Линия Бодхичитты

Тема в разделе 'Бодхичитта', создана пользователем Бодхичитта, 19 мар 2019.

  1. Онлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Практикующая группа

    Считаю важным распознавание эго как совокупности взаимосвязанных концепций и ощущений. Иногда кажется, что эго - нечто твердое и компактное. И вот мы все пытаемся «разбить» его, а оно становится все сильнее...

    Другая проблема в том, что после распознания этих «птиц» возникает идея «ловить» и сбивать их одну за другой. И существует огромное количество техник для выслеживания этих птичек по одной. Здесь, например, отслежено 16 видов только чувства собственной важности. Но так не хватит целой жизни, чтобы хотя бы составить список всех васан и самскар.

    На самом деле:

    Правильная предпосылка для поиска

    Ошибка случается, когда практика начинается с предпосылки, что есть некий я, который собирается освободиться от обусловленности. Тогда как «я» – само по себе есть часть обусловленности, а не кто-то реальный, который ошибочно обусловился и теперь собирается освободиться от этой обусловленности. В этом весь трюк иллюзии.
    Избавится от иллюзии собирается то же самое иллюзорное «я», которое само и есть иллюзия. Поэтому нет ищущего, но есть поиск. Только с этой предпосылки может случится понимание.
    Изначальная предпосылка состоит в том, что никакого реального «я» не существует. Отсюда нужно начинать. Вся проблема в веровании в своё персональное существование, которого нет. Есть просто иллюзия восприятия из-за слайд-шоу событий, покрытых абсолютной самостью.

    (Из книги «К вопросам о самореализации»)
  2. Онлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Практикующая группа

    С одной стороны, это шокирует. Если ты перестал метаться по разным группам и форумам, не испытываешь больше желания втягиваться в дискуссии - ведь это же «хорошо»?

    С другой, судья как-то спросил обвиняемого:
    - Вы уже перестали изменять своей жене? ^13^

    Что ни ответь - виновен. Как бы не изменилась личность, её нет в реальности.

    Махарадж:
    Все ваши мирские и духовные действия базируются на индивидуальном самоопределении. Вы, оставаясь в качестве индивидуальности, хотите получить для себя освобождение. При этом вы остаётесь как личность, и в этом сложность.

    Вы можете думать так, будто бы вы получили это знание, но до тех пор, пока вы считаете, что это знание получили вы как личность, до тех пор ваше отождествление себя с обособленной индивидуальностью никуда не делось.

    Тот, кто сделал определённый прогресс, который дал ему ощутимые результаты, — это йогин. Однако поскольку его образ себя остаётся, он удовлетворяется тем, чего достиг в качестве индивидуальности.

    И все же для меня это парадокс. А как же практики? Опустошение ума? Это же «результаты»!

    Перечитываю это:

    Сидение в медитации помогает сознанию расцвести.
    Она приводит к глубинному пониманию и спонтанным изменениям в поведении.
    Эти изменения касаются самого сознания, а не псевдо-личности.
    Изменения, порождаемые усилиями, могут находиться только на уровне ума.

    Ментальные и интеллектуальные видоизменения полностью неестественны по своей природе и
    отличаются от тех, которые имеют место в принципе рождения (на "уровне" принципа "я есть").

    Последние случаются естественно, автоматически, сами по себе, по причине медитации.

    Большинство людей видят древо познания и восхищаются им,
    однако, следует понять само семя этого древа, латентную силу, из которого оно берётся.

    Многие говорят об этом лишь интеллектуально.
    Я же говорю об этом, исходя из прямого опыта.

    Маленькая песчинка сознания, которая как семя, содержит в себе все возможные миры.

    Физическая структура необходима ему, чтобы проявиться.
  3. Онлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Практикующая группа

    1. Проявление неоднородно и неодинаково,
    т.к. единым и однородным является только Абсолют.

    2. Но проявленное не является и хаосом, "белым шумом".
    Интересно, что можно математически доказать: чистый хаос, абсолютно белый шум
    невозможен в физическом мире. Упрощенно, у него должен быть постоянный спектр до
    бесконечно больших частот, а значит - бесконечно большая спектральная мощность, что противоречит балансу энергии в материальном мире.


    Феномены связаны в структуру. И хотя вселенную часто уподобляют сети Индры, где
    все связано со всем, это не одинаковые и не однотипные связи.

    3. То, что для человеческого тела вредно есть экскременты - частная закономерность,
    среди множества иных феноменальных связей и законов. А реакция отвращения -
    приспособительный эволюционный механизм.
    Есть примеры гораздо менее очевидных связей и реакций.
    Походники, например, прекрасно знают антисептические свойства собственной мочи.
    В молодости был в шоке, как быстро зажила рваная рана после такой обработки. И
    конечно, не испытываю ни малейшей брезгливости.


    На вопрос предполагаю ответить с конца.
    «Мы» в вопросе - это физические тела и личности.
    Телу не показано есть кал, потому что это вредит его функционированию.
    А здоровая личность-психика находится в гармонии с телом, и испытывает отвращение
    к тому, что ему вредно.
    На этом уровне все сделано из разных материалов, и работает соответствующим образом.

    Один материальчик - это природа ума. Все находится в ней - и феномены, и разница между ними.
    А главное - и тот, кто якобы выбирает между чистым и нечистым.

    И получается, что никакого выбора нет совсем, в самом лучшем смысле этого слова.
    Материя подчиняется закономерностям, это не вопрос выбора.
    В уме содержатся и объекты выбора, и сам процесс выбирания, и тот, кто выбирает.
    Но сама природа ума вне различений.

    Дополнение.
    Обсуждение истории про Кришну, который ел какашки, обнажило фундаментальный страх: обретя свою истинную природу, полностью забыть о теле и социуме, превратиться в годовалого ребенка.


    Сильное произведение на эту тему: «Дзен и искусство ухода за мотоциклом»

    Для главного героя своебразной медитацией стала концентрация на аретэ - понятии греческой философии.
    Примерно его можно определить как «естественное совершенство».
    С точки зрения внешнего наблюдателя все кончилось плохо.


    Раскрыть Спойлер
    Три дня и три ночи Федр смотрит на стену спальни, его мысли не движутся
    ни вперед, ни назад, остановившись только на этом мгновении. Жена спрашивает,
    не заболел ли он, и он не отвечает. Жена злится, но Федр слушает, не реагируя.
    Он осознает, что она говорит, но больше не способен чувствовать
    в ее словах никакой необходимости. Замедляются не только мысли, но и желания.
    Все медленнее и медленнее, словно набирая невесомую массу. Так тяжело,
    так устал, но сон не приходит. Он чувствует себя гигантом в миллионы миль
    ростом. Он чувствует, как расширяется на всю вселенную без конца.

    Он начинает отвергать те вещи, то бремя, которое нес на себе всю свою
    жизнь. Он говорит жене, чтобы та уходила с детьми, чтобы считала их в разводе.
    Страх собственной омерзительности и стыда исчезает, когда его моча -- не
    намеренно, а естественно -- стекает на пол комнаты. Страх боли, боли мучеников
    преодолен, когда сигареты догорают -- не намеренно, а естественно -- до
    самых пальцев, пока волдыри, образованные их же жаром, не гасят их. Жена
    видит его искалеченные руки и мочу на полу и вызывает скорую помощь.

    Но прежде, чем помощь приходит, медленно, сначала незаметно, все сознание
    Федра начинает распадаться... растворяться и таять. Постепенно он прекращает
    задаваться вопросом, что произойдет дальше. Он знает, что произойдет дальше
    -- и слезы текут, слезы по его семье, и по нему самому, и по этому миру.
    Возникает и остается в мозгу строчка старого христианского гимна: "Ты должен
    пересечь долину". Она влечет его все дальше. "Ты должен сделать это сам".
    Кажется, это Западный гимн, ему место в Монтане.

    -- Никто за тебя ее не пересечет, -- говорит он. Кажется, он предлагает
    что-то за, что-то кроме: -- Ты должен сделать это сам.

    Он пересекает эту долину одиночества, из мифоса, и возникает, словно
    из сна, видя, что все его сознание, мифос, было сном, не чьим-нибудь сном,
    а его собственным, который теперь он должен поддерживать собственными усилиями.
    Затем даже "он" исчезает, и только сон о нем остается с ним самим внутри.

    А Качество, аrete, за которое он так трудно сражался, ради которого
    шел на жертву, которое никогда не предавал, но которое за все это
    время так никогда и не понял, теперь становится явным ему, и его душа успокаивается.
  4. Онлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Практикующая группа

    Что конкретно вы подразумеваете под словом "практика"?

    Я знаю, что я есть. Но не знаю, кто я. Всё из происходящего, что касается знания «Я есть»
    и является попытками ответить на вопрос «Кто я» - это практика.

    Если вы практикуете, то что конкретно вы делаете?

    Существуют конкретные действия персоны, которые связаны с «Я есть» и «Кто я» и поэтому являются практикой.
    Эти действия могут быть, разумеется, не физическими или внешними.
    Махарадж употребляет такие слова, как "держитесь", "будьте внимательны", "помните", "почитайте" и т.д.

    Из практик, предлагаемых на форуме выделяются:

    - Наблюдение ума (в особенности - отмечание мыслей о персоне)
    - Темная медитация
    - Осознание своей смертности и поиск/осознание страха смерти
    - Распознавание воспринимающего
    - Чтение/слушание материалов форума и мастеров Адвайты

    А также некоторые направления могут считаться практикой:

    - Осознанность к своему дыханию/телу/мыслям
    - Отказ от результатов своих действий
    - Отмечание таких ярких проявлений эго, как чувство собственной важности
    и жалость к себе
    - Периодическая инспекция своей бытовой и социальной активности
    на предмет лишнего, бесполезного
    - Санкальпа
    - Написание материалов в линии и общение с наставниками

    В чём заключается ваша практика и для чего (какую цель она преследует).

    Ключом к любой практике является правильное понимание (распознавание, видение в
    истинном свете).

    Цели практики - неоднозначный вопрос, на который пока нет окончательного ответа.
    Ум всему происходящему пытается придать осмысленность и значимость. В том числе
    направление или цель. Как примеры, можно привести такие:

    - Избавление от страданий
    - Заинтересованность, исследование: что же такое Я? Что есть бытие и сознание?

    Мешают ли вашей практике состояния вашей психики, и если мешают, то почему?

    Если под практикой понимать вышеперечисленное, то безусловно, психическое
    состояние персоны может "мешать", а точнее влиять на практику.
    Конкретно это выражается в уменьшении уровня осознанности и сужении способности к
    распознаванию.


    Если же под практикой понимать непосредственное распознавание, ясное видение, то
    тогда всё происходящее и является практикой!

    А также, мешают ли вашей практике обстоятельства жизни, и если мешают, то почему
    (чем)?

    Тоже самое, что сказано о состояниях психики. В дополнение: если "помеха"
    воспринимается как "внешняя", сразу запускается механизм обвинения:
    - Я не могу практиковать/сосредоточится/ читать, потому что мне мешает нечто.
    Последнее редактирование: 14 апр 2019
  5. Онлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Практикующая группа

    Рассмотрим мысль «Сегодня теплый хороший день.»

    Для ее возникновения необходимы такие обстоятельства:
    1. Наличие таких концепций, как "я", "тело", "восприятие".
    2. Нахождение ума в бодрствующем состоянии
    (Не в глубоком сне или коме. А вот во сне со сновидениями такая мысль вполне могла бы возникнуть)
    3. Потребность и возможность сравнения: холоднее/теплее, лучше/хуже.
    В конечном итоге сравнения необходимы для выживания и адаптации.
    4. Предыдущие опыты более холодных и более жарких дней.
    Здесь есть тонкий момент. Разница "лучше/хуже" предполагает наличие персоны, которая обладает развитой системой концепций, что хорошо и что плохо для нее.
    Различие "теплее/холоднее" более универсально, для него достаточно механизма воспоминаний и сравнений.
    5. Конечно, для возникновения именно этой мысли необходимо стечение и множества других обстоятельств: времени года, состояния атмосферы, наличие планеты Земля и жизни на ней...

    Если бы хоть что-то из всего этого даже немного изменилось, мысль была бы другой.
    Может быть немного другой («Сегодня жаркий день») или её бы вообще не возникло.

    Но подобные предположения - это лишь концепции, гипотезы. Вселенная, которая отличается даже положением одного атома - это уже другая вселенная.
    С этой точки зрения данная мысль в данной вселенной не могла не возникнуть.
  6. Онлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Практикующая группа

    Практика «Воспринимающий в воспринимаемом».


    Подступался к ней несколько раз в течение жизни. В начале на основе Випассаны,
    позднее по отдельным указателям практиков Адвайты.

    Руперт Спайра:
    В 1998 году, когда я был вместе с моим другом и учителем Фрэнсисом Люсилем, мы
    говорили о природе переживания. В какой-то момент где-то в отдалении начала лаять
    собака. И я заметил, что это казалось фактическим переживанием:
    собака была снаружи, отдельно и на некотором расстоянии.
    Фрэнсис сказал: «Закрой глаза и положи руки на ковер».
    Я положил руки на ковер, и он спросил: «Где это ощущается? »
    Это было все, что он сказал.
    В этот момент мне вдруг стало ясно, что ощущение ковра было внутри меня, то есть
    внутри этого воспринимающего сознания, которое появлялось точно в том же месте, что
    и мои мысли.
    Когда я открыл глаза, ковер снова оказался снаружи. В виде ощущения он казался
    находящимся внутри, а визуально воспринимался находящимся снаружи.
    Ну и что это было? Ковер не мог быть и тем, и другим.


    Конечно, наиболее прямые и глубокие практики недвойственности даются на нашем
    форуме. Хотелось бы пересказать кое-что своими словами.

    Воспринимающий есть!

    Обстоятельства жизней персонажей часто порождают желание как-то уменьшиться,
    устраниться, а то и совсем исчезнуть. Неправильно понимаемые восточные учения
    могут стать своего рода ловушкой. И начинаются попытки "устранить
    желания", "остановить внутренний диалог". "Потерять себя", наконец.

    Однако верная практика совершенно противоположна!
    Воспринимаемое сделано из воспринимающего. Этот истинный
    субъект является источником, условием и возможностью для всего Бытия.
    Не нужно устранять личность, нужно обращать внимание на воспринимающего во всем.


    Специфика восприятия

    Современный человек 99% информации получает с помощью зрения.
    Так получилось, что "благодаря" близорукости и любви к музыке у меня этот
    процент заметно меньше.
    Особенно если учесть физический труд и длительное пребывание на природе.
    Поэтому для данной практики использую весь спектр восприятий.
    Попробую пересказать своими словами описание (данное Лакшми) с акцентом на слух.

    • Желательно (особенно для начала) выбрать безопасное, спокойное место.
    Парк вполне подойдет, пещера в Гималаях не обязательна ^13^
    • Закроем глаза. Прислушаемся. Шум ветра, голоса людей, шум машин.
    Отметим, что какие-то звуки мы воспринимаем как "приятные", какие-то как "раздражающие".
    Это не имеет значения, просто признаем это.
    • Мягко выберем один из звуков. Кто его воспринимает? Переводим внимание на воспринимающего.
    • Находится ли воспринимающий в теле? Тогда что это? Ушная раковина, барабанная перепонка, мозг? Жесткий референс на тело - типичный момент, и о нем будет сказано ниже.
    Воспринимающий находится не в теле, а прямо внутри восприятия звука!
    Но это утверждение нужно проверить на опыте, и не один раз.
    • На мгновение это распознается совершенно очевидно.
    Гораздо более очевидно, чем все, что угодно: слышащий прямо там, внутри слышимого!
    • Однако привычки ума берут верх. "Расставание" с телом вызывает страх;
    ну и обязательное расстояние между объектом и субъектом — тоже своего рода форма страха.
    • Поэтому какое-то время эта практика (и все остальные) совершается с усилием!
    Безусильность, естественное сахаджа-состояние - это результат распознавания и понимания.


    Референс на тело

    Отождествление с телом - великая загадка и вызов.
    А не то, от чего нужно просто любой ценой избавиться и "попасть в бестелесный рай".
    Тело, как и все остальное, не отдельно от воспринимающего.
    Только через исследование этой связки: «Я есть», тело и мир — приходит правильное понимание.
    Для этого нужна определенная смелость и преодоление привычки ума.


    Один вкус

    Практика «Воспринимающий в воспринимаемом» приводит к пониманию,
    что все звуки, образы и вкусы сделаны из одного материальчика: «Я есть».

    Этот один вкус (сома раса) не может быть "каким-то", потому что любое качество — это сравнение.
    Поэтому он никакой, безвкусный. Неслышимый звук.
    И все же он не является отсутствием, абсолютным вакуумом — иначе как бы из него были сделаны все остальные вкусы и звуки?
  7. Онлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Практикующая группа

    Что значит «иметь опору в себе самом»? Что это за опора, и как она обретается?
    Найдите в тексте 9 Аркана "Отшельник" абзац (довольно большой), точно описывающий
    суть этого Аркана, т.е. что символизирует собой Аркан "Отшельник".


    9 Аркан содержит много информации и возможных плоскостей понимания. Поэтому
    ограничусь здесь тремя темами, которые явно звучали при обсуждении этого Аркана.

    Пост и отшельничество ума.


    Мне всегда было очевидно, что бегство от мира в Индию, тайгу или свою комнату (по
    типу хикки) не имеют отношения к пониманию и самореализации.
    Тоже самое относится к жестким формам аскетизма и подвижничества. Большое
    впечатление в свое время произвела история о буддийском монахе, который оскопился
    (кастрировал сам себя). В результате он пришел к Кришнамурти делиться тем, какая
    это была глупость.

    Так что же? Можно пьянствовать, развратничать, сидеть днями и ночами в интернете и
    при этом типа наблюдать ум? Ясно, что это также неверно.

    Ключевым понятием в верном понимании отшельничества является пост ума.
    А важнейшей практикой — пребывание наедине со своим эго. Без оценок, грез,
    изменений сознания и т.д.
    В процессе этого возникает понимание, что мы не являемся личностями с их
    переживаниями, историями и желаниями. Мысли о себе — это не враги, с которыми
    нужно бороться, а неправильная точка зрения.

    С другой стороны, хоть все и происходит через понимание, результаты должны быть
    реальными: мыслей о личности становится меньше; бесполезные дела, без которых
    можно обойтись, уходят из жизни.

    Но это происходит не через "разрушение" личности, а через направление внимания и
    интереса ума на правильную колею.

    К этой теме также имеет прямое отношение понятие жертвы. Многие века люди что-то
    пытались принести в жертву богам: от пива до своих детей.
    Но единственно верной жертвой является отказ от бессознательных и автоматических
    привычек, желаний и предпочтений, имеющих явную личностную окраску.

    А практика жизни подтверждает, что ничего "страшного" не случится, если отказаться
    от своих слепых прихотей и привычек в пользу актуальных дел.

    И разумеется, центральным «делом» должно быть развитие убеждения, что я не являюсь
    ничем воспринимаемым.

    В отличие от отказа бессмысленных привычек, это убеждение невозможно
    сформировать усилием воли. Оно приходит через многократное понимание, анализ,
    самоисследование.

    Мертвая точка. Темная ночь души.


    Несмотря на вышесказанное, большинство духовных искателей проходят ситуацию,
    описанную в 9 Аркане:


    В процессе самоисследования мы оказываемся наедине с самыми темными и потайными
    уголками души. Не кто-то нас изолирует, и мы не удаляемся в келью. Но прежде, чем
    отбросить отождествление с личностью, оно должно быть распознано во всей, так
    сказать, «красе». И это исследование может сопровождаться глубочайшим
    одиночеством, оцепенением, потерей привычных опор и ориентиров.

    Опора на самого себя.


    Разумеется, истинная Опора может быть обретена только после отказа от ложных.
    Этот процесс имеет сложную природу. Если человек всем доволен в жизни, и убежден в
    идеале «поел-потрах@лся-поспал», то бессмысленно ему предлагать поиск истинного
    Себя. Поэтому, с одной стороны, к настоящему самоисследованию приходят люди,
    уже потерявшие какие-то (или многие) опоры эго: любовь, дружбу, здоровье,
    богатство...

    С другой стороны, направление в сторону духовного поиска — это фактически поиск
    новой опоры. Парадокс в том, что личность никогда не найдет настоящую опору ни в себе,
    ни в своем окружении (которое в своей иллюзорности ничем не отличается от личности)

    Истинной Опорой является индивидуальность монады
    (как модуса проявления Ноумена, сознательной разумной единицы).
    Индивидуальность монады может опереться только на саму себя.
    Избавление от эго-опор не подразумевает "уничтожение" личности,
    а распознавание и избавление от ложных образов себя.

    Наконец, очень важно! Процесс понимания и погружения верных идей в подсознание также индивидуален.
    Он происходит в соответствии с конкретными качествами.
    Его никак невозможно провести обобщенно или виртуально.