Навстречу смерти.

Тема в разделе 'Тема смерти', создана пользователем Эриль, 16 июл 2022.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20220716_072514.jpg

    Практические советы и духовная мудрость
    тибетского буддизма.



    Эта книга посвящается досточтимому Трангу Ринпоче и Кхенпо Цултриму Гьяцо
    Ринпоче, открывшим мне глаза на то, что смерть — это иллюзия, а также моим
    родителям, чья смерть показала мне, насколько эта иллюзия горька



    Выборочно
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Вступительное слово

    Жизнь — это вращающееся колесо существования, вереница бесчисленных
    рождений, жизней, смертей и перерождений. Если мы научим свой ум быть спокойным и любящим, все наши слова и дела естественным образом станут здоровыми и принесут пользу как нам самим, так и другим людям, а когда мы умрём, то, согласно буддийским учениям, такими же здоровыми и полезными будут и наши переживания в бардо и в следующей жизни.


    Это справедливо, поскольку наши переживания — плоды семян привычек, которые мы посеяли в почву собственного ума в прошлом.

    В общем, пока мы живы, нам следует тренировать свой ум посредством
    молитвы, медитации и заботы о других.

    Визуализируйте, ощущайте и верьте, что
    мы оказались в небесном мире света, спокойствия и радости и предстали перед
    Буддой Любящей Доброты, наделённым всеведущей мудростью и безусловной
    любовью. С преданностью, с энергией радости и доверия возносите молитвы
    Будде. Пойте с любящей добротой и желайте, чтобы все живые существа
    испытали радость. Благодаря этому после смерти, а также в следующей жизни перед нами откроется мир чистой земли спокойствия и радости. Он будет
    проявлением хороших привычек, которые мы взрастили в своём уме посредством
    медитации, ведь после смерти физические объекты не последуют за нами — за нами последует лишь наш ум, наши ментальные привычки.


    Согласно эзотерическим учениям буддизма, считается, что если мы
    достаточно преуспеем в искусстве медитации, то во время умирания и в бардо мы увидим и реализуем изначальное осознавание, истинную просветлённую природу нашего ума — обнажённую, такую, какая она есть.


    Это исконное осознавание
    есть изначальная мудрость с её пятью аспектами и пятью семействами будд в их чистых землях. Всё это — естественная лучезарность и исконная сила самогó
    недвойственно проявляющегося, незримо и неограниченно пребывающего и безусильно действующего изначального осознавания.

    Если мы сможем реализовать и поддерживать его, мы достигнем состояния будды.


    Хотя во время смерти все мы видим изначальное осознавание, истинную природу ума, это переживание настолько скоротечно, что большинство из нас не только не может поддерживать, но даже не замечает его.


    Многие важные буддийские тексты о смерти, такие как «Тибетская книга
    мёртвых», уделяют основное внимание реализации сияющего бардо дхарматы.
    Однако большинство из нас не занимаются практикой медитации всерьёз, и уж конечно не являются мастерами высокого уровня. Так что нам не стоит надеяться реализовать мудрость изначального осознавания в самые неспокойные моментыумирания и бардо, а следует сосредоточиться на трансформации двойственных
    привычек ума, бурных эмоций и чувственных переживаний в благие качества посредством молитвы и медитации на преданности, свете и любящей доброте. Такая практика более проста — и очень полезна.

    «Навстречу смерти» — это крайне своевременный подарок всем нам,
    стремительно несущимся к критическому моменту физической смерти. Здесь
    исключений быть не может. Мы все умрём. Эта книга наполнена нектаром
    религиозной и практической мудрости, позволяющей наилучшим образом
    использовать исключительно ценное время оставшейся нам жизни. Она изобилует понятными и полезными подробностями и пропитана великими любовью и заботой.

    Это справочник для всех, кто понимает, что умрёт, и хочет, чтобы его
    путь освещал дарящий счастье и благословение свет Дхармы.

    — Тулку Тхондуп, январь 2013
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Введение

    Могу гарантировать вам, что при надлежащем уровне подготовки момент смерти станет для нас радостным переживанием. Если же мы не готовы, он непременно станет временем страха и сожалений.

    — Аньен Ринпоче

    Готовым к смерти быть — тогда и смерть, и жизнь приятней.

    — Уильям Шекспир

    Смерть — одно из самых драгоценных переживаний в жизни. Это в буквальном смысле тот шанс, который выпадает лишь раз. Карма, которая привела нас в эту жизнь, иссякает, временно оставляя «чистый лист», а карма, которая толкнёт нас в следующую жизнь, ещё не кристаллизовалась. Так мы оказываемся в уникальной «ничьей земле», в потустороннем мире, который тибетцы называют «бардо» и в котором может осуществиться множество
    чудесных возможностей.

    В это особенное время при поддержке искусных друзей мы можем достичь быстрого духовного прогресса и напрямую повлиять на то, где переродимся.

    Более того: мы даже можем достичь просветления. Буддийские мастера заявляют, что благодаря этому кармическому зазору в смерти больше возможностей для просветления, чем при жизни.

    Автор одного из переводов «Тибетской книги мёртвых» Роберт Турман пишет:

    «Это промежуточное время [бардо]... — лучшее время, чтобы попытаться сознательно внести позитивные изменения в причинно-следственный процесс эволюции. В этом промежутке наш эволюционный импульс крайне нестабилен, и в подобном кризисном состоянии мы можем совершить большой скачок — как вперёд, так и
    назад».

    Однако смерть страшит даже тех, кто занимается духовными практиками.
    Мы боимся её, потому что это нечто неведомое. Мы не ждём смерти, потому что не знаем, чего нам ждать. Для большинства из нас она остаётся великой загадкой. Смерть — это окончательное затмение, то, чего следует избегать любой ценой.

    Но у нас всегда есть выбор. Мы можем продолжать проклинать тьму или
    включить свет. Смерть — не время для колебаний и смятения. Это время для уверенных сострадательных действий.

    Лама Сопа Ринпоче говорит:

    «В это время люди действительно должны что-то сделать для умершего; это самое важное время для человека».


    В «Тибетской книге мёртвых» сказано:

    «Это линия, разделяющая будд и живых существ. Об этом моменте говорится: в один миг они разделяются; в один миг — полное просветление».

    Эта книга поможет вам подготовиться к смерти. Она основана на богатейших знаниях тибетской танатологии (наука о смерти и умирании) и содержит множество библиографических ссылок (для тех, кто хочет больше узнать о сложном феномене бардо).

    Однако главная задача этой книги,
    опирающейся в основном на многочисленные источники тибетского буддизма, — быть практическим руководством, справочным пособием.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Момент смерти, как и момент рождения— это время, когда нам больше всего нужна помощь. Начало и конец жизни сопряжены с уязвимостью, смятением — и одновременно с богатством возможностей.

    В обоих случаях мы вступаем на новую территорию — в мир живых или в мир мёртвых. Умирающий и те, кто за ним ухаживает, могут создать условия, позволяющие извлечь из этого бесценного события всю возможную пользу.

    Мы обсудим, почему это возможно и что значит провести это время с наибольшей пользой, и выясним, как подойти к смерти со спокойной уверенностью. Мы узнаем, что надо делать и когда это делать.

    Хотя эти указания полезны, они отнюдь не призваны как-то ограничить и
    формализовать священный опыт умирания. Карта — это не сама территория. Несмотря на то что тибетцы дали невероятно подробное описание смерти и перерождения, смерть не может быть такой же опрятной, как написанное слово.

    Изучение темы смерти и подготовка к ней важны как для умирающего, так и для тех, кто за ним ухаживает. Однако у любой подготовки есть свои ограничения.

    Парадоксально, но фиксация на идее «хорошей смерти» может помешать хорошо умереть. Если мы будем считать, что наше умирание пойдёт по намеченному плану и что за идеальной подготовкой последует идеальная смерть, мы искусственно приуменьшим загадочность этого поистине таинственного процесса.

    Покориться важнее, чем контролировать. Хорошую смерть определяет полная открытость всему, что возникает. Так что я не сравниваю вашу смерть ни с какой другой и не считаю, что вы должны умереть определённым образом. Пусть ваша жизнь и ваша смерть будут вашими собственными. В жизни есть вещи, которые мы просто делаем по-своему.

    Это означает, что обширная литература об осознанном умирании является
    как благословением, так и проклятием
    . В какой-то момент нам придётся просто нырнуть в смерть с умом новичка, в предвкушении неведомых приключений.

    Образы идеальной смерти создают ожидания, модель, которой, как нам кажется, мы должны соответствовать. Если опыт окажется отличным от наших ожиданий, мы можем запаниковать. «Должно быть по-другому», «Я не рассчитывал, что всё будет именно так».

    Смерть неразрывно связана с отпусканием. Включая отпускание любых ожиданий. Опасность слишком подробного изучения смерти в том, что мы можем попытаться «заказать» опыт в определённой упаковке, втиснуть реальность в смирительную рубашку наших представлений.

    Лучший подход — это срединный путь. Узнайте столько, сколько сможете.
    Изучайте, практикуйте, готовьтесь. А после — отбросьте всё, и пусть этот естественный процесс протекает естественно. Отбросьте карту и бесстрашно вступите на территорию
    . Это похоже на подготовку к большому путешествию.

    Мы стараемся собрать всё необходимое, проверяем вещи по списку, убеждаемся, что у нас достаточно денег и бензина. Но когда путешествие начинается, мы просто наслаждаемся им. Мы не пытаемся сделать его безупречным. Иногда величайшие приключения начинаются, если мы свернём не туда или заблудимся. Всесторонне подготовившись, мы расслабляемся со знанием того, что у нас есть всё необходимое.

    Зачастую лучшее, что мы можем сделать, — это отойти в сторону и позволить смерти произойти естественным образом. Смерть умеет о себе позаботиться
    .

    Как однажды сказал мой друг, «умереть не сложно, гораздо сложнее жить». Однако иногда бывает полезно вмешаться и действовать решительно.

    Смерть — время эмоций, спутником которых часто бывает замешательство. Грамотное руководство может принести большую пользу.

    Цель этой книги — обеспечить такое руководство. Опирайтесь на неё, а затем сделайте с ней то же, что и с самой смертью — отпустите её.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Краткий обзор книги

    Эта книга описывает процесс умирания, смерти и перерождения с точки зрения тибетского буддизма. Она опирается на предположении о справедливости непреложных законов кармы. Понимание кармы — одной из самых сложных тем буддизма — ведёт к пониманию реинкарнации. В наши задачи не входит подробное исследование кармы и реинкарнации. Мы просто принимаем их как данность. Как относиться к этим учениям, читатель решает сам.

    Тибетский буддизм — не единственная буддийская традиция, в которой существует учение о бардо, но именно учения тибетского буддизма наиболее полны. Другие религиозные традиции имеют другие представления о том, что происходит после смерти. Даже представления различных школ буддизма не одинаковы. Хотя эта книга адресована изучающим тибетский буддизм, она может
    быть полезна любому, кто хочет узнать о буддийском взгляде на таинство смерти.

    Центральным ориентиром в тибетском мире, а также каркасом этой книги служит учение о трёх бардо смерти: мучительном бардо умирания, сияющем бардо дхарматы и кармическом бардо становления. В соответствии с этим учением книга поделена на части «до», «во время» и «после».

    Если описать эти бардо вкратце, мучительное бардо умирания начинается с возникновением болезни или состояния, которое заканчивается смертью. В случае внезапной смерти это бардо разворачивается в мгновение ока. Оно называется мучительным из-за боли отпускания.

    Сияющее бардо дхарматы начинается с окончанием бардо умирания. Для большинства из нас оно проходит незаметно.

    Слово «дхармата» означает «таковость» и указывает на природу реальности, просветлённое состояние. Оно названо «сияющим» в силу своей невообразимой лучезарности. Оно настолько яркое, что ослепляет нас, и мы теряем сознание.

    После этого мы с изумлением просыпаемся в кармическом бардо становления. Таковость исчезает, и с возвращением кармы, которая должна ввергнуть нас в следующее рождение, возникает замешательство. Весь процесс занимает примерно сорок девять дней и далее будет описан весьма подробно.

    Разные существа по-разному проходят через бардо. Лишь некоторые учителя утверждают, что это универсальное путешествие и что, к примеру, все одинаково переживают видения божеств в бардо дхарматы. Большинство учителей говорят, что культурные отличия и индивидуальные особенности являются источником разнообразия переживаний. Действительно, почему христианин или мусульманин, чья вера существенно отличается от буддизма, должен переживать
    смерть так же, как буддист?


    Как мы увидим, путешествие сквозь бардо — это путешествие сквозь ум. С буддийской точки зрения сущность ума всех живых существ одинакова. Однако поверхностные структуры, скрывающие эту сущность, различаются. Таким образом, путешествие сквозь поверхностные структуры (бардо умирания) в сущность ума (бардо дхарматы), а затем — из неё (бардо становления) не всегда
    одинаково. Однако общая модель трёхступенчатого процесса универсальна, по крайней мере с точки зрения буддизма.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Привыкание

    Ключ к мягкому преодолению сложностей смерти — в привыкании, илиьблизком знакомстве. Эта книга основана на семинарах, которые я проводил и в ходе которых мы практиковали описанные ниже медитации как способ привыкания к смерти через привыкание к собственному уму. Мы посещали похоронные дома и крематории. Мы гуляли по кладбищам и заходили в патологоанатомические лаборатории моргов, чтобы провести время среди трупов.

    Проводя время со смертью, мы лишали её таинственности — а с этим и большей части страданий.

    В ходе этих семинаров я наблюдал изначальное сопротивление людей медитациям и учебным экскурсиям. Участники семинаров впервые вступали в прозекторскую с трепетом. С подобной опаской они вступали и в собственные умы во время медитации. Они нервничали, потому что не знали, чего ожидать. Но они доверяли мне, потому что я уже побывал во всех этих внешних и внутренних
    пространствах. Когда они выходили из морга, из похоронного дома или из длительной сессии медитации, я видел, насколько они были расслаблены. В процессе привыкания они обнаруживали, что хотя смерть может быть весьма непростым событием, в ней всё же нет ничего особенного. Они научились улыбаться, глядя в лицо смерти.

    Если человек не подготовлен, столкновение с реалиями смерти и
    интенсивностью связанных с ней переживаний — с её эмоциональным воздействием, с подготовкой к похоронам, общением с друзьями и близкими, решением медицинских и юридических вопросов — может походить на подготовку к большой свадьбе за один день. Это переполняет и ошеломляет. Если
    же вы позаботитесь о некоторых деталях сейчас, то в момент смерти сможете расслабиться, а расслабиться — это лучшее наставление по умиранию. Расслабление же рождается из привыкания.

    Данный справочник может оказаться в ваших руках, когда смерть уже
    крепко зажала вас в свои тиски, но если вы прочтёте его заранее, то сможете лучше подготовиться к этому моменту.

    Согьял Ринпоче так обобщает замысел этой книги:

    "Сейчас крайне важно, чтобы пробуждённое видение смерти и
    умирания распространилось во всём мире, на всех уровнях образования. Детей нужно не защищать от смерти, а с юных лет знакомить с её истинной природой и с тем, что они могут через неё узнать. Почему бы не познакомить с этим видением в его простейших вариантах все возрастные группы? Знание о смерти, о том, как помочь умирающему, и о духовной природе смерти и умирания должно стать доступно всем слоям общества; ему необходимо обучать — глубоко и творчески — во всех школах, колледжах и университетах; особенно важно, чтобы оно стало доступно в больницах — врачам и медицинскому персоналу, которые заботятся об умирающих и на которых лежит большая ответственность за них."
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Часть 1
    ДУХОВНАЯ ПОДГОТОВКА


    1. Что сделать для себя перед смертью

    Даже если вы должны умереть завтра, сегодня вечером вы должны
    к этому готовиться.

    — Сакьонг Мипам Ринпоче

    К тому, кто подготовился и занимался духовной практикой, смерть
    приходит не как поражение, а как триумф и самый славный момент жизни —
    как её венец.

    — Согьял Ринпоче



    Как прожить хорошую жизнь
    и научиться отпускать



    Самая важная часть духовной подготовки к смерти — жить подлинно
    духовной жизнью. Мы умираем так же, как живём. Как сказал о смерти поэт Кабир, «то, что обнаруживается тогда, обнаруживается уже теперь». Хорошая жизнь порождает хорошую карму, которая, действуя естественным образом, приводит к хорошей смерти.

    Максима «Карма о тебе позаботится» напрямую применима к смерти. Но когда вы слышите «Я о тебе позабочусь», имеет смысл поинтересоваться, кто это говорит — Мать Тереза или киллер из мафии. Когда мы будем умирать, хорошая карма позаботится о нас хорошо, а плохая — плохо.

    .... Мы должны не только жить добродетельной жизнью, но и научиться отпускать. Если мы сумеем пресечь свои привязанности, то и наша жизнь, и наша смерть будут лёгкими. Во многих смыслах весь духовный путь связан с отпусканием и поэтому является подготовкой к смерти. Если мы идём по истинному пути, мы будем готовы.

    Сакьонг Мипам Ринпоче говорит:

    «Многие считают, что практика Дхармы — это подготовка к смерти, что всё, что делает буддизм, — это готовит вас к смерти. И мы действительно готовимся — и готовимся основательно».

    В этой книге мы ещё не раз вернёмся к отпускания.

    Описанные ниже медитации, многие из которых предназначены для
    ежедневной практики, чрезвычайно полезны в момент смерти. Среди них есть как очень распространённые, так и довольно эзотерические.

    Смысл не в том, чтобы заставить вас практиковать все медитации, а в том, чтобы показать вам, как много вы можете сделать, чтобы подготовить себя наилучшим образом. Эти практики также указывают на то, насколько полезной подготовкой являются даже ваши ежедневные медитации.

    ...Ещё раз повторю, что путешествие сквозь бардо — это путешествие
    сквозь ум, так что любая медитация, которая позволяет вам познакомиться с собственным умом, готовит вас к смерти
    .

    ....Держа в своей аптечке первой помощи различные медитации,
    мы сможем достать одну из них и сделать неудачное путешествие удачным. Самое главное — подготовиться. Как сказал о смерти Чагдуд Тулку Ринпоче, «если вам нужно срочно справить нужду, туалет строить уже поздно».

    Наконец, Далай-лама говорит о духе нашего путешествия так:

    "Поскольку смерть — это состояние, в котором все грубые уровни
    энергии и сознания уже растворены и остаются лишь тонкие энергии и виды сознания, опытный йогин может посредством медитации вызвать состояние, практически идентичное действительному переживанию смерти. Это достижимо, поскольку медитация позволяет растворить грубые уровни энергии и сознания. Справившись с этой задачей, медитирующий обретает колоссальный потенциал решительного и необратимого прогресса на духовном пути.

    В обычной жизни, зная, что нам придётся столкнуться с трудной
    или непривычной ситуацией, мы заранее тренируемся и готовимся к
    этим обстоятельствам, так что когда событие действительно
    происходит, мы полностью к нему готовы. Репетиция процесса смерти, а также промежуточного состояния и начала нового существования лежит в самом сердце пути высшей йога-тантры. Эти упражнения тоже являются частью моей ежедневной практики, и благодаря им, думая о переживании смерти, я даже ощущаю приятное возбуждение."
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Практики и учения для подготовки к собственной смерти

    - Медитация шаматхи,

    - Медитация випашьяны,

    - Четыре напоминания,

    - Теоретическая подготовка,

    - Тонглен,

    - Перевёрнутые медитации,

    - Практика чистой земли,

    - Подготовка к внезапной смерти,

    - Благородные истины,

    - Преданность.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Медитация шаматхи

    В «Тибетской книге мёртвых», являющейся важнейшим текстом-
    руководством тибетского буддизма, многократно повторяются две главные темы.

    Первая из них: «Не отвлекайся». Она связана с шаматхой, способностью сохранять неподвижность ума, сосредоточенного на любом происходящем событии или объекте. (Вторая тема — практика медитации особого видения — обсуждается ниже.) Стабильность, достигаемая в шаматхе, позволяет вам с уверенностью смотреть в лицо любому переживанию.

    В жизни и — что ещё важнее — в смерти отвлечение имеет огромную силу. Французский философ Блез Паскаль писал: «Отвлечение — это единственная вещь, утешающая нас в наших мучениях и одновременно являющаяся величайшим из наших мучений». Шаматха избавляет нас от этого мучения.

    Шаматха, или умиротворённое пребывание — это базовая форма медитации внимательности. Внимательность является мощной подготовкой, поскольку она не растворяется в момент смерти. В момент смерти развитые навыки этой
    практики сами по себе послужат нам духовным спасательным тросом, за который мы сможем держаться в бардо и который вытянет нас из опасных ситуаций.
    Раскрыть Спойлер

    Один из лучших способов подготовки к смерти — научиться принимать её и
    сохранять полное присутствие в процессе умирания
    . Полное присутствие — это сущность внимательности, которая развивается посредством шаматхи.

    Поскольку смерть вызывает дискомфорт, быть с нею сложно. Как сказал Вуди Аллен, «я не боюсь смерти — я просто не хочу при ней присутствовать». Большинство из нас не присутствуют при своей смерти, тем самым усложняя её. Чтобы понять, о чём идёт речь, вспомните, как тяжело поддерживать полное присутствие, когда вы больны. Большинство из нас хочет оказаться где-нибудь ещё.

    При отделении жизненной силы от тела даже опытные практикующие могут
    почувствовать боль. Сопротивление этой боли, сопротивление смерти или
    любому другому нежелательному событию порождает страдание.
    Мы можем научиться принимать дискомфортное состояние смерти, если будем с внимательностью принимать каждый момент прямо сейчас. Замените
    противостояние равностным отношением. Как сказал Дзогчен Понлоп Ринпоче, «если вы умираете, будьте умирающим полностью и безоговорочно». Если сейчас не время для жизни, не пытайтесь быть живым.

    Сначала внимательность развивается посредством практики шаматхи с
    формой или шаматхи с опорой.
    Этот тип шаматхи использует опору на тело,
    дыхание или объект, чтобы успокоить ум. Идея заключается в использовании
    устойчивой формы — пока у нас ещё есть такая форма — для стабилизации ума
    .

    Когда со смертью физическая стабильность исчезает, нашим основным
    прибежищем становится стабильность ума.


    Когда мы умрём, якорь тела будет оторван, и ум вырвется на свободу. Если
    мы не готовы к этой свободе, мы можем запаниковать. Представьте, что вас выбросило из космического корабля в открытый космос. Вызванная этим паника может заставить вас цепляться за всё подряд, лишь бы восстановить ощущение опоры. Словно поскользнувшись на льду, мы рефлекторно тянемся и пытаемся
    ухватиться за всё, что может поддержать нас и не дать упасть. Этот рефлекс
    цепляния может толкнуть нас к принятию неудачной формы, а значит, неудачного
    рождения.

    Результатом шаматхи является способность помещать своё внимание на
    любой выбранный объект и сохранять неподвижность ума, избегая отвлечений.

    Ваша осознанность остаётся там, куда вы её швырнёте, — подобно тяжёлому
    мешку, шлёпнувшемуся на землю.


    Следующим шагом после шаматхи с формой является бесформенная шаматха. Это способность направлять ум на всё, что возникает, а не только на конкретную форму, и сохранять его неподвижность.

    Вы снимаете с четырёхколёсного велосипеда два страховочных колеса и легко едете по любой поверхности.
    Бесформенная шаматха, или шаматха без опоры, важна, поскольку когда во
    время смерти тело перестаёт функционировать, у нас не остаётся никакой стабильной формы, на которую мы могли бы направить свою внимательность.

    Нет ничего устойчивого, нам не на что опереться. Если ум не мечется в поисках
    любой формы, за которую можно было бы схватиться, в этой точке без опоры
    бесформенная шаматха позволяет нам успокоить его на любом переживании, не
    увлекаясь им
    . То, что у нас нет тела, в которое мы могли бы вернуться, не
    является более проблемой. Мы просто помещаем свой ум на всё, что происходит,
    тем самым обретая стабильность.


    «Перевёрнутые» медитации и «йога
    бессонницы», о которых пойдёт речь ниже, помогают развить этот навык.
    Бесформенная шаматха — это спасательный круг, не позволяющий нам утонуть в бурном и пугающем океане переживаний.

    За простотой внимательности можно не заметить её глубины. Она — врата к
    бессмертию.
    Философ Людвиг Витгенштейн сказал: «Если под вечностью понимать не бесконечное течение времени, а безвременье, тогда вечно живёт тот, кто живёт в настоящем».

    Трунгпа Ринпоче и Падмасамбхава согласились бы с этим утверждением. Они учили, что существует четыре вида отношения к переживанию времени, делая акцент на четвёртом мгновении.

    Первыми тремя мгновениями называются условные переживания прошлого, настоящего и будущего.

    Четвёртое же мгновение вне времени, и потому бессмертно. Оно за пределами первых трёх. Четвёртое мгновение — это прямое переживание бардо дхарматы, которое, как мы увидим, лежит вне времени и пространства.

    Чтобы получить опыт бессмертной дхарматы, не обязательно умирать. Она тихо лежит между любой парой мыслей — а не только между парой жизней.


    Хотя четвёртое мгновение лежит за переделами остальных трёх мгновений, в
    нём можно оказаться лишь пройдя через лазейку в настоящем. Иными словами,
    «сейчасность» — это узкий проход, ведущий в вечность.

    Современный учитель йоги Б. К. С. Айенгар сказал: «Йогин учится забывать о прошлом и не помышляет о будущем. Он живёт в вечном настоящем».

    Если вы не видите дхармату в пространстве между мыслями, вы можете понять, что это такое, когда поглощены какой-то деятельностью. Если вы на сто процентов присутствуете в том, что делаете — играете с детьми, слушаете концерт или работаете — время останавливается. Вы можете выйти из этого переживания, посмотреть на часы и поразиться тому, как быстро пролетело
    время. Это гармоничное переживание четвёртого мгновения — вход в мир, где
    время исчезает, а значит, исчезаете вы.


    Это волшебное состояние, близкое к тому, что психологи называют «состоянием потока», а спортсмены — «зоной», не обязано возникать случайно. Зону четвёртого мгновения можно развить, если научить ум присутствовать.

    Как сказал учитель дзен Бейкер Роси, внимательность повышает вашу
    «предрасположенность к случайностям». Чем больше вы практикуете внимательность, тем чаще попадаете в зону.

    Тот, кто развил шаматху, может позволить своему уму покоиться в медитативной поглощённости, или самадхи, и ощутить вкус бессмертия. Он вошёл в бессмертную зону полного присутствия.


    Несмотря на все сложности бардо, медитации, которые нас к ним готовят, не
    обязаны быть сложными по определению. Простота и расслабление — два ключевых наставления для прохождения бардо. Не нужно недооценивать силу внимательности.

    Индийский мастер Наропа сказал: «Поскольку [в бардо] сознание не имеет опоры, намерение внимательности сложно стабилизировать. Но умеющий поддерживать внимательность не встретит помех на пути. Даже одна сессия медитации в этом промежуточном состоянии может привести к
    освобождению».
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Медитация випашьяны

    Вторая главная тема «Тибетской книги мёртвых» такова: «распознавание и
    освобождение одновременны
    ». Это связано с випашьяной, практикой медитации особого видения.

    Шаматха успокаивает ум, а випашьяна позволяет его увидеть.

    Ясно видя свой ум, мы можем понять, как он функционирует. Это помогает нам искусно работать с ним. В бардо нам «приходится» работать со своим умом — просто потому, что там нет ничего другого. Внешний мир исчез, тело исчезло, так что реальностью становится ум.

    Благодаря медитации особого видения мы обнаруживаем, что всё возникающее в бардо — просто проявления ума. Такое распознавание освобождает нас. Подобно тому как распознавание того, что мы спим, в состоянии сна(осознанное сновидение) освобождает нас от страданий сновидения, распознавание того, что мы находимся в бардо, освобождает нас от страданий бардо. Пока мы не осознаем своё сновидение, оно будет швырять нас туда-сюда как кусок пенопласта, попавший в бурный поток.

    Однако как только мы пробуждаемся к сновидению, при этом оставаясь в нём, правила игры резко меняются. Теперь мы полностью управляем переживаниями, которые только что управляли нами. Как во сне, так и в смерти этот уровень распознавания и связанное с ним освобождение достигаются посредством випашьяны, или «особого видения».

    Вместо того чтобы верить в реальность устрашающих видений бардо и
    погружаться в кошмар, мы можем проснуться в бардо. Мы делаем это,
    распознавая все видения как проявления нашего собственного ума
    . Такое
    распознавание можно пережить в медитации.

    В наставлениях по медитации говорится, что мы должны отмечать всё, что нас отвлекает, как «мысли». Например, у нас возникает мысль о том, что нужно купить молока. Мы мысленно произносим «мысли», признавая, что отвлеклись, и возвращаемся к медитации.

    Наше особое видение растворяет отвлекающую мысль при первом контакте с ней. Отмечание и освобождение одновременны. Не распознавая мысли, мы словно проваливаемся в сон, хотя кажется, будто мы продолжаем бодрствовать. Любая дискурсивная мысль — это мини-сон.

    Проваливаясь в мышление без внимательности, мы проходим через жизнь — и вследствие этого через смерть — как во сне. Когда во время медитации мы произносим «мысли», мы будто говорим: «Проснись!» Мы просыпаемся и
    возвращаемся к реальности, а не к своим сновидениям (мыслям) о ней.

    Если в течение дня мы сможем проснуться и быть внимательными, мы также сможем проснуться в бардо, после того как умрём. С этим связано значение слова «будда»— «пробуждённый».

    Пробуждение — плод шаматхи и випашьяны.

    Мы уже говорили, что в бардо ум (мысль) становится реальностью. К чему
    вы сможете вернуться, если не будет ума? Вы просто вернётесь к этому
    распознаванию. Как и в осознанном сновидении, вы осознаёте, что всё возникающее — лишь игра вашего ума. Это позволяет вам быть свидетелем всего, что проявляется, без вовлечения. Поскольку у вас больше нет ни тела, ни какого-либо другого материального объекта, в котором вы могли бы найти прибежище, вы принимаете прибежище в самом распознавании (осознавании).

    С этой пробуждённой точки зрения неважно, что происходит. Всё это лишь проявления ума.