, хоть услышать голос смолкший...(Теннисон).

    Порой, в другие моменты мне была невыносима боль разлуки, тогда я приходил, и мы разговаривали об этом, и мать поддерживала меня и утешала о своей смерти. Наши отношения были глубоки и истинны, в них не было лжи, и поэтому они могли вместить всю правду до глубины.

    И кроме того, была еще одна сторона, которую я уже упоминал. Потому что смерть стояла рядом, потому что смерть могла прийти в любой миг, и тогда поздно будет что-либо исправить, - все должно было в любой миг выражать как можно совершеннее и полнее благоговение и любовь, которыми были полны наши отношения. Только смерть может наполнить величием и смыслом все, что кажется как будто мелким и незначительным. Как ты подашь чашку чаю на подносе, каким движением поправишь подушки за спиной больного, как звучит твой голос, - все это может стать выражением глубины отношений. Если прозвучала ложная нота, если трещина появилась, если что-то не ладно, это должно быть исправлено немедленно, потому что есть несомненная уверенность, что позднее может оказаться слишком поздно. И это опять-таки ставит нас перед лицом правды жизни с такой остротой и ясностью, каких не может дать ничто другое.
  9. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    Марк Аврелий "Наедине с собой. Размышления"

    Пойми не только то, что жизнь убывает с каждым днем и остается все меньшая ее доля, но и то, что при очень долгой жизни не всегда сохраняется сила мысли для понимания происходящего и постижения дел божеских и человеческих.

    Раскрыть Спойлер

    Если человек тупеет, это не отражается на его дыхании, пищеварении, воображении, желаниях и тому подобном. Но слабеет власть над самим собой. Он уже не понимает своих обязанностей, не способен разобраться в окружающем и не может дать себе отчет в том, что уж лучше расстаться с такой жизнью. Все это требует твердого разума, который уже потерян безвозвратно. Итак, нужно торопиться не только потому, что мы все ближе подходим к смерти, но и потому, что еще при жизни нас подстерегает потеря способности правильного понимания и наблюдения вещей...

    Гиппократ, исцелив множество болезней, сам заболел и умер. Халдеи предсказали многим смерть, а затем и их самих судьба настигла. Александр, Помпеи, Гай Цезарь, разрушив дотла столько городов и умертвив в боях десятки тысяч всадников и пехотинцев, в конце концов и сами расстались с жизнью. Гераклит, столько рассуждавший о всемирном пожаре, умер от водянки; не помог ему и коровий помет, которым он был намазан. Демокрита заели паразиты, Сократа убили тоже своего рода паразиты. Но какой вывод из всего этого? Ты взошел на корабль, совершил плавание, достиг гавани: пора слезать...

    Не расточай остатка жизни на мысли о других, если только дело не идет о чем-либо общеполезном. Ведь раздумывая о том, кто что делает и ради чего он это делает, кто что говорит, замышляет и предпринимает, ты упускаешь другое дело: все подобное отвлекает от забот о собственном руководящем начале. Надлежит удалять из своих представлений все бесцельное и праздное, а в особенности все, внушаемое любопытством и злобой. Следует приучать себя только к таким мыслям, относительно которых на внезапный вопрос: "О чем ты теперь думаешь?", ты мог бы откровенно ответить, что о том-то и о том-то. Эти мысли исполнены искренности, и благожелательности и достойны существа общежительного, гнушающегося чувственных удовольствий, наслаждений, строптивости, зависти, подозрительности и всего, что заставит покраснеть при сознании, что оно было в тебе. Человек, никогда не оставляющий попечения о том, чтобы быть в числе наилучших, есть жрец и пособник богов. Он дружен и с живущим внутри его божеством, которое делает человека недосягаемым для наслаждений, неуязвимым для страданий, чуждым всякой гордыне, нечувствительным к какому бы то ни было проявлению злобы, борцом в величайшей борьбе, где он должен противостать всем страстям. Оно побуждает его глубоко проникнуться справедливостью и от всей души приветствовать все происходящее и выпадающее на его долю. А о том, что говорит, делает или помышляет другой человек, следует думать не часто, в случае, если этого требует великое и общеполезное дело. Такой человек занят исключительно своими личными делами, а постоянным предметом его размышлений является жребий, предуготовленный ему строением Целого. Первое он стремится довести до совершенства, а что касается второго, то он твердо уповает на его благость. Ибо жребий, выпадающий на долю каждого, и приноровлен к нему и полезен. Он помнит также, что все разумное в родстве между собой, что забота о всех людях отвечает природе человека, но ценно одобрение не всех людей, а только живущих согласно природе. Он никогда не упускает из виду, что представляют собою те, кто живут не так, каковы они дома и вне дома, ночью и в течение дня, и с кем, и какую водят дружбу. И похвалу людей, которые и сами-то себя не удовлетворяют, он не ставит ни во что. Итак, следует быть исправным, а не исправляемым.

    Никогда не считай полезным для себя то, что когда-либо побудит тебя преступить обещание, забыть стыд, ненавидеть кого-нибудь, подозревать, клясть, лицемерить, пожелать чего-нибудь такого, что прячут за стенами и замками. Ведь тот, кто отдал предпочтение своему разуму, своему гению и служению его добродетели, не надевает трагической маски, не издает стенаний, не нуждается ни в уединении, ни в многолюдстве. Он будет жить, – и это самое главное, – ничего не преследуя и ничего не избегая. Его совершенно не беспокоит, в течение большего или меньшего времени его душа будет пребывать в телесной оболочке, и когда придет момент расставания с жизнью, он уйдет с таким же легким сердцем, с каким он стал бы приводить в исполнение что-нибудь другое из того, что может быть сделано с достоинством и честью...
  10. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    Марк Аврелий "Наедине с собой. Размышления"

    Не живи так, точно тебе предстоит еще десять тысяч лет жизни. Уже близок час. Пока живешь, пока есть возможность, старайся стать достойным...
    Раскрыть Спойлер

    Тот, кто мечтает о посмертной славе, упускает из виду, что каждый, помнящий о нем, сам скоро умрет, за ним последует и тот, кто унаследовал ему, и так до тех пор, пока не угаснет вся память, пройдя поколения помнивших и обреченных. Но допусти, что бессмертны помнящие о тебе и неистребима память. Что тебе до этого? Я не говорю уже, что это – ничто для умерших. Но что до похвалы живому, кроме разве имущественных выгод? Оставь же теперь заблаговременно заботы, об этом суетном даре, зависящем только от людской молвы....

    Окинь мысленным взором хотя бы времена Веспасиана, и ты увидишь все то же, что и теперь: люди вступают в браки, взращивают детей, болеют, умирают, ведут войны, справляют празднества, путешествуют, обрабатывают землю, льстят, предаются высокомерию, подозревают, злоумышляют, желают смерти других, ропщут на настоящее, любят, собирают сокровища, добиваются почетных должностей и трона. Что сталось с их жизнью? Она сгинула. Перенесись ко временам Траяна: и опять все то же. Опочила и эта жизнь. Взгляни, равным образом, и на другие периоды времени в жизни целых народов и обрати внимание на то, сколько людей умерло вскоре по достижении заветной цели и разложилось на элементы. Чаще же всего следует возвращаться к тем, которых ты знал лично, как людей стремящихся к суетному и пренебрегавших делом, отвечавшим их собственному строю, не остававшихся ему верными и не довольствовавшихся им. Необходимо также помнить, что внимание, уделяемое каждому делу, оценивается по нему и должно быть соразмерно ему. Таким образом, если ты не будешь заниматься незначительными делами более, чем приличествует, то не придется тебе и разочаровываться.


    Твой конец уже близок, а ты все еще не отрешился от всего искусственного, все еще не свободен от треволнений, все еще опасаешься вреда извне, не преисполнен благосклонности ко всем, не понимаешь, что мудрость исключительно в справедливой деятельности.

    Зло коренится для тебя не в руководящем начале других людей и не в превращениях и изменениях твоего тела. – "Но где же?". – В твоей способности составлять себе убеждение о зле. Пусть эта способность пребывает в покое даже тогда, когда наиболее ей близкое, ее тело, режут, жгут, когда оно гноится и гниет, т.е. пусть она рассудит, что нет ни добра, ни зла в том, что равно может случиться как с дурным, так и с хорошим человеком. Ведь то, что одинаково может случиться как с живущим в противоречии с природой, так и с живущим согласно ей, то согласно то согласно с природой и не идет против нее.

    "Человек – это душонка, обремененная трупом", как говорил Эпиктет.

    Если бы кто-нибудь из богов сказал тебе, что ты умрешь завтра или уже во всяком случае послезавтра, то едва ли ты стал бы добиваться, чтобы это произошло послезавтра, если ты не труслив до низости. Ибо ничтожна разница! Точно так же не считай очень важным, умрешь ли ты по истечении многих лет или же завтра!

    Всегда размышляй о том, сколько умерло врачей, хмуривших чело над ложем больного, сколько математиков, гордившихся своими предсказаниями смерти другим людям, сколько философов, распространявшихся о смерти и бессмертии; сколько воителей, загубивших множество людей, сколько тиранов, пользовавшихся своей властью над чужой жизнью с таким высокомерием, точно они сами были бессмертны. Сколько погибло целых городов, как Геликия, Помпеи, Геркуланум и бесчисленное множество других. Вспомни и тех, кого ты знал лично: один хоронит одного, другой – другого, а затем умирают и сами – и все это в течение краткого промежутка времени. Смотри на все человеческое, как на мимолетное и кратковечное – то, что было вчера еще в зародыше, завтра уже мумия или прах. Итак, проведи оставшийся момент времени в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая олива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее древу.

    Простое, но действенное средство для того, чтобы научиться презирать смерть – это воскрешать в памяти тех, кто жадно цеплялся за жизнь. Чем им лучше, нежели умершим преждевременно? Лежат где-нибудь и Катилиан, и Фабий, и Юлиан, и Лепид , и им подобные, многих схоронившие, а затем погребенные и сами. Разница во времени вообще незначительна, да и при каких условиях, с какими людьми и в каком жалком теле придется провести это время! Итак, не считай все это важным. Оглянись назад – там безмерная бездна времени, взгляни вперед – там другая беспредельность. Какое же значение имеет, по сравнению с этим, разница между тем, кто прожил три дня, и прожившим три человеческих жизни?

    Всегда иди кратчайшим путем. Кратчайший же – путь, согласный с природой: он в том, чтобы блюсти правду во всех речах и поступках.
    Подобное решение избавит тебя от утомления, борьбы, притворства и тщеславия.

    Еще немного – и ты прах или кости; останется одно имя, а то и его не найти. Имя же – пустой звук и бездушное эхо. Все блага, ценимые в жизни, суетны, бренны, ничтожны...
  11. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    Марк Аврелий "Наедине с собой. Размышления"

    Не презирай смерти, но будь расположен к ней, как к одному из явлений, желаемых природой. Ведь разложение есть явление того же порядка, что молодость, рост, зрелость, прорезывание зубов, обрастание бородой, седина, оплодотворение, беременность, роды и другие действия природы, сопряженные с различными периодами жизни. Поэтому человек рассудительный должен относиться к смерти без упорства, отвращения или кичливости, но ждать ее, как одного из действий природы.
    Раскрыть Спойлер

    И как ты теперь ждешь, пока дитя выйдет из утробы твоей жены, так следует ждать того часа, когда твоя душа сбросит с себя эту оболочку. Если же ты хочешь средства немудреного, но действительного, то лучше всего примирит тебя со смертью внимательный взгляд на предметы, которые тебе предстоит покинуть, и мысль о характере людей, с которыми твоей душе уже не придется соприкасаться. Ибо, хотя и не следует гневаться на них, а наоборот, надлежит и заботиться о них, и переносить их с кротостью, но в то же время не нужно забывать, что разлука предстоит тебе не с людьми единомыслящими. Ведь если вообще есть что-нибудь в жизни, что влекло бы к ней и в ней удерживало, то лишь одно: возможность жить в общении с людьми, усвоившими те же основоположения, что и мы. Но теперь ты видишь, насколько тягостно разномыслие с окружающими, и можешь воскликнуть: "Поспеши, смерть! чтоб мне самому не забыть о себе!"..

    Прекращение деятельности, приостановка стремления и способности убеждения и вообще смерть отнюдь еще не есть зло. Подумай только о возрастах, как то: детство, юность, молодость, старость. Ведь и в них всякое изменение – смерть. Но разве все это страшно? Подумай, далее, о своей жизни при деле, затем при матери и при отце и, всюду наталкиваясь на всяческие различия, изменения и прекращения, спроси себя: "Разве страшно все это?" Но в таком случае не страшны и прекращение, приостановка и изменение всей жизни...

    Скоро всех нас покроет земля, затем изменится и она, и то, что произойдет из нее, будет изменяться до бесконечности. И кто, размышляя над набегающими друг на друга с такой быстротой волнами изменений и превращений, не преисполнится презрения ко всему смертному?..

    Перебирая мысленно все предметы своей деятельности, спрашивай себя относительно каждого в отдельности, – не потому ли смерть страшна, что я его лишусь?..

    Помни о том, что все, руководящее тобою, таится внутри тебя самого. Здесь – дар слова, здесь – жизнь, здесь, если хочешь знать, весь человек. Никогда не отождествляй с этим облекающую его оболочку и присущие ей органы. Они подобны плотничьему топору, различаясь только тем, что даны нам от природы. И будь эти части лишены движущей и сдерживающей их причины, от них было бы не больше пользы, чем от веретена для ткача, от пера для пишущего, от бича для возницы...
  12. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    Юджин Голд
    ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ

    Представьте, что вам осталось жить всего лишь несколько минут, может быть, час, и каким-то образом вы точно узнали, когда вам суждено умереть. Что бы вы сделали с последним драгоценным часом своего пребывания на земле?

    Раскрыть Спойлер

    Если бы вы смогли завершить все свои дела за этот последний час, есть ли у вас сознание того, как это сделать?

    И испуская последний вздох, будете ли вы испытывать удовлетворение от того, что вы сделали в своей жизни все возможное для выполнения своих обязательств перед природой и своим "Я"?

    Важен не только сам последний час, важны и последние впечатления. "Последние впечатления" создают переход для будущих проявлений, если такие будут иметь место. Освобождение от низших гармоний ничего не дает, так как в конце концов все забывается, и тебя снова возвращают в этот мир. Забывается даже то, что ты хотел освобождения, чтобы стать Буддой...

    Органическая жизнь очень хрупкая. В любой момент планетарное тело может умереть. Оно всегда живет на волосок от смерти. И если вам удалось прожить еще один день, то это всего лишь нечаянно данный вам природой шанс. Если вам доведется прожить хотя бы еще час, то можете считать себя счастливчиком. С самого зачатия мы живем за счет времени, взятого взаймы.

    Живя в этом мире вы должны чувствовать смерть ежесекундно, поэтому держите свои дела в порядке, даже в последний свой час. Но как же узнать наверняка, который час окажется последним? Для верности улаживайте свои дела с природой и самим собой каждый данный вам час жизни, тогда вы никогда не окажетесь застигнутым врасплох....

    Спроси себя, кому придется туго, если ты умрешь, как собака. В момент смерти надо полностью осознавать себя и чувствовать, что ты сделал все возможное, чтобы во всей полноте использовать данную тебе жизнь.

    Сейчас вы знаете о себе не слишком много. Но с каждым днем вы копаете все глубже и глубже этот мешок с костями и узнаете все больше и больше подробностей. День за днем вы будете открывать для себя, что вы не успели сделать и что нужно переделать из того, что вами сделано. Реальный человек это тот, кто выжал из жизни все, что в ней было ценного, и сказал: "Теперь можно и умереть". Надо стараться прожить свою жизнь так, что в любой день можно было сказать себе: "Сегодня я могу умереть, ни о чем не жалея".

    Никогда не тратьте понапрасну последний час своей жизни, так как он может стать для вас самым главным. Если плохо им распорядиться, то потом можно пожалеть. То душевное волнение, которое вы сейчас испытываете, может стать для вас мощным источником той силы, которая может подготовить вас к безупречной смерти. Зная, что следующий час станет для вас последним, впитывайте впечатления, которые он вам принесет, как истинный гурман. Когда Госпожа Смерть вас позовет, будьте всегда к этому готовы. Мастер знает, как извлечь из каждого лакомого кусочка последнюю каплю самого ценного. Учитесь быть мастерами жизни.

    В молодости я учился ремеслу изготовления духов. Я учился получать из жизни ее эссенцию, ее тончайшие свойства. Во всем ищите наиболее ценное, умейте отделить тончайшее от грубого. Тот, кто научился извлекать эссенцию, самое ценное из каждого момента жизни, тот обладает сознанием любого качества.

    Он не способен на то, что сделал бы с миром какой-нибудь дикарь.

    Возможно, в последние мгновенья жизни у вас не будет выбора, где или с кем быть, но за вами останется выбор, насколько ценно вы их проведете. Умение извлекать ценное из жизни – то же самое, что извлекать из пищи, воздуха и впечатлений те субстанции, которые необходимы для построения высших тел. Если вы хотите извлечь из жизни самое ценное для себя, оно все равно должно служить высшему благу, себе достаточно оставить совсем немного. Работать над собой ради блага других – хитроумный способ получить лучшее от жизни для самого себя. Если вы не будете удовлетворены своим последним часом, значит, вы не будете довольны всей своей жизнью в целом. Умереть – значит пройти через нечто, что невозможно повторить вновь. Попусту тратить наше драгоценное время – значит, лишить себя возможности извлекать самое ценное из жизни...
  13. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    Юджин Голд
    ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ

    (продолжение...)

    Прожить в этом мире от начала до конца – означает еще одно проявление Абсолюта. Все великие философы очень тщательно готовились к приходу последнего часа своей жизни. А сейчас я вам дам упражнение на подготовку к своему последнему часу на земле. Постарайтесь не исказить ни одного слова из предлагаемого упражнения.

    Упражнение
    Раскрыть Спойлер

    Оглянитесь на только что прошедший час, как если бы он был для вас последним часом на земле, и вы только что осознали, что умерли. Спросите себя, довольны ли вы последним часом своей жизни?
    А теперь оживите себя вновь и поставьте перед собой цель в течение следующего часа (если вам посчастливится его прожить) извлечь из жизни немного больше, чем вам удалось в предыдущий час. Определите, где и когда Вам следовало быть более осознанным, где проявить больше внутреннего огня.

    А теперь откройте пошире ваши глаза: под этим я понимаю – откройте себя для больших возможностей, будьте чуть посмелей, чем вы были в предыдущий час. Поскольку вы знаете, что это ваш последний час и вам нечего терять, постарайтесь набраться мужества хотя бы теперь. Конечно, только без глупостей.

    Узнайте себя лучше, посмотрите на свою машину (тело) как бы со стороны... Теперь, когда умираешь, не к чему думать о том, как сохранить репутацию, свой престиж.

    И впредь, вплоть до действительно последнего часа, настойчиво стремитесь получить как можно больше ценного от жизни, развивайте интуицию. Каждый час тратьте хоть несколько мгновений, чтобы беспристрастно оценить час минувший, а затем настройтесь на то, чтобы извлечь еще больше полезного последующего часа.

    Если рассматривать каждый час как отдельную единицу жизни, делайте все, что в ваших силах, чтобы использовать каждую единицу жизни наиболее полно. Заставьте себя найти путь, который делал бы каждый последующий час больше, чем предыдущий, но одновременно, давал возможность рассчитаться с накопившимися на данный момент долгами. Увеличение самоощущения или самоосознания "Я", а также умение управлять собой, позволит изменить работу вашей машины, которую заносит, что служит указанием на действительные изменения. И совершенно неважно, что думает об этом сама машина.

    ...Прожить оставшуюся жизнь, репетируя час за часом свою смерть, – отнюдь не патология. Никто не может получить от жизни больше, чем больной раком, примерно знающий, когда он умрет. И если он тщательно продумал, как провести оставшиеся дни, он не станет менять в корне свою жизнь, однако может позволить себе съездить туда, куда давно его тянуло, но чего он не мог сделать при обычных обстоятельствах.

    Человек, который знает, что скоро умрет, постарается максимально использовать каждый оставшийся ему час жизни. Именно это имел ввиду Христос, когда говорил, что последние дни наступят скоро – дни перед Страшным Судом. Мы все стоим перед лицом Суда, но судят нас не другие люди, а мы сами даем окончательную оценку своей жизни. Мы не должны провалиться на самом серьезном экзамене, где самый серьезный судья наше "Я".
  14. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    "Спальный гроб", плюсы и минусы.

    Каждый практик, который хочет очистить себя от мирских привязанностей, имеет свой набор "инструментов" для этого, один из лучших методов напомнить себе о действительно важных вещах - часто вспоминать про Смерть. Одни для этого гуляют по кладбищам, рассматривая могилы и размышляя о тех, кто под землёй, об их судьбах, другие рассматривают истлевшие кости, третьи вспоминают похороны, на которых они были, вспоминая всех знакомых, кто перешёл за грань мира живых. Есть и более практические вещи, например - самому какое-то время полежать в земле или гробу.
    Раскрыть Спойлер

    "Это безумие", скажет кто-то. Многие удивятся - "зачем себя заранее хоронить, один раз живём?" Хоронить себя заранее, конечно, абсурд и психическое отклонение. А вот осознавать факт своей (внезапной) смертной природы - довольно полезно, это учит ценить время, людей, ресурсы. В Южной Корее, кстати, есть даже особая терапия - людей, склонных к суициду, помещают в гробы (кажется, на час), чтобы они полежали там и задумались о своей жизни, почувствовали её ценность. И это помогает. Однако, даже если такой склонности у человека нет, он вполне может периодически (!!!) использовать эту практику, так как привязанности быть не должно в том числе и к этому инструменту практики духовного развития.

    Итак, плюсы использования деревянного ящика заключаются в следующем:
    - хорошая защита от сквозняков;
    - очень быстро высыпаешься;
    - ты не просто думаешь о смерти, ты видишь себя в ящике, ты понимаешь, что однажды твоё обездвиженное тело останется в замкнутом помещении и никуда оттуда по своей воле уже не денется, это яркое осознание позволяет ценить жизнь и радоваться каждой новой секунде бытия, используя её разумно и с пользой.

    Но есть и минусы:
    - лежать на досках кому-то может показаться очень жёстким, в этом случае нужно подстелить что-то для комфорта, хотя для "полного погружения в процесс", конечно, нужно лежать на самих досках, но не_долго, особенно если ящик стоит на полу (я рекомендую всё же поставить его повыше, чтобы стоял как минимум в полуметре от пола, но стоял надёжно и не шатался);
    - людям с боязнью замкнутых пространств эта практика вряд ли будет приятной;
    - не всегда есть возможность для этой практики, вряд ли родственники, с кем Вы живёте под одной крышей, Вас в этом поймут и поддержат.

    О чём надо помнить:
    - вентиляция должна быть идеальной, крышку гроба лучше не использовать и спать без неё;
    - если уютнее под крышкой, сделайте в самом гробу побольше вентиляционных отверстий, иначе последствия будут довольно печальными;
    - это отличная практика для периодического (!) использования;
    - я настоятельно советую спать не в покупном гробу, а самому сколотить ящик из качественных, не токсичных (!!!) материалов, так как ящик для погребения тел и ящик для сна - это далеко не одно и то же.

    У меня самого вместо гроба, в его классическом представлении, дома стоит огромный деревянный короб, который я использую как стол, как ящик для вещей и как кровать, когда мне хочется вспомнить о Вечном. Ну или если надо быстро выспаться, в темноте и комфорте. Поскольку на гроб этот короб не похож внешне вообще никак (обтянут искусственной кожей, крышка выкрашена в чёрный цвет), в шутку называю его саркофагом, так как определённое сходство с ним всё же есть. Сплю там только по необходимости, а не каждую ночь. Сплю не на голых досках, а с комфортом, на нескольких слоях одеял, особенно во время тёмного полугодия. Когда ложусь туда и смотрю по сторонам, вспоминаю о тех, кого сам видел в гробах во время прощания с ними. Ярко пропускаю через сознание мысль, что самого ждёт такая же участь. Засыпаю. Высыпаюсь. Иду по делам. Всё.

    Спешу заметить, что подобная практика подойдёт не всем и не всегда. Повторюсь: часто использовать не нужно. Цель практики: ценить жизнь, но не привязываться к ней. Поэтому цените время, пока Ваше тело над землёй, а не под ней. Занимайтесь спортом, ешьте полезную еду, проводите всё время для всестороннего развития. В ящике лежать нужно для того, чтобы помнить о конечной точке жизненного пути, а не для того, чтобы эту точку ставить, пока ты живой. И это - очень важный момент.

    Также стоит вспомнить, что многие пожилые люди заранее заказывают себе гроб (а кто-то и надгробие), у кого-то он стоит в домах и напоминает о смерти. Вообще, отличная инвестиция в будущее. Да и для "memento mori" подходит очень хорошо.

    На этой позитивной мысли я завершаю данную статью, всем мира, позитива и добра.

    Саид Ши

  15. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    При каждом разрешении вопроса: поступать так или этак — спроси себя, как бы ты поступил, если бы знал, что ты умрёшь к вечеру, и при том никто никогда не узнал бы о том, как ты поступил.

    Лев Толстой, Круг чтения
  16. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    Небольшой отрывок из романа "Чума" А. Камю. "Это — роман-предупреждение, роман-предостережение, что также делает его вневременным и общечеловеческим" (Википедия).
    Раскрыть Спойлер

    По словам автора, содержание «Чумы» — это борьба европейского сопротивления против нацизма и фашизма. Но этим содержание его не исчерпывается. Как отметил Альбер Камю, он «распространил значение этого образа (чумы) на бытие в целом».

  17. Онлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    А. Камю "Чума"

  18. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    unnamed.jpg

    Ни с кем не говори. Не пей вина.
    Оставь свой дом. Оставь жену и брата.
    Оставь людей. Твоя душа должна
    Почувствовать - к былому нет возврата.

    Былое надо разлюбить. Потом
    Настанет время разлюбить природу,
    И быть все безразличней - день за днем,
    Неделю за неделей, год от году.

    И медленно умрут твои мечты.
    И будет тьма кругом. И в жизни новой
    Отчетливо тогда увидишь ты
    Крест деревянный и венец терновый.
    Г. Адамович
  19. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    e69680c8d7f5141d8bdcdbdd6a7a9eb6-681x422.jpg
    Зима. Горная дорога, покрытая льдом и окутанная снежным туманом. На медленной скорости едет автомобиль с возвращающимися с похорон пассажирами. По пути ведется обычный разговор о суете жизни, о проблемах… Мимо мелькают суровые заснеженные горы. И вроде все как обычно, все идет так, как и планируется. Но вдруг колесо соскальзывает с ледяного бугра, автомобиль теряет управление и катится к обрыву…
    Раскрыть Спойлер

    А дальше ущелье высотой около ста метров и горная река внизу. Все оцепенели и ничего не могут ни сделать, ни сказать.
    Но… Велик Аллах! Водитель вдруг стал вращать рулем, и машина возвращается на дорогу (надо отметить, что водитель имеет опыт вождения не более двух лет).

    Уже после, один из пассажиров вспоминает: «Преславен Аллах! Все происходило в течение нескольких секунд, в полном недоумении обо всем, но лишь мысли о неисполненных надеждах и планах крутились в голове: «Ведь столько планов, столько еще надо сделать, и не сделано. Неужели я сейчас умру?!» … Но почему так? Не потому ли, что эти надежды были тем, что заполняло сердце на тот момент?»

    Был обычный день, обычный путь, обычные люди…
    Все то, что имеет место быть каждый день на этой земле. Необычно лишь то, что мы – смертные забываем, что смерть предопределена для каждого из нас и все мы на пути к ней.
    Мы забываем, что жизнь – это всего лишь путешествие, билеты куплены, каждый в пути, и пункт назначения – Вечность.

    Но грехи, надежды на этот мир, слабости души, любовь к запретному, гордыня и т.п. оружие шайтана – все это накапливается в нас в течение этого путешествия, и мы начинаем забывать: кто мы, для чего мы созданы и в чем наш исход.

    Казалось бы, разве может у мусульманина возникнуть трудность с произнесением шахады перед смертью? Но сколько случаев встречи со смертью доказывают обратное, когда человек не только не может произнести шахаду, но даже отказывается.

    Когда тот, кто любил музыку напевает в момент смерти, тот, кто любил спиртное молит подать ему стакан, тот, кто любил деньги сжимает их в объятьях, не желая расставаться с ними, тот же, кто обожествил для себя услады этого мира, а потом не получил от него желаемого, заканчивает самоубийством…

    И все это реальные факты исхода жизни людей. Но каждый считает, что с ним подобное не может произойти. Но откуда эта уверенность? Нам кажется, что мы все контролируем, мы молоды и полны сил, мы пока различаем хорошее от плохого и еще успеем покаяться, и исправить свои дела.
    Но разве те, кого постигла худшая смерть, полагали, что они завершат таким образом свой жизненный путь? Нет, просто человек забывает…

    Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Но нет! Когда душа достигнет ключицы, будет сказано: «Кто же прочтет заклинание?» Умирающий поймет, что наступило расставание. Голени человека будут сложены вместе в саване, и в тот день его пригонят к твоему Господу» (Коран. 75:26-30).

    Секунды и сантиметры, и по воле Всемогущего за тобой преграда, отделяющая от этого мира навсегда. Все остановилось и закончилось, и ничего невозможно сделать…
    Только задумайтесь как это страшно, когда уже ничего невозможно изменить и исправить…

    Умар ибн абд аль-Азиз однажды после похорон подошел к одному старцу и сказал: «О шейх, думаешь ли ты, что этот покойный мечтает вернуться, чтобы совершить благие дела и покаяться перед Всевышним?» Старец ответил: «Да, клянусь Аллахом!». Умар сказал: «Так что же с нами?! Почему мы не можем быть подобны ему?»
    Потому что человек забывает о главном…
    Всевышний Аллах сказал в Священном Коране, что каждая душа вкусит смерть, сполна получите вы награды свои только в День воскресения, а жизнь эта только ослепляет.
    В суете дней поглощенность мирскими проблемами заставляет нас забывать о нашем предназначении в этом мире. Они занимают наши мысли каждую минуту, час, и так день за днем незаметно для нас это превращается в постоянное поминание, которое захватывает разум и сердце.

    Такая душа привязана к этому миру, и не желает вспоминать о смерти, и тем более боится ее прихода, тогда как только преступив смерть ей суждено вернуться к Всевышнему Аллаху.

    Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: «Какой из верующих лучший?» Он ответил: «Тот, кто наиболее часто вспоминает о смерти и кто наиболее упорно готовиться к ней».
    Разве будет человек, отправляясь в путь к желаемой цели, брать с собой мусор и оставлять полезные припасы? Конечно, нет. Ведь не может быть в одном теле двух сердец, или в одном сердце две любви! Человек любит либо Аллаха и ради Него, либо этот мир и ради него!
    И поистине, дела сегодня, а награда завтра, и у каждого в запасе лишь то, что успеет совершить сегодня, а когда наступит завтра, знает только Всевышний Аллах.


    Посмотрите, как бежит время… День проходит совершенно незаметно, и день за днем пролетает год, не успев проводить этот Рамадан, уже наступает следующий. И все мирское проходит также незаметно: проблемы, тревожащие сегодня, спустя некоторое время уже не актуальны; то, что радовало вчера, сегодня оставляет быть равнодушным, а в день отчета все это покажется нам еще более бессмысленным и пролетит перед глазами как один эпизод.

    И кого бы ни любил человек в этом мире, с ними все равно расстанется, и сколько бы ни накопил богатств, это все равно оставит, получив взамен лишь кусок ткани, которым прикроют его бездыханное тело… А в День воскресения каждый предстанет пред своим Господом одиноким, нагим и босым…

    Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь послеполуденные часы или утро» (Коран. 79:46).

    Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это – всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены» (Коран. 23: 99-100)
    Можем ли мы после этих слов откладывать вечное и более прекрасное, выдвигая вперед преходящие блага мирской жизни? Ведь никто не знает, когда Ангел Смерти придет за ним, и позади него будет установлена преграда, а после этой преграды нет больше возможности совершать дела.

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллах, сказал: «Почаще вспоминайте о прерывающей наслаждения (имея ввиду смерть)» «… а кто пожелает посещать могилы, пусть посещает, ибо, поистине, они напоминают ему о смерти.»

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллах, сказал: «Трое последуют за покойным: его семья, его имущество и его дела. Но вернутся его семья и его имущество, а останутся с ним его дела».

    «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха.
    Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» («Лицемеры», 9-11).