О смерти

Тема в разделе 'Гаруда', создана пользователем Гаруда, 13 ноя 2018.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Гаруда

    Гаруда Практикующая группа

  2. Оффлайн
    Гаруда

    Гаруда Практикующая группа

    Momento mori - ПОМНИ О СМЕРТИ.
  3. Оффлайн
    Гаруда

    Гаруда Практикующая группа

    Зачем нам нужно помнить о смерти? Мы ведём себя так, как будто будем жить вечно. Кажется, что жизнь будет продолжаться и продолжаться. Но ведь это не так. Мы точно знаем, что рано или поздно все умирают. Мы не задумываемся об этом глубоко и всячески избегаем размышлять над своей смертью. Страх перед смертью заставляет нас заниматься разными делами: работой, семьёй, спортом, хобби... Всё это для того, чтобы подтвердить своё существование как отдельного самостоятельного человека, чтобы подтвердить свою значимость, некое превосходство над другими. А смерть уравнивает всех - и богатых, и нищих, великих учёных и простых людей, святых и мерзавцев:
    "Ведь лягут в землю общую остатки наши бренные, Земле - ей все едино: апатиты и навоз".
    Вспоминание о смерти избавит нас от ненужных конфликтов с окружающими. Какая разница чья точка зрения "правильная", если мы вспомним, что можем умереть уже в следующее мгновение? Имеет ли значение кто прав в семейной ссоре перед лицом смерти? Не лучше ли остановиться и хотя бы мысленно поблагодарить окружающих за радость общения? Стоит ли сильно расстраиваться из-за жизненных неурядиц, если сравнить их со своей смертью?
    Улучшение отношений с окружающими в результате размышлений о смерти не главное. Главное в отказе от цепляний за всё, что мы считаем важным для себя, погони за личными достижениями (карьера, деньги, слава, успех) из понимания, что можешь умереть в любой момент и ничего не сможешь забрать с собой, даже память, не говоря уже о приобретённых "ценностях". Никакие из этих "ценнстей" не смогут продлить жизнь даже на мгновение.
    Понимание и вспоминание о неизбежности смерти, что всё придётся оставить приводит к переоценке ценностей. На первый план выходит ценность самой жизни, как возможность познать себя. Мы будем ценить каждое мгновение жизни, используя его не на преходящие "ценности", а на познание своей изначальной природы.
  4. Оффлайн
    Гаруда

    Гаруда Практикующая группа



    Смерть в прямом эфире
  5. Оффлайн
    Гаруда

    Гаруда Практикующая группа

    В Афинах 11-летний мальчик скончался от огнестрельного ранения в голову. Пуля попала в ребёнка, когда он играл на баскетбольной площадке возле школы. Об этом сообщает издание The National Herald. Изначально предполагалось, что ребёнок погиб от сильного удара головой об землю, однако истинная причина смерти стала известна после вскрытия тела. Когда стали известны результаты экспертизы, полиция оцепила место происшествия. Пуля от беспорядочной стрельбы в районе детских мероприятий попала в мальчика случайно. С


    "Мама, меня подстрелили!" - это все, что успела сказать перед смертью школьница из США. Восьмиклассница погибла после того, как в ее спальню случайно залетела пуля. С
  6. Оффлайн
    Гаруда

    Гаруда Практикующая группа


    1

    Надо свести жизнь со смертью так, чтобы жизнь имела часть торжественности и непонятности смерти. A смерть часть простоты и обыденности жизни. Нет смерти, а есть ряд перемен, которые я пережил уже и лучше переживу еще (Лев Толстой)

    2

    Старая штука смерть, а каждому внове (Иван Тургенев)

    3

    Хуже смерти ничего не случается - а смерти не минуешь (Михаил Лермонтов)

    4

    Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь (Антон Чехов)

    5

    Сильны любовь и слава смертных дней,
    И красота сильна. Но смерть сильней.
    (Джон Китс)

    6

    Жизнь не перестает быть забавной, когда люди умирают, так же как она не перестает быть серьезной, когда люди смеются. (Бернард Шоу)

    7

    Жизнь - это большой сюрприз. Я не понимаю, почему бы смерти не стать не меньшим (Владимир Набоков)

    8

    До тех пор, пока вы не осознали непрерывный закон умирания и рождения вновь, вы просто смутный гость на этой Земле (Иоганн Гете)

    9

    Умереть - значит присоединиться к большинству (Петроний Гай)

    10

    Человек рождается, чтобы износить четыре детских пальто и от шести до семи взрослых. Десять костюмов - вот и весь человек (Корней Чуковский)

    11

    Кто знает, может быть, жить - это значит умереть, а умереть - жить (Еврипид)

    12

    Смерть должна быть такой же, как и жизнь, - мы не становимся другими только потому, что умираем (Мишель Монтень)

    13

    И смерть, и жизнь - родные бездны:
    Они подобны и равны,
    Друг другу чужды и любезны,
    Одна в другой отражены
    (Дмитрий Мережковский)

    14

    Не готовиться к смерти в зрелые годы - значит заснуть на посту во время осады; но не готовиться к смерти в преклонном возрасте - значит заснуть во время штурма (Сэмюэл Джонсон)

    15

    Мы в детстве ближе к смерти, чем в наши зрелые года (Осип Мандельштам)

    16

    Смерть - это единственно возможный способ познания жизни (Гилберт Честертон)

    17

    На надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть (Василий Шукшин)

    18

    Любите жизнь, покуда живы, меж ней и смертью только миг.
    А там не будет ни крапивы, ни звезд, ни пепельниц, ни книг.
    (Самуил Маршак)

    19

    Кто мог бы страшиться смерти и отказываться от нее? Виновный боится ее, несчастный призывает, храбрый бросает ей вызов и идет навстречу ей, мудрец, ожидающий ее, принимает ее без сожаления (Вольтер)

    20

    Даже переправляясь через Стикс, люди боятся утонуть (Станислав Ежи Лец)

    21

    Смерть - последняя черта человеческих дел (Квинт Гораций Флакк)

    22

    В конце концов, что такое смерть? Смерть, дорогие товарищи, это самое интересное приключение, которое мы испытаем в жизни (А. Стругацкий)

    23

    Смерть есть то, после чего ничто не интересно (Василий Розанов)

    24

    Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовляться (Козьма Прутков)

    25

    Для Бога мертвых нет (Анна Ахматова)
    http://www.taday.ru/text/196725.html
  7. Оффлайн
    Гаруда

    Гаруда Практикующая группа

    Из рассказа А. П. Чехова "Архирей"
    А. П. Чехов. Архиерей

    Вечером монахи пели стройно, вдохновенно, служил молодой иеромонах с черной бородой; и преосвященный, слушая про жениха, грядущего в полунощи, и про чертог украшенный, чувствовал не раскаяние в грехах, не скорбь, а душевный покой, тишину и уносился мыслями в далекое прошлое, в детство и юность, когда также пели про жениха и про чертог, и теперь это прошлое представлялось живым, прекрасным, радостным, каким, вероятно, никогда и не было. И, быть может, на том свете, в той жизни мы будем вспоминать о далеком прошлом, о нашей здешней жизни с таким же чувством. Кто знает! Преосвященный сидел в алтаре, было тут темно. Слезы текли по лицу. Он думал о том, что вот он достиг всего, что было доступно человеку в его положении, он веровал, но всё же не всё было ясно, чего-то еще недоставало, не хотелось умирать; и всё еще казалось, что нет у него чего-то самого важного, о чем смутно мечталось когда-то, и в настоящем волнует всё та же надежда на будущее, какая была и в детстве, и в академии, и за границей.«Как они сегодня хорошо поют! — думал он, прислушиваясь к пению. — Как хорошо!»

    Преосвященный не спал всю ночь. А утром, часов в восемь, у него началось кровотечение из кишок. Келейник испугался и побежал сначала к архимандриту, потом за монастырским доктором Иваном Андреичем, жившим в городе. Доктор, полный старик, с длинной седой бородой, долго осматривал преосвященного и всё покачивал головой и хмурился, потом сказал:— Знаете, ваше преосвященство? Ведь у вас брюшной тиф!От кровотечений преосвященный в какой-нибудь час очень похудел, побледнел, осунулся, лицо сморщилось, глаза были большие, и как будто он постарел, стал меньше ростом, и ему уже казалось, что он худее и слабее, незначительнее всех, что всё то, что было, ушло куда-то очень-очень далеко и уже более не повторится, не будет продолжаться.«Как хорошо! — думал он. — Как хорошо!»Пришла старуха мать. Увидев его сморщенное лицо и большие глаза, она испугалась, упала на колени пред кроватью и стала целовать его лицо, плечи, руки. И ей тоже почему-то казалось, то он худее, слабее и незначительнее всех, и она уже не помнила, что он архиерей, и целовала его, как ребенка, очень близкого, родного.— Павлуша, голубчик, — заговорила она, — родной мой!.. Сыночек мой!.. Отчего ты такой стал? Павлуша, отвечай же мне!Катя, бледная, суровая, стояла возле и не понимала, что с дядей, отчего у бабушки такое страдание на лице, отчего она говорит такие трогательные, печальные слова. А он уже не мог выговорить ни слова, ничего не понимал, и представлялось ему, что он, уже простой, обыкновенный человек, идет по полю быстро, весело, постукивая палочкой, а над ним широкое небо, залитое солнцем, и он свободен теперь, как птица, может идти, куда угодно!— Сыночек, Павлуша, отвечай же мне! — говорила старуха. — Что с тобой? Родной мой!— Не беспокойте владыку, — проговорил Сисой сердито, проходя через комнату. — Пущай поспит... Нечего там... чего уж!..Приезжали три доктора, советовались, потом уехали. День был длинный, неимоверно длинный, потом наступила и долго-долго проходила ночь, а под утро, в субботу, к старухе, которая лежала в гостиной на диване, подошел келейник и попросил ее сходить в спальню: преосвященный приказал долго жить.А на другой день была Пасха. В городе было сорок две церкви и шесть монастырей; гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, не умолкая, волнуя весенний воздух; птицы пели, солнце ярко светило. На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармоника, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катанье на рысаках, — одним словом, было весело, всё благополучно, точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем.Через месяц был назначен новый викарный архиерей, а о преосвященном Петре уже никто не вспоминал. А потом и совсем забыли. И только старуха, мать покойного, которая живет теперь у зятя-дьякона, в глухом уездном городишке, когда выходила под вечер, чтобы встретить свою корову, и сходилась на выгоне с другими женщинами, то начинала рассказывать о детях, о внуках, о том, что у нее был сын архиерей, и при этом говорила робко, боясь, что ей не поверят...И ей в самом деле не все верили.
    https://ilibrary.ru/text/1185/p.3/index.html
  8. Оффлайн
    Гаруда

    Гаруда Практикующая группа

    Осознание смерти.

    «Идея смерти является колоссально важной в жизни магов, продолжал дон Хуан.- Я привел тебе неисчислимые аргументы относительно смерти, чтобы убедить тебя в том, что знание о постоянно угрожающем нам неизбежном конце и является тем, что дает нам трезвость. Самой дорогостоящей ошибкой обычных людей является потакание ощущению, что мы бессмертны, как будто если мы не будем размышлять о собственной смерти, то сможем избежать ее.
    …Без ясного взгляда на смерть нет ни порядка, ни трезвости ума, ни красоты. Маги борются за достижение очень важного понимания: у них нет ни малейшей уверенности, что их жизнь продлится дольше этого мгновения…»
    «Идея смерти является колоссально важной в жизни магов, продолжал дон Хуан.- Я привел тебе неисчислимые аргументы относительно смерти, чтобы убедить тебя в том, что знание о постоянно угрожающем нам неизбежном конце и является тем, что дает нам трезвость. Самой дорогостоящей ошибкой обычных людей является потакание ощущению, что мы бессмертны, как будто если мы не будем размышлять о собственной смерти, то сможем избежать ее.
    …Без ясного взгляда на смерть нет ни порядка, ни трезвости ума, ни красоты. Маги борются за достижение очень важного понимания: у них нет ни малейшей уверенности, что их жизнь продлится дольше этого мгновения…»
    Карлос Кастанеда, «Сила безмолвия »
    Наблюдая за собой, я могу сказать, что всю свою жизнь я строил исходя из позиции «бессмертности». Я никогда всерьёз не воспринимал факт того, что однажды я умру. Т. е. логикой я конечно понимал, что я человек, и что я смертен, и обязательно когда-нибудь умру. Когда-нибудь… Но это не было чувством, переживанием, настроением. Просто слова, о которых я даже не вспоминал никогда. Я мог позволить себе лениться, откладывать важные дела на потом, упускать ценные шансы. О безупречности и речи быть не могло. Вся энергия была направлена на сущую ерунду. Меня всегда сопровождало ощущение того, что я успею сделать позже и шансом воспользуюсь в следующий раз. Но время идёт, а дела стоят на месте, долгожданные возможности проходят мимо, раз за разом. Это повторяется вновь и вновь, но совершенно ничему меня не учит. Стойкое ощущение того, что я всё успею сделать позже, всегда оставалось фоном моей жизни. Ощущение своей бессмертности настолько стойко, что даже смерть окружающих меня людей не заставляла меня задуматься о своей смерти, а сознательные попытки об этом думать оставались лишь словами и не вызывали никаких чувств, не становились знанием, пониманием, осознанием. Вокруг умирают люди, которых я знал. И старые и молодые. И где-то половина из них умерла даже не от старости. Остановилось сердце, упал с крыши, разбился на мотоцикле, разбился на машине, несколько подростков умерло от отравления угарным газом от бензинового электрогенератора. Когда я узнавал об этих смертях, то чувствовал сожаление, но сам всё так же оставался бессмертным, хотя очевидно, что я сам могу умереть по любой из этих причин.
    Для осознания смерти я использовал подход предложенный одним практикующим нагуалистом — Чугреевым.
    «Прогресс в этой практике описывается простой формулой: сначала мысли, затем чувства. То есть сначала наша практика по большей части является умственной. Мы обдумываем мысли о своей смерти, мы размышляем на эту тему. Зачастую такие мысли будут поверхностными, никак не затрагивающими нашу сущность. Это нормально. Такой интеллектуальный подход подготавливает почву, он не бесполезен. Это необходимый этап. А потом, рано или поздно, Вы почувствуете. Осознание смерти перестанет быть просто размышлениями на заданную тему и станет чувственным опытом.
    Если вспомнить о точке сборке (ТС), то чувственное переживание осознания смерти — это некое положение ТС. Смысл этой практики и заключается в нахождении этого положения, в смещение ТС туда, в удержании ТС там. Именно такое положение ТС дает повышенное осознание (приближает к нему). В этом цель».
    Чугреев
    Начал свои попытки осознавать смерть я с найденных в интернете медитаций на смерть. Их источник я не знаю. Этих медитаций было девять. Разбиты они были на три группы. Первая группа была предназначена для формирования чувства Неизбежности смерти, вторая — для формирования чувства Неопределённости часа смерти, и третья группа показывала, что единственным ценным в жизни является только духовное развитие.
    Неизбежность смерти
    1. Каждый человек рано или поздно умрет. [Ощущение своей смертности в принципе] На грядущие дни, месяцы и годы мы планируем много дел. Хотя смерть это единственное событие, которое случится непременно, мы не распространяем на нее свои планы.
    Для того чтобы вызвать ощущение неизбежности смерти, сначала вспомните людей прошлого: знаменитых правителей и писателей, музыкантов, философов, святых, преступников и обычных людей. Когда-то эти люди были живы; они работали, думали и писали, любили и боролись, наслаждались жизнью и страдали. В конечном итоге все они умерли.
    Есть ли на свете человек, который живет вечно, которому не нужно умирать? Жизнь и мужчины и женщины неминуемо завершится, каким бы мудрым, богатым, властным и популярным ни был человек. То же самое верно в отношении остальных живых существ. При всех достижениях в науке и медицине от смерти до сих пор не отыскали снадобье, и в мире ни один человек никогда не сможет искоренить смерть.
    А теперь вспомните всех людей, которых вы знаете. Осветите всех их в памяти по очереди, осознавая, что каждый из них со временем умрет.
    Подумайте обо всех людях на земле в этот миг. Через сто лет из этих миллиардов останется в живых ли горсть людей. Вы сами будете мертвы. Ощутите этот факт всем существом.
    2. Срок вашей жизни постоянно сокращается. Время идет, даже когда вы сидите. Секунды превращаются в минуты, минуты — в часы, часы — в дни, дни — в годы, и вы становитесь к смерти все ближе. Какое-то время удерживайте осознание на переживании этого непрерывного потока времени, несущего вас к занавесу жизни.
    Если бы вы выпали из самолета без парашюта, то ясно осознали бы приближение смерти. Вообразите, что с вами и в самом деле произошел такой случай, и отметьте, какие мысли и чувства проходят через ваш ум.
    По сути, в вашей жизни примерно такая же ситуация: вы без остановки движетесь к смерти и ничего не можете сделать для того, чтобы избежать или отложить ее.
    3. В оставшейся жизни у вас очень мало времени на то, чтобы развить свой ум.
    При условии, что после вашей смерти продолжит свое существование только ум, единственным ценным явлением тогда будет положительная и конструктивная энергия, которую вы создали на протяжении жизни. Но сколько времени вы по-настоящему посвящаете познанию своего ума, совершению добрых поступков ради других людей, развитию мудрости и сострадания?
    Сколько примерно часов в сутки вы спите? Сколько часов вы работаете? Сколько часов вы тратите на еду и общение с друзьями и родственниками? Сколько часов вы тратите на депрессию, разочарование, скуку, гнев, сожаление, зависть, лень и критику? И в конце концов, сколько времени вы тратите на сознательные попытки улучшить состояние своего ума?
    Будьте честными перед собой в таких рассуждениях. Оцените свою жизнь подобным практическим образом, чтобы ясно увидеть, сколько времени вы тратите на поступки, которые приносят положительные результаты, то есть счастье себе и другим людям.
    Проведя медитацию с этими тремя установками, мы разовьем в себе решимость жить мудро и осознанно.
    Неопределенность часа смерти
    4. Никто не знает, сколько лет он проживет. Если бы люди умирали в определенном возрасте — скажем, в восемьдесят восемь лет, тогда у нас было бы полно времени и возможностей для подготовки к смерти. Но у нас нет такой определенности, и смерть застает большинство из нас врасплох.
    Жизнь может прекратиться в любой миг: в младенчестве, детстве, юности, в возрасте двадцати двух, двадцати пяти, пятидесяти лет или в девяносто четыре года. Даже если сейчас мы молоды и здоровы, это еще не гарантирует нам, что срок нашей жизни будет долгим. Мы можем надеяться прожить до семидесяти или восьмидесяти лет, но не в силах питать уверенность в этом отношении. Все равно можно допустить, что мы умрем в течение сегодняшнего дня.
    Очень трудно проникнуться уверенностью в том, что смерть может случиться в любой миг. Мы склонны полагать, что нашему дальнейшему существованию ничто не угрожает, раз до сих пор мы избегали гибели. Но каждый день в мире умирают тысячи людей, тогда как лишь очень немногие среди них ожидали свою скорую кончину. Выработайте в себе сильное ощущение полной неуверенности в часе своей смерти, ведь у вас просто нет никакой гарантии того, что вы проживете долгий срок.
    5. У смерти много причин. Изо дня в день мы узнаем о каком-нибудь бедствии: извержении вулкана, землетрясении, лесных пожарах, бурях и наводнениях. Мы слышим о войне, голоде и терроризме. От всего этого погибают тысячи людей.
    Для тех из нас, которые полагают, что им не грозит подобная насильственная смерть, существуют обыденные причины смерти вроде сердечного приступа, рака и других болезней с летальным исходом. Мы можем попасть в авиа- или автомобильную катастрофу, сгореть в пожаре, утонуть или погибнуть от руки грабителя. Могут стать причиной смерти даже те вещи, которые предназначены для поддержки и защиты нашей жизни, так как дома и гостиницы разрушаются или сгорают, неправильно приготовленная еда и неправильно принятые лекарства могут убить нас. И нужно принять во внимание старость, ведь никто не избежит ее.
    Люди умирают во сне, в материнском чреве, придя домой с работы, отправившись в школу, на игровом поле, готовя обед. Смерть может случиться в любое время, в любой ситуации. Поразмыслите над этим. Ясно осознайте, что такова природа жизни на нашей планете, что любая из перечисленных причин смерти может иметь к вам прямое отношение.
    6. У человека очень хрупкое тело. Телу невероятно легко причинить вред. Его можно запросто поранить или сломать себе кости. За несколько минут тело может утратить свою силу и активность и стать слабым, беспомощным, испытывать острую боль.
    Сейчас вы, может быть, здоровы, энергичны и ничем не рискуете, но такая малость как вирус или такая мелочь как ржавый гвоздик могут лишить вас силы и стать причиной вашей смерти.
    Подумайте об этом. Вспомните те времена, когда вы ранили, повреждали свое тело. Эти происшествия запросто могут случиться вновь, в результате чего вы погибнете.
    Ваше тело не будет жить вечно. На протяжении жизни вам удается избегать болезней и несчастных случаев, но тяжесть многих лет в конечном итоге подточит ваши силы. Тогда ваше тело будет подвержено процессу распада, оно утратит свою красоту, живость, а в конечном счете умрет.
    Проведя медитацию на эти две установки, мы разовьем решимость прямо сейчас начать работу по преображению ума, так как будущее так неопределенно.
    В час смерти вам может помочь только духовное видение.
    Не важно, сколько мы приобрели или воспитали в своей жизни (в смысле семьи и друзей, богатства, власти, впечатлений от путешествий и так далее), все равно ничто из этого не останется с нами после нашей смерти. Продолжает существование только поток сознания, который несет отпечатки всех наших мыслей, чувств, слов и поступков. Мы должны стремиться умереть, примирясь с собой, чувствуя удовлетворение от образа своей жизни и осознания того, что мы не оставили позади какие-то неразрешенные конфликты с людьми.
    В миг смерти единственной настоящей пользой для нас станут отголоски развиваемой нами любви, мудрости, терпения, сострадания и других положительных отношений. Если мы сможем понять это сейчас, тогда у нас появится энергия и решимость жить разумно.
    Вы получите яркое подтверждение моих слов, если поразмыслите над следующими тремя пунктами, воображая, что вы действительно умираете.
    7. Ни имущество, ни развлечения не могут помочь вам. [Чувство бессмысленности цепляться за вещи] Вы лежите на смертном ложе, и ваше тело с каждой минутой слабеет, куда же устремляются ваши мысли? Если вы несчастны или больны, вы обычно укрываетесь среди материальных удобств, но неужели сейчас вам может помочь еда, лекарство, сон, музыка, наркотик или алкоголь?
    Подумайте о своем имуществе, ведь вы отдали столько сил ради приобретения всех этих вещей, которые призваны удовлетворить ваши потребности и желания. И что теперь вещи могут сделать для вас?
    Попытайтесь осознать свою зависимость от этих вещей и вспомните о том, что вы не сможете забрать их с собой. И дело не ограничивается тем, что вещи не смогут помочь вам, когда наступит смерть, но они только помешают вам уйти в мире и покое.
    8. Близкие и любимые люди не могут помочь вам. [Чувство бессмысленности цепляться за людей] Вы обратитесь за помощью, прежде всего, к близким и любимым людям, которые старательно заботятся о вас и оказывают на вас некоторое влияние, которые окружили вас уютом и безопасностью. Но теперь, когда ваше сознание ускользает, они не так уж и много могут сделать для вас. Вы абсолютно одиноки в своем переживании смерти.
    Если вы будете цепляться за дорогих вашему сердцу людей, если будете горевать при мысли о том, что удаляетесь от них, то тем самым лишь поселите хаос в своем уме и сделаете невозможной смерть в мире и покое.
    Осознайте, насколько вы привязаны к родственникам и друзьям. Поймите, что вам совсем не годится питать к ним такую глубокую привязанность как при жизни, так и в преддверии смерти.
    9. Ваше тело не может помочь вам. [Чувство хрупкости и недолговечности тела] Ваше тело с рождения выступает вашим постоянным спутником. Вы знакомы с ним ближе, нежели с чем-то или кем-то другим. Вы заботились о своем теле и защищали его, беспокоились о нем и мыли его, ощущали через него удовольствие и боль. Тело это ваше самое драгоценное сокровище.
    Но вот вы умираете, и это значит, что вы отделитесь от тела. Оно будет слабеть и в конце концов станет абсолютно бесполезным. Вы покинете свое тело, и ему предопределено отправиться на кладбище. Какую пользу теперь оно может принести вам?
    Поразмыслите о сильном ощущении своей зависимости и привязанности, которое вы питаете к своему телу, и о том, что тело никоим образом не может служить вам после смерти. Страх боли и сожаление по поводу того, что вы покидаете тело, только умножит ваши страдания.
    Проведя медитацию на заключительные три установки, мы разовьем решимость дорожить своей жизнью и так преобразить свой ум, чтобы он освободился от людей и вещей.
    По сути, смысл вышеописанных медитаций заключается в логических размышлениях на разные темы связанные со смертью. Когда я достаточно глубоко погружался в эти размышления, они вызывали определённые чувства, которые складывались в настроения (описанные в квадратных скобках).
    Одновременно с этим в течение дня я делал некоторые практики из программы обучения Чугреева по Осознанию смерти. Вот описание некоторых из них.
    Ты умрешь, это лишь вопрос времени. Эту фразу я повторял про себя по многу раз в течение дня, стараясь прочувствовать её смысл. Самое сложное, пожалуй, было поверить в эти слова. Поначалу они не вызывали во мне совершенно никаких чувств. Но потом механическое повторение сменилось лёгким ощущением того, что время моего существования действительно ограничено.
    Это тело умрет. Эту фразу я твердил во время длительных прогулок по городу. При этом старался концентрировать всё внимание на теле, на сокращении мышц, на движении костей, суставов. Иногда ещё визуализировал себя без кожи, как шагающий скелет, обтянутый мышцами. В результате этой практики я вызывал у себя всё то же настроение ограниченного времени моей жизни. В предыдущеё фразе упор делался больше на время, здесь же в настроении прослеживается большее чувство недолговечности и хрупкости физического тела.
    Прогулка на кладбище. Бродил по кладбищу, смотрел на надгробья, пытался почувствовать, что и сам однажды буду здесь лежать. Ничего особенного не почувствовал.
    Смерть за левым плечом. Представлял сзади себя, за левым плечом безликую тень, которая неотступно следует за мной и в любой момент может лишить меня жизни. Возникало настроение напряжённого ожидания конца.
    Ещё пробовал выполнить технику, предложенную одним практикующим на сайте Чугреева. Вот её описание.
    «Я иду по улице и выбираю впереди фонарный столб или другой объект на расстоянии где-то в 10 метров. Потом я говорю себе, что до этого столба я не дойду, так как я умру. Когда я прохожу этот столб, то нахожусь в том же настроении, т.е. не радуюсь, что остался жив, а в полном спокойствии осознаю, что по какой-то причине смерть дала мне отсрочку. Потом выбираю следующий объект в пяти метрах и повторяю тоже самое. Потом в 3 метрах, потом в 1 метре и т.д. Главное при этом не выйти из соответствующего настроения. В результате я попадаю в состояние, когда ощущаю что следующий мой шаг это мой последний шаг на этой земле».
    Состояния, о котором здесь говорится я так и не достиг. Этой технике я уделил на самом деле не так много внимания. Единственное, что мне запомнилось, это как я однажды пытался выполнить технику, находясь в длинном коридоре здания. Я сказал себе, что умру как только дойду до конца коридора, и попытался в это поверить. Я шёл медленно и чем ближе подбирался к концу, тем сильнее росло напряжение в теле, особенно в горле и груди. Из эмоциональных чувств было, пожалуй, только отчаяние.
    Когда всё вышеперечисленное перестало оказывать на меня какое-либо влияние, я начал немного изменять практики или придумывать свои. Вот некоторые из них.
    Это моё последнее действие в этой жизни. Когда что-то делал, то представлял, что это действие последнее в моей жизни и когда я его закончу — умру. Большая часть попыток себя в этом убедить оказалась бессмысленной. Самый сильный эффект эта практика оказала когда я применил её в первый раз. Я визуализировал поток земли, проходящий вдоль позвоночника, и не мог на нём сконцентрироваться. Тогда я сказал себе, что это последнее, что я делаю в этой жизни. Я практически сразу погрузился в настроение ожидания смерти. Вспомнились слова о безупречности, и я решил выполнить прогонку потока так хорошо, как только мог. Это оказало свой эффект, но больше столь яркого настроения смертности с этой техникой мне достичь не удавалось.
    Представлял себе конечную точку жизни и то, как время стремительно приближается к этой точке. Здесь я просто представлял себе некую точку, которая символически представляла конец моего существования. Это была чёрная сфера или простая дверь. Дальше я представлял поток времени, который безостановочно несёт меня к этой точке. Стоит отметить, что здесь большее внимание я уделял не визуализации, а чувствам. Я стремился вызвать у себя ощущение движения по потоку времени. В результате я получал настроение неизбежности смерти. Когда это настроение более-менее сформировывалось, я говорил себе, что смерть может прийти в любой момент, и после этого вызывал у себя ощущение подвижности конечной точки. Я всё так же удерживал её во внимании, но теперь я не знал где она и когда я до неё доберусь. В результате к предыдущему настроению добавлялось настроение готовности умереть в любой момент.
    Трупы растений.
    В этой практике во время частых прогулок на природе я рассматривал окружающие меня сухие деревья, травы и прочие растения — как трупы. Ведь если у растений есть своё осознание, значит они живые, а сваленный сухой ствол дерева — очевидно — его Причиной смерти может стать что угодно. Эта практика так же вызывает у меня чувство готовности умереть, чувство принятия своей смертности. Здесь важным моментом является не становиться параноиком, постоянно выискивая всевозможные смертельные последствия каждого своего шага, а искренне принять свою смертность, искренне согласиться с непредсказуемостью всех последствий принятого решения.
    Представлял, будто я умер, исчез из этого мира. В этой практике я представлял, что меня нет, что я умер, и моего тела больше нет в этом мире. Из этого положения я просто наблюдал за окружающим миром, за людьми, зданиями, суетой. Потом я задавал себе вопрос: «Теперь меня нет, что от этого изменилось?». Дальше над ответом я не рассуждал, а просто наблюдал за тем, что происходит вокруг. Ответ был очевиден — ничего не изменилось.
    Потом я вспоминал о важных для меня людях, вещах и желаниях, прокручивал их перед мысленным взором. Теперь меня нет, а следовательно для меня нет того, что когда-то было важно.
    После этой практики во мне оставалось лёгкое чувство безразличия ко всему вокруг. Чувство неважности людей, вещей, желаний. Правда, это чувство легко испарялось после окончания практики, вместе с погружением в быт.
    Каждый выдох — смерть. Эту технику тоже нашёл где-то на просторах интернета. Концентрировался на своём дыхании и представлял, будто с каждым выдохом из меня выходит жизнь. Практиковал эту технику недолго, и результатов особых не ощутил.
    Созерцание народа на площади. Ходил или садился на лавку в людном месте, и наблюдал за людьми. Вызывал в себе ощущение непрерывного потока времени. Рассуждал о том, сколько народа вот так проходило по этой площади в прошлом, сколько поколений, и сколько поколений ещё пройдёт. Возникало чувство неважности всех человеческих дел и забот, ведь всё закончится смертью, жизнь пройдёт как один миг.
    Стоить отметить, что любые настроения, получаемые мной в результате выполнения вышеперечисленных практик, очень нестабильны и хрупки. Сила настроения зависела от того насколько глубоко мне удавалось сконцентрироваться на теме практики. Вызвать и удержать эти настроения довольно сложно. На них нужно постоянно концентрироваться, а если концентрацию ослабить, отвлечься, то
    настроения тут же исчезают. Поэтому приходится по многу раз в течение дня их возобновлять. Но даже небольшие проблески этих настроений помогают мне более сознательно смотреть на жизнь, они мотивируют меня работать над собой, практиковать, стараться. Конечно, они не сделали меня безупречным в один миг. Как я упоминал выше, эти настроения слишком не стабильны, их легко потерять и сложно вернуть вновь, в первую очередь из-за поглощённости своими делами и заботами. Когда я нахожусь в соответствующем настроении, то смотрю на жизнь совсем иначе и тогда я стремлюсь быть безупречнее, но если учесть, что за весь день в сумме едва ли наберётся 15 минут подобной «просветлённости», то естественно о безупречности речи быть не может. Если бы удалось сделать подобные настроения фоном своего существования, то это полностью изменило бы весь ход жизни. Но, тем не менее, даже того, что я получаю достаточно для того, чтобы я мог более трезво смотреть на мир и осознавать что глупо и бессмысленно, а что действительно ценно, и стремиться, в соответствии с этим действовать.
    Ещё хочу упомянуть, что иногда подобные настроения становились очень яркими. От обычных практик они отличались гораздо большей стабильностью и отчётливостью. Если обычно мне приходилось прилагать усилия, чтобы удержать определённое настроение, то в этих случаях всё происходило само собой, мне оставалось только наблюдать.
    Приведу два последних случая.
    1. Шёл по улице, выполняя одну из вышеперечисленных практик, уже не помню какую конкретно. Появились лёгкое настроение смертности. Взглянул на небо, и вдруг возникло очень чёткое ощущение своей смертности. В тот момент я это именно почувствовал. Я не думал, что умру, я это знал. Возникло состояние полной безразличности ко всему бессмысленности всего, любых действий, социальных, магических. Я себе тогда задал вопрос, \»а какой тогда смысл в нашем существовании\» и тут же ответил, что для нас смысла нет. Смысл есть только для того кто нас создал, мы для него «еда». Это состояние мне даже не пришлось сознательно удерживать и концентрироваться на нём. Оно было настолько отчётливым, что я мог позволить себе расслабиться и просто наблюдать. Длилось это минут 15-20.
    2. Ехал в автобусе, так же выполняя одну из практик. И снова лёгкое ощущение того, что мне предстоит умереть рано или поздно, стало очень чётким. В тот момент я понял, что даже если мне предстоит прожить долгую жизнь, она пройдёт за один миг. Я понял, что просто дожидаюсь своей очереди, и отпущенного времени действительно слишком мало, чтобы тратить его впустую. Ещё в этот момент я ощутил какую то плоскость, которая проходила сквозь меня где-то на уровне груди и распространялась во все стороны до самого горизонта. На поверхности этой плоскости, вокруг меня ощущалась какая-то беловатая масса, похожая на пену или на широкие меловые росчерки. Эта масса, почему то ассоциировалась у меня с мылом, возможно потому, что я ощущал её скользкость. Всё это было как бы визуальным видением и в то же время не визуальным. Я не мог просто глазами взглянуть на эту плоскость, это больше было чувством.
    Позже я пытался вызывать подобные настроения, стараясь воспроизвести мысли и чувства. Поначалу у меня что-то получалось, но с каждым разом всё слабее и слабее. С каждым днём вызываемые настроения всё сильнее притуплялись, и где то через неделю я уже не мог почувствовать ничего. Оставались только слова, без чувств. Это относится не только к двум последним случаям, но и ко всем перечисленным практикам вообще. Когда они становились привычкой, то переставали работать.
    Как мне кажется, частое формирование подобных настроений раскачивает ТС между обычным положением и положением осознания смерти. Не факт, что хоть одно из полученных мной настроений было именно осознанием смерти, но, по крайней мере, как мне кажется, это может быть ориентиром относительно того, куда ТС нужно толкать, и где нужно искать заветное Осознание смерти.

    Ссылка
Статус темы:
Закрыта.