Линия Васиштхи

Тема в разделе 'Васиштха', создана пользователем Васиштха, 11 ноя 2014.

  1. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Именно так!
    Все воспринимаемое - движение в метафизическом пространстве, в сознании, в уме. Метафизическое пространство - условный термин, "пространственная интерпретация сущности", в котором возникают феномены - виджняны. Воспринимаемый феномен -это геометрическое место точек в сознании, образованное стеснениями - "пересечениями всех линий влияния всех других вне этого феномена лежащих факторов и на него действующих". То есть любой феномен - движение в сознании - воспринимается как сумма воздействий на него других феноменов. Об этом же дзенская притча. Вне ветра нет движения флага. Флаг и ветер - в уме. Корабль, вода, скорость - тоже в уме.

    Как осуществить это понимание практически? Для этого мы учимся замечать движение ума в дневных активностях и распознаем бездвижность в темной медитации. В этот момент даже поиск новых аналогий и метафор о практике наблюдения ума будет очередным движением ума, который мы осознаем, но не следуем ему. В фокусе остается само осознавание, настолько привычное и близкое, что мы не верим ему и возводим ментальную конструкцию о нашем представлении о нем. Но есть и "лекарство" - возврат к этому голому, прозрачному, бескачественному осознаванию, из которого слеплено все восприятие.
  2. Оффлайн
    mag15

    mag15 Пользователь

    Интерес/вдохновение к практике можно культивировать? Когда интерес к практике ослабевает или уходит совсем на нет возможно его как-нибудь вернуть/подогреть?
  3. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Встречный вопрос: что вы сделали, чтобы этот интерес вообще возник и заявил о себе?
    Если вы подойдете к вопросу честно, придется признать, что никаких специальных усилий по формированию этого интереса вы, mag15, не делали. В какой-то момент вы просто осознали его.

    Интерес к практике, как и любой интерес - это интерес ума к себе самому. В какой-то момент он принял форму интереса к практике - поиску практикующего. Затем он может ослабнуть или вовсе не давать о себе знать. Если это действительно так, то вам не о чем беспокоиться: зачем переживать по поводу несуществующего интереса, это все равно, волноваться за чувство жажды, которое вы данный момент не испытываете. Придет момент - жажда проснется вновь.

    Убедиться в наличии интереса несложно: о чем человек думает в свободное время и чем занят - в том и состоит его интерес. Переход от интереса к намерению и действию происходит автоматически, когда один интерес начинает доминировать над остальными. Но этим процессом мы не управляем. Не потому, что не можем, а в силу самой постановки вопроса: я привык считать, что есть некто интересующийся. Это утверждение требует проверки и является отправным пунктом путешествия. А интерес - топливо для этого путешествия. Нет топлива - как отправиться в путешествие? Значит, на повестке дня пока другие интересы. Вот им и надо следовать с полной самоотдачей! Этот искренний порыв приводит в нужное место.
  4. Оффлайн
    mag15

    mag15 Пользователь

    Интереса нет, но есть необходимость. Хочу-не хочу - не серьезно, верно? Возможно и есть что-то рукотворное по формированию несгибаемого намерения? Долг-то развиваться точно есть у всех людей, не зависимо от желаний. Кто из практикующих может что добавить? Необходимость есть, понимаете? И поиск начинается с ума, разве не так? А сама практика? Любая... И результаты у практик живые, разве нет? А ведь рукотворно...
  5. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Исключительно так все и работает: хочу - намереваюсь - делаю. Или другой вариант: не хочу противоположного - намереваюсь - делаю, чтобы не допустить/прекратить противоположное. Второй вариант встречается чаще. Если критической массы для "намереваюсь" и "делаю" не накопилось - вы ничего с этим не сделаете. Интеллектуального "надо, необходимо" недостаточно. "Надо сохранять здоровье", "надо практиковать" - так не работает. Когда петух клюнет, и не практиковать станет тяжелее, чем практиковать, тогда вы и спрашивать никого не станете про несгибаемое намерение - сядете в медитацию и все. Ну, или, к другой практике прибегнете.
  6. Оффлайн
    Куш

    Куш Пользователь

    Приветствую.
    Прослушал рассуждения о свободе воли, исходя из заключения "трилогии" возник вопрос...
    Как на Ваш взгляд дыхание (вдох и выдох) акт свободного волеизъявления?
  7. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Здесь уместно вспомнить, что такое свободное волеизъявление:

    Плотин:
    "Мы считаем лишь то лежащим в нашей воле, что делаем, не вынуждаемые ни судьбой, ни необходимостью, ни силой страстей, т.е. добровольно, по своим собственным желаниями, без всяких препятствий им со стороны".

    Спиноза:
    "Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу».

    Применительно к дыханию, был ли наш первый вдох добровольным и осознанным действием, или человек совершает его в силу необходимости, как естественное следствие процесса рождения? Как человек, никто не принимал решение о первом вдохе, а для Духа, познающего себя в своей же грезе, дыхание - часть этой грезы, относящаяся к грезе тела. Вместе с грезой тела Дух грезит мир. Одновременно с появлением тела и мира появляется самосознание или знание "я есть". Возникновение этой связки "тела", "мира" и самосознания - следствие воли Духа к проявлению, ноуменального источника феноменальных проявлений. Поэтому можно сказать, что рождение и смерть человека (включая тело, физическое дыхание, самосознание, мир вокруг) - это дыхание Духа, реализация его воли к проявлению.
    Последнее редактирование: 16 авг 2017
  8. Оффлайн
    Куш

    Куш Пользователь

    Последний выдох тоже его воля?
  9. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел


    А чья же ещё? Разве тут ещё кто-то есть?
  10. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел


    Да, Духа, только тут нет двух - Духа и дыхания, но Дух претворяется всем многообразием явленного.

    И если вы спросите о воле, то и тут нет двут: Дух сам и есть воля.
  11. Оффлайн
    mag15

    mag15 Пользователь

    Возвращаясь на пол года назад вспомним: Возможно ли культивировать намерение? Рукотворное ли это дело? Кто-то считает, что либо оно есть, либо его нет, и ничего с этим нельзя сделать. Вот что считает Ошо на этот счет:
    Раскрыть Спойлер
    "Подводя итоги, я бы хотел сказать, что в эти три дня вы будете без всяких поблажек пытаться погрузиться в себя, медитировать и узнать покой. В этом путешествии необходимо очень твердое решение. Сознательная часть мозга, где происходят все мыслительные процессы, – это только малая часть, остальное гораздо глубже. Если бы нам пришлось поделить мозг на десять частей, сознательное составило бы только одну часть, остальные девять частей составляет бессознательное. Наши мысли и рассуждения происходят только в одной части, но остальной мозг не знает об этом. Остальной мозг не имеет об этом ни малейшего представления. Когда мы принимаем сознательное решение медитировать, погрузиться в самадхи, запредельное блаженство, основная часть нашего мозга остается безразличной к этому решению. Эта бессознательная часть не поддержит нас в нашем решении. Но если мы не получим от нее поддержки, мы не достигнем успеха. Чтобы получить эту поддержку, необходимо определенное сознательное усилие. Сейчас я объясню, как сделать это сознательное усилие. Когда вы просыпаетесь, пусть с вами будет решимость, и вечером, когда вы идете спать, когда ложитесь в постель, обдумайте свое решение в течение пяти минут и повторяйте его про себя, засыпая. Я хотел бы объяснить это упражнение для обретения решимости, и вы будете заниматься этим здесь так же, как и в вашей обычной жизни. Как я объяснил, с этим решением все ваше мышление – и сознательное, и бессознательное – должно прийти к решению: «Я буду молчать, я полон решимости познать медитацию»
    Той ночью, когда Гаутама Будда достиг просветления, он сидел под своим деревом бодхи, и он сказал: «Я не поднимусь с этого места, пока не стану просветленным». Вы можете подумать: «А какая между этим связь? Каким образом то, что он не встанет, поможет ему получить просветление?» Но решение: «Я не буду…» распространилось по всему его телу – и он не поднялся, пока не стал просветленным! И, что удивительно, он стал просветленным той же ночью. А ведь он пытался в течение шести лет, но никогда раньше не было у него такой силы желания. Я дам вам небольшое упражнение для усиления вашего решения. Мы проделаем это упражнение здесь, а также ночью перед сном. Если вы выдохнете весь воздух, а затем прекратите вдыхать, что произойдет? Если я выдохну весь воздух, а затем зажму нос и не буду вдыхать, что случится? Через короткое время все мое существо будет бороться за вдох. Разве все поры моего тела и все эти миллионы клеток не возопят о воздухе? Чем больше я буду пытаться задерживать дыхание, тем глубже потребность в дыхании будет распространяться в бессознательной части моего мозга. Чем дольше я задерживаю дыхание, тем больше глубинная часть моего бытия будет просить воздуха. И если я буду задерживать его до последнего, все мое существо потребует воздуха. Теперь это больше не простое желание; затронут не только верхний слой. Теперь это стало вопросом жизни и смерти; теперь более глубокие, низовые слои также потребуют больше воздуха.
    В тот момент, когда вы дойдете до состояния, когда все ваше существо будет гибнуть без воздуха, вам следует повторить про себя: «Я собираюсь познать медитацию». В тот момент, когда ваша жизнь будет требовать воздуха, вам следует повторить эту мысль: «Я войду в состояние покоя. Таково мое решение: я познаю медитацию». В этом состоянии ваш мозг должен повторить эту мысль; ваше тело будет просить воздуха, а ваш мозг будет повторять эту мысль. Чем сильнее будет потребность в воздухе, тем глубже ваше решение войдет внутрь. И если все ваше бытие будет бороться, а вы будете повторять это предложение, тогда сила вашего решения возрастет многократно. Таким образом оно достигнет бессознательной части вашего мозга. Вы будете принимать это решение каждый день перед дневной медитацией, и ночью вы будете делать это перед тем, как заснуть. Повторите предложение, а затем засыпайте. И в этот момент, когда вы будете засыпать, пусть в вашем сознании постоянно звенит: «Я познаю медитацию. Таково мое решение. Я узнаю покой». Это решение должно продолжать звучать в мозгу так, чтобы вы даже не поняли, когда заснете. Во сне сознание неактивно, и двери открываются для бессознательного. Если ваше сознание повторяет эту мысль снова и снова, в то время как ваше сознание неактивно, тогда она может проникнуть в бессознательную часть мозга. И со временем вы заметите значительную перемену – вы увидите это даже через эти три дня. Поэтому сейчас попытайтесь понять метод, с помощью которого вы сможете укрепить свое решение.
    Вот как это делается: сначала делайте медленные, глубокие вдохи, заполняя себя, заполняя свои легкие как можно глубже. Когда вы вдохнете так глубоко, как только сможете, продолжайте удерживать мысль: «Я познаю медитацию», и повторяйте это предложение. Затем выдыхайте, и в определенный момент вы почувствуете, что выдохнули весь воздух. Но он еще есть – поэтому вытолкните и его и повторите предложение. Теперь вы почувствуете, что воздуха совершенно не осталось, – но он все еще есть, поэтому вытолкните и его. Не бойтесь: вы никогда полностью не выдохнете. Поэтому, когда вы чувствуете, что в вас не осталось больше воздуха, он всегда есть – поэтому попытайтесь также выдохнуть и его. Выдыхайте настолько полно, насколько можете, и продолжайте повторять: «Я познаю медитацию». Странное явление: через это запускается мыслительный процесс в бессознательной части мозга. И возникнет глубокое решение, и уже завтра вы увидите воздействие этого, поэтому вам придется очень укрепить ваше решение. Мы начнем эксперимент перед тем, как покинуть это место вечером. Вы должны проделать его пять раз, то есть вам следует вдохнуть и выдохнуть пять раз и внутренне повторить эту мысль пять раз. Если у кого то проблемы с сердцем или какие нибудь иные проблемы, не делайте это с напряжением, делайте это мягко. Делайте это со всей возможной осторожностью, не причиняйте себе неудобства.
    Я говорил о воле к познанию. Вы должны практиковать это каждый вечер в эти три дня перед тем, как лечь спать. Ложась в постель, повторяйте это предложение, пока постепенно не заснете. Если вы будете усердно выполнять эти действия, и ваш голос достигнет бессознательного, результат легко достижим и безошибочен. Я хотел поговорить об этих нескольких вещах сегодня и надеюсь, что вы уже поняли моменты, являющиеся относительно важными. Как я уже сказал, не должно быть никаких разговоров. Естественно, вы не будете читать газеты или слушать радио, так как это тоже было бы разновидностью разговора. Или, когда я сказал, что вы будете безмолвны и одиноки… это значит, что вы будете избегать человеческого общества, насколько это возможно. За исключением времени, когда мы собираемся здесь или когда мы едим… но и в это время вы также должны быть спокойны и молчаливы. Должна быть полная тишина, как если бы вас здесь вообще не было. Когда вы приходите сюда медитировать, вы также будете приходить в молчании. Вы увидите результаты трехдневного молчания. Когда вы идете по улице, будьте спокойны, когда стоите, сидите, двигаетесь, будьте спокойны. И старайтесь большую часть времени проводить в одиночестве. Выберите красивое место и сядьте там спокойно. И если вы не один, остальные тоже должны сесть спокойно; не разговаривайте, иначе горы будут испорчены, красота будет испорчена. Вы не увидите того, что будет прямо перед вами. Вы уничтожите все своей болтовней. Будьте одиноки.
    Я хотел упомянуть эти несколько вещей, которые важны для всех. Если в вас нет жажды и кажется, что нет возможности вызвать эту жажду, тогда скажите мне об этом завтра. Дайте мне знать, если вы не слишком на себя надеетесь и считаете, что все безнадежно, или если вы считаете сложным укрепить ваше решение и чувствуете, что медитировать для вас невозможно. Итак, утром вы спросите меня о трудностях, с которыми, по вашему мнению, вам придется столкнуться в следующие три дня, чтобы потом не тратить на это время. Если у вас какие либо личные проблемы, какая либо боль или горе, которые вы хотите изжить, которые не дают вам медитировать, или если вы сталкиваетесь с какими либо трудностями во время медитации, запомните следующее: вы можете задать свой вопрос отдельно. Это будет не для всех, это будет для вас лично, вы будете следовать отдельной процедуре. И какие бы у вас ни были проблемы, проясните их до завтрашнего утра, чтобы мы были готовы к следующим трем дням. Я хотел сказать эти несколько вещей. Вам придется выработать однонаправленное видение. И тогда с завтрашнего дня мы начнем то, что должно быть сделано, мы приступим к настоящей работе завтра. А теперь сядем, несколько отодвинувшись друг от друга, – зал достаточно велик, поэтому каждый может расположиться свободно – и мы примем наши решения перед тем, как уйдем отсюда. …Не так судорожно, очень медленно, медленно полностью заполняя легкие. Когда вы почувствуете свои легкие, повторите про себя: «Я познаю медитацию». Повторите это предложение. Затем, когда легкие заполнятся максимально, задержите на время дыхание, повторяя это предложение. Вы можете занервничать, вам захочется выдохнуть, но продолжайте задерживать дыхание и повторять предложение. Затем медленно начинайте выдыхать, снова повторяя предложение. Выдыхайте, пока не почувствуете, что опустошены, а затем продолжите выдыхать и повторять предложение. Когда вы почувствуете себя абсолютно пустым, удержите эту пустоту. Все еще не вдыхайте и продолжайте повторять предложение как можно дольше. И затем медленно начинайте вдыхать. Вдох плюс выдох составляют один круг. Каждый должен следовать этой процедуре медленно, шаг за шагом.
    Проделав это пять раз, выпрямите спину, дышите медленно, сядьте спокойно и расслабьтесь на пять минут. Мы будем делать это упражнение десять минут, а затем все молча покинут это место. Помните: вы не должны говорить, и так будет начиная с этого момента. В этом смысле медитационный лагерь начинается прямо сейчас. Когда идете спать, повторяйте это упражнение пять семь раз, до тех пор, пока будете чувствовать себя комфортно, затем выключайте свет и засыпайте. Засыпайте, думая: «Я буду пребывать в покое, это моя цель». И когда сон окутает вас, эта мысль будет с вами. После того как вы проделаете это упражнение пять раз, спокойно отдохните некоторое время и дышите легко. Сейчас держите спину прямо. Расслабьте свое тело. Ваша спина выпрямлена, а ваше тело расслаблено. Закройте глаза. Спокойно сделайте глубокий вдох и повторите то, что я вам только что сказал, пять раз: «Я познаю покой. Я познаю медитацию. Я твердо решил, что я познаю медитацию». Пусть все ваше существо даст клятву, что вы войдете в медитацию. Пусть все ваше существо отзовется на нее. Это должно достичь глубочайших слоев вашего сознания. После того как проделаете это пять раз, очень мягко, очень расслабленно сядьте, выпрямите спину и успокойте дыхание. Выдыхайте медленно и следите за своим дыханием. Отдохните пять минут. За время этого отдыха решение, которое вы приняли, более глубоко просочится в вас. Примите решение пять раз, затем, сидя спокойно, следите за своим дыханием пять минут и дышите медленно."
    Ошо (Бхагван Шри Раджниш) - Путь медитации. Руководство шаг за шагом.

    Насколько я понимаю, нужно открыть дверь в бессознательное и привить туда некую идею, что приведет в свою очередь к более серьезному намерению на этот счет. «Я познаю медитацию. Таково мое решение. Я узнаю покой» - в данном случае можно заменить на "Я буду наблюдать ум", " Я намерен сознавать свои мысли". Возможен ли иной, менее насильственный метод подтяжки намерения? Может кто чего добавить на этот счет?
    Последнее редактирование модератором: 2 фев 2018
  12. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Mag15, давайте проведем аналогию: одному молодому человеку понравилась девушка с соседней улицы. Но парень этот оказался нерешительным. Вроде бы и живет она недалеко, и даже пару раз посматривала в его сторону, но подойти первому страшно: вдруг откажет, или еще хуже - высмеет. И вот этот парень начинает читать книги про то, как понравиться девушкам, посещает курсы по искусству пикапа, представляет себе как он подходит к ней и дерзко (или, наоборот, учтиво) заговаривает с ней, в общем, накачивает себя уверенностью доверху. В своих мечтах он уже давно покорил ее сердце.

    Однако, каждый раз, когда он встречает ее на улице, он по-прежнему краснеет, немеет и шарахается в сторону. Заканчивается это тем, что девушка достается другому пареньку, тому, что попроще нравом, но гораздо решительнее. А наш молодой человек закупает еще книжек, записывается на очередные курсы по безотказным методикам формирования несокрушимого намерения знакомства и завязывания отношений.

    Перелом наступает, когда желание познакомиться с девушкой становится настолько сильным, а статус "бобыля" - настолько невыносимым, что по сравнению с ним возможная неудача при знакомстве кажется меньшим злом. "Мне плевать, как насколько нелепо я буду выглядеть, в любом случае, это лучше, чем сидеть дома и мечтать об отношениях. Мечты об отношениях - не то же, что сами отношения, и одними мечтами я больше не довольствуюсь!" С такой мотивацией он быстро знакомится с самой красивой девушкой района!

    Ключевой момент в этой аналогии - когда вариант "не знакомиться" становится менее приемлемым, чем "знакомиться". Так везде: мы идем в больницу, когда "не лечиться" становится хуже, невыносимее, чем "лечиться", начинаем практиковать наблюдение за умом, когда "не практиковать" - невыносимее, чем "практиковать". Нежелание страдать само по себе формирует намерение. Разве больному, страдающему человеку нужно формировать намерение к тому, чтобы избавиться от боли и болезни? Его формирует сам факт страдания.

    Вы спрашиваете, как можно приблизить наступление этого момента. Это означает - приблизить наступление момента, когда не практиковать, сохраняя статус кво, станет невыносимее, чем практиковать. Но с каждым днем, месяцем и годом вы и так приближаете его, двигаясь навстречу старости, немощи и болезням! Другое дело, что с наступлением этого периода практиковать будет уже поздно. Поэтому начинать лучше, пока есть силы, возможности и время для практики. Осознание неотвратимости собственной смерти и незнания отпущенного времени - мощнейший фактор формирования намерения. Если каждому из нас суждено будет утратить все, что мы сейчас считаем своим, все знание о себе, все атрибуты себя и повернуться "лицом к лицу" к бездне, то что еще может иметь значение и отвлекать от практики? Страх собственного исчезновения заставляет человека разобраться с тем, кто он есть, что или кто исчезнет со смертью тела, а кто не исчезнет, потому что никогда не рождался. Здесь можно почитать об этом, а здесь - послушать.

    Поиск того, кто умирает, и кого преследует страх смерти естественным образом приводит к практикам наблюдения за умом и практике "темной" медитации, описанным на этом форуме. И главное, вам будет понятна цель этих практик, для чего они необходимы лично вам. А памятование о смерти и ее внезапности будет той "морковкой сзади", которая скультивирует столь интересующее вас намерение.
    Последнее редактирование: 3 фев 2018
  13. Оффлайн
    mag15

    mag15 Пользователь

    Иметь естественное желание что-то делать конечно лучше, чем как-то механически его подтягивать, особенно насильственным образом, тут я с Вами согласен. Но, на паршивом месте всегда лучше что-то, чем совсем ничего. Будем искать и будем путешествовать.
  14. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Это разводка, понимаете? Ошо был приколистом.

    И это ошибка. Бесполезно путешествовать, особенно, если учесть, что тут нет путешественников, как впрочем и никого другого.

    Вам нужно не путешествия и не намерение, а понимание.
    Как только ввы поймете суть реальности, так вы сами будете смеяться над идеей путешествовать или моделировать намерения.
    Этого нет ничего в реальности; реальность - это вы сами, и больше ничего нет реального.
    В реальности нет ни желаний, ни намерений , ни медитации ни каких-либо ещё "интересных вещей".
    Реальность - это вы сами!


    Когда вы делаете запрос на истину, вы получаете подсказку от якобы "внешнего гуру", но на самом деле она ваша собственная.
    И вам нужно только проверить её. И всё, на этом ваш "духовный поиск" окончится.

    Так вот, подсказка от якобы "внешнего гуру" состоит в том, что вы видите реальность в искаженном виде только по одной причине - из-за ложного знания себя!

    И всё, что вам нужно, это отбросить ложное знание себя, отказаться от него.

    Не забыть, не стереть из памяти, а просто понять, что оно относится не к вам, а к личности, и не принимать его на свой счёт.

    Про себя можно сказать только я есть. «Я есть» - это истинное знание, и хотя само по себе оно не является вами (реальность - это вы), оно тем не менее отражает истинную реальность в мысли «Я есть».

    Да, привычки ума сильны, и какое-то время вы будете путать себя с личностью «я есть человек» или «я есть такой-то», но понимание очень помогает, и если вы будете помнить, что о себе нельзя ничего подумать, кроме «я есть», то через какое-то время, отождествление с личностью ослабнет.


    Когда же наступит такой момент, что вы уже не можете подумать о себе вообще ничего (не сможете просто), то необходимость в «я есть» отпадет, и вы увидите всё в истинном свете.
    Вы видите не мир, а проявление собственного сознания, с которым вы не два.
    Но это и прямо сейчас так, и только ложное знание себя "путает все карты".

    Вам ничего не нужно делать, только отбросьте ложное знание себя, а оно всё ложное, кроме «я есть».
    Вот всё и отбросьте!
    Не думайте о себе, как о чем-то, что можно воспринять, вы субъект восприятия, а не объект.
    И именно поэтому описать себя можно только в терминах отрицания: не человек, не личность, не тело, не объект, не свет, не тьма, не точка, не пространство, не время... нети-нети.

    Я понимаю, что мои слова сейчас в пустую, ведь где авторитет Ошо, а где Лакшми, но рано или позно вы и сами поймете это, жаль только, что всё упущенное время вы будете страдать из-за ложного отождествления.

    В случае Ошо - это был розыгрыш, эти практики ни к чему не приведут;
    да вас и не нужно никуда приводить, вы уже то, чем хотите быть, вам просто нужно перестать путать себя с тем, чем вы не являетесь, чем никогда и не были.

    Личности не существует в природе, вы создали её сами из концепций, личность - это просто концептуальная этажерка, а вы - реальность! Но сказать о себе можно только «Я есть».
    «Я есть тот-то» - это уже ложное знание, потому что за «Я есть» нет никого!

    «Я есть» - это самосознание сознания, а не персоны.
  15. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    1. На основе чего мы утверждаем, что субъект наблюдения не может быть объектом наблюдения?
    2. Как мы приходим к выводу, что субъект наблюдения неотделим от объектов наблюдения?


    1. Субъект - это это ответ на вопрос «кто?» в противоположность объекту («что?») Субъект - тот, кто воспринимает. Что бы ни воспринял субъект - это объекты. С этих предпосылок начинается самоисследование.

    Сначала мы обращаем внимание на привычные нам объекты: природу, окружающую обстановку, других людей, машины… Здесь нет никаких сомнений, это точно объекты по отношению к воспринимающему их мне. То же самое, когда я смотрю на свои руки, ноги и даже отражение лица в зеркале. Лицо - это объект, воспринимаемый феномен. Голова? Голова - это тоже феномен, вот она, ее можно увидеть, потрогать.
    Но кто это все воспринимает? Видит зрительные объекты, слышит звуки, осязает прикосновения, считывает мысли… Это и есть субъект. Что бы он не воспринял, это автоматически становится объектом восприятия. Поэтому на субъект нельзя указать. На что бы мы ни указали - это уже будет объектом. Даже сказать, что субъект существует - уже сделать его объектом, потому что у существования есть другая крайность - не существование и наделяя его существованием, мы уже ограничиваем субъект. Отсюда термин «нети-нети» (не то, не то).

    Руперт Спайра называет субъект «осознающим присутствием», Нисаргадатта Махарадж - тем, что делает восприятие возможным. Оба указателя говорят о том, что способность воспринимать должна появиться до самого восприятия, субъект должен быть до появления объектов.

    Может ли субъект стать объектом наблюдения для самого себя? Это означало бы, что субъект должен существовать как субъект и как объект одновременно. Но это невозможно, потому что способность воспринимать должна существовать до самого восприятия, а по частям (как Чеширский кот) субъект появиться не может. Это как глаз, который может увидеть что угодно, кроме себя (только в зеркале, то есть только свое отражение).

    Поэтому мы говорим, что субъект наблюдения не может быть объектом.

    2. Возможно ли разделить субъект и объект? Другими словами, возможно ли воспринимаемое без воспринимающего? Под воспринимающим, как мы установили в п.1, мы имеем ввиду не личность (объект), а осознающее присутствие или способность воспринимать. Возможно ли восприятие без способности к восприятию? Очевидно, что невозможно. Все наблюдаемое (объекты наблюдения) возникает уже на основе способности к наблюдению (субъекта наблюдения). Так, мы не можем отделить воду от влажности, танец от танцора, золото от золотого украшения.

    Но как только под субъектом мы ошибочно воспринимаем что-то, какой-то объект (например, образ себя), так он становится отделен от других объектов, хотя это разделение сродни разделению образов во сне: образы различны, а их основа, материал - сон - один и тот же у всех образов. Но когда под субъектом мы имеем ввиду объективное ничто, "нети-нети", способность к осознаванию, мы не можем отделить эту способность от ей порождаемых объектов. Поэтому ответ на первый вопрос является ключом к ответу на второй.
  16. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Почему религии учат добродетелям, то есть совершению благих поступков и сдерживанию от совершения дурных, а некоторые учителя говорят, что менять ничего не нужно, можно все оставить, как есть?

    Любое правило или предписание предполагает разные последствия при его соблюдении или несоблюдении. Следовательно, правило основано на допущении, что существует действующее лицо, для которого наступают те или иные последствия. Соблюдая правила, оно уменьшает страдания, не соблюдая – увеличивает.

    Если бы вдруг выяснилось, что действующего лица не существует, тогда станет понятно, что и последствия поступков испытывать некому и некому страдать. Например, в кино мы переживаем за судьбу героя, а после окончания фильма вспоминаем, что герой фильма – это только персонаж, вымысел. Тревога и неприятные ощущения от трагического финала быстро проходят.

    Или другой пример – яркое ночное сновидение, героем которого являемся мы сами. Во сне с нами может случиться что угодно – мы можем попасть за решетку или даже быть убитыми. И пока сновидение продолжается, наши страдания кажутся абсолютно реальными. Однако, сразу же после пробуждения приходит облегчение и понимание, что неприятности происходили во сне и остались в нем же, для нас проснувшихся они не опасны.

    Ровно это же предлагает адвайта: выяснить, кто является действующим лицом, для которого наступают последствия его поступков. Это и есть самоисследование или атма-вичара. Поиск действующего лица приводит к тому, что мы не можем обнаружить никакого себя, которое могло бы испытывать страдание. Обычное, хорошо знакомое нам чувство присутствия («я есть») не имеет образа («ищущего», «страдающего», «наслаждающегося»), это чистая идея, мысль, за которой нет ничего объективного.

    Все образы себя (я есть кто-то) – это мысли или ум. Образы постоянно меняются как картины из песка на стекле. Песок – это и есть ум. Все, что мы воспринимаем, сделано из материала ума, «ментального песка». А воспринимающий субъект – необнаружим, это сама природа ума, осознание или возможность что-то воспринимать. Это самая тонкая «вещь», по отношению к которой все остальное будет явлениями ума (мыслями). Но само осознание – не мысль, оно должно существовать до появления мысли, чтобы эту мысль свидетельствовать (осознавать). Мысль – это превращение или модификация ума, умом же осознаваемая.

    Об этом говорит Падмасабхава:
    «Все это разнообразие явленного есть лишь относительная истина. Ни единого из этих явлений на самом деле не существует, они мгновенно исчезают. Все явленное бытие – и сансара, и нирвана – есть единственно лишь природа ума, явленная себе же и зрящая себя же. Когда поток сознания изменяется в своем движении, то соответственно этим изменениям пред умом предстают явления, воспринимаемые как внешние. Таким образом, все есть не что иное, как ум, зрящий собственное явление».

    Получается, что деление на сансару и нирвану, на страдание и наслаждение происходит в уме, а сами эти явления не имеют независимого существования. В этом их сходство со сновидением или фильмом. Разница только в том, что они либо распознаются как не имеющие независимого существования и тогда не вызывают цепляния за них, либо воспринимаются как независимые от ума и тогда вызывают цепляние в виде привязанности или страха, и это приводит к переживанию страдания.

    Поэтому мастера говорят, что «достаточно, не утруждаясь, оставить все как есть».
    «Когда понял, что сансара и нирвана – это всего лишь веденье и неведенье, в этот самый миг меж ними не станет различий».
    «Изначально нет никакой практики, которую надо исполнять. Не попадая под власть кармических следов и ошибок, ничего не улучшающее сиюминутное осознание естественно ясно. Не исправляя, не портя, не принимая, не отвергая – таково исполнение практики совершенной чистоты». (Падмасамбхава)

    "Само сознание есть древо бодхи,
    А тело есть светлое зерцало с подставкой.
    Светлое зерцало изначально чисто,
    Где же на нем будет грязь и пыль?"
    (Хуэйнэн, Шестой патриарх Чань)
    Последнее редактирование: 1 апр 2018
  17. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Сегодня меня весь вечер можно сказать "унижал" коллега говоря что ты здесь делаешь, ты никто и ничто, ты ничего не приносишь компании и тд. Все это было в грубой форме. Меня это задело, как реагировать на это, и я не понимаю что это было? Это был урок вселенной через него, что мол реально нужно уходить в неизвестность, или это был пинок по моей персоне..
    Что я могу сделать в этой ситуации с собой, внутренним состоянием, работой.


    Если эмоция, вызванная ситуацией, не мешает концентрации, нужно развернуть внимание в сторону того, кого задела эта ситуация. Кто испытывает дискомфорт по этому поводу? Сначала в уме появится образ «меня» - персоны, которая испытывает страдание. В этот момент дискомфорт может даже усилиться. Но вы не останавливаетесь на этом, а идете дальше: нужно найти, где в этом образе я (субъект, испытывающий дискомфорт)? Так внимание сместится с персоны на чувство «я есть» или чувство присутствия. И тогда станет понятно, что «я есть» не может испытывать дискомфорт. Любой дискомфорт – внешний по отношению к «я есть». Начав с дискомфорта, вы переходите к самоисследованию – поиску субъекта переживания. Тот, кто знает о наступлении дискомфорта, не может быть ему подвержен.

    В моменты, когда есть сильная неприятная эмоция в виде страха, вины или обиды, «разглядеть» эго или образ себя гораздо легче, чем в периоды эмоционального равновесия. Но очень важно проделывать это исследование каждый раз при наступлении подобной ситуации, чтобы со временем внимание автоматически направлялось на субъекта переживания.

    Если же эмоция слишком сильна
    и не позволяет перевести внимание на субъекта переживания, следует уделить все внимание самой эмоции. Для этого ее нужно как-бы подвесить в уме, не предпринимая попыток подавить, перевести внимание, либо компенсировать ее каким-либо логическим доводом. Тогда эмоция усилится и займет почти все внимание, но если на этом не останавливаться и продолжать «смотреть» на нее, из эмоции начнет уходить составляющая боли или страдания, без которой она уже не будет причинять дискомфорт. Тогда внимание станет более устойчивым, и станет возможным перевести его на того, кто испытывает эту эмоцию. Кроме того, тогда исчезает страх повторения подобных ситуаций, а без страха организм действует более эффективно, автоматически продуцируя необходимые реакции.

    Опять же, эту практику полезно не забывать выполнять каждый раз при появлении сильной негативной эмоции (негативной, потому что в момент приятных, позитивных эмоций мы не склонны в принципе вспоминать о практике:).
    Последнее редактирование: 18 апр 2018
  18. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Все вещи или дхармы обладают одним общим свойством: они познаваемы. Бессмысленно говорить о вещи, которая не может быть познана. Такой вещи просто нет места в уме. Когда мы говорим об ограниченной способности нашего познающего аппарата, мы имеем в виду ограниченный диапазон восприятия как в чувственной, так и в ментальной сферах. Этим мы разделяем все вещи на доступные нашему познанию и недоступные. Последние – это абстрактное понятие, потому что как только мы выделяем конкретную недоступную познанию вещь, так тем самым мы переводим ее в разряд познаваемых, то есть обладающую, как минимум, одним атрибутом.

    Итак, вещи существуют для нас только тогда, когда мы познаем их. Их существование – это наше познавание вещей. Мы ничего не можем сказать о существовании вещи, отдельном от нашего познавания этой вещи. По этой причине в известной притче существует столько же слонов, сколько познающих их индусов (один индус = один ум). При тщательном анализе мы не сможем найти доказательства существования вещи-самой-по-себе, не зависимой от ее познавания, которое происходит «в уме».

    Сказанное можно резюмировать следующими выводами:
    1. Существование вещей (дхарм, феноменов) – это их познавание.
    2. Познавание каждой вещи – индивидуально.

    Из этого следует следующий вывод:
    3. Вещи «сделаны» из ума или из самости.

    Познаваемые феномены – это модификации нашего ума или сознания. Это не какие-то отдельные от нас вещи, а то, чем проявляется наш ум. А то, чем проявляется наш ум – это единственное, что нам известно о нем. Мы познаем наш ум через его аспекты (познаваемые феномены). Этому познанию предшествует концептуальное разделение ума на познающую и познаваемую части. Только при условии такого разделения возможно познавание. Первую часть мы называем субъектом, вторую – объектами. Субъект – это концептуальный центр или точка отсчета, из которого осуществляется восприятие периферических объектов.

    Мы знаем его как «я» или эго, автоматически и незаметно для себя наделяя его свойствами объекта и приписывая ему независимость от других объектов и свободу волеизъявления. В восточной традиции этот «процесс» называется впадением в двойственность или двайту, а библейском мифе описан в виде грехопадения и изгнания из Эдема.
  19. Онлайн
    Васиштха

    Васиштха Практикующая группа

    Наше «я» или самосознание – это проекция субъекта на экране сознания (разума или интеллекта). Это способ, посредством которого субъект узнает о своем существовании. То есть за чувством себя («я есть») стоит не индивидуум а субъект или ноуменальный источник самосознания. Это совершенно расходится с нашей привычной картиной мира! Мы привыкли знать себя личностью, обладающим телом, интеллектом, психикой душой и т.д. А следовательно, мы привыкли приписывать себе авторство поступков и право выбора. Или, в некоторых случаях, наоборот, принимать на себя роль свидетеля (события просто происходят, я наблюдаю их со стороны). В обоих ситуациях не подвергается сомнению существование «меня», который что-то делает, либо наблюдает действие. В этом случае, кстати, наблюдение можно тоже рассматривать как действие.

    Если же рассматривать самосознание как проекцию субъекта на экран сознания, то во-первых, мы увидим, что самосознание «сделано» из материала сознания, что сознание первично, а не наоборот; во-вторых, что самосознание – это не индивидуум, который может выступать автором действий, нести ответственность за поступки и вообще обладать какими-либо характеристиками, потому что самосознание – феномен!

    Да, тот самый «я», знакомый с детства, которого близкие называют по имени, у которого столько фантазий, планов и страхов относительно «своего» будущего, который старается поступать правильно и не делать глупостей, который переживает чувство гордости и вины – это феномен или явление в сознании. Поэтому некорректно и даже бессмысленно думать о нем категориями субъекта. В один момент спонтанно появившись, это «я» обязательно исчезнет вместе со всей его «судьбой». Но субъект, который стоит за «я» и который знает появление и исчезновение «я» - не может никуда исчезнуть, потому что не является ни чем, что может исчезнуть. Нисаргадатта Махарадж говорил о нем: Ты без «тебя». А сказанное в первом лице, это будет Я без «меня». Я – истинный субъект, самость, без следа объективности, за пределами любых отождествлений, до всего явленного. «Без меня» - означает без псевдо-субъекта, индивидуума, которым я себя считаю.

    Я без «меня» - разоблачение иллюзии и возвращение в Эдем через понимание, но никто никогда его не покидал. Некого было изгонять, потому что единственный «Кто» и Эдем – не являются двумя. Отсюда можно вывести критерий этого возвращения: пока есть кто-то, желающий вернуться, Эдем остается вечно желанным и столь же вечно недостижимым.
  20. Оффлайн
    Maximseaman

    Maximseaman Пользователь

    Как вы относитесь к Роберту Адамсу?