Линия Берканы

Тема в разделе 'Беркана', создана пользователем Беркана, 2 фев 2014.

  1. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Правильно, только просто говорить себе это недостаточно. Нужно каждый раз проверять и перепроверять, убеждаться - вот ощущения тела, вот образы себя, вот личные истории - а где я? Я явно есть, но где я и кто я?

    Кстати, этот вопрос естественным путем всплывает при наблюдении за умом. Где и кто этот я, который думает (или который наблюдает мысли)? В итоге, все опять сводится к наблюдению за умом.
  2. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Это правильно. Потому что то, благодаря чему мы знаем, что мы есть - это именно чувство себя. На его основе ум потом строит "я-концепцию" - личность, образы себя и т.д. Но примерно до 2 лет оно присутствует в своем чистом виде. И в темной медитации оно должно остаться в чистом виде. Без контекста, без образов, без мыслей о себе! Как у младенца.

    Это неправильно. Так у тебя получается два "я" - ты и образ себя. А нужно, чтобы осталось только чувство себя, в чистом виде. Его не надо искать или удерживать, потому что оно лежит в основе всего. Его нужно только очистить от мыслей о себе.

    Когда в темной медитации мысли стихают, остается только ясная осознанность. Вот это и есть чистое чувство себя. Задача практикующего - удерживаться в этом месте наибольшей ясности, не думая и не засыпая.

    Это очень трудно! Пока ум не очищен дневной практикой, это вообще невозможно. Но ты все равно практикуй темную медитацию, чтобы она постепенно вошла в привычку. Днем ты привыкаешь смотреть в ум и знать его содержимое (мысли), а в темной медитации - привыкаешь смотреть в ум без содержимого.

    Различные ощущения в теле - очень распространенное явление при медитации (правда, практикующие жалуются только на неприятные ощущения, а приятные воспринимают как свидетельство прогресса - но по сути это одно и тоже)). Их причина в том, что чувство себя поначалу сильно отождествляется с телом. Это будет проходить постепенно, в процессе практики, когда это отождествление начнет ослабевать. Просто не надо придавать этому большого значения, и все ощущения постепенно пройдут.
  3. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Лия и Марта, эта цитата есть в соотв.разделе, но приведу ее также и здесь. Подумайте над ней, это может существенно облегчить вашу практику и вашу жизнь.

    Роберт Адамс В вашей жизни, когда вы становитесь на духовный путь, дела идут плохо из-за ваших медитаций, из-за вашей практики. Вы призываете на поверхность всю вашу прошлую карму не только из этой жизни, но и из прошлых жизней. Всё это поднимается, как только вы научились, как с этим справиться.
    ...
    Вы всегда должны это помнить, неважно, через что вы проходите, неважно, что, как кажется, на вас навалилось, что вы считаете негативным - это скрытое благословение. Звучит странно, но это правда. Это скрытое благословение, верите вы или нет. Если вы правильно с этим справитесь, и проработаете это, не реагируя на него, оно превратится в нечто настолько прекрасное, что вы не могли себе и вообразить. Я заверяю вас в этом. Но, если вы реагируете, то можете выиграть, но это будет длиться лишь какое-то время. Вам придется проходить через это обстоятельство снова и снова, возможно, с другими людьми, и вы не будете знать, почему столько страдаете.
  4. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Конечно, ты совершенно права. Чем благополучнее складываются обстоятельства во сне - тем крепче мы спим. И чем больше страданий - тем больше стремимся проснуться.
  5. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Дуглас Адамс, когда говорит о невовлечении, имеет в виду именно позицию стороннего наблюдателя. Но я хорошо понимаю тебя - действительно, душевная боль сильно мешает практике, и оставаться спокойным в такие моменты тяжело. Кстати, именно поэтому Лакшми и рекомендует практиковать, пока в жизни еще все хорошо, и не ждать страданий, т.е. принуждений "внутреннего Гуру".

    Что помогает в тяжелые моменты? Немного помогает больше спать, читать молитву или мантру. Еще, как бы ни банально это прозвучало - нужно стараться нормализовать жизненную ситуацию - хотя бы до такой степени, чтобы появилась возможность спокойно практиковать.

    Ну а самое лучшее, что можно сделать в такой ситуации - продолжать наблюдение за умом. Именно в личных мыслях, в образах себя кроется причина душевной боли. Когда ты индульгируешь, испытываешь жалость к себе, страх за себя - появляются соответствующие "несчастные" образы себя, которые и рождают душевную боль. Точно также и наоборот - гордость, радость за себя в мыслях порождает радостные, счастливые эмоции. Постарайся разглядеть этот механизм, наблюдая мысли.

    Только не пытайся тормозить мысли. Твоя задача - просто увидеть, как это работает. Увидеть, как "придумывается" твоя душевная боль, как она возникает. Просто смотри. Но не на боль, а на мысли, ее порождающие! Нужно стремиться постоянно знать, о чем ты думаешь - вот первая (и она же последняя) задача практикующего.
  6. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Что значит "не отбрасываются"? Предположим, ты борешься с привычкой грызть ногти. И, получается, ты говоришь: "Я вижу, как я грызу ногти, но эта привычка не отбрасывается". Так ты просто переставай их грызть, как только это заметишь!

    Понимаешь? Когда ты видишь, как работает эта фабрика душевной боли, то просто прекращаешь ее производить. Т.е.когда ты замечаешь мысли, которые создают "несчастный" образ тебя - эти мысли просто останавливаются, и боль прекращается. Зачем думать мысли, причиняющие боль?

    Но проблема в том, что ты не замечаешь этих мыслей! Каждый из нас постоянно проваливается в неосознаваемое мышление. Честно проинспектируй себя, и ты ужаснешься, насколько часто это происходит. И вот там ум "отрывается" по полной и производит душевную боль. Поэтому совет по-прежнему тот же самый - осознавать свои мысли. Помогай себе вопросом: "О чем я сейчас думаю?"

    Да, полегче - потому, что в темной медитации нет мыслей, а сооответственно нет ни страданий, ни страдальца.
  7. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Хочу предостеречь тебя от неправильного понимания.

    Во-первых, ни в коем случае не пытайся "отбрасывать" негативные мысли и образы себя волевым усилием. Потому что в таком случае эго благополучно сохраняется в своей изначально грубой форме ("действующее лицо"), и никакого результата такая практика иметь не будет.

    Правильная практика - просто наблюдать мысли, знать содержание ума. Сократить, а потом и вообще устранить периоды неосознаваемого мышления. В конце концов, мы стремимся к тому, чтобы наблюдение за умом перешло сначала в сновидения, а затем и в глубокий сон. Т.е. наша цель - вообще устранить периоды неосознанности! В этом случае васаны и самскары будут исчезать сами по себе. Ведь они состоят, в основном, из глупостей, страхов и самомнения, и причина у них только одна - неосознанность, грезы, сон разума.

    При такой практике эго постепенно принимает свою тонкую форму - "наблюдателя". Ты как будто бы переходишь на другой уровень (от "действующего лица", которое влачит на себе все тяготы жизни, к невидимому, неприкосновенному "наблюдателю"). Наблюдатель, с одной стороны, не является ничем (потому что это субъект, а не объект), а с другой стороны, он не отделен ни от чего (потому что отделены друг от друга только объекты). Если же сказать проще - это позиция зрителя в кинотеатре. Зритель в фильме не является ничем, но он и не отделен ни от чего!

    Во-вторых, не нужно ожидать, что страдания, депрессия и негатив исчезнут вообще. Они не исчезают даже после просветления! Ведь без них не будет ни радости, ни счастья, ни позитива - "Бог сотворил все вещи попарно". Без тьмы никогда нельзя увидеть свет, без ночи - день и т.д. Но с позициии наблюдателя страдания видятся слегка ммм... ну, скажем, иллюзорными. Опять же можно провести аналогию с фильмом - ведь там страдания всегда есть, никто же не будет смотреть фильм, где все сразу поженились)) И там всегда есть и сопереживание, и сострадание героям - но все это приносит удовольствие, а не депрессию.

    В-третьих, с самого начала практики нужно понять и всегда помнить, что никакой отдельной "тебя" не существует. Ни в форме действующего лица, ни в форме наблюдателя. Никто не переходит ни на какой новый уровень, никто не просветляется. Концепция "себя" - это такая же часть иллюзии, как и все остальное. После просветления все это тоже останется - и иллюзорный герой фильма, т.е. "действующее лицо" (он будет проявляться в общении с окружающими), и иллюзорный зритель фильма, т.е. "наблюдатель" (будет присутствовать большую часть времени) - но эта иллюзия будет уже распознана как иллюзия и больше никогда не введет в заблуждение. Все есть только ум, зрящий собственное явление.
  8. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Привет, Марта. Хороший вопрос, потому что эта фраза - одна из ключевых, и очень важно правильно ее понимать.

    Нет ни "объекта", ни "тебя", которая "интерпретирует" объект. Здесь все имеет качество сновидения, понимаешь? В прямом смысле этого слова, не в переносном! Все, что мы считаем "реальностью" (окружающий мир, собственное тело и личность) - все это точно того же качества, что и во сне. Все это является продуктом ума, психики.

    Это есть в опыте (воспринимается), но не существует! Ни эта Вселенная, ни это тело и личность (которые мы считаем "собой") никогда не рождались, никогда не существовали и значит, никогда не умрут. Это мираж, иллюзия, майя.

    Это очень важное понимание. Если есть это понимание, то утрачивается интерес к "объектам". И остается только выяснить - а что же стоит за чувством себя? Существует ли в реальности сам сновидящий, т.е. Я сам?
  9. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Привет, esperanza. Тоже хороший вопрос, потому что это тоже один из ключевых моментов для понимания.

    Махарадж говорил обычно для простых людей, и вынужден был подстраиваться под их уровень. Если же сказать более точно - сознание существует всегда, но чтобы знать себя, ему необходимо не тело, а содержание или проявление. В том проявлении, которое ты, я или посетитель Махараджа можем анализировать, центральным объектом в содержании сознания является человеческое тело. Вот поэтому Махарадж и говорит, что тело (читай "содержание сознания") необходимо. Заметь - оно ни в коем случае не является источником сознания, это просто "центральная точка". Переферия - это окружающий мир, вся Вселенная. И все это в целом пропитано чувством себя, "самостью".

    Все эти три вещи - чувство себя (самомознание), тело (с личностью впридачу) и окружающий мир не являются отдельными. Это одно. Одно целостное сновидение, один "фильм". Тело с личностью - это главный герой фильма, окружающий мир - весь остальной фильм, а самосознание - это свечение экрана. И все это появляется и исчезает одновременно, никакое "тело" ни в какой "мир" не рождается! Причем герои и фильмы разные (возможно, существует и проявление, главным героем которого является термос, почему бы нет)), а свечение экрана - всегда одинаковое. Это самомознание, чувство себя, "я естьность". И, конечно, именно благодаря этому "свечению" (самосознание), а не герою фильма (тело/личность), сознание (экран) знает себя.

    Нет, так сказать нельзя, сознание (экран) и самосознание (свечение экрана) всегда одно и тоже. Меняются только фильмы (тело+мир). Просто без фильма нет свечения экрана! А поэтому без фильма (грубо говоря, без физического тела) сознание не знает себя.
  10. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Привет, ADV, давай попробуем разобраться.

    Самое простое и понятное определение васан - это ментальные привычки или ментальные автоматизмы. Т.е. часто повторяющие мысли. При внимательном наблюдении за содержанием ума (а это основная часть нашей практики) становится заметно, что мысли эти возникают и крутятся в уме автоматически.

    А самскары - это неосознаваемые корни васан, т.е. причины этих повторяющихся мыслей.

    Например, ребенка в детстве облаяла и напугала собака. Он об этом не помнит, но осталась самскара - страх перед собаками. И из этой самскары растет развесистая клюква васан - человек ненавидит собак, часто думает, зачем сосед завел себе собаку, как ликвидировать бездомных собак во дворе, как защитить от них своих детей и т.д.и т.п.

    Что-то "делать" с васанами, когда их замечаешь, не нужно. Наблюдение за умом само собой их уничтожает. Потому что когда становится заметным их "автоматический" характер, к ним пропадает интерес. А если еще всплывают и причины этих повторяющихся мыслей (самскары), тогда вообще становится понятным весь их механизм, и они перестают возникать. На этом, кстати, основана практически вся психотерапия.

    Но психотерапевт работает только с тем материалом, на который поступил запрос от пациента. А мы работаем с содержанием ума полностью! Потому что нашей целью не является убрать какие-то определенные страхи или негативные эмоции. Наша цель освободить ум целиком. Чистый, ясный, спокойный ум безусильно отражает Реальность.
  11. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Привет, esperanza. Если в двух словах, то все очень просто: потому что "боль", "горячее", "холодное" - это физические ощущения. Поэтому они и присутствуют только в так называемом "материальном", физическом мире. А в астральном мире (мире сновидений) главное - это эмоции и чувства: страх, радость, душевная боль (которая иногда посильнее физической) и т.д. Кстати, насчет блаженства ты не прав - оно в сновидении очень даже присутствует, потому что оно не является физическим ощущением, а проистекает из гораздо более высоких сфер...

    Если же отвечать по существу... Люди ведь очень редко осознают, что они спят. То, что ты описываешь, свидетельствует о том, что ты пытаешься практиковать осознанные сновидения. Зачем?! Скажу тебе честно - если рядом нет дона Хуана (ты же наверняка читал Кастанеду?), то срочно с этим завязывай. Область сновидений - это астрал, подсознательное, исследовать эту область опасно, а главное - бессмысленно.

    Понял, что спишь - старайся проснуться, ничего там делать не нужно. Какая тебе вообще разница, почему огонь во сне не жжется? С тем же успехом можешь задаться вопросом - а почему он жжется в бодрствовании? Ум обожает такие вещи, и собственно, вся наша жизнь проходит в этом поиске бессмысленных ответов на бессмысленные вопросы.

    Вся наша практика касается только периода бодрствования. В активностях смотришь в ум с мыслями, в темноте и тишине смотришь в ум без мыслей - вот и вся практика.

    В сон переходит не медитация, а осознанность. Это привычка ума, и она вырабатывается в процессе практики. Ты привыкаешь не засыпать во внутренних диалогах и грезах, начинаешь наблюдать/знать свои мысли. Одновременно с этим ты становишься гораздо более осознанным и в отношении окружающего мира (ведь пока мы захвачены внутренним диалогом, мы почти ничего не видим вокруг себя).

    И потом эта осознанность (внимание, наблюдение) переходит в сон. Это происходит автоматически, для этого ничего не нужно специально делать, только продолжать дневную практику! С позиции действующего лица (думающего, говорящего, делающего) ты постепенно переходишь на позицию безмолвного наблюдателя. Неважно, что ты при этом наблюдаешь - окружающий мир, сон, фильм и т.д. Бодрствование, сны, виртуал с позиции наблюдателя вещи равнозначные.

    Это состояние осознанности/наблюдения/внимания не является чем-то незнакомым, мы все легко в него входим. Но увы только на пару минут - и снова засыпаем в мыслях. А оно должно стать постоянным! Хотя Лакшми говорит, что достаточно 50% времени бодрствования, дальше все станет происходить самопроизвольно. Но вот дотянуть до этих 50% - цель, задача и ответственность практикующего.
  12. Оффлайн
    esperanza

    esperanza Пользователь

    Добрый день! у меня вопрос.
    1-Лакшми пишет, что все опыты переходящие, все они буду потеряны, а безначальное состояние присутствует всегда, но распознается только в промежутке (Постоянен только экран а не состояние).
    Но ведь иллюзия "я и мир" продолжается после реализации, тогда когда я буду снова сидеть на работе или дома смотреть телевизор, я же буду вспоминать, то что со мной было как опыт? или знание
    Просто не совсем понимаю, почему люди практикуют, но потом когда достиг переживания, сам думаешь вот кто Я, а на самом деле это был ум.
    Ошо рассказывал, что есть люди которые стали просветленными, но на самом деле она такими не являются.
    А как я смогу понять, то я или не то? Буду осозновать результат медитации а это очередное состояние.
    Ведь иллюзия останется, мысль я есть тело, поменяется на я есть.
    Почему возникает эта неразбериха и что есть то, конечный результат?
  13. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Привет, esperanza. Если я правильно поняла, ты спрашиваешь, а существует ли вообще критерий реализации? И если да, то почему многие люди попадаются в ловушку, ошибочно считая себя реализованными?

    Начнем с последнего вопроса. Действительно, ошибиться легко. Потому что на пути к реализации есть одна мегаловушка - очень приятное состояние, называемое недвойственность, сома раса, "единый вкус". Это достаточно продвинутый уровень практики, когда (как ты правильно говоришь) мысль "я есть тело" меняется на "я есть". Но это не пункт назначения, а предпоследняя станция. На этом уровне приходит понимание/переживание, что "я" не является никем и ничем отдельным - а значит, является всем. Это состояние наполнено радостью, легкостью, бесстрашием. И здесь большинство практикующих останавливаются, потому что это, в общем-то, и есть то, к чему стремится каждый.

    И все бы хорошо, но есть одна проблема, о которой эти "псевдопросветленные" не хотят до поры до времени думать - имеет конец не только человеческое тело, имеет конец и все проявление, и вся Вселенная, и даже само чувство "я есть". Поэтому, по большому счету, нет разницы между мыслью "я есть тело" и просто "я есть"! Да, "я есть тело" ощущается как двойственность, разделенность, страдание, а "я есть" как целостность, блаженство - но и то, и другое закончится, понимаешь?

    По сути, двойственность и недвойственность, страдание и блаженство - это дуальные пары, и одного без другого не существует, это две стороны одной медали. Поэтому глупо утверждать, что недвойственность реальна. И то, и другое нереально, потому что и то, и другое имеет взаимозависимое существование. Ведь не существует дня без ночи, света без тьмы, красоты без уродства и т.д.

    Тогда что же реально? Основной критерий реальности - она никогда не отсутствует и ни от чего не зависит. Да, после реализации все жизненные опыты остаются прежними, ты также будешь ходить на работу и смотреть телевизор... Но ты не будешь сидеть и вспоминать реализацию как опыт, полученный в медитации! С момента реализации ты всегда будешь знать себя как То, что никогда не заканчивается и никуда не исчезает. Это невозможно потерять, потому что это не приходит и не уходит, оно здесь прямо сейчас, и будет здесь всегда. Вот это и будет настоящее бесстрашие, а не кайф недвойственного состояния. После этого никакие опыты и состояния сознания уже не пугают, сама смерть уже не страшна - потому что известно, что все это нереально. Реально только То, и ты всегда есть То.
  14. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Привет, Волей. Давай разбираться по порядку...

    Отлично, интерес - это лучший мотиватор. Насчет частоты - практиковать наблюдение за мыслями следует так часто, как только вспомнишь об этом.

    Нормально, это у всех так. Важно не делать ошибку многих начинающих практикующих - не пытаться останавливать мысли насильно! Это важно, за этим нужно следить, ловить себя на этом. Потому что после таких насильственных остановок ум "уходит в загул" на долгое время. Если практика выполняется правильно, то мысли будут останавливаться самостоятельно.

    Практика в дневных активностях должна осуществляться так: ты вспомнил, заглянул в ум, мысли на мгновение остановились и текут себе дальше. И весь вопрос в том, когда ты вспомнишь о практике в следующий раз - через минуту, через 10 минут, через 3 часа или через 3 дня...

    Обязательно будет скучно) Скажу больше, скука - это критерий того, что практика выполняется правильно!

    Ум понимает, куда ведет практика наблюдения, он не хочет состояния безмыслия, боится, избегает его. Поэтому он и говорит: "Мне скучно", и начинает искать себе занятия. Хоть инструкцию к дезодоранту читать, лишь бы о чем-нибудь да думать.

    В придачу к скуке, у ума есть еще один способ увильнуть от практики и впасть в грезы - это острая жалость к себе. На определенном этапе, когда вера в отдельное "я" уже пошатнется, станет до слез жалко расставаться с личными историями. Эту жалость, как и скуку, нужно будет преодолеть. Просто вытерпеть это, иначе ничего не получится.

    Теперь относительно второй части вопроса... Если честно, то возникает такое ощущение, что ты нарочно себя путаешь. Например, вот это:

    Да потому что тело - это просто совокупность физических ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и осязательных). Не будет этих ощущений - не будет ни тела, ни вообще никакого окружающего мира. Где эти ощущения возникают? В сознании.

    Или возьмем вот это рассуждение:

    Хорошо, а теперь представь, что тебе приснились два сна - один кончился на том, что главный герой выехал из пункта А, а другой начался с того, что он приехал в пункт Б. А теперь ты проснулся и анализируешь эти сны... Ты что же, придешь к выводу, что главный герой и весь мир сновидения существуют в реальности?!

    А ведь наша так называемая "реальность" - это точно такой же сон. Только, в отличие от обычных снов, очень ясный, логичный и каждый раз начинается с того момента, где закончился сон предыдущий. Вот и вся разница. И сознание - единственное, в чем этот сон может существовать.

    Сознание - это субъект, знающий. Все остальное (включая и тело, и мозг, и все что угодно, даже самые абстрактные концепции) - объекты, знаемое. Субъект - это не объект, поэтому он может быть описан только в терминах отрицания - "нети, нети". Он не может являться чем-либо, потому что тогда он автоматически становится объектом.

    Это азы адвайты, в этом нужно разобраться ОЧЕНЬ хорошо... Потому что пока это не понятно, никакого продвижения в практике ожидать не стоит.

    Если есть какие-то неясности - задавай дополнительные вопросы, всегда буду рада ответить.
  15. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Правда, есть и другой подход, согласно которому можно обойтись вообще без всякой теоретической базы)

    Если честно и на постоянной основе выполнять практику наблюдения за умом, то постепенно станет понятно, что ты не являешься думающим, ты не являешься действующим лицом - ты лишь бескачественный, невоспринимаемый наблюдатель. В этом состоянии (целостность, недвойственность) вопрос о том, что первично - тело или сознание, уже даже не возникнет.

    Но все-таки, тот подход к практике, которому посвящен данный сайт, посторен на предварительном изучении теоретической базы. Это существенно облегчает задачу практикующего, это подспорье. Потому что можно добраться куда-то и без карты - но с картой проще)
  16. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Привет, Волей. Хочу внести существенные уточнения в ответ на вопрос о желаниях, поэтому решила переписать пост целиком, а старый удалить.

    Чтобы разобраться в вопросе о желаниях, нужно сначала рассмотреть причины их возникновения. На первый взгляд кажется, что сколько желаний - столько и причин. Но при внимательном изучении оказывается, что причина всех желаний одна и та же - страдание, ощущение нехватки, недостатка, нецелостности. Желания возникают всегда как попытка отдельного "я" избавиться от страдания отделенности.

    Действительно, отдельное "я" постоянно страдает, ему как будто всегда чего-то не хватает, и его желаниям нет конца. Но поскольку ничего из желаемого (вещи, люди, впечатления, достижения и т.д.) не может устранить ощущение отделенности, то даже исполнение желаний не прекращает страдания. И только краткая остановка ума в связи с исполнившимся желанием может ненадолго прекратить страдание и принести блаженство - потому что остановка ума устраняет иллюзию отделенности, и возникает целостность, ананда. Тут важно понимать, что прекращение страданий вызвало не собственно исполнения желания, а вызванная им остановка ума. Очень быстро ум возобновляет свое движение, и двойственность, а с ней и страдания, и желания возвращаются.

    Так можно ли отказаться от желаний? Конечно, нет, пока в сознании есть вера в существование отдельного "меня", которому всегда что-то нужно. Прямым следствием этой веры и являются желания. Например, "моему" телу нужно быть здоровым, сильным и иметь олимпийские достижения. Даже если оно недостаточно здорово - нужны паралимпийские достижения, чтобы показать силу "моей" воли. "Моей" личности необходимо совершать открытия и реализовать "свой" талант. А совокупности отдельных "я", называемой человечеством, необходимы эти "мои" открытия для научно-технического прогресса и эволюции.

    Понимаешь? Пока есть вера в реальность отдельного "я" - желаниям не будет конца, и отказ от них невозможен. А когда эта вера пошатнется и потом исчезнет - желания исчезнут сами собой. Точнее, их останется всего ничего, и это будут не желания, а... ну можно сказать, что нужды, потребности.

    Поэтому, отказ от желаний - это не предписание. Это не то, что должен сделать практикующий, потому что он не может этого сделать, пока в сознании есть вера в реальность отдельного "я". Отказ от желаний - это описание того, что произойдет, если практика будет вестись правильно и честно, и вера в реальность отдельного "я" исчезнет.

    И поэтому, не нужно мучать мозг, пытаясь решить, от чего отказаться, а от чего нет. Это только усилит беспокойство ума, а ведь мы стремимся к ментальному покою. Честно выполняй практику наблюдения за умом и темную медитацию, и вымышленное отдельное "я" будет таять, а вместе с ним и желания.

    И да - существуют вспомогательные практики, существенно сокращающие желания. Одна из самых действенных - мысли о смерти (поэтому-то смерти и всему, что с ней связано, почти во всех религиях отводится почетное место). Представь, что чувствует человек, заболевший неизлечимым раком? Есть ли у него желания каких-то достижений, реализации талантов, открытий для блага человечества? Конечно нет, количество его желаний резко уменьшается.

    Но чем любой из нас отличается от смертельно больного человека? Каждый на 100 процентов точно знает, что умрет. Вот поэтому дон Хуан и говорит Кастанеде, что смерть всегда стоит у каждого за плечом. Смерть обесценивает все - все достижения, все приобретения, все таланты, все желания. Проще говоря, чтобы желаний стало поменьше - нужно почаще размышлять о смерти.

    P.S. Наблюдение за умом помогает также выявить настоящие желания. Бывает, что человек думает, что хочет просветления - а на самом деле, например, хочет денег и власти) В итоге, всю жизнь он будет маяться, не достигнув успеха ни в том, ни в другом.

    Практика же помогает честно разобраться в себе, узнать свои желания. Осознанное желание либо просто исчезает, "рассасывается", либо исполняется и, опять же, исчезает) Желаний остается все меньше, и в конце концов, остается лишь желание узнать свою природу... По большому счету, количество желаний - это вопрос духовной зрелости.
  17. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Привет, Волей. Хочу внести существенные уточнения в ответ на твой вопрос о темной медитации, поэтому решила переписать пост целиком, а старый удалить.

    Проблема рекурсии знакома многим практикующим... Чтобы этого эффекта не возникало, и чтобы темная медитация протекала правильно, ты должен понять, обдумать и многократно перепроверить тот факт, что без мыслей о себе чувство себя ("я-есть") никого и ничего не обозначает.

    Посмотри сам, ведь "свидетель" - это вымышленный персонаж, т.е. он существует только в мыслях. Мысли о свидетеле есть, а самого свидетеля нет! Все эти псевдосубъекты - это различные формы эго: "действующий", "думающий", "наблюдающий"... Все они существуют только в мыслях, без мыслей о них нет ни действующего лица, ни свидетеля! Роль всех этих "лиц" играет чувство себя, "я-есть", за которым нет никого и ничего.

    Без мыслей чувство себя не имеет ни формы, ни имени, ни границ, оно ничем не определено. Как в известном примере, когда в дверь постучали, и ты спрашиваешь: "Кто там?", а тебе отвечают: "Я". Видишь, такое "я" никого и ничего не означает! И поэтому искать в темной медитации никого и ничего не нужно, нужно лишь держаться безличного чувства себя.

    Также очень важная задача в темной медитации - научиться удерживать внимание на чувстве себя без мыслей и без засыпания. Самое трудное - найти вот это равновесие между переживанием чувства себя и вниманием к нему. Если внимание ослабевает - все тонет в блаженстве, которым всегда сопровождается переживание безличного чувства себя, и медитирующий засыпает. Если внимание слишком напряженное, и блаженства недостаточно - начинается мышление.

    Поэтому балансируй! Когда поймаешь это равновесие, считай, что дело сделано. Остальное - вопрос времени.
  18. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Ни в коем случае! Петя ничего изменить не может!
    И то, что он взял билет до Питера, уже было в "его судьбе".

    Всё, что вы делаете, вы делаете исключительно "по сценарию Творца"; это и есть то, что даёт Бог.

    О каком же тогда несмирении идет речь? Только о том, что вы не принимаете происходящее.

    К примеру, Петя захотел и дальше улучшить свой кормфорт и решил устроиться на высокооплачиваемую работу; пробовал он, пробовал, все варианты перепробовал, да всё никак не получается.

    Вот он уже и пробовать перестал, но не смирился, так и пеняет на Бога.

    Поэтому смирение, о котором здесь идёт речь, подразумевает не отказ от действий, а отказ от несмирения, когда действие невозможно, т.е. попросту говоря, это отказ от страданий, а не от действий.

    Пока же действие возможно, это считается Божьей волей.

    Почему это считается Божьей волей? - Потому что действующего лица нет.

    Есть иллюзия, что действие совершает персона (личность), но при исследовании становится видно, что никаких действующих лиц не существует, т.е. бытиё никто не осуществляет, оно самоосуществляющее, но осознаваемое.

    И это последнее (осознание) есть абсолютная реальность, проявляющая себя бытиём.


    Исследование должно привести вас к пониманию, что никакого Пети (личности) никогда и не было в природе. Поэтому и вопрос о свободе воли отпадает. Чья бы это была свобода воли, если ни единой личности не существует, хотя есть кажимость мириадов личностей.
  19. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Привет, Волей, с Новым годом!

    Добавлю немного к ответу Лакшми. Вопрос о смирении/несмирении - это тот же самый вопрос о желаниях, который ты недавно задавал.

    В чем причина Петиного несмирения? В том же, в чем и причина всех его желаний - в страдании. Он считает себя отдельным "я", страдает и боится смерти. Прекратит ли подъем по социальной лестнице его страдания? Конечно, нет. Поэтому и желания, и несмирение останутся - не важно, станет ли он жителем Москвы, или Парижа, или императором Вселенной. Он будет страдать, бояться смерти, его будут мучать желания, и он будет "бороться за счастье" точно также, как и в те времена, когда был жителем Гадюкино.

    Может ли он смириться и усилием воли прекратить бороться за лучшее будущее? Конечно, нет, пока для него существует иллюзия отделенности. Поэтому точно также, как и в вопросе с желаниями, факт смирения - это не предписание того, что нужно сделать практикующему, а описание того, что произойдет автоматически, когда исчезнет вера в реальность вымышленного отдельного "я".

    А что нужно делать, чтобы эта вера исчезла, ты уже знаешь. Практиковать внимание к мыслям, темную медитацию и развивать свое понимание.
  20. Оффлайн
    Беркана

    Беркана Практикующая группа

    Привет, esperanza. Извини за задержку с ответом, но в твоем сообщении не сформулирован вопрос, поэтому было не совсем понятно, о чем отвечать.

    Как я поняла, главный твой вопрос - "одномоментное ли событие просветление, или это происходит постепенно?" Сам ты считаешь, что это происходит постепенно - как будто бы какая-то "мышца просветления" накачивается)

    Но дело в том, что просветление - это знание. Только нельзя путать знание и информацию. Информацию мы получаем извне, например, в школе или на этом сайте. В таком знании/информации можно сомневаться, его можно забыть через час или через год, его нужно обновлять в памяти.

    А просветление - это безусловное, несомненное знание. Такое знание, которое нельзя утратить или забыть. Это как знать, например, что ты есть. Можешь ли ты это забыть, сомневаешься ли ты в этом когда-нибудь, нужно ли тебе обновлять это в памяти? Конечно, нет.

    Идти к этому знанию придется постепенно, но когда оно будет приобретено, его уже нельзя утратить.

    После приобретения этого знания никогда не будет сомнений в том, что так называемая "твоя жизнь" - это сон. Тебя нет в этом сне, он даже коснуться тебя не может. В этом сне все предопределено предыдущими снами ("карма", "генетика" и т.д.), и все на своем месте и в свое время - страдание и блаженство, радость и горе, жизнь и смерть.

    Конечно, после просветления определенные изменения, связанные с этим знанием, произойдут. Исчезнет страх смерти, и все остальные страхи. Исчезнут страдания, желания, цепляния. Чего можно желать, если весь сон целиком и так твой? Но негативные события во сне все равно будут происходить (в количестве, предопределенном кармой) - ведь без негатива нет позитива, без уродства нет красоты, без добра нет зла... Весь этот сон или проявление - это вечное чередование минуса и плюса. Таким образом, на твой второй вопрос: "какие просходят изменения после просветления?", можно ответить так - в содержании сна ничего не поменяется, но в отношении к нему все поменяется кардинально.