Отрывки из книги “Я есть То”

Тема в разделе 'Нисаргадатта Махарадж', создана пользователем Архивариус, 31 дек 2013.

  1. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Агент ЦРУ

    Текстовое поле Вопрос: Одни говорят, что вселенная была создана. Другие утверждают, что она всегда существовала и извечно подвергалась изменениям. Одни говорят, что она подчиняется законам вечности. Другие отрицают даже причинность. Одни говорят, что мир реален. Другие — что он абсолютно не существует.

    Махарадж: О каком мире вы говорите?

    В: О мире, который я воспринимаю, разумеется.

    М: Мир, который вы воспринимаете, на самом деле ничтожно мал. И он доступен исключительно вам. Представьте, что это сон, и хватит беспокоиться.

    В: Как я могу считать его сном? Сон не длится так долго.

    М: А как долго продлится ваш собственный маленький мирок?

    В: Как бы то ни было, мой маленький мирок есть не что иное, как часть общего мира.

    М: А разве идея общего мира не является частью вашего персонального мира? Вселенная не говорит вам, что вы являетесь её частью. Вы сами создали "общий мир, чтобы считать себя его частью. На самом деле всё, что вы знаете, — это ваш собственный личный мир, каким бы он ни казался вам в свете ваших фантазий и ожиданий.

    В: Но ведь восприятие — не фантазия!

    М: А что же ещё? Восприятие — это узнавание, ведь так? Что-то абсолютно незнакомое можно ощутить, но не воспринять. Восприятию требуется память.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава 17
    Вечно-присутствующее


    Вопрос: Высшие силы ума это понимание, интеллект и интуиция. У человека есть три тела физическое, ментальное и каузальное (причинное) (прана , мана , карана ). Физическое тело человека отражает его бытие, ментальное его познание и каузальное приносящее радость творчество. Конечно, все эти формы существуют в сознании. Но они кажутся отличными друг от друга, имеющими разные качества. Интеллект (буддхи ) это отражение в уме силы сознания (чит ). Это то, что даёт уму способность к познанию. Чем ярче интеллект, тем шире, глубже и точнее знание. Познавать вещи, познавать людей и познавать себя это все функции интеллекта, причём последняя самая важная, включающая в себя две остальные. Непонимание себя и мира приводит к ложным концепциям и желаниям, которые, в свою очередь, ведут к рабству. Правильное понимание себя необходимо для освобождения от рабства иллюзии. Теоретически я понимаю всё это, но на практике я безнадёжно зависим от своих реакций на ситуации и людей, и эти неправильные реакции только усугубляют моё рабство. Жизнь слишком быстра для моего тупого и заторможенного ума. Я прихожу к пониманию, но слишком поздно, когда старые ошибки уже повторяются снова и снова.

    Махарадж: Так в чём ваша проблема?


    В: Я хочу реагировать на жизнь не только интеллектуально, но и очень быстро. Я могу быть достаточно быстрым, только если мои реакции абсолютно спонтанны. Как мне достичь такой спонтанности?

    М: Зеркало ничего не делает, чтобы привлечь солнце. Оно может только удерживать свет. Когда ум готов, солнце само засияет в нём.


    В: Свет Я или свет ума?

    М: Того и другого. Сам по себе этот свет не имеет причины и не подвержен изменениям, он преображается умом, который движется и меняется. Это очень похоже на кино. В кинопленке света нет, но она преображает свет и создаёт видимость движения, перехватывая его.


    В: Сейчас вы в совершенном состоянии?

    М: Совершенство - это состояние ума, когда он чист. Я за пределами ума, в каком бы состоянии он ни находился, чистом или не чистом. Моя природа осознание, я всецело за гранью бытия и небытия.


    В: Поможет ли мне медитация достичь вашего состояния?

    М: Медитация поможет вам ощутить свои путы, ослабить их, развязать их и выбросить удерживающий вас якорь. Когда вы больше ни к чему не привязаны, это значит, что вы выполнили свою часть работы. Остальное будет сделано за вас.


    В: Кем?

    М: Той же силой, которая привела вас сюда, которая подтолкнула ваше сердце к желанию истины, а ваш ум к её поиску. Это та же сила, которая удерживает вас живым. Можете называть её Жизнью, или Высшим.


    В: Эта же сила убьёт меня со временем.

    М: Разве вы не присутствовали при собственном рождении? И разве вы не будете присутствовать при собственной смерти? Найдите того, кто присутствует всегда, и ваша проблема спонтанности и совершенных реакций будет решена.


    В: Реализация вечного и адекватное, не требующее усилий реагирование на вечно меняющиеся повседневные события это два разных, не связанных друг с другом вопроса. Вы почему-то объединяете их в один. Зачем вы это делаете?

    М: Реализовать Вечное значит стать Вечным, целым, вселенной со всем, что её составляет. Любое событие есть следствие и выражение целого и пребывает в изначальной гармонии с целым. Любая реакция целого будет правильной, безусильной и мгновенной.
    По-другому и быть не может, если она правильная. Замедленная реакция это неправильная реакция. Мысль, чувство и действие должны быть одним целым и возникать одновременно с ситуацией, вызывающей их.


    В: Как это происходит?

    М: Я уже говорил. Найдите того, кто присутствовал при вашем рождении и будет свидетелем вашей смерти.


    В: Моих отца и мать?

    М: Да, ваших отца-и-мать, источник, из которого вы появились. Чтобы решить эту проблему, вы должны проследить её до самого источника. Только в растворении проблемы в универсальном растворителе исследования и бесстрастия можно найти правильный ответ.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава 60
    Живите фактами, не фантазиями


    Вопрос: Вы говорите, что всё видимое вами это вы сами. Вы также признаёте, что видите мир так же, как мы. Вот сегодняшняя газета, полная всех происходящих сейчас ужасов. Если мир это вы сами, как вы можете объяснить такое безобразие?

    Махарадж: Какой мир вы имеете в виду?


    В: Наш общий мир, в котором мы живём.

    М: Вы уверены, что мы живём в одном мире? Я не имею в виду природу, моря и землю, растения и животных. Они не представляют проблему, как и безграничное пространство, бесконечное время, неистощимая сила. Пусть вас не вводит в заблуждение то, что я ем и курю, читаю и говорю. Мой ум не здесь, моя жизнь не здесь. Ваш мир желаний и их исполнения, страхов и их избежания определённо не является моим. Я его даже не воспринимаю, разве что только по вашим словам. Это ваш личный мир-сновидение, и моя единственная реакция на него попросить вас проснуться.

    В: Несомненно, войны и революции не являются снами. Больные матери и умирающие от голода дети это не сон. Богатство, приобретённое обманом и используемое во вред, это не сон.

    М: А что же?


    В: Сон нельзя разделить с другими.

    М: Как и бодрствующее состояние. Все три состояния бодрствующее, сон со сновидениями и сон без сновидений субъективны, персональны, личностны. Они все происходят и содержатся в маленьком пузырьке сознания, называемом «я». Истинный мир лежит за пределом «я».


    В: «Я» или не «я», но факты реальны.

    М: Конечно, факты реальны! Я живу среди них. Но вы живёте фантазиями, а не фактами. Факты никогда не сталкиваются, а ваша жизнь и ваш мир полны противоречий. Противоречия это признак иллюзорности, реальное никогда не противоречит себе.

    К примеру, вы жалуетесь, что люди унизительно бедны. Однако вы не делитесь с ними своим богатством. Вы обеспокоены войной поблизости, но едва ли вспомните о ней, если она идёт где-то далеко. Изменчивые состояния вашего эго определяют ваши ценности. «Я думаю», «я хочу», «я должен» возведены в ранг абсолюта.


    В: Тем не менее, зло реально.

    М: Не более реально, чем вы. Зло это неправильный подход к проблемам, созданным непониманием и злоупотреблением. Это порочный круг.


    В: Можно ли разбить этот круг?

    М: Не нужно разбивать фальшивый круг. Достаточно увидеть его таким, какой он есть, несуществующим.

    В: Но достаточно реальным, чтобы заставить нас подчиниться и подвергать нас унижениям и жестокости.

    М: Безумие повсеместно, здравомыслие очень редко. И всё же надежда есть, потому что когда мы замечаем наше безумие, мы на пути к здравомыслию. Это функция Гуру помочь нам увидеть безумие нашей повседневной жизни. Жизнь делает вас сознательными, учитель делает вас осознанными.


    В: Сэр, вы не относитесь ни к тому, ни к другому. С незапамятных времён люди проникали в реальность. Однако как мало это влияло на наши жизни! Рамы и Кришны, Будды и Иисусы приходят и уходят, а мы остаемся какими были, барахтающимися в поту и слезах. Что сделали великие, чьи жизни мы наблюдали? Что сделали вы, сэр, чтобы облегчить мировое рабство?

    М: Только вы можете исправить зло, которое сами создали. Ваш собственный жестокий эгоизм корень зла. Сначала наведите порядок в собственном доме, и тогда увидите, что ваша работа сделана.


    В: Люди мудрости и любви, которые были до нас, приводили себя в порядок, часто огромной ценой. И что из этого вышло? Падающая звезда, какой бы яркой она ни была, не может сделать ночь светлее.

    М: Чтобы судить их самих и их работу, вы должны стать одним из них. Лягушка в колодце ничего не знает о птицах в небе.


    В: Вы хотите сказать, что между добром и злом нет стены?

    М: Никакой стены нет, потому что нет ни добра, ни зла. В каждой конкретной ситуации есть только необходимое и излишнее. Нужное правильно, ненужное неправильно.

    В: Кто это решает?

    М: Ситуация. Каждая ситуация это вызов, который требует правильной реакции. Если реакция правильная, вызов принят, и проблема исчезает. Если реакция неправильная, вызов не принят, и проблема остаётся нерешённой. Ваши нерешённые проблемы это ваша карма . Решите их правильно и будьте свободны.

    В: Вы всё время толкаете меня обратно к самому себе. Разве нет объективного решения мировых проблем?

    М: Мировые проблемы были созданы бесчисленными людьми, подобными вам, переполненными своими желаниями и страхами. Кто может освободить вас от вашего прошлого личного и социального кроме вас самих? И как вы сделаете это, если не увидите настойчивую необходимость сначала освободиться от стремлений, порождённых иллюзией? Как вы можете помогать, если сами нуждаетесь в помощи?

    В: Как помогали древние мудрецы? Как помогаете вы? Отдельные люди получают пользу, без сомнения, ваше руководство и пример могут много для них значить, но каким образом вы воздействуете на человечество, на тотальность жизни и сознания? Вы говорите, что вы есть мир и мир есть вы, какой импульс вы ему послали?

    М: Какого импульса вы ожидаете?


    В: Человек глуп, эгоистичен, жесток.

    М: Человек также мудр, заботлив, добр.


    В: Почему доброта не преобладает?

    М: Она преобладает в моём реальном мире. В моём мире даже то, что вы называете злом, является слугой добра, и потому необходимо. Оно как нарывы и лихорадки, которые очищают тело от нечистот. Болезнь болезненна, даже опасна, но если с ней взаимодействовать правильно, она излечивает.


    В: Или убивает.

    М: В некоторых случаях смерть лучшее лечение. Жизнь может быть хуже смерти, которая редко бывает неприятным переживанием, как бы это ни выглядело со стороны. Поэтому жалейте живых, а не мёртвых. Проблема хороших или плохих вещей не существует в моём мире. Нужное хорошо, ненужное плохо. В вашем мире приятное хорошо, а неприятное плохо.

    В: Что является необходимым?

    М: Расти необходимость. Вырасти необходимость. Оставить хорошее ради лучшего необходимость.


    В: И каков конец?

    М: Конец находится в начале. Вы заканчиваете, когда начинаете в Абсолюте.


    В: Тогда к чему всё это беспокойство?
    Чтобы вернуться туда, откуда я начал?


    М: Чьё беспокойство? Какое беспокойство? Вы жалеете росток, который должен расти и множиться, пока не станет могучим лесом? Вы убиваете младенца, чтобы спасти его от беспокойства жизни? Что плохого в жизни, порождающей ещё больше жизни? Уберите препятствия к росту, и все ваши личные, социальные, экономические и политические проблемы просто растворятся. Вселенная совершенна как целое, и стремление к совершенству какой-то её частички выражение радости. Добровольно пожертвуйте несовершенным ради совершенного, и больше не будет нужды говорить о добре и зле.


    В: И всё же мы боимся лучшего и цепляемся за худшее.

    М: Это наша глупость, граничащая с безумием.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава 13
    Высшее, ум и тело


    Вопрос: Из того, что вы нам говорили, выходит, что вы не совсем сознаёте своё окружение. Но нам вы кажетесь предельно внимательным и активным. Мы не можем поверить, что ваше состояние это некий гипнотический транс, лишённый памяти. Напротив, ваша память кажется великолепной. Как мы можем понять ваше утверждение, что для вас мир и все вещи в нём не существуют?

    Махарадж: Это зависит от фокусировки. Ваш ум сфокусирован на мире, мой на реальности. Это подобно луне в дневное время когда светит солнце, луны не видно. Или понаблюдайте, как вы едите. Пока еда у вас во рту, вы её сознаёте, когда она проглочена, вы о ней забываете. Было бы довольно трудно помнить о ней всё время, пока она не покинет организм. Нормальный ум должен пребывать в состоянии покоя, постоянная активность это отклонение. Вселенная действует сама по себе, я это знаю. Что ещё мне нужно знать?


    В: Значит, джняни знает, что делает, только тогда, когда обращает на это свой ум, в противном случае он действует, ни о чём не заботясь?

    М: Обычный человек не сознаёт своё тело как таковое. Он сознаёт свои ощущения, чувства и мысли. Но даже они покидают центр сознания и случаются спонтанно и без усилий, когда утверждается непривязанность.


    В: Что тогда оказывается в центре сознания?

    М: То, для чего нет ни имени, ни формы, поскольку у него нет качеств и оно за пределами сознания. Можно сказать, что это точка в сознании, которая за пределами сознания. Как дырка в бумаге находится в бумаге, но сделана не из бумаги, так и высшее состояние находится в самом центре сознания и в то же время за его пределами. Это подобно отверстию в уме, через которое ум затопляется светом. Само отверстие ещё не свет. Это просто отверстие.


    В: Отверстие - это пустота, отсутствие.

    М: Совершенно верно. С точки зрения ума это просто отверстие, сквозь которое осознание входит в ментальное пространство. Сам по себе свет можно сравнить с твёрдой, как скала, плотной, однородной и неизменной массой чистого осознания, свободной от ментальных шаблонов имени и формы.


    В: Есть ли какая-то связь между ментальным пространством и сферой высшего?

    М: Высшее даёт существование уму. Ум даёт существование телу.


    В: А что лежит за пределами?

    М: Вот вам пример. Почтенный йог, мастер искусства долголетия, живущий уже более тысячи лет, приходит ко мне, чтобы научить меня своему искусству. Я искренне уважаю его и восхищаюсь его достижениями, однако могу сказать только одно: зачем мне долголетие? Я вне времени. Какой бы долгой ни была жизнь, это всего лишь миг, всего лишь сон. Я вне качеств. Они появляются и исчезают в моём свете, но не могут описать меня. Вселенная - это имена и формы, основанные на качествах и их отличиях, я же за пределами этого. Мир есть, поскольку я есть, но я не есть мир.


    В: Но вы живёте в мире!

    М: Так считаете вы! Я знаю, что существует мир, который включает в себя это тело и этот ум, но я не считаю их более «моими», чем любые другие тела и умы. Они существуют во времени и пространстве, я же вне времени и пространства.


    В: Но поскольку всё существует в вашем свете, не являетесь ли вы творцом этого мира?

    М: Я не потенциальность, не проявление и не действительность вещей. В моём свете они приходят и уходят, как пылинки, танцующие в луче солнца. Свет освещает пылинки, но не зависит от них. Неверно говорить, что он их создаёт. Нельзя даже сказать, что он их замечает.


    В: Я задаю вам вопрос, и вы на него отвечаете. Вы сознаёте вопрос и ответ?

    М: В действительности я не слышу и не отвечаю. В мире явлений вопрос и ответ просто происходят. Ничто не происходит со мной. Всё просто происходит.


    В: И вы просто наблюдаете?

    М: Что значит наблюдать? Наблюдать значит просто знать. Шёл дождь, и сейчас он кончился. Я не намок. Я знаю, что был дождь, но я не был затронут им. Я просто наблюдал дождь.


    В: Полностью реализованный человек, спонтанно пребывающий в высшем состоянии, тем не менее ест, пьёт и так далее. Он осознаёт всё это или нет?

    М: То, в чём действует сознание, вселенское сознание или ум, мы называем эфиром сознания. Все объекты в сознании формируют вселенную. То, что за пределами того и другого и поддерживает обоих, есть высшее состояние, состояние предельного покоя и тишины. Кто бы ни отправился туда, исчезает. Оно недостижимо для слов и ума. Можете называть это Богом, или Парабрахманом , или Высшей Реальностью, но эти имена даются умом. Это состояние без имени, без содержания, без усилий, спонтанное, за пределами бытия и небытия.


    В: Но пребывающий там сохраняет сознание?

    М: Как вселенная является телом для ума, так и сознание является телом для высшего. Высшее не сознаёт, но является источником сознания.


    В: В моей повседневной деятельности многое происходит по привычке, автоматически. Я осознаю общую цель, но не каждое движение в деталях. По мере того как моё сознание расширяется и углубляется, детали отступают, освобождая место для общих направлений. Это то же, что происходит с джняни , только в более глубокой степени?

    М: На уровне сознания да. В высшем состоянии, нет. Это состояние абсолютно целостно и неделимо, единая сплошная масса реальности. Единственный способ познать его быть им. Ум не способен постичь его. Для его восприятия не нужны органы чувств, для его познания не нужен ум.


    В: Так Бог управляет миром.

    М: Бог не управляет миром.


    В: Тогда кто?

    М: Никто. Всё происходит само собой. Вы задаёте вопрос и сами навязываете ответ. Вы уже знаете ответ, когда задаёте вопрос. Всё есть игра в сознании. Все разделения иллюзорны. Знать можно только ненастоящее, истиной нужно быть.


    В: Есть наблюдаемое сознание и есть наблюдающее сознание. Высшим является второе?

    М: Есть двое: личность и наблюдатель, свидетель. Когда вы видите их как одно и выходите за его пределы, вы в высшем состоянии. Оно невоспринимаемо, потому что оно есть то, что делает восприятие возможным. Оно вне бытия и небытия. Оно не зеркало и не отражение в зеркале. Оно то, что есть, безвременная реальность, невероятно прочная и цельная.


    В: Джняни - это свидетель или Высшее?

    М: Высшее, конечно, но его можно также рассматривать как свидетеля вселенной.


    В: Но он остаётся личностью?

    М: Когда вы считаете себя личностью, вы везде видите личности. В действительности личности нет, есть только нити памяти и привычки. В момент реализации личность исчезает. Индивидуальность остаётся, но индивидуальность - это не личность, индивидуальность присуща самой реальности. Личность не существует сама по себе, она есть отражение свидетеля, «я есть», являющегося формой бытия, в уме.


    В: Высшее сознательно?

    М: Оно не сознательно и не бессознательно. Я говорю это, исходя из собственного опыта.


    В: Праджнянам Брахма . Что такое Праджня ?


    М: Это несамосознательное знание самой жизни.


    В: Является ли это живостью, жизненной энергией, жизненностью?

    М: Энергия первична. Поскольку всё есть форма энергии. Сознание наиболее дифференцированно в состоянии бодрствования. Меньше во сне со сновидениями. Ещё меньше в глубоком сне без сновидений. Однородно в четвёртом состоянии. За пределами этого невыразимая монолитная реальность, сфера джняни.


    В: Я порезал руку. Она зажила. Какая сила её вылечила?

    М: Сила жизни.


    В: Что это за сила?

    М: Это сознание. Всё сознательно.


    В: Что является источником сознания?

    М: Сознание само является источником всего.


    В: Может ли существовать жизнь без сознания?

    М: Нет, как и сознание без жизни. Они есть одно. Но в реальности есть только Абсолют. Остальное дело имени и формы. И пока вы цепляетесь за идею того, что существует только то, что имеет имя и форму, Высшее будет казаться вам несуществующим. Когда вы поймёте, что имена и формы это пустые скорлупки без какого бы то ни было содержания, что реальное безымянно и бесформенно, чистая энергия жизни и свет сознания, тогда вы найдёте покой погрузитесь в глубокую тишину реальности.


    В: Если время и пространство всего лишь иллюзии, и вы за пределами этого, пожалуйста, скажите мне, какая сейчас погода в Нью-Йорке. Там жарко или идёт дождь?

    М: Как я могу это сказать? Такие вещи требуют специальной тренировки. Или просто поездки в Нью-Йорк. Я могу быть абсолютно уверен, что я вне времени и пространства, и в то же время не смогу поместить себя по желанию в какую-то точку времени и пространства. Я недостаточно в этом заинтересован. Я не вижу смысла в специальной йоги-ческой практике. Я просто слышал о Нью-Йорке. Для меня это всего лишь слово. Зачем мне знать о нём больше, чем может выразить слово? Каждый атом может быть вселенной, такой же сложной, как наша. Должен ли я знать их все? Я могу, если буду тренироваться.


    В: Задавая вопрос о Нью-Йорке, где я допустил ошибку?

    М: Мир и ум являются состояниями бытия. Высшее не является состоянием. Оно пропитывает все состояния, но не является состоянием чего-либо. Оно абсолютно беспричинно, независимо, завершено в себе, вне времени и пространства, ума и материи.


    В: По какому признаку вы его узнаёте?

    М: В том-то всё и дело, что оно не оставляет следов. Его не узнаешь по чему бы то ни было. Его надо видеть непосредственно, отбрасывая все поиски знаков и подходов. Когда все имена и формы отброшены, реальное с вами. Вам не нужно его искать. Множественность и разнообразие это игра ума. Реальность едина.


    В: Если реальность не имеет признаков, то и говорить о ней бесполезно.

    М: Она есть . Это нельзя отрицать. Она глубокая и тёмная, тайна под покровом тайны. Но она есть , а остальное просто происходит.


    В: Это Неизвестное?

    М: Это за пределами известного и неизвестного. Но я бы скорее назвал это известным, чем неизвестным. Поскольку если что-то и известно, то это именно реальное.


    В: Является ли тишина атрибутом реальности?

    М: Это тоже порождение ума. Все состояния и условия порождаются умом.


    В: Где находится самадхи ?

    М: Самадхи - это неиспользование своего сознания. Вы просто оставляете свой ум в покое. Вы ничего не хотите ни от своего тела, ни от своего ума.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава 44

    «Я есть» истинно, всё остальное умозаключение


    Махарадж: Тот, кто воспринимает мир, первичен, или он появляется вместе с миром?

    Вопрос: Какой странный вопрос! Зачем вы задаёте такие вопросы?

    М: Пока вы не узнаете правильный ответ, вы не найдёте покой.


    В: Когда я просыпаюсь утром, мир уже там, ждёт меня. Разумеется, мир появляется первым. Я появляюсь гораздо позже, с моим рождением. Моё тело служит связующим звеном между мной и миром. Без тела не было бы ни меня, ни мира.

    М: Тело появляется в вашем уме, ваш ум это содержимое вашего сознания, вы - это неподвижный свидетель вечно меняющейся реки сознания, никак не меняющей вас. Ваша собственная неизменность настолько очевидна, что вы её даже не замечаете. Посмотрите на себя внимательно, и все недопонимания и ошибочные представления исчезнут. Как все мельчайшие живые существа в воде не могут существовать без воды, так и вся вселенная существует внутри вас и не может существовать без вас.


    В: Мы называем это Богом.

    М: Бог - это всего лишь концепция в вашем уме. Реальность это вы. Единственное, что вы знаете наверняка, это: «Я есть здесь и сейчас». Уберите «здесь и сейчас», и останется неопровержимое «я есть». Эти слова существуют в памяти, память входит в сознание, сознание существует в осознании, а осознание есть отражение света в водах существования.


    В: Я всё-таки не понимаю, как мир может существовать во мне, если противоположное утверждение «я существую в мире» так очевидно.

    М: Даже слова «я есть мир, мир есть я» демонстрируют неведение. Но когда я храню в уме и подтверждаю в жизни свою тождественность с миром, во мне возникает сила, которая уничтожает неведение, сжигает его целиком.


    В: Свидетель неведения отличен от самого неведения? Разве слова «я не обладаю знанием» не являются частью неведения?

    М: Конечно. Единственные истинные слова «я есть», всё остальное умозаключение. Но умозаключение превратилось в привычку. Уничтожьте все привычки думания и видения. Чувство «я есть» это проявление более глубокой причины, которую вы можете назвать Я, Богом, Реальностью или как-то ещё. «Я есть» существует в мире, но оно является ключом, который может открыть дверь за пределы этого мира. Танцующую на воде луну созерцают в воде, но причиной её является луна на небе, а не вода.


    В: Я всё же не понимаю главного. Я могу допустить, что мир, в котором я живу, двигаюсь и существую, является моим собственным творением, проекцией меня, моего воображения на неизвестный мир, мир как он есть, мир «абсолютной материи», что бы это ни значило. Созданный мною мир может сильно отличаться от абсолютного, реального мира, как кино отличается от показываемой в нём жизни. Тем не менее, этот абсолютный мир существует совершенно независимо от меня.

    М: Правильно, мир Абсолютной Реальности, на который ваш ум спроецировал мир относительной нереальности, не зависит от вас по очень простой причине он и есть вы.


    В: Разве здесь нет противоречия в терминах? Как может независимость доказать тождественность?

    М: Исследуйте движение изменений, и увидите сами. То, что может меняться при вашей неизменности, может быть названо независимым от вас. Но то, что неизменно, должно быть едино со всем, что также неизменно, поскольку двойственность подразумевает взаимодействие, а взаимодействие означает изменения. Другими словами, абсолютно материальное и абсолютно духовное, тотально объективное и тотально субъективное тождественны, как по содержанию, так и по смыслу.

    В: Как в трёхмерной картине свет формирует свой собственный экран.

    М: Любое сравнение подойдёт. Необходимо ухватить главное: то, что вы спроецировали на себя мир своего собственного воображения, основанный на воспоминаниях, желаниях и страхах, и что вы заперли себя в нём. Развейте наваждение и будьте свободны.


    В: Как развеять наваждение?

    М: Утвердите свою независимость в мыслях и действиях. В конце концов, всё опирается на вашу веру в себя, на убеждение, что то, что вы видите и слышите, думаете и чувствуете, реально. Почему бы не подвергнуть эту веру сомнению? Этот мир, несомненно, нарисован вами на экране сознания и является всецело вашим собственным персональным миром. Только ваше чувство «я есть», хотя и существует в этом мире, не является его частью. Никакая логика или воображение не смогут изменить это «я есть» на «меня нет». Самим отрицанием своего существования вы утверждаете его. Как только вы поймёте, что мир является вашей собственной проекцией, вы освободитесь от него. Вам не надо освобождать себя от мира, который не существует, кроме как в вашем воображении! Какова бы ни была картина, прекрасная или уродливая, её рисуете вы, и вы не связаны ею. Осознайте, что нет никого, кто бы навязывал вам её, что она является следствием привычки принимать воображаемое за реальное. Принимайте воображаемое за воображаемое и будьте свободны от страха.
    Так же как цвета на этом ковре проявляются благодаря свету, хотя свет не является цветом, так и мир существует благодаря вам, хотя вы не являетесь миром.
    То, что создаёт и поддерживает мир, можно называть Богом, или провидением, но в абсолютном смысле вы доказательство того, что Бог существует, а не наоборот.
    Поскольку, прежде чем может быть задан любой вопрос о Боге, здесь должны быть вы, чтобы его задать
    .


    В: Бог является переживанием во времени, но переживающий безвременен.

    М: Даже переживающий вторичен. Первично бесконечное пространство сознания, вечная возможность, неизмеримый потенциал всего, что было, есть и будет. Когда вы смотрите на что-либо, вы видите абсолютное, но воображаете, что это облако или дерево.
    Научитесь видеть без воображения, слышать без искажения, вот и всё. Перестаньте приписывать имена и формы безымянному и бесформенному, осознайте, что любой способ восприятия субъективен, что видимое и слышимое, осязаемое или обоняемое, чувствуемое или мыслимое, ожидаемое или воображаемое существуют только в уме, а не в реальности, и вы обретёте покой и свободу от страха.
    Даже чувство «я есть» составлено из чистого света и чувства бытия. «Я» существует даже без «есть». Чистый свет существует независимо от того, говорите вы «я» или нет. Осознайте этот чистый свет, и вы никогда его не потеряете. Бытийность в бытии, осознание в сознании, интерес в каждом переживании - это неописуемо, однако совершенно доступно, потому что ничего больше нет.


    В: Вы говорите о реальности напрямую как о всеохватывающей, всегда присутствующей, всезнающей, наделяющей всё энергией первопричине. Другие учителя вообще отказываются обсуждать реальность. Они говорят, что реальность за пределами ума, а все обсуждения в пределах ума, являющегося пристанищем нереального. Они используют отрицательный подход. Они определяют нереальное и таким образом выходят из него в реальное.

    М: Разница только в словах. В конце концов, когда я говорю о реальном, я описываю его как не-нереальное, беспространственное, безвременное, беспричинное, безначальное и бесконечное. Это одно и то же. Если оно ведёт к просветлению, то какое значение имеет терминология? Какая разница, толкать тележку или тянуть её, если она катится? Вы можете чувствовать притяжение к реальности в одно время и отторжение от иллюзорного в другое. Это всего лишь сменяющие друг друга настроения, они оба нужны для совершенной свободы. Вы можете идти тем или иным путём, но это всегда будет верный путь в данный момент, просто идите с чистым сердцем, не тратьте время на сомнения и неуверенность. Ребёнку, чтобы расти, нужна разная пища, но акт принятия пищи всегда одинаков. Теоретически, все подходы хороши. Практически и в данный момент, вы идёте только одной дорогой. Рано или поздно вы обязательно обнаружите, что, если вы действительно хотите найти, вы должны копать только в одном месте - внутри.
    Ни ваше тело, ни ваш ум не могут дать вам то, что вы ищете, бытие и знание своего Я и величайший покой, который приходит с этим.

    В: В каждом подходе должно быть что-то ценное и эффективное.

    М: В каждом случае ценность лежит в приведении вас к необходимости искать внутри. Игра с различными подходами может быть следствием нежелания идти внутрь, страха необходимости отбросить иллюзию того, что вы являетесь чем-то или кем-то конкретным. Чтобы найти воду, вы не будете рыть много маленьких ямок вокруг, а выроете один глубокий колодец. Точно так же, чтобы найти своё Я, вы должны исследовать себя. Когда вы осознаете, что вы есть свет мира, вы также осознаете, что вы есть его любовь, что знать значит любить, а любить значит знать.
    Из всех видов любви любовь к себе стоит на первом месте. Ваша любовь к миру является отражением вашей любви к себе, поскольку ваш мир это ваше собственное создание. Свет и любовь безличностны, но они отражаются в вашем уме как знание и желание себе блага. Мы всегда относимся к себе хорошо, но не всегда мудро. Йог это человек, чья доброжелательность соединена с мудростью.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    В: Во мне есть убеждение: «Я есть тело». Я понимаю, что это из-за отсутствия мудрости. Но состояние ощущения себя телом, телом-умом, умом-телом или даже чистым умом когда оно началось?


    М: Вы не можете говорить о начале сознания. Сами идеи о начале и времени находятся внутри сознания. Чтобы осмысленно говорить о начале чего-либо, вы должны выйти за его пределы. В момент выхода вы осознаёте, что такой вещи нет и никогда не было. Есть только реальность, в которой никакая «вещь» не имеет своего собственного бытия. Подобно тому как волны неотделимы от океана, так и всё существование укоренено в бытии.


    В: Факт в том, что здесь и сейчас я спрашиваю вас: когда появилось чувство «я есть тело»? С моим рождением? Или этим утром?

    М: Сейчас.


    В: Но я помню, что оно было у меня вчера!

    М: Память о вчера существует только сейчас.


    В: Но ведь я существую во времени. У меня есть прошлое и будущее.

    М: Вы это воображаете сейчас.


    В: Но должно быть какое-то начало.

    М: Сейчас.


    В: А конец есть?

    М: То, что не имеет начала, не может закончиться.


    В: Но я сознаю свой вопрос.

    М: На ложный вопрос не может быть ответа. Его можно только увидеть как ложное.


    В: Для меня он реален.

    М: Когда он стал для вас реальным? Сейчас.


    В: Да, он реален для меня сейчас.

    М: Что реально в вашем вопросе? Состояние ума. Ни одно состояние ума не может быть более реальным, чем сам ум. Реален ли ум? Ум есть не что иное, как коллекция состояний, каждое из которых временно. Как последовательность эфемерных состояний может считаться реальной?


    В: Как бусины на нитке, события следуют друг за другом вечно.

    М: Они все нанизаны на основную идею «я есть тело». Но даже это является ментальным состоянием и не длится долго. Оно приходит и уходит, как и все другие состояния. Иллюзия тела-ума сохраняется, потому что она не исследована. He-исследование это нить, на которую нанизаны все состояния ума. Как темнота в закрытой комнате. Она там, очевидно. Но когда дверь открывается, куда она уходит? Она никуда не уходит, потому что её там и не было. Все состояния ума, все имена и формы существования исходят из не-исследования, не-поиска, из воображения и легковерия. Правильно говорить «я есть», но «я есть это» и «я есть то» это признак отсутствия исследования, изучения, признак слабости ума, или летаргии.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Вопрос: Я приехал издалека. У меня был некоторый опыт внутренних переживаний, и я хотел бы обменяться впечатлениями.

    Махарадж: Пожалуйста. Вы знаете, кто вы?


    В: Я знаю, что я не тело и не ум.

    М: Откуда вы это знаете?


    В: Я чувствую, что нахожусь не в теле. Кажется, что я повсюду, везде. Что касается ума, я могу его «включать» и «выключать». Это даёт мне ощущение, что я не являюсь умом.

    М: Когда вы чувствуете себя везде в мире, вы остаетесь отделённым от мира? Или вы и есть мир?


    В: И то, и это. Иногда я чувствую себя не умом или телом, а одним единственным всевидящим оком. Когда я погружаюсь глубже в него, я обнаруживаю, что стал тем, что я вижу, тогда мир и я становимся одним.

    М: Очень хорошо. А какие нибудь желания у вас остались?


    В: Да, они приходят, короткие и неглубокие.

    М: И что вы с ними делаете?


    В: А что я могу сделать? Они приходят и уходят. Я наблюдаю за ними. Иногда я замечаю, что мои тело и ум объединяются для их исполнения.

    М: Чьи желания исполняются?


    В: Они – часть мира, в котором я живу. Они подобны деревьям или облакам.

    М: Разве они не являются признаком несовершенства?


    В: Почему они должны им быть? Они такие, какие они есть, и я такой, какой я есть. Как может появление и исчезновение желаний повлиять на меня? Конечно, они влияют на форму и содержимое ума.

    М: Очень хорошо. Кем вы работаете?


    В: Я осуществляю надзор за условно осуждёнными.

    М: Что это значит?


    В: Несовершеннолетних преступников отпускают на испытательный срок, и существуют специальные служащие, чтобы следить за их поведением и помогать им пройти обучение и найти работу.

    М: Вы обязаны работать?


    В: Кто работает? Работа просто происходит.

    М: Вам нужно работать?


    В: Мне нужна работа, чтобы зарабатывать деньги. Она мне нравится, потому что благодаря ей я могу общаться с людьми.

    М: Зачем вам нужны люди?


    В: Они могут нуждаться во мне, это их судьбы направили меня на эту работу. В конце концов, это всего лишь одна жизнь.

    М: Как вы пришли к этому состоянию?


    В: Учение Шри Раманы Махарши указало мне путь. Затем я встретил некоего Дугласа Хардинга, который помог мне, показав, как нужно работать с «Кто я?».

    М: Это произошло внезапно или постепенно?


    В: Это случилось довольно внезапно. Будто вернувшееся воспоминание о чём то давно забытом. Или как внезапная вспышка понимания. «Как просто, – сказал я себе. – Как просто. Я не то, чем себя считал! Я не воспринимаемое и не воспринимающий, я только восприятие».

    М: Даже не восприятие, а то, что делает всё это возможным.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    В: Что я, если не человек?

    М: То, что заставляет вас считать себя человеком - не человек. Это не что иное, как лишённая размеров точка в сознании, сознательное ничто.

    Всё, что вы можете об этом сказать, — это: «Я есть».

    Вы есть чистое бытие — осознание — блаженство.

    Осознание этого означает конец всех поисков.

    Вы приходите к этому, когда видите всё, чем себя считали, как чистое воображение и непривязанно остаетесь в чистом осознании преходящего как преходящего, воображаемого как воображаемого, нереального как нереального.

    Это совсем не сложно, но здесь необходима невовлечённость.

    Цепляние за ложное делает истинное таким неясным.

    Когда вы понимаете, что ложное нуждается во времени, и всё нуждающееся во времени ложно, вы приближаетесь к Реальности, которая безвременна, всегда в сейчас.

    Вечность во времени — это простая повторяемость, как движение стрелки часов.

    Оно без конца течёт из прошлого в будущее, пустая бесконечность.

    Реальность — это то, что делает настоящее таким живым, таким непохожим на прошлое и будущее, которые существуют только в уме.

    Если вам нужно время, чтобы достичь чего-либо, значит оно ложное.

    Реальное всегда с вами, вам не нужно ждать, чтобы быть тем, что вы есть.


    Только вы не должны позволять своему уму выходить вовне в процессе поиска.

    Если вы хотите чего-то, спросите себя: мне это действительно нужно? И если ответом будет «нет», просто оставьте это.