Отдельные исторические эпизоды

Тема в разделе 'История', создана пользователем Лакшми, 17 дек 2018.

  1. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    КК–320. История о 75 000 Кюри, швабре и тряпке.

    [​IMG]
    Раскрыть Спойлер
    [​IMG]
    [​IMG]
  2. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    «Хитровка воровская»: Как Хитровская площадь в Москве стала символом криминальной жизни.


    [​IMG]
    Раскрыть Спойлер
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
  3. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел


    Черный монах

    Создатель самбо учил большевиков драться.
    Он умер забытым в тюрьме


    detail_278b2916e80a528a13c8b53dec5979c5.jpg

    Василий Ощепков — первый в истории русский обладатель черного пояса по дзюдо. Он учился у самого Дзигоро Кано и привез японскую борьбу на родину. Этот человек заложил основы самообороны без оружия в России. Но о самом Ощепкове в СССР долгое время было не принято вспоминать.
    Раскрыть Спойлер


    Свой среди чужих
    «Родиться в царской тюрьме, чтобы умереть в сталинской» — под таким заголовком в 1998 году опубликовал материал историк боевых искусств и журналист Михаил Лукашев. Автор взялся за трудную судьбу репрессированного Василия Ощепкова — разведчика, переводчика, обладателя черного пояса по дзюдо и одного из основоположников самбо. Лукашев сокрушается, что память об Ощепкове едва ли не стерта. А лавры того, кто стоял у истоков отечественной боевой системы, достались ученику Ощепкова — Анатолию Харлампиеву.
    oshepkov.jpg
    Лукашев написал заметку в юбилейный для самбо год. Он выразил надежду, что Ощепкова вспомнят хотя бы на родном для мастера боевых искусств Дальнем Востоке, установят памятную доску. Только в 2012 году во Владивостоке появился бюст мастера дзюдо. А в 2016-м в центре города выросла целая скульптурная композиция: молодой Ощепков получает черный пояс по дзюдо из рук его основателя — Дзигоро Кано.

    Ощепков родился в 1893 году в городе пост Александровский (теперь Александровск-Сахалинский) у матери-каторжанки, сосланной на Дальний Восток за попытку побега. До этого она отбывала наказание в Перми. В 1902 году мальчик остался без отца. А спустя два года Ощепков стал круглым сиротой: скончалась и мать.

    [​IMG]

    В возрасте 14 лет жизнь дает Ощепкову шанс: в числе других детей-сирот с Дальнего Востока его отправляют учиться в духовной семинарии в Токио под крылом архиепископа Николая Японского.

    Там у Ощепкова происходит знакомство с японским дзюдо. Азы борьбы преподавались подросткам наряду с каллиграфией, историей Японии и другими дисциплинами. Юный Василий демонстрировал упорство и незаурядные способности к познанию боевых искусств. Учитель Ощепкова решил помочь ему попасть в дзюдоистскую Мекку — школу Кодокан, где тогда все еще преподавал легендарный Кано.

    По воспоминаниям одного из учеников, Ощепков рассказывал, как ему дали подсказку. Она и помогла ему попасть на карандаш представителям Кодокана. Во время просмотра потенциальных новобранцев основатель дзюдо произнес перед молодыми людьми речь. Наполненную важными и правильными словами, но невероятно нудную. Ощепков почувствовал, как затекли его ноги, и ему не терпелось сменить позу. Но он продолжал сидеть на пятках, как это принято у японцев. Ведь знал — за тем, как ты слушаешь сенсея, пристально следят. Неудачный поворот головы могли посчитать неуважением.

    20084147.505042.6733.jpeg



    Ощепков стал первым русским в Кодокане. И, учитывая не самые приятельские отношения между Российской империей и Японией, отношение к Василию со стороны других учеников было особенным. Желающих вцепиться в его кимоно покрепче было хоть отбавляй. Но Ощепкова лишь закаляла стойкая нелюбовь японцев к чужакам. Он осваивал дзюдо по-своему, избегая топорного копирования и подражания.

    В 1913 году сын каторжанки достигает первого дана по дзюдо. Он становится первым российским подданным, получившим право носить черный пояс. В статусе первого русского мастера дзюдо Ощепков возвращается на родину.

    1543423398588885f2f763f82edd9508ef3456f1dd5a4.jpg


    От разведчика до заключенного

    К этому времени он уже владел японским и английским языками. Редкое сочетание позволило ему устроиться переводчиком в царскую контрразведку. Будучи снова на родной земле, он не просто продолжил заниматься дзюдо: Ощепков уже тогда начал преподавать и продвигать это боевое искусство.

    Он сбежал из Испании, попал в «Торпедо» и стал советским шпионом
    В 1914 году он открыл во Владивостоке секцию дзюдо. На тренировки к мастеру ходили почти полсотни человек, среди них и местные японцы. Ощепков продолжает жить на два мира, иногда отправляясь в Японию по заданиям контрразведки. Он также проводил российско-японские встречи по линии борьбы. Вскоре он получает и второй дан (в тогдашнем дзюдо их было пять, а не десять, как сегодня).

    Но на другом конце Российской империи в стране назрели бурные перемены. Жизнь Ощепкова вновь совершает кульбит. Ощепков в начале 1920-х — человек с кинопроектором в родном Александровске. Он показывает и озвучивает немое кино.

    Незаурядный послужной список мастера привлек уже советскую разведку. Под псевдонимом «Черный монах» (а после и просто «Монах») Ощепков начал собирать разведданные из оккупированного японскими военными южного Сахалина. Уже для советской власти. Он побывал в Китае, в Маньчжурии. Со временем поселился в не чужом для себя Токио.

    Там Ощепкову помогал его второй дан. Подобный статус, тем более у европейца, вызывал у японской публики почет и уважение. А кодоканское прошлое помогало обрастать связями. Монах работал тонко, стараясь не вызывать подозрений у традиционно недоверчивых японцев. Но советское руководство не разделяло его подхода. От Ощепкова требовали быстрых результатов. Призывали использовать шантаж, налаживать контакты с местными большевиками. Но он слишком хорошо знал японские нравы, чтобы рисковать.

    В 1926 году Ощепкова отзывают из Японии. На этом его карьера разведчика заканчивается. Мастера дзюдо ждет следующий вызов. Он с новой силой пропагандирует японскую борьбу. На этот раз советские военные обращают внимание на него именно как на эксперта. В 1929 году Ощепкова призывают в Москву. Он начинает преподавать рукопашный бой в столичном институте физической культуры. Закладывает основы того, что впоследствии выльется в самооборону без оружия, или самбо.

    254979.jpg

    Дзюдо Ощепкова не было репликой японских мастеров. Несмотря на то, что в то время дзюдо было еще очень молодым видом единоборств, выросшим из более архаичного японского джиу-джитсу, Ощепков видел его недостатки, то, что мешает этому боевому искусству быть наиболее эффективным в реальной схватке. Василий уделяет особое внимание другим видам борьбы: американской и другим национальным разновидностям. По его мнению, бросковая техника вольников эффективна для борьбы в одежде.

    Ощепков прикладывает руку к созданию методик для обучения солдат. Но о его вкладе в популяризацию дзюдо и созданию самбо вспоминать вскоре становится опасно. Сперва в 1937-м само дзюдо вычеркивается из списка дисциплин институтов и техникумов физической культуры. Адепты боевого искусства избавились от японского названия и с осторожностью продолжили тренировки.

    А японское прошлое тем временем становится проклятьем Ощепкова. Он, как и многие другие в 1937-м, становится жертвой ночного ареста. Тогда советская власть преследовала «харбинцев». Долгое время обитавший на Дальнем Востоке мастер дзюдо был обвинен в шпионаже в пользу Китая и Японии.

    К этому моменту Ощепков заработал проблемы с сердцем. Попал в «Бутырку» уже больным человеком. Ему так и не суждено было увидеть плод собственных трудов. Он умер спустя 10 дней после ареста.


  4. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    [​IMG]

    "Самопроверка на целомудрие" от Махатмы Ганди.
    Раскрыть Спойлер
    После того как в 1944 году жена Махатмы Ганди Кастурба скончалась, Ганди взял за обычай делить постель с обнаженными молодыми девушками и женщинами: это были его личный врач Сушила Наяр и его внучатые племянницы Абха и Ману, которым тогда было лет 17-19 - они были моложе его примерно на 60 лет. Обозреватель The Guardian Иэн Джек поясняет: "К тому времени у Ганди около 40 лет не было интимных отношений с женщинами. Да и тогда - по крайней мере, в очевидной форме, насколько все могли установить - он не вступил с кем-либо в интимные отношения. Он приглашал обнаженных женщин делить с ним постель, руководствуясь осознанным намерением, - как ни парадоксально, он это делал, чтобы не вступать с ними в интимные отношения. Они присутствовали там в качестве живого соблазна: если их присутствие его не возбуждало, он мог увериться, что достиг брахмачарьи (в индуизме это понятие означает самоконтроль, гарантирующий целомудрие). Ганди писал, что человек, способный на такой самоконтроль, "никогда не имеет никаких сладострастных намерений, своим вечным вниманием к Богу стал доказательством, отрицающим существование осознанных или неосознанных чувств, способен лежать обнаженным с обнаженными женщинами, даже самыми красивыми, не испытывая какого бы то ни было полового возбуждения". Такой человек, писал Ганди, был бы неспособен лгать или причинить кому-либо вред". Почему в те времена это было так важно для Ганди? Потому что он верил - фанатично, эгоистично, - что распри между индуистами и мусульманами, которые в то время вылились в насилие и захлестнули Индию, имели какую-то связь с его собственными недостатками", - пишет автор. Ганди отмечал, что среди его признаков несовершенства была ночная поллюция, которая происходила у него в 1924-м, 1936-м и 1938 годах. О неосознанных мотивах, которые побуждали Ганди приглашать женщин в постель, мы ничего не можем знать, отмечает журналист. И добавляет: "В бытность одним из самых знаменитых людей планеты, магнетически-притягательной звездой, он редко воздерживался от того, чтобы извлечь выгоду из своей привлекательности в глазах женщин, дабы воспользоваться их помощью и заботой". Факт тот, что поведение Ганди зимой 1946-1947 годов шокировало многих из его сторонников, а как минимум два помощника уволились в знак протеста. Но ничто не свидетельствует, что женщины, с которыми он делил постель, были обижены на Ганди. Ману и Абха сопровождали его в день, когда в 1948 году к Ганди подбежал убийца. Автор гадает, как была бы воспринята весть об экспериментах Ганди сегодня: "Могущественный старик, зависимые от него девушки, нагота: широкие круги среагировали бы с омерзением, торопясь осудить его и заодно искажая и упрощая его недостатки. Маленькое пятнышко на его репутации увеличилось бы многократно: прискорбный конец для жизни гуманного человека, изменившего мир".
  5. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    image.jpg

    5 ноября 1977 – в психиатрической больнице Донецка от последствий хронического алкоголизма скончался Алексей Стаханов, зачинатель стахановского движения в СССР.
    Раскрыть Спойлер
    254px-Stakhanov3.JPG
    Стахановское движение от начала и до конца являлось типичным проявлением и воплощением советской показухи. После 30-х гг. оно благополучно заглохло. Сам же Алексей Стаханов скончался в психиатрической больнице Донецка от последствий хронического алкоголизма. Стахановское движение пропагандировалось как новый этап социалистического соревнования.

    Само явление соцсоревнования - это не изобретение большевиков. Это типичный метод стимулирования эпохи массового промышленного производства в основе которого лежит фордовский конвейер.
    Метод пришел в СССР во время индустриализации вместе с американскими специалистами в области менеджмента.
    В Америке во главу угла ставились— семья, личный успех, материальное поощрение, в СССР — родина-мать, коллектив и некие моральные стимулы. На деле же, помимо славы и места на доске почета с медалью, любой стахановец, как и всякий нормальный человек ожидал именно материального поощрения.
    Метод добычи.

    Лава — подземная очистная горная выработка (в которой производится добыча полезного ископаемого) значительной протяжённости (от нескольких десятков до нескольких сот метров), один бок которой образован массивом угля (забоем лавы), а другой — закладочным материалом или обрушенной породой выработанного пространства.
    Раньше лава делилась на восемь участков — уступов, в каждом из которых работал забойщик, он же крепильщик. Полтора-два часа он отбивал уголь молотком, остальное время крепил свой участок деревянными стойками. Закончив свой уступ, он вынужден простаивать, поскольку переходить было некуда — все уступы были заняты. Большое количество молотков, подключенных к одному компрессору, приводило к снижению давления воздуха, молоток просто «захлёбывался», что также не добавляло энтузиазма пользователю.

    Стахановский метод заключался, во-первых, в известном со времён средневековья разделении труда — забойщик рубил всю смену, а крепили другие. Во-вторых, в увеличении длины уступа, а следовательно, в уменьшении их количества. Вместо восьми десятиметровых уступов получалось четыре двадцатиметровых. Таким образом в смене работало лишь два забойщика вместо восьми. Снижалась нагрузка на компрессор, у забойщика появлялось пространство для маневра.
    В ночь с 30 на 31 августа 1935 года в шахту спустились: Стаханов, Петров, Машуров, а также крепильщики Щеголев и Борисенко. Освещал событие корреспондент местной газеты. Лес для крепления был подготовлен заранее. Стаханов безостановочно работал молотком, переходя из уступа в уступ, Щеголев и Борисенко крепили за ним. За 5 часов 45 минут Стаханов отбил уголь по всей лаве, поставив мировой рекорд производительности труда на отбойном молотке — при норме в 7 тонн угля он нарубил 102 тонны, выполнив 14,5 норм. Разница между нормой и рекордом была огромной, и это сразу же навело партийное руководство на мысль о повышении нормы.

    Рабочим пришлось трудиться больше за те же деньги. Началось противодействие стахановскому движению. Они ломали оборудование, воровали инструмент, травили, били, а порой и убивали передовиков. Когда диверсии стали массовыми, за дело взялись чекисты. Аресты и расстрелы быстро свели сопротивление на нет.

    А._Г._Стаханов.jpg

    За трудовой подвиг Стаханов получил 200 рублей, квартиру с мебелью, лошадь с коляской и два именных места в кинотеатре. После небольшой заметки «Рекорд забойщика Стаханова» от 2 сентября 1935 г. в газете «Правда» всего за месяц на безвестного шахтёра обрушилась всесоюзная слава.
    Став инструктором треста «Кадиевуголь», он больше не работал, а ездил по бесчисленным встречам, слётам, совещаниям и съездам, обучая работяг методу имени себя. Стаханову вручают орден Ленина, принимают в партию без кандидатского стажа (до рекорда за вопиющую безграмотность отказывались принимать даже в кандидаты), он становится студентом Промышленной академии, переезжает в Москву, его приглашает на приёмы сам Сталин.
    В Москве он знакомится с сыном Вождя Василием Сталиным с ним же регулярно участвует в попойках. Далее герой женится на 14-летней школьнице, которой для регистрации приписали 2 лишних года.

    Из-за ссоры с Хрущевым в 1957 году Стаханов был отправлен в почетную ссылку на Донбасс в город Чистяков (ныне Торез). Поначалу он работал замом управляющего трестом, затем был замом главного инженера шахты, потом уже нигде не работал и все время ждал звонка из Москвы. Все это время он беспробудно пил. Однажды кто-то из сердобольных соседей, в очередной раз увидев передовика в канаве, не выдержал и написал в газету. О Стаханове снова начали говорить. В 1970 году, к 100-летнему юбилею Ленина и 35-летию рекорда, герою присвоили долгожданное звание и звезду героя соцтруда. Стаханов снова мелькал на экране, давал интервью, сидел в президиумах и служил фоном для фотографирующихся ткачих и сталеваров. Все это время герой так же продолжал пьянствовать, успел побывать двоеженцем и в итоге угодил в психбольницу в Донецке с диагнозом «рассеянный склероз с частичной потерей памяти и речи». Где и умер 5 ноября 1977 года.
    Его похоронили на городском кладбище Тореза. Вскоре могила заросла травой, и даже работники кладбища не могли указать место захоронения шахтера № 1. Но в конце 90-х молодой шахтер, приводивший в порядок могилу родственников, обратил внимание на заброшенный участок. Он выкорчевал сухостой, собрал ветки, очистил от грязи табличку — и не поверил своим глазам: это была могила Алексея Стаханова, забытого героя эпохи строительства коммунизма.
    Последнее редактирование: 17 дек 2018
  6. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел


    Куда ж они денутся....^39^
  7. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Кто первым в России заговорил о "гнилом Западе"?

    shevyrev-stepan-petrovich.jpg
    Выражение "прогнивший Запад" восходит к славянофилу Степану Петровичу Шевырёву. В 1841 году он написал статью «Взгляд русского на образование Европы», которая была опубликована в первом номере журнала «Москвитянин».
    Раскрыть Спойлер
    В ней, в частности, говорилось: "В наших искренних дружеских тесных отношениях с Западом мы не примечаем, что имеем дело как будто с человеком, носящим в себе злой, заразительный недуг, окружённым атмосферою опасного дыхания. Мы целуемся с ним, обнимаемся, делим трапезу мысли, пьём чашу чувства… и не замечаем скрытого яда в беспечном общении нашем, не чуем в потехе пира будущего трупа, которым он уже пахнет".
    Эту мысль Шевырёв повторял так настойчиво в других статьях, что редактор «Москвитянина» М. П. Погодин в 1844 году получит от одного из своих знакомых просьбу: «Сделай милость, уйми ты Шевырёва, он помешан на гниющем Западе».

    В.Г. Белинский, вступив в полемику с Шевыревым, отверг его «мысль о нравственном гниении Запада» (статья «Сочинения В. Ф. Одоевского»). А в статье (1845) о повести В. А..Соллогуба «Тарантас» Белинский иронически преосмыслил выражение «гнилой Запад».

    Излагая сюжет сатирической повести Соллогуба, критик напишет: «...Авдотья Петровна сама лечит больных простыми средствами. Из всего этого выводится следствие, что все хорошо, как есть, и никаких изменений к лучшему, особенно в иноземном духе, вовсе не нужно. В самом деле, к чему больница и доктор, развращенный познаниями гнилого Запада, — к чему они там, где всякая безграмотная баба умеет лечить простыми средствами?..»

    Где же умер прародитель бессмертного мема — Степан Шевырёв? В Париже!
    А выражение подхватили наши писатели и публицисты: И.С. Тургенев «Дым» (1868 г.): «Сойдется десять русских, мгновенно возникает вопрос... о значении, о будущности России... Ну и конечно, тут же достанется и гнилому Западу. Экая притча, подумаешь! бьет он нас на всех пунктах, этот Запад — а гнил!»

    "Если вам непременно хочется почесать зубки насчет гнилого Запада, то вот... князь Коко... Отличный вам будет собеседник."

    Ф.Тютчев - письмо жене из Варшавы: «Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой родины».

    Н.С. Лесков "Отборное зерно. Краткая трилогия в просонке" (1884 г.): "Тогда и иностранные агенты у нас приболтывались, а между своих именитых людей немало встречалось таковых, что гнилой Запад под пятой задавить собирались".

    М.Е. Салтыков-Щедрин. СКАЗАНИЕ О СТРАНСТВИИ И ПУТЕШЕСТВИИ ПО РОССИИ, МОЛДАВИИ, ТУРЦИИ И СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ ПОСТРИЖЕННИКА СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ ИНОКА ПАРФЕНИЯ: "...Наши ненавистники лукавого и гниющего Запада не имеют в этом отношении никакой иной заслуги, кроме той, что с Запада же переносят готовое и вдобавок противуобщественное воззрение".

    М. Туган-Барановский "Русская фабрика" (1934): "Несмотря на предпочтение сельской промышленности, они [славянофилы] не решались отнестись с полным отрицанием к такому продукту «гнилого Запада», как наша фабрика".
  8. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Судьба автора стихотворения “Я спросил у ясеня...”

    vladimir-kirshon-(4).jpg
    Славу фильму “Ирония судьбы” в немалой степени принесли песни, слова к которым написали Белла Ахмадулина, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Евгений Евтушенко.

    Но одна из них, авторство которой кому только ни приписывали, стоит особняком. Ведь мало кто уже помнит, что строчки “Я спросил у ясеня, где моя любимая…” написал Владимир Киршон.
    Раскрыть Спойлер
    В его во многом поучительной судьбе отразились все противоречия 30-х годов XX века — когда человек в одночасье превращался из гонителя в гонимого, а подлость бумерангом возвращалась к тому, кто беззастенчиво шел к вершине по головам окружающих.

    В 1930-е годы имя Киршона было не просто на слуху, он числился одним из главных идеологов всесильной Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). А его пьесы, о художественных достоинствах которых многие коллеги отзывались без восторга, тем не менее ставились на главных сценах страны — во МХАТе, Театре имени МГСПС, Театре имени Вахтангова в Москве и в Большом драматическом театре в Ленинграде.

    Киршон был из тех, кто, как сказали бы сегодня, двигался в мейнстриме — прославлял Сталина и идеи социалистического строительства. Его пьесы посвящены разлагающему влиянию буржуазной идеологии на молодежь. Он возвеличивал образ "красного директора", и, кстати, считается, что именно Киршон открыл путь на советскую сцену герою-пролетарию, строящему новую жизнь.
    А самой известной его пьесой, пожалуй, стала комедия "Чудесный сплав" о молодых ученых.
    Последним произведением Киршона оказалась драма "Большой день", в которой описана война, завершившаяся победой коммунизма во всем мире. Поэтом он никогда не считался, хотя в некоторые из своих пьес включал стихи.

    aleksandr-af.jpg

    В середине 1930-х годов для театра Вахтангова Киршон сочинил уже прочно позабытую сейчас комедию “День рождения”. Музыку для нее написал молодой тогда композитор Тихон Хренников. Одна из песен начиналась с тех самых слов: “Я спросил у ясеня…”

    Ноты к ней не сохранились, но Хренников позже вспоминал, что его композиция была веселее, чем у Микаэла Таривердиева: «Там это была ироническая песня».
    Вряд ли сам Киршон, выводя эти строчки, подозревал, что именно они переживут не одно десятилетие и станут главной, если не единственной, ценностью его творческого наследия. А пока шел 1930-й год.

    Киршон в своих выступлениях на писательских собраниях громит литераторов-попутчиков. К ним относили Михаила Зощенко, Алексея Толстого, Вениамина Каверина и Михаила Пришвина.

    Рапповцы травили всех, кто уклонялся от воспевания “героики революционных свершений”. Особо от Киршона доставалось Михаилу Булгакову. В одной из статей в газете “Вечерняя Москва” Киршон писал: «Отчетливо выявилось лицо классового врага. “Бег”, “Багровый остров” продемонстрировали наступление буржуазного крыла драматургии».
    А на 16 съезде ВКП(б) 28 июня 1930 года, когда прорабатывали философа Алексея Лосева за “Диалектику мифа”, Киршон также внес в обсуждение свои три копейки. Главный доклад тогда делал Лазарь Каганович, который назвал мыслителя классовым врагом.

    Пропустивший книгу философа цензор в свое оправдание сказал, что Лосев представляет “оттенок философской мысли”. «Я читала стенограмму съезда. Там любопытные ремарки. Например, драматург Киршон кричит: “За такие оттенки надо ставить к стенке!”» — рассказала спутница жизни и ученица Лосева Аза Тахо-Годи.

    В августе 1936 года “Правда” опубликовала первое коллективное воззвание писателей с требованием расстрела, правда, не своих коллег, а активистов “антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра”. Среди подписавшихся значится и Киршон. Бумеранг был запущен…

    В это же время драматург ведет активную переписку со Сталиным, причем некоторые его послания являются классикой довольно распространенного тогда жанра письма-доноса. «Я считаю себя обязанным сообщить Вам о новых попытках разжигания групповой борьбы между литераторами-коммунистами», — пишет он в 1933 году.
    В 1934-м Киршон направил Сталину и Кагановичу письмо с жалобой на газетчиков. Травлей Киршон посчитал критические статьи о своем творчестве.
    «Киршон — это воплощение карьеризма в литературе. Полная убежденность в своей гениальности и непогрешимости. Он мог держаться в искусстве только благодаря необычайно развитой энергии устраивать, пролезать на первые места, бить всех своим авторитетом, который им же искусственно и создавался», — вспоминал драматург Александр Афиногенов.

    Но неумолимо приближался 1937 год. 28 марта был арестован покровитель Киршона Генрих Ягода, занимавший три года пост наркома внутренних дел СССР, а затем наркома связи. Как водится, за этим потянулась цепочка арестов всех тех, кто так или иначе был связан в свое время с главным чекистом страны. Одним из звеньев стал Владимир Киршон.
    Его взяли не сразу. Сначала прорабатывали на заседаниях Союза писателей, как делал он сам в свое время. Четвертого апреля 1937 года жена Михаила Булгакова Елена записала в дневнике: «Киршона забаллотировали на общемосковском собрании писателей при выборах президиума. И хотя ясно, что это в связи с падением Ягоды, все же приятно, что есть Немезида и т. д.» В конце апреля она пишет о предложении писателя Юрия Олеши пойти на собрание московских драматургов, на котором будут расправляться с Киршоном. Булгаков его отверг. «М. А. и не подумает выступать с таким заявлением и вообще не пойдет. Ведь раздирать на части Киршона будут главным образом те, кто еще несколько дней назад подхалимствовали перед ним», — написала Елена Сергеевна. И в каком-то смысле этим своим поступком Булгаков дал ответ на вопрос, можно ли оправдывать подлость и пороки гениальностью. Киршон же снова бросается к Сталину. Он слезно просит не изгонять его из партии: «Дорогой товарищ Сталин, вся моя сознательная жизнь была посвящена партии, все мои пьесы и моя деятельность были проведением ее линии. За последнее время я совершил грубейшие ошибки, я прошу покарать меня, но я прошу ЦК не гнать меня из партии». Но его обвиняют уже не просто в связях с Ягодой, но и в троцкистской деятельности. Сталин не помог. Бумеранг прилетел обратно.
    Алексей Лосев, сосланный в лагеря и строивший Беломоро-Балтийский канал, чудом выживший и проживший 94 года, признан столпом русской философии. Михаил Булгаков стал классиком. Владимир Киршон, расписавшийся в истории строчками “Я спросил у ясеня…”, расстрелян в 1938 году, немного не дожив до своего 36-летия.

    47fbed989fc8b17ff746e0fbfccbfffd.jpg

  9. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Как британский спецназ спас советских солдат от советских концлагерей

    images.hlkAw.jpg
    Операция британских коммандос (SAS), которая именовалась "Томбола" и проводилась весной 1945 года в Италии, имела целью дезорганизацию управления 51-го горного корпуса Вермахта.
    Операция проводилась силами отряда британских парашютистов, которыми командовал легендарный майор британской разведки Рой Фарран.
    Раскрыть Спойлер


    По прибытии группы в северную Италию остро встал вопрос организации взаимодействия с местными итальянскими партизанами. Именно тогда судьба свела Фаррана с партизанами-гарибальдистами, с отрядом состоявшим из бывших советских военнопленных. Командовал отрядом бывший лейтенант РККА Виктор Пирогов.


    [​IMG]
    Целью операции была дестабилизация обстановки и управления 51 горного корпуса немецких войск. Британцы знали, что им нужно будет заручиться помощью итальянских партизан, однако кто бы мог подумать - среди их союзников оказались ещё и советские партизаны, ранее сбежавшие из плена, во главе с Виктором Пироговым. Было их около 70 человек.

    Почему они согласились помочь британцам? Потому что на родине их вряд ли кто-то ждал. Вспомните, как относились к военнопленным в НКВД.

    [​IMG]

    Сама операция проходила в ночь на 27 марта. Советские бойцы сдерживали периметр, а британские спецназовцы с боем пробирались в глубь вражеских позиций. Немцы были обозлены этим рейдом, и по словам очевидцев, сражались как дьяволы. Однако были повержены совместными усилиями бойцов. Операция увенчалась успехом - в общей сложности бойцы уничтожили около 60 немцев. Отряд Пирогова особо отличился в данном бою.

    Вы спросите - так кто и кого спас-то?

    [​IMG]

    На самом деле, операция не закончилась. Отряд Фаррана и отряд Пирогова вели периодические затяжные бои в Италии. Близился май, Европа понемногу освобождалась, и вскоре война закончилась.

    Согласно договорённости, союзники должны были поспособствовать возвращению советских Граждан на родину. Тот же приказ пришёл Фаррану от командования. Однако многие этого не хотели - как и отряд Пирогова.

    [​IMG]

    Майор Фарран не был дураком, и прекрасно понимал, что на родине советских партизан ждёт, мягко говоря, не очень тёплый приём. Точнее выражаясь, лагеря. Перед майором встала дилемма - забрать у солдат оружие и отправить их куда положено, или же попробовать найти другой выход.

    obit_75_1149545408873.jpg
    Что же он сделал? Включил хитрость. Во время загрузки в эшелон, майор просто "нечаянно" открыл задние двери вагонов. Естественно, советские партизаны разбежались кто куда. После их личности растворились среди итальянских граждан. Поговаривают, что Пирогов жил со своей возлюбленной в Аппенинских горах, а позже иммигрировал в Аргентину, где его следы окончательно потерялись.

    Сам он впоследствии вспоминал: "Эти люди (прим.- Верховное командование) никогда не могли понять взаимного доверия между товарищами по оружию. Мы сражались вместе, многие погибли... И теперь в час нашей победы нам приказали забрать у них оружие. Хуже всего было отправить их в Россию, почти на верную смерть".

    P.S. В советской истории имя Пирогова было забыто на долгие годы. В 1976 году в Ленинграде вышла книга А. Тарасова "В горах Италии". Сам Анатолий Тарасов, также бывший партизан-гарибальдист, в итоге вернулся в СССР. Где отсидел после войны три года в лагерях. В этой книге он вспоминает о Пирогове следующее: "Я все время звал его (Виктора Пирогова) домой, доказывая, что мы на чужбине никому не нужны. Как бы ни было тяжело, а со своим народом все будет легче переносить... Виктор обещал подумать. Перед самым отъездом на Родину я снова заехал в Реджо. И тут понял, что мы пойдем разными дорогами".
  10. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    [​IMG]

    Рассекреченные телеграммы Ильича

    Раскрыть Спойлер
    1.«…Прекрасный план! Заканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом „зелёных“ (мы потом на них свалим) пройдём на 10—20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 р. за повешенного…».
    Литвин А. Л. «Красный и Белый террор в России в 1917—1922 годах».

    2. «Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом — расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…». 24 – 27 декабря 1917 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 200, 201, 204. — Из работы «Как организовать соревнование?»)

    3. «…Можете ли вы еще передать Теру, чтобы он всё приготовил для сожжения Баку полностью, в случае нашествия, и чтобы печатно объявил это в Баку».
    3 июня 1918 г. (Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет. Ленинское рукописное распоряжение председателю Бакинской ЧК С. Тер-Габриэляну)

    4. «Пенза, Губисполком. …провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города».
    9 августа 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 143-144).

    5. «Товарищам Кураеву, Бош, Минкину и другим пензенским коммунистам. Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь взят «последний решительный бой» с кулачьем. Образец надо дать. Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц. Опубликовать их имена. Отнять у них весь хлеб. Назначить заложников — согласно вчерашней телеграмме. Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц кулаков. Телеграфируйте получение и исполнение. Ваш Ленин».
    (Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 57.).

    6. «Саратов, (уполномоченному Наркомпрода) Пайкесу. …советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты».
    22 августа 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 165).

    7. «Свияжск, Троцкому. Удивлен и встревожен замедлением операции против Казани, особенно если верно сообщенное мне, что вы имеете полную возможность артиллерией уничтожить противника. По-моему, нельзя жалеть города и откладывать дольше, ибо необходимо беспощадное истребление…»
    10 сентября 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.50. С. 178).

    8. «Насчет иностранцев советую не спешить высылкой. Не лучше ли в концентрлагерь…».
    3 июня 1919 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 335).

    9. «Всех, проживающих на территории РСФСР иностранных поданных из рядов буржуазии тех государств, которые ведут против нас враждебные и военные действия, в возрасте от 17 до 55 лет заключить в концентрационные лагеря…»
    (Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996, С. 56).

    10. «…крестьяне далеко не все понимают, что свободная торговля хлебом есть государственное преступление. Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать» — так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине. А мы говорим, что это государственное преступление».
    19 ноября 1919 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 315).

    11. «Т. Луначарскому … Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте».
    Ленин, 26 августа 1921 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 53. С. 142.)

    12. «… я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
    19 марта 1922 г. (Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193).

    13. «…Принять военные меры, т.е. постараться наказать Латвию и Эстляндию военным образом (например, «на плечах» Балаховича перейти где-либо границу на 1 версту и повесить там 100 –1000 их чиновников и богачей)».
    Ленин, август 1920 г. (Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996).

    14. «…Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас». 17 мая 1922 г.
    (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 190).
  11. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    46.jpeg

    photofacefun_com_1547819427.jpg

    Как семья советских музыкантов самолёт захватывала

    Далеким от истории СССР людям вряд ли известно о том, что произошло 8 марта 1988 года в Иркутске. По крайней мере, до поры-до времени даже автор и не мог подумать, что подобное имело место быть в нашем Советском союзе. Ещё бы, ведь события, о которых я расскажу, скорее напоминают сюжет боевика. Приготовьтесь, будет интересно.
    Раскрыть Спойлер


    8 марта 1988 года пассажиры самолёта Ту-154, летевшие в Ленинград, были в хорошем настроении и ещё не знали, что им предстоит пережить. Всего через несколько часов многодетная семья Овечкиных проведёт вооруженный захват самолёта и потребует сменить курс на Лондон.

    Кто они такие и с чего бы им захватывать самолёт, спросите вы?

    [​IMG][​IMG]
    До совершения теракта, Овечкины были известны чуть ли не на весь Союз как музыкальный джазовый ансамбль "Семь Симеонов". Так вышло, что сыновья Нинель Овечкиной (организатор и инициатор теракта) имели необычайные музыкальные способности, позволившие им добиться успеха и гастролировать по всей стране. Государство гордилось артистами и расщедрилось аж на две 3-х комнатные квартиры для семьи.

    Однажды им довелось отправиться в Японию, что и стало отправной точкой для совершения захвата. Семья больше не хотела возращаться в "страну дефицита и ограничений".

    [​IMG]
    Примерное, любимое всеми семейство вынашивало план захвата полгода. Вооружиться "Симеоны" планировали обрезами и самодельными бомбами. Прятали своё вооружение они в футлярах от музыкальных инструментов. Что интересно, сотрудники аэропорта знали их в лицо, и даже проверять багаж не стали.

    Полдела было позади, и семья уже была на борту. Полёт проходил как обычно, пока самолёт не остановился в Кургане. Нинель Овечкина передала записку с просьбой повернуть самолёт в сторону Лондона. Сначала экипаж принял это за шутку, однако шутки кончились как только семья обнажила оружие и грозилась взорвать самолёт.

    [​IMG]
    Вообще, пилоты были вооружены пистолетами Макарова, однако использовать их не стали - побоялись последствий. Договориться с захватчиками пытались и офицеры КГБ, однако те не шли на уступки. Бортинженеру судна был отдан приказ убедить семью в том, что топливо на исходе, и нужно скорее приземляться. После небольшого "совещания" семья согласилась на предложение властей приземлиться в Хельсинки.

    На самом деле всё это было лишь прикрытием - в надежде на то, что семья не заметит, экипаж направил самолёт в сторону посёлка Вещёво, где должна была пройти операция по освобождению. Сперва всё шло гладко, однако вскоре семья заметила стягивающихся к взлётной полосе советских военных, и раскрыла обман.

    [​IMG]
    Поразительно, но операция не увенчалась успехом. Были ранены несколько военных и пассажиров, в то время как Овечкины остались невредимы. В какой-то момент они всё же были загнаны в угол. Осознавая своё положение, семья собралась вместе. Удивленные пассажиры сначала не поняли, что они собираются сделать, но вскоре прогремел взрыв. Семья условилась покончить жизнь самоубийством в случае неудачи. Однако от взрыва погиб лишь Александр. Дальше разворачивается настоящая драма - мать приказывает старшему сыну убить её и остальных братьев, после чего выстрелить в себя. Покончив со всеми, но не найдя одного из братьев (который прятался в туалете), Олег убил себя. В это время люди спасались от пожара, выпрыгивая из самолёта и получая травмы. Операция по освобождению была закончена в 8 вечера.

    11 убитых, 35 раненых. Выживший музыкант, Игорь, получил 8 лет тюрьмы, впоследствии умер в СИЗО при невыясненных обстоятельствах. Младшие сыновья были отданы на воспитание сестре. А знаете, что самое интересное в этой ситуации? До развала СССР тогда оставалось лишь 3 года. Возможно, зная об этом, Нинель Овечкина не пошла бы на такие жертвы. С.

  12. Оффлайн
    Рцы

    Рцы Практикующая группа


  13. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Съесть своих, чтобы выжить: трагическая история невероятного спасения
    [​IMG]
    Раскрыть Спойлер
    Когда человек попадает в экстремальные ситуации, то все разговоры о благородстве и гуманности забываются, а на первый план выходит инстинкт самосохранения. Трагическая история произошла более 40 лет назад, когда выжившим в ужасном крушении самолета пришлось два месяца есть плоть своих умерших товарищей.

    [​IMG]
    13 октября 1972 года произошла трагедия, которой суждено было войти в историю. Самолет, который перевозил команду по регби из Уругвая в Чили, потерпел крушение в снежных Андах. Из 45 человек, находящихся на борту, 12 расстались с жизнью сразу, а еще пятеро погибли на следующий день. Остальных ожидала жестокая судьба.

    [​IMG]

    Условия, в которых оказались выжившие, были ужасными. У них практически не было еды и теплой одежды. К тому же, на высокогорье было тяжело дышать. На первых порах люди ждали, что их вот-вот спасут. Они даже видели над собой кружащий в небе самолет. Но помощь так не появилась. На 8-й день выжившие с ужасом услышали по радио, что все спасательные операции прекращаются.

    [​IMG]
    Выжившая часть команды по регби, попавшей в аварию в 1972 году.
    Страшнее холода было чувство голода. Один из пассажиров Роберто Канесса (Roberto Canessa) предложил начать есть погибших, чтобы выжить самим. Поначалу все ужаснулись предложению, но через несколько дней голода эта мысль уже не казалась такой кощунственной. Канесса до сих пор вспоминает, как тряслись руки, когда он отрезал бритвой первый кусок человеческой плоти.

    [​IMG]

    На 18-й день после аварии на обломки самолета сошла лавина. Как бы странно это не звучало, но она спасла людям жизнь. Не всем… еще 8 погибло. Благодаря снегу, внутри самолета было не так холодно, а у оставшихся в живых появилась новая пища.

    Через месяц несколько добровольцев решили проверить, как далеко они смогут уйти от места крушения, чтобы за день успеть вернуться. Тогда же они случайно обнаружили на своем пути оторвавшийся хвост самолета, в котором были чемоданы с одеждой, коробочка конфет и аккумуляторы. Вернувшись, мужчины попытались починить рацию, но из этого ничего не вышло.
    [​IMG]

    Спустя 2 месяца со дня крушения в живых оставалось только 16 человек. Трое из них решили во что бы то ни стало искать выход к людям. 12 декабря 1972 года Роберто Канесса, Нандо Паррадо и Антонио Визинтин отправились в путь. Когда мужчины стали спускаться ниже, становилось теплее, но тут возникла другая проблема: стало портиться мясо. За 10 дней они прошли 65 км. К счастью, они заметили горный ручей, а возле него корову. Еще через день ходьбы к реке вышли только двое. На противоположном берегу они увидели мужчину. Путники кричали, но из-за рокота воды они друг друга не слышали. Тогда человек по ту сторону реки (им оказался пастух Серхио Каталан) привязал к камню бумагу и карандаш и перебросил мужчинам. Те написали, кто они и откуда. Пастух перебросил Нандо кусок хлеба и сыр и ускакал на лошади за помощью.

    Через день к путникам прибыло 6 человек из ближайшего военного гарнизона, а затем прилетел вертолет с журналистами. Никто не мог поверить, что мужчины прошли такой путь самостоятельно, когда те показали, где находился самолет.

    [​IMG]

    А в это время на месте крушения остальные выжившие услышали по радио о находке двух мужчин. Чувства, которые они тогда испытали, невозможно было передать словами. 16 «счастливчиков» той аварии живы до сих пор. Они каждый год собираются, чтобы почтить память всех погибших в той ужасной катастрофе. С.
  14. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Тася, это не исторический эпизод, а исторический снимок, перенесла сюда,
    но можно и в ретро.
  15. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Какой русский поэт был наполовину ирландцем?
    Очень знатный, очень известный

    Про эфиопские корни Александра Сергеевича Пушкина знает каждый школьник. О том, что Лермонтов возводил свою фамилию к шотландскому легендарному барду Томасу Рифмачу, тоже многие слышали. Немецкое происхождение предков Блока тоже вполне очевидно.
    Но был в русской литературе еще один поэт, у которого не просто один из предков в энном колене являлся выходцем из какой-нибудь другой страны. Нет, у этого поэта в жилах текла наполовину ирландская кровь - его мать звали до замужества Дженни О'Рэйли.
    Раскрыть Спойлер


    [​IMG]
    Современные ирландки
    Имя этого поэта еще несколько абзацев называть не будем - потянем интригу. Скажем только, что он принадлежал к Золотому веку, был дружен с Пушкиным (даже упомянут в "Евгении Онегине"), а также Батюшковым, Жуковским и Карамзиным.

    Отец его при этом носил очень знатную русскую фамилию (собственно под ней нам известен и сам поэт). Это старинный княжеский род, восходящий по прямой линии к Ростиславу Смоленскому, внуку Владимира Мономаха. То есть перед нами Рюриковичи.

    Как же все-таки так случилось, что потомок Мономаха женился на ирландке?

    [​IMG]
    Вот она, та самая ирландка!
    Дело в том, что отец будущего поэта в юности отправился, как это было принято у русской аристократии, в большое путешествие по странам Европы. В Англии он встретил девушку по имени Дженни, в которую безоглядно влюбился. Ну как сказать, девушку - замужнюю даму. Муж ее был офицером по фамилии Квин, а жена его до замужества носила очень распространенную ирландскую фамилию О'Рэйли

    Родители юного русского князя (он был именно князем) резко воспротивились этому чувству, грозившему закончиться свадьбой. Но безуспешно - влюбленные не остановились ни перед чем. Дженни стремительно развелась с мужем и приехала в Россию. Там она приняла православие, став Евгенией Ивановной и вышла замуж.

    [​IMG]
    Петр Вяземский, русский поэт XIX века
    Нового мужа ее звали Андрей Иванович Вяземский. А их сын - князь Петр Андреевич Вяземский стал одной из звезд русского Золотого века.