Смерть...Это пугающее и неприятное слово, которое режет слух и заставляет смотреть правде в глаза, а то явление, что стоит за ним, обычно воспринимается людьми как самое прискорбное и удручающее событие. Услышав это слово, мы пытаемся его игнорировать, закрыть на него глаза, перевести разговор на другую тему и делаем всё возможное, чтобы не ассоциировать его с собой или нашими близкими. Такова человеческая природа — радоваться приобретениям и жизни и страшиться потерь и смерти; люди вели себя так испокон веков, и вряд ли в будущем что-то изменит такое их отношение к действительности. Вы можете спросить: «А что здесь такого? Зачем нужно что-то менять?» И действительно, с первого взгляда в этом нет никакой ошибки, кажется, что именно так и устроен мир. Однако тут есть одно маленькое «но» — этот мир, который устроен таким образом, не является чем-то совершенным, и это подтверждается самим фактом наличия смерти, а также существованием старости, болезней и великого множества иных форм страдания. Вам наверняка известна история о том, как Будда Шакьямуни отрёкся от царской жизни и поклялся достичь просветления, осознав изъяны сансарного бытия и его мучительную природу после того, как столкнулся с больным, старцем и покойником. После долгих лет духовных исканий он открыл истину и достиг полного просветления, освободившись от страданий и указав другим путь к свободе. Его первым учением были известные Четыре благородные истины, и первая из них — это истина о страдании. В течение сорока лет после достижения просветления Будда непрестанно учил бесчисленных учеников, и что характерно, начинал каждое своё учение со слов: «О монахи, жизнь — это океан страданий». Заметьте, Будда ни разу не сказал, что жизнь — это счастье, которым надо беспечно наслаждаться, не думая о смерти и прочих скорбных вещах. Наоборот, он всегда говорил, что избавиться от страданий и всякой скорби можно только глядя правде в глаза. Другими словами, чтобы избавиться от проблемы, необходимо найти способ её решения, для чего требуется пристально вглядеться в саму проблему и понять её природу. И это не пустые слова, Будда сам достиг полного просветления, продемонстрировав на собственном примере путь к освобождению от страданий, которым на протяжении веков и тысячелетий следовали, вновь и вновь подтверждая его действенность, тысячи великих мастеров, достигших аналогичной духовной реализации. Для того чтобы постичь эту правду, вначале необходимо понять, что она собой представляет, другими словами, выяснить, что истинно, а что ложно. Именно в этом ключевом моменте, которому посвящены практически все философские системы и духовные традиции, кроются ключи к тайнам бытия, к достижению счастья и освобождению от страданий. Но в нём же сокрыты и все глобальные ошибки и изъяны, незнание которых препятствует обретению нами счастья. Основная ошибка, являющаяся источником всех наших страданий и проблем, состоит в самом фундаментальном принципе нашего обычного двойственного восприятия. Мы воспринимаем весь окружающий мир как нечто незыблемое, постоянное и независимое, приписывая обособленное и реальное существование как себе самим, так и всему тому, что находится вокруг нас. И считаем, что всё так и есть на самом деле, в то время как истинная природа вещей не имеет ничего общего с подобным искажённым восприятием Буддизм не отрицает наличия вещей как таковых, он объясняет то, как они существуют на самом деле и в чём состоит ошибочность нашего обыденного восприятия. Говоря об основополагающих принципах бытия, Будда учил, что существует две истины — абсолютная и относительная. С точки зрения абсолютной истины все вещи и явления пусты и лишены независимого существования, находясь за пределами рождения и смерти, и это называется непреложной природой явлений. Это основополагающий принцип бытия, к которому сводятся все результаты аналитического исследования с помощью формальной логики, хотя конечное постижение абсолютной истины лежит за пределами всякой логики и концептуального анализа. Тот, кто полностью постиг эту абсолютную истину, является буддой — просветлённым существом. Для постижения абсолютной истины следует понять истину относительную, которая имеет как верный, так и ложный аспект. С относительной точки зрения считается верным, что все явления возникают, пребывают и исчезают (либо умирают) в зависимости от соответствующих причин и условий и существуют лишь в силу взаимозависимости и опоры друг на друга. Так, например, тьма существует только потому, что есть свет, а о счастье имеет смысл говорить лишь в сопоставлении с несчастьем. Именно с точки зрения относительной истины мы говорим о существовании фактов рождения и смерти, которые, однако, не имеют ничего общего с абсолютной истиной. Что касается ложного аспекта относительной истины, то это не что иное, как результат обычного двойственного восприятия живых существ, которым свойственно видеть обособленное и независимое существование в себе и во всех окружающих предметах и явлениях. В силу привычки к такому ошибочному восприятию люди наивно надеются на долголетие, а когда слышат о смерти, моментально надевают на себя розовые очки, полагая, что это к ним не относится. Несмотря на то что факт неминуемой смерти каждого существа понять очень легко и для этого вовсе не обязательно быть учёным или философом, даже самые гениальные учёные семи пядей во лбу впадают в поистине детскую наивность, когда дело доходит до осмысления и принятия этого простого факта действительности. Подобная наивность создаёт нам в жизни массу проблем.
Всё не так плохо Будда предложил нам снять розовые очки. Вместо того чтобы наивно отворачиваться от смерти и непостоянства, факт наличия которых неоспорим и не подлежит никакому изменению, нам предлагается обратить своё внимание к смерти и осмысленно разобраться в этом явлении. На самом деле всё не так плохо, как кажется с первого взгляда! Какой смысл закрывать глаза на то, что является истиной? Разве таким отношением можно улучшить положение дел? Предположим, вы задолжали кому-то крупную сумму денег. Разве вы сможете улучшить ситуацию, если станете отрицать свой долг или скрываться от того, кому задолжали? Без сомнения, вы её только ухудшите. С другой стороны, если вы признаёте свой долг и ответственно подходите к его возврату, у вас есть все шансы вернуть долг и улучшить своё материальное положение, даже если это потребует длительных усилий и работы. Так же и с нашим отношением к смерти, да и не только к смерти, но и ко всему остальному, — глядя правде в глаза, вы избежите неприятных последствий как самообмана, так и обмана других. Более того, если с возвратом денег обычно связано множество усилий и неприятностей, то в отношении смерти дела обстоят совсем наоборот. Чем ближе вы находитесь к истинному постижению этого явления, тем меньше у вас остаётся страхов и опасений, связанных с ним. Если вы встали на подлинный духовный путь, то вам откроется множество преимуществ, которые таит в себе это скорбное с первого взгляда явление. И ещё каких преимуществ! Если вы знаете, как использовать практические духовные методы в процессе умирания и прохождения через различные фазы смерти, вам предоставляется редчайшая возможность достичь просветления в кратчайший срок, что практически невозможно в обычной ситуации. Поскольку принцип перерождения является одним из основных столпов буддийского мировоззрения, вопросу смерти и умирания уделяется колоссальное внимание во всех традициях, но особенно в тантрическом буддизме. Можно сказать, что все буддийские практики так или иначе связаны с перерождением, так как их основная цель состоит в освобождении от страданий, которое проявляется в непрерывном потоке рождений в сансаре. Я отнюдь не утверждаю, что все буддийские практики выполняются лишь для того, чтобы умереть, однако каждый практикующий должен их выполнять на основе чёткого понимания непостоянства и неотвратимого приближения смерти. Настоящий практикующий должен в первую очередь избавиться от эйфории и ожиданий, что он будет жить долго и счастливо, а уж сколько он проживёт — это другой вопрос. Не стоит думать, что такое понимание и осмысление непостоянства и смерти лишает жизнь всякой радости, наоборот, правильное понимание причин страданий, одним из которых является смерть, и знание методов достижения счастья, запредельного рождению и смерти, не может не вызвать истинной радости и энтузиазма в практике. Если разобраться получше, то мы поймём, что именно эта эйфория и предвкушение «долгой и счастливой жизни» приводят ко всем разочарованиям, депрессиям и унынию, ибо такие наивные ожидания, свойственные всем обычным людям, рано или поздно рассыпаются в прах, оставляя нас у разбитого корыта наших грёз, которым не было суждено осуществиться даже теоретически. Понимая, что жизнь неизбежно заканчивается смертью, настоящий практикующий посвящает всю свою жизнь добродетельной духовной практике, являющейся причиной благого перерождения и просветления.
Согласно базовым учениям буддизма Тхеравады, практикующие создают причины благого перерождения и освобождения от страданий посредством практики добродетели, воздержания от неблагих деяний и соблюдения обетов индивидуального освобождения пратимокши. Посредством практики медитации умиротворённого пребывания (санскр. шаматха) они стремятся достичь состояния архата, которое считается уровнем освобождения от страданий. В более продвинутых учениях Великого пути махаяны акцент делается на достижении полного просветления на благо всех существ, причём его последователи выполняют свои практики, стремясь переродиться в чистой земле Будды Амитабхи, где имеются сопутствующие условия для достижения просветления за 500 лет. Гораздо большее внимание уделяется смерти и умиранию в тантрических методах ваджраяны — самого глубокого раздела учений Будды. В отличие от практик хинаяны и махаяны, в которых достижение просветления занимает по времени огромное количество жизней, в ваджраяне считается возможным достичь полного просветления за семь, три и даже одну жизнь. Одной из причин такой скорости и эффективности методов ваджраяны является их воздействие на человека в «уязвимых» состояниях его тела, речи и ума, а именно во время полусонного и сонного состояния, во время переживаний оргазма и прочих экстатических состояний, а также во время умирания и смерти. Эти уязвимые состояния являются промежуточными, или пограничными, фазами между обычным состоянием бодрствования живого человека, в котором все его органы чувств и сознания функционируют в привычном режиме. И именно во время этих промежуточных состояний достигается наибольший эффект тантрических практик трансформации. Среди самых известных методов ваджраяны, связанных с этими промежуточными состояниями, можно выделить йогу сновидений, йогу ясного света, йогу иллюзорного тела, практику внутреннего жара, переноса сознания и практику бардо, которые составляют комплекс, известный под названием «Шесть учений», или «Шесть йог Наропы». Две последние йоги непосредственно направлены на подготовку к грядущей смерти. Не менее известные медитации махамудры и трекчо также связаны со смертью, предоставляя практикующему возможность пережить ещё до смерти состояние природы явлений, которое овладевает его умом после прекращения внутреннего дыхания. Это состояние природы явлений — не что иное, как сущность нашего ума, которая представляет собой пробуждённость чистого осознавания, запредельного какимлибо мыслям. Просветление — это стабильное постижение природы явлений, то есть природы своего собственного ума.
Самым потрясающим и глубоким методом, открывающим прямой доступ «на тот свет», является тайная практика тогал, содержащаяся в наисекретнейшем разделе учений Великого совершенства дзогчен. Традиционно посвящение на эту практику дают только ламам, выполнившим трёхлетний ретрит, и, к слову сказать, эта практика направлена не столько на посмертное существование, сколько на достижение полного просветления именно в этой жизни. Её целью является духовная реализация радужного тела, при которой материальное тело йогина превращается в невидимую обычному зрению светоформу из тонких энергий пяти элементов. В процессе практики тогал йогин воочию переживает светоносные видения природы явлений, которые предстают перед взором каждого человека в посмертном состоянии. Такое уникальное переживание требует значительной ментальной стабильности и длительной предварительной тренировки, а при неверном подходе оно чревато негативными последствиями, и именно поэтому учителя содержат данную практику в тайне, передавая её лишь самым достойным и подготовленным ученикам. Однако сам факт наличия этой практики и возможность непосредственного переживания посмертных видений не являются секретом. Обычный человек может спросить: «А какой смысл в этих практиках? Зачем переживать смерть и попадать в посмертные перипетии ещё до того, как они наступили на самом деле?» Безусловно, некоторым людям такая перспектива может показаться по меньшей мере устрашающей. Но на это имеется важная причина. Краеугольным камнем философии тантрического буддизма является теория о присутствии просветлённой природы в каждом живом существе. Именно благодаря наличию в нас этой просветлённой природы мы можем достичь просветления — стать буддами. Между просветлённой природой и просветлением существует такая же прямая связь, как между семенем и выросшим из него плодом, и для достижения просветления требуется лишь активировать эту просветлённую природу посредством определённых методов духовной практики. Будда никогда и никому не рекомендовал «толочь воду в ступе» и не говорил, что просветление случается без причины, само по себе, — это напрямую противоречило бы закону причинноследственной связи. Напротив, Будда объяснял, что просветление является прямым следствием духовной реализации или активации находящейся в нас просветлённой природы — его причины. В обычном состоянии живого человека эта просветлённая природа заблокирована материальными «оболочками» омрачённых ума, речи и тела, которые являются продуктами негативной кармы и фундаментального неведения. Эти оковы спадают на несколько дней в момент смерти и в следующем за ней посмертном состоянии бардо, во время которого просветлённая природа доступна как никогда, и её можно реализовать без особых усилий, если иметь соответствующий опыт в её переживании. Если практикующий знает, как интегрировать в медитативный опыт возникающие посмертные переживания просветлённой природы, то он достигнет просветления в тот же самый момент. Если ему известно, как осознать ясный свет, проявляющийся во время умирания, то он достигнет пробуждения ещё до последнего выдоха. Если он имеет опыт в светоносных переживаниях посмертного состояния природы явлений, то он достигнет пробуждения в бардо, а если он при жизни упражнялся в процессе перерождения, то достигнет просветления прямо перед новым рождением. В крайнем случае он избежит неконтролируемого рождения в мирах сансары, переродившись в чистой земле одного из будд.
В тантре сказано: Самадхи таковости — это чистота смерти, дхармакайя. Самадхи светоносности — это чистота посмертного состояния, самбхогакайя. Самадхи коренного слога — это чистота рождения, нирманакайя. Это значит, что посредством совершенствования в трёх упомянутых самадхи очищаются стереотипные переживания смерти, бардо и процесса перерождения. Когда практикующий умирает и сталкивается с этими переживаниями, в силу осознавания их природы он реализует одно из измерений просветления: дхармакайю, самбхогакайю или нирманакайю. Таким образом, целью и смыслом всех практик тренировок в привыкании к посмертным переживаниям является достижение просветления, а не экзотическая прогулка на тот свет. Несмотря на то что вышеупомянутые практики напрямую связаны со смертью и посмертными переживаниями, их целью вовсе не является самоустранение от жизни. Напротив, при правильном понимании смысла смерти эти практики наполняют жизнь радостью, бесстрашием и уверенностью в себе. Мастеру, реализовавшему все стадии высшего духовного пути, нет нужды умирать — ещё до смерти он может реализовать радужное тело великого переноса и приносить пользу бесчисленным существам в невидимом теле, напоминающем радужный суррогат и доступном восприятию лишь практикующих с чистым видением. Или же он реализует «обычное» радужное тело, исчезая в радужном свете и оставляя после себя лишь волосы и ногти. Этот феномен представляет собой достижение уровня будды самбхогакайи и не является смертью в привычном смысле этого слова. Также возможно достижение просветления на высшем уровне дхармакайи, когда атомы тела просто исчезают, растворяясь без проявления каких-либо радуг. Высокореализованный мастер также может удалиться в чистую землю одного из будд в своём обычном теле или попросту стать невидимым, подобные достижения явятся просветлением на уровне нирманакайи.
Когда умирает йогин, обладающий высокими духовными реализациями, в момент смерти он освобождается от оков своего физического тела и в тот же миг достигает просветления дхармакайи. Он не проходит через переживания посмертного состояния бардо — сансарный путь для него завершился ещё при жизни. Его смерть подобна дню полной луны, когда солнце встречается с луной без вечерних сумерек между ними. Если йогин имеет стабильную реализацию природы ума, то он не теряет сознания в момент смерти — его осознавание просто сливается с природой явлений без обморока или забвения. Так, например, покинул этот мир мастер Самтен Гьяцо (1880–1944), учитель моего коренного гуру Тулку Ургьена Ринпоче (1920– 1996). Он просто сидел в медитативной позе без стонов и вздохов с широко раскрытыми глазами, созерцая ясное небо. В своём предыдущем воплощении, в XIX веке, Тулку Ургьен Ринпоче был скрытым йогином. Он никогда никого не учил и даже делал вид, что не практикует вовсе, хотя всем было известно, что он — реинкарнация великого Гуру Чованга, жившего в XIII веке. Никто даже не знал, какими именно практиками он занимался, так как он всё держал в тайне. Когда он умирал, длина его тела уменьшилась до 45 сантиметров. Когда мой Гуру Тулку Ургьен Ринпоче ушёл в паринирвану в феврале 1996 года, его тело хранилось в традиционном саркофаге с солью в течение сорока девяти дней в главном храме монастыря Чокьи Ньима Ринпоче, в то время как все мы сидели вокруг и совершали заупокойные ритуалы на протяжении двадцати четырёх часов в сутки. Когда тело Ринпоче извлекли из контейнера у меня на глазах ночью сорок девятого дня, я был в некоторой степени удивлён, увидев тело своего Учителя, уменьшившееся до размеров тела ребёнка. За неделю до его кремации мне довелось услышать из уст Согьяла Ринпоче историю о том, как в 1956 году реализовал радужное тело тибетский мастер Сонам Намгьял. Этот мастер прожил всю свою жизнь в нищете, зарабатывая на пропитание высечением мантр на камнях, и никто не считал его реализованным практикующим. Незадолго до смерти за ним стали замечать необычное поведение — он забирался на вершину горы, сидел там один и часто пел непонятные песни, которые сам же и сочинял. Когда он заболел, он стал необычно счастливым и радостным. Его сын сказал ему перед смертью, что стоит вспомнить все учения и наставления, которые он получал, на что Сонам Намгьял ответил: «Со мной всё в порядке. В любом случае тут уже не о чем вспоминать. Единственное, о чём я вас попрошу, это завернуть моё тело после смерти [в саван] и не трогать его в течение недели». Когда покойника переносили в другую комнату на пятый или шестой день после смерти, все заметили, что его грузное тело неимоверно полегчало и без труда прошло в узкий дверной проём. В те дни в самом доме и вокруг него наблюдалось много радуг. Когда же по прошествии недели с покойника сняли все покровы, чтобы отнести тело на кремацию, там обнаружили одни лишь волосы и ногти. Великий тибетский мастер Джамьянг Кхьенце Чокьи Лодро (1893–1959), учитель Согьяла Ринпоче, попросил принести ему оставшиеся волосы и ногти и лично подтвердил факт достижения этим йогином радужного тела. Здесь я привёл лишь несколько примеров, которые слышал от своих учителей, так или иначе связанных с этими случаями, и вовсе не задавался целью описывать самые удивительные истории. За всю многовековую историю тибетского буддизма можно насчитать сотни, если не тысячи случаев достижения практикующими радужного тела. Некоторые из них были зарегистрированы документально, о некоторых узнавали по доходившим слухам, а многие случаи происходили втайне, так что никто об этом даже и не знал. Лично у меня нет сомнений в возможности достижения радужного тела, и, как заметил Согьял Ринпоче, на определённом этапе истории тибетского буддизма достижение радужного тела было чуть ли не обыденным явлением.
Бардо Этот тибетский термин, переводимый как «промежуточное» или «посмертное» состояние, известен практически всем западным буддистам. В одной из самых первых книг по тибетскому буддизму, переведённых на западные языки — «Тибетской книге мёртвых», — дано вполне корректное описание этих промежуточных состояний, изложенное доступным языком. Эта книга является переводом отрывка из учения терма, известного под названием «Карлинг шитро», что в полном переводе звучит как «Глубокая доктрина самоосвобождения мудрости мирных и гневных божеств» мастера Карма Лингпы. Стоит заметить, что среди всех традиций тибетского буддизма наибольшее количество учений, посвящённых смерти и посмертному состоянию, относится к линии ньингма, к которой принадлежит как вышеупомянутый мастер Карма Лингпа (13??–13??), так и Лонгчен Рабджам (1308– 1363) и Джигме Лингпа (1730–1799). Хотя тибетский термин бардо (санскр. антарабхава) обычно ассоциируется с посмертным или загробным состоянием, его значение в равной степени распространяется и на обычную жизнь, поэтому было бы правильнее переводить его как «промежуточное состояние». Классические учения традиции ньингма описывают четыре типа бардо: естественное бардо жизни, бардо умирания или смерти, бардо природы явлений и бардо становления, из которых только два последних являются собственно посмертными состояниями. В связи с этим считается, что любой этап жизни и смерти является бардо — промежуточным состоянием, так как до достижения просветления существа мигрируют из одного состояния в другое, находясь, иными словами, в постоянном «транзите». Мы вступаем в жизнь, покинув бардо становления, а по завершении тут же оказываемся в бардо смерти и далее — в бардо природы явлений. Существует более расширенная классификация, описывающая шесть промежуточных состояний, где к четырём вышеупомянутым бардо добавляется бардо сновидений и бардо практики (медитации). В учениях ньингма можно также встретить термин бардо пребывающей основы бытия, означающий потенциальное состояние вселенной до перехода в проявленные миры. В этом комментарии я не уделяю много внимания описанию обычного бардо жизни, так как полагаю, что читатель на данный момент достаточно хорошо с ним знаком. В основном данный текст посвящён объяснению неизвестных ему посмертных состояний. Это знание, недоступное ни врачам, ни учёным, происходит из древних тантр — учений, переданных всеведущими буддами на трансцендентном плане. Самыми уникальными, безусловно, являются учения, описывающие переживания, ощущения, знаки и виде́ния, возникающие во время умирания, посмертного бардо природы явлений и бардо становления, предшествующего новому рождению.
Бардо умирания (тиб. чи кей бардо) начинается с наступлением необратимой стадии болезни и заканчивается прекращением внутреннего дыхания. Во время умирания каждый человек испытывает три последовательных переживания растворения внешних уровней сознания, которые сопровождаются соответствующими виде´ниями. Вместе с этим происходит растворение элементарных энергий воды, огня, земли, ветра и пространства, сопровождающееся физическими ощущениями. Тексты дзогчен подробно описывают, как формируются физические и ментальные энергии каждого человека во время периода внутриутробного развития, показывая их происхождение из первичных энергий основы бытия. Во время умирания все эти энергии растворяются в основе в обратном порядке, так что сразу после смерти индивид оказывается в самом источнике бытия, в центре эволюционной спирали. В этот момент исчезают все омрачённые измерения сознания, и умирающий на короткое время остаётся в чистом переживании природы своего ума, имея идеальную возможность достичь просветления на уровне дхармакайи, если осознает эту природу. Если осознавание отсутствует, то это переживание не задерживается больше чем на мгновение и исчезает. Поскольку сам принцип эволюции подразумевает непрерывное движение, то сразу же после достижения потенциального источника индивид начинает переживать очередной виток эволюции, направленный вовне, по направлению к новому рождению, и попадает в бардо дхарматы — промежуточное состояние природы явлений. Бардо природы явлений (тиб. чо ньи бардо) наступает после прекращения внутреннего дыхания, вместе с которым заканчивается бардо смерти или, точнее — умирания. Описание разворачивающихся переживаний в этом бардо является уникальным учением традиции ньингма и основано на теории о просветлённой природе, находящейся в каждом существе. Согласно общим положениям буддизма просветлённая природа присутствует в каждом из нас, как масло в кунжутном семени. Тайные учения тантр, в частности тантры маха и ати-йоги ньингмапинского канона, дают более детальное описание присутствия в человеке просветлённой природы, описывая её символическое воплощение в ста божествах, из которых сорок два мирных будды находятся в районе сердца, а пятьдесят восемь гневных будд располагаются в черепе. Эти утверждения не стоит воспринимать буквально, и, прежде чем брать их на веру или пытаться опровергнуть, стоит вначале понять весь смысл, который кроется за этим символизмом. Вкратце: эти мирные и гневные божества воплощают те или иные аспекты просветлённой природы и не являются чем-то материальным, будучи архетипами самого глубокого уровня нашего подсознания, которые ненадолго возникают в нашем переживании в посмертном состоянии. В учениях утверждается, что виде´ния этих мирных и гневных божеств переживаются в посмертном состоянии каждым человеком, однако замечено, что они предстают в привычном иконографическом виде только тем йогинам, которые при жизни практиковали тантрические визуализации, а обычным людям, незнакомым с буддийской практикой, они являются в виде ослепительного света, лучей и оглушительных звуков. Появление этих виде´ний является закономерным следствием разрушения физического тела, обычной речи и сознания, скрывавших просветлённую природу в течение жизни. Те достойные мастера, которые при жизни достигли высокой реализации в практике тогал, имеют возможность пережить виде´ния тех же самых божеств ещё до смерти. Как я уже говорил, практика тогал позволяет воочию переживать виде´ния просветлённой природы, появляющиеся в посмертном состоянии, и сам факт переживания виде´ний этих божеств при жизни можно считать наглядным доказательством их присутствия в нашем подсознании в качестве проявленного аспекта просветлённой природы. В свете этой теории появление видений божеств в посмертном состоянии выглядит полностью логично. Виде´ния бардо природы явлений разворачиваются в несколько этапов, и на каждом этапе имеется возможность для освобождения, если индивид осознает в них свою природу. Осознавание своей природы в этих виде´ниях гарантирует достижение просветления на уровне самбхогакайи. Все обычные существа в силу привычки двойственного мышления воспринимают эти посмертные видения как нечто отчуждённое, и, добавив к этой привычке отчуждения шок смерти и полный хаос психической активности, можно понять, почему большинство умерших не способно различить в этих видениях свою собственную природу. Когда самые яркие и интенсивные переживания просветлённой природы сменяются тусклым светом шести миров сансары, обычные существа чувствуют себя более комфортно и устремляются к этим мягким излучениям, пытаясь укрыться от пугающих переживаний просветлённой природы. Это знаменует начало бардо становления.
Бардо становления (тиб. си пей бардо) часто переводится как «промежуточное состояние существования» или «перерождения» и означает этап, предваряющий вступление в новую жизнь. Так же как в бардо умирания и в посмертном состоянии природы явлений, это бардо предоставляет возможность достижения освобождения. Всё, что для этого требуется, — это понять, что происходящие переживания являются проекцией нашего собственного ума, и осознать его природу, в результате чего наступает просветление на уровне нирманакайи. Если индивид не имеет такого осознавания, но обладает твёрдой верой в Будду и своего Гуру, то такая вера может оказать неоценимую помощь на этом этапе. Учение гласит, что, обратив всю свою веру к Будде Амитабхе или другому будде и развив устремление попасть в его чистую землю, индивид оказывается там в мгновение ока. Если упущена и эта последняя возможность достижения просветления, у индивидов с благой кармой, которым суждено переродиться людьми, есть шанс повлиять на условия своего рождения. Для того чтобы родиться в семье и месте, сопутствующих духовной практике и достижению просветления в предстоящей жизни, следует визуализировать своих будущих родителей в виде божеств в союзе и создать в уме соответствующее устремление родиться обладателем драгоценного человеческого тела в месте, где практикуется учение Будды. В учении говорится о том, что такое благополучное перерождение создаст условия для достижения индивидом просветления в течение одной, трёх или семи следующих жизней. Таким образом, все учения об умирании и посмертных переживаниях даны в контексте использования этой информации для освобождения от страдания и достижения просветления, возможность которого присутствует на каждом этапе четырёх бардо, и в первую очередь в естественном бардо этой жизни. Каждый цикл ньингмапинских учений о смерти и умирании представляет собой более или менее подробный «путеводитель» по всем стадиям бардо, который написан не столько для покойников (которым в тот момент не до чтения), сколько для практикующих и лам, выполняющих ритуалы и церемонии, призванные помочь усопшему в его посмертных перипетиях. Согласно тибетской традиции семья усопшего приглашает в дом ламу или монахов, которые в течение нескольких дней проводят ритуалы и церемонии, ведя и наставляя умершего в его загробном путешествии. То, что известно под названием «Тибетская книга мёртвых», является лишь небольшой частью всего комплекса ритуалов, выполняемых для усопшего. Текст этой книги, варьирующийся от традиции к традиции, представляет собой своего рода лекцию усопшему, в которой последовательно описываются переживания посмертного состояния и которая сопровождается периодическими напутствиями относительно того, каким образом усопшему следует себя вести в этих переживаниях. Читателям, незнакомым с учениями о смерти и «Тибетской книгой мёртвых», я хочу сказать, что эти учения и практики не имеют ничего общего с христианским ритуалом отпевания и, без сомнения, являются самым интересным и интригующим жанром духовной литературы тибетского буддизма. «Тибетская книга мёртвых» одинаково известна как буддистам на Западе, так и простым тибетцам и не является какой-то тайной за семью печатями. Однако есть среди учений о смерти и такие наставления и ритуалы, которые недоступны ни западным практикующим, ни простым тибетцам, так как они содержатся в тайном разделе традиции дзогчен и по некоторым причинам не выполняются и не передаются публично. Эти наставления и ритуалы связаны не только с посмертным состоянием, но и с процессом умирания, его предотвращением, определением условий перерождения и многими другими интригующими и загадочными сторонами смерти. Данную книгу я как раз и посвятил этим тайным наставлениям и ритуалам, взяв за основу монументальный труд Лонгчена Рабджама «Сокровищница драгоценных слов и смысла». Я хочу повторить, что большинство ритуалов, которые описаны в данной книге, могут осуществляться только квалифицированными ламами, и за исключением анализа знаков наступающей смерти и упражнений в пхове я не рекомендую читателям экспериментировать с этими ритуалами, особенно в отношении умирающих или умерших людей. При отсутствии знаний и опыта такие эксперименты могут принести больше вреда, чем пользы.
Бардо сновидений (тиб. ми лам бардо) Следующее промежуточное состояние, упоминаемое в учениях Великого совершенства, — это бардо сновидений. То время, когда мы спим, безусловно, подпадает под определение слова «бардо», так как сон — это промежуток между привычным состоянием бодрствования, в котором мы находимся в мире наших грёз, и «потусторонней» реальности. Во сне наше сознание радикально меняет способ своего функционирования, в частности всё внимание наших органов чувств меняет свой вектор с направленности вовне на направленность внутрь. Когнитивная теория буддизма утверждает, что чувственное восприятие происходит на трёх уровнях. Самый грубый аспект — органы чувств: глаза, уши, нос, язык и тактильные рецепторы. Тонкий аспект, или «тонкий орган чувств», не имеет видимой формы, но является тонкой субстанцией, которая скрывается за внешним телесным органом. В частности, Будда учил, что тонкий орган зрения напоминает по форме плоды растения адрэ, тонкий орган обоняния похож на две перекрещённые иглы, орган вкуса имеет форму полумесяца и так далее. Именно эти тонкие органы чувств и их сознания ответственны за продолжение восприятия во время сна. Мы же не отрицаем, что во время сна мы продолжаем видеть, слышать, обонять, чувствовать вкусы, удовольствие и боль на телесном уровне? Что же ещё, как не тонкие аспекты органов чувств, осуществляет такое восприятие? Ведь наши глаза во сне закрыты, уши не слышат внешних звуков и нос не чувствует внешних запахов. Самый тонкий уровень чувственного восприятия происходит на уровне пяти чувственных сознаний, а именно — зрительного сознания, сознания слуха, сознания обоняния, сознания вкуса, сознания осязания и ментального сознания, обрабатывающего все мысленные образы и картинки. С точки зрения современной медицины можно сказать, что за восприятие во сне ответственны определённые участки головного мозга, но это не будет противоречить буддийским утверждениям о тонких аспектах органов чувств, так как Будда не говорил, что эти тонкие аспекты располагаются в глазах, ушах и прочих органах чувств. Более того, если мы попытаемся понять аналогичные принципы, на которых основано восприятие умершего человека в бардо, то, к сожалению, придётся признать непригодность утверждений о том, что восприятие во сне происходит благодаря функционированию определённых рецепторов в коре головного мозга, так как в момент смерти мозг умирает и полностью прекращает функционировать. Принципы восприятия в бардо, которые ничем не отличаются от восприятия спящего человека, можно понять, только если мы возьмём на вооружение буддийскую теорию о тонких органах чувств и чувственных сознаниях. Именно эти сознания чувств ответственны за продолжение потока переживаний в уме усопшего человека. Эта же теория объясняет принципы функционирования восприятия иных существ шести миров сансары, таких, например, как духи, боги мира форм и мира без форм, а также адских существ, которые по определению не имеют физического тела, а соответственно и такого материального органа, как головной мозг. Безусловно, когда мы спим, огромную роль в наших переживаниях играет память, и в буддизме этого никто не отрицает. Более того, буддийские учения объясняют процессы функционирования памяти на более глубоком уровне, описывая разные типы привычных кармических тенденций (тиб. баг чаг), которые руководят памятью и формируют как лейтмотив, так и канву наших сновидений. Тонкие органы чувств и чувственные сознания, описанные выше, помогают лишь воспринимать и обрабатывать ту информацию, которая содержится в «файлах» подсознания, именующихся в буддизме «кармическими отпечатками» или «привычными тенденциями».
Существует два основных вида привычных тенденций — активизированные и законсервированные, каждый из которых подразделяется на дополнительные категории. Активизированные привычные тенденции оказывают непосредственное влияние на наше обычное состояние, наш характер, образ мышления и поведения, тогда как наши сновидения определяются как активизированными, так и законсервированными, или латентными, привычными, тенденциями. Латентные тенденции больше относятся к миру подсознания, так как сложены из множества неосознанных действий и привычек, приобретённых в прошлых жизнях. В зависимости от чистоты кармы и ума человека в его сновидениях будут преобладать активизированные или законсервированные привычные тенденции. Одними из самых глубоких методов практики тантрического буддизма являются два комплекса йоги по очищению этих привычных тенденций в состоянии сна. Их глубокая эффективность объясняется тем, что посредством очистки этих привычных тенденций во время сна у практикующего автоматически стираются остальные виды привычных тенденций в состоянии бодрствования. Таким образом, если вы приложите осознанные усилия в очищении своих кармических тенденций во сне, то сможете очиститься от массы омрачений сознания и эмоций, загрязняющих ваш ум в обычном режиме восприятия. Эти два комплекса практик называются йогой сновидений и йогой ясного света и содержатся как в учениях Великого совершенства, так и среди «Шести учений», также известных под названием «Шесть йог Наропы». Однако в учениях дзогчен основной акцент делается на использовании йоги ясного света, которая объясняется на более глубоком уровне, чем в остальных традициях. Помимо этого, йога ясного света более легка в выполнении и не требует всеобъемлющего сосредоточения. С другой стороны, практика йоги сновидений более интересна и увлекательна, так как с развитием опыта в ней йогин получает возможность управлять своими сновидениями и при определённой стабильности в практике может путешествовать во сне в любое желаемое место.
Я позволю себе привести одну занимательную историю из прошлого. В XIV веке, во времена Лонгченпы, труду которого посвящена моя книга, в Тибете жили два великих мастера Долпо Сангье (Шераб Гьялцен) и Бодонг Ринчен, имена и тексты которых по сей день вызывают огромное уважение среди тибетских буддистов. Они были близкими друзьями и долгое время обучались вместе, однако, когда достигли высот учёности и духовной реализации, их пути разошлись на почве разногласий в философских воззрениях. В частности, Бодонгпа стал последователем философской системы рангтонг, а Долпо Сангье стал приверженцем философии шенгтонг. После этого они принципиально перестали встречаться и даже общаться друг с другом. Несмотря на их философские разногласия, оба они были великими мастерами Шести йог. Бодонгпа прославился своими достижениями в йоге сновидений, так как очень усердно практиковал Шесть йог Наропы, а Долпопа практиковал Шесть йог Нигумы (дакини Нигума была тантрической супругой махасиддхи Наропы) и был известен как непревзойдённый мастер переноса сознания пхова. Долпопа жил в местности Долпо, на границе с Непалом, теперь эта территория является частью Королевства Непал. На склоне лет он соорудил в своей деревне необычайной красоты ступу в виде божественного дворца, и эта ступа привлекала к себе паломников со всего Тибета, приходивших из самых удалённых уголков Страны снегов, чтобы посмотреть на это великолепие и поклониться творению великого мастера. Бодонгпа, безусловно, был наслышан о творении своего бывшего друга, и ему тоже очень хотелось посмотреть на эту святыню, но он из принципа не мог посетить его деревню, боясь, что его поднимут на смех. Так как в то время не было ни фотоаппаратов, ни видеокамер, у Бодонгпы не было никакой альтернативной возможности взглянуть на этот монумент. Однако, будучи великим мастером в йоге сновидений, Бодонгпа решил отправиться в деревню Долпо Сангье во сне и посмотреть на то, что же все-таки соорудил его бывший друг. Для него никогда не составляло труда путешествовать во сне даже в миры богов и духов, и Бодонгпа был уверен, что сможет осуществить задуманное той же ночью. Но всё оказалось не так-то просто. Долпопа был не менее реализованным мастером и, помимо своей реализации в переносе сознания, обладал безграничным ясновидением и той же ночью увидел, что Бодонгпа пытается во сне проникнуть к его ступе. Не со зла, а скорее потехи ради Долпопа выкрикнул тантрический слог «ПХЭТ!», который используется во время практики переноса сознания — пхова, и тем самым отшвырнул сознание своего друга обратно, так что Бодонгпа моментально проснулся. Не поняв, в чём дело, Бодонгпа попробовал совершить аналогичное путешествие следующей ночью, но Долпопа опять вскрикнул «ПХЭТ!», и история завершилась точно так же. Так продолжалось несколько недель до тех пор, пока Долпо Сангье не разнёс слух, что Бодонгпа шпионит во сне, и, когда эти слухи докатились до самого Бодонгпы, он понял причину своих неудач и прекратил дальнейшие попытки приблизиться к ступе. Правдивость этой истории не вызовет сомнений у тех, кто уверен в эффективности йоги сновидений. Необязательно обладать особым духовным постижением, чтобы в вашей практике стали появляться переживания, которые вполне сопоставимы с данной историей.
Одно из самых дорогих моему сердцу переживаний случилось со мной во время визита моего коренного Учителя Чокьи Ньима Ринпоче в Москву. Так как я находился в ретрите в Непале, у меня не было никакой возможности попасть на этот семинар, и к тому же я не видел Ринпоче уже довольно долго и сильно скучал по нему. Каждый день во время этого семинара в России у меня появлялись грустные мысли о том, что мой Лама сейчас даёт учения у меня на Родине, в окружении моих близких друзей и родителей, а у меня нет возможности ни видеть, ни слышать их. Более того, семинар совпал с днём моего рождения, и мои родители решили отметить праздник, устроив пикник вместе с Ринпоче и моими друзьями во время перерыва между учениями. Зная о том, что мой день рождения отмечается без меня в такой компании, я загрустил ещё больше. Ночью того дня я как обычно практиковал йогу сновидений и в силу своей преданности Ринпоче смог перенестись во сне на учение в Россию. Я очутился перед учительским троном Гуру прямо перед началом учения и отчётливо видел многих друзей, собравшихся на семинаре. В своих руках я обнаружил небольшую статуэтку Будды Шакьямуни, которую поднёс Учителю с чувством глубокой преданности. После этого Ринпоче начал учение, и я получил возможность посидеть прямо перед ним, слушая его драгоценные слова. Одна часть учения о преданности так тронула меня, что я до сих пор не могу его позабыть. Через какое-то время я проснулся и подумал: «Такой сон — самый лучший подарок на день рождения!» Не прошло и нескольких часов, как этот сон стал явью. Чокьи Ньима Ринпоче позвонил мне по телефону из России в ретрит во время празднования моего дня рождения в перерыве между учениями и передал свои поздравления. Я тут же рассказал ему о своём путешествии во сне, на что услышал практически те же самые наставления о преданности, которые завершались словами: «...Вне сомнений, твоё переживание — это знак неделимости моей любви и твоей преданности. Это говорит о том, что наши сердца — едины». Если вы приложите осознанные усилия в этих практиках, то, без сомнения, почувствуете ощутимые перемены в восприятии как во сне, так и наяву. Ваши сны станут более ясными и осознанными, вы перестанете шарахаться от ночных образов, видеть во снах кошмары и поддаваться бурным эмоциям. Суть йоги сновидений сводится к тому, чтобы осознать пробуждённую природу своего ума и иллюзорную природу всех воспринимаемых явлений. Такое осознавание способствует очищению кармических тенденций на всех уровнях, в первую очередь уничтожает тенденцию двойственного восприятия. Ощутимые знаки прогресса в этих практиках несложно получить даже по прошествии нескольких месяцев тренировки, но если вы хотите достичь полной стабильности, вам придётся упражняться в них всю жизнь.
В восьмой главе «Сокровищницы драгоценных слов и смысла» Лонгченпа так описывает знаки достижений в практике йоги сновидений: Практикуя таким образом, люди с наивысшими способностями и усердием позабудут о снах, люди со средними способностями будут осознавать свои сновидения, а практикующим с меньшими способностями будут сниться только приятные сны. В конце концов поток сновидений прекратится у всех трёх типов людей. В результате освобождения сновидений в ясном свете день и ночь сольются в постижении природы явлений. На этом этапе у вашего тела исчезнет тень, и вы будете видеть его в виде мельчайших частиц. Тело будет вам казаться лишённым, подобно тени, истинного существования, а после смерти вам не придётся проходить через промежуточное состояние бардо. В тантре «Пронзительный звук» говорится: Благодаря тренировке в иллюзорном теле во время сновидений Физическое тело практикующего Становится подобным тени. После смерти такой практикующий получает возможность Осознать иллюзорность своего тела в промежуточном состоянии. Говоря о практической стороне этих упражнений, следует отметить, что йога ясного света имеет несколько разновидностей даже в традиции Великого совершенства. Самый распространённый комплекс включает в себя четыре части основной практики, охватывающие не только ночь, но и раннее утро, день и поздний вечер. Наставления по каждой из этих частей должны быть получены от квалифицированного ламы. Пока что стоит упомянуть, что самая сущностная часть практики заключается в осознавании природы ума во время сна. В контексте данной практики это называется «распознаванием ясного света». Если практикующий осознал природу своего ума в результате прямого введения, полученного от мастера, обладающего соответствующей духовной реализацией, он сможет поддерживать и увеличивать стабильность в этом осознавании на протяжении всего сна, проникая в глубокие слои подсознания и получая доступ к уму ясного света. В качестве вспомогательного средства во время сна используется сосредоточение на воображаемом белом слоге А или белом бинду (сфере света) в сердце. Визуализации варьируются от традиции к традиции, и в некоторых школах практикующий визуализирует себя в форме своего божества-йидама, сосредоточиваясь на центральном канале, проходящем от макушки до пупка. В других традициях представляют коренного учителя, или Падмасамбхаву, в центре своей сердечной чакры. Практикующие, которые не получали прямого введения в природу ума и не осознают её, могут тренироваться и приближаться к этому осознаванию посредством такого же сосредоточения на белом слоге А в своём сердце. Вы представляете сферу света или тибетский слог А, который непрерывно источает во все стороны лучи яркого белого света, заполняющие ваше тело, комнату, дом, всю окружающую местность и весь мир. Поддерживая такую концентрацию, вы мягко засыпаете. Практикуя подобным образом определённое время, вы начнёте осознавать свои сны и расстанетесь с цеплянием за реальность происходящего с вами.
Основной принцип практики йоги сновидений схож с принципом практики йоги ясного света. Её целью является достижение осознавания природы ума и освобождение от двойственного восприятия и привычных тенденций. Но метод практики йоги сновидений гораздо сложнее и требует длительных упражнений. Устные наставления от квалифицированного ламы также необходимы для успешного прогресса в этой практике. В этом комментарии мы ограничимся кратким изложением йоги сновидений, которое содержится в коренной тантре «Пронзительный звук»: Использование ключевых моментов сновидений на пути практики Содержит предварительные действия и практику основных пунктов. В качестве предварительных действий вы должны подготовить Свои тело, речь и ум, получив требуемые знаки усвоения. На основе этого вы выполняете исследование и подавление снов И отождествляете свои тройные привычные тенденции. Затем вы практикуете ключевые пункты, Тренируясь в основных практиках Очищения, трансформации, отсечения, взаимозамены, Контроля, задействования ключевых пунктов, удержания И разворачивания, в результате чего сновидения будут исчерпаны И вы искорените привычные тенденции. В зависимости от усердия и способностей Будут достигнуты следующие результаты: Наилучшие практикующие, безусловно, лишатся сновидений, Практикующие со средними способностями станут осознавать сны, А у посредственных практикующих сновидения изменятся (к лучшему). В начале практики сны будут прибывать. В процессе практики самые усердные и способные Будут моментально забывать свои сновидения. Средние практикующие будут видеть всё более ясные сны, А со временем придут к их осознаванию. Посредственным практикующим вначале будут сниться неясные сны, Которые постепенно улучшатся. Основная причина, по которой я включил в книгу о смерти учения по йоге сновидений и ясного света, состоит в том, что процесс сна практически ничем не отличается от посмертного состояния бардо природы явлений, тогда как процесс засыпания происходит по тому же принципу, что и процесс умирания. Так же как и во время умирания, при засыпании происходит последовательный процесс растворения элементарных энергий тела и сознания. Эти два процесса абсолютно идентичны: в самом начале засыпания элемент земли растворяется в элементе воды, что сопровождается коротким переживанием тепла. Затем элемент воды растворяется в элементе огня, и вы чувствуете, что сознание словно проваливается куда-то. После этого сознание немного возбуждается, что говорит о растворении элемента огня в элементе ветра. Сам момент засыпания соотносится с растворением ветра в сознании. Далее следует короткий промежуток ясности без сновидений, аналогичный растворению сознания в ясном свете в момент смерти. Если в этот момент практикующий способен осознать неделимость ясности и пустоты, это явится осознаванием ясного света. В практике йоги ясного света такое осознавание способствует развитию реализации пробуждённой природы ума, тогда как в момент смерти оно приносит освобождение и достижение просветления. Поэтому практика йоги сновидений и ясного света исключительно важна и имеет прямое отношение к умиранию и посмертному состоянию бардо.
Этот труд Лонгченпы, один из самых сокровенных текстов тибетского буддизма, является ключевым произведением тайного цикла учений Великого совершенства дзогчен. Он входит в объёмное собрание сочинений «Лонгчен дзодун» («Семь сокровищниц Лонгченпы»), которое многие мастера и учёные прошлого и настоящего по праву считают непревзойдённой вершиной и кульминацией всей истории буддийской мысли. «Лонгчен дзодун» состоит из «Всеисполняющей сокровищницы», «Сокровищницы устных наставлений», «Сокровищницы философских систем», «Сокровищницы дхармадхату», «Сокровищницы естественного состояния», «Сокровищницы Высшей колесницы» и «Сокровищницы драгоценных слов и смысла». Последние два трактата посвящены практике и теории самого сущностного раздела учений Великого совершенства дзогчен — менгакдэ (санскр. упадеша), или «раздела устных наставлений». Эти два текста трудно отделить друг от друга, они во многом идентичны, и можно сказать, что «Сокровищница драгоценных слов и смысла» является в этой паре коренным текстом. Этот труд представляет собой детальный комментарий на семнадцать сокровенных тантр раздела устных наставлений упадеша и содержит в себе все тайные положения и теоретический базис сущностного дзогчен. Эти семнадцать тантр были переданы Буддой Ваджрасаттвой первому историческому патриарху дзогчен мастеру Гарабу Дордже (санскр. Прахеваджра) в IV веке до нашей эры. Читая эти тантры, периодически встречаешь упоминания о том, что учение было дано тем или иным «неисторическим буддой» тому или иному «неисторическому бодхисаттве» или дакини. Подобные замечания говорят в пользу того, что все эти положения давались не для людей со средним интеллектом. Как следствие, язык тантр напоминает шифр, который обычным людям понять практически невозможно. Для того чтобы эти учения стали доступными обычным людям, ранние патриархи дзогчен создали несколько комментариев различной степени ясности, но, к сожалению, до наших дней дошёл лишь комментарий Вималамитры на тантру «Мутик тренгва» («Жемчужная гирлянда»), а остальные комментарии были утеряны, и от них остались лишь одни названия. Поэтому для современных практикующих и исследователей дзогчен эти трактаты Лонгченпы просто бесценны, ибо они проливают свет на зашифрованные тексты тантр, скрупулёзно разъясняя каждый теоретический и практический момент, закодированный в этих сложных для понимания манускриптах. Поскольку на многих наставлениях этого раздела лежит печать секретности, текст не переведён ни на один из западных языков, и я включил в данную книгу лишь одну из его одиннадцати глав, посвящённую учениям о смерти, оставив за рамками книги все тайные наставления. «Сокровищница Высшей колесницы» и «Сокровищница драгоценных слов и смысла» дают полную информацию, которую нужно знать о себе и вселенной, жизни и смерти, а также о том, как достичь просветления за одну жизнь. В мои планы входит опубликовать полный перевод «Сокровищницы драгоценных слов и смысла», который в печатном варианте занимает больше тысячи страниц, но на данном этапе я дам лишь краткий обзор его одиннадцати глав, чтобы заинтересованный читатель смог составить представление о структуре текста. Эти одиннадцать глав соответствуют одиннадцати ваджрным положениям, к которым сводится суть теории и практики тайного раздела дзогчен. Один за другим они разъясняют процесс эволюции на микро и макрокосмическом планах, начиная с самого начала эволюции бытия до появления вселенной и заканчивая кульминацией эволюции в виде просветления. Характерной чертой этой доктрины является неразрывная связь вселенной с каждым населяющим её индивидом. Первая глава описывает состояние изначальной основы бытия до того, как появилась вселенная, а также первоначальный переход этой потенциальной основы в первичную форму проявленной вселенной. Также в этой главе описывается процесс просветления на этом переходном этапе, показанный на символическом примере изначального Будды Самантабхадры. Вторая глава описывает возникновение омрачённых миров сансары как естественный процесс эволюции вселенной из её изначальной энергии основы, а также движущие силы этого процесса, включая подробную информацию о динамике и потаённом смысле эмбрионального развития человеческих тела и ума. В третьей главе даётся разъяснение того, каким образом изначально чистая энергия основы бытия присутствует в каждом живом существе в виде индивидуального потенциала просветления. Дислокация этого духовного потенциала в человеческом теле и уме, а также его связь с ментальной активностью объясняется в четвёртой главе текста. Пятая глава посвящена теории «тонкого тела», показывающей каналы, по которым просветлённая энергия духовного потенциала движется в человеческом теле. В шестой главе описываются четыре «лампы» этой пробуждённой энергии, которые присутствуют в нашем теле как важнейшие эпицентры духовного потенциала просветления и позволяют этой энергии проявиться воочию через врата органов чувств при условии практической стимуляции ключевых пунктов. Седьмая глава разъясняет связь между пространством основы бытия и чистым осознаванием природы нашего ума. В восьмой главе содержится обширный комплекс практических наставлений, позволяющих каждому индивиду пережить на собственном опыте чистую энергию основы и избавиться от нечистых элементов физического тела и омрачённого ума. Основные практики, описанные в этой главе, направлены на достижение радужного тела. Описание разнообразных умственных и физических показателей прогресса в практике этих наставлений содержится в девятой главе. Десятая глава текста, полностью переведённая в этой книге, разъясняет промежуточные этапы посмертного состояния, смерти и начала нового существования, которые изложены в свете возможности достижения просветления на каждом из них. В одиннадцатой главе содержится описание природы полного просветления как кульминации духовного пути и высшего уровня эволюции бытия. Состояние будды объясняется как окончательная реализация просветлённого духовного потенциала всякого живого существа или, другими словами, как всецелое овладение чистой энергией основы бытия.
Как уже было сказано выше, десятая глава «Сокровищницы драгоценных слов и смысла» посвящена умиранию, смерти и посмертным переживаниям. Центральным лейтмотивом этих учений является раскрытие возможностей просветления на каждом из описываемых этапов. Возможность достижения просветления существует не только во время смерти или в посмертном состоянии, но и, что немаловажно, пока мы ещё живы. Именно поэтому в учении говорится о том, что практикующие с высшими способностями и усердием достигают освобождения ещё при жизни. Практикующие со средними способностями достигают просветления либо в момент смерти, либо во время бардо природы явлений, тогда как практикующие с меньшими способностями и усердием имеют все шансы переродиться в чистой земле одного из будд. Именно практикующим со средними и меньшими способностями и посвящены наставления, содержащиеся в этой главе, однако прежде чем давать эти наставления, Лонгченпа описывает «естественное» бардо этой жизни, призывая нас не тратить время даром и создать прочную опору духовного обучения, анализа и медитации. Ещё в самом начале главы автор приводит короткое описание четырёх промежуточных состояний, их рубежей и общего образа их проявления. Описывая естественное бардо этой жизни, Лонгченпа говорит о вьющем гнездо голубе, используя эту метафору в качестве иллюстрации того, как следует строить жизнь на основе духовной практики. В своём привычном стиле Лонгчен Рабджам помогает нам стремительно спуститься с небес на землю, он советует нам не мнить себя исключительными существами, а следовать по традиционному пути обучения и практики, как это подобает всем обычным людям. Он также подчёркивает важность глубокой связи с истинным духовным учителем, без которого будет невозможно избежать ошибок на пути. Все эти советы уместны и в наши дни, особенно для западных буддистов, которые зачастую пытаются создать свои собственные версии духовных путей и даже их цели — просветления.
Бардо умирания После короткого раздела, посвящённого естественному бардо этой жизни, автор переходит к описанию бардо смерти, или умирания. Эта глава, содержащая, пожалуй, самые интересные наставления, состоит из двух подразделов. Первый из них включает семь тем, а именно: -обоснование неизбежности смерти; -комплекс методов исследования знаков наступающей смерти; - методы предотвращения смерти, если обнаружены знаки её приближения; - описание переживаний умирающего человека; - наставления умирающим практикующим; - описание знаков грядущего перерождения в одном из шести миров сансары; - ритуалы «очищения» неблагополучного перерождения. Обоснование неизбежности смерти Лонгченпа не углубляется в логические обоснования и философские дебаты по этому поводу, которыми изобилуют некоторые тексты других буддийских традиций. Он просто констатирует сам этот факт и приводит цитату из тантры, показывающую аналогии непостоянства и мимолётности этой жизни. Все мы в этой жизни — транзитные пассажиры, и никто из нас не задержится в своём теле дольше отведённого срока. Такова природа вещей, что всё рождённое должно непременно умереть, и это относится не только к живым существам, но также и к растениям и всем неодушевлённым предметам. Как ни странно это прозвучит, но мы родились не для того чтобы жить, а для того чтобы умереть. Если бы мы родились для того, чтобы жить, мы бы никогда не умирали — таково следствие формальной логики. Однако этот банальный вывод не следует понимать как повод для отречения от жизни, наоборот, его важно использовать для того, чтобы задуматься над её истинным смыслом и получить полное, а не однобокое понимание своего бытия. Истинный смысл жизни заключается в том, чтобы реализовать свой духовный потенциал и достичь внутреннего совершенства. Распознавание знаков наступающей смерти Несмотря на то что смерть неизбежна, время её наступления не определено. Она может наступить как внезапно, так и в результате длительной болезни или несчастного случая. Часто бывает, что человек серьёзно болен, но не знает о своей болезни, которая может проявиться лишь на том этапе, когда уже не помогут никакие лекарства. Буддийские учения также всерьёз говорят и о влиянии вредоносных духов, чьё воздействие может запросто привести к летальному исходу, и считается, что именно с ними связаны многие болезни. Характерно, что такие болезни не имеют ярко выраженных симптомов, диагностирование затруднено, и человек не может точно определить природу своей болезни. Нередко случается, что люди вылечиваются от тяжёлых болезней, а умирают от лёгких, и мы просто не в состоянии предсказать, какое из наших заболеваний станет причиной смерти. В этих и других случаях могут помочь тайные наставления по исследованию знаков приближающейся смерти и связанные с ними ритуалы, позволяющие предотвратить её наступление. Результаты такого анализа показывают не только время, оставшееся до смерти больного человека, но и класс духов, чьё негативное влияние вызвало данную болезнь. Такой многосторонний прогноз даёт возможность выбрать специфические методы предотвращения летального исхода и избавиться от вредоносного воздействия духов. Текст излагает двадцать один способ распознавания знаков смерти, причём последние два способа являются комплексными и подразделяются на несколько отдельных методов. Первые девятнадцать способов построены на несложных физиологических наблюдениях и могут оказаться полезными при анализе состояния больных, однако все они весьма относительны, и не стоит безоговорочно принимать их на веру как истину в последней инстанции. Некоторые из этих девятнадцати знаков на практике могут оказаться симптомами того или иного заболевания, не сопряжённого с риском для жизни. Важно иметь в виду, что данные исследования должны осуществляться сведущим мастером, который обладает проницательным, если не сверхъестественным восприятием и может видеть реальность за пределами болезни и её симптомов. Более того, говорится, что для успешного выполнения прогноза и последующего предотвращения смерти больному необходимо совершать духовные практики по накоплению заслуги и мудрости. Также подчёркивается, что знаки, на которых строится прогноз, даны в отношении людей среднего возраста в стандартной ситуации, но могут потерять свою точность и актуальность в случаях с людьми преклонного возраста.
Тень в небе Двадцатый способ определения близости смерти основывается не столько на физиологических наблюдениях, сколько на толковании тени, отбрасываемой больным, причём в сочетании с её остаточным изображением в небе. В данном тексте автор не разъясняет эту процедуру, а лишь цитирует тантру «Союз солнца и луны», и я привожу детали, содержащиеся в его других трудах. Этот вид прогноза можно отнести к гаданию, но в одном из своих текстов Лонгченпа говорит, что такой анализ как раз предназначен для серьёзных практикующих, не склонных к традиционным типам гадания мо. Он поясняет, что обычным людям не дано знать время своей смерти и, стремясь узнать его, некоторые пользуются услугами провидцев — последователей других религий, которые могут предоставить информацию посредством мирских форм гадания и прорицаний, однако они уступают буддийским методам определения времени смерти. Данный способ исследования своей «жизнеформы» должен выполняться в уединённом и безлюдном месте, будь то в лесу, на вершине горы или на кладбище. Сам метод называется «исследование отражения своей жизненной силы в небе» или «исследование своей жизнеформы как излучения элементов». Он осуществляется утром или вечером, в то время когда на небе нет облаков, предпочтительно без одежды. Вы встаёте и разводите руки на уровне плеч, держа в руках палку, чётки, сосуд или ваджру. Повернувшись спиной к солнцу, вы сосредоточиваете взор на собственной тени в области сердца. Для этого требуется полная концентрация внимания, и в помощь себе вы можете обозначить сердечный центр камнем или палкой. Через некоторое время ваши глаза устанут от подобного сосредоточения, в результате чего возникнет оптический эффект потускнения тени, которая начнёт казаться светлой или белой. В этот миг вы резко поднимаете глаза к небу и исследуете остаточное изображение своего тела, отразившееся на его фоне. Это остаточное изображение, появляющееся в небе, — естественный зрительный эффект, который обыкновенно возникает после того, как вы долго смотрели на что-то контрастное. В зависимости от того, насколько полно отразилось в небе ваше тело, вы делаете соответствующие выводы. В оптимальном варианте, указывающем на отсутствие значительных повреждений жизненной силы, вы должны увидеть изображение своего тела целиком вместе с предметами, которые вы держите в руках. Изображение должно быть белого цвета, тогда как фон неба воспринимается чёрным. Белое отражение тени на фоне чёрного неба — это опять же естественный зрительный эффект, возникающий в результате долгого сосредоточения на чёрной тени на земле. В тексте «Сердечная сущность Вималамитры» также говорится, что цвет остаточного изображения тени может соответствовать цвету одежды. Если же в небе появилось неполное изображение тела, это означает скорое наступление смерти. Срок до наступления смерти вычисляется в зависимости от «пропавшей» части тени. В случае исчезновения предмета, который вы держите в руках, считается, что смерть наступит в течение семи лет. В случае исчезновения правой руки смерть наступит в течение пяти лет. Если пропало изображение левой руки, смерть придёт в течение трёх лет. Исчезновение правой голени вплоть до колена означает смерть в течение двух лет, тогда как пропажа левой голени подразумевает смерть через год. Если полностью пропала правая нога, то смерти также можно ожидать через год, а если исчезли обе руки и ноги, смерть наступит через восемь месяцев. В случае исчезновения изображения головы смерть прогнозируется через пять месяцев, пропажа её правой половины означает смерть через девять месяцев, а левой половины — через семь месяцев. Если исчезла голова вместе с шеей, то смерть наступит через три месяца. Если пропало изображение верхней части туловища, смерть произойдёт через два месяца, если нижняя часть тела, то через месяц. В случае исчезновения правой части тела осталось жить всего двадцать девять дней, а пропажа левой половины туловища означает смерть через двадцать один день. По форме изображения тела можно судить о вероятности предотвращения смерти посредством соответствующих ритуалов, описанных ниже. В частности, предотвращение смерти возможно, если тень имеет круглую, овальную, квадратную или полукруглую форму. Если же очертание тени имеет треугольную форму или напоминает скрученный труп, то смерть уже не предотвратить. В этом случае даётся совет оставить всякие заботы об этой жизни и имуществе и направить всё своё внимание на практику наставлений по умиранию. Цвет изображения говорит о влиянии духов различных классов негативности на здоровье больного человека. Так, например, если изображение проявляется в обычном белом цвете, но исчезает в центре, это означает вмешательство нагов и духов царей гьялпо. Чёрный цвет тени, которая исчезает в правой части, говорит о влиянии кладбищенских демонов и духов Матрика. Если тень красного цвета и пропадает в левой стороне, это означает напасти со стороны гневных божеств, личных защитников или защитников учения. Жёлтая тень, исчезающая внизу, говорит о влиянии нагов, гневных божеств или духов гьялпо. Если же она синего цвета и пропадает в ногах, то к болезни причастны либо наги, либо исцеляющие водяные духи. В случае чёрного цвета тени можно говорить о вмешательстве духов Матрика или Владыки смерти. Если изображение проявляется в едва различимом жёлтом цвете, к болезни причастны духи местности, тогда как в случае яркого и разноцветного изображения можно судить о причастности множества различных духов и демонов.