Атма Даршан И Атма Нирврити Шри Атмананда Кришнаменон ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга представляет собой переиздание основных учений Шри Атмананды Кришнаменона, святого из школы адвайта-веданты, или недвойственной веданты. Кришнаменон родился в 1883 году в доме Черукулатху в Перингаре, недалеко от Тируваллы, в штате Траванкор, ныне входящем в состав штата Керала. Изучив право, он стал правительственным адвокатом, инспектором и окружным суперинтендантом полиции и оставался на службе до 1939 года. В 1923 году он принял имя Шри Атмананда и начал преподавать джняна-йогу. После ухода с государственной службы он жил в своём семейном доме Анандавади на реке Пампа в Малакаре. Он умер в Тривандруме (ныне известном как Тируванантапурам) в 1959 году. При жизни Кришнаменона многие искали с ним встречи, в том числе американский писатель и профессор Джозеф Кэмпбелл. Учение Кришнаменона является важнейшей связующей нитью между традиционной ведантой и современной неоадвайтой, а также учениями Фрэнсиса Люсиль, Руперта Спайры и других о прямом пути. Поскольку большинство его работ в настоящее время не переиздаются, это новое издание «Атма Даршана» и «Атма Нирврити» будет полезно всем, кто стремится к мудрости. Подробнее об учениях Кришнаменона см. «Заметки о духовных беседах» (1963), составленные его учеником Нитьей Триптой (С. Балакришной Пиллаи). Хотя этот сборник указаний можно использовать для шраваны, мананы или в качестве пракарана-грантхи, лучше всего использовать его как форму нидхидхьясаны, чтобы познакомиться со знанием, полученным из непосредственного опыта, и пребывать в нём. Не рекомендуется читать эти учения как типичное художественное произведение, но следует воспринимать каждое пронумерованное утверждение как приглашение исследовать его истинность в глубинах собственного существа. Для прилежного ученика Веданты этот текст может стать воплощением присутствия подходящего учителя и переправить его через берега рождения и смерти.
АТМА ДАРШАН Адвайта Дживы, подобно волнам в море, возникают, поднимаются и опускаются, сражаются друг с другом и умирают. Ударяясь о берег, волны отступают, уставшие и измученные, в поисках покоя и умиротворения. Точно так же дживы разными способами ищут Всевышнего. Волны рождаются, живут и умирают в самом море, а дживы — в Господе. Волны — это не что иное, как вода. То же самое и с морем. Точно так же Джива и Господь — это не что иное, как Сат, Чит и Ананда. Когда волны осознают, что море — их общая основа, всякая борьба прекращается. Но этим мало что достигается. Это не последнее слово. Впереди работа по устранению чувства отдельности. Когда вода осознана, волны и море исчезают. То, что казалось двумя, осознано как одно. До воды можно добраться напрямую от волны, следуя по прямому пути. Если идти через море, потребуется гораздо больше времени. Поиск причины возникновения мира — бессмыслен. Не может быть никаких вопросов о времени, месте и причине возникновения этого мира, поскольку они сами являются частью мира. Вопрос направлен на объяснение целого с точки зрения его части никогда не может быть логичным. Вопрос о том, кто навязывает себе роль деятеля, также не является правильным вопросом. Сам акт навязывания предполагает наличие деятеля. Следовательно, этот вопрос также нелогичен. Разум и чистая саттва Сознание, направленное на объекты, — это разум. То, что обращено к «Я», есть чистая Саттва. По мнению мудрецов, ум — это авидья, а чистая Саттва — это видья. Только видья является средством освобождения. Путь авидьи ведёт к рабству. Поэтому стремящийся должен встать на путь видьи, чтобы обрести освобождение. Для обретения вечного покоя необходимо упорное стремление к просветлению. Различные стадии озарения Тот, чей разум очарован красотой фигуры, высеченной в камне, забывает даже о том, что камень является её основой. Нужно превзойти очарование, чтобы, смотря на фигуру, видеть основу, камень, на котором она высечена. Когда камень замечается, то и фигура видится ни чем иным, как камнем. Просветление приходит таким же образом. Сознание затуманивается из-за привязанности и постоянного интереса к внешним объектам, к формам. Когда человек перерастает этот интерес, тогда, смотря на объекты, он обнаруживает, что они возникают и пребывают только в Сознании. Когда Сознание таким образом получает должное внимание, оно проявляется и в объектах, и они сами со временем превращаются в Сознание. Осознание себя и всего мира как единого Сознания известно как осознание Истины. Глубокий сон, нирвикальпа-самадхи и естественное состояние Именно в Сознании возникают объекты. Поэтому, когда они исчезают, остаётся Сознание, а не пустота. Если эта истина глубоко укоренится в сознании, то глубокий сон, переставая скрывать Реальность, превращается в нирвикальпа-самадхи. Когда объекты осознаются как ни что иное, как Сознание, человек возвращается к своей истинной природе, которая неизменна и превыше всех состояний, включая самадхи.
Свидетель Дживы В памяти может всплыть только то, что было воспринято ранее. Воплощённое «я», которое якобы что-то воспринимает, делает или наслаждается, тоже всплывает из памяти. Из этого следует, что воплощённое «я» во время восприятия, действия или наслаждения свидетельствуется «Принципом Я». Именно это свидетельствующее «Я» и есть настоящее «Я». Сосредоточив на нём внимание и утвердившись в нём, человек освобождается от оков. «Я» как Свет Сознания Свет в восприятии чувственных объектов — это неизменная Атма, Единое без второго, которое пребывает, наполняя всё. Чтобы увидеть Его таким, какое Оно есть, объекты должны быть отделены от Него или же должны быть направлены к Нему. «Я» должно быть перенесено из тела в Атму. Из этого проистекут свобода от оков, покой и счастье. Чистое сознание Атма — это неизменная единая "сома раса" [напиток богов], в которую сливаются мысли и чувства. Чтобы увидеть её, войти в неё и утвердить её как «Я», нужно избавиться от всех заблуждений и обрести вечный покой. Самосознание Не нужно ничего говорить, потому что человек ясно осознаёт, что «Я» не меняется. «Я» сохраняется во всех состояниях. Оно присутствует, когда есть мысли и когда их нет. Если так, то какие ещё доказательства нужны, чтобы показать, что самосознание не может быть действием или наслаждением, которые подразумевают изменение? Когда что-то делается без мыслей или чувств, что кто-то это делает, то это является ещё одним доказательством того, что никто ничего не делает. Утверждение, что кто-то сделал что-то, не означает, что это действительно кто-то сделал. Сильное чувство, что ты не являешься ни деятелем, ни наслаждающимся, освобождает от всех оков, и таким образом проявляется твоя истинная природа.
Ложное отождествление себя и способы подняться над ним Джива — это сочетание тела и Атмы, проявляющееся как единое целое. Когда тело и Атма разотождествляются, Джива как таковая больше не может существовать. Не являются ли тело, прана и все модификации ума восприятиями? Сознание — это Я, Воспринимающее их. Те, кто, забывая об этом, отождествляет Я с телом, умом и т. д., живут в рабстве. Те, кто благодаря мудрому различению поднимается над этим ошибочным отождествлением, освобождаются и покоятся в мире в своей Истинной Природе. Мысль о том, что человек — это тело, грубое или тонкое, является причиной всякого рабства. Если мысль о том, что ты являешься Сознанием, глубока и сильна, ты сразу же освобождаешься от всех оков. Видящий как таковой никогда не может быть тем, кого видят, а тот, кого видят, как таковой никогда не может быть видящим. Если эта истина глубоко проникает в сердце, ошибочное отождествление с телом прекращается. В повседневной жизни можно заметить, что характеристики одного часто накладываются на характеристики другого. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать особую осторожность. Когда вы приписываете реальность вещам в объективном мире, помните, что в этот момент вы являетесь воплощённым существом, другими словами, вы отождествляете своё «Я» с телом. Всегда помните, что такие изменения, как рождение, рост, увядание и разрушение, являются характеристиками материи, объекта Сознания. Необходимо чётко понимать, что Сознание отличается от своего объекта и что, в то время как объекты меняются, Сознание остаётся неизменным. Сознание — это свет Атмы, в то время как объекты напрямую связаны с телом. Когда связь с телом прерывается, прерывается и связь с внешними объектами. Строго говоря, между Атмой и телом не может быть никакой связи. Как может быть какая-либо связь между вещами, совершенно разными по своей природе? Атма – единственная Реальность. Тело совершенно нереально. Из этого факта также следует, что между ними вряд ли может быть какая-либо связь. Тогда становится ясно, что их связь – всего лишь фантазия. Она исчезает, когда познается Истина и поддерживается ее существование. Желание не умирать уходит своими глубокими корнями в Атму, которая бессмертна. Если это желание становится связанным с объектом, то это наложение характеристики Атмы на не-Атму. Как можно заставить объекты, которые по определению ограничены временем, выйти за пределы времени? Атма — это само счастье. Именно поэтому в каждом существе есть стремление к счастью. Когда предполагается, что оно исходит от объектов, происходит наложение характеристик одного на другое. Стремление к свободе тоже имеет свои корни в Атме, которая является единственным безусловным существом. Притяжение, отторжение, страх, печаль, беспокойство, чувство зависимости, неискренность, лень, пассивность и тому подобное проистекают из связи с телом. Устойчивость, любовь, счастье, покой, мужество, свобода, правдивость, осознанность, бдительность, знание — всё это относится к сфере Атмы. Все, что подчеркивает индивидуальность, должно быть понято как имеющее свое происхождение в телесной связи. То, что помогает человеку выйти за пределы тела, должно рассматриваться как исходящее от Атмана. Таким образом, следует различать характеристики и рассматривать их в соответствующих областях. Если это будет сделано немедленно, это перекроет путь к наложению характеристик одного на другие. Если таким образом устранить всякую возможность наложения, то можно прийти к естественному состоянию, в котором осознаётся, что весь объективный мир также является ничем иным, как Сознанием. Эту последнюю истину также можно осознать путём тщательного анализа самого объективного мира. Объекты Сознания никогда не могут быть отделены от самого Сознания. Они не имеют независимого существования. Поэтому они являются ничем иным, как Сознанием. Приближение к истине таким образом также устранит ошибочное отождествление тела с сознанием и все заблуждения. Тогда человек осознает себя Атмой, единственной и неповторимой Реальностью.
Реальность как она есть Такие слова, как «неизменный» и «бесформенный», даже в своем негативном значении не могут показать Реальность такой, какая она есть. Утверждение, что человек не является зверем, несомненно, верно. Но показывает ли это какие-либо из его истинных черт? Невозможно показать Реальность такой, какая она есть. Слова – это в лучшем случае просто указатели. Если, не зная этого, человек размышляет о том, что буквально обозначается словами, его восприятие Реальности будет искажено до такой степени. Если слова воспринимаются просто как средство подняться над всеми мыслями, это совершенно нормально. Если Реальность воспринимается как нечто, находящееся за пределами всех мыслей, и созерцание направлено соответствующим образом, слова могут помочь достичь стадии, на которой все мысли прекращаются и переживается Реальность. Может возникнуть сомнение в том, возможно ли созерцать что-либо за пределами всех мыслей. Это возможно. Трудность лишь кажущаяся. Верно, что непосредственно созерцать можно только объект восприятия. «Я» всегда является воспринимающим, но никогда — объектом восприятия. Поскольку «Я» не является объектом восприятия, о прямом созерцании «Я» не может быть и речи. Тем не менее, поскольку оно переживается как «Я», его можно созерцать косвенно. Можно ли созерцать его как остаток, оставшийся после удаления всего объективного из видимого «Я»? Эта созерцательная мысль сама по себе в конце концов автоматически остановится, и в этой неподвижности будет видна сияющая истинная природа. То, что находится за пределами всех мыслей, можно косвенно созерцать и другими способами. Они также приведут к истинной природе. Всегда помните, что такие слова, как «сознание» или «знание», «бытие» или «счастье», указывают на «Я». Удерживайтесь на одной мысли, чтобы отогнать другие мысли. Пусть эта мысль будет такой, которая указывает на ваше бытие. Думайте о своём бытии как о том, во что сливаются все мысли, тогда одна мысль, за которую вы ухватились, теряет свою форму и сливается с Бытием. Точно так же, как мы используем слово «знание» для обозначения функции познания, мы используем слово «счастье» для обозначения функции наслаждения. Знание и счастье проявляются в нашем опыте только тогда, когда прекращаются соответствующие функции познания и наслаждения. Таким образом, Знание и Счастье – это наше собственное Бытие. При таком убеждении, если мысль направлена на что-либо из этого, она также теряет свою форму и растворяется. Слияние никогда не приведет к глубокому сну, но к погружению в собственное Существо. Таким образом, все узлы на сердце будут разрублены. Опыт В опыте, в строгом смысле этого слова, нет ни мысли, ни внешнего объекта. Это состояние, в котором человек пребывает в своём «я». Объекты восприятия, которые считаются причиной опыта, вводят в заблуждение невежественных людей. Если внимательно рассматривать, то можно увидеть, что нет ничего похожего на причину и следствие. Даже если их признать, следствие никогда не будет существовать независимо от причины. Все согласны с тем, что причина проявляется в следствии. Но в опыте человека такой причины нет. Из этого следует, что у опыта нет причины. Если у него нет причины, зачем искать объекты? Всё, что нужно, — это слияние мыслей. Постоянное размышление о природе самого опыта приведёт к этому слиянию. Сосредоточенная мысль о том, что ты не являешься ни деятелем, ни наслаждающимся, также приведёт к тому же результату. Если человек сможет увидеть, что мысль как таковая на самом деле не существует или что она есть не что иное, как Сознание, то это лучший способ. Свидетель мыслей Правильное исследование покажет, что именно разум, принимающий форму объекта, обычно называется просветлением объекта (его восприятием или знанием). Атма — это неизменное Сознание, которое без усилий и каких-либо изменений в Себе воспринимает такие изменения в уме. Немного поразмыслив, вы поймёте, что это принцип, обозначаемый словом «Я». Пребывая там, вы не видите ничего другого; нет ни тела, ни ума, ни мира, ни органов чувств. Ничто не возникало, и нет мысли о том, что что-то существовало раньше или существует сейчас. Сознание, не совершающее действий, всегда «наслаждается» собой.
Мир и Сознание Вода, соприкасаясь со временем и пространством, которые полностью отличаются от неё, может образовывать волну. Таким образом невозможно сформировать мир. Ничто не существует независимо от Сознания. Как же тогда возможно, чтобы нечто другое и независимое вступило в контакт с Сознанием и сформировало мир? Вода сама по себе никогда не может образовать волну. Точно так же Сознание само по себе никогда не может образовать мир. Следовательно, мира нет, никогда не было и никогда не будет. То, что действительно существует, — это только Сознание. Сознание — это само Блаженство. Атма, обозначаемая словом «Я», — это тоже То. Ничто не меняется Очевидно, что одно явление никогда не может превратиться в другое без разрушения своей природы. Если его сварупа (природа) разрушена, может ли оно существовать? Если оно не существует, как можно сказать, что оно превратилось в другое, ведь его идентичность утрачена и ничто не связывает его с новым явлением? Следовательно, явление никогда не может претерпеть изменения. Нет ни рождения, ни смерти. Разве это не изменения? Тот, кто таким же образом, исследуя природу вещей, открывает эту истину и пребывает в ней, Является великой душой, достигшей своей цели, познавшей то, что должно быть познано, удовлетворившись раз и навсегда. Джняни Я — это Сознание, которое остаётся после того, как от Меня отнято всё объективное. У меня нет тела, жизненной энергии (праны), восприятий, мыслей и желаний. Я выше влечения и отвращения, удовольствия и боли, страха и заблуждений. Я — чистое Сознание. Осознавая, что каждый объект, где бы он ни находился, утверждает Меня, Я наслаждаюсь Собой везде и во всём. Истинное «Я» В состоянии глубокого сна и всякий раз, когда исполняется желание, Я один сияю как безмятежный покой и блаженство. Я — сокровенный принцип, который есть сама Сат-Чит-Ананда. Я — То, что превосходит всё. Непосредственно перед каждой мыслью и чувством и сразу после них Я сияю в Своем собственной величии. Именно во Мне возникают и исчезают мысли и чувства. Я — их неизменный Свидетель. Я — Свет Сознания во всех мыслях и восприятиях и Свет Любви во всех чувствах. У меня нет ни рождения, ни смерти, ни горя, ни заблуждений. Я превосхожу рабство и освобождение. Мир, который возникает и растёт благодаря мысли, сам является мыслью. Мысль — это не что иное, как Сознание, а Сознание — это Моё Бытие. Следовательно, весь мир — это Сознание, которое есть Я. Я совершенен и неделим. У меня нет «моего», привязанности или эгоизма. Я вечен, бездеятелен, чист, самозабвенен и самосветящ. Без атрибутов, неизменный и безусловный, я — обитель Любви, непорочный, единственный и всегда спокойный.
Мысли и объекты Приписывание реальности вещам, возникающим в мыслях, — причина всякого рабства. Форма может существовать только как объект восприятия и никогда не может существовать независимо от него. Это правило одинаково применимо ко всем объектам чувств. Сами по себе объекты не связаны друг с другом. Они связаны только с мыслью. Объект не может существовать ни мгновения, если он не осознан мыслью. Когда мысль меняется, меняется и объект. Таким образом, они неразделимы и, следовательно, едины. Истина в том, что единое разделено лишь словами. Поэтому даже утверждение, что объект возникает в мысли, является заблуждением. Есть только мысль, и содержание мысли — это Сознание. Если эта истина всегда будет жить в вас, мысль вскоре исчезнет, и воцарится Сознание. Тогда наступит освобождение от всех оков. Два аспекта сознания Самвит (сознание) имеет два аспекта: обусловленный и необусловленный. Первый освещает объекты сознания. Второй — это чистое сознание. Чувственные объекты, такие как звук, осязание, запах и т. д., — это всего лишь формы мыслей. Поэтому, строго говоря, объектами сознания являются только мысли. Тот, кто с помощью тщательного исследования и различения способен достичь необусловленного аспекта, может спокойно пребывать в обусловленном. Он достигнет необусловленного в своё время, если не будет довольствоваться обусловленным. Внимательно наблюдая, можно увидеть, как каждая мысль возникает и исчезает в чистом Сознании. Всё, что не является Сознанием, — это форма мысли. Чистое Сознание никогда не может быть её свидетелем. Неверно, что память, сама по себе являющаяся мыслеформой, остается неизменной, наблюдая за всеми мыслями последовательно. Ведь когда возникают другие мысли, память не сопровождает их. Как же тогда память может вызывать прошлые мысли? Если память не может этого сделать, то это вообще не память. Следовательно, слово «память» не имеет смысла. Но нельзя также не признать, что именно память вызывает прошлые мысли. Если памяти не существует, то из этого следует, что и другие мысли не существуют, поскольку нет свидетеля, который мог бы доказать их существование. Таким образом, можно ясно понять, что то, что кажется обусловленным, также является чистым необусловленным Сознанием.
Видящий и видимое Если смотреть через грубый орган зрения, то видны только грубые формы. Такое же отношение существует между другими грубыми органами и их объектами. Оставляя физические органы, если смотреть сквозь тонкий орган, называемый умом, появляются тонкие формы. Глядя сквозь лишенное атрибутов чистое Сознание, человек видит только Сознание и ничего больше. Этот опыт доказывает, что объективный мир всегда будет выглядеть в полном соответствии с позицией, занимаемой субъектом. Следовательно, не объективный мир является препятствием для духовного прогресса человека, а ложная позиция, которую он занял. Если отказаться от неё, наступит духовное просветление. Чтобы отказаться от позиции, абсолютно необходимы мужество, сосредоточенность и преданность сердца. Критический анализ объективного мира также приведет к такому же результату. Вывод о том, что этот кажущийся прочным мир – всего лишь мысль, не решает всей проблемы. Это не может дать полного удовлетворения, поскольку мир мыслей остается. Исследование не принесёт удовлетворения, поскольку оно проводилось с уровня буддхи, который остался необъясненным. Буддхи – это тоже нечто воспринимаемое. Не является ли единое я (Сознание) реальным Воспринимающим? Чтобы исследовать мысли, нужно занять определенную позицию в восприятии Сознания. Когда становится ясно, что содержание мысли – это не что иное, как Сознание, мысль исчезает, а Сознание остается. Сознание, ошибочно считающееся обусловленным временем, предстаёт как мысль. На самом деле оно не обусловлено временем. Разве время само по себе не является мыслью? Как же тогда можно приписать возникновение мысли обусловленности Сознания временем? Следовательно, строго говоря, мысли не существует. Существует только Сознание. Идея времени — это просто наложение иллюзии. Только тот, кто до конца придерживается позиции незаинтересованного свидетеля и спокойно рассматривает происходящее критическим и немигающим взглядом, может осознать эту абсолютную Истину. В бодрствующем состоянии человек начинает осознавать, что объекты сновидения были нереальными. Если человек, увиденный во сне, был нереальным, его разум должен быть таким же нереальным. Его мысли, зрение, слух и т.д. также будут нереальными. Точно так же субъект в состоянии сна, который также является продуктом сна, не может не быть реальным. Тело в состоянии сна отличается от тела в состоянии бодрствования. Когда первое активно, второе находится в пассивном состоянии. Мысли и восприятия субъекта во сне также не могут быть мыслями и восприятиями бодрствующего субъекта. Мысли и восприятия первого нереальны, поскольку являются продуктом сновидения. Тогда возникает вопрос: кому приснился этот сон? Правильный ответ на этот вопрос заключается в том, что его ни у кого не было и что состояния сна никогда не было. Если подобным образом исследовать мир бодрствования, то окажется, что его не существует. Тогда человек обретает свою истинную природу и навсегда утверждается как чистое Сознание. ГЛОССАРИЙ: Приблизительное значение санскритских терминов, расположенных в том порядке, в котором они впервые появляются в тексте. Атма: истинное «Я». Атма-даршан: буквально «восприятие истинного «Я». В данном контексте это означает самореализацию. Это также может означать средство самореализации Адвайта: Недвойственность Джива: Индивидуальная душа, или кажущееся «Я» Сат: Абсолютная жизнь Чит: Абсолютное знание Ананда: Абсолютное блаженство Сатва: Мысль, обращенная к Атме (Самости) Авидья: Неправильное знание Видья: Правильное знание Нирвикальпа Самадхи: Состояние, в котором ум на некоторое время сливается с сознанием и наступает глубокий покой Раса: Нерушимый мир и гармония Прана: Жизненная энергия Сварупа: То, что поддерживает индивидуальность вещи, основу феноменальных свойств Самвит: Сознание Буддхи: Интеллект
АТМА НИРВРИТИ Свобода и счастье в Себе Вольный перевод одноимённого поэтического произведения на малаялам, выполненного самим автором. Атма Это разум, а не я, обладает мыслями и чувствами. Рождение, рост, увядание и смерть относятся к телу, а не ко мне. Я не тело — у меня нет тела. Я не разум — у меня нет разума. Я не деятель, я не наслаждаюсь. Я — чистое сознание, которое не знает растворения. То, что сияет непосредственно перед каждой мыслью и чувством и после них, — это «Я». Это беспредметное сознание; это Атма. Именно эта Атма сияет как блаженство в глубоком сне, а также когда достигается желаемый объект. Мир сияет благодаря Моему свету: без Меня ничего не существует. Я — свет в восприятии мира. Устранение фундаментального сомнения в отношении Сознания Тот, кто говорит, что сознание никогда не переживается без своего объекта, говорит с поверхностного уровня. Если ему задать вопрос: «Обладаете ли вы сознанием?» он спонтанно ответит «Да». Этот ответ исходит из самых глубин. Здесь он даже молча не называет что-либо объектом своего сознания. Это доказывает, что сознание, о котором он говорит, является беспредметным. Тот, кто говорит: «У меня есть сознание» или «Я сознателен», отделяет сознание от себя; это удивительно. То, что не является сознанием, относится к категории познаваемого. «Я» всегда является познающим и никогда не может быть познаваемым. Следовательно, сознание и «Я» — это одно и то же. Зрение и слух Если нет видения, то нет и формы. Форма не имеет независимого существования и, следовательно, сама по себе является видением. Если форма сама по себе является видением, как можно увидеть форму? Следовательно, то, что мы видим, - это не форма, а нечто иное. Аналогичным образом, объекты других органов чувств также являются простыми чувственными восприятиями. Поскольку слух сам по себе является звуком, никто не слышит звуков. Эта истина применима в целом ко всем объектам чувств. Если, таким образом, провести тщательное исследование, чтобы понять, что именно воспринимается, то обнаружится, что это сама Абсолютная Реальность. Если воспринимается Абсолютная Реальность, то как после этого может существовать иллюзия мира?
Знание всегда не связано с объектами Знание о чём-либо не доказывает существование этого чего-либо. Разве знание о змее в верёвке и знание об объектах во сне не существуют? Знание о чём-либо не показывает природу этого чего-либо, а лишь показывает знание. Тот велик, кто видит свет (сознание) в проявлении всех объектов. Независимо от того, присутствуют объекты или нет, тот, кто видел чистое сознание, всегда пребывает в нём. Это поистине его собственная обитель. Она неизменна, беззаботна, истинна, гармонична, спокойна, свята и возвышенна. Основа объективного мира Звук, форма, осязание, вкус и запах никогда не могут существовать сами по себе. Они всегда нуждаются в основе, который их поддерживает. Основа не может быть воспринят органами чувств. Обычно ему дают название, не зная его природы. Есть аромат и красота (форма) цветка. Но кто знает, что такое цветок на самом деле? Существует такое же невежество в отношении основы каждого чувственного объекта. Субстрат всего один и тот же. Разнообразие есть только в воспринимаемых вещах. Субстрат остаётся непознанным, поэтому в нём нет разнообразия. Это существование, это «Я», это чистое сознание, трансцендентная красота и обитель покоя. Невежественный человек и мудрец Позиция невежественного, мирского человека заключается в том, что он является телом, грубым или тонким. Ему нет необходимости думать или совершать джапу (повторение священного имени или слога), чтобы сохранять свою позицию. Когда он осознаёт тело, он становится его обладателем, а когда не осознаёт, остаётся телом. Всё, что происходит с телом, он считает происходящим с ним самим из-за тесной идентификации. Что касается мудреца, то он считает себя чистым сознанием. Чтобы сохранять эту позицию, ему не нужно думать или читать джапу. Мудрец хорошо знает, что сознание самосветящееся и что именно сознание освещает весь мир. Он также знает, что его истинная природа — это сознание, и что как таковое оно не может быть познано или испытано. Следовательно, он не желает и не пытается познать или испытать его. Мудрец с глубочайшей убеждённостью знает, что он — это сознание и что он достиг того, что должно быть достигнуто. Поскольку сознание никогда не претерпевает никаких изменений, он также знает, что он неизменен. Из-за его глубоко укоренившейся убеждённости в том, что он является сознанием, сознание иногда может проявляться до восприятия. Но независимо от того, проявляется оно или нет, из-за этой глубоко укоренившейся убеждённости он всегда доволен, свободен и счастлив.
Происхождение и распад мира Объективированное знание — это мысль. Тогда «Я» остаётся свидетелем мысли. Без того, чтобы Я был замечен как свидетель, мысль присоединяется ко Мне, и живые существа делают Меня мыслителем. И впоследствии мыслитель становится физическим воспринимающим, а соответствующая мысль становится грубым объектом. Таким образом, живые существа делают из Меня мир и, игнорируя Меня, живут в рабстве. Иллюзию мира, возникающую в результате этих последовательных наложений, можно устранить, только вернувшись на тот же путь. Вне всяких сомнений Чтобы достичь высшей реальности, нужно выйти за пределы как существования, так и несуществования не-Атмы. Примечание: под не-Атмой подразумевается всё объективное, включая мысли, чувства, восприятия и действия. Знание — это не название функции Все объекты растворяются в знании. Следовательно, они являются ничем иным, как сознанием. Горшок (если его разбить) растворяется в земле, потому что он сделан из земли. Он не может раствориться в чём-то другом. Таким образом, утверждение «Я знаю вещь» при тщательном рассмотрении означает лишь то, что вещь растворилась в знании. Если согласиться с тем, что зрение и слух — это функции, то только после прекращения этих функций можно сказать, что человек что-то узнал. Таким образом, становится ясно, что знание — это не название функции. Поэтому неправильно говорить «я знаю это», потому что здесь «знать» обозначает функцию. Правильнее было бы сказать: «Это стало знанием». Когда разум полностью удовлетворится изложенной истиной, произойдёт полная перемена в отношении к ней. Покой и знание Поскольку чувства возникают и угасают в покое, их сварупа — это покой. Поскольку мысли возникают и угасают в знании, их сварупа — это знание. Глубокий покой и чистое знание — это одно и то же. Ему дают разные названия, потому что на него смотрят с разных точек зрения. Мысли и Я Как могут мысли, которые возникают и исчезают во Мне, быть чем-то иным, кроме Меня? Когда есть мысль, Я вижу Себя; когда нет мысли, Я пребываю в Своей славе. Небытие объектов До того, как Я увидел, не было «увиденного» (дришьям*), и после того, как Я увидел, не было «увиденного». В этом не может быть никаких сомнений. Когда эта истина будет ясно понята, станет очевидно, что «видимого» не существует даже во время видения. И тогда прекратится всякое рабство. *Дришьям — это видимый объект, акцент делается не на вещи, которая сама по себе не существует, а на видении, в результате которого вещь появляется. Небытие мысли Мысль утончённа: она не может вступать в контакт с грубым объектом или иметь с ним какую-либо связь, потому что они находятся в разных плоскостях. Таким образом, человек никогда не может думать о грубом объекте, и говорить, что он может, — неверно. Мысль о том, что утончённые объекты могут возникать в мысли, также окажется неверной при тщательном рассмотрении. Нет никаких сомнений в том, что утончённый объект сам по себе является формой мысли. Одна мысль никогда не может существовать в другой. Следовательно, у мысли никогда не может быть объекта, грубого или тонкого. Тогда ее нельзя назвать мыслью. Эта беспредметная мысль и есть настоящая область человека, бесформенная и неизменная. Именно на это указывает слово «я». Не было никакого рабства раньше, его нет сейчас и не будет после, поскольку мысль не существует. Примечание: в этом разделе слово «действие» используется для обозначения только телесных действий.
Субъект и объект едины во мне. Опыт и знания находятся внутри. Как их объекты могут быть снаружи? Из этого следует, что снаружи ничего нет: всё внутри. То, что находится внутри, — это Я, и, следовательно, переживающий и переживание — одно и то же, то есть Я. «Я» в чистом состоянии В промежутках между мыслями и в состоянии глубокого сна сияет тот принцип, на который указывает слово «Я». Там разум растворяется и поэтому не может его воспринимать. Когда разум направлен на него, он превращается в него, теряя характеристики разума. Это называется самадхи. Независимо от того, есть ли мысль или нет, постоянное сосредоточение на «Я» называется естественным состоянием (Сахаджа-самадхи). Восприятия и объекты Восприятие создаёт форму, а форма создаёт восприятие; следовательно, и то, и другое не существует как таковое. То же самое относится и к другим чувственным восприятиям. Никто ничего не видит, никто ничего не слышит и никто ни о чём не думает, потому что объекты и чувственная деятельность не существуют. Таким образом, все находятся в состоянии глубокого сна, в состоянии глубокого сна, где нет невежества (незнания). Разуму Если вы собираетесь жить так, как вам нравится, утверждая, что вы — это я, как вы можете осуществить своё желание? Не думайте впредь, что, заявляя об этом, вы сможете удовлетворить свои прихоти. По крайней мере, впредь вы должны знать, что «делающий что-либо пожинает плоды этого действия, хорошие или плохие». Если вы можете жить в соответствии со своим заявлением, это хорошо. Но для этого вы должны сначала попытаться увидеть Меня. Хотя Я нахожусь перед тобой, в тебе и позади тебя, лучше сначала посмотреть назад и попытаться увидеть Меня там. Я всегда стою позади тебя, беспристрастно наблюдая за твоими разнообразными действиями. Ты можешь увидеть Меня без особых усилий. Как только ты обернёшься, чтобы увидеть Меня, Я возьму тебя в самое сокровенное ядро твоего существа, и там ты увидишь Меня. Позже ты увидишь Меня в своих мыслях и чувствах. Ещё позже ты поймёшь, что мысли и чувства — это не что иное, как Я. Поскольку все объекты являются лишь формами мыслей, в конце концов они будут восприниматься как Я. Тогда вы не будете видеть во Мне того, кто отличается от вас. Ваше утверждение, что вы — это Я, станет истинным только тогда, когда вы достигнете этого состояния. Пуджа органов чувств и ума Я — чистое счастье. Все действия органов чувств и ума направлены на счастье. Таким образом, все их действия – это пуджа, совершаемая по отношению ко Мне. Я всегда пребываю в покое, бескорыстно воспринимая эту пуджу. Снова и снова они прикасаются ко Мне, не осознавая этого, и впадают в пассивность. Выйдя из неё, они снова продолжают свою пуджу. Как только они поймут, что своими действиями они совершают пуджу Мне, а в бездействии они лежат, прикасаясь ко Мне, все их страдания прекратятся. После этого действия перестанут быть действиями, а бездействие — бездействием, потому что невежество будет искоренено. Примечание: Пуджа — это поклонение идолу. Она состоит из различных действий, таких как омовение идола или омывание его ног, возложение гирлянд на его шею, нанесение сандаловой пасты на лоб и другие части тела, сжигание перед ним камфоры и бросание цветов к его ногам; заключительным действием является простирание верующего перед идолом. Все эти действия в совокупности составляют пуджу. Сами по себе эти действия не связаны друг с другом. Они связаны через идола. Точно так же различные действия органов чувств и ума связаны друг с другом через аспект «счастья» «принципа Я».