Осознание своей смерти

Тема в разделе 'Шакти', создана пользователем Шакти, 10 ноя 2018.

  1. Оффлайн
    Шакти

    Шакти Практикующая группа

    memento mori.png



    Memento mori

    12 октября 2006 г., «Аргументы недели», газета


    «Почти ни один человек не думает о смерти, пока она не подойдёт к нему вплотную» — писатель Э. М.Ремарк

    «Я не боюсь умереть. Я просто не хочу при этом присутствовать» — кинорежиссёр Вуди Аллен



    Не хочу думать о смерти, не хочу, не хочу, не хочу! «Смерть» – само это слово вызывает чувство холода, чего-то чуждого, чего-то тоскливо-пасмурного и молчаливо-враждебного. Не хочу, а надо, приходится. Особенно, когда представляешь себя на войне или в другой чрезвычайной обстановке, или на приеме у врача-рентгенолога, либо когда понимаешь, что начинаешь стареть. Выходит, самое главное в жизни то, что ТЫ НЕ УМЕР. Но что может дать нам мысль, что мы «когда-нибудь все там будем»? Думаю, это сильный стимул осмыслить нашу каждодневную жизнь и отношения с людьми, которые тебя окружают. Это стимул спросить себя - «как я живу сейчас?».

    Конечно, если говорить об инстинкте самосохранения, то и животное испытывает страх надвигающейся смерти. Но я о другом: об интеллектуальном отношении к прискорбному факту, что удел всех людей на земле – смерть. Любому человеку известно о его смертности - это и отличает человека от животного. И эта способность является для человека как наказанием, так и уникальным шансом ощущать движение времени, на которое не способно ни одно другое земное существо.

    Кто-то из великих сказал: жить для человека — значит чувствовать и мыслить, страдать и испытывать блаженство. Поэтому человек размышляет о смерти не только как homo sapiens, но и как продукт своей культуры. Если мы здоровы и молоды, то мысли о смерти абстрактны и неважны для нас, ибо мы по наивности ощущаем себя почти бессмертными. В этом случае мы действительно не задумываемся о том, сколько ресурсов – физических и душевных сил - у нас в запасе.

    Становление человеческого сознания начиналось с этого основного вопроса сути бытия. Человек стал задумываться о смерти с того самого момента, когда стал осознавать себя как личность. Можно сказать, что мысль о смерти породила желание обрести Бога. Он избавляет нас от мучительной необходимости объяснить «исчезновение», уход из жизни. С этой точки зрения, взаимоотношения разных религий со смертью во многом обуславливают взаимоотношения человека с жизнью.

    Индус, верящий в реинкарнацию, убеждён, если он будет правильно жить сейчас, то в следующей жизни он точно будет жить как миллионер Радж Капур, поэтому у индуиста нет напряженного страха перед уходом из жизни. Когда индийцы сжигают на берегу Ганга своего умершего родственника, семья не скрывает своего горя, но, зная, что это расставание временное, эти люди поют и хлопают себя по бёдрам, словно это праздник.

    Готовность умереть за Веру определяет во многом отношения к смерти среди мусульман. По глубокому убеждению мексиканцев, смерть – это неотъемлемая часть жизни, и, как говорят в Мексике, «ничего не нужно воспринимать всерьез, даже смерть». Каждый год, в ноябре в Мексике отмечают свой необычный праздник – День Смерти.

    Смерть пассивно принимают даосисты и буддистские монахи, китайцы и японцы. В «Кодексе самурая» есть такие строки: «Памятуя о смерти каждую минуту, каждый час и каждый день, вы избегните мириад искушений, охраните себя от неисчислимого множества бедствий, сохраните крепость и здоровье, проживёте долгую и счастливую жизнь. Если вы будете помнить о смерти всю жизнь, отпущенную вам, ваш характер улучшится, а добродетели преумножатся». Ритуал смерти самурая – это не прощание. Это торжественный вызов.

    А как в России? Лучшие умы, как правило, отвечали на этот вопрос религиозно, за исключением одного человека – Антона Чехова. Он сказал: «я не знаю». Думает ли современный русский человек о смерти? Я боюсь, что русский человек о смерти не задумывается до тех пор, пока она не «посмотрит» ему в глаза. А до того времени - беспечность и наплевательское отношение как к своему здоровью, так и к своей душе. Зададимся вопросом: как бы мы хотели воспринять смерть - как избавление, как облегчение или как нежелательное явление в нашей личной жизни? Ответ как бы напрашивается сам собой – конечно, как облегчение. Но если смерть – это облегчение и избавление – значит, жизнь невыносима. И зачем такая жизнь тогда нужна? А если смерть нежелательна и вызывает протест – значит, жизнь ваша не лишена смысла, еще полна желаний и вам дорога.

    Ибо что такое наша жизнь? Это, прежде всего нагромождение бесконечных желаний – страстей, влечений чувственных и умственных. Это желание творчества, любви, секса, детей - чего угодно. Именно желания движут человеком. Отсутствие желаний и есть старость. Как только человек начинает терять желания, его «касается холод смерти». Жизнь без желаний - это тусклое существование. Сегодня можно увидеть людей, особенно богатых, у которых есть всё кроме желаний – эти люди «безжизненны», хотя они практически здоровы...

    Когда я думаю о смерти, приходит мысль о том, что простишься не только с друзьями, но и с врагами. А были ли они по-настоящему твоими врагами? Начинает казаться, что нет, не были. Прощаешься с тем, что тебе никогда не нравилось, и даже вещи, к которым ты был равнодушен, вдруг становятся милыми и бесценными. Прощаешься с футболом, к которому всегда был безразличен и даже с газировкой, которую всю жизнь терпеть не мог. Прощаешься с завистью и с ненавистью, которые, как, оказывается, тоже были лишены смысла. Но «после тебя» будут жить, пить газировку и смотреть чемпионаты мира по футболу. Может, тебя и не вспомнят, а если даже и вспомнят - ты об этом не узнаешь. В такие моменты тебя охватывает любовь ко ВСЕМ! Как у Марины Цветаевой: «...Послушайте! — Еще меня любите за то, что я умру».

    И ненависть, и гнев уступают место тоске и начинаешь испытывать любовь ко всему из чего состояла твоя жизнь. Без сомнения, осознание смертности — свойство здравого человека. Думая о смерти, человек не получает бессмертия, но в силах изменить свою жизнь - многое из того, чему некогда придавалось большое значение, утрачивает какую-либо ценность. Мысль о смерти помогает понять истинную ценность твоих интересов, забот и усилий.

    Если бы кому-то из вас открылось, что завтра вы умрёте, чтобы вы стали делать, когда первый шок пройдёт? Вы отдали бы всё своё имущество бедным людям? Вы попросили бы прощения у своих врагов и поддержали бы всех ваших родных и близких? Вы бы постарались успеть сделать ещё хоть одно доброе дело, чтобы о вас не забывали? Или вы просто бы сели на берегу у воды - один или с любимыми, и смотрели бы на закат или на рассвет, на дождь и туман – в последний раз...

    Вот почему «memento mori» – помни о смерти - это поможет вам не забывать о бесконечной ценности каждой секунды вашей жизни.

    (Андрей Кончаловский, с)


    A_Silent_Ambush_Web.jpg
  2. Оффлайн
    Шакти

    Шакти Практикующая группа

    Думать о смерти необходимо. Если не знать что умирает - значит не знать что живёт, и наоборот.
    Обычно люди не думают о смерти, они её боятся как что-то неизвестное. Это не удивительно, ведь они также не знают что такое жизнь, хотя и имеют об этом множество (ложных) представлений и концепций.

    Вопрос о смерти сводится к вопросу: если я умираю (исчезаю), то что в этом "я"? Как я умираю, т.е. что это значит конкретно для мня? Как я исчезаю, если сейчас я есть?...

    Почему нужно думать о смерти? Почему говорится, что думать о смерти - все равно что "подстелить соломку", т.е. обезопасить себя заранее. Что это за мера предосторожности?
    Это подобно тому как, допустим, пожарный точно знает, что где-нибудь, когда-нибудь обязательно случится пожар, и поэтому готовится к нему, чтобы быть эффективным в его тушении.
    Точно так же, я совершенно точно знаю, что умру, что смерть неизбежна, поэтому мне необходимо выяснять что она такое, чтобы не боятся неизвестного. Ведь во время умирания уже не получится, не успеется это выяснить. Поэтому нужно подобно пожарному готовиться заранее к неизбежному - заранее выяснить кто живёт и кто умрёт. Я - это кто?

    .......
  3. Оффлайн
    Шакти

    Шакти Практикующая группа

    Махарадж: Смерть это просто отделение Сознания от тела. Зачем бояться? Для знающего нет разделения между проявленным и непроявленным.

    Смерть обязательно случится. Если это понимание присутствует все время, ничто не будет иметь для вас значения.

    Следуйте за Мудрецами, а не за людьми. Я не следую мирским советам. Ни в прошлом, ни в будущем, ни сейчас. Мирское знание для меня бесполезно.


    Когда дыхание оставит это тело, ум также уйдет. Без пищи саттва («Я есть») пропадет. И что скажут люди? Скажут, что я мертв. Парадоксально, правда?

    Почему бы не выяснить, что вы в действительности такое? Почему бы не отыскать это знание «Я есть»? Что здесь есть такое, что действительно устойчиво продолжается в вашем нынешнем состоянии?

    Вы не сможете ничего взять с собой. Сможете ли вы унести клочок земли с собой? Вы ничего не сможете взять. Вам придется оставить все позади, даже то, что вам нравится больше всего. Найдите то, что вы есть в действительности.



    Вы думаете о том, чего достигли. Вы думаете о себе так, как будто вы родились. Но держитесь того ощущения, которое было у вас те девять месяцев, пока вы были в утробе! Чем вы были в утробе?

    Теперь у вас есть это тело и вы думаете, что вы такой и этакий. Чем вы были до этого?

    Будучи в утробе, вы не знали разницы между собой и вашей матерью. Осознавали ли вы свое существование в утробе матери? Знали ли вы, что вы мальчик или девочка? То, что было в утробе, в действительности не отличается от того, что есть сейчас.
    Последнее редактирование: 27 май 2019
  4. Оффлайн
    Шакти

    Шакти Практикующая группа

    Махарадж: Когда у вас кружится голова, вы видите, как мир кружится вокруг вас. Вы охвачены идеей средства и конца, работы и цели, поэтому вам кажется, что я действую. На самом деле я только наблюдаю. Всё, что делается, делается на сцене. Радость и печаль, жизнь и смерть — они реальны только для несвободного человека, для меня они нереальны, как само шоу. Я могу воспринимать мир как вы, но вы верите, что находитесь в нём, а я вижу его как радужную каплю в океане сознания.

    В: Мы все стареем. Старость не приносит радости — болячки, слабость и приближающийся конец. Как джняни чувствует себя в старости? Как его внутреннее Я смотрит на его дряхлость?

    М: Чем старее джняни, тем больше в нём счастья и покоя. Ведь он направляется домой. Как путешественник, подъезжающий к месту назначения и собирающий свой багаж, он оставляет поезд без сожаления.

    В: Но здесь же есть противоречие. Нам говорили, что джняни вне каких-либо изменений. Его счастье не растёт и не уменьшается. Как он может становиться счастливее с возрастом, да ещё и несмотря на физическую слабость и прочее?

    М: Никакого противоречия нет. Рулон судьбы подходит к концу – ум счастлив. Туман телесного существования рассеивается – бремя тела становится легче день ото дня.

    В: Скажем, джняни болен. Он подхватил грипп, и все его суставы болят и горят. Каково состояние его ума?

    М: Все ощущения созерцаются с полным хладнокровием. Они не желаются, но и не отвергаются. Всё такое, какое оно есть, и он смотрит на это с улыбкой нежной непривязанности.

    В: Он может быть непривязан к собственным страданиям , но они, тем не менее, остаются.

    М: Они остаются, но это не имеет значения. В каком бы состоянии я ни находился, я вижу в нём состояние ума, которое принимается таким, как есть.

    В: Боль есть боль. Вы всё равно её чувствуете.

    М: Тот, кто воспринимает тело, чувствует всю его боль и удовольствия. Я не являюсь ни телом, ни тем, кто его воспринимает.
    Последнее редактирование: 27 май 2019
  5. Оффлайн
    Шакти

    Шакти Практикующая группа

    В: Люди очень боятся смерти.

    Махарадж: Джняни не боится ничего. Но он жалеет тех, кто боится. Родиться, жить и умереть – естественно. Бояться – неестественно. Этому событию, конечно же, уделяется внимание.

    В: Представьте себе, что вы больны: высокая температура, озноб, всё тело ломит. Врач говорит, что ваше состояние серьёзно, что жить осталось всего несколько дней. Какая будет ваша первая реакция?

    М: Никакой. Как для благовонной палочки естественно сгореть до конца, так и для тела естественно умереть. Правда, это совсем не важно. Важно то, что я не являюсь ни телом, ни умом. Я есть.

    В: Ваша семья, несомненно, будет в отчаянии. Что вы им скажете?

    М: Обычные слова: не бойтесь, жизнь продолжается, Бог защитит вас, мы скоро снова будем вместе и тому подобное. Но для меня все волнения и беспокойства не имеют смысла, потому что я не являюсь личностью, которая воображает себя живой или мёртвой. Я не был рождён и не могу умереть. Мне нечего помнить, нечего забывать.

    В: А как же молитвы об умерших?

    М: Пожалуйста, молитесь об умерших. Им это очень приятно. Им это льстит. Джняни не нужны ваши молитвы. Он сам – ответ на ваши молитвы.

    В: Как джняни существует после смерти?

    М: Джняни уже мертв. Вы полагаете, что он умрёт ещё раз?

    В: Мне кажется, что распад тела — это важное событие, даже для джняни.

    М: Для джняни не существует важных событий, кроме одного – когда кто-либо достигает высшей цели. Только тогда его сердце поёт. Всё остальное его не касается. Целая вселенная является его телом, вся жизнь – это его жизнь. Как в городе, полном огней, когда одна лампочка перегорает, это никак не влияет на остальные, так и смерть одного тела не влияет на целое.
  6. Оффлайн
    Шакти

    Шакти Практикующая группа

    Обычно человек чувствует себя к старости всё более несчастным, потому что заканчиваются ресурсы (возможности осуществить желания), увеличивается боль в теле, приближается конец всему, плюс ожидание всё большей боли, и сама смерть тела - это боль неизвестного характера и наверняка очень сильная...

    Однако, если человек с возрастом становится мудрым, т.е. понимает природу сознания, а значит и природу своего тела и личности, он не боится смерти, не боится боли, не боится прекращения сознания - жизни этого персонажа.

    Для ноуменального осознающего начала сознания не имеет значения что воспринимать.
    Воспринимаемости возникают и исчезают, они никогда не задерживаются.
    .
  7. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Любой, желающий практиковать "под присмотром" Шакти может обратиться к ней с этой просьбой прямо здесь. ^14^
  8. Оффлайн
    lildzen

    lildzen Практикующая группа

    Шакти, можно к вам в ученики?
  9. Оффлайн
    Шакти

    Шакти Практикующая группа

    Можно. Вечером оформлю.