СОДЕРЖАНИЕ 1. Соотношение феноменального и ноуменального. 2. Мир ноуменов как идеальное раскрытие Бога. 3. Запечатление ноумена в феноменальном мире. 4. Понятие о феномене и ноумене. 5. В мире столько планов, сколько в нем феноменов. 6. Понятие о планах. 7. Динамический ноумен, выявляя из себя феномены, сам остается неизменным. 8. Различие между феноменальной и ноуменальной силами. 9. Без феноменов субстанция не познаваема. 10. Феномен как геометрическое место точек пересечения линий влияния различных факторов. 11. Под словом "феномен" мы будем понимать нечто законченное, определенное и неподвижное. 12. Цепь феноменов как траектория ноумена. 13. Феномен как зафиксированный облик ноумена.
Вселенная призывается к бытию из Нирваны через рождение бинера ноуменального и феноменального миров. Первый лежит за пределами времени и изменений, а второй живет и развивается, имея конечной целью реализацию вечных идеалов. ------ Все непосредственно наблюдаемое является лишь раскрытием идеального мира ноуменов. ----- Всякая идея ноуменального мира имеет свое феноменальное соответствие. ------ Ноуменальные принципы проявляются в феноменальной природе через посредство идей. ----- Источником всякого бытия является ноуменальное, а феноменальное лишь раскрывает его потенции в продлении времени и в протяжении пространства. к содержанию
Интеллигибельный мир, мир ноуменов есть идеальное раскрытие Бога, то есть целостная синархия, то есть бытие вневременно и внепространственно: это есть мир только взаимно сопряженных первообразов, но не мир индивидуальных существ, осознавших себя и в своей исключительности, и в своей соподчиненности абсолютному целому. Это есть первообраз синархии, но не синархия реализованная, синархия космоса. к содержанию
Всякий ноумен запечатлевается в феноменальном мире в системе четырех элементов: - в интеграле, - в двух составляющих бинера - и в цепи андрогинов. к содержанию
Всякий феномен мироздания проистекает и утверждается в бытии тем, что в некоторое априорное мгновение он был слит с динамическим ноуменом, порождавшим в своем движении динамическую цепь феноменов. Иначе говоря, каждый феномен есть не что иное, как аспект ноумена, запечатленный в среде. Под ноуменом я понимаю субстанцию по отношению к тому относительному миру, в котором имеют место ее атрибуты или феномены. к содержанию
Каждый феномен, рассматриваемый как таковой, по отношению к ноумену определяет тот план, в котором он действует. Ноумен, вне этого плана лежащий, может быть вполне отождествлен с Абсолютом, так как в этом плане Абсолют познается и никаким другим путем не может быть в принципе познан, как через ноумен, который является единственным доступным сечением Абсолюта. Итак, имея систему ноумена и его феномена, сравнивая их между собой, мы получаем возможность определить комплекс индивидуально присущих этому феномену стеснений, которые и определяют некоторое геометрическое место точек, т.е. план этого феномена. Отсюда непосредственно явствует, что, в сущности говоря, в мире столько планов, сколько в нем феноменов, так как во всякой целостной системе можно провести произвольных сечений бесконечное множество. к содержанию
Всякий план есть некоторое условное, вообще говоря, но абсолютное для человеческого сознания сечение космоса, которое вызывает во всяком соприкасающемся с ним ноумене выявление феномена, т.е. некоторого координированного сечения ноумена, окрашенного рядом свойств и качеств, индивидуально присущих этому сечению. к содержанию
Динамический ноумен, выявляя из своего существа по мере своего движения инволютивный ряд феноменов, сам по себе остается неизменным, ибо он не теряет ничего, и весь этот процесс есть лишь постепенное запечатление его отблесков на различных координатных плоскостях. Выполнив свой путь, ноумен вновь восходит ввысь и, растворяясь в ноуменальном мире, навсегда уходит из пределов человеческого восприятия. к содержанию
Ноуменальная сила тем отличается от силы феноменальной, что в то время, как одна конечна абсолютно, другая конечна относительно. Всякая объективная сила может быть измерена и представлена некоторым эквивалентным ей количеством работы. В данное время такая сила может быть или стационарной целиком, или стационарна лишь частью, а частью динамична, но все же произведение секундной работы на время продления ее действия не может превосходить некоторого определенного количества. В полную противоположность этому, сила ноуменальная никаким временем в принципе ограничена быть не может, ее действие может продолжаться бесконечно, а от нас только зависит изменение количества производимой работы в единицу времени. Так, ноуменальная сила - искра человеческого духа есть бесконечный запас энергии вообще, но могущая проявлять во вне в единицу времени лишь конечную ее долю, величина которой и характеризует развитие данного человека. к содержанию
Если уничтожить все существующие во вне и могущие быть познаваемыми атрибуты, субстанция перестает быть в принципе доступной познаванию, она исключает возможность наложения на нее нашим сознанием какого-либо модуса, и единственным ее определением становится индийское "не то", которое есть классическое определение Божества в пралайе. к содержанию
Понятие о "вещи в себе" тождественно с понятием пралайи. Это нам и дает право определить каждый отдельный феномен мироздания как геометрическое место точек пересечения всех линий влияния всех других факторов, вне этого феномена лежащих и на него воздействующих. к содержанию
Через введение элемента времени мы перейдем от познавания феномена к познаванию эволютивной или инволютивной цепи феноменов. Всякая наблюдаемая нами эволютивная или инволютивная цепь феноменов определяет собой некоторую траекторию, по которой двигался ноумен-производитель. к содержанию
Феномен - это лишь зафиксированный облик ноумена недвижный и безжизненный; в нем нет ни воли, ни собственной силы, ни собственного движения. Феномен - это, так сказать, лишь запечатленный вид на сечение ноумена, но не само сечение. Сечение ноумена, как аспект самодовлеющей силы, есть само по себе сила бесконечная; феномен - это снимок с этой силы, это есть лишь некоторое клише, есть отзвук, есть эхо, но не самый звук. к содержанию